Отказ от имущества в пользу государства

Содержание

Как можно отказаться от своей собственности?

Отказ от имущества в пользу государства

О праве собственности на имущество (автомобили, квартиры и пр.) известно практически всем россиянам. Но лишь немногие знают, что в юриспруденции существует и такое понятие, как отказ от права собственности, являющийся одним из 4-х оснований прекращения этого права.

Гражданский кодекс РФ содержит специальную норму (ст. 236), предусматривающую право граждан и юридических лиц отказаться от права собственности на объекты и вещи, им принадлежащие.

Закон гласит, что отказ от этого права может быть осуществлен путем объявления об этом либо совершения иных действий, явно и недвусмысленно свидетельствующих об устранении лица от владения, пользования и распоряжения конкретным имуществом и об отсутствии намерения сохранить за собой в будущем какие-либо права на него. В данном случае речь идет, естественно, о добровольном отказе.

В ГК РФ также оговорено, что после отказа до момента приобретения права собственности на “отказное” имущество другим лицом за первоначальным собственником сохраняются все права и обязанности, действующие в отношении соответствующего имущества.

Эта норма объясняется тем, что, вследствие произвольного отказа от какой-либо вещи, она, никем не охраняемая и не поддерживаемая в надлежащем состоянии, может прийти в негодность. В России в состав права собственности включено и непременное исполнение собственником имущества обязанности по его содержанию.

Чтобы обеспечить сохранность вещи в период ее бесхозяйности, закон и предписывает “отказнику” исполнять подобные обязанности, сохраняя за ним право собственности до передачи имущества в новые руки.

Разъяснения специалистов по отказу от права

Норма об отказе от права собственности не нашла пока широкого практического применения, но эксперты уверены, что с развитием рыночных отношений этот вопрос будет становиться все более актуальным.

Отказ от права собственности на принадлежащее имущество, согласно закону, может быть совершен только физическим или юридическим лицом.

Такая формулировка подразумевает, что возможности отказаться от состоящего на балансе имущества нет ни у Российской Федерации, ни у ее субъектов, ни у муниципалитетов. Кроме того, из ст. 236 ГК следует, что, сохраняя право собственности, владелец брошенной вещи до ее перехода в собственность других лиц вправе в любой момент своими действиями восстановить владение указанным имуществом.

О форме отказа, свободе слова и экономической деятельности

однако законодатели не уточняют форму объявления собственником о своем отказе. как должно быть произведено подобное объявление: устно или письменно? если второе, то не указано, необходимо ли публиковать объявление об отказе в сми. не определено также, должно ли такое объявление совершаться перед определенным госорганом или субъектом гражданского права. т.к.

объявление об отказе адресовано неопределенному кругу лиц, неизбежно возникает вопрос: нужно ли применять к нему нормы о приглашении делать оферты и о публичной оферте, содержащиеся в ст. 437 гк.

юристы отмечают, что отказ от права собственности на имущество, совершенный владельцем через объявление об этом, может повлечь прекращение права собственности только в случаях, предусмотренных законом. иначе любое объявление собственника о своих намерениях относительно права собственности будет регулироваться ст. 29 конституции рф, гарантирующей каждому свободу слова.

соответственно, собственнику предоставляется право публично оглашать свое отношение к праву собственности, ставить определенные условия, брать свое объявление обратно и т.п.

кроме того, надо учитывать, что статьей 34 конституции каждому гарантируется право на свободное использование собственного имущества для коммерческой деятельности.

поэтому законом могут устанавливаться случаи, в которых использование собственником свободы слова в целях объявления о каком-либо решении относительно его права собственности считается использованием этого имущества для предпринимательской деятельности.

об установлении факта отказа и возможности его аннулирования

отказаться от права собственности можно двумя способами: объявлением об отказе и совершением иных действий.

первый применяется в отношении недвижимого имущества обязательно перед органом, осуществляющим госрегистрацию соответствующих объектов.

это правило закреплено в “положении о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей учреждениями юстиции по госрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”, утвержденном правительственным постановлением от 17.09.2003 г. n 580.

собственнику предписывается подать заявление об отказе в соответствующий орган местного самоуправления, который определяется по местонахождению объекта недвижимости. с момента подачи заявления на объект накладывается режим бесхозяйной вещи. однако прежний владелец может:

  • потребовать приостановления процедуры;
  • принять имущество вновь во владение, пользование и распоряжение (путем подачи соответствующего заявления в “росреестр” в течение года с момента постановки объекта на учет);
  • заявить об отсутствии намерения отказываться от своего права собственности.

в случае если “отказник” вновь принимает имущество во владение, пользование и распоряжение, указанный объект снимается с регистрации.действия, совершаемые в рамках второго способа, относятся к движимым вещам и могут носить фактический характер (например, выбрасывание).

статья 236 требует, чтобы они свидетельствовали (причем определенно, не оставляя сомнений и двусмысленности) об устранении лица от владения, пользования и распоряжения имуществом. т.е.

все 3 указанных категории ставятся рядом, из чего следует, что для установления факта отказа недостаточно устранения собственника только от одной или двух из них.

кроме того, часть 2 ст. 236 устанавливает, что зафиксированный акт отказа не влечет прекращения прав и обязанностей собственника, каковым продолжает называться отказавшееся лицо, и не меняет его положения.

поэтому “отказник” в любой момент может и отменить этот акт (иными словами, отказаться от отказа). указанной законодательной нормой юридические последствия связываются не с актом отказа владельца вещи от права собственности, а с последующим актом приобретения этого права другим лицом.

именно с последнего момента право собственности лица, отказавшегося от имущества, считается прекращенным.

процедура оформления отказа от права

После подачи собственником недвижимости заявления об отказе в администрацию того района, где находится “отказной” объект, местным Управлением Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии осуществляется постановка на учет бесхозяйной вещи, расположенной на территории регистрационного округа (т.е. соответствующей области, республики или края) по местонахождению объекта.
По существующим правилам, госорганом принимаются на учет объекты, не закрепленные ни за одним собственником, или владельцы которых неизвестны, или от права собственности на которые отказались. Исключением являются земельные участки: если они не имеют собственника, то считаются находящимися в государственной собственности до момента разграничения прав на землю. И на учет в качестве бесхозяйных ставятся только те из них, от которых отказался частный собственник.

Необходимый пакет документов

Для принятия Управлением ФГСРКиК на учет бесхозяйного имущества орган местного самоуправления (администрация), на территории которого располагается объект недвижимости, должен в свою очередь представить в госорган соответствующее заявление (оплата принятия на учет объектов органами местного самоуправления не предусмотрена). К указанной бумаге прикладываются:

  • документ, подтверждающий, что владелец объекта от права собственности действительно отказался (т.е. его заявление);
  • копии правоустанавливающих документов, свидетельствующих о наличии права собственности у “отказника” (эти копии могут быть удостоверены либо нотариально, либо должностным лицом органа местного самоуправления на основании представленных собственником оригиналов);
  • технический или кадастровый паспорт жилого помещения, кадастровый план земельного участка (т.е. документы, описывающие объект недвижимости), удостоверенные соответствующим органом, ответственным за учет недвижимости.

Если право собственности “отказника” не зарегистрировано в Едином госреестре прав, в заявлении органа местного самоуправления должны быть указаны сведения о правообладателе.

В отношении граждан это ФИО, дата рождения, реквизиты паспорта, адрес постоянного или временного места жительства.

По юридическим лицам указываются: полное наименование, ИНН, дата и место госрегистрации, номер документа, подтверждающего факт осуществления записи о юрлице в ЕГРЮЛ, адрес местонахождения.

Проверка документов и переход права собственности

“Росреестр” проводит правовую экспертизу представленных документов, но обязан принять объект недвижимости на учет в течение месяца со дня принятия пакета необходимых бумаг. После этого органу местного самоуправления и “отказнику” выдается выписка из ЕГРП о постановке на учет “отказного” имущества, по которой и определяется точная дата его постановки.

Госрегистрация права муниципальной собственности на объект недвижимости осуществляется через год после его принятия на учет на основании вступившего в силу решения суда.

С этой даты объект считается снятым с учета в качестве бесхозяйного и прекращается право собственности на него “отказника”, который с этого момента освобождается от ответственности за отвергнутое им имущество.

Top

Источник: https://1nasledstvo.ru/pravo-sobstvennosti/otkaz-ot-prava.html

Отказ от права собственности: кому и почему не выгодно владеть квартирой или землей

Отказ от имущества в пользу государства

За последние годы, по утверждениям юристов и нотариусов, количество желающих добровольно расстаться с собственностью возросло. Причем это касается как квартир, так и земельных участков. Что движет этими людьми и почему они просто не продадут неугодное имущество? Оказывается, не все так просто.

Новая налоговая ставка и кадастровая оценка «с потолка»

Представьте ситуацию, что вам в наследство достался малоблагоустроенный земельный участок в самом отдаленном уголке, куда вам ездить далеко не резон. А если и ехать, то нужно тратить не меньше 2-3 часов на дорогу (либо пробки, либо редкие электрички).

В общем, участок вам не особо нужен, и вы про него практически забываете ровно до тех пор, пока в своем почтовом ящике не обнаружите налоговое извещение об уплате налога на землю. И сумма в нем будет такая, про которую забыть никак не удастся.

В лучшем случае – 5 тысяч, а может, и все 20 тысяч рублей.

«За что? Почему?» – именно такие риторические вопросы и задают люди, которые уже приняли решение отказаться от права собственности на свою землю. Конечно, речь не идет о тех семьях, которые живут в деревнях и поселках, где земельный участок – это место, на котором стоит их единственный дом.

Хотя и они несказанно возмущены суммой налога, которую им насчитали в 2015 году. Как пример можно привести одно из сельских поселений в Наро-Фоминском районе Подмосковья, где в 13 населенных пунктах налог на землю вырос в разы – с 2 до 20 тысяч рублей.

Все дело в новых правилах расчета налога: если раньше он считался от инвентаризационной стоимости земли, то с 2015 года – от кадастровой стоимости, приближенной к рыночной.

В 1990-2000 годы государство стремилось передать как можно больше государственной собственности частным лицам, при этом практически освобождало собственников от бремени налогов на недвижимость, которые традиционно платятся во всех развитых странах и составляют немаленькие суммы.

После развала СССР времена мощной государственной поддержки населения ушли в прошлое, государство постепенно стало прививать культуру западного капитализма, где за все нужно платить. Соответственно, с радостью приобретения недвижимого имущества приходит и «ложка дегтя» – за эту недвижимость нужно платии с каждым годом все больше.

В октябре 2014 года принят Федеральный закон 284-ФЗ «О внесении изменений в статьи 12 и 85 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившим силу Закон Российской Федерации «О налогах на имущество физических лиц», в соответствии с которым уплата налога на помещения, квартиры, здания больше не осуществляется по инвентаризационной стоимости, а осуществляется от кадастровой стоимости (т.е. стоимость приближенной к рыночной). Причем в городах федерального значения – Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе – ставка налога, указанная в законе, может быть увеличена муниципальными властями. Полный переход на новый порядок уплаты налога состоится до 1 января 2020 года.

При этом кадастровая оценка земли происходит по системе массовой оценки по усредненным показателям, что, как показывает судебная практика, чревато большими неточностями, как правило, в сторону завышения кадастровой стоимости.

Разброс нормативов по расчету кадастровой оценки квадратного метра земли в России варьируется от 20 до 600 рублей за метр квадратный. По ст.

394 НК РФ, налоговые ставки земельного налога устанавливаются нормативными документами муниципальных образований или законами городов федерального значения. Предельно допустимая ставка составляет 0,3% от кадастровой оценки участка в год.

Если, например, рассматривать Ленинградскую область, то ставка по основной разновидности (ЛПХ, садоводство, огородничество и т.д.) земель составляет указанное максимальное значение. Аналогичная ситуация и по многим другим регионам России.

Кадастровая оценка земли, проведенная в 2013 году независимыми оценщиками, по сути, оказалась необъективной, так как, по данным mk.ru, оценщики брали информацию о ценах на землю в том или ином районе из открытых источников, не учитывая ряд реальных факторов.

Это привело к тому, что стоимость участков в двух поселках, находящихся в нескольких километрах друг от друга, может отличаться в десятки раз.

И, как ни странно, иногда стоимость небольшого участка в богом забытом месте может равняться цене земли в каком-нибудь благоустроенном элитном поселке.

«Где справедливость!» – возмутились люди и стали подавать в суд.

По данным Росреестра (из отчета по итогам деятельности за 2014 год), если в 2008 году случаев судебного оспаривания кадастровой оценки земли было не более 1000, то к 2014 году их число возросло почти до 15 тысяч.

Что касается вышеупомянутого подмосковного поселка, то Минимущество утвердило исправления кадастровой стоимости почти 800 участков. Правда, этот вопрос был решен в досудебном порядке – жители поселения «взяли» чиновников количеством и упорством.

Что делать с ненужным имуществом?

Одно дело, когда участок – это место постоянного проживания, и совсем другое – когда на участке расположена дача или он и вовсе пуст. В первом случае есть смысл воевать за снижение кадастровой стоимости. А во втором люди нередко сразу принимают решение избавиться от участка. Вопрос только, каким образом?

Например, после принятия в Подмосковье «Регламента содержания дачных участков» дачникам по многим параметрам стало невыгодно держать участки, в связи с чем риэлторы уже наблюдают увеличение предложений по дачным землям. А новая налоговая ставка помогла принять решение и тем, кто до сих пор сомневался, оставлять землю или нет.

Возьмем для примера Московскую область, где ставка земельного налога в среднем равна 1,5% от кадастровой стоимости.

Дальше посмотрим на финансовое положение собственника: какой у него доход, обладает ли он льготами по уплате налога на земельный участок, является ли земельный участок с домом единственным местом проживания собственника.

В зависимости от ответов на эти вопросы и станет ясно, есть ли желание обладать земельным участком и платить за него ежегодный налог.

Источник: https://kazned.ru/article/5883

Хочу отказаться от права собственности на квартиру, в связи с отказом от неё в пользу государства?

Отказ от имущества в пользу государства

Хочу отказаться от права собственности на квартиру, в связи с отказом от неё в пользу государства?

Отвечает заместитель руководителя Управления Росреестра по Курганской области В.В. Мохов:

По вопросу о порядке прекращения права собственности на квартиру в связи с отказом от неё в пользу государства, Управление Росреестра по Курганской области сообщает следующее.

Основания прекращения права собственности установлены в статье 235 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Право собственности прекращается:

  1. при отчуждении собственником своего имущества другим лицам;
  2. при отказе собственника от права собственности;

  3. гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.

Согласно статье 236 ГК РФ гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Необходимо отметить, что отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом (абз. 2 ст. 236 ГК РФ). С заявлением об отказе от права собственности на квартиру и правоустанавливающим документом на неё необходимо обращаться в орган местного самоуправления по местонахождению объекта недвижимости. После того как Вы подадите заявление об отказе от права собственности, Ваш объект недвижимости приобретет режим бесхозяйной вещи.

В соответствии с п. 1 и 3 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.

Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.

Таким образом, на основании заявления органа местного самоуправления Управлением в порядке, установленном Приказом Минэкономразвития России от 10.12.

2015 № 931 «Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» (далее – № 931) будет осуществлена процедура постановки на учет квартиры в качестве бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

  • Плата за принятие на учет объектов недвижимого имущества с органов местного самоуправления не взимается.
  • Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется путем внесения соответствующих сведений в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН) ( п. 19 Приказа № 931).
  • После принятия на учет объекта недвижимого имущества в связи с отказом собственника от права собственности на него заявителю (органу местного самоуправления) и отказавшемуся от права собственности лицу направляется уведомление о принятии на учет объекта недвижимого имущества (п. 10 Приказа № 931).
  • Согласно п. 3 ст. 225 ГК РФ по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
  • Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности.
  • Судебный акт о признании права муниципальной собственности на объект недвижимости, от права собственности на который собственник отказался, будет являться основанием для государственной регистрации в ЕГРН права собственности соответствующего муниципального образования, что в свою очередь послужит основанием снятия с учета квартиры в качестве бесхозяйной.
  • В случае проведения государственной регистрации права муниципальной (государственной) собственности на объект недвижимости Управлением в адрес собственника, отказавшегося от права собственности на данный объект, будет направлено соответствующее уведомление с указанием реквизитов вступившего в силу решения суда, на основании которого было зарегистрировано право собственности, а также даты и номера государственной регистрации права (п. 17 Приказа № 931).

Источник: https://rosrealt.ru/analitika/hochu-otkazatsya-ot-prava-sobstvennosti-na-kvartiru-v-svyazi-s-otkazom-ot-nee-v-polzu-gosudarstva

Энциклопедия судебной практики. Отказ от права собственности (Ст. 236 ГК) | ГАРАНТ

Отказ от имущества в пользу государства

4. Возможность применения ст. 236 ГК РФ к праву хозяйственного ведения и к праву оперативного управления

4.1. Статья 236 ГК РФ применяется не только при прекращении права собственности, но и при прекращении права хозяйственного ведения

Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 20 октября 2010 г. N КГ-А41/12855-10 по делу N А41-29714/09

Согласно части 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника.

В соответствии со статьей 236 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо может отказаться от права собственности на принадлежащее ему имущество, объявив об этом либо совершив другие действия, определенно свидетельствующие о его устранении от владения, пользования и распоряжения имуществом без намерения сохранить какие-либо права на это имущество. Отказ от права собственности не влечет прекращения прав и обязанностей собственника в отношении соответствующего имущества до приобретения права собственности на него другим лицом.

В силу части 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации приведенные основания для прекращения права собственности являются основаниями и для прекращения права хозяйственного ведения.

4.2. Добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается, если это приведет к невозможности осуществления им видов деятельности, предусмотренных его уставом

Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 ноября 2008 г. N 10984/08

Спорное имущество использовалось предприятием в целях осуществления уставной деятельности по проведению текущего и капитального ремонта жилого и нежилого фонда, инженерного оборудования и их подготовки к сезонной эксплуатации.

Добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Закона N 161-ФЗ, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 18 мая 2016 г. N Ф06-7762/16 по делу N А57-16694/2013

Добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Закона N 161-ФЗ, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.

При рассмотрении дела судами установлено, что собственник муниципального имущества при создании предприятия наделил его определенным имуществом, необходимым для осуществления уставной деятельности, закрепив за ним это имущество на праве хозяйственного ведения, и данным имуществом собственник не вправе был распоряжаться независимо от наличия или отсутствия согласия предприятия.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 апреля 2016 г. N Ф01-1498/16 по делу N А82-11079/2015

С учетом положений статьи 295, пункта 2 статьи 296 и пункта 3 статьи 299 ГК РФ изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества допускается только в отношении имущества, закрепленного за казенным предприятием или учреждением на праве оперативного управления.

Кроме того, добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Закона N 161, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.

Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 14 августа 2015 г. N Ф09-5617/15 по делу N А76-15577/2013

Добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу п. 3 ст. 18 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях. Аналогичным образом положения п. 1 ст.

 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст.

 20 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях не предоставляют собственнику имущества, переданного унитарному предприятию на праве хозяйственного ведения, права изымать у него указанное имущество.

Обстоятельства того, что после изъятия указанного имущества по оспариваемой сделке предприятие могло осуществлять и фактически осуществляло уставную деятельность посредством использования оставшегося в его ведении имущества, а также имело возможность исполнять имеющиеся у него обязательства перед кредиторами, не подтверждены.

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 6 июля 2015 г. N Ф03-2442/15 по делу N А16-792/2014

Добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Закона N 161-ФЗ, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.

Судами установлено, что спорное имущество использовалось ГП ЕАО путем сдачи его в аренду, получение прибыли от которой соответствует уставным целям предприятия.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2015 г. N Ф07-3651/15 по делу N А26-5354/2014

Добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Закона N 161-ФЗ, который прямо обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 1 июня 2015 г. N Ф04-18391/15 по делу N А81-1277/2013

Добровольный отказ предприятия от имущества, закреплённого за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений пункта 3 статьи 18 Закона N 161-ФЗ, обязывающего предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, которые не лишают его возможности осуществлять определённые уставом цели, предмет и виды деятельности.

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 4 апреля 2016 г. N Ф02-1196/16 по делу N А33-4496/2014

Cудам необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 18 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” совершенные унитарным предприятием сделки, в результате которых предприятие лишено возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены его уставом, являются ничтожными независимо от их совершения с согласия собственника.

В силу положений пункта 3 статьи 18 Федерального закона “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” не допускается также и добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения.

Апелляционное определение СК по гражданским делам Астраханского областного суда от 10 февраля 2016 г. по делу N 33-247/2016

Добровольный отказ предприятия от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, не допускается в силу положений п. 3 ст. 18 Федерального закона от 14.11.

2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях”, который обязывает предприятие распоряжаться своим имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом.

Изложенное [в деле] свидетельствует, что МУП оказалось лишенным возможности осуществлять основной вид своей уставной деятельности.

4.3. Унитарное предприятие имеет возможность отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, если это не приведет к невозможности осуществления им видов деятельности, предусмотренных его уставом

Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 апреля 2016 г. N Ф03-1239/16 по делу N А04-1018/2011

На основании пункта 1 статьи 235 и пункта 3 статьи 299 ГК РФ государственное предприятие вправе отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения.

Такое право предприятие может реализовать в силу статьи 49 ГК РФ и статьи 18 Федерального закона N 161-ФЗ лишь при условии, что отказ от имущества не отразится на возможности осуществления деятельности, цели, предмет и виды которой определены уставом, с соблюдением принципа специальной (целевой) правоспособности унитарных предприятий.

Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 3 декабря 2015 г. N Ф08-8783/15 по делу N А53-4503/2014

На основании пункта 1 статьи 235 и пункта 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации государственное предприятие вправе отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения.

Такое право предприятие может реализовать в силу статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 18 Федерального закона N 161-ФЗ лишь при условии, что отказ от имущества не отразится на возможности осуществления деятельности, цели, предмет и виды которой определены уставом, с соблюдением принципа специальной (целевой) правоспособности унитарных предприятий.

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 16 июня 2015 г. N Ф07-3651/15 по делу N А26-5354/2014

Поскольку добровольный отказ МУП от права хозяйственного ведения на спорный объект недвижимости, осуществленный в соответствии с нормами части третьей статьи 299 и части первой статьи 235 Гражданского кодекса Российской Федерации, осуществлен в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет и виды которой определены уставом, такой отказ не противоречит пункту 3 статьи 18 Закона N 161-ФЗ.

Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 29 мая 2015 г. N Ф01-1470/15 по делу N А11-1153/2012

В пункте 1 статьи 235 и пункте 3 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения.

Названное право предприятие может реализовать в силу статьи 49 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 18 Закона N 161-ФЗ лишь при условии, что отказ от имущества не отразится на возможности осуществления деятельности, цели, предмет и виды которой определены уставом, с соблюдением принципа специальной (целевой) правоспособности унитарных предприятий, в силу которого действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника должны быть обусловлены прежде всего задачами его уставной деятельности и целевым назначением имущества, предоставленного для выполнения этих задач.

Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 23 апреля 2015 г. N Ф06-21725/13 по делу N А12-31744/2014

В силу статьи 49 ГК РФ и статьи 18 Федерального закона от 14.11.

2002 N 161-ФЗ “О государственных и муниципальных унитарных предприятиях” муниципальное унитарное предприятие может отказаться от закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения имущества лишь при условии, что отказ от имущества не отразится на возможности осуществления деятельности, цели, предмет и виды которой определены уставом с соблюдением принципа специальной (целевой) правоспособности унитарных предприятий, в силу которого действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника должны быть обусловлены прежде всего задачами его уставной деятельности и целевым назначением имущества, предоставленного для выполнения этих задач.

Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 марта 2015 г. N Ф04-16486/15 по делу N А03-2202/2013

В силу пункта 1 статьи 235 и пункта 3 статьи 299 ГК РФ государственное или муниципальное унитарное предприятие вправе отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения.

Такое право предприятие может реализовать в силу статьи 49 ГК РФ и статьи 18 Закона N 161-ФЗ лишь при условии, что отказ от имущества не отразится на возможности осуществления деятельности, цели, предмет и виды которой определены уставом, с соблюдением принципа специальной (целевой) правоспособности унитарных предприятий, в силу которого действия предприятия по распоряжению закрепленным за ним имуществом собственника должны быть обусловлены прежде всего задачами его уставной деятельности и целевым назначением имущества, предоставленного для выполнения этих задач.

Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 февраля 2015 г. N Ф02-505/15 по делу N А33-1061/2014

Действующим законодательством предусмотрена возможность унитарного предприятия отказаться от имущества, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, если это не приведет к невозможности осуществления последним видов деятельности, предусмотренных уставом.

4.6. Предоставление субъектом РФ помещений в бессрочное безвозмездное пользование федеральному учреждению нельзя рассматривать как отказ от права собственности в пользу РФ

Обзор Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа “Обобщение судебной практики по делам, рассмотренным в кассационном порядке в первом полугодии 2005 года” (пункт 18)

Суд кассационной инстанции пришел к выводу об отсутствии достаточных оснований считать спорное имущество федеральной собственностью как находящееся в оперативном управлении колледжа (федерального учреждения).

Спорные помещения не передавались колледжу в порядке, установленном статьей 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, поэтому право оперативного управления не возникло.

Предоставление субъектом федерации помещений в бессрочное безвозмездное пользование федеральному учреждению нельзя рассматривать как соответствующий статье 236 Кодекса отказ от права собственности в пользу Российской Федерации (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.02.05 по делу N Ф08-455/05).

Источник: https://base.garant.ru/57591541/

Отказ от права собственности на недвижимость и иное имущество в пользу другого лица или государства

Отказ от имущества в пользу государства

Дарение, наследование, приватизация – это двусторонние процессы, в которых одна сторона предлагает принять имущество, а другая может согласиться на это или отказаться.

Человек не обязан принимать в дар или по наследству те объекты, которые ему не нужны или ухудшат его благосостояние. Право на отказ регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации.

Рассмотрим, как гражданин может реализовать свое право отказаться от собственности.

Почему люди отказываются от прав на недвижимость и другое имущество?

Право собственности дает человеку большие возможности по распоряжению имуществом. Кроме того, что он может определять дальнейшую юридическую судьбу объекта, например дарить, продавать, завещать, он получает все блага от пользования. В зависимости от типа имущества его владелец может получать как материальные блага в виде прибыли, так и нематериальные.

Однако владение недвижимостью означает не только приобретение прав, но и принятие на себя ответственности. Хозяин квартиры, дома или земельного участка должен оплачивать налог на собственность, поддерживать объект в удовлетворительном состоянии. Часто это связано с большими расходами, которые владелец не в состоянии нести.

Принятие дара или наследства может негативно сказаться на благосостоянии человека, принимающего собственность, ведь часто вместе с имуществом наследуются и долги. В случае муниципальной квартиры расходы на капитальный ремонт и поддержание должного состояния дома несет его владелец, поэтому жильцы часто отказываются от приватизации.

Другая причина, кроме материальных затруднений, которая может побудить отказаться от собственности, – это личная договоренность. К примеру, родственники пришли к соглашению между собой, кому из них достанется наследство. Если наследование по закону не совпадает с личной договоренностью, то от наследства можно отказаться.

Как отказаться от наследства в пользу другого лица?

Можно ли написать отказ от наследства? Да, такая возможность есть, но она имеет свои особенности. Для того чтобы отказаться от принятия наследственных объектов, гражданину необходимо написать заявление об отказе в присутствии нотариуса, который заверит его своей подписью.

Отказаться можно только в пользу конкретного родственника, который:

  • находится в очереди по закону;
  • не лишен права наследования по завещанию.

Запрещено отказываться от части наследства. Заявление пишется на всю долю. Исключением является ситуация, при которой лицо получает наследство и по завещанию, и по закону в качестве претендента на обязательную долю. В таком случае разрешается выбрать ту часть, которая окажется наиболее выгодной наследнику.

Отказ от права на наследство может подписать совершеннолетний гражданин, указывать причину своего поступка он не обязан. Лицо, не достигшее 18 лет, может подписать данную бумагу только в присутствии законных представителей и с разрешения органов опеки и попечительства.

Запрещено отказываться от наследства, если человек является единственным наследником. Также, органы опеки и попечительства не допустят отказа от обязательной части в случае несовершеннолетних граждан.

Как оформить отказ от подаренного имущества?

В сделке дарения участвуют две стороны:

  • даритель — делает оферту;
  • одаряемый — принимает акцепт.

Иными словами, владелец недвижимости делает предложение о безвозмездной передаче объекта, а получатель дара принимает предложение путем подписания договора дарения. Как только договор подписан, сделка считается совершенной, а права нового хозяина регистрируются в Росреестре.

Если сделка совершена, то одаряемый не может вернуть принятый подарок. Он становится его собственником и может просто передарить объект или продать его.

В случае консенсуального договора, или обещания дарения, есть возможность оформить отказ. Обещание дарения предполагает составление дарственной, которая вступит в силу в определенное время или при достижении конкретных условий. Пока не произошел факт передачи имущества от одного собственника другому, у одаряемого есть возможность отказаться от подарка.

Отказ составляется в письменной форме и заверяется нотариусом. При написании такого заявления должны присутствовать обе стороны, потому что без разрешения дарителя отказ от дара будет считаться недействительным.

Если подобные действия одаряемого приведут к убыткам для дарителя, например, к ухудшению его благосостояния, то текущий владелец вправе инициировать судебное разбирательство и потребовать материальной компенсации.

Можно ли отказаться от имущества в пользу государства?

Процесс оформления на государственной недвижимости в частную собственность называется приватизацией. Граждане, прописанные и проживающие на муниципальной жилплощади, имеют право подать заявление о приватизации жилья. Такое право предоставляется каждому человеку один раз в жизни.

Можно ли написать отказ от права собственности на жилье, полученное в результате приватизации? Да, такая возможность есть, а процедура называется деприватизацией. Чтобы оформить отказ, потребуется предоставить следующие документы:

  • российский паспорт;
  • лицевой счет на жилплощадь;
  • документ о владении квартирой;
  • техническую документацию;
  • выписку из домовой книги;
  • документ об отсутствии обременения на квартиру;
  • заявление об отказе от права собственности.

Особенности процедуры деприватизации жилья

Процесс деприватизации имеет ряд нюансов, которые следует принять во внимание:

  1. Если квартира имеет несколько собственников, то деприватизация происходит только в случае отказа всех совладельцев от своих долей в пользу государства. Невозможно вернуть местной администрации только свою долю. Согласие на деприватизацию должно быть выражено в письменном виде.
  2. Если владельцем квартиры является малолетний или недееспособный человек, то деприватизация происходит только с согласия органов опеки и попечительства. Органы опеки очень неохотно дают согласие на такие действия, опекуну или родителю придется предоставить доказательства, что его подопечный получит взамен равнозначное имущество.
  3. Можно деприватизировать только то жилье, которое было получено в результате приватизации. Если квартиру приватизировал предыдущий собственник, а текущий купил ее, унаследовал или получил в дар, то передать ее государству он не сможет.

Прежде чем решиться на передачу собственности государству, следует взвесить все за и против. Такое решение отмене не подлежит, вернуть квартиру будет невозможно. Приватизировать другое помещение тоже запрещено, поскольку возможность поучаствовать в приватизации дается только один раз.

Источник: https://SemPravorf.ru/imushhestvo/otkaz-ot-prava-sobstvennosti.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.