Особый правовой режим это

Правовой режим

Особый правовой режим это

Определение 1

Правовой режим – это особый порядок правового регулирования, основанный на применении комплекса юридических правил и средств, закрепленных в нормативно-правовых документах, и обеспечивающий порядок общественных отношений для удовлетворения интересов субъектов права.

Он выражается в специфике гарантий и способов его реализации, особенностях ответственности при нарушении его требований, основывается на действии общих принципов, которые сводят все его элементы в одну систему упорядоченного характера.

Случаи, в которых устанавливаются правовые режимы

Правовые режимы строго санкционируются либо устанавливаются государством, к примеру:

  • в случаях исключительного характера, к примеру, режим чрезвычайного либо военного положения;
  • по отношению к отдельным территориям (речь идет о режиме заповедных объектов и территорий);
  • по отношению к объектам (здесь говорится о режиме оборота наркотически содержащих средств);
  • по отношению к субъектам (тут говорится о режиме большего благоприятствования, национальном режиме).

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Сущность правового режима

Правовой режим является самостоятельным правовым средством государства, применяемым в целях обеспечения гражданской безопасности, защиты конституционного строя, в форме специального регламента деятельности правовых субъектов, который предназначен для разрешения особенных задач либо обеспечения работы публичных властных субъектов при особенных обстоятельствах.

По мнению С.С. Алексеева, правовой режим является порядком урегулирования, выражающимся в комплексе средств права, которые образуют особенное сочетание взаимодействующих меж собой запретов, дозволений, а также позитивных обязательств.

По мнению Кашина Б.А., правовой режим является одним из проявлений нормативности права, но на высочайшем уровне. Он объединяет в единую конструкцию комплекс конкретных средств права, продиктованных особыми целями.

Замечание 1

Расхождение во взглядах ученых, которые занимаются изучением феномена «правового режима» как в определении самого его понятия, так и в его структуре и функционале, отражает неоднозначность и дискуссионность восприятия этого явления права ввиду его многоаспектности и сложности.

Разновидности правовых режимов

Классифицируют правовые режимы не ограничено, такая классификация является многоступенчатой, но выделяются следующие основные виды:

  1. По сфере действия;

    • международно-правовые, (речь идет о режиме открытого моря и континентального шельфа);
    • внутригосударственные;
  2. В зависимости от территориальных масштабов: локальные, муниципальное, региональные, федеральные;

  3. По правовым отраслям:

    • материальные, речь идет о режиме имущества супругов, режиме территориальных вод;
    • процессуальные;
  4. По предмету регулирования;

  5. В зависимости от продолжительности действий;

    • временные, то есть заданные на конкретный срок;
    • постоянные, то есть в таких режимах срок действия не устанавливается, он действует до отмены, к примеру режим ЗАТО;
  6. В зависимости от оснований установления;

  7. В зависимости от объектов правового воздействия;

Признаки правовых режимов

Правовые режимы обладают следующими основными признаками:

  • они обеспечиваются государством, устанавливаются в законодательстве;
  • обладают целью специфическим образом регламентировать определенные сферы отношений в обществе, выделяя в пространственных и временных границах какие-либо правовые объекты и субъекты;
  • являются особенным порядком правового регулирования, состоящим из юридических средств, он характеризуется конкретным их сочетанием;
  • образуют определенную степень благоприятности или неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных правовых субъектов.

Особенности правовых режимов

Нормативный правовой базис режима регулирования находится в зависимости от характера и разновидности правового режима.

Режимы, которые предусматривают ограничения в правосубъектности организаций и граждан, могут быть установлены лишь федеральным законодательством.

Указы Президента РФ, акты Правительства РФ, акты других органов исполнительной власти применимо к таким режимам осуществляют правоприменительную функцию, включая предусмотренный законом режим на конкретной территории, закрепив определенные режимные правила.

Для региональных режимов, которые регулируют состояние объектов, являющихся подведомственными субъектам РФ, нормативным правовым базисом выступили законы и другие акты на уровне субъектов РФ. Местные режимы, которые действуют на территории муниципальных образований, могут быть введены актами органов МСУ.

Структурное строение правового режима включает такие элементы, как: носитель режима, правовые средства режима, правила режима, статусы субъектов режимного урегулирования, система юридических и организационных гарантий.

В форме носителя режима выступают:

  • конкретные территории, речь здесь идет о режиме закрытого административно-территориального образования, режиме исключительной экономической зоны;
  • правовые институты и образования, речь ведется о режиме законодательства, режиме отрасли;
  • организации (атомные электростанции, исправительно-трудовые учреждения, военные объекты);
  • природно-техногенные и социальные процессы, например чрезвычайные ситуации;
  • предметы материального мира (природные ресурсы, имущество, документы);
  • административная деятельность (режим секретности, таможенные режимы).

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/pravovoy_rezhim/

15.2. Особые правовые режимы

Особый правовой режим это
80

Законодательство Российской Федерации дает определение понятий только двух видов особых правовых режимов: чрезвычайное положение и военное положение .

——————————–

Чрезвычайное положение – это “особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Федеральным конституционным законом отдельные ограничения прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей” (п. 1 ст. 1 ФКЗ “О чрезвычайном положении”).

Военное положение – это “особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией Российской Федерации Президентом Российской Федерации в случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии” (ст. 1 ФКЗ “О военном положении”).

Особые правовые режимы Российской Федерации устанавливаются посредством введения в действие норм чрезвычайного законодательства.

Это следует рассматривать как естественную и в то же время необходимую и обязательную реакцию государства на конкретный вид угрозы.

Чаще всего это группа угроз внутригосударственного или внешнего характера, способных повлечь за собой возможность наступления (или наступление) чрезвычайной ситуации, представляющей опасность для интересов личности, общества и самого государства.

Чрезвычайное законодательство Российской Федерации представляет собой совокупность

нормативных правовых актов различной юридической силы, обладающих внутренним организационным единством и системным характером . Оно является составной частью системы действующего законодательства государства, основывается на соответствии нормам международного права, вступает в юридическую силу на определенный срок при наступлении чрезвычайных ситуаций мирного или военного времени и предусматривает возможность ограничения конституционных прав и свобод определенного вида субъектов права. ——————————–

Мелехин А.В. Чрезвычайное законодательство Российской Федерации: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2002. С. 18.

особых правовых режимов определяется федеральным законодательством и включает в себя комплекс экономических, политических, административных (им принадлежит ведущая роль в процессе реализации устанавливаемых государством властных предписаний), военных, правовых, идеологических и иных мер, направленных на предотвращение или ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, угрожающих личности, обществу и государству.

——————————–

См., например: Федеральные конституционные законы “О чрезвычайном положении” (2001 г.) и “О военном положении” (2002 г.).

Вопросы обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности, а также “осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий”, т.е.

с чрезвычайными обстоятельствами различного вида, находятся в совместном ведении Российской Федерации и входящих в ее состав субъектов (п. п. “б” и “з” ч. 1 ст. 72 Конституции России).

Поэтому организация деятельности органов власти (чаще всего исполнительной) в рассматриваемых условиях осуществляется на трех управленческих уровнях: федеральном, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Отмеченная особенность накладывает определенный отпечаток одновременно на процесс формирования соответствующего законодательства и содержание создаваемого механизма правового регулирования, предназначенного для его реализации.

Все ветви и уровни органов власти в определенных законом формах принимают участие в этом процессе, отражая тем самым различные аспекты механизма правового регулирования – политические, правовые, организационные, экономические, идеологические, информационные и иные.

Посредством принятия ведомственных нормативных правовых актов общие задачи министерств и ведомств конкретизируются, приобретая более предметный характер.

Изложенное выше позволяет отметить следующие основные черты, характерные для особых правовых режимов и отличающие их от многочисленных иных правовых режимов:

основаниями их установления являются два обязательных условия: фактические (чрезвычайная ситуация определенного вида) и юридические (наличие заблаговременно принятого федерального конституционного закона или федерального закона);

первичным и основным источником формирования особых правовых режимов являются нормы международного права;

по правовому воздействию на общественные отношения они носят комплексный характер и одновременно могут содержать в себе несколько специальных правовых режимов (отраслевых, функциональных), отменять или ограничивать их действие;

их введение прямо или косвенно предусматривается текстом Конституции Российской Федерации и конкретизируется специальным федеральным законодательством;

порядок введения требует соблюдения определенной процедуры не только внутри (согласование с Федеральным Собранием Российской Федерации), но и вне территории страны (обязательное уведомление руководства сопредельных государств и международных организаций);

правом на их введение обладает только Президент Российской Федерации своим указом в рамках реализации конституционных полномочий главы государства и Верховного главнокомандующего;

указ Президента Российской Федерации обязательно должен отражать определенные законодательством вопросы (обстоятельства принятия такого решения, дата и время его действия, границы территории его действия и т.д.);

основаниями введения являются угрозы личности, обществу или государству, предусмотренные федеральными законами;

продолжительность их действия носит временный характер – фиксированный (чрезвычайное положение) или неопределенный, но с обязательным указанием на необходимость устранения условий, послуживших основанием их введения: восстановление конституционного строя, подписание акта о капитуляции, ликвидация непосредственной угрозы, до ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и т.д. (военное время, военное положение, конфронтационный вид федерального вмешательства) изменяются критерии типологизации органов исполнительной власти, а также их системное и структурно-штатное построение;

на период их действия в рамках действующего законодательства фактически устанавливается диктатура (военная или гражданская) государства в лице федеральных (или создаваемых ими) органов власти ;

——————————–

При этом диктат личности и обществу со стороны государства носит ограниченный нормами международного права и текстами национальных конституций характер. Например, не подлежат ограничению основополагающие права и свободы (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, личную и семейную тайну, свободу мысли и вероисповедания и другие).

между федеральным центром и субъектами Российской Федерации происходит изменение не только в предметах ведения, но и в объеме полномочий в рамках прежних подходов к подобному разграничению;

у ряда федеральных министерств и ведомств появляются дополнительные полномочия;

при необходимости создаются новые органы государственного управления, наделяемые одновременно контрольными и надзорными функциями;

изменяются процессуально-процедурные основы деятельности органов исполнительной власти и должностных лиц ;

——————————–

Эта особенность правоприменительного процесса чрезвычайного законодательства не в полной мере нашла свое отражение в главе 23 КоАП Российской Федерации “Судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях”.

ужесточаются меры юридической ответственности и предусматривается формирование новых составов правонарушений;

более высокий характер угроз определяет конституционное право государства на возможность ограничения ряда основных прав и свобод физических и юридических лиц;

объем вводимых ограничений может носить последовательно постепенный характер и должен соответствовать характеру лежащих в основе этого реальных угроз;

их введение рассматривается законодательством как крайняя мера, применяемая государством в целях предотвращения, пресечения или ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

обеспечение особых правовых режимов осуществляется при помощи механизма правового регулирования, содержащего подзаконные нормативные правовые акты, в которых определяется роль и место министерств и ведомств по ликвидации возникших угроз;

——————————–

Например, МВД России в исследуемых условиях решает следующие три основных задачи: осуществляет мероприятия, направленные на обеспечение общественной безопасности, охрану общественного порядка и борьбу с преступностью; в рамках действующего законодательства оказывает содействие иным государственным органам исполнительной власти в успешном осуществлении ими своих функций; участвует в проведении комплекса мероприятий, направленных на защиту и спасение граждан и материальных ценностей.

в качестве административно-предупредительной меры, направленной на предотвращение чрезвычайных ситуаций, способных повлечь за собой введение в действие Федеральных конституционных законов “О чрезвычайном положении” и “О военном положении”, как показывает международная практика, целесообразно предусмотреть возможность введения экономических санкций (“замораживание” активов противостоящих государств, штрафные санкции и т.д.) .

——————————–

Например, в начале 2004 г. США были арестованы 1,5 млрд. долларов Правительства Ирака, находившихся на американской территории.

Следует подчеркнуть, что государство, реагируя на угрозы чрезвычайных ситуаций посредством введения временных ограничений определенного вида на ряд конституционных прав и свобод, помимо обеспечения общественной безопасности отражает не только свою сущность, но также зрелость гражданского общества и степень уважения к гражданам.

Административно-правовые режимы являются обязательной составной частью, при помощи которых осуществляется процесс реализации ограничительно-властных положений особых правовых режимов.

< Попередня   Наступна >

Источник: http://radnuk.info/ros-pidrychnuk/519-melexin/11975-152---.html

Правовые режимы: понятие, признаки, виды

Особый правовой режим это

Правовой режим – специфика юридического регулирования определенной сферы общественных отношений с помощью различных юридических средств и способов; это система норм права, которая регулирует деятельность, отношения между людьми по поводу определенных объектов.

Правовой режим – это особый порядок правового регулирования, выражающийся в определенном сочетании юридических средств и создающий желаемое социальное состояние и конкретную степень благоприятности либо не благоприятности для удовлетворения интересов субъектов права.

Признаки правового режима:

    • они устанавливаются в законодательстве и обеспечиваются государством;
    • имеют цель специфическим образом регламентировать конкретные области общественных отношений, выделяя во временных и пространственных границах те или иные субъекты и объекты права;
    • представляют собой особый порядок правового регулирования, состоящий из юридических средств и характеризующийся определенным их сочетанием;
    • создают конкретную степень благоприятности либо неблагоприятности для удовлетворения интересов отдельных субъектов права.

При этом можно различать

    1. юридическую сторону режима (систему правил) и
    2. фактическую сторону (реальное осуществление режимных норм).

Правовой режим – очень широкое юридическое понятие. Он означает, что действия, отношения урегулированы правом. Для их существования, развития, охраны используется система юридических средств воздействия (стимулирование, лицензирование, контроль, принуждение и др.).

Правовой режим может включать все способы, методы, типы правового регулирования, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других.

Как правило, различные сферы общественных отношений требуют разного сочетания способов, методов, типов правового регулирования. Своеобразие правовых режимов наблюдается как внутри каждой отрасли, так и в правовой системе в целом. 

Так, внутри отрасли административного права правовой режим регулирования управленческих отношений в армии, военизированных учреждениях и организациях существенно отличается от правовой регламентации управленческих отношений в сфере государственного управления высшим образованием.

Если в сфере деятельности военизированных организаций господствующим, превалирующим является централизованный, императивный метод, возложение обязанности – превалирующим способом, а разрешительный тип – господствующим, то в сфере государственного управления высшим образованием в современных условиях значительная роль отводится децентрализованному методу, широким предоставлением прав высшим учебным заведениям с широким внедрением общедозволительного типа.

Достаточно очевидно различие в правовых режимах отраслей, относящихся к публичному и частному праву.

Отношения между людьми, их совместная деятельность могут быть построены на власти, на договоре и одновременном сочетании этих методов. Соответственно можно различать правовые режимы властеотношений, договорные, смешанные.

Виды правового режима

Учитывая совместное влияние таких важных признаков правового регулирования, как предмет, метод, правовые принципы, система субъектов и система источников, можно различать отраслевые режимы:

    • административно-правовой,
    • гражданско-правовой,
    • финансово-правовой,
    • гражданско-процессуальный и т.д.

Кроме того, различают следующие виды правовых режимов:

1) по предмету правового регулирования:

    • конституционный,
    • административный,
    • земельный и т. д.;

2) по юридической природе:

    • материальный;
    • процессуальный;

3) по содержанию:

    • валютный,
    • таможенный,
    • пошлинный и т. п.;

4) по субъектам, в отношении которых он устанавливается:

    • режим беженцев, вынужденных переселенцев,
    • гражданства, граждан и т. д.;

5) по функциям права:

    • режим особого регулирования и
    • особой охраны;

6) по формам выражения:

7) по уровню нормативных актов, в которых они установлены:

    • общефедеральный,
    • региональный,
    • муниципальный и
    • локальный;

8) по сфере использования:

    • внутригосударственный и
    • межгосударственный (режим территориальных вод, экономических санкций и проч.).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/pravovie-rezhimi-ponyatie-priznaki-vidi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.