Особые территории

Особые территории экономического развития в Российской Федерации

Особые территории

На сегодня предусмотрено 4 формата ускоренного развития территорий:

1.     Особые экономические зоны (ОЭЗ), в том числе Особая экономическая зона в Калининградской области и Особая экономическая зона в Магаданской области.

2.     Зоны территориального развития (ЗТР)

3.     Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя.

4.     Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР).

Особые экономические зоны (ОЭЗ)

На сегодняшний день создано 29 ОЭЗ.

Цели создания — развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.

Определены типы ОЭЗ:

  • промышленно-производственные особые экономические зоны;
  • технико-внедренческие особые экономические зоны;
  • туристско-рекреационные особые экономические зоны;
  • портовые особые экономические зоны.

Законодательно определены объемы капитальных вложений, виды деятельности, границы территорий. 

Определен срок функционирования ОЭЗ — 49 лет.

Резидентам предоставляются  налоговые льготы, а также использование таможенной процедуры свободной таможенной зоны.   

Зоны территориального развития

(ЗТР)

Цель – сокращения различий в уровне социально-экономического развития субъектов Российской Федерации путем формирования благоприятных условий для привлечения инвестиций в их экономику.

Создание зоны территориального развития должно быть предусмотрено утвержденной в установленном порядке стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации с указанием прогноза изменений значений показателей социально-экономического развития соответствующего субъекта Российской Федерации, достигаемых в период функционирования зоны территориального развития.

Резидентам предоставляются меры государственной поддержки, а также иные преференции, в то числе налоговые льготы.

Свободная экономическая зона на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя

Цель создания — обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иной инфраструктуры, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан, создания более благоприятных условий для осуществления отдельных видов предпринимательской и иной деятельности, чем условия, установленные на территории Российской Федерации.

Преференции предоставляются не только для налогоплательщиков, имеющих статус участника свободной экономической зоны, но и для всех работающих на территории Крымского федерального округа. Это касается льгот по единому сельскохозяйственному налогу и по упрощенной системе налогообложения.

Территории опережающего социально-экономического развития (ТОР)

Основным правовым и экономическим механизмом развития создания ТОР развития является, прежде всего, создание таких зон на территориях Дальнего Востока, с особыми условиями для организации несырьевых производствориентированных на экспорт мощностей в страны АТР.

Принципы подхода создания и функционирования ТОР обусловлены индивидуальным подходом разработки конкретной территории, который характеризуется географическим и геополитическим факторами, оценкой природно-ресурсной базы, оценкой эффективности развития производственных мощностей и прогнозной оценкой динамики роста объемов дополнительных доходов, поступающих в соответствующие бюджеты в связи с созданием таких территорий, а также иными объективными условиями и факторами.

Территории опережающего развития создаются по решению Правительства Российской Федерации на основании предложений уполномоченного федерального органа.     

В свою очередь, Правительством Российской Федерации определяется   перечень видов экономической деятельности, при осуществлении которых действуют особые правовые режимы осуществления предпринимательской деятельности, минимальный объем капитальных вложений резидентов территории опережающего развития, положение о применении или неприменении таможенной процедуры свободной таможенной зоны, описание местоположения границ ТОР. 

Создание благоприятного инвестиционного климата ТОР  – это правовые режимы и устанавливаемые ими иные меры государственной поддержки, а именно:

установление льготного землепользования, включая льготные арендные ставки за пользование и льготного последующего их выкупа;

установление льготного налогообложения резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и комфортного налогового администрирования;

устранение излишней административной нагрузки путем особого режима государственного контроля (надзора), а также муниципального контроля;

возможность льготного подключения к сетям объектов инфраструктуры ТОСЭР;

создание на территориях ТОР комфортной среды для бизнеса путем предоставления, по возможности, всех необходимых государственных услуг через одно окно — управляющую компанию;

применение таможенной процедуры свободной таможенной зоны;

возможность в ускоренном и льготном порядке привлекать к трудовой деятельности в ТОСЭР квалифицированный иностранный персонал без учета квот и других ограничений;

особенности осуществления градостроительной деятельности;          особенности проведения государственной экологической экспертизы;

особенности изъятия и предоставления земельных участков и (или) иного имущества;

особенности установления сервитутов в отношении земельных участков сокращенные процессуальные сроки установления;

особенности  использования лесов для размещения объектов (допускается осуществление рубок лесных насаждений без ограничений, предусмотренных лесным законодательством).

Источник: https://www.pnp.ru/russia-today/osobye-territorii-ekonomicheskogo-razvitiya-v-rossiyskoy-federacii.html

Не особо охраняемые территории: чем грозят поправки в закон о нацпарках

Особые территории

https://ria.ru/20201023/priroda-1581035350.html

Не особо охраняемые территории: чем грозят поправки в закон о нацпарках

Госдума рассматривает возможность приватизации земель национальных парков и изменения их границ: готовятся поправки в ФЗ “Об особо охраняемых природных… РИА Новости, 23.10.2020

2020-10-23T08:00

2020-10-23T08:00

2020-10-23T16:10

всемирный фонд дикой природы

госдума рф

greenpeace

природа

животные

экология

общество

/html/head/meta[@name='og:title']/@content

/html/head/meta[@name='og:description']/@content

https://cdn23.img.ria.ru/images/07e4/0a/17/1581161092_0:321:3071:2048_1400x0_80_0_0_edd609d362d158dc06af906d686471c8.jpg

МОСКВА, 23 окт — РИА Новости, Мария Марикян. Госдума рассматривает возможность приватизации земель национальных парков и изменения их границ: готовятся поправки в ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”. Это нужно, чтобы облегчить жизнь местным. Дело в том, что строить на ООПТ ничего нельзя.

Новых школ, больниц, детских садов нет — приходится ездить в другие населенные пункты. В свою очередь, представители экологических организаций и общественники категорически против того, чтобы сдвигались границы. Их аргумент: это навредит краснокнижным видам растений и животных, которые находятся под особой защитой.

“Социальное напряжение”Поправки в ФЗ нижняя палата парламента приняла в первом чтении в середине октября. Законопроект внесли на рассмотрение еще в июне. Среди авторов — группа сенаторов, а также депутаты Сергей Неверов и Владимир Бурматов.

“В составе двадцати семи национальных парков функционирует порядка 923 населенных пункта различных уровней, в которых проживают почти 371 тысяча человек.

Федеральный статус этих земель и действующий в них жесткий правовой режим приводят к ограничению конституционных прав граждан”, — говорится в пояснительной записке.

Поправки в закон об ООПТ нужны, объясняют инициаторы, чтобы сохранить объекты природного наследия и снизить социальную напряженность.

Люди, проживающие на территории нацпарков, постоянно сталкиваются с проблемами. Например, не могут получить землю под ИЖС и садоводство. Местным властям нельзя открывать там новые школы, медучреждения.

Также возникают сложности при расселении из ветхого и аварийного жилья.Предлагают такое решение: предоставлять участки в границах населенных пунктов, расположенных в зонах хозяйственного назначения, в собственность субъектов или муниципалитетов. После этого физические и юридические лица смогут приватизировать землю.

Застраивать все вдоль и поперек обещают запретить: по-прежнему должен соблюдаться особый режим. Но есть нюанс: правительство хотят наделить правом вносить изменения в границы нацпарков. Именно это вызвало возмущение экологов и общественников.”Нет логической связи”Согласно действующему законодательству, нацпарки могут только расширяться.

Еще в январе 2014-го президент Владимир Путин поручил кабинету министров разработать закон, который бы запрещал изымать земельные и лесные участки в границах государственных природных заповедников и нацпарков.

Поправки в ФЗ “Об ООПТ” внесли в 2018-м. С тех пор все, что на территории национальных парков, официально закреплено в федеральную собственность и не подлежит отчуждению.

Общественники и ученые опасаются новых поправок: некоторые положения, по их мнению, угрожают целостности заповедных земель.

Директор программы “Регулирование охраны окружающей среды и природопользования” WWF России Татьяна Шувалова в разговоре с агентством объясняет: вся территория нацпарков зонирована. Помимо участков хозяйственного назначения есть и другие.

К примеру, особо охраняемая зона: там можно проводить только экскурсии. В рекреационной допускается размещать музеи, информационные центры. А вот заповедная остается полностью нетронутой, все сохраняется в естественном состоянии.Даже небольшие изменения способны навредить окружающей среде.

“Если земли начнут изымать, то там, по сути, можно будет делать все что угодно: строить дороги, прокладывать трубопроводы. Это недопустимо. Как и смещение границ внутри нацпарков — ведь в таком случае поменяется целевое назначение земли, — аргументирует Шувалова. — Теперь что касается жизни в хозяйственных зонах. Конечно, есть ограничения, они нужны, чтобы не навредить окружающей среде.

Действительно, в чем-то они слишком жесткие. Наша общая задача — сделать так, чтобы людям было комфортно. Зачем при этом менять границы и убивать все живое?”По словам эколога, законопроект с поправками “выглядит непоследовательным”: “В первой части нам предлагают решать проблемы в тех границах, которые есть. А затем говорят, что нужно их все-таки менять. Нет логической связи”.

“Надеюсь, нас услышат””Шестого октября состоялись так называемые нулевые слушания в Общественной палате, — рассказывает РИА Новости руководитель программы по особо охраняемым природным территориям российского отделения Greenpeace Михаил Крейндлин. — Все приглашенные эксперты выразили несогласие по поводу того, что говорится об изменении границ.

Через неделю проект закона приняли в первом чтении, наше мнение не учли. Готовятся поправки. Есть информация, что ко второму чтению этот пункт должны все-таки исключить. Надеюсь, нас услышат”. Крейндлин добавляет: общественникам постоянно приходится “отбивать” заповедные земли от коммерческих структур. Разрешение пересматривать границы только ухудшит положение.

Приводит пример: золотопромышленники получили участок на территории нацпарка “Югыд Ва” в Республике Коми. Но работы никак начать не могут — это вне закона.

“В подобных случаях мы направляем иск в Верховный суд. Так и защищаем территории”.Передачу территорий в собственность субъектов и муниципалитетов экспертное сообщество, подчеркивает собеседник, в целом поддерживает.

Однако поправки нуждаются в доработке. В том виде, как сейчас, они “не решат в полном объеме социально-бытовые проблемы местных жителей”.В свою очередь, в ОП обращают внимание: на особо охраняемых территориях — растения и животные, занесенные в Красную книгу. Одно из последствий изменений границ, в том числе и расширение зон хозяйственного назначения внутри нацпарка, — разрушение ценных природных комплексов и мест обитания редких видов.

Общественники ссылаются на ФЗ “Об охране окружающей среды” и “О животном мире”: все, что может привести к сокращению фауны и ухудшению среды их обитания, законом строго запрещено.Второе чтение должно пройти в ноябре. Экологи надеются, что их рекомендации и замечания учтут. Основа благополучия людей, настаивают они, — в бережном отношении к природе.

https://ria.ru/20201006/kamchatka-1578286514.html

https://ria.ru/20200610/1572696142.html

8

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

2020

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

Новости

ru-RU

https://ria.ru/docs/about/copyright.html

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

https://cdn24.img.ria.ru/images/07e4/0a/17/1581161092_340:0:3071:2048_1400x0_80_0_0_67e76515d94ef9102e68ccc6d83b64.jpg

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

РИА Новости

Россия, Москва, Зубовский бульвар, 4

7 495 645-6601


https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/awards/

всемирный фонд дикой природы, госдума рф, greenpeace, природа, животные, экология, общество

МОСКВА, 23 окт — РИА Новости, Мария Марикян. Госдума рассматривает возможность приватизации земель национальных парков и изменения их границ: готовятся поправки в ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”. Это нужно, чтобы облегчить жизнь местным. Дело в том, что строить на ООПТ ничего нельзя.

Новых школ, больниц, детских садов нет — приходится ездить в другие населенные пункты. В свою очередь, представители экологических организаций и общественники категорически против того, чтобы сдвигались границы. Их аргумент: это навредит краснокнижным видам растений и животных, которые находятся под особой защитой.

“Социальное напряжение”

Поправки в ФЗ нижняя палата парламента приняла в первом чтении в середине октября. Законопроект внесли на рассмотрение еще в июне. Среди авторов — группа сенаторов, а также депутаты Сергей Неверов и Владимир Бурматов.

“В составе двадцати семи национальных парков функционирует порядка 923 населенных пункта различных уровней, в которых проживают почти 371 тысяча человек.

Федеральный статус этих земель и действующий в них жесткий правовой режим приводят к ограничению конституционных прав граждан”, — говорится в пояснительной записке.

Поправки в закон об ООПТ нужны, объясняют инициаторы, чтобы сохранить объекты природного наследия и снизить социальную напряженность.

Люди, проживающие на территории нацпарков, постоянно сталкиваются с проблемами. Например, не могут получить землю под ИЖС и садоводство. Местным властям нельзя открывать там новые школы, медучреждения.

Также возникают сложности при расселении из ветхого и аварийного жилья.

Предлагают такое решение: предоставлять участки в границах населенных пунктов, расположенных в зонах хозяйственного назначения, в собственность субъектов или муниципалитетов. После этого физические и юридические лица смогут приватизировать землю. Застраивать все вдоль и поперек обещают запретить: по-прежнему должен соблюдаться особый режим.

Но есть нюанс: правительство хотят наделить правом вносить изменения в границы нацпарков. Именно это вызвало возмущение экологов и общественников.

“Нет логической связи”

Согласно действующему законодательству, нацпарки могут только расширяться.

Еще в январе 2014-го президент Владимир Путин поручил кабинету министров разработать закон, который бы запрещал изымать земельные и лесные участки в границах государственных природных заповедников и нацпарков.

Поправки в ФЗ “Об ООПТ” внесли в 2018-м. С тех пор все, что на территории национальных парков, официально закреплено в федеральную собственность и не подлежит отчуждению.

Общественники и ученые опасаются новых поправок: некоторые положения, по их мнению, угрожают целостности заповедных земель.

Директор программы “Регулирование охраны окружающей среды и природопользования” WWF России Татьяна Шувалова в разговоре с агентством объясняет: вся территория нацпарков зонирована. Помимо участков хозяйственного назначения есть и другие.

К примеру, особо охраняемая зона: там можно проводить только экскурсии. В рекреационной допускается размещать музеи, информационные центры. А вот заповедная остается полностью нетронутой, все сохраняется в естественном состоянии.

Даже небольшие изменения способны навредить окружающей среде. “Если земли начнут изымать, то там, по сути, можно будет делать все что угодно: строить дороги, прокладывать трубопроводы. Это недопустимо.

Как и смещение границ внутри нацпарков — ведь в таком случае поменяется целевое назначение земли, — аргументирует Шувалова. — Теперь что касается жизни в хозяйственных зонах. Конечно, есть ограничения, они нужны, чтобы не навредить окружающей среде.

Действительно, в чем-то они слишком жесткие. Наша общая задача — сделать так, чтобы людям было комфортно. Зачем при этом менять границы и убивать все живое?”

По словам эколога, законопроект с поправками “выглядит непоследовательным”: “В первой части нам предлагают решать проблемы в тех границах, которые есть. А затем говорят, что нужно их все-таки менять. Нет логической связи”.

“Надеюсь, нас услышат”

“Шестого октября состоялись так называемые нулевые слушания в Общественной палате, — рассказывает РИА Новости руководитель программы по особо охраняемым природным территориям российского отделения Greenpeace Михаил Крейндлин.

— Все приглашенные эксперты выразили несогласие по поводу того, что говорится об изменении границ. Через неделю проект закона приняли в первом чтении, наше мнение не учли. Готовятся поправки.

Есть информация, что ко второму чтению этот пункт должны все-таки исключить. Надеюсь, нас услышат”.

Крейндлин добавляет: общественникам постоянно приходится “отбивать” заповедные земли от коммерческих структур. Разрешение пересматривать границы только ухудшит положение.

Приводит пример: золотопромышленники получили участок на территории нацпарка “Югыд Ва” в Республике Коми. Но работы никак начать не могут — это вне закона.

“В подобных случаях мы направляем иск в Верховный суд. Так и защищаем территории”.

Передачу территорий в собственность субъектов и муниципалитетов экспертное сообщество, подчеркивает собеседник, в целом поддерживает. Однако поправки нуждаются в доработке. В том виде, как сейчас, они “не решат в полном объеме социально-бытовые проблемы местных жителей”.

В свою очередь, в ОП обращают внимание: на особо охраняемых территориях — растения и животные, занесенные в Красную книгу.

Одно из последствий изменений границ, в том числе и расширение зон хозяйственного назначения внутри нацпарка, — разрушение ценных природных комплексов и мест обитания редких видов.

Общественники ссылаются на ФЗ “Об охране окружающей среды” и “О животном мире”: все, что может привести к сокращению фауны и ухудшению среды их обитания, законом строго запрещено.

Второе чтение должно пройти в ноябре. Экологи надеются, что их рекомендации и замечания учтут. Основа благополучия людей, настаивают они, — в бережном отношении к природе.

Источник: https://ria.ru/20201023/priroda-1581035350.html

ООПТ: строительство и эксплуатация недвижимости на землях особо охраняемых природных территорий

Особые территории

Правовой центр ДВА М готов предложить широкий спектр юридических услуг, связанных со строительством и эксплуатацией недвижимости на землях особо охраняемых природных территорий (ООПТ), а также по выявлению неуказанных в кадастре иных зон особого использования территории применительно к земельному участку или зданию.

Представительство в уполномоченных органахПредставление интересов в суде Взаимодействие с проектировщиками и экспертами

По вопросам:

Значение особо охраняемых природных территорий состоит в сохранении территорий и объектов, имеющих особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение для региона или страны в целом. Все ООПТ относятся к объектам общенационального достояния.

Вместе с тем, нахождение земельного участка в границах ООПТ и (или) ее охранной зоны накладывает существенные ограничения на собственника или арендатора участка – вплоть до невозможности использования земли и недвижимости.

Но при этом во многих случаях удаётся найти законную возможность совместить интересы владельца недвижимости и задачи охраны природы, обеспечить экономически эффективное использование земель в пределах ООПТ и прилегающей к ней территории.

Виды особо охраняемых природных территорий

В зависимости от назначения и особенностей режима использования, в соответствии с федеральным законом ООПТ подразделяются на следующие категории:

  • Государственные природные заповедники;
  • Национальные парки;
  • Природные парки;
  • Природные заказники;
  • Памятники природы;
  • Дендрологические парки и ботанические сады.

Вероятнее всего, каждый слышал, а то и бывал в природном заказнике «Воробьевы горы» или в национальном парке «Лосиный остров» в Москве.

Вместе с тем, законами субъектов РФ могут устанавливаться и иные, прямо не поименованные в федеральном законе, категории особо охраняемых природных территорий.

Так, в составе ООПТ Москвы образованы ландшафтные заказники «Теплый Стан», «Тропаревский», «Долина реки Сходни в районе Молжаниновский», комплексный заказник «Петровско-Разумовское», природно-исторические парки «Сокольники», «Царицыно», «Измайлово», «Останкино», «Битцевский лес» и др.

В составе ООПТ Московской области можно выделить такие виды ООПТ как особо охраняемый водный объект «Долина р. Лутосня» и прибрежная рекреационная зона «Лидино».

В зависимости от статуса, все особо охраняемые природные территории можно также разделить на следующие три группы:

  • ООПТ федерального значения;
  • ООПТ регионального значения;
  • ООПТ местного значения.

Государственные природные заповедники и национальные парки в силу прямого указания закона относятся к ООПТ федерального значения, а земельные участки и природные ресурсы, расположенные в их границах, находятся в федеральной собственности, из которой не подлежат отчуждению.

Природные парки отнесены к ООПТ регионального значения. Остальные особо охраняемые природные территории могут быть отнесены как к ООПТ федерального, так и к ООПТ регионального значения. ООПТ местного значения создаются, в свою очередь, органами местного самоуправления в пределах соответствующего муниципального образования.

В составе отдельных видов ООПТ, например, национальных и природных парков, производится также внутреннее функциональное зонирование с выделением зон хозяйственного назначения, охраны объектов культурного наследия, рекреационных, физкультурно-оздоровительных, заповедных и прочих зон.

Режим особо охраняемых природных территорий

В силу прямого указания закона, для земель ООПТ не устанавливается градостроительный регламент, в том числе, не применяются Правила землепользования и застройки, являющиеся важнейшим документом, регламентирующим строительство и иную градостроительную деятельность в Москве и области.

Инвестору, планирующему застройку участка, следует иметь ввиду, что ограничения использования участков в границах ООПТ, а также вопросы их охраны и защиты, определяются положением о соответствующей особо охраняемой природной территории (далее – «Положение»), принимаемым на соответствующем уровне органами государственной власти или местного самоуправления.

Положением могут быть предусмотрены основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, в том числе, применительно к каждой функциональной зоне ООПТ.

В случае, если режим ООПТ допускает строительство на участке, Положением устанавливаются предельные (минимальные и (или) максимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов недвижимости (за исключением линейных объектов).

Как правило, Положением устанавливается достаточно жесткий режим использования участков в границах ООПТ, включая полный запрет на возведение на них объектов капитального строительства, непосредственно не связанных с использованием ООПТ, а также изменение функционального назначения участка.

Правообладатели подписывают охранные обязательства по соблюдению режима использования и обеспечению сохранности природных сообществ и объектов на участках, расположенных в ООПТ.

Осуществление любого рода хозяйственной деятельности в границах ООПТ требует обязательного согласования проектной документации со стороны уполномоченного органа в области охраны окружающей среды (в Москве – это Мосприрода), включая проведение государственной экологической экспертизы проекта.

В то же время, грамотный подход, выявление зон с особыми условиями использования, которые накладываются на границы земельного участка, в рамках градостроительного аудита, позволят правообладателю (инвестору) выработать наиболее эффективный план его использования и предотвратить многие риски.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/voprosy-gradostroitelnoj-deyatelnosti/zony-s-osobymi-usloviyami-ispolzovaniya-territorii/oopt

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.