Особенности земельно правовых норм

Содержание

Земельно-правовые нормы в 2020 году: понятие и классификация

Особенности земельно правовых норм
Время чтения: 4 минут

Земельные, как и все другие правоотношения, требуют контроля и регулирования со стороны правительства. Для этого используются обязательные для участников правила поведения, принятые уполномоченными органами.

Они закрепляются в официальных актах, регулирующих права и обязанности субъектов правоотношений.

Не являются исключением и земельно-правовые нормы, при помощи которых государственные органы контролируют использование земли и обеспечивают сохранность этого важного ресурса.

Нормы, регулирующие земельные отношения, их понятие и классификация

Поведение участников земельных отношений, соблюдение ими правил эксплуатации земли регулируется нормами профильного законодательства. Нормативные акты характеризуются такими признаками:

  • обязательность;
  • формальная определенность;
  • наличие связи с государством;
  • обязывающий и предоставляющий права характер;
  • системность.

Нормы земельного права делятся по таким признакам:

  • содержание;
  • характер предписания;
  • способ воздействия на субъекты правоотношений;
  • институт земельного права.

Существует также разделение по субъектам, реализующим право на использование земли. Это могут быть:

  • граждане,
  • госорганы,
  • предприятия или организации.

Понятие и классификация земельно-правовых норм описываются во многих учебниках по земельному праву. Специалисты в данной отрасли указывают на наличие разделения законодательных актов на две группы, согласно способу воздействия на участников земельных правоотношений:

  1. Материально-правовые, которые в свою очередь делятся на регулятивные и нормы-гарантии.
  2. Процессуально-правовые, которые регламентируют:
    • порядок рассмотрения споров;
    • процедуру обжалования принятых решений;
    • порядок подачи просьб;
    • способы подачи заявлений и ходатайств.

К первой категории относятся нормы положительного правового регулирования. Они делятся на:

  • уполномочивающие, направленные на реализацию субъектами их прав на совершение положительных действий: право сдавать собственность в аренду и так далее;
  • обязывающие. В качестве примера можно привести статью 42 Земельного кодекса РФ, требующую от владельцев земельных наделов соблюдения мероприятия по охране своей собственности);
  • запрещающие. Например, статья 23 ЗК Российской Федерации ограничивает пользование чужим участком;
  • компенсационные, которые обязывают участников земельно-правовых отношений возмещать причиненный вред;
  • нормы, предусматривающие обязанность субъектов выполнять требование по охране земли и других природных ресурсов от воздействий, способных причинить вред экологии.

Что касается процессуально-правовых норм, то они делятся на:

  • правонаделительные,
  • правообеспечительные,
  • правоохранительные,
  • правопрекращающие.

Более подробно узнать о том, как классифицируются нормы, регулирующие земельно-правовые отношения, можно из статьи «Земельное право».

Структура земельных нормативных актов

Каждая земельно-правовая норма имеет свою внутреннюю структуру. Под этим понятием подразумевают ее части, имеющие определенную логическую связь. Составляющими элементами являются:

  1. Гипотеза. Эта часть содержит описание условий, при которых действует правовая норма. Это может быть краткий перечень обстоятельств, наступление которых позволяет ее применить или подробное описание той или иной ситуации, требующей применения нормы.
  2. Диспозиция. Описывает поведение субъектов правоотношений при наступлении обстоятельств, предусмотренных гипотезой.
  3. Санкция – элемент нормы, определяющий возможные юридические последствия, которые наступят в результате совершения правонарушения. Примечательно, что санкции могут носить не только наказательный характер, но и восстанавливать нарушенные права.

Структура земельно-правовой нормы не отличается от состава нормативных документов, регулирующих другие отрасли права.

Особенности норм, регулирующих земельные правоотношения

Нормы земельного права взаимосвязаны. Одни регулируют положительные действия субъектов правоотношений, другие выполняют правоохранительные функции. Благодаря такой логической связи допускается раздельное их формулирование.

Существуют также и другие особенности земельно-правовых норм. Некоторые статьи носят отсылочный характер. Они не излагаются полностью, в них отсутствует санкция. Это возможно при условии, что сама санкция находится в других отраслях законодательства. Так, Уголовным кодексом РФ предусмотрены наказания за земельные правонарушения, которые носят общественно опасный характер.

В статьях, предусматривающих административное наказание, присутствует ссылка на КоАП Российской Федерации. В качестве примера восстановительной санкции можно назвать статью 15 Гражданского кодекса РФ, предусматривающую обязанность возмещения в полном объеме убытков потерпевшему.

Земельно-правовые нормы и их виды

Изучение земельного законодательства требует четкого понимания того, какие существуют виды земельно-правовых норм. Они делятся на определенные типы, в зависимости от:

  • содержания: исходные, общие, специальные;
  • характера: материальные или процессуальные;
  • функций: регулятивные и охранительные;
  • способа правового регулирования: управомочивающие, обязывающие, запрещающие;
  • методов правового регулирования: императивные, диспозитивные;
  • круга лиц: общие и специальные;
  • сферы действия: федеральные, региональные, локальные;
  • юридической силы: нормы законов и подзаконных актов;
  • субъекта правотворчества: принятые государственными или негосударственными органами.

Такая детальная классификация позволяет сделать вывод о том, насколько серьезно государство подходит к вопросу регулирования земельных отношений.

Земельные правоотношения: понятие и особенности

Земельные правоотношения – это понятие, определение которому дается в статье 3 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с нормой этого законодательного акта, под ними следует подразумевать отношения в сфере использования и охраны земель, которые являются основой жизнедеятельности лиц, проживающих на территории страны.

Элементами правоотношений в данной сфере являются:

  • субъект. В этом качестве может выступать государство, субъекты России, муниципальные органы, юридические или физические лица;
  • объект. Правоотношения предусмотрены статьей 6 Земельного кодекса РФ;
  • содержание. Под ним следует подразумевать взаимные права и обязанности субъектов, выполняющих действия в соответствии с нормами права.

Более детальные разъяснения даны в статье «Земельные правоотношения».

Заключение

Все земельные правоотношения регулируются нормами действующего законодательства РФ. Государство полностью контролирует процесс эксплуатации земельных наделов, приобретение и отчуждение прав собственности на этот объект недвижимости, соблюдение правил использования земель.

Эти и другие требования закреплены в земельно-правовых нормах. Они могут иметь разную юридическую силу. Так, требования, предусмотренные Земельным кодексом России и другими законами, обязательны к исполнению.

Подзаконные акты, например, СНиП, которым регулируется инсоляция земельного участка, могут носит рекомендательный характер.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/zemelno-pravovye-normy.html

II. Понятие, виды и особенности земельно-правовых норм

Особенности земельно правовых норм

Земельно-правовая норма— это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения

Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т е составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием.

Первый элемент правовой нормы — гипотеза, т е описание условий действия правовой нормы При этом условие не обязательно должно быть подробным описанием.

Так, в земельном законодательстве содержится немало статей, в которых описываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы.

Второй элемент правовой нормы — диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей, организаций, предприятий, учреждений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий Третий элемент правовой нормы — санкция.

Санкция указывает на юридические последствия совершенного правонарушения (штраф, принудительное изъятие земельного участка и др.). Необходимо отметить, что санкция может быть не только наказательной (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права. Структурные части земельно-правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) излагаются в статьях, пунктах, подпунктах того или иного нормативного акта по-разному.

Особенности земельно-правовых норм. Поскольку нормы земельного права действуют в определенной логической взаимосвязи, т е. одни из них регулируют позитивные (положительные) действия людей, другие — правоохранительные — охраняют их от нарушений, то в законодательной практике допускается раздельное их формулирование.

Во избежание нежелательных повторений в земельном законодательстве имеются также отсылочные статьи — нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или иного нормативного акта.

Применяется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой нормы без отсылки к другим статьям нормативного акта.

Виды земельно-правовых норм:1) обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие; 2) запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой; 3) управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земельный участок в аренду и т. д.).

III. Понятие, содержание и виды земельных правоотношений.

Земельные правоотношения— это урегулированные нормами земельного права общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в земельных правоотношениях в двух качествах.

Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории. Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений гражданами и юридическими лицами (ч. 2 ст. 9, ст. 10 и 11 ЗКРФ).

Земельным правоотношениям, как и иным, присуще наличие нескольких элементов. Никакое правоотношение невозможно без его участников — субъектов правоотношений (граждане, юридические лица, государственные и муниципальные органы). Правоотношения невозможны также без объекта правоотношений.

Таковым считается объект, по поводу которого складываются отношения между субъектами-участниками. Согласно ст. 6 ЗК РФ объектами земельных правоотношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; отдельные части земельных участков.

Под земельным участком как объектом земельных отношений разумеется такая часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Различают земельные участки делимые и неделимые.

Субъекты правоотношений имеют определенные права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения. Эти права и обязанности составляют содержание правоотношений.

По основным институтам земельного права выделяют: 1) правоотношения собственности на землю; 2) правоотношения землепользования, 3) правоотношения государственного земельного управления; 4) правоотношения в области охраны земель; 5) правоотношения юридической ответственности

По функциональному назначению земельные правоотношения могут быть регулятивными и правоохранительными.

Земельные правоотношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, широко используемым в гражданском праве: 1) по критерию содержания — на имущественные и неимущественные; 2) по критерию определенности состава субъектов — на абсолютные и относительные; 3) по степени взаимной обязанности их участников — на отношения равноправия (партнерские отношения) и отношения подчиненности одной стороны другой и т. д.

Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 1068; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-50814.html

Понятие земельно-правовых норм и их классификация

Особенности земельно правовых норм

Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Нормы права, как и другие социальные нормы, устанавливают, определяют границы, рамки возможного, дозволенного, обязательного поведения индивида и коллективных образований – от государства до различных социальных групп. Норма права – это масштаб, мера свободы личности, разграничение этих свобод между индивидами, ряд возможностей при выборе тех или иных вариантов поведения.

Норма земельного права – установленные и санкционированные государством общеобязательные формально-определенные правила поведения, регулирующие отношения субъектов права по поводу использования и охраны земельных ресурсов.

Занимая центральное место в правовом механизме земельного права и обеспечивая связь и взаимодействие всех его элементов, правовые нормы выступают средством правового регулирования земельных отношений, ориентируя деятельность их участников на обеспечение рационального использования земель и санкционированные государством правила поведения субъектов земельных правоотношений.

Земельно-правовые нормы характеризуются теми же признаками, что и другие виды норм права:

    1. общеобязательностью (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);
    2. формальная определенностью (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);
    3. связью с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением и стимулированием);
    4. предоставительно-обязывающим характером (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);
    5. системностью (она имеет внутреннюю структуру и состоит из таких взаимосвязанных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Структура земельно-правовой нормы

Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т.е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием.

Структура земельно-правовой нормы включает:

    • гипотезу,
    • диспозицию,
    • санкцию.

Гипотеза представляет собой описание условий действия правовой нормы. При этом “условие” не обязательно должно быть подробным описанием, обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие.

Так, в законодательстве о земле содержится немало статей, в которых указываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы.

Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация.

В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т.п. В гипотезе не обязательно присутствие слова, указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.

Диспозиция указывает, каким должно быть поведение людей (организаций, предприятий, учреждений) при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий.

Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства.

В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях – ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.

Санкция  – это элемент правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий.

Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителям земельного законодательства, т.е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы.

Санкция может быть не только наказывающей (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.

Основные виды земельно-правовых норм

1) в зависимости от содержания:

    • исходные (конституционные – определяют основы правового регулирования);
    • общие (присущи общей части отрасли права);
    • специальные (относятся к отдельным институтам отрасли права).

2) в зависимости от характера:

    • материальные (регулятивные и охранительные) (те, которые устанавливают какие-то существенные права и обязанности участников земельных правоотношений, например, право на получение земельного участка, обязанность содержать плодородие угодий и т.д.);
    • процессуальные (устанавливают порядок заявлений, просьб и ходатайств по предоставлению земли, порядок обжалования решений, процедуру рассмотрения земельных споров и т.п.).

3) в зависимости от функций:

    • регулятивные;
    • охранительные (восстановление нарушенных прав).

4) регулятивные в зависимости от способа правового регулирования:

    • управомочивающие;
    • обязывающие;
    • запрещающие.

Подробнее об  обязывающих, запрещающих и управомочивающих нормах земельного права

В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.

Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой.

В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Например, ст.

14 ЗК РФ запрещает осуществлять производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на землях, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению.

Управомочивающая (разрешающая) норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т.д.).

5) в зависимости от методов правового регулирования:

    • императивные (властных предписаний) – обязывающие и запрещающие;
    • диспозитивные (свобода усмотрений) – управомочивающие.

6) в зависимости от круга лиц:

    • общие (общераспространенные);
    • специальные (специально распространенные – ограниченный круг).

7) в зависимости от сферы действия:

    • федеральные;
    • региональные;
    • локальные (см. ст. 2 ЗК РФ).

8) в зависимости от юридической силы:

    • правовые нормы законов;
    • правовые нормы подзаконных актов.

9) в зависимости от субъектов правотворчества:

    • принятые госорганами;
    • принятые негосударственными структурами (народным референдумом).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-zemelno-pravovich-norm-i-ich-klassifikatsiya

Понятие и особенности земельно-правовых норм

Особенности земельно правовых норм

Тема III Земельно-правовые нормы и правоотношения.

Понятие и особенности земельно-правовых норм.

Земельно-правовая норма – норма права, регулирующая земельные отношения, содержащаяся в источниках земельного права. Таким образом, земельно-правовая норма обладает всеми признаками правовой нормы, или нормы права:

– регулирует общественные отношения;

– регулирует типичные по своему характеру отношения;

– обращена неопределенному (непоименованному) кругу лиц;

– многократно применяема;

– обладает формальной определенностью;

– зафиксирована в нормативно-правовых актах;

– обеспечена силой государственного веления и принуждения.

Особенность земельно-правовых норм детерминирована спецификой земельных отношений, которые, в свою очередь, обусловлены уникальностью объекта правового регулирования, которым является земля как основа жизни и деятельности народов, населяющих соответствующую территорию, и проявляет себя одновременно как природный объект, природный ресурс и недвижимое имущество (см. Тему I).

В связи с тем, что земельное право является комплексной отраслью, как система правовых норм, оно состоит из различных по своему характеру норм права, связанных между собой.

Как идеальная конструкция, земельно-правовая норма представляет единство трех элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Однако по способам фиксации земельно-правовые нормы можно подразделить на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы обращены ко всем участникам земельных правоотношений и устанавливают земельный правопорядок.Они определяют позитивное поведение субъектов, объем их субъективных прав и обязанностей в земельных правоотношениях. В связи с этим структура регулятивной нормы двухсоставная и представляет единство гипотезы и диспозиции.

Большая часть положений ЗК РФ и других нормативных актов, входящих в систему земельного законодательства, относится именно к регулятивным нормам.

Предписывающие, дозволяющие, управомачивающие, обязывающие или запрещающие нормы, регулирующие отношения по поводу использования и охраны земли могут также содержаться и в нормативно-правовых актах, относящихся к иным отраслям законодательства, однако в этом случае они будут входить в состав норм земельного права.

Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 101 ЗК РФ, порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется не только земельным, но и лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель водного фонда, наряду с земельным, регулируется водным законодательством (п. 4 ст. 102 ЗК РФ).

Нормы земельного права содержаться также и в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее ГрК РФ) – о порядке использования и охране земель, предназначенных и использующихся для застройки.

Нормы, определяющие виды и порядок использования садовых, огородных, дачных земельных участков, содержаться в Федеральном законе «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан», хотя его нужно отнести скорее к гражданскому, чем к земельному законодательству. Перечень таких примеров можно продолжить[1].

Охранительные нормы направлены на защиту и охрану правопорядка, установленного регулятивными нормами.Таким образом, они обращены к участникам правоотношений, которых можно квалифицировать как «правонарушители», т.е.

к лицам, которые совершили виновное противоправное деяние в области земельных отношений. Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов[2].

В состав охранительной нормы обязательно входит указание на меру ответственности за нарушение правила поведения, охраняемого государством, то есть санкция.

Нужно отличать, нормы, направленные на охрану земель, которые по своему характеру являются регулятивными, так как устанавливают обязанности или запреты для лиц, использующих земельные участки и, направленные на охрану земельного правопорядка.

Большая часть охранительных норм содержится в соответствующих законах, определяющих состав земельных правонарушений и санкции за земельные правонарушения: в Уголовном кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях, Гражданском кодексе РФ.

Однако часть охранительных норм содержится в ЗК РФ и в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Их специфика заключается в том, что в качестве санкции применяется изъятие земельного участка, таким образом, сама санкция носит земельно-правовой характер, а не административный, уголовный или гражданско-правовой.

По способу (методу) воздействия на участников правоотношений нормы права подразделяются на диспозитивные и императивные. Метод регулирования является одним из критериев деления норм по отраслям.

В связи с этим, классические отрасли преимущественно используют какой-то один из методов – либо императивный, либо диспозитивный, поэтому императивный метод получил также наименование «административный», а диспозитивный – «частноправовой».

Земельное право является комплексной отраслью. Это обуславливает наличие как диспозитивных, так и императивных норм в его составе.

Диспозитивным методом регулируются земельные отношения, которые возникают между равноправными субъектами.

Прежде всего, это отношения между собственниками земельных участков или иными правообладателями по поводу реализации и защиты своих прав и законных интересов.

Земельные отношения в области охраны и защиты земли как природного объекта и природного ресурса регулируются преимущественно императивными нормами.

В таких отношениях одним из участников является государство в лице своего компетентного органа, либо иной управляющий орган, уполномоченный государством выполнять функции управления земельными отношениями (например, орган местного самоуправления).

Можно выделить и иные виды земельно-правовых норм:

– нормы-принципы, определяющие общие начала регулирования земельных отношений;

– отсылочные нормы, то есть содержащие отсылки к другим статьям того же закона, либо к другим нормативно-правовым актам[3];

– дефинитивные, то есть закрепляющие легальные определения юридических понятий;

– коллизионные, направленные на разрешение противоречий внутри системы права.

Многообразие земельно-правовых норм обусловлено тем, что земельное право самостоятельная комплексная отрасль в системе права России, тесно связанная со многими другими отраслями права. При этом необходимо понимать, что отношениями в обществе по поводу земли приобретают характер земельных правоотношений только в том случае, если они урегулированы нормами земельного права.

Источник: https://studopedia.ru/15_31406_ponyatie-i-osobennosti-zemelno-pravovih-norm.html

Особенности земельного права

Особенности земельно правовых норм
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Земельное право » Особенности земельного права

Статья посвящена основным принципам развития земельно-правовых отношений в РФ, субъектам и объектам земельного права

Земельное право является одной из самостоятельных отраслей российского права, регулирующее общественные отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. Земельное право представляет собой комплекс юридических норм, которые формируются в процессе использования и охраны земли, защиты прав и законных интересов субъектов земельно-правовых отношений.

Понятие “система земельного права”

Понятие «система земельного права» относится к предметной характеристике земельного права и отражает систему регулируемых этим правом общественных отношений, т.е. земельных отношений (касающихся приобретения прав на земельные участки, распоряжения этими правами, охраны земель, государственного управления в области  использования и охраны земель).

«земельного права» образуют правовые нормы или правила поведения субъектов права по отношению к земле, земельным участкам, частям земельных участков, выраженные  в нормативно-правовых актах. Предмет земельного права  составляют юридически значимые связи, взаимосвязи между субъектами права по поводу земель и земельных участков.

Статья 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г.

№136-ФЗ (далее – ЗК РФ) раскрывает содержание юридической дефиниции «земля», которая может рассматриваться как: «объект общественных правоотношений»; «природный ресурс» – основа хозяйствования; «недвижимость» – объект права собственности и хозяйственного оборота; «территория» – государства, регионов, отдельных населенных пунктов».

Особенности земельного права как отрасли права

В целом, система права представляет собой взаимосвязанную систему, включающую отрасли, институты и нормы права.

Основным критерием, по которому принято выделять отрасль права, является наличие самостоятельного предмета правового регулирования, не совпадающего с предметом правового регулирования других отраслей.

Если рассматривать соотношение “земельное права” с другими отраслями российского права, то следует отметить, что земельное право России – самостоятельная отрасль права со своим предметом, объектом и способами регулирования.

Структура “земельного права” отражает вертикальное, внутреннее согласованное соотношение подотраслей права. Соответственно нормы земельного права, устанавливающие виды землепользования, определяющие субъекты и объекты права, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений, образуют институт права землепользования.

Общая теория права определяет “метод правового регулирования” как совокупность юридических приемов, средств, способов правового воздействия на поведение субъектов права или регламентацию видов общественных отношений. Тоже правило распространяется и на земельное право.

В зависимости от конкретной правовой ситуации применяются методы императивного (административно-правового) или диспозитивного (договорного) характера.

В первом случае субъект земельных правоотношений не может действовать по своему усмотрению, а должен следовать правилам, предписанным ЗК РФ и другими специальными нормативными актами.

В качестве императивного метода регулирования можно привести положения ст. 3 ФЗ  РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г.

Норма вводит запрет для иностранцев  (в том числе иностранных юридических лиц) и лиц без гражданства, приобретать сельхозугодия в собственность. Эти земли, согласно нормативно-правовому акту,  можно взять только в аренду.

Диспозитивные принципы развития и регулирования земельного права предполагают свободу купли-продажи, аренды, дарения, наследования земли – за исключением ограничений и запретов, указанных в законах.

Основные принципы развития земельно-правовых отношений 

Основные принципы развития земельно-правовых отношений в РФ определены в ст. 1 ЗК РФ.

В соответствии с данными принципами,  «земля» рассматривается  в качестве  главного ресурса для жизни и деятельности человека; защита земли (как одного из базовых компонентов окружающей среды) являются  приоритетным направлением государственной политики в области охраны жизни и здоровья человека.

Земля, в соответствии с данными принципами, является важным производственным ресурсом в лесном и сельском хозяйстве.

Использование участков должно осуществляться свободно, однако такие действия не должны наносить вред природе и людям; мнение граждан, общественных и религиозных объединений следует учитывать при решении вопросов, затрагивающих права на землю; необходима защита  ценных и особо оберегаемых территорий.

Кроме того, в нормативном акте оговорены: запрет перевода отдельных участков в другую категорию; разделение земель по целевому характеру; государственное регламентирование перехода земель в коммерческую собственность; определены единая судьба участков и расположенных на них зданий, сооружений.

Принципы российского земельного права также включают: обособление федеральной собственности на землю от аналогичного имущества субъектов РФ; различные подходы к установлению режима земель, соблюдение баланса интересов общества и граждан в земельных отношениях, дифференциация норм гражданского и земельного права. Правила Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), регулирующие порядок развития земельных отношений, не должны противоречить ЗК РФ.

Предметом земельного права являются земельные отношения, представляющие собой юридически значимые связи между субъектами права, возникающие в процессе их взаимодействия и касающиеся приобретения прав на земельные участки, распоряжения этими правами, охраны земель, регулирования правомочий и возможностей, связанных с землепользованием, землеустройством, определением юридического статуса отдельных видов земель. Особое место отводится регламентации действий организационного характера, включая процессы рационального использования и защиты территорий госорганами и муниципальными образованиями.

В земельное право входят элементы административных, имущественных, финансовых и других отношений (ввиду специфики объекта правового регулирования земельного права – земли). Предметом отрасли земельного права является особый круг общественных отношений по поводу земли и земельных отношений. Этим и объясняются особенности земельного права.

Объект в системе земельного права – земля, которую следует рассматривать как природный ресурс, недвижимость и место обитания всего человечества. Отдельные правомочия – собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования устанавливаются нормами ГК РФ (ст. 260-287 ГК РФ).

Субъекты земельного права – публично-правовые образования, граждане, коммерческие и некоммерческие организации.

Их компетенция определяется на основании Конституции РФ, ЗК РФ, ГК РФ, федеральных законов, региональных нормативно-правовых актов: конституциями республик в составе РФ, уставами краев, областей, автономных округов, автономной области, местными законами и муниципальными актами.

К источникам земельного права России относятся – Конституция РФ, международно-правовые договоры (в случае их ратифицикации РФ). Основной же источник земельного права – Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ – нормативный  акт, регулирующий правоотношения и устанавливающий правовой статус отдельных видов земель.

Кроме того, к источникам земельного права относятся специальные законы – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ «О недрах», ФЗ « О землеустройстве»,  ФЗ «Об охране окружающей среды» и т.д.

В этом смысле, значение имеют Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные документы.

Судебная практика не относится к источникам отрасли, но позиции высших инстанций: Конституционного Суда РФ, Верховного Суда  РФ принимаются во внимание при разрешении споров в нижестоящих судах.

Определяя место в земельного права в системе права, следует отметить, что земельное право связано с гражданским, градостроительным и административным законодательством.

Гражданское право регулирует имущественные отношения по обороту участков  в то время как земельное право устанавливает правила использования территорий, режим отдельных категорий участков.

Место гражданских отношений в земельном праве ограничено частноправовым, прежде всего, коммерческим интересом хозяйствующих субъектов.

В отличие от административного права, в котором первостепенное значение уделяется субординации между государственными органами и гражданами (организациями), в системе земельного законодательства преобладают источники, устанавливающие правила регулирования отношений землепользования и землеустройства.

Связь земельного и градостроительного законодательства прослеживается при территориальном планировании городских территорий, зонировании и проведении мероприятий по охране отдельных категорий земель в рамках городских округов и поселений.      

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/osobennosti-zemelnogo-prava.html

7 Тема 2. Земельные правовые нормы и правоотношения

Особенности земельно правовых норм

2часа

  1. Понятие земельных правовых норм и их виды. Механизм реализации земельных правовых норм.

  2. Понятие земельных правоотношений и их виды.

  3. Объекты земельных правоотношений.

  4. Субъекты земельных правоотношений.

  5. земельных правоотношений.

  6. Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений.

Задача 1

Арендодательобратился в арбитражный суд с иском карендатору о признании незаключеннымдоговора аренды земельного участка.

Вобоснование своих требований арендодательуказал на то, что договор аренды земельногоучастка, заключенный сроком на 11 месяцевне прошел государственную регистрацию,а согласно закону субъекта федерациина территории которого находитсяземельный участок, все договоры арендынедвижимого имущества подлежатгосударственной регистрации независимоот сроков аренды.

Решитедело.

Вкаких случаях осуществляетсягосударственная регистрация прав наземельные участки и сделок с ними?

Какиесубъекты наделены правом издаватьнормативные акты по вопросам определениякруга прав на недвижимое имущество ивидов сделок с ним, подлежащих обязательнойгосударственной регистрации? Какиенормативные акты устанавливают этоправо?

Задача 2

Закономсубъекта Российской Федерации «Обоснованиях (случаях) бесплатногопредоставления и предельных размерахземельных участков, предоставляемыхгражданам в собственность» установлено,что «земельный участок для обслуживанияжилого дома – земельный участок,предназначенный для обслуживания(эксплуатации) существующего жилогодома (квартиры в жилом доме), включающийв себя земельный участок, находящийсянепосредственно под жилым домом(квартирой в жилом доме), и прилегающуюк нему территорию с хозяйственнымипостройками, и земельный участок,используемый для огородничества(приусадебный участок)»

Соответствуетли приведенное в законе субъектаРоссийской Федерации определениеземельного участка нормам Земельногокодекса РФ? Обоснуйте ответ

Земельно-правовые нормы: понятие, виды, особенности

Земельно-правоваянорма – этоправило поведения субъектов земельныхотношений, которым они должныруководствоваться, совершая своидействия и поступки, принимая ответственныерешения.

ИнститутыОбщей и Особенной части земельногоправа состоят из правовых норм, являющихсяпервичными «клетками», ячейкамиземельного права.

  Занимаяцентральное место в правовом механизмеземельного права и обеспечивая связьи взаимодействие всех его элементов,правовые нормы выступают средствомправового регулирования земельныхот­ношений, ориентируя деятельностьих участников на обеспечение рациональногоиспользования земель и санкционированныегосудар­ством правила поведениясубъектов земельных правоотношений.Зе­мельно-правовые нормы характеризуютсяследующими признаками: общеобязательность,формальная определенность, системностьи государственная природа.

   Выделяютсяразличные виды земельно-правовых норм.

   Взависимости от характера предписанияи способа воздействия на участниковправоотношений выделяются процессуальныеи регулятивныенормы.

   Регулятивныенормы бывают: запретительными (запрещающимисовершать те или иные действия),уполномочивающими на совершениеопределенных действий и обязывающимисовершить какие-либо действия.

   Процессуальныеземельно-правовые нормы делятся на:

  -правонаделительные(определяющие порядок предоставленияземель),

 -правообеспечительные(устанавливающие порядок проведенияземлеустройства),

 -правоохранительные(регламентирующие порядок разрешенияземель­ных споров) и

 -правопрекращающие (определяющиепорядок прекраще­ния прав на земельныйучасток). Возможны и иные классификацииземельно-правовых норм, например поинститутам земельного права.

   Админис­тративныймеханизм реализации земельно-правовыхнорм имеет в своей основе императивныйподход к поведению участников земель­ныхотношений.

Одной из мер административноговоздействия, име­ющего целью обеспечитьрациональное использование и охрануземель, является установление твердогопорядка изъятия и предоставленияземельных участков.

Среди мерадминистративно-правового воздействиябольшое значение имеет государственныйконтроль за использованием земли.

   Существуеттакже экономическиймеханизмправового регулиро­вания земельныхправоотношений.

Он складывается из мердвойственного характерапозитив­ного(экономическое стимулированиепользователей земельных участковдействовать в соответствии сземельно-правовы­ми нормами) инегативного(оказывают влияние на экономическийинтерес пользователя через изъятие унего части получаемого от земли дохо­да- взимание платы за пользование землей,а также взимание платы за загрязнениеземель).

Земельно-правоваянорма, как и всякая иная правовая норма,имеет свою внутреннюю структуру, т. е.составные части, связанные между собойопределенным логическим содержанием.

Структураземельно-правовой нормы

   Земельно-правоваянорма имеет обязательные элементы, безкоторых нормы права как таковой бытьне может.

   Обязательнымиэлементамиземельно-правовой нормы являютсягипотеза, диспозиция и санкция. Рассмотримих по отдельности.

   1.Гипотезаземельно-правовой нормы определяет условия,  при которыхвозможно ее применение. Эти условиявыражаются, как правило, в наличиифактов, имеющих юридическое значение.

Например, для изъятия земельсельхозпредприятий для государственныхили общественных нужд необходим такойюридически-фактический состав, какрешение на то компетентного государственногооргана; осуществление процедуры  предварительного согласования  мест размещения объекта на изымаемомучастке, возмещение сельхозпредприятиюубытков, причиненных изъятием земельногоучастка, и т.п.

   Еслигипотеза правовой нормы не соответствуетфактическим обстоятельствам дела, тоданную земельно-правовую норму применятьнельзя. Так, если гражданин, заявившийо предоставлении ему земельного участкадля ведения крестьянского хозяйства,не достиг возраста 18 лет, то норму оправе граждан на ведение крестьянскогохозяйства к нему применять нельзя.

   2.Диспозиция земельно-правовой  нормы   выражает   правило  поведения, закрепленное в норме либовытекающее из ее смысла.

Например, в ЗКРФ закреплено правило эффективноиспользовать землю, однако в чем этозаключается — в законе не раскрыто.

Исходя из смысла законодательства,можно сделать вывод о том, чтоземлепользователи  должны,  с одной   стороны,   максимально полно  и  экономно использоватьплощадь предоставленной земли, а сдругой – повышать качество земли каксредства производства.

   Диспозицияправовой нормы зачастую содержится внескольких нормативно-правовых актах.Так, обязанности агронома хозяйствапредусмотрены в правилах внутреннеготрудового распорядка хозяйства и другихнормативно-правовых актах, предусматривающихосновные правила работы на земле.

   3.Санкцияземельно-правовойнормы — обязательный элемент, безкоторого норма не может быть эффективной.

   Санкциейправовая норма отличается от иных норм,не имеющих правового характера (отнаучно обоснованных систем земледелия;от земледельческих традиций, господствующихв данном регионе; от моральных норм ит.п.).

   Санкцияправовой нормы выражается в наказанияхза совершенные нарушения земельногозаконодательства, а также в неблагоприятныхпоследствиях, наступающих в случаененадлежащего поведения субъектовземельных правоотношений.

Структурныечасти земельно-правовой нормы (гипотеза,диспозиция, санкция) излагаются встатьях, пунктах, подпунктах того илииного нормативного акта по-разному.

Особенностиземельно-правовых норм.Поскольку нормы земельного правадействуют в определенной логическойвзаимосвязи, т. е. одни из них регулируютпозитивные (положительные) действиялюдей, другие – правоохранительные -охраняют их от нарушений, то взаконодательной практике допускаетсяраздельное их формулирование.

Воизбежание нежелательных повторений вземельном законодательстве имеютсятакже отсылочные статьи – нормы, которыене излагают полностью их содержания, аотсылают к другим статьям данного илииного нормативного акта.

Применяетсяи прямой способ изложения тех или иныхэлементов правовой нормы – без отсылкик другим статьям нормативного акта.

Видыземельно-правовых норм:

  1. обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Например, ст. 42 Земельного кодекса РФ обязывает собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками, своевременно производить платежи заземлю;

  2. запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. Например, ст. 42 Земельного кодекса РФ запрещает допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих территорий;

  3. управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земельный участок в аренду и т. д.).

Источник: https://studfile.net/preview/5564583/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.