Плата за пользование землей

Право пользования земельным участком, его виды и особенности

Плата за пользование землей

Право пользования земельным участком позволяет использовать тот или иной надел по своему усмотрению без выкупа его в собственность.

Право пользования земельным участком — особая форма права, закреплённая в гражданском и земельном законодательстве Российской Федерации (РФ). права пользования подробно изложено в этом документе.

Оно позволяет использовать тот или иной надел по своему усмотрению без выкупа его в собственность.

Какие виды такого права существуют и какие особенности эксплуатации земельных участков следует учесть?

Виды прав пользования земельными участками

Право пользования земельным участком (без подразделения на какие-либо виды) закрепляется в статье 271 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Согласно норме этой статьи под правом пользования следует понимать право использовать тот или иной земельный участок в необходимых целях, но без нарушения действующего законодательства.

Право пользования землей подробно извещается в Земельном Кодексе Российской Федерации. Несмотря на то что расшифровки этого понятия там не содержится, основные виды такого права перечислены в Главе 4 этого нормативного акта.

К таким видам будут относиться:

  • Аренда земельного участка. Это один из наиболее распространённых прав пользования, когда за эксплуатацию участка арендатор вносит регулярно определённую плату владельцу земли (независимо от того, государство выступает в качестве арендодателя или частное лицо, физическое или юридическое).
  • Постоянное бессрочное пользование по распространенности занимает второе место среди прав пользования земельными участками в современной России. Это право характеризуется предоставлением земель для использования в своих интересах исключительно государством из своих фондов. Предоставляться участок может абсолютно для любых целей, которые не противоречат закону. Максимальный срок использования составляет сорок девять лет, однако уже через год с момента заключения договора использования можно оформить участок в собственность при соблюдении условий использования его по назначению.
  • Безвозмездное срочное пользование. Этот вид права пользования землей распространён не так сильно, однако число тех лиц, которые заключают такие договоры использования, все равно достаточно велико. Срок, на который заключается договор, может составлять от одного года, а предоставить участок может как государство, так и физическое или юридическое лицо.
  • Право пожизненного наследуемого пользования. В настоящее время такое право пользования уже не предоставляется (оно было распространено в советские годы и выступало как единственно возможное право пользования), однако при переходе земельных участков на таком праве ещё возникает, но требует обязательного переоформления в собственность.
  • Право ограниченного пользования земельным участком или сервитут — право пользования чужим земельным участком. Это право устанавливается в том случае, если по каким-то причинам полноценное использование соседнего участка невозможно без наложения соответствующего обременения на тот участок, который находится в более привилегированном положении. Сервитут может быть установлен по договорённости между владельцами участков, а также при вмешательстве государства. Время его установления также рассчитывается исходя из условий необходимости эксплуатации, и может быть ограниченным (такой сервитут называется срочным) или неограниченным (постоянный или бессрочный сервитут).

Субъекты права пользования: какие права и обязанности у них есть?

Как и в любом другом праве, в праве пользования землей существуют объекты пользования и субъекты. Объектами считаются те земельные участки, в отношении которых осуществляется такое пользование. В качестве субъектов следует рассматривать физических и юридических лиц, а также государство, так как именно они осуществляют определённые действия по использованию существующих земель.

У субъектов права пользования существуют свои права и обязанности по отношению друг к другу и к тому объекту, относительно которого такое пользование осуществляется.

Право пользования земельным участком состоит в возможности (права субъектов):

  • Возникновения права собственности на все культурные растения и их семена, произрастающие на конкретном участке, независимо от того, были они посажены данным пользователем или иным человеком;
  • Самостоятельного осуществления всех хозяйственных мероприятий на предоставленном в пользование участке;
  • Использовании в режиме, не противоречащем действующему законодательству, обнаруженные на участке полезные ископаемые, а также находящиеся на его территории водные и лесные массивы;
  • Строительстве различных построек бытового, хозяйственного, социально-культурного или производственного назначения, если такое использование не противоречит целевому назначению конкретного участка;
  • Создании новых водных объектов, осуществлении комплекса мелиоративных мероприятий, направленных на улучшение состояния земель, находящихся на территории конкретного участка;
  • Получении компенсации затрат, вложенных в приведение в надлежащее сельскохозяйственное состояние, в том числе для повышения плодородия земель на данном участке.

Перечисленный список прав не является исчерпывающим и может быть изменён или дополнен условиями договора о праве пользования конкретным участком.

Что касается обязанностей субъектов земельных правоотношений, то к таким обязанностям будут относиться:

  • земельного участка и почв на нем в должном состоянии, в том числе проведение всех необходимых мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия почвенного покрова на конкретном участке;
  • Осуществление использования данного участка только в соответствии с его целевым назначением, в том числе и осуществление только разрешённого строительства на данном участке;
  • Возведение зданий и различных сооружений исключительно с соблюдением необходимых санитарных и строительных норм, что позволит минимизировать тот ущерб, который может быть причинен участку подобной деятельностью;
  • Обеспечивать осуществление свободного прохода и проезда к соседним участкам, а также беспрепятственный доступ к находящимся в зоне расположения лесным и водным объектам, если такое обеспечение относится к ведению пользователя участка;
  • Своевременно вносить плату за использование участка, если наличие такой платы предусмотрено договором пользования;
  • Предоставлять все необходимые сведения об эксплуатации земельного участка в органы субъекта федерации или муниципальной власти, если такие действия утверждены положениями договора, а также сообщать информацию о любых нарушениях состояния участка, независимо от того, по чьей вине произошло такое нарушение.

Перечень данных обязанностей сформирован на основе правоприменительной практики, связанной с правом землепользования. Однако этот перечень не является исчерпывающим и в каждом конкретном случае составления договора пользования может быть расширен путём добавления ещё каких-либо обязательств со стороны пользователя участком.

Если пользоваться участком более 15 лет…

То можно предпринять попытку оформления права собственности на этот участок. Такое право за пользователем закрепляется в статье 234 Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Однако в этой же статье содержится норма, в соответствии с которой оформить участок в собственность с использованием такого основания, как приобретательная давность, можно только на основании обращения в суд с исковым заявлением о признании права собственности.

Исковое заявление о признании права собственности на таком условии будет иметь ряд особенностей, которые заключаются в оформлении такого заявления и в определении сторон-участниц процесса:

  • Если говорить о сторонах-участницах процесса, то истцом будет выступать пользователь конкретного земельного участка, а ответчик может быть определён только в том случае, если рассматриваемый участок ранее находился в собственности. Если он принадлежал государству, то ответчика как такового не будет, так как предмета спора тоже не будет.
  • При оформлении иска по основанию признания права собственности отличие будет содержаться в возможном отсутствии ответчика (то есть указание на него может вообще отсутствовать в тексте заявления). Кроме того, в тексте документа при наличии спора должны содержаться требования о разрешении такого спора. В том случае, если предмета спора нет, истец выносит только одно требование — о признании за ним права собственности на рассматриваемый земельный участок.

Как показывает судебная практика, в большинстве случаев такие иски удовлетворяются ввиду отсутствия каких-либо споров по ним.

Особенности получения права пользования землей по решению суда

Наиболее распространёнными случаями признания права пользования землей по решению суда следует считать такие случаи как:

  • Отказ предоставить земельный участок в аренду на праве преимущественного заключения договора;
  • Отказ в предоставлении участка в срочное безвозмездное пользование несмотря на наличие утверждённых законом оснований;
  • Непредоставление возможности заключения договора сервитута на земельный участок с целью обеспечения нормального функционирования того надела, который находится в худшем территориальном расположении.

В том случае, если одно из перечисленных условий было зафиксировано, необходимо обратиться в суд для разрешения возникшего спора.

Оформление права пользования в случае вынесения положительного решения судом по возникшему спору будет осуществляться на основании вступившего в силу решения суда. Происходить эта процедура начнёт не ранее дня, следующего за днём вступления в законную силу вынесенного судебного акта (то есть на одиннадцатый день с момента вынесения такого решения, если оно не было обжаловано).

Что касается регистрации возникшего права, то при ее осуществлении копия решения суда, заверенная нотариусом, должна быть включена в перечень основных документов, которые предоставляются для получения свидетельства, подтверждающего законность возникшего права.

Кроме того, экземпляр судебного решения с отметкой о вступлении его в законную силу должен быть обязательно приложен к тексту договора о праве пользования на земельный участок, а в тексте самого договора должна содержаться ссылка на такое приложение.

Особенности использования земель различных категорий

Для каждого земельного участка, относимого к той или иной категории, есть свой правовой режим использования земель, который не должен противоречить действующему законодательству.

Если говорить о землях, расположенных в городских населенных пунктах, то здесь следует указать такие нюансы:

  • Строгое соответствие всех осуществляемых на земельном участке мероприятий генеральному плану города (если речь идёт об осуществлении строительства);
  • Недопущение нарушения экологических и санитарно-эпидемиологических норм при осуществлении эксплуатации земельного участка;
  • Согласование проводимых мероприятий экономической целесообразности развития бюджета города (если речь идёт, в том числе, и о коммерческой деятельности на территории участка);
  • Обязательное наличие документов, подтверждающих целевое фактическое пользование земельным участком (например, если он выделен под осуществление индивидуального жилищного строительства (ИЖС), то на нем должно осуществляться только такое строительство).

Кроме того, в каждом муниципальном образовании есть свои требования по использованию предоставленных в пользование земельных участков:

  • Если речь идёт о конкретных землях, которые выделены, например, для ведения личного подсобного хозяйства, то главным требованием к ним будет строгое соблюдение их целевого назначения.
  • При рассмотрении пользования землями, выделенными для создания крестьянского фермерского хозяйства необходимо обязательно соблюсти требование, связанное с использованием участка по прямому назначению. Это означает, что все действия, которые осуществляются на конкретном участке, должны быть направлены на создание такого хозяйства или организацию сельскохозяйственного производства.
  • При выделении в пользование земли, целью которой является осуществление индивидуального жилищного строительства, на таких землях запрещено целями их использования строительство домов этажностью более трёх, в которых может проживать более одной семьи.
  • Если речь идёт о земельном участке, выделенном для ведения личного подсобного хозяйства, то такой участок можно использовать только в своих личных целях. Передача его в аренду или субаренду запрещена условиями договора. Кроме того, организация иной формы ведения сельского хозяйства в данном случае будет считаться незаконной.

Важные моменты

Если речь идёт об использовании земельного участка в нарушение его целевого назначения, за подобное использование нарушителя ждёт наказание, определяемое в соответствии с нормами действующего законодательства.

В том случае, если выявлено, что нарушение было осуществлено в небольшом размере (например, причинен незначительный ущерб почвенному покрову участка, что повлекло снижение плодородия почвы), наказание будет определяться в соответствии с административным законодательством. Это же касается и нарушений в отношении соблюдения экологических норм эксплуатации участка.

Если ущерб определяется как значительный или выявлен явный факт нарушения целевого использования участка (он выделен под ведение личного подсобного хозяйства, а на нем строится многоквартирный дом), в этом случае недобросовестного пользователя ждёт ответственность уголовная (наиболее часто дела возбуждаются в этом случае по мошенничеству, а также из-за выявления факта нецелевого использования земель или нарушения экологической безопасности, что влечёт более серьёзные нарушения состояния участка).

Право пользования земельным участком собственником недвижимости сейчас является одним из наиболее распространённых в сфере правоотношений, связанных с использованием чужого имущества. Это обусловлено тем, что приобретение земли в собственность может позволить себе не каждый желающий, так как стоимость этого ресурса велика, а заключение договора пользования несет меньшие финансовые затраты.

Как и в любом другом праве, в праве пользования есть субъекты и объекты.

Субъекты, в качестве которых выступают физические и юридические лица, наделены своими правами и обязанностями, которые закрепляются в договоре пользования.

А в том случае, если они не исполняют свои обязанности и используют предоставленный участок с нарушением норм действующего законодательства, им грозит административная или уголовная ответственность.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo

Плата за использование земли в 2019 году, земельный налог, арендная плата за участок, нормативная цена земли | Земельный эксперт

Плата за пользование землей

Несмотря на то что земельные участки могут предоставляться гражданам во временное или бессрочное пользование, быть частной собственностью или принадлежать муниципалитету, пользователи не освобождаются от ряда платежей, которые являются обязательными в рамках эксплуатации земельных участков.

В частности, статья 65 Земельного кодекса РФ говорит об этом, и выделяет два вида платежей:

  • земельный налог;
  • арендная плата.

В первом случае порядок выплат регламентируется и контролируется налоговым законодательством, а во втором случае, аренда рассматривается как типичная гражданско-правовая сделка и соответственно регулируется ГК РФ.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Земельный налог

Гражданин или компания, владеющая землей, после оформления прав собственности на участок принимает на себя обязательства по уплате земельного налога. Плательщиками данного сбора становятся собственники территории, а также землевладельцы и землепользователи.

Исключением являются арендаторы, которые берут на себя обязанности по внесению арендной платы за пользование наделом. Поскольку данный вид налога является местным, то в гл. 31 Налогового кодекса РФ устанавливаются только предельные ставки для осуществления начислений.

О том, как рассчитать земельный налог для конкретного региона также прописано в НК РФ и нормативных актах субъекта федерации.

В отношении некоторых групп плательщиков устанавливаются льготы. К примеру, для пенсионеров в ряде регионов предоставляются скидки на уплату земельного налога.

Земельный налог в 2017 году исчисляется на основании кадастровой стоимости участка, который признается объектом налогообложения и выступает в роли налоговой базы. Данные изменения были приняты в 2015 году. Ставки по земельному налогу могут быть от 0,3 до 1,5%, в зависимости от того, какая территория выступает в роли объекта.

Ежеквартально собственник обязан подавать в налоговую инспекцию соответствующие декларации и оплачивать начисленные суммы. Налоговым периодом в данном случае признается весь год.

Плательщиками налога являются:

Оплачивается налог путем перечисления авансовых платежей в следующий месяц после подачи декларации. Окончательное погашение начислений должно состояться до 1 октября года, следующего за отчетным периодом.

Порядок оплаты земельного сбора для физических лиц предусматривает получение уведомительного письма, которое отправляется территориальным отделением ФНС не позже 30-ти дней до наступления даты платежа.

Арендная плата за землю

Понятие арендной платы за временное пользование земельной территорией дается в ст. 65 ЗК РФ. Размер, порядок и сроки осуществления данного платежа устанавливаются:

  • Правительством РФ;
  • органами субъектов РФ;
  • муниципалитетом.

Методика расчета арендной платы за землю предусматривает использование условий арендного соглашения и положений законодательных актов.

В целом арендный платеж определяется по формуле, в рамках которой происходит умножение рыночной стоимости земли, определенной не позднее чем за шесть месяцев до заключения арендного соглашения на ставку рефинансирования ЦБ, установленную в начале года.

Размер выплаты устанавливается в индивидуальном порядке и является существенным условием договора аренды. Следует отметить, что если территория, оформленная в аренду, не будет введена в эксплуатацию в течение трех последующих лет, то плата за землю возрастает до двукратной ставки земельного налога. Исключением в данном случае, являются земли ИЖС.

Исчисление арендного платежа за надел выполняется с учетом его кадастровой или нормативной стоимости.

Нормативная цена земли – это показатель, который предусматривает месторасположение надела, а также возможный доход за срок окупаемости. Оценка земли производится на основании ст. 66 ЗК РФ.

Арендная плата за землю в 2017 году может быть начислена в льготном порядке таким категориям граждан, как инвалиды, ветераны, пенсионеры.

Порядок внесения платы представляет собой непосредственную передачу средств арендодателю в установленные сроки.

Заключение

В итоге можно сделать несколько выводов:

  1. Эксплуатация земель в РФ подлежит оплате в виде арендного платежа или налога на землю. Каждая из форм оплаты имеет свои особенности начисления и порядок.
  2. Земельный налог исчисляется с учетом параметров участка, его правового режима, а также на основании положений налогового кодекса. Для оплаты, юридические лица подают декларацию, а граждане получают специальные уведомления, на основе которых потом перечисляют средства.
  3. Арендная плата устанавливается в рамках соглашения о срочном или бессрочном пользовании территориями, согласно официальному арендному соглашению. Размер платежа исчисляется в соответствии с законодательными актами муниципалитета или РФ.
  4. Для определения суммы выплаты в обоих случаях используется кадастровая стоимость земель, которая определяется путем проведения официальной оценки.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по плате за использование земельного участка

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Кирилл. Подскажите, как рассчитать арендную плату за надел, который я получил по праву безвозмездного пользования, если кадастровая стоимость у земли отсутствует? Можно ли рассчитать по какому-то другому виду стоимости или требуется только указанная? Обязательна ли оценка территории?

Ответ: Добрый день, в таком случае вы можете воспользоваться двумя вариантами. Во-первых, рассчитать нормативную стоимость территории и на основании данного показателя рассчитать арендную плату. Во-вторых, руководствуясь ст. 66 ЗК РФ, вы можете произвести оценку земельного надела и выяснить его кадастровую и рыночные стоимости.

Таким образом, выходит, что оценка может потребоваться только в случае выяснения рыночной или кадастровой стоимости.

Список законов

  • Статья 65 ЗК РФ
  • Статья 66 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/gosudarstvennye-zemli/plata-za-ispolzovanie-zemli/

Плата за землю и оценка земли

Плата за пользование землей

С началом земельной реформы в Российской Федерации было введено платное пользование земельными фондами, не зависимо от форм собственности и иных прав на земельные участки и ресурсы. Этот принцип применяется до настоящего времени.

Формами платы являются земельный налог (до введения в действие, налога на недвижимость) и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ).

Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В настоящее время еще действуют правила начисления и внесения платежей за землю, которые предусмотрены Законом РФ от 10 октября 1991 г. «О плате за землю».

Районные и городские органы Росземкадастра принимают участие в составлении списков плательщиков земельного налога и арендной платы за землю и осуществляют совместно с другими федеральными органами исполнительной власти контроль за целевым использованием средств от внесенной платы.

В списки включаются граждане и юридические лица, имеющие земельные участки в собственности, пользовании (исключая арендаторов), пожизненном наследуемом владении, на землях, переданных в ведение органа местного самоуправления, кроме земель лесного фонда, земельный налог за которые уплачивается в составе платы за пользование лесами.

Закон РФ «О плате за землю» устанавливает большой перечень лиц (физических и юридических) и объектов, которые освобождены от уплаты земельного налога (ст. 12). Этот перечень постоянно обновляется и дополняется.

Земельный налог на сельскохозяйственные угодья взимается с учетом состава угодий, их качества, площади и местоположения. Средние размеры земельного налога с одного гектара пашни по субъектам Федерации и доля централизации земельного налога и арендной платы в федеральный бюджет применяются согласно Приложению 1 к названному Закону.

Органы законодательной (представительной) власти субъектов Федерации, исходя из средних размеров налога с одного гектара пашни и кадастровой оценки угодий, устанавливают и утверждают ставки земельного налога по группам почв пашни, многолетних насаждений, сенокосов и пастбищ (в том числе минимальные ставки земельного налога на один гектар пашни и других сельскохозяйственных угодий).

Налог за городские (поселковые) земли устанавливается на основе средних ставок согласно Приложению 2 к названному Закону.

Средние ставки дифференцируются по местоположению и зонам различной градостроительной ценности территории органами местного самоуправления городов. Границы зон определяются в соответствии с экономической оценкой территории и генеральными планами городов. Налог за часть площади земельных участков сверх установленных норм их отвода взимается в. двукратном размере.

За земли, переданные в аренду, взимается арендная плата. Размер арендной платы – существенное условие договора аренды земельного участка.

Порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Федерации или в муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления (п. 3 ст.

65 ЗК РФ).

При этом размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения (п. 2 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

Порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земельные участки, находящиеся в частной собственности, устанавливаются договорами аренды земельных участков.

Земельный налог и арендная плата учитываются в доходах и расходах соответствующих бюджетов отдельной строкой и используются на следующие цели:

финансирование мероприятий по землеустройству, ведению земельного кадастра, мониторинга, охране земель и повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных затрат землепользователя на эти цели и погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, и процентов за их пользование. Средства на эти цели расходуются по соответствующим нормативам; инженерное и социальное обустройство территории.

Правовые основы оценки земель

Закон РФ «О плате за землю» к формам платы относит, помимо двух названных форм, также «нормативную цену земли». Однако нормативная цена земли — это, скорее, показатель расчета платежей за использование земли, а не форма платы.

Нормативная цена земли была учреждена Законом как показатель, характеризующий стоимость участка определенного качества и местоположения, исходя из потенциального дохода за расчетный срок окупаемости.

Она была предусмотрена для обеспечения экономического регулирования земельных отношений при передаче земли в собственность, при установлении долевой собственности на землю, при передаче по наследству, дарении и получении банковского кредита под залог земельного участка.

Порядок определения нормативной цены земли устанавливается Правительством РФ.

Такое постановление было принято Правительством РФ 3 ноября 1994 г. № 1204 «О порядке определения нормативной цены земли». Им установлена нормативная цена земли в размере 200-кратной ставки земельного налога на единицу площади земельного участка. При определении нормативной цены земли не учитываются льготы по земельному налогу за превышение норм отвода земель.

Органы исполнительной власти субъектов Федерации по представлению органов государственного земельного кадастра в зависимости от уровня рыночных цен на землю различного целевого назначения могут устанавливать по оценочным зонам земель на территории субъекта Федерации повышающие коэффициенты к размеру нормативной цены земли, определяемому в соответствии с п. 1 указанного постановления. При этом размер нормативной цены земли не должен превышать 75% уровня рыночных цен на земельные участки конкретного назначения соответствующей ценовой зоны.

Администрация района, города может повышать или понижать установленную в указанном порядке нормативную цену земли, но не более чем на 25%.

При осуществлении сделок с земельными участками и в иных случаях применения нормативной цены, предусмотренных законодательством Российской Федерации, районные (городские) органы государственного земельного кадастра выдают заинтересованным гражданам и юридическим лицам документ о нормативной цене земли конкретного земельного участка.

На основании приведенного постановления Правительства РФ Госкомзем России 27 декабря 1994 г. утвердил Рекомендации по установлению нормативной цены земли.

В них сказано, что установленный постановлением Правительства 200-кратный размер величины действующей ставки земельного налога на единицу площади Конкретного земельного участка в дальнейшем именуется базовой величиной нормативной цены земли.

Действующий ЗК РФ предусматривает установление кадастровой стоимости земельного участка для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 5 ст. 65).

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством РФ. Дей- ствует постановление Правительства РФ от 8 апреля 2000 г.

№ 316 «Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель».

Государственная кадастровая оценка земель проводится для определения кадастровой стоимости земельных участков различного целевого назначения. При такой оценке земель принимаются во внимание сервитуты, а также иные ограничения (обременения) прав пользования землей, установленные в законодательном, административном и судебном порядке.

Оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

В городах и сельских поселениях, садоводческих, огороднических и дачных объединениях граждан оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также других методов массовой оценки недвижимости.

Оценка сельскохозяйственных угодий вне черты городских и сельских поселений и земель лесного фонда осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода.

Оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений устанавливается на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.

В процессе оценки земель проводится оценочное зонирование территории. Оценочной зоной признается часть земель однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.

В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.

По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

Кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты такой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Методические и нормативно-технические документы, необходимые для проведения оценки земель, разрабатываются и утверждаются федеральным органом, исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами по согласованию с уполномоченным органом по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Споры, возникающие при поведении оценки земель, рассматриваются в судебном порядке.

Для случаев определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость земельного участка устанавливается в процентах от его рыночной стоимости.

При продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков их стоимость определяется по правилам, предписанным ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (ст. 2). Она устанавливается субъектами Федерации по следующим правилам.

В поселениях с численностью населения свыше 3 миллионов человек цена земли устанавливается в размере от пяти- до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.

В поселениях до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений цена земельных участков определяется в размере от трех- до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).

При продаже земельного участка к его стоимости применяется поправочный коэффициент, учитывающий основной вид использования расположенных на земельном участке зданий, строений, сооружений. Поправочные коэффициенты, учитывающие основные виды использования, утверждаются Правительством РФ в размере от 0,7 до 1,3.

Рыночная стоимость земельного участка устанавливается в соответствии с ФЗ от 29 июля 1998 г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Он определя- ет правовые основы регулирования оценочной деятельности в отношении объектов оценки, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Федерации или муниципальным образованиям, физическим и юридическим лицам, для целей совершения сделок с объектами оценки.

Для указанных в Федеральном законе целей под'рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда:

  • одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение;
  • стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах;
  • объект оценки представлен на открытый рынок в форме публичной оферты;
  • цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки, и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было;
  • платеж за объект оценки выражен в денежной форме.

При определении рыночной стоимости объектов оценки используются Стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности, которые были утверждены постановлением Правительства РФ от 6 июля 2001 г.

№ 519 «Об утверждении Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности».

Субъектами оценочной деятельности признаются, с одной стороны, юридические и физические лица (индивидуальные предприниматели), деятельность которых регулируется ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», а, с другой стороны, – потребители их услуг (заказчики).

Основанием для проведения оценки объекта является договор между оценщиком и заказчиком. Договором может быть предусмотрено проведение данным оценщиком оценки конкретного объекта, ряда объектов либо долговременное обслуживание заказчика по его заявлениям. Обязательные требования к такому договору установлены названным Федеральным законом.

Надлежащим исполнением оценщиком своих обязанностей, возложенных на него договором, считается своевременное составление в письменной форме и передача заказчику отчета об оценке объекта оценки.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, оценка объекта, в том числе повторная, может быть проведена оценщиком на основании определения суда, арбитражного или третейского суда, а также по решению уполномоченного органа.

Проведение оценки объектов оценки обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценйи, принадлежащих полностью или частично Российской. Федерации, ее – субъектам либо муниципальным образованиям.

Итоговая величина стоимости объекта .оценки должна быть выражена в рублях в виде единой величины, если в договоре об оценке не предусмотрено иное.

Указанная в отчете об оценке, составленном в установленном порядке, итоговая величина стоимости объекта может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев.

Источник: http://be5.biz/pravo/z007/11.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.