Особенности приватизации земельных участков

Содержание

Приватизация земельных участков // Под ред. Н.А. Козловой, А.В. Слюсаренко, Изд-во Академии по правам человека, 2003

Особенности приватизации земельных участков
Вы здесь: / Библиотека / Сборники… / Сборник  

Приватизация земельных участков // Под ред. Н.А. Козловой, А.В. Слюсаренко, Изд-во «Академии по правам человека», 2003

ЧТО ТАКОЕПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ВИДЫЗЕМЕЛЬНЫХУЧАСТКОВ.1

КАКИЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ НЕЛЬЗЯ ПРИВАТИЗИРОВАТЬ.2

ОБЩИЙ ПОРЯДОК ПРИВАТИЗАЦИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ.. 4

РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК.5

ОСОБЕННОСТИ ПРИВАТИЗАЦИИ РАЗЛИЧНЫХ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ.6

Предоставление земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйства. 7

Предоставление земельных участков в собственность граждан, обладающих ими на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения. 8

Предоставление земельных участков, расположенных под зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности граждан и юридических лиц. 9

Предоставление земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. 12

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта. 13

Общая схема процедуры приватизации. 16

Приложение № 1. 17

Приложение № 2. 18

Приложение № 3. 22

ЧТО ТАКОЕ ПРИВАТИЗАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ, ВИДЫ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Приватизация земельных участков – это способ приобретения в частную собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Объектами приватизации могут быть земельные участки и части земельных участков.

Существует различная классификация земельных участков. Наиболее важными для понимания процесса приватизации земли являются 4 вида классификации.

1. По цели использования:

·для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства;

·для ведения личного (подсобного) хозяйства;

·для садоводства, огородничества и дачного хозяйства;

·для строительства и др.

2. По наличию у граждан прав на земельные участки:

·земельные участки, находящиеся у граждан на праве постоянного (бессрочного) пользования;

·земельные участки, находящиеся у граждан на праве пожизненного наследуемого владения.

3. По наличию на земельном участке строений:

·земельные участки, расположенные под зданиями, строениями, сооружениями, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц.

·земельные участки свободные от зданий, строений, сооружений.

4. По признаку делимости земельного участка:

·делимый участок, т.е. земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории.

·неделимый участок, т.е. тот, который не может быть разделен.

 

В соответствии с Земельным Кодексом РФ существуют земли, приватизация которых запрещена или ограничена.

Не подлежат приватизации земли, изъятые из оборота. Это земли государственных заповедников и парков, земли стратегического назначения, земли занятые воинскими и гражданскими захоронениями и другие земли, имеющие особое значение для безопасности и обороноспособности государства.

В соответствии с Земельным кодексом РФ не предоставляются в частную собственность земли ограниченные в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Земли, ограниченные в обороте, это земли в пределах особо охраняемых природных территорий, земли водного и лесного фонда, земли в границах закрытых административно-территориальных образований, земли, предоставлен-ные для нужд организаций транспорта, для нужд связи и другие подобные.

Однако не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.

 Так, например, в соответствии с Земельным кодексом РФ земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности и земли иного специального назначения могут находиться в собственности граждан, но в их границах может быть введен особый режим их использования, ограничивающий или запрещающий те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.

Субъектами приватизации земли выступают граждане и юридические лица.

Земельный участок может быть приватизирован на следующих правах:

·единоличная собственность (один собственник земельного участка), 

·долевая собственность (каждый из сособственников имеет право собственности на долю земельного участка),

·совместная собственность (это собственность супругов и лиц, которые ведут крестьянское (фермерское) хозяйство). 

Общий порядок приватизации земельных участков

Земельным кодексом РФ установлен общий порядок приватизации земельных участков. Однако для каждого вида участка существуют особенности приватизации, о которых будет говориться далее. 

Земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Однако каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность земельный участок, находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или находящийся в его пожизненном наследуемом владении, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается

Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подают заявления, в котором должны быть определены:

·цель использования земельного участка, 

·его предполагаемые размеры,

·местоположение, 

·испрашиваемое право на землю. 

Также необходимо предоставить документы, удостоверяющие личность гражданина.

Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, кроме земель изъятых или ограниченных в обороте.

Решение о предоставлении земельного участка в собственность должно быть принято в двухнедельный срок со дня подачи заявления в письменной форме в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Орган местного самоуправления или по его поручению соответствующая землеустроительная организация (БТИ) на основании заявления, с учетом зонирования территорий в месячный срок обеспечивает изготовление проекта границ земельного участка и утверждает его.

Договор купли – продажи земельного участка заключается в недельный срок после представления заявителем кадастровой карты (плана) земельного участка в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления.

Юридические лица (в том числе, товарищества садоводов, огородников, дачников) обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность по своему желанию до 1 января 2004 года.

РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА ЗЕМЕЛЬНЫЙ УЧАСТОК

Источник: http://sutyajnik.ru/rus/library/sborniki/land_privatization.htm

Приватизировать землю под домом в собственность в 2020 году

Особенности приватизации земельных участков

На практике часто бывают случаи,  когда земельный участок, на котором расположен частный дом, не является собственностью владельца. Соответственно, возникает вопрос о приватизации земли под его частным домом.

После приватизации собственник приобретает полное право свободно распоряжаться земельным участком: он может его продать, подарить или сдать в аренду по своему  выбору, ведь теперь у него есть документ, подтверждающий его права на данный участок – свидетельство собственности.

Когда можно приватизировать землю

Важно знать, что далеко не всегда законодательство дает возможность приватизировать земельный участок. Возможность приватизации стала доступна гражданам только после принятия нового Земельного кодекса.

  Граждане могут оформить право собственности на земельный участок, который передан им на бессрочное пользование, или перешел к ним по наследству.

Возможность бесплатной приватизации также предусмотрена для тех земельных участков, которые были переданы на основании решений муниципальных или государственных органов.

На самом деле приватизация-процедура довольно сложная, и далеко не каждый может рассчитывать на положительное решение о возможности бесплатного перехода права собственности на землю. В подобных ситуациях многие владельцы предпочитают иные способы приобретения права собственности.

Например, некоторые обращаются в органы местного самоуправления с целью выкупа надела. Некоторые же предпочитают составление искового заявления  и обращение в суд для признания своих прав на конкретный участок.

Важно помнить о том, что приватизация, как способ приобретения права собственности на землю, доступна только тем, кто имеет права на дом, расположенный на конкретном участке. Владельцы тех частных домов, которые были куплены или построены до вступления в силу нового Земельного кодекса, также имеют возможность воспользоваться приватизацией.

В некоторых случаях законодательство запрещает приватизацию земли

В частности, приватизации не подлежат земельные участки, которые:

  • имеют ограниченный статус;
  • находились на территории заповедной зоны;
  • включены в состав государственного резерва;
  • не могут быть приватизированы из-за применения государственного вето.

При этом государственная регистрация прав является обязательной процедурой при смене собственника,  в том числе и при наследовании земельного участка или при приобретении его в ипотеку.

Какие органы занимаются приватизацией земли?

Приватизация земельного участка – компетенция местных органах власти той территории, на которой расположен участок.  Соответственно, заявление , на основании которого начинается данная процедура, предъявляется именно в местную администрацию. Но кроме местной администрации заявителю также придется пойти и в другие государственные органы, в том числе в :

  • налоговую службу;
  • геодезическую службу для выполнения работ по межеванию;
  • комитет земельных и имущественных правоотношений;
  • регистрационную службу;
  • бюро технической инвентаризации.

Конечно, можно попробовать сделать все самостоятельно, но желательно обратиться за помощью к квалифицированному юристу, практикующему в данной сфере. Только в этом случае собственник может быть на 100 процентов уверен  в том, что приватизация земельного участка пройдет  без хлопот и лишних проблем.

Особенности приватизации участков

Приватизация, как способ  бесплатного приобретения права собственности на землю, имеет ряд особенностей, которые заключаются в следующем:

  • начать процедуру приватизации могут все собственники частного дома;
  • если собственников частного дома несколько, то приватизировать землю может один из них без предварительного согласия остальных собственников;
  • в государственные органы, занимающиеся приватизацией, необходимо предоставить документальные свидетельства о том, что земля, которую заявитель намерен приватизировать, на момент предъявления заявления эксплуатируется им. В качестве подобных документов могут выступать, например, договор аренды земельного участка, или договор о передаче на безвозмездное пользование и т.д;
  • оформить право собственности путем приватизации можно как на весь участок, так и на его часть;
  • приватизация тех земельных участков, на которых расположены частные дома, приватизированные до 1991 года, осуществляется бесплатно. В других случаях приватизация – платная процедура, и владельцу дома придется заплатить кадастровую стоимость земельного участка.

Стоимость процедуры приватизации

Бесплатная приватизация доступна только для собственников частного дома. В этом случае нужно лишь заплатить  сумму государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Некоторые затраты также могут быть произведены для получения недостающих для приватизации документов.

  Например, стоимость получения кадастрового паспорта варьируется от 1500 до 3000 рублей, а на межевание может быть потрачено до  12  000 рублей.

Владельцы частного дома могут бесплатно оформить собственность на землю, если она:

  • выделена для индивидуального жилищного строительства или для хозяйственных нужд;
  • имеются правоустанавливающие документы, подтверждающие право собственности на частный дом, расположенный на участке.

Приватизация является бесплатной также для определенной категории граждан, например, для многодетных семей, для ветеранов, для сирот и т.д.

Но важно помнить о том, что бесплатно приватизировать землю можно только один раз. При повторной приватизации придется заплатить кадастровую стоимость участка.

Продолжительность процедуры приватизации

Действующее законодательство предусматривает 30-дневный срок для рассмотрения заявки на оформление земли в собственность. Но по упрощенной схеме данный срок составляет всего 14 дней.

Сроки приватизации могут быть более длительными, если при предъявлении заявления не были предоставлены все необходимые документы. В этом случае уполномоченный государственный орган запрашивает недостающие бумаги.

Сроки также могут быть продлены из-за возникновения споров между соседями, что очень распространено на практике. Порой эти конфликты не разрешаются мирным путем, и дело доходит до судебного разбирательства.

На практике очень часто бывают случаи, когда уполномоченный государственный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка путем приватизации. Подобный отказ может быть обжалован в судебном  порядке. Соответственно,  в этом случае сроки приватизации могут быть значительно продлены.  При этом еще не факт, что суд удовлетворит исковое заявление.

Процедура оформления

Первый этап приватизации – сбор необходимых документов. При этом перечень необходимых документов может варьироваться в зависимости от особенностей конкретного случая.  Уточнить список всех требуемых документов для конкретного случая можно в Росреестре.  Но есть документы, которые нужно предъявить в любом случае. К их числу относятся:

  • документарное подтверждение права владения земельным участком;
  • документы, подтверждающие стоимость земельного участка, которые можно получить в Земельном комитете;
  • кадастровый паспорт и кадастровый план участка;
  • справка из БТИ о рыночной стоимости частного дома;
  • документы о налогах, полученные в налоговой службе;
  • документы на частный дом;
  • технический паспорт частного дома;
  • выписка из росреестра о тех лица, которые могут претендовать на приватизацию данного земельного участка;
  • паспорт заявителя.

Наиболее сложным является получение кадастрового плана, и многие сталкиваются с определенными затруднениями.  В основном это связано с тем, что участок не был поставлен на кадастровый учет.

  В подобной ситуации необходимо сперва пойти в орган местного самоуправления и написать соответствующее заявление. Далее необходимо обратиться к квалифицированному специалисту для проведения межевания.

  При этом если полученные в ходе межевания данные будут отличаться от ранее зафиксированных, за основу принимаются новые данные.

Конечно, согласно действующему законодательству межевание не является обязательной процедурой, но оно даст возможность в дальнейшем избежать проблем и различных споров, особенно с соседями.

После сбора всей необходимой документации следует пойти в районную администрацию и предъявить заявление о приватизации.  Если приватизация платная, необходимо также оплатить кадастровую стоимость земли,  и только после этого подать соответствующее заявление.

После этого уже следует дожидаться ответа уполномоченного органа. Если решение положительное, соответствующие бумаги  предъявляются в уполномоченный государственный орган для осуществления регистрации прав на землю, а владельцу  выдается свидетельство о собственности.

Если решение отрицательное, можно  обжаловать его в судебном порядке. Но данная процедура довольно сложная и может затянуться на несколько лет.

Из вышеуказанного можно сделать вывод о том, что приватизация – процедура довольно долгая и требующая не только сбора различных документов, но и знания соответствующих законодательных актов, регулирующие данные правоотношения.

  Соответственно, если вы решили начать процедуру приватизации земельного участка, желательно обратиться за помощью к квалифицированному и опытному специалисту, который сделает все вместо вас.

А при необходимости юрист также обжалует решение об отказе в приватизации в судебном порядке и представит ваши интересы в ходе судебного разбирательства.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/privatiziruem-zemlyu-pod-domom/

Приватизация земельных участков: особенности процедуры

Особенности приватизации земельных участков

Приватизация – это процедура оформления земли из государственной/муниципальной в частную собственность (физических лиц, юрлиц и НКО).

Это один из способов закрепления прав собственности наряду с получением участка через договор купли-продажи, по дарственной или на основании наследования.

Отличия от рядового получения собственности на участок состоят в том, что при приватизации одной из сторон обязательно будет выступать государство или муниципальные власти.

Приватизировать землю граждане могут:

  • из государственного фонда, участки которого находятся в федеральной собственности и собственности субъектов РФ;
  • из земель, принадлежащих муниципальному образованию: находящихся в собственности городских или сельских поселений.

Узнать, в чьей собственности сейчас находится ЗУ, можно с использованием публичной кадастровой карты от Росреестра. Для этого нужно знать адрес участка или его кадастровый номер.

Наиболее часто в рамках приватизации граждане оформляют права собственности на землю, переданную в их пользование еще в советское время, когда еще не существовала частная собственность и все участки принадлежали государству. Т.е.

фактически они владеют и эксплуатируют участки уже достаточно давно. Многие уже успели построить там жилые дома или хозяйственные постройки, но юридически они не закрепили свои права собственности в установленном порядке.

Такая обязанность появилась у граждан после введения в действие Земельного кодекса.

Инициация процедуры приватизации может исходить от:

  • граждан, владеющих домами на данном участке;
  • юридических лиц, представляющих различные организации (в частности, религиозные);
  • граждан, которые относятся к категории льготников (многодетные, участники боевых действий и пр.).

Исключительным правом на приватизацию наделены граждане, которым принадлежит постройка или дом на этой земле. Но такое право не обозначает, что участок будет передан лицу бесплатно. При этом закон допускает, что участок под домом находился не в собственности его владельца, а в аренде.

Помимо индивидуальной различают коллективную приватизацию, которая предполагает подачу совместного заявления на приватизацию от членов садоводческого или дачного кооператива или иного объединения граждан.

Приватизация может производиться на платной и безвозмездной основе.

Право на бесплатную приватизацию у граждан есть лишь единожды. Для этого они должны владеть участком на основании пожизненного наследуемого, бессрочного пользования или на основе безвозмездной аренды. В последующем они могут приватизировать землю на платной основе.

В настоящее время в России реализуется ряд программ, которые позволяют бесплатно приватизировать землю. В частности, по освоению Дальнего Востока, выделению земель для улучшения жилищных условий работникам приоритетных профессий, многодетным гражданам при условии строительства на ней частного дома.

Какие участки необходимо приватизировать

Процедуру приватизации необходимо пройти для закрепления собственности в отношении участков для ведения дачного хозяйства, садоводства, огородничества, участков под ИЖС и пр.

Купленный у администрации муниципального образования земельный участок также нужно приватизировать. Хотя «приватизация купленного участка» юридически не корректное понятие, но права собственности на него нужно оформить должным образом.

Для этого покупатель должен подать заявление о вступлении в права собственника в Росреестре, а продавец – об отчуждении прав собственности.

В качестве правоустанавливающего документа будет выступать договор купли-продажи и протокол участия в торгах или выделения участка без торгов.

При этом законодательно закреплен перечень земель, которые не подлежат приватизации. Это участки, изъятые или ограниченные в обороте:

  • земли из природоохранной зоны, земли заповедников;
  • земли, входящие в водный и лесной фонд;
  • земли из территории особо охраняемых государством объектов;
  • общественные земли, на которых расположены площади, дороги, пляжи, улицы;
  • земли, расположенные на расстоянии ближе 100 м к береговой линии;
  • участки земли, изъятые для решения важных государственных задач и не подлежащие переходу из госсобственности (например, поддержания обороноспособности, для нужд космической и ядерной промышленности и пр.).

Законодательное регулирование приватизации

Приватизация регулируется одновременно несколькими нормативно-правовыми актами:

  • Земельным кодексом;
  • Законом о приватизации №178-ФЗ;
  • Законом о госрегистрации №122-ФЗ;
  • Законом о дачной амнистии №171-ФЗ.

До 2016 года основные положения, относительно стоимости приватизации регламентировали ст. 28 и 36 ЗК. Ныне они утратили юридическую силу, так как с марта 2016 года приватизация производится исключительно безвозмездно.

Статьи 39.1 и 39.5 Земельного кодекса содержит перечень случаев, при которых физическое или юрлицо вправе получить участок во владение бесплатно:

  1. Если гражданину предоставлен участок для занятия ЛПХ или фермерством на срок в пределах 6 лет – по прошествии 5 лет.
  2. Если участок был предоставлен под ИЖС или ЛПХ на срок в пределах 6 лет – по прошествии 5 лет.
  3. Гражданам с тремя и более детьми.
  4. Иным категориям граждан, имеющих право на получение участков (ветеранам, Героям СССР, малоимущим и пр.).

Если земельные участки входят в кооперативы и товарищества садоводов, дачников и огородников, то процедура приватизации попадает по дачную амнистию. Она предполагает упрощенный порядок получения земли. Недавно действие дачной амнистии продлили до конца 2020 года, но срок приватизации недвижимости, расположенной на таких участках продлен только до марта 2018 года.

Источник: https://zakonometr.ru/zemlja/dokumenty/uchastok/sobstvennost/privatizaciya

С чего начать приватизацию земельного участка

Особенности приватизации земельных участков

Для многих, приватизация земельного участка кажется очень трудной и долгой процедурой. Чтобы в скором времени получить документ о собственности, нужно детально рассмотреть все этапы проведения регистрации.

Сегодня мы рассмотрим, кто имеет право приватизировать землю, из каких этапов она состоит и как быть, в случае отказа от регистрации.

Обратите внимание, какие шаги идут первыми, так как это значительно сэкономит ваше время.

Земельные участки, подлежащие приватизации

Есть только два типа земельных участка, которые можно приватизировать:

  • Дачные. Они предназначены для ведения сельского хозяйства или для возведения дома. В готовом жилом помещении можно прописаться.
  • Садовые. Предназначены для загородного отдыха и для выращивания сельскохозяйственных культур. Гражданин может на этом участке строить дом или другое здание, однако зарегистрировать его не получиться.

Приватизировать эти участки можно по упрощенной форме. С 2017 года в закон внесли поправки, которые позволяют бесплатно проходить эту процедуру индивидуальным собственникам и гражданам, состоящим в СНТ.

Приватизация земли согласно закону

Согласно Российскому законодательству, гражданин, имеющий жилую постройку, обязан приватизировать земельный участок, на котором она построена или пользоваться недвижимостью, заключив договор аренды.

Оформить земельный участок можно несколькими способами:

  • Через суд, в случае окончания договора аренды.
  • Выкупить у государства арендованный участок.
  • Некоторые граждане, подпадающие под льготную категорию, могут оформить землю бесплатно.
  • Приобрести землю через аукцион или торги.

Согласно закону о дачной амнистии, приватизировать земельный участок можно за небольшую стоимость и короткое время. Инструкция по прохождению этой процедуры прописана в нормативном акте, который действует по всей территории России.

Условия приватизации участка

Чтобы зарегистрировать землю, дом, построенный на нем, должен быть оформленным и приватизированным. Мало того, он должен быть введен в эксплуатацию.

Если на земле, предназначенной для введения огородничества или садоводства, приватизированы гараж, баня, дача или сарай, тогда можно начинать процесс регистрации.

Граждане, которые состоят в дачных или садовнических товариществах, могут оформить землю по упрощенной форме до конца 2020 года. При этом, земля должна иметь сельскохозяйственное предназначение.

Согласно закону, некоторые земельные участки нельзя приватизировать. Например, земельный участок, который предназначен для общественных нужд, нельзя приватизировать.

Это относиться к трассам, паркам и заповедникам.

Право на приватизацию

Получить право на землю могут:

  • Те, кто получил землю до того, как вступил в силу ЗК РФ.
  • Родители, у которых трое и больше детей. Таким правом они могут воспользоваться только один раз в жизни.
  • Владельцы земельного участка для постройки гаража.
  • Граждане, входящие в сельскохозяйственные товарищества.
  • Лица, которые получили земельный участок для ведения сельского хозяйства.
  • Те, кому земля досталась по наследству.
  • Другие категории граждан.

Однако отказать в приватизации могут тем гражданам, которые владеют землей незаконно.

Также те, кто владеет землей, которая изъята из оборота могут не рассчитывать на данную процедуру.

Пошаговая инструкция регистрации земли

Так как процедура приватизации – это кропотливое дело, нужно знать с чего начать. Короткая схема действий человека состоит из таких шагов:

  • Заполнение декларации на землю.
  • Подготовка пакета документов.
  • Оплата госпошлины.
  • Подача документов в государственный Реестр.
  • Получение документа о праве на собственность.

Чтобы быстро пройти приватизацию, гражданину лучше заранее собрать все необходимые документы, к ним относятся:

  • Заявление о приватизации.
  • Кадастровый паспорт земли.
  • Паспорт будущего собственника земли.
  • Выписка из ЕГРП.
  • Письменное согласие супруга, заверенное нотариусом.
  • Документы, подтверждающие право собственности на землю.

Если все документы будут одновременно поданы в государственный орган для регистрации, тогда процедура займет два месяца.

Оформляя землю по льготной программе, человеку нужно подать документ, который подтверждает его особый статус. После этого, гражданину нужно подать собранные документы в соответственный орган.

В выписке из ЕГРП указан собственник надела, учитывая эту запись, бумаги нужно подавать либо в администрацию муниципалитета, либо в отделение Росимущества.

На протяжении месяца, сотрудники госинстанции рассматривают поступившее заявление и принимают решение. В конце этого срока гражданину могут выдать отказ.

Межевание земли

Следующий шаг – это проведение межевания участка. Если земельный участок не имеет четких границ, тогда нужно вызвать кадастрового инженера и провести межевание. За эту услугу нужно заплатить определенную сумму, примерно 7000 рублей, в зависимости от площади участка.

Если вы хотите чтобы вам предоставили эту услугу бесплатно, тогда нужно стать в очередь в центр единого учета. Как правило, дождаться своей очереди можно через шесть месяцев.
Важно чтобы специалист, который делает эту процедуру, имел соответствующую квалификацию, иначе выданный им документ будет не действительным.

Некоторые занимаются межеванием границ еще до того, как начать собирать пакет документов.

Кадастровый учет

Получив необходимый документ от кадастрового инженера, нужно обратиться в Кадастровую палату. Этот орган поставит земельный участок на кадастровый учет. В обязательном порядке с вас потребуют:

  • Паспорт.
  • Межевальный план.
  • Заявление.
  • Квитанция, подтверждающая уплату госпошлины.
  • Просмотрев все документы, регистратор, в течение двух недель, выдает кадастровый паспорт.

Заключительная регистрация

Получить документ о праве на собственность можно в Росреестре. Для этого, в этот орган нужно подать такие документы:

  • Заявление.
  • Согласие Росимущества предоставить землю в собственность.
  • Паспорт.
  • Квитанция об уплате госпошлины.
  • По истечению десяти дней, гражданину выдают свидетельство о собственности и новую выписку ЕГПР.

Примерная стоимость процедуры

У каждого человека стоимость приватизации будет разной, все зависит от разных факторов, а именно:

  • Пользуется ли гражданин льготой.
  • Применяется ли дачная амнистия.
  • Размежевана ли земля.
  • Пользуется ли человек услугами юриста или нотариуса.
  • Сделаны ли все необходимые документы.

Согласно законодательству России, гражданин РФ имеет право один раз в жизни приватизировать землю бесплатно. Потратиться нужно только на уплату госпошлины.
Вот какие затраты могут быть:

  • Уплата госпошлины от 350 до 2000 рублей.
  • Услуги нотариуса от 1000 рублей.
  • Выдача выписки ЕГРП – 150 рублей.
  • Межевание земли от 5000 рублей.

Важно помнить, что собственник с момента приватизации земли, должен каждый год платить налог на землю по ставке 0,3%. Рассчитывать сумму нужно от кадастровой стоимости земли.

Что делать в случае отказа в приватизации?

Нередко бывают случаи, когда гражданину отказывают в проведении приватизации земельного участка. Иногда такие действия могут быть незаконными поэтому, человек может подать иск в арбитражный суд. Обращаться в суд можно на протяжении трех месяцев, с момента получения отказа.

Так как в суд по таким вопросам граждане обращаются очень часто, государство решило продлить срок дачной амнистии. Личные обстоятельства человека сильно влияют на появление недоразумения. Судебные разбирательства происходят из-за того, что в законе не написаны четкие причины отказа в этой процедуре.

При решении суда в пользу гражданина, власти обязаны передать ему право собственности на землю.

Услуги юриста

Так как в некоторых случаях пройти приватизацию нужно очень быстро, граждане решают воспользоваться услугами опытного специалиста, который безошибочно соберет все нужные документ и подаст их для государственной регистрации.

Услуги квалифицированного юриста стоят не дешево, однако он гарантирует, что процедура пройдет быстро и безошибочно.

Чтобы юрист представлял ваши интересы, вы должны написать доверенность и заверить ее у нотариуса, это позволит вашему представителю решать все вопросы самостоятельно, без вашего присутствия.

Прочтите также: Можно ли продлить договор аренды земельного участка

© Читать далее https://prosadidom.ru/land/registration-land/s-chego-nachat-privatizatsiyu-zemelnogo-uchastka/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/prosadidom/s-chego-nachat-privatizaciiu-zemelnogo-uchastka-5ae9be474826773d1f54e694

Приватизация земельных участков гражданами

Особенности приватизации земельных участков

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле.

В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие.

В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст.

1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

– приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

– отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

– отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

– приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

– в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г.

№ 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

– бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе.

Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий.

Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации.

При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г.

№ 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Источник: https://zakon.ru/blog/2020/6/24/privatizaciya_zemelnyh_uchastkov_grazhdanami

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.