Особенности управления земельными ресурсами

Исследование особенностей управления земельными ресурсами региона в современных условиях

Особенности управления земельными ресурсами

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

5

Размещено на http://www.allbest.ru/

Исследование особенностей управления земельными ресурсами региона в современных условиях

Игембаева С.К., Молжигитова Д.К.

fЗемляявляетсяуникальнымобъектом,обладающимрядомнезаменимыхсвойств,таких,например,какплодородие. При этом земельные ресурсы относятся к пространственно-ограниченным ресурсам, воспроизвести которые невозможно.

Земля оказывает активное воздействие на функционирование общества, принимая участие в удовлетворении его потребностей как пространственная основа жизнедеятельности и средство производства.

В связи с этим управление земельными ресурсами – дело не только важное, но и достаточно сложное, что предполагает создание четкой и эффективной системы управления.

Проблема управления земельными ресурсами в республике Казахстан с учетом проводимых социально-экономических реформ, является актуальной и острой. Основное внимание уделяется нормативно-правовому обеспечению и ведению государственного земельного кадастра.

Управление земельными ресурсами складывается из циклов управленческой деятельности. Применительно к земельным ресурсам это такие: сбор достоверной информации и изучение объекта управления, т.е. земельных ресурсов; выработка концепции управленческих решений применительно к конкретным условиям; осуществление контроля за реализацией управленческих решений [1].

Управлениелюбойсистемойсостоитвобеспечениисохранности,устойчивостиразвитияэтойсистемывобщихинтересах,входящихвнееэлементовилисвязанныхснейдругихсистем.

Государственное управление земельными ресурсами – это целенаправленная деятельность государственных органов власти по организации рационального использования земли, в целях обеспечения интересов как всего общества, так и отдельного человека и устойчивого развития поселения.

Объектом управления земельными ресурсами выступают земельные участки, в установленных границах, с фиксированной площадью и правовым режимом в пределах границ поселения.

Управления землями на территории поселения включает в себя принятие нормативных правовых актов в виде решений, программ, правил и осуществления через внедряемые мероприятия.

В соответствии с этим органы местного самоуправления могут активно влиять на развитие и становление рынка земли, при этом в основу общего регулирования земельно-имущественных отношений положена республиканская и региональная нормативно-правовая база.

Улучшение и повышение продуктивности используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов является основной целью государственной аграрной политики в долгосрочном перспективе.

Для достижения этих целей предусматривается реализация следующих приоритетных направлений: совершенствование форм, механизмов и увеличение объемов государственной поддержки в целях повышения доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, технической и технологической модернизации отрасли, а также обеспечения эффективного использования земли и иных природных ресурсов; повышение доступности кредитных ресурсов, развитие земельной ипотеки, усиление конкурентных начал в сферах кредитования и страхования.

задача управления состоит в активном воздействии на управляемый объект с целью улучшения его показателей.

С развитием рыночных отношений в системе управления земельными ресурсами увеличивается потребность в профессиональном управлении, построении и внедрении более эффективных моделей и методик управления, а поэтому возрастает роль аналитической и оценочной работы при решении задач эффективного управления.

Эффективностьуправленияпредставляетсобойрезультативностьдеятельностиконкретнойуправленческойсистемы,котораяотражаетсявразличныхпоказателях,какобъектауправления,такисобственноуправленческойдеятельности,причемэтипоказателиимеюткакколичественные,такикачественныехарактеристики.

Повышение эффективности системы управления предполагает нахождение наилучших организационных форм, методов, технологии управления конкретным объектам в целях достижения управляемой системой определенных технико-экономических результатов в соответствии с заданным критерием или системой критериев.

Под эффектом системы управления земельными ресурсами необходимо понимать конечный результат управленческих действий, выраженный в абсолютных и относительных показателях, а под эффективностью системы управления земельными ресурсами – проведение определенного объема и вида управленческих действий (в т. ч.

Земельно-кадастровых) для повышения качества [2].

В силу того что без земли невозможно осуществление ни одного вида деятельности, земельные ресурсы, на наш взгляд, следует рассматривать как одно из важнейших средств регионального развития.

Тем самым управление земельными ресурсами региона направлено на развитие региона и улучшение качества жизни населения.

При управлении земельными ресурсами региона необходимо опираться на данные положения и учитывать влияние на устойчивое управление регионов.

Региональноеуправлениеземельнымиресурсамипредставляетсобойдеятельностьоргановгосударственнойвласти,осуществляющихрешениезадачпосохранениюнациональногобогатстваивовлечениюземельныхучастковвоборот.

Региональное управление земельными ресурсами в первую очередь связано с повышением эффективности использования земельных ресурсов. Эффективность выражается в соотношении полученных результатов к затраченным ресурсам.

В качестве результата от использования земельных ресурсов в регионе чаще всего используются такие показатели, как поступающие платежи в бюджет от земельного налога, арендной платы, от продажи земельных участков из государственной собственности.

Затраты на управление земельными ресурсами оцениваются следующими показателями: проведение территориального землеустройства; информационное обеспечение управление земельными ресурсами; работы по кадастровой оценке земельных участков; работы по реабилитации нарушенных земельных участков; осуществление государственного земельного контроля и мониторинга [3].

Управление земельными ресурсами является важной частью региональной экономики, позволяющей реализовать социальные, экономические, экологические направления развития административно-территориальных образований.

Поскольку региональное развитие невозможно без эффективного использования земельных ресурсов возрастает значимость научных разработок путей и средств регионального управления ими.

Главной проблемой в регионах является сокращение площадей земель сельскохозяйственного назначения, снижение показателей эффективности их использования, рост напряженности и т.п. В этой связи задача регионального управления земельными ресурсами является актуальной.

Следуетотметить,чтосовременнаясистемауправленияпозволяетместныморганомвластиприкомплексном,системномподходеэффективноирациональноиспользоватьземельныересурсывпределахпоселения,воздействоватьнаразвитиерынказемлиипривлечениеинвестиций,создаватьнеобходимыеусловиядляустойчивогоразвитияпоселений,недожидаясьрешенияданныхвопросовнареспубликанскомуровне.

управление земельный ресурс участок

1. Есполов Т.И., Сейфуллин Ж.Т., Сейтхамзина Г.Ж. Экономико-правовой механизм управления земельными ресурсами. – Алматы, 2006. – 316с.

2. Варламов А.А. Земельный кадастр: управление земельными ресурсами. – М., 2009. – 527с.

3. Комов Н.В., Аратский Д.Б. Методология управления земельными ресурсами на региональном уровне. – Нижний Новгород, 2000. – 246с.

Размещено на Allbest.ru

  • Цели, объекты и структура управления земельными ресурсами, его организационно-экономический и информационный механизмы. Эффективность управления земельными ресурсами на уровне региона. Нормативно-правовая база, регулирующая земельные отношения в РФ.курсовая работа [39,1 K], добавлен 15.01.2012

Источник: https://revolution.allbest.ru/agriculture/00876548_0.html

Глава 4. Особенности управления земельными ресурсами в рф

Особенности управления земельными ресурсами

Земельные ресурсы,представляющие собой особый вид природныхресурсов, являются достоянием всегоэтноса, проживающего на соответствующейтерритории, и имеют повышенное значениедля развития соответствующегопублично-правового образования, чтоотмечается рядом авторов, в том числеН.В. Комовым, Д.Б. Аратским, П.В. Кухтиным,В.В. Лобановым и др. Данное обстоятельствотребует от органов власти публично-правовогоучастия в процессе управления земельнымиресурсами и регулирования земельныхотношений.

Проблема в управленииземельными ресурсами в РоссийскойФедерации является актуальной, она донастоящего времени не нашла заключительногорешения. Большое внимание уделяетсянормативно-правовому обеспечению иведению государственного земельногокадастра. К данным направлениям обращеномного работ и исследований.

В связи сэтим требуется совершенствованиетеоретических и методических положенийуправления земельными ресурсами,позволяющих увеличить налогооблагаемуюбазу и сбор бюджетных доходов, привлечьинвестиции в развитие муниципальныхобразований и регионов, создатьэффективную систему обеспечения прав,гарантий для субъектов земельныхотношений.

4.1. Теоретические основы управления земельными ресурсами

Земельные ресурсы -земли, которые находятся в границахтерритории государства, за исключениемтерриториального моря .

——————————–

Большой юридическийсловарь / В.Н. Додонов, В.Д. Ермаков, М.А.Крылова и др. Инфра-М, 2001. С. 185.

Формирующаяся системауправления земельными ресурсами страныучитывает правовые, политические,организационные, экономические,экологические и социальные условиястраны.

Управление земельнымиресурсами – это целенаправленноевоздействие государства и общества наземельные ресурсы путем использованияобъективных закономерностей и тенденцийв использовании земельных ресурсов дляобеспечения их эффективногофункционирования.

Целью управленияземельными ресурсами является обеспечениепотребностей государства и общества,таких как высокий уровень экономических,экологических и социальных условийжизни населения; эффективное развитиепредпринимательской, общественной ииной деятельности; сохранение ивосстановление свойств окружающейприродной среды, в т.ч. земельных ресурсов;формирование экономически и социальнообоснованной системы платежей заземельные участки .

——————————–

Статья СедашкинойТатьяны Ивановны, канд. экон. наук,доцента кафедры государственного имуниципального управления, ГатиловойЕвгении Валерьевны, студентки V курсаэкономического факультета, Мордовскийгосударственный университет имени Н.П.Огарева, г. Саранск.

В настоящее время широкимиполномочиями в области земельныхресурсов наделена Федеральная службагосударственной регистрации, кадастраи картографии (Росреестр).

Объектом управленияземельными ресурсами является весьземельный фонд РФ, административно-территориальныеединицы, земельные участки.

Субъекты управленияземельными ресурсами:

– представительные органыРФ;

– государственныеисполнительные органы;

– исполнительные органымуниципальных образований .

——————————–

Кухтин П.В.Управление земельными ресурсами: Учеб.пособие / П.В. Кухтин [и др.]. СПб.: Питер,2005. 384 с. (серия “Учебное пособие”).

Основные задачигосударственного управления земельнымиресурсами:

наделение органовуправления политическими иорганизационно-регламентирующимифункциями, обеспечивающими эффективноеразвитие общества;

обеспечениевзаимосогласованности решений органовгосударственного управления на всехадминистративно-территориальных уровнях(по вертикали и горизонтали);

регулированиегосударственными актами финансовой иприродоохранной деятельности субъектовземельных отношений;

обеспечение социально-правовойзащиты субъектов земельных отношений;

формирование благоприятныхусловий для предпринимательства ипрогрессивного развития общества;

улучшение использованияи охраны земельных ресурсов;

создание правовых,экономических и организационныхпредпосылок для различных формхозяйствования на земле.

Рассмотрим составземельного фонда в РФ. В статье7Земельного кодекса РФ “Составземель в Российской Федерации”указано:

1. Земли в РоссийскойФедерации по целевому назначениюподразделяются на следующие категории:

1) земли сельскохозяйственногоназначения – территории, используемыев первую очередь для нужд сельскогохозяйства;

2) земли населенныхпунктов – территории, находящиеся впределах черты (границы) населенныхпунктов, а также земля, переданная введение администрации;

3) земли промышленности,энергетики, транспорта, связи, радиовещания,телевидения, информатики, земли дляобеспечения космической деятельности,земли обороны, безопасности и землииного специального назначения;

4) земли особо охраняемыхтерриторий и объектов – территории сособо охраняемыми природными объектамии комплексами, которые имеют природоохранное,научное, эстетическое, рекреационноеи оздоровительное значение;

5) земли лесного фонда -территории, покрытые лесной растительностьюи не покрытые, но предназначенные дляее восстановления;

6) земли водного фонда -территории, занятые водоемами, ледниками,болотами (за исключением тундровой илесотундровой зон), гидротехническимии другими водохозяйственными сооружениями,а также земли, выделяемые под полосыотвода водоемов, магистральных каналови коллекторов;

7) земли запаса – земли,не предоставляемые юридическим ифизическим лицам в собственность,владение, пользование или аренду, атакже земли, право собственности,владения и пользования которымипрекращено в соответствии с действующимзаконодательством.

К основным методамуправления земельными ресурсамиотносятся государственный земельныйкадастр, землеустройство, мониторингземель, земельный контроль и др.

Функции управленияземельными ресурсами – это основныенаправления управленческой деятельностив сфере охраны и использования земельногофонда РФ. Государство определяет иконкретизирует эти функции в соответствующихправовых нормах.

Для более подробногорассмотрения функций управленияземельными ресурсами требуетсяразграничить их, выделив наиболее общиеи значимые. К таким можно отнести:

– предоставление земельфизическим и юридическим лицам дляхозяйственного и иного использования;

– планирование рациональногоиспользования и охраны земельныхресурсов;

– организацию и проведениеземлеустройства и государственногокадастра объектов недвижимости, а такжемониторинга земель;

– государственный контрольза использованием и охраной земель;

– фискальную деятельность,связанную с использованием земель;

– участие в разрешенииспоров;

– охрану права собственностина землю и права землепользования;

– правовое обеспечениерационального использования и охраныземель .

——————————–

Улюкаев В.Х., ЧуркинВ.Э., Нахратов В.В., Литвинов Д.В. Земельноеправо. 2010.

Управление земельнымиресурсами проводится на федеральномуровне, уровне субъектов РФ и на уровнемуниципальных образований.

Управление земельнымиресурсами бывает двух видов:

1) прямым (связано ссозданием конкретных форм и условийземлепользования и носит дискретныйхарактер);

2) опосредованным (создаетпределы в использовании земли путемсоздания нормативно-правовой базы иосуществляется постоянно).

Управление обращено наповышение эффективности использованияземельных ресурсов, вовлечение земельныхучастков в гражданский оборот на основе:

1) возможности оперативнойгосударственной регистрации прав наземельный участок;

2) формирования объектанедвижимости, определения его правовогостатуса;

3) разработки и утверждениясистемы законодательных и нормативныхактов об установлении (определении)сервитутов, ограничений и обременении,целевом назначении земельного участка;

4) наличия земельно-информационнойсистемы, основанной на данныхгосударственного земельного кадастра;

5) создания и развитияинфраструктуры рынка оборота земельныхучастков или прав на земельные участки,включающего специализированные кредитныеучреждения, риелторов, институт оценкии др.;

6) определения порядкаценообразования на земельные участки(права на них), передаваемые в гражданскийоборот;

7) определения нормативовземлепользования (участков, передаваемыхв соответствии с целевым назначениемпод социальные и другие объекты, а такжев рамках реализации городских заказови программ);

8) сверхнормативныхучастков, передаваемых за дополнительнуюплату, и т.п.;

9) проведения кадастровойоценки земель .

——————————–

Левов АлександрАлексеевич, Семкина Ольга Сергеевна,Кухтин Петр Викторович. Управлениеземельными ресурсами: Учебное пособие.2-е изд.

Право муниципальнойсобственности на землю установлено в1990 году.

Муниципальная собственностьна землю – это собственность муниципальныхобразований. В Федеральном законе “Обобщих принципах организации местногосамоуправления в Российской Федерации”,принятом 12 августа 1995 года, говорится,что финансово-экономическую основуместного самоуправления составляетмуниципальная собственность, в составкоторой входят муниципальные земли[ст.28,29].

Объектами правамуниципальной собственности на землюявляются земельные участки в границахмуниципальных образований, отнесенныхк муниципальной собственности наосновании законодательных актов. Т.е.

в муниципальной собственности находятсявсе земли в пределах черты города(поселения), за исключением земель,находящихся в государственнойсобственности и переданных в частнуюсобственность, также земельные участкиза чертой города, переданные в муниципальнуюсобственность органами государственнойвласти субъектов Российской Федерации.

В собственностьмуниципальных образований могутдополнительно безвозмездно передаватьсяземли, находящиеся в государственнойсобственности.

Субъектами правамуниципальной собственности на землюявляются городские, районные, поселковыеи другие муниципальные образования, влице органов местного самоуправления,наделенные в соответствии с уставоммуниципального образования собственнойкомпетенцией в решении вопросов владения,пользования и распоряжения землями,находящимися в муниципальной собственности.

Система экономическихрегуляторов управления земельнымиресурсами включает:

– земельный налог;

– арендную плату за землю;

– рыночную цену земли;

– залоговую цену земли;

– компенсационные платежипри изъятии земель;

– компенсационные выплатыпри консервации земель;

– платежи за повышениекачества земли;

– штрафные платежи заэкологический ущерб;

– налоговое обложениепри гражданском земельном обороте;

– плату за право арендыи др. .

——————————–

Статья СедашкинойТатьяны Ивановны, канд. экон. наук,доцента кафедры государственного имуниципального управления, ГатиловойЕвгении Валерьевны, студентки V курсаэкономического факультета, Мордовскийгосударственный университет имени Н.П.Огарева, г. Саранск.

Виды собственности наземлю:

государственнаясобственность на землю – земельныеучастки, находящиеся в собственностиРоссийской Федерации и субъектовРоссийской Федерации. Управление ираспоряжение землями, находящимися вгосударственной собственности,осуществляются органами исполнительнойвласти Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации;

собственность на землюмуниципальная – земельные участки,принадлежащие на праве собственностимуниципальным образованиям. Управлениеи распоряжение землями муниципальнойсобственности осуществляются органамиместного самоуправления;

собственность на землюобщая долевая – общая собственность наземлю двух или нескольких лиц сопределением доли каждого из них;

собственность на землюобщая совместная – общая собственностьна землю без определения долей каждогоиз собственников;

собственность на землюсубъекта Российской Федерации – земли,принадлежащие на праве собственностисубъекту Российской Федерации;

собственность на землюфедеральная – земли, принадлежащие направе собственности Российской Федерации;

собственность на землючастная – право юридических лиц, граждани их объединений владеть, пользоватьсяи распоряжаться принадлежащими имземельными участками .

——————————–

Материал изВикипедии – свободной энциклопедии.

Планирование иорганизация рационального использованияземель и их охраны.

Планирование и организациярационального использования земель иих охраны проводятся в целяхсовершенствования распределения земельв соответствии с перспективами развитияэкономики, улучшения организациитерриторий и определения иных направленийрационального использования земель иих охраны в Российской Федерации,субъектах Российской Федерации имуниципальных образованиях. Планированиеи организация рационального использованияземель и их охраны включают в себяследующие основные виды работ: разработкапредложений о рациональном использованииземель и об их охране; природно-сельскохозяйственноерайонирование земель; определениеземель, в границах которых гражданам июридическим лицам могут быть предоставленыземельные участки; определение земель,которые могут быть включены в специальныеземельные фонды; определение земель,отнесенных к категориям и видам,установленным законодательствомРоссийской Федерации. Планирование иорганизация рационального использованияземель и их охраны в городских и сельскихпоселениях проводятся в соответствиис градостроительной документацией.

——————————–

Земельное право.Статья 14.

Источник: https://studfile.net/preview/5909658/page:57/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.