Особенности регулирования земельных отношений

Общая часть глава 1 понятие земельного права – страница 3

Особенности регулирования земельных отношений

Страница 3 из 7

Адекватным ценности земли как объекту правовых отношений дол­жно быть и регулирование земельных отношений, поскольку землю нельзя приравнять ни к одному имущественному объекту.

Бесценность биопотенциала земли не может быть выражена ника­кой денежной оценкой. Поэтому земельный учет осуществляется осо­быми методами земельного кадастра, учитывающего как специфику земель, так и их ценность.

Кадастровый учет особо необходим в связи с устойчивой неоднородностью земли, которая бесконечно много­образна в своих различных проявлениях.

Такое построение земельно-правового регулирования осуществляется с учетом объективно сущест­вующих свойств и особенностей земель.

Россия обладает огромными земельными ресурсами, но это нацио­нальное богатство страны используется крайне неэффективно. Десят­ки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использова­ния, идет деградация и снижение плодородия земли. Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отноше­ний и создания российской национальной системы землепользования.

Государственный земельный кадастр ведется в целях планирования рационального использования и управления земельными ресурсами.

1.3. Методы правового регулирования земельных отношений

При раскрытии сущности земельного права нужно учитывать не только специфику предмета, но и специфику метода. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует отрасль, то метод — как регулиру­ет, т.е. метод представляет собой способ правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет.

Метод — установленный законодательством способ воздей­ствия на поведение и действия физических и юридических лиц, который вправе применять должностное лицо либо орган в оп­ределенных   ситуациях.

Способ воздействия — это установленное законодательством по­ложение, которое изменяет поведение или действия лиц в сторону ограничения или стимулирования.

Метод регулирования земельных отношений отражает специфику своего воздействия.

В условиях формирования рынка земли и рыноч­ных отношений необходимо выявить методы с учетом особенностей режима правового регулирования общественных отношений, которые составляют предмет отрасли.

Методы правового регулирования обус­ловлены характеррм регулируемых отношений, для которых подбира­ются адекватные им приемы и способы правового воздействия.

Структура методов не является точным отражением структуры ре­гулируемых общественных отношений. В отдельных случаях, когда этого требует обстановка, к однородным общественным отношениям могут быть применены различные методы правового регулирования.

Для земельного права характерны два вида методов: императивный и диапозитивный.

Императивный метод правового регулирования земельных

отношений. Этот метод правового регулирования выражается в ус­тановлении субъектов правоотношений и запретов, не подлежащих исполнению.

Установление обязанностей — это ведущий способ правового регу­лирования, поскольку он занимает значительный удельный вес в содер­жании земельно-правовых норм.

Это — обязанности соблюдать субор­динацию органов власти в части регулирования земельных отношений, соблюдать приоритет земель сельскохозяйственного назначения, поря­док предварительного согласования места размещения объекта на зе­мельном участке и т.д.

Введенная законом обязанность для субъектов земельно-правовых отношений исключает какие-либо отклонения в ее использовании. Например, если нарушается обязанность по целевому использованию земель, то может быть прекращено не только такое ис­пользование, но и само право на землю (ст. 44, 45 ЗК РФ).

Установление запретов в земельном праве — это определение гра­ниц как возможного, так и должного поведения участников земельных правоотношений.

Границы возможного поведения необходимы для того, чтобы пре­сечь реализацию интересов субъектов земельных правоотношений в ущерб интересам общества и государства.

Так, в ходе осуществления промышленного, химического и иных видов производства пользовате­ли земли неизбежно загрязняют окружающую среду и почву, химиче­скими и бактериальными веществами, поскольку экологически чистое производство — это такая же утопия, как и вечный двигатель.

Одна­ко такое загрязнение не должно превышать предельно допустимую концентрацию этих веществ в почве, устанавливаемую земельным за­конодательством.

Границы должного поведения определяются для того, чтобы спосо­бы, которыми субъекты земельных правоотношений выполняют свои обязанности и достигают своих целей, не противоречили государствен­ным и общественным интересам и не наносили им вреда.

Например, осуществляя строительство на земельном участке, всякий землеполь­зователь обязан руководствоваться градостроительными стандартами и правилами, согласовывать это строительство с землеустроительны­ми, пожарными, санитарными, природоохранительными и иными орга­нами, осуществляющими государственный контроль за этой сферой хозяйственной деятельности.

Соблюдение правил должного поведения и ненарушение запретов также жестко регламентируются и обеспечиваются действующим зе­мельным законодательством.

Например, за самовольное строительство, к которому относятся нарушение строительных норм и несогласова­ние строительства с соответствующими органами, установлена адми­нистративная ответственность для граждан и юридических лиц (ст. 9.4, 9.5 КоАП РФ).

Императивный метод правового'регулирования земельных отноше­ний исключает юридическое равенство сторон, автономию воль субъек­тов, предполагая отношения власти и подчинения.

Диспозитивный метод правового регулирования земельных отношений. Диспозитивный метод правового регулирования означа­ет такой способ правового воздействия, при котором субъектам земель­ных правоотношений предоставляется свобода (собственное усмотре­ние) в реализации своих целей и задач.

Существует три основных вида диспозитивного метода правового регулирования земельных отношений: рекомендательный, санкциони­рующий и делегирующий.

Рекомендательный метод правового регулирования выражается в предоставлении возможностей альтернативного поведения субъек­та земельных правоотношений, когда субъект может выбирать способ своего поведения для достижения поставленной цели.

Рекомендации, исходящие от государственного органа, облегчают ему выбор того или иного решения. Например, экономическое стимулирование рациональ­ного использования и охраны земель предусматривает выделение средств местного бюджета для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли.

Однако вопрос о том, в каких размерах, в какие сроки и кому выделять такие средства, решается местными органами.

Санкционирующий метод выражается в том, чтс решение о реа­лизации своих земельных полномочий субъект земельных правоотно­шений принимает самостоятельно, но это решение приобретает юри­дическую силу лишь после утверждения его соответствующим компе­тентным органом. Так, материалы предварительного согласования места размещения объекта готовятся заинтересованными “лицами, однако юридически значимыми они становятся лишь после утверждения со­ответствующими органами местного самоуправления.

Делегирующий метод правового регулирования выражается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных правоотношений по тому или иному кругу правомочий.

Например, исключительно от воли гражданина — собственника земельного участка зависит пере­дача земельного участка по наследству.

Государство вправе вмешать­ся лишь в случае, если гражданином не было составлено завещание и отсутствуют наследники по закону.

Метод науки земельного права заключается в способе изучения не только системы земельно-правового регулирования, но и самих методов регулирования, способствуя их совершенствованию.

Так, изу­чение земельных ресурсов как объекта экологического права позво­лило экологизировать методы земельно-правового регулирования вве­дением всеобщей обязанности применять такие способы хозяйствен­ной эксплуатации земель, которые не нарушают экологической обстановки на данной территории.

Наука в своей деятельности применяет общенаучные (диалектиче­ский, исторический) методы и специальные методы (сравнительного правоведения, социологических исследований, кибернетический, систем­ный и др.).

Метод земельного права как учебной дисциплины имеет иное целевое назначение, поскольку направлен на усвоение обучаемыми той части знаний, которые необходимы им для будущей специализации или квалификации.

Кроме того, метод земельного права как учебной дис­циплины использует закономерности психологического восприятия человеческим сознанием получаемой информации. Познание проходит как минимум три этапа — восприятие, усвоение и практическое за­крепление, т.е.

собственно получение учебного материала из учеб­ников, пособий, от преподавателей; тщательное осмысливание полу­ченного, отбор и систематизация знаний с учетом будущей специаль­ности, практическое закрепление путем применения тех или иных положений земельного законодательства на практике или в учебных занятиях.

Исследовательский характер обучения играет вспомога­тельную роль, поскольку преподавание специально не занимается по­лучением совершенно новых знаний, оно направлено на распростра­нение и внедрение имеющихся.

Особенности методов правового регулирования земельных отношений. Особенности методов правового регулирования в земель­ном праве на современном этапе его развития диктуются следующи­ми  обстоятельствами.

Для правового регулирования определенных, групп земельных от­ношений, связанных с оборотом земли, применяется заново разрабо­танная система экономического стимулирования и принятия экономи­ко-правовых мер, установленная новым ГК РФ, задачами, стоящими перед государством и обществом в современных условиях.

Период перехода к регулируемым рыночным отношениям харак­теризуется тем, что главной задачей является перераспределение зем­ли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирование многоукладной экономики при обеспечении рационального использования и охраны земель.

Устанавливаются свободы выбора форм хозяйствования. В то же время существует помеха в реализации земельной реформы. Поэтому усиливается императивный метод воздействия на виновных субъектов, которые создают эти препятствия.

В силу этих особенностей в правовом регулировании земельных отношений применяется практически весь спектр вышеназванных методов:

  • обязательное требование целевого использования земельных участков;
  • запрещение нарушения почвенного плодородия и ухудшения эко­логической обстановки;
  • меры экономического стимулирования охраны земель;
  • санкционирование мелиоративных работ соответствующими го­сударственными органами;
  • хозяйственная свобода на земле и т.д.

Иначе говоря, в правовом регулировании присутствуют как импе­ративный метод установления обязанностей и запретов, так и диспо-зитивный метод рекомендаций, санкционирования, делегирования субъектам земельных правоотношений определенных прав.

Однако в указанной системе методов неизбежно выделяются те или иные виды и подвиды. Например, в регулировании порядка использо­вания земель преобладает диспозитивный метод, а в регулировании ох­раны — императивный.

В частности, важность земли как места оби­тания и как источника естественного богатства порождает необходи­мость принятия специализированных законов в этой сфере. Например, Федеральный закон от 16.07.

1998 № 101-ФЗ «О государственном ре­гулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. от 10.01.

2ООЗ)1 устанавливает правовые основы государственного регулирования обеспечения плодородия земель сель­скохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков хозяй­ственной деятельности. Обеспечение плодородия этой категории зе­мель осуществляется по направлениям, указанным на с. 27.

Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию РФ национальный доклад о состоянии плодородия земель (ст.   12).

В целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения плодородия этих земель (ст.   13).

Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется при условии соблюдения экологических требований (ст.  21).

В связи с тем, что земля является важнейшим компонентом окру­жающей среды, необходимо усилить ответственность за правонаруше­ния против земельной безопасности. В частности, постановление Пле­нума Верховного Суда РФ от 05.11.

1998 № 14 «О практике примене­ния судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»1 указывает, что необходимо обеспечить правильное и единообразное применение законодательства, так как высокая сте­пень общественной опасности правонарушений в этой сфере обуслов­лена тем, что объектом посягательства является стабильность окру­жающей среды и природоресурсный потенциал, а,также гарантирован­ное Конституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

В каждом конкретном деле, квалифицируя содеянное, суд должен исходить не только из стоимости и количества потерь, но и учитывать причиненный экологический вред, так называемый вред, нанесенный растительному и животному миру, а также экосистеме в целом.

Источник: https://uristinfo.net/agropravo/106-bv-erofeev-zemelnoe-pravo-rossii/2691-obschaja-chast-glava-1-ponjatie-zemelnogo-prava.html?start=2

Государственное регулирование земельных отношений

Особенности регулирования земельных отношений

В современной России регулирование земельных отношений осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и Земельным кодексом, а также нормативными актами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Правовые нормы других отраслей законодательства, касающиеся земельных отношений, должны соответствовать действующему земельному праву.

Земля представляет собой уникальный природный ресурс, и вопрос регулирования земельных отношений всегда являлся одним из ключевых в нашей стране. Отмена государственной монополии, развитие института частной собственности, полная трансформация системы землепользования требует адекватного управления огромным земельно-ресурсным потенциалом нашей страны.

Государственная политика в сфере земельных отношений

Земельная политика представляет собой особую сферу деятельности, связанную с управлением социальным и экономическим развитием страны в его пространственном аспекте. А стратегия земельной политики – это долгосрочные и наиболее принципиальные планы государства и его органов управления в регионах, направленные на разрешение главных задач территориального развития России.

Замечание 1

Основной целью государственной земельной политики в нашей стране является создание условий для динамичного, сбалансированного социально-экономического развития государства, повышение качества жизни населения, обеспечение каждому гражданину гарантированных стандартов жизни независимо от места проживания. Государственная земельная политика является составной частью национальной стратегии социально-экономического развития Российской Федерации.

Проблема организации эффективной системы управления земельно-ресурсным потенциалом страны заключается в необходимости обеспечения рациональных масштабов государственного вмешательства в процессы распределения, использования и охраны земли, формировании эффективных механизмов объединения административных и рыночных способов регулирования этих процессов, поиске оптимальных организационных структур и форм управления.

Все эти действия одновременно должны быть направлены на стимулирование деловой активности и повышение эффективности использования земли, которая служит гарантией стабильности бизнеса и воспроизводства капитала, что в условиях рыночных отношений важно каждому владельцу или арендатору участка.

Для России, которая относится к числу стран наиболее обеспеченных земельными ресурсами, понимание специфики регулирования земельных отношений представляет повышенный интерес. Развитие института частной собственности на землю коренным образом меняет не только социальное бытие граждан, но и жизнь всего общества.

Рисунок 1. Механизм регулирования земельных отношений. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Основные задачи регулирования земельных отношений

Государственное регулирование земельных отношений представляет собой систему мер, направленных на обеспечение рационального и эффективного использования земли, ее охрану, воспроизводство и повышение плодородия почв, сохранение и создание благоприятной для людей окружающей среды, на защиту прав собственности, владения и пользования землей путем осуществления комплекса организационных, правовых и экономических действий.

Организационно-правовой базис и экономические взаимоотношения субъектов земельного права регламентирует государственное регулирование.

Опыт большинства развитых стран показывает, что прямое организующее начало в формировании земельных отношений всегда должно принадлежать государству, а рыночный механизм регулирования формируется в рамках существующего законодательства и в интересах граждан.Выделяют следующие основные задачи государственного регулирования земельных отношений:

  1. повышение эффективности использования земельных ресурсов;
  2. улучшение системы охраны земель;
  3. сохранение и улучшение экологического состояния территорий;
  4. создание правовых, экономических и организационных предпосылок для успешного функционирования всех форм собственности, владения и пользования землей.

Государственное регулирование земельных отношений в России исполняет следующие функции:

  1. определение использования земли в качестве природного, социального и хозяйственного объекта;
  2. формирование многообразия форм собственности, владения и пользования землей;
  3. наделение правомочиями субъектов РФ и органов местного самоуправления по регулированию земельных отношений на своих территориях;
  4. обеспечение равенства участников земельных отношений и защита их прав;
  5. недопущение противоречащего закону вмешательства государства в деятельность граждан и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению землей;
  6. охрана земли и окружающей природной среды от возможной порчи и нарушений;
  7. пресечение действий владельцев, пользователей и собственников земли, наносящих ущерб безопасности и обороне страны, нарушающих охраняемые законом права и интересы других лиц.

Методы регулирования земельных отношений

Процесс государственного управления земельными ресурсами осуществляется с помощью:

  1. разработки и реализации законодательных и нормативно-правовых актов, федеральных и региональных программ и планов, а также отдельных мероприятий и решений органов государственной власти России и субъектов Федерации;
  2. проведения государственной плановой, финансовой и инвестиционной политики;
  3. обеспечения требований законодательства и нормативно-методических документов;
  4. экономического стимулирования охраны и рационального использования земельных ресурсов;
  5. надзора за состоянием земель, рациональным их использованием и охраной, привлечения к ответственности виновных в нарушении законодательства;
  6. государственного лицензирования, сертификации и страхования;
  7. разъяснения населению принципов государственной земельной политики, прав и обязанностей владельцев или арендаторов.

Федеральное земельное законодательство устанавливает общие для всех субъектов РФ начала регулирования земельных отношений, обязательные требования к учету и охране земель, мониторингу участков, землеустройству.

Соотношение нормативных актов региональных правительств и органов местного самоуправления, регулирующих земельные отношения, устанавливается в соответствии с их полномочиями, определенными законодательством РФ.

Замечание 2

Управление земельными ресурсами включает в себя планирование их использования, зонирование земель, природно-сельскохозяйственное районирование, землеустройство, мониторинг земель и государственный земельный кадастр.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/gosudarstvennoe_regulirovanie_zemelnyh_otnosheniy/

Правовое регулирование земельных отношений

Особенности регулирования земельных отношений
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Право на землю » Правовое регулирование земельных отношений

Статья посвящена правовому регулированию земельных отношений, подробно рассматриваются методы и принципы этого вида правоотношений

Под «земельными отношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами. 

Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только ввиду того, что она – объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком.

Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд.

В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г.

№136-ФЗ (далее – ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится легальное определение «земельных отношений», под которыми понимают отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

К такого рода отношениям  относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ.

При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Правовое регулирование земельных отношений заключается в установлении норм и правил в сфере землепользования, общеобязательных для применения и исполнения всеми субъектами данного вида отношений. Оно осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч.

1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления.

Основным источником земельного права является ЗК РФ.

Как и любой другой вид общественных отношений, земельные правоотношения состоят из следующих обязательных элементов.

  • Объект правоотношений. В земельном праве в соответствии со ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» объектами правоотношений признаются: земля в целом (как естественный природный объект и ресурс), участки земли и части земельных участков. В большинстве правоотношений объектом выступает индивидуально определенный участок земли, имеющий обязательные признаки и характеристики (границы, площадь, местоположение). Земля в целом может выступать объектом отношений по охране или рациональному использованию, которые носят общий характер. Регулирование объекта земельных правоотношений осуществляется в нормах ЗК РФ, ГК РФ, ряда отраслевых федеральных законов (например, ФЗ от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве», ФЗ от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), подзаконных актах.
  • Субъект правоотношения. Субъектами земельных правоотношений согласно ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений» могут выступать: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Субъектный состав зависит от конкретного вида правоотношений. В процессе распределения земель государственной или муниципальной собственности субъектами будут выступать публичные органы власти, с одной стороны, и гражданин (организация), претендующие на выделение участка. В правоотношениях, возникающих при совершении сделки в отношении земельного участка, субъектами будут являться стороны соглашения, а участие органа власти допускается только в качестве одной из сторон сделки. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются с соответствии с данным Кодексом, федеральными законами (п. 2 ст. 5 ЗК РФ).

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

а) собственников земельных участков;

б) землепользователей – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

в) землевладельцев – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

г) арендаторов земельных участков – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

д) обладателей сервитута – лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст.

124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.

  • Нормативное регулирование правоотношений. Государство осуществляет регулирование земельных правоотношений посредством принятия норм и правил, обязательных для исполнения всеми субъектами. Обязательность исполнения норм права обеспечивается системой мер стимулирующего или принудительного характера. земельных правоотношений – корреспондирующие (взаимосвязанные) права и обязан­ности их участников, совершающих свои действия в точном соответ­ствии с  нормами права. В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, так как они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения можно классифицировать:

– по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли): регулятивные и охранительные.

– регулятивные земельные отношения – отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

– охранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

по степени определенности сторон правоотношения: абсолютные и относительные.

– абсолютные правоотношения – это те, в которых определена только одна сторона – носитель субъективного права. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право.

Примером данного правоотношения будет являться реализация субъектом права собственности.

Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

– относительные правоотношения – правоотношения, в которых оба субъекта строго определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу.

Примером относительного правоотношения будут правоотношения, которые связаны с нормами гражданского права и, соответственно, переплетаются с положениями земельного права.

Так, согласно договору купли-продажи между продавцом и покупателем земельного участка возникают конкретные, относительные правоотношения

 по характеру регулирования отношений: материальные и процессуальные.

– материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель.

Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права.

В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.

– процессуальные земельные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Примером данных правоотношений может являться порядок оформления сделок с землей, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

– по целевому назначения земель: по использованию земель сельскохозяйственного назначения; по использованию земель поселений; по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; по использованию земель особо охраняемых территорий; по использованию земель лесного фонда; по использованию земель водного фонда;  по использованию земель запаса.

Также земельные отношения классифицируются в зависимости от своего содержания. По данному основанию выделяют:

– Земельные правоотношения в сфере собственности на землю. Возможность наличия частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, а именно отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима земельных участков.

– Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности. Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

3емельные правоотношения в сфере управления использованием земель и их охраны.

Независимо от того, находится ли земля в частной, государственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав земельного фонда России, исходя из общегосударственных интересов.

Правовое регулирование земельных правоотношений включается в себя систему регулятивных и охранительно-предупредительных норм.

Методы и принципы правового регулирования земельных отношений

Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае – земельных.

Метод земельного права имеет комплексный характер, в нем сочетаются императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

Императивный метод предусматривает установление обязательных правил, ограничений и запретов, которые обязаны исполнять субъекты правоотношений. Так как земельные ресурсы имеют уникальное общественное и экономическое значение, регулирование правоотношений в сфере землепользования, как правило, основано на системе ограничений и запретов.

Для реализации данного метода государство реализует свои властные полномочия не только посредством принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер (согласование места размещения объектов капитального строительства на участке земли; определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д.).

При регулировании государство устанавливает границы возможного и должного поведения участников правоотношения с целью соблюдения интересов государства и общества.

Императивный метод регулирования включает в себя систему мер ответственности за несоблюдение установленных правил. Привлечение к ответственности за нарушение нормативных актов является исключительным полномочием государственных органов.

Диспозитивный метод регулирования характеризуется юридическим равенством участников правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства при диспозитивном методе регулирования заключается в установлении общих правил поведения субъектов, которые могут самостоятельно использоваться при реализации целей правоотношения.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три способа регулирования:

– рекомендательный – сторонам предоставляется право альтернативного поведения и выбора средств достижения цели;

– санкционирующий – не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения, однако требует государственное вмешательство для придания воле сторон юридической силы;

– делегирующий – дает сторонам полную свободу выбора в пределах конкретного перечня полномочий.

Принципы земельных правоотношений:

  • принцип приоритета интересов народов, населяющих данную территорию, а также защита прав человека;
  • принцип приоритета экологического благополучия при использовании земли;
  • принцип целевого использования участков земли;
  • принцип устойчивости прав на землю, который является конституционным правом;
  • принцип равенства всех форм собственности на землю;
  • принцип платности, как средство эффективного и рационального использования земли;
  • принцип рационального использования земель;
  • иные принципы

Источник: https://advokat-malov.ru/pravo-na-zemlyu/novyj-resurs5.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.