Особо охраняемые территории и объекты

13.Особо охраняемые территории и объекты в российской федерации

Особо охраняемые территории и объекты

13.1.Видыособо охраняемых территорий. Особоохраняемые территории – это участкиземли и водного пространства, имеющиеособое природоохранное, научное,культурное значение, полностью иличастично изъятые из хозяйственногоиспользования, для которых установленрежим особой охраны. Эти территории иобъекты являются главным средствомсохранения биоразнообразия, т. е.устойчивости биосферы.

Внастоящее время к особо охраняемымтерриториям и объектам относятсягосударственные заповедники и заказники,национальные и природные парки, памятникиприроды, дендрологические парки иботанические сады, лечебно-оздоровительныеместности и курорты, а также растенияи животные, занесенные в Красную книгуРФ. Наряду с этим правительство РФ,региональные исполнительные органы иорганы местного самоуправления могутустанавливать также иные формы особоохраняемых территорий, например, зеленыезоны городов, городские леса и парки,памятники садово-прикладного искусства,охраняемые природные ландшафты и т.п.

Порядокотнесения земель к особо охраняемымтерриториям федерального значения, ихиспользования и охраны устанавливаетПравительство РФ на основании федеральныхзаконов.

Управление и государственныйконтроль в области организации ифункционирования особо охраняемыхтерриторий устанавливает ПравительствоРФ и Минприроды России.

Для оценкисостояния природно-заповедного фондаведется государственный кадастр особоохраняемых территорий, содержащийсведения об их географическом положении,границах и статусе этих территорий,режиме, природопользователях, научной,исторической и культурной ценности.

Источникамиэкологического права по данному вопросуявляются ФЗ «Об особо охраняемыхприродных территориях» (1995 г.), «Оприродных лечебных ресурсах,лечебно-оздоровительных местностях икурортах» (1995 г.), «Об охране окружающейсреды».

Основнымичертами правового статуса особоохраняемых территорий и объектовявляются:

  1. их принадлежность к объектам общенационального достояния;

  2. полное или частичное изъятие их из хозяйственного использования;

  3. установление особого режима охраны;

  4. отнесение их к объектам государственной собственности;

  5. получение особого статуса – федерального, регионального, местного;

  6. включение в государственный кадастр особо охраняемых территорий;

  7. установление мер юридической ответственности за нарушение режима особо охраняемых территорий и объектов.

13.2.Заповедникии заказники. Заповедники- это особо охраняемые территории,являющиеся природоохранными инаучно-исследовательскими организациями,учреждаемыми постановлением ПравительстваРФ с согласия субъекта РФ, в пределахкоторого они расположены. Они имеютвысший статус и наиболее строгий режимохраны, их территория полностьюисключается из хозяйственного оборота.

Цельорганизации этих объектов – созданиеэталонов природных экосистем, в которыхсохраняется биоразнообразие, консервациягенетического фонда растительного иживотного мира, организация и проведениенаучных исследований и экологическогомониторинга.

Разновидностьгосударственных заповедников – биосферные,входящие в международную системубиосферных резерватов, осуществляющуюглобальный экологический мониторинг.

Они создаются с целью проведенияэкологического мониторинга, а такжеапробирования и внедрения методоврационального природопользования, неразрушающих биосферу и не истощающихбиоресурсы.

Это своеобразные образцыестественной природной среды.

Натерриториях государственных заповедниковзапрещается:

  1. любая экономическая деятельность и даже присутствие лиц, не занимающихся научной работой в заповеднике;

  2. интродукция живых организмов в целях их акклиматизации;

  3. всякое вмешательство человека в природные процессы.

  4. Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, финансируются из федерального бюджета и пользуются налоговыми льготами, а их имущество является федеральной собственностью.

  5. Государственные природные заказники – это особо охраняемые территории (акватории), создаваемые для сохранения или восстановления природных комплексов или их отдельных компонентов; они могут наделяться федеральным или региональным значением и иметь различный профиль, т.е. быть:

  6. биологическими, т. е. ботаническими или зоологическими, предназначенными для сохранения, восстановления или охраны редких и исчезающих видов растений и животных;

  7. палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;

  8. гидрологическими (речными, болотными, морскими, озерными), предназначенными для сохранения или восстановления ценных водных объектов и экосистем;

  9. геологическими, созданными для сохранения уникальных образцов неживой природы.

  10. Государственные заказники федерального значения учреждаются решением Правительства РФ и финансируются из федерального бюджета, регионального значения – решением органов исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с органами местного самоуправления; финансируются региональные заказники из средств субъекта Федерации.

Законпредоставляет возможность использованияприродных ресурсов заказников толькопредставителям этнических общностей,ведущим традиционный образ жизни(например, представителям северныхнародов разрешена охота на тюленей).

13.3.Национальныеи природные парки, дендрологическиепарки и ботанические сады.

Национальныепарки – это эколого-просветительские инаучно-исследовательские учрежденияфедерального значения, предназначенныедля использования в природоохранных,научных, культурных и просветительскихцелях и для регулируемого туризма.

Ониорганизуются Правительством РФ ссогласия субъектов Федерации на передачусоответствующих земель в федеральнуюсобственность.

В отличие от заповедников,эти учреждения допускают осуществлениена своей территории экскурсионно-просветительской,туристической деятельности и отдыха сусловием организации стоянок в строгоопределенных разрешенных местах. Этоотносительно новый в РФ вид особоохраняемых территорий. Вокруг национальныхпарков создается охранная зона сограниченным режимом природопользования.

Национальныепарки находятся в федеральной собственностии являются юридическими лицами,финансируемыми из средств федеральногобюджета. Им предоставляются налоговыельготы, установленные законодательствомРФ и субъекта РФ.

Штрафы, налагаемыедолжностными лицами национальногопарка за экологические правонарушения,поступают в самостоятельное распоряжениепарка и учитываются на отдельном балансе.

Земельные участки, здания и сооружения,расположенные на территории парка, неподлежат приватизации.

Натерритории национальных парковзапрещается:

  1. разведка и разработка полезных ископаемых;

  2. предоставление садоводческих и дачных участков;

  3. строительство хозяйственных объектов и коммуникаций, не связанных с функционированием национального парка;

  4. порубки главного пользования и проходные рубки;

  5. промысловая охота и рыболовство;

  6. прогон скота, сплав леса;

  7. организация массовых спортивных и зрелищных мероприятий;

  8. сбор биологических коллекций;

  9. движение и стоянка транспортных средств, не связанных с деятельностью национального парка.

Природныепарки – это природоохранные рекреационныеобъекты, находящиеся в ведении субъектовРФ, которые принимают решения об ихобразовании.

Их территории (акватории)включают природные комплексы и объекты,имеющие значительную экологическуюценность, и предназначены для использованияв природоохранных, просветительских ирекреационных целях.

Территории природныхпарков располагаются на землях,предоставленных им в бессрочноепользование.

Натерриториях природных парков запрещаетсядеятельность, влекущая за собой изменениеисторически сложившегося природноголандшафта, снижение или уничтожениеего экологических, эстетических ирекреационных качеств.

На этих территорияхмогут быть выделены природоохранные,рекреационные, сельскохозяйственныеи иные зоны, а также зоны охраныисторико-культурных объектов и комплексов.

Природные парки – юридические лица,финансируемые субъектом Федерации иимеющие налоговые льготы.

Памятникиприроды – это уникальные, невосполнимые,ценные в научном, культурном и эстетическомотношении природные комплексы и объекты.Они могут иметь федеральное, региональноеи местное значение.

Правовой статуспамятника природы закрепляется охраннымсвидетельством или паспортом, на еготерритории устанавливаются охранныезоны и запрещается всякая деятельность,которая может привести к нарушению егосохранности.

Дендрологическиепарки и ботанические сады предназначеныпрежде всего для создания ботаническихколлекций в целях сохранения разнообразиярастительного мира и осуществлениянаучной, учебной и просветительскойдеятельности. Они могут иметь федеральноеи региональное значение. Земельныеучастки передаются им в бессрочноепользование. Законом запрещенадеятельность, не связанная с прямымвыполнением задач, стоящих перед этимиобъектами.

13.4.Лечебно-оздоровительныеместности и курорты. Этотерритории (акватории), обладающиеприродными лечебными ресурсами(минеральные воды, лечебные грязи, пляжи,климат) и предназначенные для организациилечения, профилактики заболеваний иотдыха населения. Они могут иметьфедеральное, региональное и местноезначение.

Соответственно границы ирежим округов устанавливаютсяПравительством РФ, администрациейсубъекта Федерации или муниципальнымиорганами.

Отнесение территорий (акваторий)к лечебно-оздоровительным местностями курортам осуществляется в порядке,установленном ФЗ «О природных лечебныхресурсах, лечебно-оздоровительныхместностях и курортах» 1995 г.

Курорт- это освоенная и используемая влечебно-профилактических целях особоохраняемая территория, находящаяся введении органов государственной илиместной власти. Курортный районпредставляет собой территорию с компактнорасположенными на ней курортами,объединенную общим округом санитарнойохраны.

Всоставе округа санитарной охранылечебно-оздоровительного объектавыделяются три зоны, каждая из которыхимеет свой режим. На территории первойзоны запрещается проживание (кромеотдыхающих) и все виды хозяйственнойдеятельности, за исключением использованиялечебных природных ресурсов.

На территориивторой зоны запрещается размещениеобъектов, непосредственно не связанныхс созданием и развитием курортноголечения и отдыха, а также загрязняющихокружающую среду.

В третьей зоне можетпроживать обслуживающий персоналкурорта и вводятся ограничения нахозяйственную деятельность, связаннуюс загрязнением окружающей среды иухудшением качества природных лечебныхресурсов.

13.5.Особоохраняемые природные объекты. Эторедкие, находящиеся под угрозойисчезновения растения и животные,занесенные в Красную книгу РФ, которуюведет Минприроды России, и положение окоторой установлено в постановленииПравительства РФ от 19 февраля 1996 г.

«О Красной книге Российской Федерации».Красная книга является официальнымдокументом, содержащим свод сведенийоб указанных объектах животного ирастительного мира, а также о необходимыхмерах по их охране и восстановлению.Издание Красной книги осуществляетсяне реже одного раза в 10 лет.

Растения иживотные, занесенные в Красную книгу,повсеместно исключаются из хозяйственногоиспользования и запрещается деятельность,ведущая к сокращению их численности иухудшению среды их обитания.

Общепризнанно,что наиболее эффективной мерой охраныредких животных является сохранениесреды их обитания.

Выводыи итоги

  1. Приведен обзор видов особо охраняемых территорий и объектов.

  2. Цель организации заповедников – создание эталонов природных экосистем.

  3. Заказники создаются с целью сохранения и восстановления отдельных компонентов экосистем.

  4. Национальные парки – это эколого-просветительские и научно-исследовательские учреждения, в которых разрешается регулируемый туризм.

  5. Природные парки – это природоохранные объекты, находящиеся в ведении субъектов РФ.

  6. Лечебно-оздоровительные местности и курорты – это территории, обладающие лечебными ресурсами и имеющие три зоны санитарной охраны.

  7. В Красную книгу России, которую ведет Министерство природных ресурсов РФ, собрана информация о редких, находящихся под угрозой исчезновения видах растений и животных.

Вопросыдля самопроверки

  1. Какие объекты в РФ относятся к особо охраняемым?

  2. Что такое заповедники, и каков их правовой статус?

  3. С какой целью в РФ создаются особо охраняемые территории?

  4. Каков статус национальных и природных парков, чем они отличаются от заповедников?

  5. Что такое заказники, с какой целью они создаются?

  6. Какие виды заказников существуют в РФ?

  7. Какая деятельность разрешается на территории заповедников?

  8. Что такое Красная книга РФ, кто и с какой целью ее ведет?

  9. Что такое курорты, с какой целью они создаются?

  10. Какие федеральные законы регламентируют существование особо охраняемых территорий и объектов?

  11. Какие зоны существуют в составе округа санитарной охраны лечебно-оздоровительного объекта?

Литературапо теме

  1. Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для ВУЗов. М., 1998, 2000.

  2. Бринчук М.М. Экологическое право (право окружающей среды). Учебник для юридических ВУЗов. М., 1998, 2000.

  3. Дубовик О.Л. Экологическое право в вопросах и ответах. М., 2003.

  4. Петров В.В. Экологическое право России. М., 1995.

  5. Разумова Е.Р. Экологическое право. Курс лекций. М.: МИЭМП, 2005.

  6. Реймерс Н.Ф. Охрана природы и окружающей человека среды. Словарь-справочник. М., 1992.

Источник: https://studfile.net/preview/1639444/page:20/

Классификация территорий и объектов ООПТ в мире

Особо охраняемые территории и объекты

К ООПТ фонду относятся:

природные территории и объекты: природные заповедники, биосферные заповедники, национальные природные парки, региональные ландшафтные парки, заказники, памятники природы, заповедные урочища;

искусственно созданные объекты: ботанические сады, дендрологические парки, зоологические парки и парки-памятники садово-паркового искусства.

В зависимости от экологической и научной ценности заказники, памятники природы, ботанические сады, дендрологические и зоологические парки и парки-памятники садово-паркового искусства могут быть федерального, регионального или местного значения.

В России близкие к украинским подходы, что объясняется общностью школ.

Особо охраняемые природные территории – участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса, находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать и иные категории особо охраняемых природных территорий (территории, на которых находятся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и другие).

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение.

В США природные особо охраняемые территории группируются в 5 сетей:

1) национальные фаунистические заказники (свыше 500, общая площадь 13,5 млн. га);

2) национальная система сохранения участков дикой природы (130, общая площадь более 4,8 млн. га, но расположены эти участки главным образом в пределах фаунистических заказников, их 40 общей площадью 230 тыс. га, и национальных парков, число которых 85, площадь 4,6 млн. га);

3) экологические резерваты научного назначения (свыше 300, площадь около 1,7 млн. га, главным образом в пределах фаунистических заказников);

4) система национальных нетронутых и живописных рек (общая протяженность 165 тыс. км);

5) система национальных парков (около 40 парков и 160 других видов территорий общей площадью примерно 12 млн. га; сюда же входят природные достопримечательности – монументы).

Международный союз охраны природы (МСОП, английским языком IUCN) разработал классификацию природно-заповедных территорий, которая широко применяется при подготовке обобщений относительно природно-заповедных территорий мира. В этой классификации выделяется ряд категорий, ссылки на которые чаще всего делаются по их порядковым номерам.

Современная классификация МСОП природно-заповедных территорий имеет следующий вид:

І. Строгая охрана

Ia. – Резерват строгой охраны: охраняемая территория, управляемая главным образом в научных целях.

Участок суши и/или моря, включающий некоторые особые или репрезентативные экосистемы, геологические или физиологические особенности и/или виды, который служит главным образом для научных исследований и/или мониторинга окружающей среды.

Іb Дикая территория – Участок дикой природы: охраняемая территория, управляемая главным образом в целях охраны дикой природы.

Обширный район неизменённой или незначительно измененной суши и/или моря, сохраняющий свои природные особенности и влияние, не имеющий постоянных или значительных поселений, который охраняется и управляется таким образом, чтобы сохранить его природное состояние.

II. Национальный парк: охраняемая территория, управляемая главным образом в целях сохранения экосистем и обеспечения отдыха и развлечений.

Природный участок суши и/или моря, предназначенный для:

а) защиты экологической целостности одной или более экосистем для нынешнего и будущих поколений,

b) исключения разработок или деятельности, противоречащих предназначению участка;

с) обеспечения духовных, научных, просветительских, рекреационных и туристических возможностей, совместимых с интересами сохранения окружающей среды и культуры.

III. Памятники природы: охраняемая территория, управляемая главным образом в целях сохранения специфических природных особенностей.

Территория, включающая одну или более специфических природных или природно-культурных особенностей, представляющих исключительную или уникальную ценность ввиду присущей им редкости, репрезентативности или эстетических качеств, или культурной значимости.

IV. Управляемый природный резерват (Районы управления местообитания/видами): охраняемая территория, управляемая главным образом в целях охраны природы посредством управленческого вмешательства.

Участок суши и/или моря, являющийся объектом активного вмешательства в управленческих целях для поддержания местообитаний и/или обеспечения нужд определенных видов.

V. Охраняемые ландшафты (наземные и морские): охраняемая территория, управляемая главным образом в целях сохранения ландшафтов суши/морских ландшафтов и обеспечения отдыха и развлечений.

Участок суши с прилегающим побережьем и морской акваторией (в зависимости от обстоятельств), на котором долговременное взаимодействие человека и природы сформировало территорию с особыми свойствами, отличающуюся значительными эстетическими, экологическими и/или культурными ценностями и зачастую высокой концентрацией биологического разнообразия. Сохранение целостности такого традиционного взаимодействия крайне необходимо для защиты, поддержания и эволюции такой территории.

VI. Управляемый ресурсный резерват (Охраняемые районы регулируемых ресурсов): охраняемая территория, управляемая главным образом в целях устойчивого использования естественных экосистем.

Территория, включающая преимущественно неизмененные естественные системы, управляемые с целью обеспечения долгосрочного сохранения и поддержания биологического разнообразия при одновременном обеспечении устойчивого потока природных продуктов и услуг для удовлетворения потребностей населения.

Таблица 1.

Задачи природно-заповедных территорий разных категорий (по классификации МСОП)

Задание Ia Ib II III IV V VI
Научные исследования
Охрана дикой природы
Охрана видов и генетического многообразия
Поддержание экологических услуг
Охрана специфических природных или культурных объектов
Туризм и рекреация
Образование
Бережное использование ресурсов природных экосистем
Поддерживание традиционной культуры
Условные обозначения   1 основное задание
2 второстепенное задание
3 потенциальное задание
– не применяется

Таким образом, 11 категорий ООПТ РК являются разными по своему функциональному назначению. Можно выделить среди них 4 блока.

1. “Научный блок” – природные заповедники и биосферные заповедники. Одною из основных функций этих территорий является проведение научных исследований в природе, в том числе базовых для экологического мониторинга. Выполняет также функции охраны экосистем и природного биоразнообразия.

2. “Полифункциональный блок” – включает национальный природный парк и региональный ландшафтный парк. Основные функции – охрана экосистем, экологическое образование и воспитание, осуществление экотуризма и рекреации, проведение научных исследований, в первую очередь, в направлении изучения динамики и устойчивости к рекреационному влиянию.

3. “Блок охраны природного биоразнообразия” – охватывает категории объектов, которые не имеют штата охраны – заказники, памятники природы, заповедные урочища.

Этот блок охватывает наибольшую часть ООПТ, как по количеству, так и по занятой ими площади. Функциональное значение – охрана природного биоразнообразия, экологического равновесия, природно-мемориальных объектов.

Режим – от охраны отдельных компонентов (заказники) к комплексной охране территории (памятники природы и заповедные урочища).

4. “Коллекционный блок” – включает ботанические сады, дендропарки, зоопарки и парки-памятники садово-паркового искусства.

Значительное количество парков-памятников садово-паркового искусства и дендропарков объясняется тем, что они в значительной степени образовались на месте бывших помещичьих усадеб с ценными породами деревьев и парковыми композициями.

Основная функция категорий этого блока – сохранение видов в условиях культуры (ex situ), интродукция и акклиматизация, сохранение ценных парковых ансамблей, а также экологическое воспитание.

Предыдущая21222324252627282930313233343536Следующая

Дата добавления: 2015-10-19; просмотров: 2975; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-78598.html

Глава 13. Особо охраняемые территории и объекты (ст.ст. 68 – 75) | ГАРАНТ

Особо охраняемые территории и объекты

Глава 13. Особо охраняемые территории и объекты

Статья 68. Природные объекты, находящиеся под особой охраной

1.

Природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, находятся под особой охраной. Для охраны таких природных объектов устанавливается особый правовой режим, в том числе создаются особо охраняемые природные территории.

2.

Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях.

3. Изъятие земель природно-заповедного фонда запрещается, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами.

4. Земли в границах территорий, на которых расположены природные объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение и находящиеся под особой охраной, не подлежат приватизации.

Статья 69. Природно-заповедный фонд Тамбовской области

1.

В целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и объектов, достопримечательных природных образований, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в биосфере и контроля за изменением ее состояния, экологического воспитания населения создается природно-заповедный фонд.

Природно-заповедный фонд включает:

а) государственные природные заповедники;

в) государственные природные заказники, в том числе охотничьи;

д) редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, растения и животные, отнесенные к видам, занесенным в Красную книгу Тамбовской области;

е) особо охраняемые геологические объекты;

ж) дендрологические парки и ботанические сады;

з) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

2.

Территории государственных природных заповедников относятся к особо охраняемым территориям федерального значения, являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов власти.

3. Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены к особо охраняемым природным территориям федерального либо областного значения.

4. Природные парки являются особо охраняемыми природными территориями областного значения.

5. Особо охраняемые природные территории областного значения являются собственностью области и находятся в ведении органов государственной власти области.

6. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться особо охраняемыми природными территориями местного значения. В этом случае территории являются собственностью муниципальных образований и находятся в ведении органов местного самоуправления.

Статья 70. Порядок образования особо охраняемых природных территорий

1.

Особо охраняемые природные территории федерального значения создаются решением Правительства Российской Федерации, согласованным с администрации области.

2.

Решение об объявлении находящихся на территории области природных и иных объектов, имеющих природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, охраняемыми государством памятниками истории, природы и культуры, а также об установлении порядка охраны объектов природного наследия на территории области принимается областной Думой.

Особо охраняемые природные территории областного значения создаются администрацией области по согласованию с органами местного самоуправления и на основании заключения территориального органа федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

3. Правовой режим охраны природных объектов устанавливается законодательством в области охраны окружающей среды, законодательством о природном и культурном наследии, а также иным законодательством.

Конкретный режим особо охраняемых природных территорий устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым администрацией области.

4. В целях защиты особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

Статья 71. Государственные природные заповедники

1.

Государственными природными заповедниками объявляются изъятые навсегда из хозяйственного использования и не подлежащие изъятию ни для каких иных целей особо охраняемые законом природные комплексы (земля, недра, воды, растительный и животный мир), имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как эталоны естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растений и животных.

2.

Государственные природные заповедники являются природоохранными научно-исследовательскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение типичных и уникальных экологических систем, генетического фонда живых организмов, естественного хода природных процессов и явлений.

3. На территории государственного природного заповедника запрещается хозяйственная, рекреационная и иная деятельность, противоречащая целям заповедования или причиняющая вред окружающей природной среде. Научно-исследовательские, восстановительные, противопожарные работы не должны противоречить целям заповедования.

4. Для обеспечения заповедного режима вокруг территории заповедника создаются охранные зоны, в пределах которых запрещается деятельность, вредно влияющая на заповедный режим.

5. Соблюдение режима охраны заповедников обеспечивается службами охраны заповедников.

Статья 72. Памятники природы

1.

Памятниками природы объявляются отдельные уникальные природные объекты и природные комплексы, имеющие реликтовое, научное, историческое, эколого-просветительское значение и нуждающиеся в особой охране государства.

2.

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы постановлением Правительства Российской Федерации или постановлением областной Думы по представлению администрации области, согласованному со специально уполномоченными на то государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

3. Природные объекты и комплексы, объявленные памятниками природы, полностью изымаются из хозяйственного использования. Запрещается любая деятельность, причиняющая вред памятнику природы и окружающей его природной среде или ухудшающая его состояние и охрану.

4. Предприятия, учреждения, организации, на территории которых имеются природные объекты и комплексы, объявленные памятниками природы, несут полную ответственность за их состояние и охрану.

На территории особо охраняемых природных объектов запрещается или ограничивается хозяйственная деятельность, не соответствующая целям создания объектов или причиняющая вред природным комплексам.

5. В случае обнаружения при пользовании недрами редких геологических и минералогических образований, метеоритов, палеонтологических, археологических и других объектов, представляющих интерес для науки и культуры, недропользователи обязаны приостановить работы на соответствующем участке и сообщить об этом органу, выдавшему лицензию на недропользование.

Статья 73. Охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения почв, растений и животных. Красная книга области

1.

В целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений и животных областной Думой учреждается Красная книга области.

Порядок ведения Красной книги определяется администрацией области.

2.

Почвы, растения и животные, относящиеся к видам, занесенным в Красную книгу области, подлежат изъятию из хозяйственного использования.

3. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, уничтожению растений и почв, занесенных в Красную книгу области, не допускаются.

Юридические лица и граждане, осуществляющие хозяйственную деятельность на территориях и акваториях, где имеются растения или обитают животные, занесенные в Красную книгу, несут ответственность за сохранение и воспроизводство этих растений и объектов животного мира в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством области.

Статья 74. Охрана курортных и лечебно-оздоровительных зон

1.

Курортными и лечебно-оздоровительными зонами признаются особо охраняемые территории и участки водного пространства, обладающие природными лечебными свойствами, минеральными источниками, климатическими и иными условиями, благоприятными для лечения и профилактики заболеваний.

2.

С целью сохранения природных свойств и лечебных средств курортных и лечебно-оздоровительных зон, предохранения их от порчи, загрязнения и преждевременного истощения устанавливаются округа санитарной охраны, в пределах которых запрещается проведение работ, загрязняющих почву, водные источники, воздух, причиняющих вред лесам и отрицательно влияющих на лечебные свойства и санитарное состояние особо охраняемой территории.

3. Порядок объявления территории природными и лечебно-оздоровительными зонами, режим их охраны определяются положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

Порядок использования земель в указанных зонах устанавливается федеральным законодательством и законодательством области.

Статья 75. Зеленый фонд городских и сельских поселений

1.

Совокупность зеленых зон, в том числе покрытых древесно-кустарниковой растительностью территорий и покрытых травянистой растительностью территорий, в границах городских и сельских поселений составляют зеленый фонд этих поселений.

2.

Охрана зеленого фонда городских и сельских поселений предусматривает систему мероприятий, обеспечивающих сохранение и развитие зеленого фонда и необходимых для нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

3. Государственное регулирование в области охраны зеленого фонда осуществляется в соответствии с законодательством.

Источник: https://base.garant.ru/28124652/59024ce80075e0ec41e6a94e1d33ae69/

Земли особо охраняемых территорий и объектов: понятие, состав категории и правовой режим

Особо охраняемые территории и объекты

В данной статье рассматривается понятие, состав, правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.

Понятие категории земель особо охраняемых территорий и объектов

Определение 1

Земли особо охраняемых территорий – это земли, имеющие особенную природоохранную, научную, историко-культурную, эстетическую, рекреационную, оздоровительную и иную ценность, в полном объеме или частично изъятые из хозяйственного использования и оборота согласно постановлениям федеральных органов госвласти, органов власти субъектов России или решениям органов местного управления, для которых установлен особый правовой режим.

Данная категория земель возникла в связи с необходимостью охраны уникальных природных объектов и комплексов, правовое положение которых определяется в экологическом законодательстве.

Выделяют 3 направления охраны окружающей среды:

  • установление экологических требований для отдельных видов хозяйственной и другой деятельности;
  • закрепление правил охраны отдельных природных объектов (воды, леса и пр.);
  • придача особенного эколого-правового статуса охраняемым территориям.

Суть последнего направления состоит в установлении особенного порядка применения и охраны конкретной территории, тонкостей управления ею, финансирования и осуществления специальных экологических мероприятий. Особенный эколого-правовой режим охраны закрепляется при создании 2-х разновидностей территорий:

  • особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ);
  • зоны экологического бедствия.

Замечание 1

По отношению к территориям с особенным эколого-правовым статусом в федеральном законе имеется пробел, так как предусмотренное статьей 57 Закона об охране окружающей среды законодательство касаемо зон экологического бедствия пока что отсутствует.

Определение 2

Цель установления особенных стимулов и ограничений по применению и охране данных территорий – это создание дополнительных гарантий достижения ключевой задачи в экологическом законодательстве (обеспечить благоприятное качество окружающей среды).

Иначе говоря, установление особенного эколого-правового режима является обязательным, если общие экологические требования (лимитирование, нормирование) не позволяют успешно разрешить вопрос о сохранении и восстановлении определенных природных объектов в хорошем состоянии.

Соответствующие стимулы и ограничения содержатся в федеральном и региональном законодательстве, а также законах касаемо экологической, земельной, водной и лесной отрасли, о культурном наследии и т.д. Конкретные меры в данном направлении принимаются также и на муниципальном уровне.

Рассматриваемая категория земель возникла из главного принципа земельного законодательства (статья 1 ЗК России), где провозглашается приоритет сохранения особенных ценных земель, земель особо охраняемых территорий и, в соответствии с которым, изменение целевого назначения ценных земель сельхозназначения, земель из лесного фонда, занимаемых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занимаемых объектами культурного наследия, иных особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий для остальных целей, ограничивается либо запрещается в законодательном порядке.

Опиши задание

Субкатегории земель особо охраняемых территорий и объектов

Понятие земель особо охраняемых территорий и объектов неоднородно и включает в себя несколько субкатегорий:

  • ООПТ (включая лечебные оздоровительные местности и курорты);
  • территории природного, рекреационного, исторического, культурного назначения;
  • другие земли, представляющие особую ценность (пункт 2 статьи 94 ЗК России).

Под последним пунктом подразумевается, что перечень не исчерпывающий.

А по этой причине в силу пункта 5 статьи 94 ЗК России Правительство России, органы исполнительной власти субъектов России, органы местного управления могут устанавливать другие разновидности земель особо охраняемых территорий (земли с охраняемыми береговыми линиями, природно-охраняемые ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и пр.).

Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов

В постановлении Правительства России от 26 декабря 2001-го г.

, посвященном особо охраняемым геологическим объектам с научным, культурным, эстетическим, санитарно-оздоровительным и иным значением, устанавливается, что геологические объекты с научным, культурным, эстетическим, санитарно-оздоровительным и иным значением относятся к особо охраняемым геологическим объектам в порядке и на условиях, установленных законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Помимо этого, во множестве субъектов России действуют региональные законы об ООПТ, воспроизводящие вышеназванные и вводящие дополнительные разновидности особо охраняемых территорий. Сюда относятся:

  • территории с охраняемым ландшафтом;
  • памятники ландшафтного искусства;
  • природно-охраняемые объекты городских комплексов (к примеру, городские леса, парки, зеленые зоны в населенных пунктах, памятники садового и паркового искусства и пр.);
  • природные резерваты;
  • геолого-охраняемые объекты;
  • лесные парки;
  • природные эко-тропы;
  • резервные территории;
  • зоны покоя и пр.

Земельные участки из этой категории земель могут изыматься или ограничиваться в гражданском обороте или находиться в свободном обороте при условии соблюдения общих требований, предусматриваемых земельным законодательством.

Вывод 1

Земли, признаваемые государственными природными заповедниками, изъяты из оборота, а земли природных парков, памятников, государственных природных заказников, дендрариев, ботанических садов и некоторые другие категории ООПТ в обороте ограничены.

Если учитывать, что ЗК России распространяет ограничения в обороте как раз на земельные участки в пределах ООПТ, то предположим, что земельные участки, к примеру, рекреационного либо исторического и культурного значения могут отчуждаться и передаваться одним лицом другому, за исключением случаев, указанных в законодательстве. Таким образом, не отчуждаются в частную собственность из государственной собственности земли, на которых находятся особо ценные объекты культурного наследия народов России, объекты, относящиеся к Списку Всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты археологического наследия (статья 27 ЗК России).

Кроме того, названные объекты составляют только малую долю категории земель особо охраняемых территорий и объектов.

Согласно пункту 2 статьи 98 ЗК России, к землям рекреационного назначения относятся земельные участки с домами отдыха, пансионатами, кемпингами, объектами физической культуры и спорта, туристическими базами, стационарными и палаточными туристско-оздоровительными лагерями, домами рыболова и охотника, детскими туристическими станциями, детскими и спортивными лагерями, другими аналогичными объектами. ЗК России не изымает и не ограничивает эти земли в обороте, а также не противостоит приватизации земельных участков, к примеру, с кемпингами или домами отдыха.

Вывод 2

Аналогичный вывод можно сделать, проанализировав статью 99 ЗК России, которая регламентирует правовой режим земель с историко-культурным назначением.

Если находящиеся в составе данной субкатегории земли объектов культурного наследия российского народа (исторических и культурных памятников), включая объекты археологического наследия, ограничиваются в обороте, а земли, отведенные под военные и гражданские захоронения даже изъяты из оборота, тогда по отношению к третьей разновидности земель этой субкатегории (достопримечательные места, включая места бытования исторических промыслов, производства и ремесел) никаких ограничений и изъятий из оборота не предусматривается.

Если перевести внимание с анализа субкатегорий на анализ оборотоспособности конкретных земельных участков, то становится ясно, что могут отчуждаться по договорам купли-продажи, к примеру, земельные участки, в границах которых расположены природные памятники, но с соблюдением новыми собственниками режима ограничений/обременении по их хозяйственному применению, закрепленному в экологическом законодательстве.

Земли особо охраняемых территорий и объектов, находящихся в публичной собственности, могут состоять в любой категории ООПТ земельных участков, которые принадлежат на праве собственности гражданам и юрлицам (пункт 2 статьи 95 ЗК России).

Последнее возникает при экономии бюджетных средств на выкуп подобных земельных участков для муниципальных и гос. нужд.

Но собственники этих участков ограничены в собственных правомочиях, что обуславливается сохранением режима особой охраны данных территорий.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/zemelnoe-pravo-rossii/zemli-osobo-ohranjaemyh-territorij-i-obektov/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.