Отличие публичного сервитута от частного
Содержание
- 1 Публичный сервитут – передел земельной собственности монополиями
- 1.1 Публичный сервитут — самая тяжкая форма обременения
- 1.2 В чем разница между частным и публичным сервитутом на землю
- 1.3 Что общего в частном и публичном сервитуте
- 1.4 Установление публичного сервитута на земельный участок
- 1.5 Как подается заявление
- 1.6 Какую роль играют общественные слушания в публичном сервитуте
- 1.7 Принятие нормативно-правового акта
- 1.8 Регистрация публичного сервитута
- 1.9 Как происходит межевание при публичном сервитуте
- 1.10 Может ли собственник отстоять свои права
- 1.11 Пример судебной тяжбы
- 1.12 Прекращение действия публичного сервитута
- 2 Эксперты Кадастровой палаты разъяснили правила установления сервитута
- 3 Анализ и сравнение понятий публичного и частного сервитута
- 4 Публичный и частный сервитут на земельный участок: что это такое, для чего нужен, как установить, что содержится в договоре?
- 4.1 Что это такое?
- 4.2 Публичный
- 4.3 Частный
- 4.4 Основные причины для регистрации частных сервитутов
- 4.5 Перечень документов
- 4.6 Договор
- 4.7 Как оформить на проезд к участку?
- 4.8 Судебное наложение
- 4.9 Плата за использование земли
- 4.10 Что влияет на размер?
- 4.11 Основания для прекращения
- 4.12 Отмена по согласованию
Публичный сервитут – передел земельной собственности монополиями
На каждый земельный участок (ЗУ) по требованию гражданских, юридических лиц или в интересах государства возможно временное или бессрочное наложение частного или публичного сервитута. Установление сервитута является формой обременения земли:
- пользоваться можно не всей площадью ЗУ (из нее вычитается размер участка под сервитут);
- происходят денежные потери при продаже ЗУ или из-за нереализованных возможностей;
- иногда возникают издержки большие, чем предполагалось, вплоть до полной потери надела.
Наиболее обременительным является бессрочный публичный сервитут.
Публичный сервитут — самая тяжкая форма обременения
Прежде чем читать дальше, предлагаем ознакомиться со статьей, раскрывающей понятие “сервитут”, виды сервитутов, порядок установления и прекращения.
П. 5, ст. 23 ЗК гласит о том, что бремя сервитута должно быть минимальным для конкретного ЗУ. То есть недопустимо, когда из-за обременения у земельных собственников возникают большие неудобства, финансовые потери, моральный ущерб.
Этот основополагающий пункт часто игнорируется в судах, рассматривающих споры. Владелец земли фактически бессилен перед государственными монополиями.
В чем разница между частным и публичным сервитутом на землю
- Частный сервитут на земельный участок преследует личные интересы и накладывается по просьбе отдельных лиц:
- например, граждане, строящие дом, просят у соседа разрешение временно использовать часть его участка для подъезда транспорта;
- чтобы не обходить чей-то неудобно расположенный земельный надел, соседи просят его хозяина разрешить проводить скот на пастбище через свою территорию.
- Публичный сервитут устанавливается в государственных и общественных интересах, может инициироваться государством, хотя возможен также по инициативе группы граждан:
- вблизи жилой зоны предполагаются залежи полезных ископаемых, и государство решает начать геологоразведочные работы — на ЗУ, попадающие в зону разработки, будет наложено обременение;
- жители столичных пригородов обращаются с просьбой к субъекту федерации построить дорогу или ветку метро, которые невозможно провести без затрагивания интересов земельных собственников;
- принято решение о прокладывании новой ветки газопровода.
- Частный сервитут устанавливается в добровольном или судебном порядке (по взаимному соглашению или решению суда): при возникновении конфликта сторона, претендующая на ограниченное право пользования землей, обращается с иском в суд.
- Публичный сервитут на земельный участок накладывается без суда принятием нормативного правового акта или закона.
- При введении ЧС владелец ЗУ имеет право на денежную компенсацию, соответствующую его потерям из-за появившегося бремени: цена сервитута указывается в соглашении или судебном постановлении.
- Поправка в законе (п. 7, ст. 23), предусматривающая компенсацию хозяину ЗУ при появлении трудностей из-за наложения публичного сервитута, с 2015 г. утратила свою силу.
Что общего в частном и публичном сервитуте
- И при частном, и при публичном сервитуте владелец не теряет прав собственности и может совершать все сделки с земельным участком.
- Бремя при уступке прав переходит к новому собственнику.
- Сервитут официально устанавливается после государственной регистрации (п.9, ст.23).
Установление публичного сервитута на земельный участок
Установить сервитут могут:
- правительство РФ;
- субъекты Федерации (республики, края, области, округа, города Москва, Санкт-Петербург, Севастополь);
- ОМСУ (органы местного самоуправления).
Цели ведения:
- обеспечение прохода (проезда) через ЗУ, в т.ч. к водным объектам и береговым зонам;
- ремонт инженерно-технических линий, коммуникаций, дорог, ж/д путей, транспортных остановок и станций (порядок проведения регулируется главой 4, закона N 257-ФЗ);
- забор воды в водоемах;
- сенокос и пастбища;
- охота, рыбалка, разведение рыбы;
- прогон домашнего скота;
- дренажные работы на ЗУ;
- проведение размежевания, геодезических, гравиметрических работ;
- проведение геолого-разведывательных работ, различных исследований (обременение накладывается на определенный срок).
Сервитут на зарезервированные государством или ОМСУ земли может быть только временным, при этом период его действия не превышает срока резервации.
Порядок установки публичного сервитута таков:
- Подача заявления от имени заинтересованных лиц.
- Общественные слушания.
- Принятие закона или нормативного акта.
- Регистрация в ЕГРН.
Как подается заявление
Заинтересованные лица (гражданские или юридические), в том числе представляющие государственные интересы, обращаются с заявлением в правомочные компетентные органы (правительства РФ, субъектов РФ, ОМСУ). Выбор инстанции зависит от того, на каком уровне решается вопрос.
В заявление содержатся сведения:
- о ЗУ (адрес или местоположение, площадь);
- виде и цели сервитута;
- сроке обременения;
- собственниках земельного участка;
- лицах, в интересах которых вводится обременение.
Заявление рассматривается, затем выносится решение. Если оно положительно, то дальше наступает интересный этап — общественные слушания.
Какую роль играют общественные слушания в публичном сервитуте
Самую минимальную. Этот этап сегодня имеет чисто формальное значение: вроде бы государство прислушивается к мнению народа, но с другой стороны оно носит “рекомендательный” характер:
Общественные слушания не являются обязательным основанием для принятия решения, устанавливать публичный сервитут или нет.
То есть государственные мужи послушают, и все равно сделают по-своему. Что такое публичные слушания, точно неизвестно, так как это определение отсутствует в законах. Может это собрание народа на площади? Публичные дебаты или опросы общественного мнения? Очень похожи общественные слушания на собрания ТСЖ, которые ничего не решают.
Слушания должны вестись по протокольной форме:
- все выступления, точки зрения, возражения, мнения “за” и “против” записываются;
- указываются паспортные данные участников дебатов.
Принятие нормативно-правового акта
После одобрения заявления органы, куда оно поступило, принимают нормативно-правовой акт (НПА), разрешающий введение сервитута. Если решение принимается на государственном уровне правительством, то выпускается соответствующий закон или постановление.
Правовые документы подтверждают вид и цели сервитута, указывают срок, на который он устанавливается. Обязательно прилагаются:
- данные о местоположении участка, его площади;
- ситуационный план ЗУ с указанием границ;
- кадастровый номер участка;
- сведения о физических (юридических) лицам, которым принадлежит земельный участок.
Регистрация публичного сервитута
Сервитут вступает в юридическую силу только после регистрации в ЕГРН.
Для регистрации необходимы такие документы:
- Заявление собственника по стандартной форме о регистрации.
- Кадастровый план с указанными границами сервитута.
- Нормативно-правовой акт.
- Квитанция об уплате государственной пошлины.
- Доверенность (если интересы собственника представляет другое лицо).
Регистрация осуществляется не сразу после подачи заявления, так как требуется время для внесения изменения в кадастровый план, который выполняется инженерами отдела землеустройства.
Акту регистрации сервитута присваивается индивидуальный номер в Росреестре.
Как происходит межевание при публичном сервитуте
Межевание ЗУ — буквально означает установку границ земельного участка при помощи колышек, дюбелей и другого инвентаря. Оно необходимо для получения кадастрового паспорта ЗУ в ЕГРН.
- Технические земельные инженеры проверяют установленные границы и составляют кадастровый план участка.
- После этого проводится регистрация прав собственника на землю.
- Если наложен сервитут, приходится проводить опять межевание для определения новых границ и вносить поправки в кадастровый план.
Возникает много волокиты с оформлением документов на землю. Некоторые собственники, чтобы не ходить в Росреестр дважды, покупают участок, не регистрируют его, а вначале проводят межевание ЗУ с учетом сервитута. И только затем идут на регистрацию. Такое возможно, если хозяин участка точно знает, что на его земельный надел будет наложен ПС.
Но нельзя полагаться на слухи или проекты законов, которые очень часто не утверждаются законодательством. Поэтому лучше всего проводить межевание уже после принятого нормативного акта об установлении публичного сервитута на земельный участок.
Может ли собственник отстоять свои права
Неприятные моменты при установлении публичного сервитута:
- собственнику не гарантируется компенсация за понесенный ущерб;
- размер бремени может оказаться гораздо больше обещанного.
Что делать?
Пострадавший имеет право обращаться в судебные инстанции при ущемлении своих интересов (п. 8, ст. 23). Публично-правовые отношения рассматриваются административными судами, поэтому необходимо подавать административный иск.
Обидно, что законодательство больше не предусматривает обязательную оплату издержек собственника, как при ЧС, хотя государство может проявить “доброту”:
- например, снять сервитут (за ненадобностью или по окончании срока резервации земли);
- изъять ЗУ у собственника полностью, а взамен предоставить ему компенсацию или аналогичный участок.
Пример судебной тяжбы
Отстоять свои права собственнику при наложении публичного сервитута в реальности очень трудно. Суды первой инстанции, используя бюрократические заковырки в законах, часто отклоняют иски.
Примером является следующий случай.
- В границах села N установили публичный временный сервитут на проход граждан(проезд) к водоему и берегу.
- Собственник M. подал иск в административный суд с намерением оспорить данный нормативный акт:
- право ограниченного пользования его земельными участками возникло у неограниченного круга лиц;
- у местной администрации были другие возможности организации свободного проезда (прохода) к водоему.
- Первой судебной инстанцией иск был отклонён на том основании, что сервитут не зарегистрирован, а значит официально не существует, и стало быть нет и предмета для спора.
- М. обратился в следующую инстанцию — Верховный Суд РФ (коллегию по административным делам).
- Коллегия отменила решение первого суда и возвратило дело на повторное рассмотрение, указав на нарушения:
- кодекса административного производства КАС (п. 1 ч. 2 ст. 1) о рассмотрении и разрешении гражданских и административных дел, оспаривающих нормативные акты;
- ч. 1 ст. 208 КАС РФ — о праве граждан и юрлиц обращаться с исковыми заявлениями, если они считают, что данные нормативные акты нарушают их права и интересы;
- п.8, ст. 23 ЗК РФ — о защите своих прав в суде лицами, чьи интересы были нарушены после установления публичного сервитута.
Основаниями для пересмотра дела являются:
- Решение Верховного суда (обзор №35): Даже если публичный сервитут не зарегистрирован в Росреестре, это не может препятствовать рассмотрению искового заявления судом и признанию недействительным нормативного акта, который установил данное обременение.
- Ст. 47, ч. 2 и 3 постановления N 131-ФЗ, принятое в 2003 г.: Муниципальные НПА вступают в силу сразу после опубликования. Граждане должны иметь возможность ознакомиться с ними (кроме сведений, ограниченных законом).
Прекращение действия публичного сервитута
Основания для снятия сервитута:
- истечение срока действия обременения;
- окончание срока резервации земли, на которой расположен участок;
- исчезновение необходимости в сервитуте;
- стихийное бедствие, приведшее к невозможности использования участка;
- аннуляция по решение суда нормативного акта о введении ПС.
Автоматического снятия публичного сервитута нет — нужно регистрировать прекращение его действия в Росреестре, вновь внося изменения в кадастровый план.
Загрузка…
Источник: https://moezhile.ru/yurist/publicnyj-servitut.html
Эксперты Кадастровой палаты разъяснили правила установления сервитута
При приобретении земельного участка собственники недвижимости могут столкнуться с ситуацией, когда для обеспечения прохода или проезда к своему участку, прокладки и эксплуатации линий электропередачи и других нужд необходимо воспользоваться соседним участком. Возникшую проблему поможет решить установление сервитута. Эксперты Кадастровой палаты рассказали, что такое право ограниченного пользования, как заключить соглашение о частном сервитуте и как его зарегистрировать.
Что такое сервитут?
Сервитут — это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужим земельным участком. Существует два вида сервитута: публичный и частный.
Публичный сервитут устанавливается в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. Например, если попасть к водоему общественного пользования и его береговой полосе, к роднику или иному социально значимому объекту можно только через ваш участок, он может быть обременен правом прохода или проезда к этим объектам.
Зачем нужен сервитут?
· для индивидуального доступа к жилищу, когда проход или проезд возможен только через соседний земельный участок;
· для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов;
· для обеспечения других нужд землевладельца.
Таким образом, ограничение на объект недвижимости устанавливается в интересах конкретных лиц.
Как заключить соглашение о сервитуте?
Как правило, сервитут устанавливается по добровольному соглашению сторон или по судебному решению, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Предоставление сервитута на земельный участок требует документального оформления. В этом заинтересован, в первую очередь, будущий обладатель сервитута.
Прежде чем заключать такое соглашение, необходимо определить, установлены ли границы земельного участка, в пределах которых регистрируется ограничение (обременение) в виде частного сервитута.
Если сервитут будет установлен на часть земельного участка, и такая часть земельного участка не поставлена на кадастровый учет, необходимо выполнить соответствующие кадастровые работы (межевание).Если же сервитут будет установлен на весь земельный участок, и он стоит на кадастровом учете, то проведение кадастровых работ не требуется.
Чтобы оформить межевой план, содержащий необходимые для государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.
Если собственник земельного участка согласен установить сервитут, нужно заключить с ним соглашение о сервитуте с указанием:
· кадастрового номера земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут;
· сведений о сторонах соглашения с паспортными данными;
· цели и основания установления сервитута;
· срока действия сервитута (если сервитут не бессрочный);
· размера платы (если сервитут устанавливается за плату);
· прав и обязанностей сторон соглашения, в том числе вашей обязанности после прекращения сервитута привести участок в состояние, соответствующее разрешенному использованию (например, при прокладке коммуникаций засыпать траншею, восстановить плодородный слой почвы и т. д.).
Стоит отметить, что размер платы за сервитут определяется сторонами соглашения об установлении сервитута. Если соглашение не достигнуто — вопрос об установлении сервитута решается в судебном порядке. Как правило, размер платы зависит от множества факторов, поэтому для его определения целесообразно обратиться к специалисту (оценщику).
Регистрация сервитута
Частный сервитут надлежит зарегистрировать в Росреестре. Для этого участникам заключенного соглашения (или одному из них), необходимо обратиться в офис Центра государственных услуг «Мои документы» (МФЦ) с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка и государственной регистрации прав в виде ограничения (обременения) части земельного участка, приложив к нему необходимый пакет документов.
После завершения регистрационных действий заявитель получит выписку из ЕГРН, содержащую сведения об обременениях, наложенных на земельный участок.
Однако в случае заключения соглашения об установлении сервитута сроком до трех лет, законом допускается установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения кадастровых работ (межевания), без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.
«Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи либо залога, не может быть передан лицам, не являющимся собственниками объекта недвижимости, для обеспечения которой он был установлен. При переходе прав на земельный участок обременения в виде сервитута перейдут к новому владельцу», — отметил заместитель директора — главный технолог Кадастровой палаты по Москве Виктор Горелышев.
Добавим, что обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.
Источник: https://finance.rambler.ru/other/44791350-eksperty-kadastrovoy-palaty-razyasnili-pravila-ustanovleniya-servituta/
Анализ и сравнение понятий публичного и частного сервитута
Права на земельный участок есть не только у собственника. В некоторых случаях они могут быть переданы другим лицам. Такие права использования ограничены. Фактически земля остается у владельца, но пользоваться ею может и другое лицо. Обременения такого характера могут устанавливаться по договоренности между физическими, юридическими лицами или государственными органами.
Виды установления ограниченного права пользования чужим имуществом
Сервитут – это обременение, устанавливаемое в отношении недвижимости, в том числе и земельных участков (подробнее о том, что такое земельный сервитут и как он оформляется, мы рассказывали здесь).
Суть его заключается в том, что другие лица смогут использовать территорию или её часть, например, для проезда.
Внимание. Законодательством определено два вида обременений – частный и публичный.
Они по сути схожи, но все же имеют некоторые отличия, основным из которых является статус сторон сделки.
- Частный сервитут – это соглашение, которое заключается между физическими лицами, в результате которого человек получает право использовать участок, который ему не принадлежит, например, для проезда к своему дому. Стороной индивидуального обременения может быть и юридическое лицо.
- Установление публичного сервитута определено статьей 23 Земельного кодекса РФ. Суть его заключается в том, что в качестве стороны сделки выступает местный орган власти. Обременение может устанавливаться в отношении государственной или муниципальной земли. Больше информации о том, как происходит процедура установления публичного сервитута, найдете тут.
Более подробную информацию о существующих видах сервитута можете найти в этом материале.
Сходство этих видов правоотношений
Несмотря на разный статус участников сделки частный и публичный сервитуты имеют некоторое сходство. Оно заключается в том, что обременение касается земельного участка или его части.
В результате частичное право использования появляется у третьих лиц. При этом участники сделки могут не состоять между собой в родственных или семейных отношениях.
Важно. Оба вида сервитута могут быть установлены принудительно, независимо от желания собственника земли, в судебном порядке, например, если другие лица не могут получить доступ к своим участкам, иначе как через территорию владельца.
Чем они отличаются?
Несмотря на сходство частный и публичный сервитуты имеют ряд отличий. Прежде всего это касается целей установления. Разница заметна также в основаниях обременения, процедурах реализации сделки и границах действия.
Цели
Цель установления частного сервитута определяется его названием. Сделка такого характера заключается в интересах отдельного лица. Чаще всего это касается в возможности проехать или пройти через участок соседа к своему дому.
Частный сервитут может устанавливаться и других целях.
Цели установления публичного сервитута более глобальные. Они указаны в статье 23 ЗК РФ.
В такой список включены:
- Обеспечение свободного доступа к водным объектам общего пользования и береговой полосе.
- Расположение на территории знаков межевания, геодезических, гравиметрических и нивелирных пунктов, а также доступа к ним.
- Выполнение работ по дренажу.
- Забор водных ресурсов.
- Прогон и выпас скота.
- Сенокошение.
- Охота, рыбалка и рыбоводство.
- Размещение электрических, тепловых и водонапорных сетей, линейных объектов системы газоснабжения и нефтепроводов.
- Складирование строительных материалов.
- Размещение временных или вспомогательных сооружений – ограждений, бытовок, навесов, а также строительной техники.
- Устройство пересечений автомобильных и железных дорог.
- Проведение инженерных изысканий.
- Размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях.
Справка. Отличие в целях заключается в том, что публичный сервитут затрагивает интересы не определенного количества людей.
Основание
В качестве основания для установления публичного сервитута выступает законодательный акт или иной нормативный документ, разработанный органом власти на уровне Федерации, региона или субъекта, например, постановление или решение.
В свою очередь частный сервитут – это волеизъявление двух лиц, которое оформляется в виде договора.
В качестве основания установления частного обременения может выступать и судебное решение. Это характерно для случаев, когда стороны не пришли к взаимному согласию, а необходимость сервитута актуальна.
Подробнее об основаниях для возникновения сервитута читайте в этой статье.
Описание процедуры установления
Процедуры установления обоих сервитутов реализуются по-разному.
Для установления публичного сервитута, необходимо провести топографические работы. Результаты передаются в службу кадастра и картографии, с целью внесения изменения в план и определения границ обременения.
Такие работы необходимо провести независимо от того, кто выступает инициатором установления сервитута. Если инициатива исходит от физического лица или группы, то в местный орган власти направляется индивидуальное или коллективное обращение.
Внимание. Заявление рассматривается в течение трех календарных месяцев.
Инициаторы обращения информируются о времени и месте рассмотрения заявления. По результатам выносится решение об отказе или удовлетворении требований. Документ должен быть опубликован в СМИ и размещен на интернет ресурсе органа власти. Необходимые данные должны быть переданы в Росреестр. После этого сервитут считается установленным.
Частное обременение несколько проще. Достаточно заключить двухсторонний договор между собственником участка и заинтересованным лицом. До этого можно направить письменное предложение владельцу территории. Хотя закон не обязывает инициатора чести переписку с собственником.
В договоре должно быть указано:
- Дата и место заключения.
- Сведения о сторонах сделки или их законных представителя.
- Предмет договора. В данном случае это будет установление частного обременения.
- Стоимость и порядок расчетов. Собственник вправе требовать денежную компенсацию за неудобства, связанные с установлением обременения.
- Права, обязанности и ответственность сторон.
- Срок действия договора.
- Порядок урегулирования споров.
- Реквизиты и подписи сторон.
Договор оформляется в трех экземплярах, по одному для каждого из участников и регистрирующего органа. Соглашение можно заверить у нотариуса. Это не является обязательным правилом.
Завершающим этапом является обращение в Росреестр.
В перечень документов, необходимых для регистрации изменений входят:
- Паспорт заинтересованного лица.
- Договор об установлении обременения.
- Квитанция об уплате государственной пошлины.
- Свидетельство о праве собственности на земельный участок.
- Кадастровый паспорт.
- Заявление инициатора.
- Доверенность законного представителя.
Важно. Размер государственной пошлины, которая взимается за регистрацию такой сделки, определена пунктом 31 статьи 333.33 НК РФ. Он зависит от статуса плательщика. Физическое лицо заплатит 1500 рублей, юридическое – 6000.
Информация в базу данных будет внесена в течение семи рабочих дней, с момента поступления обращения.
Подробнее о том, как происходит установление частного и публичного сервитутов, мы рассказывали тут, а здесь вы сможете более детально ознакомиться с процедурой регистрации обременения.
Границы зон действия
В случае с публичным обременением оно может затрагивать участки нескольких собственников и кадастровые работы проводятся в отношении каждого из них. Частный сервитут касается территории одного владельца.
Если частное обременение устанавливается в отношении части земли, необходимо произвести переформирование кадастровой выписки земельного надела с переделом пространства.
О том, как на кадастровом плане отображают схему границ действия сервитута, мы рассказывали тут.
Другие различия
Отличия обременений заключаются ещё и в финансовой стороне вопроса. В случае с частным оплата устанавливается практически всегда, при публичном – только при наличии существенных препятствий, например, если в результате установления обременения собственник не сможет выращивать часть культур.
О том, каким образом определяется размер и порядок оплаты за пользование сервитутом, узнаете тут.
Различие заключается и в статусе участников сделки.
- Частный сервитут имеет место между физическими или юридическими лицами.
- В установлении публичного ограничения должен принимать участие местный или федеральный орган власти.
Отличаются сервитуты и количеством лиц, чьи интересы затрагиваются. В частном случае это конкретные люди или организации, в публичном – количество не ограничивается числом.
Внимание. Регистрация публичного обременения в Росреестре государственной пошлиной не облагается, в случае частного сервитута внесение оплаты является обязательным условием.
Публичный сервитут устанавливается в отношении земельного участка, частный – в отношении любой недвижимости. Юридическое лицо оплачивает больший размер пошлины, чем физическое.
Сравнительная таблица
Факторы | Публичный сервитут | Частный сервитут |
Объект | земля. | любая недвижимость. |
Субъект | неограниченный круг лиц. | конкретное лицо. |
Основание установления | законодательный акт. |
|
Права собственника земли | при затруднении использования участка по назначению требовать соразмерную плату от местных властей, установивших сервитут. |
|
Причина |
| интерес отдельного лица. |
Инициаторы | физические лица или органы власти. | физические лица. |
Публичный и частный сервитуты – это обременения, которые устанавливаются по отношению к объектам недвижимости. В основном это связано с обеспечением доступа к земельным участкам. Несмотря на идентичную суть, сервитуты имеют много отличий. Они касаются не только статуса участников или оплаты, но и целей установления.
Источник: https://pravoved.online/servitut/otlichiya-chastnogo-i-publichnogo
Публичный и частный сервитут на земельный участок: что это такое, для чего нужен, как установить, что содержится в договоре?
Установление сервитута на земельный участок – законный способ закрепить ограничение на право пользования чужим имуществом. Используется этот правовой инструмент в тех ситуациях, когда ограничение прав требуют интересы других собственников.
Что это такое?
Понятие сервитута описано в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и представляет собой установку частичного права на пользование соседним участком земли. Эта процедура существенно ущемляет права собственника на пользование своим имуществом, поэтому введение сервитута не может быть произвольным.
В соответствии с положениями статьи 274 ГК РФ сервитут может быть установлен в следующих ситуациях:
- При необходимости установления беспрепятственного доступа на соседний земельный участок.
- При необходимости проведения государственных работ по возведению, реконструкции или использованию объектов инфраструктуры.
- При возникновении необходимости проведения линии энергоснабжения на соседний земельный надел.
- Когда ограничения на пользование землей соответствуют интересам множества лиц.
Важно! Введение сервитута накладывает серьезные ограничения на интересы собственника, поэтому требования всех законодательных актов должны исполняться неукоснительно.
Законом также предусмотрена государственная регистрация всех типов сервитутов в Росреестре. Сведения об установленных ограничениях и их сроках в обязательном порядке вносятся в базу ЕГРН.
Публичный
Понятие публичного сервитута закреплено в статье 23 Земельного Кодекса РФ. Его основной характеристикой является то, что одним из участников соглашения в обязательном порядке выступает государственный или муниципальный орган власти. При этом целью договора является защита прав и интересов неограниченного числа граждан.
Основаниями для применения публичного сервитута являются:
- Организация свободного доступа к водному объекту.
- Возможность проведения работ по ремонту и обслуживанию объектов коммунальной инфраструктуры.
- Необходимость проведения дренажных работ.
- Прогон животных сельскохозяйственного назначения.
- Сенокошение и организация выпаса скота в установленные временные периоды.
- Осуществление исследований и геологоразведывательных работ.
Частный
Частный сервитут – понятие, закреплённое в статьях 274–277 ГК РФ. Согласно установленным нормам владелец недвижимости (участка земли или построек) имеет право требовать от хозяина соседнего земельного надела права ограниченного пользования принадлежащим ему имуществом (землей).
Статья 277 ГК РФ. Обременение сервитутом зданий и сооружений
Применительно к правилам, предусмотренным статьями 274 – 276 настоящего Кодекса, сервитутом могут обременяться здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.
Основанием для установки частного сервитута является договор между заинтересованным лицом и владельцем земельного участка. Если мирным путем согласия достичь не удалось – спор может быть разрешен в судебном порядке.
Обременение, возникшее в результате установки сервитута, не лишает владельца недвижимости права на владение, пользование и распоряжение ею.
Основные причины для регистрации частных сервитутов
На законодательном уровне установлены следующие обстоятельства установления сервитута:
- Приобретение законного права прохождения через соседний земельный надел.
- Проведение прокладки линий связи, электропередачи или всех типов трубопроводов.
- Снабжение земельного надела водой.
- Для обеспечения возможности удовлетворения прочих нужд собственников.
Причины, которые могут повлечь наложение сервитута, указаны также в ФЗ № 123 «О племенном животноводстве» от 03.08.1995:
- Обеспечение животных водой.
- Для обеспечения выгона скота.
- Для обеспечения возможности сбора и отвода воды.
Перечень документов
Набор документов, требующийся для установления сервитута, различается в зависимости от правовой принадлежности заявителя.
Для юридических лиц потребуются:
- Правовой акт, являющийся основой для установки сервитута.
- Учредительные документы организации, ее устав и учредительный договор.
- Выписка из базы ЕГРЮЛ.
- Доверенность, если интересы компании представляет доверенное лицо.
- Согласие органов власти на установление ограничений.
- Правоустанавливающие документы, подтверждающие статус муниципалитета.
- Постановление о проведении общественных дебатов.
- Кадастровый паспорт земельных наделов.
Граждане, имеющие статус физических лиц обязаны также предоставить:
- Паспорт гражданина РФ.
- Платежный документ, подтверждающий оплату государственной пошлины.
Общими документами, требующимися для всех категорий граждан, являются:
- Соглашение сторон.
- Кадастровый паспорт с разметкой зон, на которые накладываются ограничения.
Если решение об установлении сервитута вынесено в ходе судебного процесса для проведения процедуры потребуется также предъявить постановление суда. Дополнительно потребуется приложить 2 копии документа заверенные печатью с отметкой о вступлении решения в законную силу.
Договор
Документ в обязательном порядке должен содержать следующие разделы:
- Преамбула. Здесь должны быть указаны сведения об участниках сделки и информация о доверенностях, если интересы сторон представляют доверенные лица.
- Предмет соглашения. В этом разделе указывается порядок установки сервитута и цели его введения.
- Стоимость. Сервитут может быть установлен на возмездной основе, поэтому в тексте договора необходимо указать размер установленной платы, а также порядок расчетов.
- Права и обязанности участников сделки.
- Действия сторон при возникновении обстоятельств непреодолимой силы.
- Реквизиты участников.
- Подписи сторон.
- Дату подписания соглашения.
К существенным условиям договора относят:
- Кадастровые данные на земельный участок.
- Информацию о формируемом обременении.
- Сведения о целях введения ограничений.
- Порядок расчетов между участниками сделки.
Как правило, к основному договору прилагаются:
- Кадастровый паспорт земельного надела.
- Схема участка и описание порядка его использования после установки обременения.
- Расчет платы за сервитут.
Подписание соглашения должно происходить сразу после достижения сторонами договоренностей относительно его условий. Произойти это должно не позднее 30 календарных дней с момента разрешения имеющихся противоречий.
Как оформить на проезд к участку?
Для того, чтобы оформить согласительный договор на проезд к земельному наделу требуется:
- Обратиться к собственнику участка для проведения переговоров.
- Если участникам удалось достигнуть согласия – оформить договор о назначении сервитута в простой письменной форме.
В тексте соглашения необходимо подробно описать все достигнутые договорённости. В будущем это позволит избежать двусмысленных трактовок и спорных ситуаций.
- После того, как договор будет подписан, стороны обязаны предоставить документы в Росреестр для проведения государственной регистрации.
- Если земля была арендована у государства помимо основного договора должны быть составлены также заявления в адрес органов местного самоуправления. Обращение администрация рассмотрит в течении 30 дней.
Судебное наложение
Если стороны не могут договориться об установлении сервитута мирным путем спор будет разрешен в судебном порядке.
Заявителю в ходе судопроизводства потребуется доказать:
- Факт отсутствия возможностей реализации собственных прав без ущемления прав собственника спорного участка.
- Факт наличия спорной ситуации между владельцем участка и истцом.
- Обоснование использования для реализации своих прав именно этого участка земли.
- Справедливость и достаточность платы для владельца земли, ущемленного в правах.
- Срок установки ограничений.
Перед тем, как подать иск в судебные инстанции необходимо:
- Направить потенциальному ответчику соглашение о сервитуте и письмо с предложением в тридцатидневный срок подписать договор. В качестве доказательств суду потребуется предъявить документ о вручении владельцу земли обращения истца и его отказ от подписания договора.
- Получить результаты землеустроительного исследования, которые послужат доказательством необходимости установки сервитута.
- Провести оценку стоимости пользования чужим земельным наделом.
Заслушав доводы истца и владельца участка, суд самостоятельно определит оптимальные условия налагаемого обременения и его необходимость.
Плата за использование земли
Сервитут предполагает передачу третьим лицам прав на использование принадлежащего собственнику участка земли. Так как права владельца при этом ущемляются и он несет определенные убытки, законом предусматривается возможность установки соразмерной платы за сервитут на земельный участок.
Что влияет на размер?
Факторами, влияющими на размер взимаемой платы являются:
- Доля земельного надела, на которую накладываются ограничения.
- Степень ограничения права пользования участком собственника.
- Частота использования и связанные с этим неудобства хозяина.
- Степень влияния обременения на возможность проведения сделок и других манипуляций с недвижимостью.
Каждая из перечисленных выше характеристик делится на 5 значений, для чего вводится понятие дискретного диапазона значения факторов.
В зависимости от степени и интенсивности влияния фактора на землю его значение устанавливается в диапазоне от 0 до 100%. Шаг значений устанавливается в размере 25%, т. е. устанавливается 5 величин – 0, 25, 50, 75 и 100%.
Основания для прекращения
Действие сервитута может быть прекращено в связи со следующими обстоятельствами:
- Исчезновением причин, на основании которых она использовалась третьими лицами.
- Исчезновением физической возможности дальнейшей эксплуатации участка.
Также законными причинами прекращения действия обременения могут быть признаны:
- Нанесение вреда окружающей среде.
- Нанесение существенного вреда плодородному слою почвы.
- Проведение не предусмотренных законом работ.
- Нарушение установленных законом границ.
- Отказ от внесения платы, установленной в договоре.
Отмена по согласованию
Действие сервитута также может быть прекращено по взаимному решению участников договора в том случае, когда у третьих лиц исчезают причины, из-за которых возникала необходимость использования участка.
В таком случае расторжение соглашения происходит согласно описанному в документе сценарию, а если данный пункт не был включен в текст соглашения – стороны составляют новый документ, в котором указывается факт и причина расторжения сделки.
Отменить действие публичного сервитута не представляется возможным если:
- Обремененный участок земли необходим для прохода к водоемам.
- Если земля используется для заповедников, охотничьих угодий и рыболовства.
- Если земельный надел используется государством для размещения коммуникаций или объектов инфраструктуры.
При возникновении споров относительно частных сервитутов любые конфликтные ситуации между участниками соглашения можно решить в судебном порядке.
Сервитут накладывает ограничение на права собственника в вопросе пользования и распоряжения земельным участком.
Чаще всего это вынужденная мера, которая позволяет третьим лицам в полной мере реализовать свои права по пользованию недвижимостью.
Так как права владельца обремененного участка существенно ущемляются государство строго контролирует процедуру оформления сервитута, а также разрешение спорных ситуаций и выплату компенсации за причиненные неудобства.
Источник: https://pravorzn.ru/zemelnye-voprosy/chastnyy-i-publichnyy-servitut/