Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства

Содержание

Важные особенности предоставления земельных участков гражданам в собственность и на правах аренды

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства

Государство предоставляет гражданам и юридическим лицам земельные участки под разные цели. Земля может быть предоставлена под строительство своего дома, под ведение сельского хозяйства, организации крестьянско-фермерской деятельности.

В статье будут рассмотрены наиболее распространенные варианты выделения земель, выделены их наиболее характерные особенности в получении.

Особенности предоставления земельных участков в целях строительства жилья

Муниципальные власти и государство предоставляют свои земли гражданам и организациям в целях строительства жилья на основании статей Гражданского, Земельного, Жилищного и Градостроительного кодексов.

Введение Градостроительного кодекса РФ потребовало определенной синхронизации положений Земельного кодекса. В результате проведенных изменений в Земельный кодекс были добавлены новые статьи, касающиеся отношений по жилищному строительству.

В статье 30.1 кодифицированного нормативно-правового акта в сфере земельных отношений содержится специальное регулирование по отношению к статье 30 того же кодекса. Статья 30 устанавливает общие правила предоставления земельных наделов в целях строительства.

Если участки предоставляются для строительства жилья, то положения статьи 30 будут применяться с учетом оговорок, содержащихся в статье 30.1.

В соответствии с 1-м пунктом статьи 30.1 земельные участки для жилищного строительства могут выделяться государственными или муниципальными властями и в собственность, и в аренду, а также в срочное пользование на безвозмездных условиях по основаниям, закрепленным Земельным кодексом РФ.

Жилищный кодекс закрепляет за жилыми помещениями статус объектов жилищных прав (ч. 1 ст. 15).

Конкретными видами объектов жилищных прав являются жилые дома, части жилых домов, квартиры, части квартир, комнаты (жилых домов и квартир).

Жилой дом — индивидуальное здание с комнатами и помещениями вспомогательного применения, которые предназначаются для обеспечения бытовых и других нужд граждан, касающихся их проживания в таком здании (ч. 2 ст. 16 Жилищного кодекса РФ).

Строительство жилья ведется в жилых зонах, формируемых по итогам градостроительного зонирования. В жилые зоны могут входить застройки домами различной этажности.

В жилых зонах разрешается строить раздельно стоящие, встроенные или пристроенные социальные и коммунально-бытовые объекты, объекты здравоохранения, образования, здания культуры, стоянки автотранспорта, гаражи, объекты, обеспечивающие проживание граждан и не действующие отрицательно на окружающую среду.

В случае осуществляется предоставление земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства из фонда муниципальной и государственной собственности, то предварительной договоренности о месте расположения объекта не требуется.

Согласно земельному законодательству земельные наделы для жилищного строительства продаются или предоставляются в аренду посредством проведения аукциона, кроме ситуаций, предусмотренных законами.

Без проведения торгов предоставляются земли:

  • Лицам, с которыми государство или муниципалитет заключили контракт на постройку объекта недвижимости, причем подобное строительство может проводиться только за счет средств федерального или местного бюджета в соответствии с заказом для государственных или муниципальных нужд;
  • Жилищно-строительным кооперативам по основаниям, предусмотренным законодательством;
  • Для строительства в пределах застроенной зоны, в отношении которой приняли решение о развитии;
  • При несостоявшихся аукционных торгах, если в них принимало участие менее 2-х лиц.

Участок также может быть предоставлен на условиях аренды для ИЖС (индивидуальное жилищное строительство). Земля в таком случае предоставляется на основании заявления лица, желающего получить земельную собственность.

Индивидуальное жилищное строительство на участке имеет свою специфику.

Земля для индивидуального жилищного строительства может выделяться в жилых зонах, которые соответственно определяются градостроительным зонированием. Градостроительное зонирование всегда предусматривает обширные территории, отделенные для застройки индивидуальными жилыми домами.

Стоит отметить, что в жилищном законодательстве РФ нет такого понятия, как «индивидуальный жилой дом». Существует лишь родовое, цельное понятие «жилой дом».

В части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса объектом индивидуального жилищного строительства признается отдельно стоящий жилой дом с этажами не больше 3-х. При этом в таком доме может проживать только одна семья.

Таким образом, земельные участки выделяются гражданам и юридическим лицам в целях строительства на них жилья на условиях, предусмотренных вышеназванными кодексами, другими законами и местными актами локального правового регулирования.

Особенности предоставления земель в городе

Предоставление земельных наделов в пределах территории города осуществляется на общих правилах, установленных Земельным и другими законодательными актами РФ. На местном городском уровне принимаются акты правового регулирования отношений по землям.

Городские власти после подачи заявления на предоставление участка физическому или юридическому лицу организовывают проведение торгов (аукциона). При этом проверяется, не входит ли желаемый для приобретения (аренды) участок в генеральные планы изъятия земель для муниципального землепользования и застройки.

Организаторы аукциона должны не меньше чем за 30 дней до дня проведения торгов объявить о них в городском периодическом журнале либо в другом печатном СМИ, а также разместить сообщение на официальном сайте города. В объявлениях всех видов выкладывается информация об организаторах торгов, то есть наименования местных органов власти, принявших решение провести аукцион.

Также городским властям необходимо указать:

  • Место, дату, время и план проведения аукционных торгов;
  • Месторасположение, размеры, границы, наличие ограничений (обременений), кадастровый номер, вид разрешенного применения земли, выставляемой на аукцион;
  • Стартовую цену, сумму задатка, сроки и процедуру его внесения и возвращения;
  • Существенные требования договора купли-продажи или аренды.

В Земельном кодексе зафиксирована требуемая для принятия участия в аукционе документация. Также в нем закрепляются основания отказа в допуске на аукцион, процедура определения победителя, ситуации признания торгов несостоявшимися, структура протокола о проведении аукциона.

Высокие требования к выделению земельной собственности говорят о серьезном и внимательном подходе государства и местных органов самоуправления к застройкам городских поселений.

Особенности предоставления земель сельскохозяйственного назначения

Предоставление гражданам и организациям в собственность или аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, которые принадлежат государству или муниципалитету, проводится согласно Федеральному закону от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (дальше по тексту — Закон).

Согласно пункту 1-му ст. 10 Закона земельные наделы сельскохозяйственного назначения получают физические и юридические лица в собственность на основании проведенных торгов (аукцион, конкурс).

Арендные отношения по землям сельскохозяйственного назначения регулируются статьей 34 Земельного кодекса РФ. Если имеется одно заявление на сдачу в аренду земли, при этом предварительно и заблаговременно в СМИ публиковалась информация о торгах, то участок будет сдан в аренду единственному заявителю.

Кроме того, уже арендованный участок может быть выкуплен временным владельцем по прошествии 3-х лет аренды по рыночной стоимости с условием, что участок был использован надлежащим образом.

Землю могут получить без торгов и других ограничений в аренду религиозные организации (объединения), казачьи общества, научно-исследовательские организации, образовательные учреждения сельскохозяйственного профиля, общины небольших народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в целях организации сельскохозяйственного производства, укрепления национального образа жизни, способов хозяйствования и промысла коренных народов различных отдаленных регионов Российской Федерации.

Причем выкупить землю из аренды в собственность в вышеперечисленных случаях нельзя. Торги по продаже сельскохозяйственных земельных участков в собственность организуются и проводятся на основании статьи 38 Земельного кодекса.

Предоставление участков для коммерческой деятельности осуществляется согласно статье 34 ЗК РФ. Данная статья также регулирует заключение договоров аренды и купли-продажи для иных целей, не затрагивающих строительство.

Земли сельскохозяйственного профиля, принадлежащие государству или муниципалитету, получают крестьянско-фермерские хозяйства, сельскохозяйственные организации на срок до 5 лет, если такие субъекты хозяйствования участвуют в программах государственной поддержки по развитию сельского хозяйства. При этом перечисленные организации должны вести исключительно сельскохозяйственную деятельность.

Таким образом, предоставление государственных и муниципальных земель производится в соответствии с актами нормативного регулирования земельных отношений в России, при этом следует учитывать, что локальные нормы местных органов самоуправления играют не меньшую роль в организации порядка выделения земельных наделов.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/predostavleniye/osobennosti.html

Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства

СТ 39.18 ЗК РФ.

Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности

1.

В случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий:

1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье – извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”;

2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

2. В извещении указываются:

1) информация о возможности предоставления земельного участка с указанием целей этого предоставления;

2) информация о праве граждан или крестьянских (фермерских) хозяйств, заинтересованных в предоставлении земельного участка для указанных в пункте 1 настоящей статьи целей, в течение тридцати дней соответственно со дня опубликования и размещения извещения подавать заявления о намерении участвовать в аукционе по продаже такого земельного участка или аукционе на право заключения договора аренды такого земельного участка;

3) адрес и способ подачи заявлений, указанных в подпункте 2 настоящего пункта;

4) дата окончания приема указанных в подпункте 2 настоящего пункта заявлений, которая устанавливается в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта;

5) адрес или иное описание местоположения земельного участка;

6) кадастровый номер и площадь земельного участка в соответствии с данными государственного кадастра недвижимости, за исключением случаев, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать;

7) площадь земельного участка в соответствии с проектом межевания территории или со схемой расположения земельного участка, если подано заявление о предоставлении земельного участка, который предстоит образовать;

8) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории в случае, если образование земельного участка предстоит в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, условный номер испрашиваемого земельного участка, а также адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”, на котором размещен утвержденный проект;

9) адрес и время приема граждан для ознакомления со схемой расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, если данная схема представлена на бумажном носителе.

3.

В случае, если земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка и схема расположения земельного участка представлена в форме электронного документа, схема расположения земельного участка прилагается к извещению, размещенному на официальном сайте и на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет”.

4. Граждане, крестьянские (фермерские) хозяйства, которые заинтересованы в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявления о намерении участвовать в аукционе.

5. Если по истечении тридцати дней со дня опубликования извещения заявления иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе не поступили, уполномоченный орган совершает одно из следующих действий:

1) осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или проекта договора аренды земельного участка в трех экземплярах, их подписание и направление заявителю при условии, что не требуется образование или уточнение границ испрашиваемого земельного участка;

2) принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в соответствии со статьей 39.15 настоящего Кодекса при условии, что испрашиваемый земельный участок предстоит образовать или его границы подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”, и направляет указанное решение заявителю.

В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.

5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”, срок принятия указанного решения может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Об отсутствии заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств, поступивших в срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, и о продлении срока принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

6. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

7. В случае поступления в течение тридцати дней со дня опубликования извещения заявлений иных граждан, крестьянских (фермерских) хозяйств о намерении участвовать в аукционе уполномоченный орган в недельный срок со дня поступления этих заявлений принимает решение:

1) об отказе в предоставлении земельного участка без проведения аукциона лицу, обратившемуся с заявлением о предоставлении земельного участка, и о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предоставлении земельного участка;

2) об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка лицу, обратившемуся с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В этом случае уполномоченный орган обеспечивает образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ и принимает решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для целей, указанных в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Источник: http://ZemKod.ru/glava-5-1/st-39-18-zk-rf

Особенности предоставления земельных участков для строительства

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства

Порядок предоставления земельных участков для строительства регламентирован ст. 30 Земельного кодекса РФ. Предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию:

1. без предварительного согласования мест размещения объектов;

2. с предварительным согласованием мест размещения объектов.

В соответствии с п. 5,7 ст. 30 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1. выбор земельного участка и принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта;

2. проведения работ по формированию земельного участка;

3. государственный кадастровый учет земельного участка;

4. принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства;

5. подписание договора аренды земельного участка и его государственная регистрация при передаче земельного участка в аренду, государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования при предоставлении участка в постоянное (бессрочное) пользование.

В данном случае определение возможности и основных параметров строительства объекта на конкретном земельном участке происходит в индивидуальном порядке по заявлению будущего правообладателя (арендатора или землепользователя).

Процедура предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта начинается с заявления заинтересованного лица. Закон не устанавливает форму такого заявления, но предъявляет требования к его содержанию и адресату. Так, согласно п. 1 ст. 31 Земельного Кодекса Российской Федерации в заявлении должны быть указаны:

· назначение объекта;

· предполагаемое место размещения объекта;

· обоснование примерного размера земельного участка;

· испрашиваемое право на земельный участок.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Органы местного самоуправления информируют население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны.

Уполномоченный орган принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

В соответствии с п. 7 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации решение органа власти, уполномоченного на распоряжение публичными землями, о предоставлении земельного участка для строительства является основанием для:

· государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования (для лиц, установленных п. 1ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации);

· заключения договора аренды земельного участка и государственной регистрации данного договора при передаче земельного участка в аренду.

При втором варианте предоставления земельного участка – без предварительного согласования, будущий правообладатель земельного участка не известен, поэтому общее правило распоряжения такими земельными участками – торги.

Согласно п. 4 ст. 30 Земельного Кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке:

1) проведение работ по формированию земельного участка:

· подготовка проекта границ земельного участка и установление его границ на местности;

· определение разрешенного использования земельного участка;

· определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения (далее – плата за подключение);

· принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

· публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов);

2) государственный кадастровый учет земельного участка в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 70 Земельного Кодекса Российской Федерации;

3) проведение торгов (конкурсов, аукционов) по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка;

4) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Порядок проведения торгов регламентирован ст. 38 Земельного Кодекса Российской Федерации, а также постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 808 «Об организации и проведении торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков».

Необходимо также отметить, что в соответствии со ст. 30.1.

Земельного Кодекса Российской Федерации земельные участки для жилищного строительства предоставляются исключительно без предварительного согласования, то есть посредством продажи прав на участки на торгах.

Данная статья была включена в Земельный Кодекс Российской Федерации в рамках законотворческой работы «по формированию рынка доступного жилья» в середине декабря 2004 года и действует с 01.10. 2005 года.

Также ст. 30.2 Земельного Кодекса Российской Федерации дополнительно регламентирован порядок предоставления земельных участков для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Особенности организации и проведения аукционов по продаже земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо права на заключение договоров аренды земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для жилищного строительства и для комплексного освоения в целях жилищного строительства отражены в ст. 38.1 и 38.2 Земельного Кодекса Российской Федерации соответственно.

Статья 30.1. Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности

[Земельный кодекс РФ] [Глава V] [Статья 30.1]

1. Земельные участки для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду, а в случаях, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, – в безвозмездное срочное пользование без предварительного согласования места размещения объекта.

2. Продажа земельных участков для жилищного строительства или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков для жилищного строительства осуществляется на аукционах, за исключением случаев, установленных подпунктами 5 и 5.1 пункта 1 статьи 24, пунктом 2.1 статьи 30 и пунктом 27 статьи 38.1 настоящего Кодекса.

3. Предоставление земельного участка в аренду для индивидуального жилищного строительства может осуществляться на основании заявления гражданина, заинтересованного в предоставлении земельного участка.

В двухнедельный срок со дня получения заявления гражданина о предоставлении в аренду земельного участка исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, может принять решение о проведении аукциона по продаже земельного участка или права на заключение договора аренды такого земельного участка либо опубликовать сообщение о приеме заявлений о предоставлении в аренду такого земельного участка суказанием местоположения земельного участка, его площади, разрешенного использования в периодическом печатном издании, определяемом соответственно уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, главой муниципального образования, а также разместить сообщение о приеме указанных заявлений на официальном сайте соответственно уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (при наличии официального сайта муниципального образования) в сети “Интернет”.

В случае, если по истечении месяца со дня опубликования сообщения о приеме заявлений о предоставлении в аренду земельного участка заявления не поступили, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении такого земельного участка для жилищного строительства в аренду гражданину, указанному в абзаце первом настоящего пункта. Договор аренды земельного участка подлежит заключению с указанными гражданином в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета такого земельного участка.

В случае поступления заявления о предоставлении в аренду такого земельного участка проводится аукцион по продаже права на заключение договора аренды земельного участка.

Источник: https://studopedia.su/16_123615_osobennosti-predostavleniya-zemelnih-uchastkov-dlya-stroitelstva.html

Правовое регулирование предоставления земельных участков для строительства и иных целей

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства

В земельно-правовую теорию и практику давно и прочно вошло понятие распределения и перераспределения земель для их целевого хозяйственного использования.

Распределение и перераспределение земель представляют собой непрерывный процесс перехода права на земельные участки от одних субъектов к другим, вызываемый объективной необходимостью постоянного вовлечения их в хозяйственный оборот.

Этот процесс регламентирован законодательством, регулируется им с учетом приоритета особо ценных в хозяйственном отношении земель и представляет собой оборот земельных участков.

Есть два способа распределения и перераспределения земель:

  • посредством издания административных актов соответствующими компетентными органами, т.е., по сути, первичное предоставление земельных участков;
  • посредством совершения гражданско-правовых сделок с земельными участками.

Правовое регулирование гражданско-правовых сделок было рассмотрено в предыдущих разделах настоящего учебника. Здесь же будет подробно рассмотрен вопрос правового регулирования отношений, связанных с административным механизмом распределения и перераспределения земель.

Он предполагает возможность предоставления как свободных земель, т.е.

не находящихся в чьем-либо владении и пользовании (как правило, это земли, находящиеся в государственной и муниципальной собственности), так и земель, находящихся во владении и пользовании (в том числе и в собственности) конкретных граждан или юридических лиц. В последнем случае предоставлению земельных участков предшествует изъятие их у тех лиц, в чьих собственности или пользовании они находятся.

Предоставление земельных участков, как и их изъятие, осуществляется на основании решений (постановлений) исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления в пределах их компетенции (ст. 29 ЗК РФ). Общие рамки компетенции указанных органов определены ст. ст. 8 – 11 ЗК РФ.

Установлено, что управление и распоряжение земельными участками, включая изъятие и предоставление их для государственных и муниципальных нужд, осуществляются их собственниками, т.е.

Российской Федерацией в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, субъектами РФ в отношении земель, находящихся в их собственности, и органами местного самоуправления в отношении земель, находящихся в муниципальной собственности.

Из этого общего правила следует одно исключение для субъектов РФ: они вправе, помимо земель, принадлежащих им на праве собственности, осуществлять отнесение к целевым категориям и перевод из одной категории в другую земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной и частной собственности. Соответственно, этих полномочий органы местного самоуправления, а также граждане и юридические лица лишены. Очевидно, что Российская Федерация и ее субъекты могут при необходимости делегировать свои полномочия по распоряжению землей нижестоящим по подчиненности органам.

Распоряжение землями, относящимися к неразграниченной государственной собственности, осуществляется крупными муниципальными образованиями – районами и округами, за исключением административных центров и столиц субъектов Федерации, порядок предоставления земельных участков в которых осуществляется по правилам, определяемым органами государственной власти субъектов Федерации.

С точки зрения особенностей процессуального механизма предоставление земельных участков законодательством разграничивается на:

  • предоставление земель для строительства;
  • предоставление земель для целей, не связанных со строительством (ст. ст. 30 – 34 ЗК РФ).

Общие положения о предоставлении земельных участков для строительства

Отношения по предоставлению прав на земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, являются одним из видов земельных отношений, выступающих предметом земельного права.

Как уже указывалось выше, предоставление земельных участков в соответствии со ст. 29 ЗК РФ осуществляется на основании решения исполнительных органов власти или органов местного самоуправления. При этом орган, принимающий решение, определяется в зависимости от формы собственности на земельный участок (федеральная собственность, собственность субъекта Федерации, муниципальная собственность).

и процессуальный порядок действий по предоставлению земельных участков законодательство связывает с таким признаком, как застройка участка. В случае предоставления земель для нужд, связанных со строительством, установлен особый, более жесткий порядок предоставления, нежели когда речь идет о предоставлении участков для целей, не связанных со строительством.

Упомянутые выше статьи ЗК РФ не уточняют, что именно следует понимать под строительством на земельном участке и какова целесообразность установления особого порядка предоставления земель для этих целей, равно как не конкретизируют и само понятие нужд, не связанных со строительством.

Градостроительный кодекс под строительством понимает создание зданий, строений, сооружений, в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства.

Очевидно далее, что под нуждами, не связанными со строительством, следует понимать садоводство, огородничество, сенокошение, выпас скота, полевые участки, предоставляемые для ведения личного подсобного хозяйства, пчеловодства и т.п., т.е. когда предоставление земельного участка не влечет за собой тех негативных последствий, о которых говорилось выше.

Понятие “цели, не связанные со строительством” в правовой литературе трактуется неоднозначно.

Источник: http://be5.biz/pravo/z005/11.html

2.3. Особенности предоставления земельных участков для жилищного

Особенности предоставления земельных участков для жилищного строительства
Одна из важнейших социальных проблем – жилищная проблема, решаемая государством в рамках национального проекта обеспечения доступным жильем населения страны, – является основанием для законодательного порядка предоставления земельных участков для указанных целей. Такой порядок установлен пп. 2 п. 1 ст. 30, а также ст. ст. 30.1 и 30.2, 38.1 и 38.2 ЗК РФ.

Земельный кодекс РФ устанавливает следующие признаки, в соответствии с которыми разделяются особые порядки предоставления земельных участков:

1) для строительства, в том числе и жилищного, в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о ее перспективном развитии;

2) для жилищного строительства безотносительно к видам и формам застройки;

3) для индивидуального жилищного строительства;

4) для комплексного освоения земельных участков в целях жилищного строительства.

Суть особенностей предоставления земельных участков для указанных целей заключается в следующем.

1. Во всех четырех случаях предоставление земельных участков осуществляется без предварительного согласования места расположения объектов строительства.

2. В случае застройки с целью развития застроенной территории участок предоставляется без проведения торгов в собственность бесплатно либо в аренду с условием, что размер арендной платы за соответствующий земельный участок определяется в размере земельного налога за соответствующий земельный участок.

Все другие условия предоставления земельного участка и развития застроенной территории определяются договором о развитии застроенной территории, который заключается между лицом, подавшим заявление о предоставлении участка, и соответствующим органом местного самоуправления.

При этом вопросы установления разрешенного использования, технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, а также платы за подключение решает орган местного самоуправления.

Согласованный и подписанный сторонами договор является основанием для принятия органом местного самоуправления решения о предоставлении земельного участка. Указанное решение является основанием для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета.

Эти работы осуществляются за счет заявителя предоставления земельного участка.

3. Земельные участки для жилищного, в том числе индивидуального, строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность или в аренду.

В случаях заключения с лицами государственного или муниципального контракта на строительство объектов недвижимости, осуществляемое полностью за счет средств федерального, субъектов Федерации или местного бюджета, земельный участок может быть предоставлен на срок строительства объекта недвижимости, т.е.

в безвозмездное срочное пользование. Предоставление земельных участков в собственность или аренду осуществляется за плату. Продажа земельных участков или продажа права на заключение договоров аренды земельных участков осуществляется на аукционах, за исключением случаев, отмеченных нами выше (пп. 5 п. 1 ст. 24, п. 2 ст. 30 и п.

27 ст. 38.1 ЗК РФ).

На основании заявления гражданина земельный участок может быть предоставлен в аренду. В течение двух недель со дня подачи заявления орган исполнительной власти или орган местного самоуправления принимает решение о проведении аукциона по продаже права аренды земельного участка.

В случае если в течение одного месяца со дня опубликования сообщения об аукционе иных заявлений не поступило, указанные компетентные органы принимают решение о предоставлении участка лицу, первым подавшему заявление.

Договор аренды подлежит заключению в двухнедельный срок после государственного кадастрового учета земельного участка.

4. Земельные участки для их комплексного освоения в целях жилищного строительства предоставляются в аренду с использованием аукционного механизма. При этом п. 1 ст. 30.

2 ЗК РФ дает полный перечень действий, включаемых в понятие комплексного освоения участка, от подготовки документации по планировке территории, выполнения работ по ее обустройству объектами инженерной инфраструктуры до осуществления жилищного и иного строительства, с указаниями максимальных сроков завершения этих работ.

При этом арендатор предоставленного для комплексного освоения земельного участка наделяется исключительным правом приобретать в собственность или аренду те земельные участки, которые предназначены (в рамках осваиваемого участка) для жилищного и иного строительства.

Источник: https://jurisprudence.club/agrarnoe-pravo-uchebnik/osobennosti-predostavleniya-zemelnyih6998.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.