Отчуждение земельного участка у собственника

Содержание

Изъятие земли у собственника. Основания и порядок изъятия земли у собственников

Отчуждение земельного участка у собственника

Земельный участок считается объектом недвижимости, принадлежащим одному или нескольким собственникам на правах долевого владения. Обоснование прав на участок – регистрация собственности на него.

Однако не всегда запись в Госреестре защищает от посягательств прочих лиц. В некоторых случаях законный собственник может лишиться участка, если наступает тот или иной случай.

Разберемся, когда могут изъять участок у владельца.

Для государственных и муниципальных нужд

Земельные наделы могут быть отобраны в пользу государства или муниципалитета. Это регулируют ст. 49 и 55 Земельного Кодекса РФ.
Для этого, соответствующими органами должно быть вынесено решение про отчуждение земли, о котором в письменном виде необходимо сообщить владельцу землевладения не позже чем за год до процедуры изъятия.

Вместо этого, владельцу положена выплата компенсации. Платит её государство, либо его субъекты. Сумму компенсации должен установить суд.

В неё должны входить:

  • стоимость участка на рынке недвижимости;
  • оценочная стоимость недвижимого имущества;
  • возмещение убытков, которые понесёт собственник после прекращения использования участка;
  • возмещение упущенной выгоды от пользования землёй;

Причинами для такого изъятия могут быть:

  1. Выполнение международных обязательств Российской Федерации.
  2. Отчуждение участка, чтобы разместить на нём государственные или федеральные объекты, если других возможностей для этого нет.
  3. Остальные случаи, которые регулируются законами.

Изъятие земельных участков сельхозназначения

Президент России Дмитрий Медведев внес изменения в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения.

А принятый Госдумой новый закон №435-ФЗ от 29.12.

2010 «О внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» установил принудительный порядок изъятия у юридических лиц и граждан земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые не использовались или используются ненадлежащим образом в течение 3-х и более лет.

Срок вступления в действие указанного закона – 1 июля 2011 года.

Согласно закону, земли сельхозназначения могут быть принудительно изъяты только в судебном порядке у тех собственников и арендаторов, которые используют их нерационально.

Изъятию должны подлежать те земельные участки, где выявлено существенное снижение плодородия земель или значительное ухудшение экологической обстановки.

Вместо налогового ужесточения, как меры «наказания» за нерадивое использование земель, как планировалось изначально, законом введена усиленная административная ответственность владельцев таких земель (граждан, должностных лиц, юридических лиц), которые не ведут сельскохозяйственных работ.

Ставка земельного налога, определённая законом, должна составлять 1,2 % от кадастровой стоимости земельного участка.

Новый закон уточняет, что земельные участки могут быть изъяты и в случае, если они не используются в течение 3 лет для ведения сельхозпроизводства и связанной с этим деятельности. В этот срок не включается:

  • время освоения сельхозземель, который не может превышать двух лет
  • период стихийных и иных бедствий

Если рассматриваются участки под строительство, то критический срок повышается до 5 лет.

Положение дел у частных собственников контролируется региональными и муниципальными органами.

Перед изъятием земельного участка собственнику (арендатору) администрацией муниципального образования должно быть предложено проведение конкретных для его случая мероприятий по улучшению ситуации на его земельном объекте. В случае невыполнения предложенных условий в указанные сроки участок будет изыматься.

Изъятые земельные участки могут быть проданы с аукциона на публичных торгах.

Участки могут предоставляться в собственность сельскохозяйственной организации без проведения торгов по цене, не превышающей 15% кадастровой стоимости, или аренду с платой 0.3% кадастровой стоимости.

Новый закон коснулся и невостребованных земельных долей (не выделенных в натуре в счёт долей), предоставив возможность отказа от собственности на такие земельные доли . Упрощена процедура выдела долей.

Новый закон, получивший негласное название «передела земли», по словам Руководителя комитета Госдумы по строительству и земельным отношениям и одного из активных инициаторов его продвижения Мартина Шаккума, нацелен на изъятие в пользу государства земельной собственности тех граждан, которые скупили десятки и сотни гектаров земли и не используют или используют их не по назначению.

Цель нового закона – возврат в Агропромышленный комплекс страны порядка 20 миллионов гектаров земель «под паром». Все пахотные земли должны работать, ведь качество неиспользуемых земель постоянно ухудшается из-за эрозии.

3 декабря 2020 года в послании Федеральному собранию Президент страны Владимир Путин предложил изымать простаивающие земли сельскохозяйственного назначения у недобросовестных владельцев и продавать их на аукционах:

По мнению экспертов, определённая часть земельных инвесторов потеряет свои земельные наделы.

Но уйти от обвинения в неиспользовании земли можно будет и после вступления закона в силу: собственники просто выборочно засеют такие площади, или соберут необходимые лекарственные травы, которые вообще засеиваются раз в 3-5 лет, или перепашут участки, засадят картошкой и заявят, что у них всё развивается, земля «работает».

Если человек проводит сенокос каждый год или просто на этой земле пасёт скот — он обрабатывает землю или нет? Фермер всегда сможет доказать и показать, что «деятельность» ведётся. Он будет вне подозрений.

Немаловажным фактором станет и тот, что 5 лет простоя для земель сельхозназначения – это довольно приличный срок для того, чтобы начало снижаться их качество. Есть так называемая угроза «не возврата», то есть фиксация состояния, когда вернуть этим землям именно сельскохозяйственное назначение станет бешено накладным и экономически невыгодным процессом.

Представляется, что готовится чёткий и ограниченный перечень оснований для изъятия земель сельхозназначения. В противном случае, у должностных лиц появится «соблазн» и возможность для злоупотребления данным правом.

Если в законе не будет прописан исчерпывающий список возможностей использования земли, то он станет основой постановки «под удар» тех земель, которые как раз и используются, с помощью «найденной закорючки», за которую можно зацепиться и отобрать землю.

Можно только надеяться, что новый закон не приведёт всё-таки к крупному земельному переделу, не разрушит агропромышленный комплекс и не нанесёт сокрушительный удар по собственникам земельных участков, которые, возможно, и не в полной мере осваивали свои земельные владения, но налоги государству платили.

Полезная информация

  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
  • Узнать о новом Классификаторе ВРИ (2019) можно здесь
  • О возможности строительства жилого дома на фермерской земле читайте здесь
  • С расчётом налогов на объекты недвижимости по новым правилам 2019 года можно ознакомиться здесь
  • С особенностями перевода сельхозугодий в иные земли можно ознакомиться здесь.
  • С правилами сноса самостроя по новому закону можно ознакомиться здесь
  • Новое в земельном законодательстве — выпуск ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества», с особенностями которого можно ознакомиться здесь
  • Проверить состояние вопроса и уточнить статус своей земли можно на публичной кадастровой карте. Как получить необходимые сведения по имеющейся информации – по кадастровому номеру или адресу участка, помогут советы, представленные здесь
  • С порядком изменения территориальной зоны земельного участка позволит ознакомиться эта статья

В случае ненадлежащего использования земли

Следующий случай, когда земля может быть изъята – это её неиспользование или работа на земле с явными нарушениями. На это указывают статьи 284–286 Гражданского Кодекса РФ.

Причинами отчуждения в этом случае могут быть:

  1. Если земля не используется (сельскохозяйственное, жилищное, строительное назначение) больше трёх лет.
  2. Если участок земли используют не по своему назначению.
  3. Если обрабатывая землю – вы ухудшаете качества почвы.
  4. Если, используя землю, вы ухудшаете экологическую ситуацию.

Если владелец несогласен с решением про отчуждение у него участка, он может подать иск в суд.

Участок земли пустует и не используется по назначению

Если земля в течение 3-х лет не обрабатывается, то она может быть изъята в принудительном порядке.

Например, земля выделена под сельское хозяйство, но зарастает сорняками, из-за чего снижается плодородность грунта.

Трехлетний срок в этом случае может быть приостановлен для подготовки земли к дальнейшей эксплуатации, также учитываются форс-мажорные обстоятельства, при которых земля не могла использоваться по назначению.

Следует помнить, что все вопросы в обязательном порядке рассматриваются судом. И только на основании решений судебной инстанции, с предварительным уведомлением хозяина земельный участок могут изъять.

Реквизиция

Статья 242 ГК РФ и 51 ЗК РФ ставят в известность о том, что земельный надел может быть отторгнут у владельца в момент реквизиции.
Реквизиция – это временное отторжение земельного участка у владельца, во время каких-либо чрезвычайных обстоятельств.

Источник: https://za-nas-zakon.ru/zhkh-i-grazhdane/pravila-izyatiya-zemelnyh-uchastkov.html

Когда возможно изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Отчуждение земельного участка у собственника

Собственникам, осуществляющим строительство личных домов, следует понимать, как проводится изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд и при каких обстоятельствах процедура может быть применена к земле под принадлежащими им строениями. В статье описаны возможные причины отчуждения земель и требования к процедуре и документам.

Изъятие земельного участка на госнужды – это неприятное известие, и как себя вести при этом не помешает знать

Изъятие земельного участка у собственника для государственных и муниципальных нужд

Чтобы забрать землю для возведения инфраструктурных объектов и других строений, ее необходимо выкупить у собственника по рыночной цене. Передача участков в госсобственность регулируется Земельным кодексом, в котором в 2015 г.

выделена глава, посвященная отчуждению земель в пользу государства. Ключевым моментом процесса является его возмездный характер. Собственник, передающий свою земельную собственность государству, должен получить равноценную компенсацию.

Основания для изъятия земель

Ст. 49 ЗК РФ определяет причины, по которым органы власти могут получить право на участки, принадлежащие частным лицам. К ним относятся строительство и реконструкция следующих объектов:

  • энергетические системы общегосударственного или локального масштаба;
  • АЭС;
  • оборонные сооружения, включая системы защиты государственной границы;
  • транспортная инфраструктура, включая инфраструктуру железных дорог;
  • объекты космической отрасли;
  • обеспечение естественных монополий;
  • коммуникации общегосударственного или локального масштаба, включая электричество, газопроводы, водо- и теплоснабжение;
  • автодороги.

Строительство новых дорог может стать причиной изъятия земель у населения

Иные ситуации должны быть предусмотрены на уровне федеральных законодательных актов. Отчуждение территории у собственника также может производиться в рамках конфискации при осуждении за преступления и некоторые правонарушения, а также реквизиции в случае стихийных бедствий, техногенных катастроф, эпидемических заболеваний людей и животных.

Отчуждение земельных площадей для возведения на них объектов государственного назначения требует утвержденных документов планирования или проектов планировки. Помимо этого допустимы следующие обоснования:

  • развитие заповедников и заказников;
  • исполнение международных соглашений;
  • недропользование (требуется наличие государственной лицензии);
  • снос аварийного жилого здания с передачей государству земли под ним.

На изъятие площадей на основании документов планирования есть 36 месяцев после их утверждения.

При сносе старого заброшенного здания земля переходит «в руки» государству

Изъятие земель в рамках развития застроенных территорий

Вопросы развития территорий регулируются Градостроительным кодексом.

В рамках программ возможна смена предназначения участков, прокладка коммуникации, в том числе, затрагивая части территории, находящиеся в частной собственности.

В рамках деятельности по развитию возможно изъятие земель, принадлежащих частным лицам и предприятиям. Следует иметь в виду следующие моменты, подтверждаемые судебной практикой:

  • подписание соглашения о территориальном развитии не может быть единственной причиной перехода права собственности на затрагиваемый согласованным планом земельный надел;
  • Верховный суд РФ отметил, что причина изъятия должна заключаться в общественной пользе, получить которую нельзя без участка, принадлежащего другим лицам, единственной причиной отчуждения части территории не должно быть получение прибыли или иных выгод коммерческим предприятием, управляющим территорией;
  • решение об отчуждении собственности можно оспорить как в части размера выплаченной компенсации (ч. 13 ст. 56.12 Земельного кодекса РФ), так и по существу (ч. 14 ст. 56.6 того же Кодекса).

Перевести объект частной собственности в госсобственность можно при наличии законного обоснования с соблюдением нюансов процедуры.

Переход участка в государственную собственность возможен только на законном основании

Обеспечение обороны и безопасности

Изъятые для оборонных целей, включая обеспечение безопасности участков границы, земли изымаются из оборота по ст. 27 ЗК РФ и могут быть переведены в статус ЗАТО. Земли, предназначенные для целей обороны, могут быть использованы для:

  • размещения воинских частей, военных организаций и учреждений;
  • разработки, производства и хранения на складах вооружений, военной техники и боеприпасов;
  • строительство сооружений госрезерва и хранение запасов.

При выделении земель для целях охраны границы на них размещают заграждения, инженерно-технические конструкции и пункты пропуска.

Изъятие у собственника по причине ненадлежащей эксплуатации

В отличие от возмездного выкупа, изъятие из-за ненадлежащего использования возможно в нескольких ситуациях:

  • длительное (3 года и более) нецелевое распоряжение землей сельхозназначения;
  • отсутствие надлежащей эксплуатации;
  • грубое нарушение норм землепользования.

Решение об изъятии выносит орган местного самоуправления, который должен проинформировать владельца о допущенных им нарушениях и последствиях, выражающихся в потере права собственности.

Заброшенная засоренная земля – повод изъять землю у владельца

Порядок изъятия участка в 2019 году

Изъятию земельного участка для государственных нужд в Земельном кодексе посвящена глава VII.1. При переходе собственности государству совершается следующая последовательность действий:

  • Решение госоргана или муниципалитета в рамках полномочий (ст.56.3 ЗК).
  • Подача заинтересованной организацией ходатайства в муниципалитет (если потребность выходит за рамки прямых полномочий властных органов). Направить такой запрос имеют право подразделения естественных монополий, предприятия-недропользователи, компании, осуществляющие деятельностью, для которой требуется произвести отчуждение участка.
  • Выявление при помощи запросов в Росреестр всех лиц, чьи участки будут переданы в госсобственность, а недвижимость изъята. При необходимости информацию запрашивают в архивах.
  • Принятие официального решения, позволяющего однозначно идентифицировать отчуждаемые объекты. Одновременно изымают недвижимость, расположенную на отчуждаемой площади.
  • Подготовка соглашения об отчуждении земель и передача его на рассмотрение собственникам. Проект документа должен содержать существенные условия договора, с которыми может согласиться или не согласиться собственник.

Составление договора отчуждения земли обязательно

  • Подписание договора, включающего в себя идентификационную информацию об участках земли, цель их отчуждения, сроки смены собственника, сумму выплат и некоторые дополнительные данные, согласно ст. 56.9 ЗК РФ.

После подписания письменного соглашения между собственником и органом государственной власти соответствующего уровня в лице уполномоченного представителя, а также с организацией, ходатайствовавшей об отчуждении, действия связанные с переходом права, его госрегистрацией, а также перечисление выкупной суммы проводятся в соответствии с положениями договора.

Если собственник не согласен с оценкой своего имущества и не хочет подписывать предложенный договор, решение о передаче прав собственности принимается судом. Если не удалось найти собственника, решение об обращении в госсобственность также принимает судебная инстанция.

Определение выкупной стоимости

Согласно ст. 56.7 Земельного кодекса стоимость участка, выплачиваемая при его передаче государству, включает в себя:

  • рыночную оценку прекращаемых прав на землю, включая право собственности;
  • убытки, получаемые из-за отчуждения, включая убытки от невозможности выполнения договорных обязательств перед контрагентами;
  • упущенная выгода, рассчитываемая по установленным нормам.

Владелец участка должен получить компенсацию за отчужденный участок, возможные убытки и упущенную выгоду

Стоимость недвижимости, расположенной на отчуждаемой площади, построенной и зарегистрированной в соответствии с законодательными нормами, также входит в компенсацию.

В выкупную сумму не входят следующие затраты:

  • произведенные не по назначению участка земли;
  • начатые после получения официальной информации о предстоящем отчуждении;
  • убытки по сделкам, заключенным после уведомления.

Произвести расчет компенсации необходимо за два месяца до передачи владельцам земель проекта соглашения.

Постановлением Конституционного суда № 9-П/2019 от 1 февраля 2019 года установлено, что предоставление собственнику компенсации ниже рыночной цены его имущества незаконно.

В частности, при расчете стоимости на день предшествовавший одобрению уполномоченным органом проекта планировки территории, может не учитываться повышение цены объекта, вызванное рыночными факторами, что нарушает конституционные права граждан.

Компенсация производится только на законных основаниях, при попытке «сэкономить» владелец участка вправе пожаловаться в суд

Документальное оформление изъятия

Изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд оформляют в виде письменного соглашения с каждым собственником. Договор носит возмездный характер и предполагает выплату компенсации.

Последовательность шагов госорганов, гарантирующая выполнение требований закона:

  1. После принятия решения об отчуждении земель следует в течение недели письменно проинформировать собственников всех объектов, планируемых к переходу в госсобственность.
  2. У владельцев есть 3 месяца на то, чтобы изучить проект договора. До истечения выделенного срока изымать имущество можно только по инициативе текущего владельца.
  3. Обратиться в суд с заявлением о принудительном лишении собственности заинтересованная сторона может не раньше, чем через 3 месяца после предоставления собственникам проекта договора.

Еще об изъятии земельного участка в случае аренды в видео:

Заключение

Оценка размера возмещения производится заинтересованной стороной на основании рыночной информации. Лицо, не согласное с проведенной оценкой своего участка, может обратиться в суд, предоставив данные независимой экспертизы стоимости и возникающих убытков.

Еще немного внимания!

Источник: https://m-strana.ru/articles/izyatie-zemelnykh-uchastkov-dlya-gosudarstvennykh-i-munitsipalnykh-nuzhd/

Статья 54.1 ЗК РФ. Порядок отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации (действующая редакция)

Отчуждение земельного участка у собственника

1.

Отчуждение земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации осуществляется путем продажи такого земельного участка с публичных торгов в соответствии с гражданским законодательством с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

2. В случае, если на земельном участке, находящемся в частной собственности, наряду с самовольной постройкой, в отношении которой не были выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.

32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, лицом, на которого были возложены такие обязанности, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, расположены иные здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, орган местного самоуправления обеспечивает раздел исходного земельного участка в целях образования земельного участка, на котором расположена только самовольная постройка, при условии, что такой раздел возможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам. В случае, если такой раздел невозможно осуществить без нарушения требований к образуемым или измененным земельным участкам, отчуждение этого земельного участка путем его продажи с публичных торгов не допускается.

3.

В течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда об изъятии земельного участка в связи с неиспользованием его по целевому назначению или использованием его с нарушением законодательства Российской Федерации и о его продаже с публичных торгов орган местного самоуправления городского округа, городского поселения по месту нахождения земельного участка или в случае нахождения земельного участка в границах сельского поселения или на межселенной территории орган местного самоуправления муниципального района в отношении земельного участка обеспечивает при необходимости образование нового земельного участка, проведение кадастровых работ, а также проводит публичные торги по его продаже.

4. Начальной ценой изъятого земельного участка на публичных торгах является рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”.

В случае, если принято решение об изъятии земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, начальная цена изъятого земельного участка определяется с учетом исключения из нее расходов на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями.

В этом случае расходы на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями также определяются в соответствии с Федеральным законом “Об оценочной деятельности в Российской Федерации”.

5.

В случае, если принято решение об изъятии земельного участка, на котором создана или возведена самовольная постройка, и расходы на снос самовольной постройки или ее приведение в соответствие с установленными требованиями, а также затраты на подготовку и проведение публичных торгов превышают рыночную стоимость земельного участка, начальная цена земельного участка устанавливается равной одному рублю.

6.

В случае, если публичные торги по продаже земельного участка признаны несостоявшимися, не позднее чем через два месяца после первых публичных торгов проводятся повторные публичные торги, за исключением случая, предусмотренного пунктом 5 настоящей статьи. Начальная цена земельного участка снижается на 20 процентов начальной цены земельного участка на публичных торгах, признанных несостоявшимися.

7. Средства, вырученные от продажи земельного участка с публичных торгов, выплачиваются бывшему собственнику земельного участка за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов, в том числе расходов на проведение кадастровых работ, работ по оценке рыночной стоимости земельного участка.

8.

Лицо, которое приобрело по результатам публичных торгов земельный участок, на котором расположена самовольная постройка, в отношении которой принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями, обязано в срок, установленный условиями публичных торгов, но не превышающий срока, установленного пунктом 9 настоящей статьи, исполнить обязательства по сносу самовольной постройки или по представлению в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения самовольной постройки или в случае нахождения такой постройки на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки и по приведению ее в соответствие с установленными требованиями за свой счет и (или) с привлечением средств других лиц. При переходе прав на этот земельный участок такая обязанность переходит к новому собственнику земельного участка.

9.

Срок, устанавливаемый для исполнения обязательств по сносу самовольной постройки или представлению в орган местного самоуправления, указанный в пункте 8 настоящей статьи, утвержденной проектной документации по реконструкции самовольной постройки в целях ее приведения в соответствие с установленными требованиями, не может составлять более чем двенадцать месяцев, а для исполнения обязательства по приведению самовольной постройки в соответствие с установленными требованиями – более чем три года.

10.

Земельный участок, на котором расположена самовольная постройка и в отношении которого имеется вступившее в законную силу решение суда об изъятии земельного участка в связи с его использованием с нарушением законодательства Российской Федерации, подлежит передаче в собственность муниципального образования, орган местного самоуправления которого обеспечивал проведение публичных торгов по продаже такого земельного участка, в следующих случаях:

1) публичные торги по продаже земельного участка, указанного в пункте 1 настоящей статьи, на условиях, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, признаны несостоявшимися;

2) публичные торги по продаже земельного участка, указанного в пункте 1 настоящей статьи, неоднократно признаны несостоявшимися, и сумма затрат на подготовку и проведение публичных торгов превысила начальную цену земельного участка.

11. В случае выявления фактов эксплуатации самовольной постройки, расположенной на земельном участке, который был изъят у собственника путем продажи с публичных торгов, по решению суда договор купли-продажи подлежит расторжению, а земельный участок – передаче в муниципальную собственность по правилам статьи 238 Гражданского кодекса Российской Федерации.

12. В случаях, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи, какое-либо возмещение правообладателю земельного участка в связи с изъятием земельного участка или расторжением договора купли-продажи не осуществляется.

13. Особенности отчуждения земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в связи с их неиспользованием по целевому назначению или использованием с нарушением требований законодательства Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.

Источник: https://www.zakonrf.info/zk/54.1/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.