Отказ от права на землю земельное право

Прекращение вещных прав на земельные участки. Порядок отказа от права собственности на земельный участок

Отказ от права на землю земельное право

Основания прекращения прав предусмотрены статьями 48-54 ЗК РФ.

Виды оснований:

отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам;

отказ собственника от права собственности на земельный участок, по иным основаниям, предусмотренным гражданским и земельным законодательством;

отказ землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок;

прекращение или расторжение договора аренды;

прекращение сервитута по требованию собственника ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен;

прекращение сервитута когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка;

изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд;

конфискация;

реквизиция.

Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок (ст. 53 ЗК РФ).

Отказ от права собственности на земельный участок осуществляется посредством подачи собственником земельного участка заявления о таком отказе в орган регистрации прав. Право собственности на этот земельный участок прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

При отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком заявление об отказе от права на земельный участок подается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Орган, на основании заявления об отказе от права на земельный участок в месячный срок со дня получения такого заявления принимает решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Копия указанного решения в трехдневный срок со дня его принятия направляется лицу, подавшему заявление об отказе от права на земельный участок.

Право на земельный участок, не зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости, прекращается у лица, подавшего заявление об отказе от права на земельный участок, с момента принятия решения, за исключением случая отказа от права на земельный участок, образуемый в соответствии с настоящим Кодексом.

В случае, если право на земельный участок было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, в недельный срок со дня принятия решения, обязан обратиться в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком или права пожизненного наследуемого владения земельным участком.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.

2 настоящего Кодекса, обязан сообщить об отказе от права на земельный участок, право на который не было ранее зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, в налоговый орган по месту нахождения такого земельного участка и в орган регистрации прав в недельный срок со дня принятия решения.

Приобретение прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, строения, сооружения. Договор аренды со множественностью лиц на стороне арендатора.

Ст. 39.20 ЗК РФ

1. Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.

2.

В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (далее – неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

3.

Если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве собственности, другим лицам на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, такой земельный участок может быть предоставлен этим лицам в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

4.

В случае, если помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, принадлежат одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения либо на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих одним лицам на праве хозяйственного ведения, другим лицам на праве оперативного управления или всем лицам на праве хозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

5.

Для приобретения права собственности на земельный участок все собственники здания, сооружения или помещений в них, за исключением лиц, которые пользуются земельным участком на условиях сервитута для прокладки, эксплуатации, капитального или текущего ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий, сетей или имеют право на заключение соглашения об установлении сервитута в указанных целях, совместно обращаются в уполномоченный орган.

6. Любой из заинтересованных правообладателей здания, сооружения или помещений в них вправе обратиться самостоятельно в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду.

В течение тридцати дней со дня получения указанного заявления от одного из правообладателей здания, сооружения или помещений в них уполномоченный орган направляет иным правообладателям здания, сооружения или помещений в них, имеющим право на заключение договора аренды земельного участка, подписанный проект договора аренды с множественностью лиц на стороне арендатора.

В течение тридцати дней со дня направления проекта договора аренды земельного участка правообладатели здания, сооружения или помещений в них обязаны подписать этот договор аренды и представить его в уполномоченный орган. Договор аренды земельного участка заключается с лицами, которые подписали этот договор аренды и представили его в уполномоченный орган в указанный срок.

7.

В течение трех месяцев со дня представления в уполномоченный орган договора аренды земельного участка, подписанного в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи арендаторами земельного участка, уполномоченный орган обязан обратиться в суд с требованием о понуждении правообладателей здания, сооружения или помещений в них, не представивших в уполномоченный орган подписанного договора аренды земельного участка, заключить этот договор аренды.

8. Уполномоченный орган вправе обратиться в суд с иском о понуждении указанных в пунктах 2 – 4 настоящей статьи правообладателей здания, сооружения или помещений в них заключить договор аренды земельного участка, на котором расположены такие здание, сооружение, если ни один из указанных правообладателей не обратился с заявлением о приобретении права на земельный участок.

9. Договор аренды земельного участка в случаях, предусмотренных пунктами 2 – 4 настоящей статьи, заключается с условием согласия сторон на вступление в этот договор аренды иных правообладателей здания, сооружения или помещений в них.

10.

Размер долей в праве общей собственности или размер обязательства по договору аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора в отношении земельного участка, предоставляемого в соответствии с пунктами 2 – 4 настоящей статьи, должны быть соразмерны долям в праве на здание, сооружение или помещения в них, принадлежащим правообладателям здания, сооружения или помещений в них. Отступление от этого правила возможно с согласия всех правообладателей здания, сооружения или помещений в них либо по решению суда.

11.

В случае, если все помещения в здании, сооружении, расположенных на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими юридическими лицами на праве оперативного управления или на неделимом земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким юридическим лицам на праве оперативного управления, такой земельный участок предоставляется в постоянное (бессрочное) пользование лицу, в оперативном управлении которого находится наибольшая площадь помещений в здании, сооружении или площадь зданий, сооружений в оперативном управлении которого превышает площадь зданий, сооружений, находящихся в оперативном управлении остальных лиц.

Согласие иных лиц, которым принадлежат здания, сооружения или помещения в них, на приобретение такого земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование не требуется.

В этом случае с указанными лицами заключается соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка.

Плата за сервитут устанавливается в размере, равном ставке земельного налога, рассчитанном пропорционально площади зданий, сооружений или помещений в них, предоставленных указанным лицам на праве оперативного управления.

12. До установления сервитута, указанного в пункте 11 настоящей статьи, использование земельного участка осуществляется владельцами зданий, сооружений или помещений в них в соответствии со сложившимся порядком использования земельного участка.

13. Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

Правовой режим долей в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения. Особенности совершения сделок с долями в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Ст. 15 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

Земельная доля, права на которую возникли при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу настоящего Федерального закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Определение размеров земельных долей в виде простой правильной дроби, в гектарах или баллах является юридически действительным.

Ст. 12 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»

К сделкам, совершаемым с долями в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, применяются правила Гражданского кодекса Российской Федерации.

В случае, если число участников долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения превышает пять, правила Гражданского кодекса Российской Федерации применяются с учетом особенностей, установленных Федеральным законом об обороте земель.

Без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, отказаться от права собственности на земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину – члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли.

Передача земельной доли в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, в доверительное управление, завещание, отказ от права собственности на земельную долю или выделение земельного участка в счет земельной доли осуществляется на основании документов, удостоверяющих право на земельную долю, без государственной регистрации возникшего в результате приватизации сельскохозяйственных угодий права на земельную долю.

Отказ от права собственности на земельную долю осуществляется путем подачи заявления в орган регистрации прав. Право собственности на земельную долю прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права.

Одновременно возникает право собственности на данную земельную долю у городского округа, городского или сельского поселения по месту расположения земельного участка, от права собственности на земельную долю которого осуществлен отказ, либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории у муниципального района.

В случае, если участник долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка в счет своей земельной доли другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину – члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении продать свою земельную долю не требуется.

Дата добавления: 2017-02-20; просмотров: 1318; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-3426.html

Отказ от прав на земельный участок

Отказ от права на землю земельное право

В экономических отношениях встречаются ситуации, когда в силу тех или иных обстоятельств конкретный объект гражданского оборота перестает иметь какую-либо ценность для его собственника и он отказывается от права собственности на него.

В этом плане земельные участки как объекты рыночных отношений не исключение. В связи с этим Земельный кодекс РФ предусматривает в качестве одного из оснований прекращения права на землю отказ от права на земельный участок. Условия и порядок отказа определены ст. 53 ЗК РФ.

Юридически он оформляется заявлением об отказе от права на земельный участок.

В отличие от Гражданского кодекса РФ (ст. 236) Земельный кодекс РФ не допускает возможности отказа от права путем совершения фактических действий; основанием отказа от права на земельный участок по ЗК РФ будет только подача заявления надлежащей формы.

Устные заявления не могут быть приняты во внимание, а если лицо просто не использует участок, то в ряде случаев это может образовывать состав земельного правонарушения (например, неиспользование земельного участка,предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение трех лет).

Подача заявления об отказе от права на земельный участок еще не влечет за собой автоматического прекращения права на него. ГК РФ устанавливает, что при отказе от права собственности права и обязанности собственника в отношении соответствующего имущества не прекращаются до приобретения права на данное имущество другим лицом. Аналогичная норма есть и в ЗК РФ (согласно п. 2 ст.

43 отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав на земельные участки не влечет за собой прекращения их обязанностей, установленных ст. 42). По модели ст. 53 ЗК РФ до тех пор, пока не будет решена судьба участка, прежний собственник, землевладелец, землепользователь несет ответственность за состояние земельного участка и может при желании им пользоваться.

В ст. 53 ЗК РФ упоминаются лишь три разновидности прав, от которых лицо может отказаться: право собственности, право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования.

Порядок отказа от права аренды регулируется ст. 46 ЗК РФ. Прекращение всех обязательственных прав на земельный участок осуществляется только путем расторжения договора. Поскольку в ст. 53 ЗК РФ об этом ничего не говорится, случаи отказа от обязательственного права не входят в предмет регулирования данной статьи.

В комментарии к Земельному кодексу РФ под редакцией М. В. Бархатова высказывается предположение, что условия и порядок отказа от права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута), исходя из названия ст.

53 ЗК РФ, также входят в сферу регулирования рассматриваемой статьи, хотя в ней и не упомянуто право ограниченного пользования чужим земельным участком1. Такое предположение, по нашему мнению, ошибочно, так как ст. 53 по своей сути не может быть распространена на сервитут.

Объясняется это, прежде всего, тем, что отказ от сервитута никак не влияет на судьбу земельного участка и, разумеется, никак не может повлечь за собой приобретение земельным участком режима бесхозяйной вещи.

В отличие от права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, аренды, безвозмездного срочного пользования земельным участком такое вещное право как сервитут не связано с осуществлением правомочия владения.

Поэтому при отказе от сервитута происходит только освобождение земельного участка от дополнительного обременения, а владелец земельного участка остается неизменным.

Единственным имущественным последствием для владельца обремененного сервитутом земельного участка может быть прекращение платежей за пользование земельным участком (в том случае, если пользование чужим земельным участком осуществлялось на возмездной основе).

Вместе с тем процедура отказа от сервитута, на наш взгляд, все же нуждается в специальном законодательном регулировании, однако в данной статье нет возможности уделить особое внимание этой проблеме.

К сожалению, отсутствие в ст. 53 ЗК РФ указания на процедуру прекращения сервитута далеко не единственный ее пробел. В статье также не до конца урегулирован вопрос о том, в каком порядке происходит отказ от права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения. Указание в п. 3 ст.

53 на то, что при отказе от права пожизненного наследуемого владения и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком распоряжение таким земельным участком осуществляется органом государственной власти или органом местного самоуправления, наделенными полномочиями по предоставлению земельных участков, явно недостаточно.

Остается нерешенным вопрос о том, когда происходит прекращение права на земельный участок и, соответственно, когда вносится запись в ЕГРП: с момента отказа от права пожизненного наследуемого владения и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком? Но п. 1 ст. 53 гласит, что отказ от соответствующего права на землю не влечет прекращения такого права.

Следовательно, государственный или муниципальный орган не может распоряжаться земельным участком, если этот земельный участок принадлежит на вещном праве другому лицу.

Представляется, что такой земельный участок нельзя предоставить третьему лицу.

Дело в том, что предоставление земельного участка третьему лицу без прекращения права пожизненного наследуемого владения и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком будет противоречить закону, к тому же прежний владелец сможет истребовать земельный участок посредством предъявления виндикационного иска.

Законодатель предполагает, что в случае отказа прекращение права пожизненного наследуемого владения и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком происходит одновременно с возникновением соответствующего права у другого лица на основании акта государственного или муниципального органа о предоставлении земельного участка.

Устанавливается принцип: “Право на земельный участок существует до тех пор, пока земельный участок не будет предоставлен другому лицу”.

Однако такой принцип существенно нарушает имущественные интересы землевладельца (землепользователя), отказавшегося от земельного участка, так как до предоставления земельного участка другому лицу он обязан будет уплачивать земельный налог.

А в зависимости от качественных характеристик земельного участка и его географического расположения дата предоставления земельного участка третьему лицу может откладываться на неопределенно долгий срок.

В связи с этим полагаем, что при отказе лица от права пожизненного наследуемого владения и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком соответствующее право должно прекращаться путем подачи заявления в орган государственной или муниципальной власти, имеющий полномочия по распоряжению данным земельным участком. При этом регистрация прекращения соответствующего права в ЕГРП должна осуществляться на основании постановления государственного или муниципального органа об удовлетворении заявления о прекращении права на землю.

Возникает вопрос: может ли государственный или муниципальный орган отказать в удовлетворении заявления об отказе от права на земельный участок? Очевидно, да. Основаниями для этого необходимо признать, в частности, обстоятельства, перечисленные в проекте изменений к ст. 53 Земельного кодекса РФ.

Учитывая приведенные аргументы, считаем необходимым дополнить п. 3 ст.

53 ЗК РФ абзацем 2 следующего содержания: “В случае отказа лица от права пожизненного наследуемого владения и права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращение соответствующего права осуществляется на основании акта исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, об удовлетворении заявления об отказе от права на земельный участок. В удовлетворении заявления об отказе от права на земельный участок может быть отказано в случае:

неуплаты землепользователем (землевладельцем) земельного налога;

неисполнения землепользователем (землевладельцем) обязанности по приведению земельного участка в пригодное для использования состояние при его захламлении, других видах порчи, самовольной застройке и т. д.;

неисполнения землепользователем (землевладельцем) обязанности по возмещению убытков, вызванных ухудшением качества земельного участка”.

Исполнение данных условий позволит осуществлять земельный контроль при отказе лиц от права на земельный участок и обеспечит соблюдение имущественных и экологических интересов государства и муниципальных образований при осуществлении перераспределения земель.

В случае внесения в ЗК РФ указанных изменений государственная регистрация прекращения права пожизненного наследуемого владения и права постоянного (бессрочного) пользования (внесение записи в ЕГРП) будет проводиться на основании акта органа государственной или муниципальной власти, уполномоченного осуществлять распоряжение земельными участками, что соответствует п. 1 ст. 17 ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

На сегодняшний день можно сделать вывод, что в ст. 53 ЗК РФ остались неурегулированными вопросы прекращения таких вещных прав как сервитут, право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования.



Источник: https://infopedia.su/3x5e25.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.