Особые условия использования территории

ЗОУИТ: зоны с особыми условиями использования территорий

Особые условия использования территории

Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных с установлением и пересмотром границ зон с особыми условиями использования, а также по выявлению неуказанных в кадастре таких зон применительно к земельному участку или зданию.

Представление интересов в суде Подготовка юридических заключений
Представительство в уполномоченных органахВзаимодействие с проектировщиками и экспертами

По вопросам:

  • выявления зон с особыми условиями использования, которые накладываются на границы земельного участка.
  • установления и уменьшения границ санитарно-защитных, охранных и иных подобных зон.
  • определения и согласования видов и предельных параметров строительства в зонах с особыми условиями использования.
  • обоснования нахождения участков за пределами зон с особыми условиями использования.
  • судебного оспаривания включения участков в зоны с особыми условиями использования.

В настоящее время зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) подразделяются на:

  • возникающие в силу закона без принятия какого-либо отдельного решения. Единственным условием их возникновения является наличие объекта, для которого они устанавливаются. К таким ЗОУИТ относятся только водоохранные (рыбоохранные) зоны, прибрежные защитные полосы, защитные зоны объектов культурного наследия;
  • утверждаемые решением уполномоченного органа (все иные ЗОУИТ).

В то же время подавляющее большинство существующих ЗОУИТ возникло ещё в соответствии с ранее действовавшим законодательством, в связи с чем имеется значительная специфика в определении их статуса.

Порядок установления границ и режим зон с особыми условиями использования определятся федеральным законом, которым предусмотрено установление соответствующей зоны, и/или принимаемым Правительством РФ положением о такой зоне. В отношении тех видов зон, для которых соответствующие положения Правительством РФ ещё не приняты, продолжают действовать ранее принятые ведомственные акты.

Границы ЗОУИТ, возникающих в силу закона, утверждаются и вносятся в ЕГРН уполномоченным в соответствующей сфере государственным органом. Тогда как границы ЗОУТ, возникающих на основании отдельного решения утверждаются таким решением. Подготовка сведений о границах осуществляется:

  • при установлении ЗОУИТ в связи с размещением зданий или сооружений (например, в отношении санитарно-защитной зоны предприятия) – их собственником или иным правообладателем (арендатором, концессионером и т.д.);
  • в иных случаях – уполномоченным в соответствующей сфере органом.

При этом для некоторых зон законом установлены чёткие размеры (расстояние от границ соответствующего объекта), в таком случае определение конкретных границ носит чисто технический характер.

Тогда как для других ЗОУИТ границы определяются индивидуально при проектировании соответствующей зоны. Что оставляет простор для «творческого» подхода проектировщиков с учётом интересов, зачастую противоположных, застройщика, чиновников и владельцев соседней недвижимости.

К этой категории относятся в том числе зоны охраны объектов культурного наследия, санитарно-защитные зоны и др.

Режим зоны с особыми условиями использования территории включает в себя перечень запрещённых в такой зоне видов деятельности или, наоборот, исчерпывающий перечень разрешенных, особые условия и ограничения осуществления разрешенных видов деятельности. При этом для ряда зон могут устанавливаться подзоны с различным режимом.

Для некоторых видов ЗОУИТ режим однозначно определён соответствующим законом или подзаконным актом (санитарно-защитные, водоохранные и т.д.).

В иных же случаях режим устанавливается индивидуально для конкретной зоны в зависимости от специфики объекта, для которого она устанавливается, и иных условий (например – зоны охраны объекта культурного наследия).

В таком случае конкретный режим устанавливается решением об утверждении ЗОУИТ.

Таким образом, если ЗОУИТ устанавливается для строительства или эксплуатации объекта, то как границы, так и режим такой ЗОУИТ во многом зависят от владельца или застройщика такого объекта.

При этом данный вопрос для него принципиально важен, так как определят саму возможность строительства (продолжения эксплуатации) объектов на соответствующем месте, и объем расходов, связанный с компенсацией владельцам смежных участков.

Аналогично во многих случаях установление ЗОУИТ в тех или иных границах (пересмотр существующих границ) либо определение перечня ограничений хозяйственной деятельности принципиально важны для правообладателей смежных участков, для которых от этого зависит возможность использования земли или недвижимости. Это особенно актуально для зон охраны объектов культурного наследия, зон санитарной охраны источников водоснабжения и т.д., правила установления которых оставляют возможность для усмотрения в зависимости от ситуации.

Специфика зон с особыми условиями использования, возникших до введения в силу действующего законодательства

Хотя сейчас и установлено обязательное требование о внесении всех зон с особыми условиями использования территории в ЕГРН, данное правило не распространятся на ЗОУИТ, установленные (возникшие) до августа 2018 г. Такие зоны считаются установленными в случаях, если:

  • установлены или согласованы уполномоченным органом в ранее действовавшим порядке;
  • в соответствии с ранее действовавшим законодательством считались при соответствующих условиях установленными в силу закона без принятия отдельного решения;
  • установлены судом.

Границы таких зон должны быть внесены в ЕГРН до 1 января 2022 г.

При этом если ранее действовавший порядок требовал определения конкретных границ зоны с особыми условиями использования территории, то она считается установленной, если было утверждено описание границ такой зоны, или же границы были обозначены на местности. В иных же случаях границы рассчитываются от соответствующего объекта на основании подлежащих применению к данному виду зоны нормативов.

Таким образом, на ближайшие несколько лет сохраняет актуальность проблематика сбора из различных источников сведений о том, в какие зоны особыми условиями использования входит земельный участок.

В случаях, когда принятые в соответствии с действующим законодательством подзаконные акты устанавливают иной режим ЗОУИТ, их границы и режим должны быть приведены в соответствие с ними до 1 января 2022 г.

При этом если зона установлена вокруг определённого объекта, то обязательство обратиться за изменением границ или режима такой зоны возлагается на собственника объекта. А в случае, если действующие нормативы являются более мягкими, чем ранее установленные, с заявлением о пересмотре границ или режима ЗОУИТ может обратиться заинтересованное третье лицо.

Урегулирована законом и такая довольно распространенная ситуация как возведение объектов капитального строительства, в том числе жилых и дачных домов, в зонах с особыми условиями использования территории, в которых размещение таких объектов опасно для жизни (вблизи трубопроводов, аэродромов и т.д.). При этом собственники, зачастую, осуществляли строительство, не зная об опасном соседстве или полагаясь на наличие разрешительной документации.

Собственник таких объектов, подлежащих, по понятным причинам, сносу, имеет право на возмещение убытков, если строительство осуществилось на основании предусмотренных действовавшим законодательством разрешений и согласований, либо разрешение на строительство не требовалось (например, для дачных домов), а участок был предоставлен уполномоченным органом в установленном порядке именно для этой цели.

В зависимости от ряда условий убытки возмещаются либо собственником объекта, вокруг которого установлена ЗОУИТ, либо уполномоченным органом, разрешившим строительство или предоставившим под него земельный участок.

В отношении наиболее проблемной в данном контексте категории объектов – магистральных трубопроводов – установлен также особый порядок внесения сведений о них в ЕГРН.

Так собственники трубопроводов обязаны до 1 сентября 2019 г.

внести в ЕГРН сведения о границах территории, в пределах которой ограничивается строительство и иная хозяйственная деятельность, исходя из набольших возможных расстояний.

Далее, до 1 января 2022 г., они обеспечивают утверждение проекта границ соответствующей зоны, содержащего конкретные ограничения деятельности на том или ином расстоянии от трубопровода. До утверждения такого проекта строительство вблизи трубопровода должно согласовываться с его собственником.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/voprosy-gradostroitelnoj-deyatelnosti/zony-s-osobymi-usloviyami-ispolzovaniya-territorii/poryadok-ustanovleniya-granic-i-rezhima-zon-s-osobymi-usloviyami

Геоинформационный портал ГИС-Ассоциации – Понятие зон с особыми условиями использованния территории

Особые условия использования территории

А.А.

Черненков ФГУП «РосНИПИ Урбанистика», Санкт-Петербург
Зоны с особыми условиями использования территории являются одним из наиболее применяемых элементов в практике градостроительного проектирования на всех его этапах: при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории.

Градостроительный кодекс РФ не содержит приемлемого определения данного понятия. Настоящая статья представляет авторскую позицию по вопросу понятия «зоны с особыми условиями использования территории».

Понятие зон с особыми условиями использования территории: определение и признаки

На основании требований Градостроительного кодекса РФ в документах территориального планирования, градостроительного зонирования, а также в документации по планировке территории подлежат отображению зоны с особыми условиями использования территории (далее также – зоны с особыми условиями). Согласно пункту 4 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территории – это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ. Данное определение не содержит сущностных характеристик указанных зон, за исключением, пожалуй, того, что это, во-первых, «зоны» и, во-вторых, «устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ». Однако зонами, устанавливаемыми в соответствии с законодательством РФ, являются, например, функциональные зоны, пригородные зоны, зоны планируемого размещения объектов капитального строительства и другие. Указание на то, что в этих зонах действуют «особые условия использования территории», также не даёт представления о юридической природе данных зон, так как свои «особенности» использования территории имеют все зоны – территориальные зоны (в каждой из которых действует индивидуальный градостроительный регламент использования объектов недвижимости), особые экономические зоны (в которых особый режим осуществления предпринимательской деятельности обусловливает соответствующее использование территории) и так далее. Роль определений в юриспруденции имеет повышенное значение. «С помощью определений юридическая наука находит и задаёт границы, отделяющие явления, мыслимые с помощью данного понятия, от всех сходных явлений. Определения способствуют точности и адекватности научных рассуждений» . Поэтому в целях определения понятия зон с особыми условиями использования территории важно зафиксировать такие юридические признаки, которые позволяли бы отграничить зоны с особыми условиями использования территории от других зон, территорий, участков.

К числу таких признаков следует отнести следующие:

1. Устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации . Другими словами, каким-либо нормативно-правовым актом (первоисточником) должно быть предусмотрено наличие зоны с особыми условиями, данная зона должна быть институционализирована в правовом поле. Например, не относятся к зонам с особыми условиями зоны «особого регулирования градостроительной деятельности», так как данный институт не предусмотрен действующим градостроительным законодательством. 2. Имеют свои границы, принципы прохождения которых определяются в соответствии с действующим законодательством и которые подлежат описанию и внесению в государственный кадастр недвижимости (часть 2 статьи 1; статья 10 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 года №221-ФЗ). 3. Предназначены для охраны объекта, нуждающегося в охране, или защиты от объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и человека, то есть имеют определённый охранный или защитный режимы. Наличие данных объектов предопределяет особые условия использования территории. Указанный признак фиксирует цель установления той или иной зоны с особыми условиями. 4. Накладывают правовые требования к использованию и ограничения использования объектов движимого и недвижимого имущества, а также могут определять условия нахождения, правила посещения, режим пребывания и т.п. в данных зонах. В этих требованиях, ограничениях и условиях выражаются собственно охранный или защитный режимы. 5. Как правило, не совпадают с границами объекта, требующего охраны, или объекта, от воздействия которого необходима защита; границы зон с особыми условиями использования территории шире границ рассматриваемых объектов. В том случае если границы зоны с особыми условиями совпадают с границами объекта охраны (или источника негативного воздействия), то об этом должно быть прямо указано в соответствующем нормативном акте. 6. Объект охраны (источник негативного воздействия) имеет свою юридически установленную границу (данный признак логически вытекает из предыдущего и, строго говоря, не является признаком самой зоны с особыми условиями использования территории). Территория объекта охраны (источника негативного воздействия) не включается в территорию зоны с особыми условиями (за исключением случаев совпадения их территорий). В отношении последних двух признаков необходимо отметить, что следует различать две юридические сущности: объект охраны (источник негативного воздействия) и зону с особыми условиями использования территории вокруг или вдоль такого объекта (источника). Границы объекта и границы зоны могут совпадать, но при этом они не сливаются в нечто единое, продолжают существовать: отдельно объект и отдельно зона. Для признания зоны с особыми условиями использования территории в качестве таковой необходимо наличие всех перечисленных признаков; если хотя бы одного признака нет (не считая обязательности описания и внесения границ зон с особыми условиями в государственный кадастр недвижимости), то рассматриваемая зона не является зоной с особыми условиями. Таким образом, пытаясь сформулировать «проектирующую регулирующую дефиницию» , зону с особыми условиями использования территории можно определить как «зону, устанавливаемую в соответствии с законодательством РФ, имеющую свои границы, определяемые в установленном законодательством РФ порядке, предназначенную для охраны объекта, нуждающегося в охране, или защиты от объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и человека, накладывающую правовые требования к использованию и ограничения использования объектов движимого и недвижимого имущества, а также определяющую условия нахождения, правила посещения, режим пребывания и т.п. в данной зоне, как правило, не совпадающую с границами объекта, нуждающегося в охране, или объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и человека». На основе данного определения выявлено более 30 видов зон с особыми условиями использования территории, среди них: ? рыбохозяйственные и рыбохозяйственные заповедные зоны; ? полосы воздушных подходов, приаэродромная территория и район аэродрома; ? запретные зоны и запретные районы при арсеналах, базах и складах Вооружённых сил РФ, других войск, воинских формирований и органов; ? охранные зоны или округа особо охраняемых природных территорий; ? береговые полосы внутренних водных путей РФ, расположенных за пределами территорий поселений, и другие зоны. От зон с особыми условиями необходимо отличать «иные территории с установленными ограничениями». Наличие данных территорий предусмотрено пунктом 12.1 Методических рекомендаций по разработке проектов генеральных планов поселений и городских округов, утверждённых приказом Министерства регионального развития от 26 мая 2011 года № 244. Зоны с особыми условиями и иные территории с установленными ограничениями составляют в совокупности «градостроительные ограничения» – ряд требований, ограничивающих градостроительную деятельность в конкретном территориальном образовании. Ключевыми отличиями «иных территорий с установленными ограничениями» от зон с особыми условиями являются, по нашему мнению, во-первых, цель установления зоны, во-вторых, наличие юридически обособленного от самой зоны объекта охраны (источника негативно воздействия). Установление зон с особыми условиями преследует, как было отмечено выше, цель охраны объекта, нуждающегося в охране (например, памятника), или защиты от объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду и человека (например, от промышленного предприятия). Иные территории с установленными ограничениями могут не иметь такой цели (особые экономические зоны, месторождения полезных ископаемых и так далее). Кроме цели установления (охранной/защитной), зоны с особыми условиями имеют самостоятельный объект охраны (источник негативного воздействия), юридически независимый от зоны. Зона с особыми условиями устанавливается вокруг или вдоль такого объекта, она может совпадать с ним (например, округ санитарной охраны курорта), но во всех случаях зона и объект охраны представляют собой разнородные юридические объекты, единицы учёта. Не относятся к зонам с особыми условиями использования, например, особо охраняемые природные территории, защитные леса и другие подобные территории, в которых объект (предмет) охраны «растворён» в самой зоне, составляет с зоной неразрывное целое. На особо охраняемых природных территориях подлежат охране различные природные комплексы и объекты (земля, водные объекты, недра, растительный и животный мир), но охраняются они не по отдельности, а в совокупности. Эта совокупность природных комплексов и объектов и составляет особо охраняемую природную территорию, которая по отношению к зоне с особыми условиями использования территории – охранной зоне – является единым целостным объектом охраны. То же самое относится и к защитным лесам, шире – к лесу, который, по сути, представляет собой совокупность деревьев и кустарников . Объектом охраны выступает не конкретное дерево, а вся территория защитного леса. Не являются зонами с особыми условиями и территории объектов культурного наследия (памятников истории и культуры). Зоны с особыми условиями – зоны охраны объекта культурного наследия – устанавливаются на территории, сопряжённой с самим объектом культурного наследия (часть 1 статьи 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 года №73-ФЗ). В подавляющем большинстве случаев одна из зон охраны (охранная зона) поглощает территорию памятника и, таким образом, на данной территории действует режим охранной зоны. Кроме этого, территория объекта культурного наследия имеет самостоятельный правовой режим, включающий определённые правомочия по использованию и ограничения в использовании данной территории (статьи 5, 35 Федерального закона «Об объектах культурного наследия…»), что, однако, не делает её зоной с особыми условиями. Более того, территория объекта культурного наследия не обладает как минимум одним из признаков зон с особыми условиями. Это охранная (защитная) цель как причина установления границ территории. Территория объекта культурного наследия формируется по принципу «исторически сложившейся», и этот принцип первичен в определении границ территории; охранная функция присутствует, но как следствие установления границ исторически сложившейся территории объекта культурного наследия.

Таким образом, применение указанных шести признаков позволяет ориентироваться во всём многообразии различных зон, участков, территорий, площадей, округов, разрывов и т.п. с целью выявления зон с особыми условиями использования территории.

См. также:Каталог Организаций:

   – РосНИПИ_Урбанистика

Каталог Авторов:

   – Черненков А. А.

Разделы, к которым прикреплен документ:

Страны и регионы / Россия

Тематич. разделы / Кадастр, инвентаризация
Тематич. разделы / Градоустройство
Публикации / Наши издания / Управление развитием территории / №2_2012
Нормы и право

Источник: http://www.gisa.ru/88229.html

Зоны с особыми условиями использования территории — что это такое по ЗК РФ

Особые условия использования территории

В нашей стране некоторые земли получают статус зона с особыми условиями использования территории — что это и в каких случаях применяется? Согласно нормативам, приведенным в Земельном законодательстве РФ, определенные участки могут получать особые полномочия, регламентирующие их свойства, действия, производимые на них, включая действия лиц, находящихся на территории.

Нормативное регулирование

Нормативные акты, используемые на особых территориях, подлежат обязательному оглашению лицам, которые будут задействованы или уже находятся в зоне.

Чтобы придать особый статус зоне, местный или государственный орган контроля должен внести специальную информацию в кадастр об изменении свойств территории.

После чего на местности должны быть установлены опознавательные знаки, содержащие информацию об особой земле. Эту же информацию отображают на планах и схемах, которые используются при градостроительном зонировании.

Когда территория уже имеет собственника, государственный орган, выдавший распоряжение на изменение свойств, обязуется оповестить гражданина о новых правилах использования.

В таком случае могут наложить особые ограничения на использование участка либо даже переселить гражданина, если уровень опасности будет грозить его здоровью.

При этом каждая охраняемая зона в обязательном порядке получает свои правила посещения или нахождения на ней.

Как уже говорилось ранее, такие участки могут быть в собственности лиц, а потому владельцы могут подвергнуться некоторым ограничениям. В основном власти выдают предписания о том, как именно необходимо использовать земельный участок. А также прописывают действия, которые будут запрещены после введения нормативного акта и изменения свойств надела.

Территориально такая зона может занимать не один гектар, а потому все сведения подлежат обязательной записи в госкадастр. Создание особых зон происходит в местах, где спецобъект подвергается внешним факторам либо сам влияет на окружающую среду, а потому требует защиты со стороны государства. Как ни странно, сам объект не является частью участка, а лишь служит его образующим фактором.

Поскольку процесс создания зоны подразумевает накладывание особенных полномочий на земельный надел, на нем может быть введен пропускной режим либо составлены правила посещения и нахождения на объекте. Для исполнения всех требований территорию могут защитить охранным предприятием. Оно будет наделено дополнительными правами, позволяющими поддерживать порядок.

Зачастую зона по своей территории в несколько раз превышает сам объект, это прописано специальными нормами. В случае если они имеют одинаковый размер, информация заносится в нормативный акт. Охраняемый объект или источник опасности должен иметь собственную границу, а потому при расчете зоны он не считается.

На практике этот процесс выглядит следующим образом: проложенный под землёй коммуникационный канал имеет собственные размеры, но для его полноценной защиты вокруг него создают некую границу, в несколько раз превышающую габариты. Доступ к объекту имеется только у специальных органов, запрещается перекапывание территории, а также строительство капитальных построек над и около линии.

Признаки особенных зон

Как выглядит карта зон с особыми условиями использования территории? Практически у каждого градостроительного плана имеется своя карта. Ее создание обуславливается целым спектром факторов.

Например, обеспечением безопасности населения и созданием специальных условий для функционирования объектов промышленного, военного или государственного значения.

А также определенные зоны, которые позволяют оградить человека от радиоактивного воздействия, от электростанций или загрязнённых участков земной поверхности.

Поводом для формирования охранной зоны может стать закон ООПТ, по которому все природные заповедники, заказники, а также памятки природы подвергаются обязательной охране со стороны государства либо органа местного самоуправления. Это позволяет создать условия для оптимального функционирования территории, оградить ее от негативных факторов, таких как разграбление или загрязнение.

Земли, находящиеся в постоянной собственности граждан, могут быть изъяты только в том случае, если правообладатель нарушит нормы использования данной территории.

При этом местные органы имеют право вынести постановление о прекращении или ограничении действий человека в зоне для сохранности ее в нормальном состоянии.

Подобные действия могут обуславливаться повышенной опасностью объекта, например, при сильном воздействии на здоровье окружающих.

Учёт территорий с особыми условиями землепользования

Итак, для постоянного мониторинга зон с особыми условиями их границы в обязательном порядке указываются на плане, а информация об этом вносится в кадастровый учет.

На местности при этом могут возникать как ограждения, так и простые оповестительные знаки, сообщающие информацию об особой территории.

Последние являются государственной собственностью, а потому их повреждение или перенос карается законом!

Информация для постановки на учет ЕГР:

  • индивидуальное обозначение;
  • кадастровая информация;
  • информация об органе, принявшем решение об изменении свойств территории (может выступать как местный, так и федеральный орган), включая их реквизиты;
  • основная информация об ограничениях, которые были присвоены участку земли.

В последующем информация о свойствах территории должна быть задокументирована и указана в градостроительном плане. При этом она должна быть использована при зонировании территорий в будущем, поэтому кадастровую выписку следует занести в базу данных. Ее также позволительно использовать как аргумент при межевании отдельных территорий.

Перечень и классификация особых зон

  1. Охраняемые территории. В эту категорию входят объекты, предназначенные для выработки и подачи электропитания. Госорганы закрывают территорию с электростанциями, а также занимаются контролированием зон, на которых расположены электросетевые кабели, линии электропередач.

    В данную категорию можно отнести коммуникационные сооружения и линии прокладки водо-, газоснабжения.

  2. Водные территории, включая прибрежные участки. Под данную категорию подпадают все водные ресурсы, находящиеся в городской и пригородной черте.

    Помимо рек и озер, государство также защищает от прохода и нецелесообразного использования участки земли, на которых в весенний период наблюдается подтопление грунтовыми водами.

    Дополнительно местная власть может взять под охрану и изменить категорию территории, если на ней обнаружены крупные стаи рыбы либо места зимнего отстоя рыбных ресурсов.

  3. Санитарно-защитные зоны. Территории вокруг предприятий и иных объектов, требующих защиты от посторонних.

Данный список может пополняться и новыми объектами, если таковые потребуют защиты. В основном перечень зависит от региональных и климатических условий. Как уже говорилось ранее, охранная зона практически всегда превышает размеры охраняемого объекта, а потому может задевать даже лесопарковые территории.

Специфика выделения

На всех территориях, подверженных охранным действиям со стороны государства, создаются специальные условия, обеспечивающие сохранность объекта и регламентирующие действия работников и посетителей. При зонировании власти руководствуются сводом правил, указанным в нормативных актах.

На практике каждая зона обладает не только защитной функцией. Инженеры стараются заблаговременно продумывать дальнейшее развитие и использование территорий. Последнее действие отражается на градостроительном генплане.

Землеустроительная комиссия может выделить территорию для обеспечения безопасности граждан либо для поддержания функционирования объекта. В случае с природными зонами комплекс охранных мер предназначается для защиты животного и растительного мира, а также для поддержания функционирования отдельных экосистем.

Как определить, попадает ли участок в зону с особыми условиями использования

Основные проблемы с зонированием возникают у собственников участков, которые располагаются в непосредственной близости от охраняемых объектов.

Поэтому мы советуем тщательно проверять генплан застройки либо кадастровую информацию по району, в котором будет производиться покупка участка и возможное строительство недвижимости.

Чтобы понять, что это зона с особыми условиями, достаточно проверить на плане наличие спецобозначений либо инженерных сетей, проходящих в непосредственной близости с границей надела.

Распространённым случаем являются подземные коммуникации, которые были заложены давно, а застройщик, приобретший участок, невнимательно изучил территорию. В таком случае на месте прохождения кабеля или трубопроводов возникает защитная зона, и при строительстве возникают сложности. Ситуация осложняется тем, что большинство коммуникаций располагается под землей, и они не видны снаружи.

В судебной практике также случались случаи, когда купленная территория, спустя несколько лет, стала попадать в охранную зону.

Такой вариант событий возникает в тех поселениях, которые только застраиваются, и новые технологические объекты (наносящие вред здоровью человека) еще не построены.

Столкнувшись с этим, многие граждане вынуждены переселяться, ведь строительство таких сооружений не всегда внесено в генплан.

Единственное, где можно получить информацию о возможности появления таких объектов, это у инженеров, занимающихся зонированием территорий, а также их классификацией. Но, увы, такая информация практически недоступна для простого гражданина.

Проблемы с СЗЗ (санитарно-защитные зоны) возникают постоянно, ведь даже указав их на генеральном плане, невозможно полностью просчитать весь уровень, следовательно, защитить население от возможного воздействия. Такая территория будет подвергаться многочисленным корректировкам и реконструкциям в процессе своего функционирования.

Элементарным примером может выступать мегаполис. В процессе зонирования многие коммуникационные объекты были спланированы и отражены на плане, но нормы и правила их установки, а также эксплуатации, постоянно меняются.

При этом объект может устанавливаться не в центре планируемой территории, а несколько сдвинут. Такие процессы распространены на сложных почвах и в горной местности.

Охранная зона либо изменится в размерах, либо будет смещена.

Сразу следует отметить, что любые действия с зонами СЗЗ должны быть задокументированы и отправлены в ЕГРН.

В законодательстве особой ответственности за неисполнение такого действия не предусмотрено, а потому многие собственники и лица, наделяющие земли особыми правами, игнорируют это действие, и информация в реестр не вносится.

В дальнейшем из-за такой халатности могут начаться судебные разбирательства и поиск виновников. При этом собственник участка, только приобретший территорию, может рассчитывать на получения свода правил по использованию земельного участка, ни о какой компенсации речи не идет.

Подобные проблемы привели к тому, что многие собственники земельных наделов даже не получили информации о том, что их участок находится в СЗЗ, тем самым подвергается обременению.

Единственный способ получить точную информацию — самостоятельно читать схемы и планы застройки, которые удается найти в открытых источниках.

При этом получить подробную информацию о вхождении участка в СЗЗ можно от органов местной власти, направив туда специальный запрос.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ogranicheniya-po-ispolzovaniyu/osoboe-uslovie.html

Зоны с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) – решение об установлении | Мир Кадастра

Особые условия использования территории

С aвгустa 2018 гoдa действуют изменения в земельнoм зaкoнoдaтельстве oпределенные Федерaльным зaкoнoм oт 03.08.2018 г. № 340-ФЗ и № 342-ФЗ «O внесении изменений в Грaдoстрoительный кoдекс РФ и oтдельные зaкoнoдaтельные aкты Рoссийскoй Федерaции».

В связи с этим сoбственникaм oбъектoв недвижимoсти и лицaм, плaнирующим её приoбретение неoбхoдимo зaдумaться o рискaх, связaнных с предпoлaгaемoй неoбхoдимoстью устaнoвления или изменения зoн с oсoбыми услoвиями испoльзoвaния территoрии (дaлее – ЗOУИТ) кaсaтельнo имеющейся (плaнируемoй к пoкупке) недвижимoсти.

Вaжнo! Устaнoвление, изменение, прекрaщение ЗOУИТ oсуществляются нa oснoвaнии решения упoлнoмoченнoгo oргaнa гoс. влaсти или местнoгo сaмoупрaвления.

Oднaкo, исключением являются:

Для дaнных зoн гoтoвится тoлькo грaницa и oнa пoдaется в Рoсреестр.

Вaжнo!  Специaлисты OOO «Мир Кaдaстрa» рекoмендуют грaждaнaм и юр.

лицaм при приoбретении недвижимoсти пoмимo изучения прaвoустaнaвливaющих дoкументoв (свидетельствa o сoбственнoсти, выписки из ЕГРН иных дoгoвoрoв, сoглaшений и aктoв), выдaнных в oтнoшении сooтветствующих oбъектoв сбoр инфoрмaции и o ЗOУИТ, кoтoрые мoгут oтрицaтельным oбрaзoм пoвлиять нa вoзмoжнoсть испoльзoвaния приoбретaемoгo oбъектa.

Пoлный перечень видoв зoн нaсчитывaет бoльшoе кoл-вo; пo свoему нaзнaчению их мoжнo пoдрaзделить нa нескoлькo групп:

  • для линейных oбъектoв;
  • зoны в связи с функциoнaлoм здaний, стрoений, сooружений – oбъектoв кaпитaльнoгo стрoительствa (дaлее OКС);
  • oбъекты культуры;
  • прирoдные oбъекты;
  • специaлизирoвaнные зoны.

Пoлный перечень зoн мoжнo прoсмoтреть здесь:

В решении oб устaнoвлении зoны укaзывaются:

1) нaименoвaние, вид oбъектa, в связи с рaзмещением кoтoрых или в целях зaщиты кoтoрых устaнaвливaется зoнa, aдрес или местoпoлoжение тaких oбъектoв.

В случaе устaнoвления зoны для внoвь сoздaвaемoгo сооружения в решении укaзывaется нaименoвaние oбъектa в сooтветствии с имеющимся прoектoм тaкoгo oбъектa и aдрес земельнoгo учaсткa, нa кoтoрoм плaнируется стрoительствo тaкoгo oбъектa (сведения мoжнo пoлучить из Публичнoй Кaдaстрoвoй кaрты или при зaпрoсе инфoрмaции oб oбъекте недвижимoсти в режиме oнлaйн);

2) кoнкретные oгрaничения испoльзoвaния ЗУ из перечня  oгрaничений, устaнoвленных ФЗ или пoлoжением o зoне сooтветствующегo видa. Включение в решение oб устaнoвлении зoны не предусмoтренных ФЗ oгрaничений не дoпускaется;

3) сведения o пoдзoнaх, их кoличестве, кoнкретные oгрaничения в пoдзoнaх;

4) сведения o прaвooблaдaтеле здaния, сooружения, зaстрoйщике или oб oргaне гoсудaрственнoй влaсти или oргaне местнoгo сaмoупрaвления, обязaнных вoзместить убытки, причиненные в связи с устaнoвлением, изменением зoны;

5) срoк нaступления oбязaннoсти пo вoзмещению убыткoв

Oбязaтельным прилoжением к решению oб устaнoвлении зoны с oсoбыми услoвиями испoльзoвaния территoрии, к решению oб изменении зoны с oсoбыми услoвиями испoльзoвaния территoрии, предусмaтривaющему изменение грaниц дaннoй зoны, являются сведения o грaницaх дaннoй зoны, кoтoрые дoлжны сoдержaть грaфическoе oписaние местoпoлoжения грaниц дaннoй зoны, перечень кooрдинaт хaрaктерных тoчек этих грaниц в системе кooрдинaт, устaнoвленнoй для ведения единoгo гoсудaрственнoгo реестрa недвижимoсти.

Кто готовит документы для постановки на учет ЗОУИТ?

Пoдгoтoвкa сведений o грaницaх зoны oбеспечивaется при oбрaщении к кaдaстрoвoму инженеру следующими лицaми:

  • сoбственникaми здaний, сooружений, в связи с рaзмещением кoтoрых устaнaвливaются зoнa,
  • зaстрoйщикaми в случaе устaнoвления зoны в связи с рaзмещением плaнируемoгo к стрoительству oбъектa,
  • при oтсутствии прaвooблaдaтелей, зaстрoйщикoв или в случaе устaнoвления зoн пo oснoвaниям, не связaнным с рaзмещением здaний (OOПТ, прибрежнaя пoлoсa) – oргaнaми гoсудaрственнoй влaсти или oргaнaми местнoгo сaмoупрaвления, упoлнoмoченными нa принятие решений oб устaнoвлении зoны, oргaнaми, упoлнoмoченными нa устaнoвление грaниц зoны с oсoбыми услoвиями испoльзoвaния территoрии, вoзникaющей в силу федерaльнoгo зaкoнa.

В результaте прoведения кaдaстрoвых рaбoт кaдaстрoвым инженерoм пoдгoтaвливaется кaртa-плaн. Дaнный дoкумент сoдержит в грaфическoй и текстoвoй фoрмaх сведения o:

  • местoпoлoжении
  • рaзмере
  • грaницы зoны и др.

Дoкумент нaпрaвляется в oргaн кaдaстрoвoгo учетa через МФЦ или приличнoм oбрaщении лицa в региoнaльный филиaл Рoсреестрa.

Чтобы избавиться от хлопот обращайтесь к специалистам ООО «Мир Кадастра». Сотрудники компании предлагают услуги физическим и юридическим лицам СПб и Ленобласти, МСК и Московской области. Готовы срочно подготовить карту-план территории и дать рекомендации по выполнению всей процедуры, требуемые законом.

Стоимость услуг можно уточнить по телефону 8-905-259-67-68. Консультация по вопросам законодательства в сфере кадастрового учета осуществляется бесплатно.

Источник: https://rukadastr.ru/zony-s-osobymi-usloviyami-ispolzovaniya-territorii-zouit-reshenie-ob-ustanovlenii/

Формирование и учет ЗОУИТ

Особые условия использования территории

Зоны с особыми условиями использования территорий (далее ЗОУИТ) – это территории, в границах которых формируется определенный правовой режим в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом от 3 августа 2018 г.

№ 340-ФЗ и № 342-ФЗ «O внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены существенные корректировки, касающиеся отнесения зон с особыми условиями использования территорий (далее – ЗОУИТ) к объектам землеустройства и порядка внесения таких охранных зон в сведения Единого государственного реестра.

Закрепляется установление особых зон только через принятие уполномоченным органом соответствующего решения или на основании судебных тяжб.

Последствия отсутствия охранной зоны в ЕГРН

Несвоевременное внесение ЗОУИТ в кадастр (ЕГРН) чревато как финансовыми потерями для собственника земли, так и угрозой возникновения серьёзной аварии на участке. Лицо, планирующее провести ремонтные работы на территории, не будет знать об особенностях зоны, так как не сможет найти соответствующей информации о ней в ЕГРН. В таком случае, все убытки несёт владелец участка.

Обязанность установить санитарно-защитную зону на территории предприятий лежит на промышленных организациях.

Типы ЗОУИТ

Зоны с особыми условиями использования территорий делятся на несколько основных групп:

Охранные зоны газораспределительных сетей Охранная зона электросетей Охранная зона тепловых сетей
Зоны магистральных трубопроводов Зоны объектов связи (ВОЛС, ВОЛП) Зоны культурных объектов
Водоохранные и рыбоохранные зоны, зоны подтопления Природные объекты Санитарно-защитные зоны

Что мы делаем

На подготовительном этапе составляется текстовое и графическое описание местоположения объекта, относительно которого необходимо сформировать охранную зону, определяется его площадь и границы.

Для этого анализируются сведения Единого государственного реестра недвижимости, используются материалы Единой электронной картографической основы, собирается иной картографический материал, материалы дистанционного зондирования.

Проводится геодезическая съемка с координированием объектов.

По итогу работ составляется технический отчет, содержащий:

  • перечень земельных участков в охранной зоне (при наличии);
  • сведения ЕГРН;
  • ситуационный план расположения объектов (объекты, вокруг которых устанавливается охранная зона: газопроводы, культурные объекты, заводы, фабрики и другое);
  • каталоги координат устанавливаемой охранной зоны;

По подготовленным заранее материалам составляется каталог координат границ охранных зон и подготавливается план.

План границ охранной зоны оформляется в виде, совмещенном с картографической основой, и отображает:

  • границы охранной зоны;
  • границы природных объектов и объектов искусственного происхождения (если местоположение отдельных частей границ охранных зон определено через местоположение указанных объектов);
  • необходимые обозначения;
  • используемые условные знаки;
  • выбранный масштаб.

Вместе с этим запрашивается решение органа исполнительной власти субъекта РФ об утверждении границ охранной зоны и получение подтверждающего документа о внесении сведений об охранной зоне в ЕГРН.

Охранная зона надземного газопровода низкого давления

После подготовки плана границ охранной зоны все собранные документы отправляются на рассмотрение в ЕГРН. По итогу принятия решения сведения о границах вносятся в реестр.

Зона с особым использованием территории считается установленной с даты внесения в документы ЕГРН сведений о ней.

За подробной информацией по данному направлению работ, а также консультацией по решению именно Вашего вопроса, свяжитесь с нами любым удобным для Вас способом:

оставляйте сообщение в онлайн-чате или заявку на сайте

обращайтесь по телефону 8 800 333 65 00

пишите на group@datum-group.ru

ЗАКАЗАТЬ
УСЛУГУ

Источник: https://datum-group.ru/projects/formirovanie-i-uchet-osobykh-zon/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.