Особенности правового режима земель лесного фонда

Земли лесного фонда и правовой режим их использования в 2020 году

Особенности правового режима земель лесного фонда
Время чтения: 10 минут

Больше половины российской территории занято лесами. Лесной фонд с точки зрения законодательства – не просто растительный комплекс. Это независимая экологическая система и ценный природный ресурс.

Оперируя этими категориями, государство охраняет земли лесного фонда, и правовой режим их использования подтверждает это.

Стоит разобраться, что относится к таким землям, каковы особенности их эксплуатации и что по этому поводу говорится в законодательстве.

Какие бывают категории земель в РФ

Согласно законодательству РФ, существует 7 основных категорий земель:

  • сельхозназначения;
  • населенных пунктов;
  • промышленности, транспорта, космической деятельности и иного спецназначения;
  • территории под особой охраной государства;
  • занятые лесами;
  • под водными объектами;
  • запаса.

Категория определяется исходя из целевого назначения участков, что впоследствии влияет на виды разрешенной эксплуатации. Например, в отношении категории земель лесного фонда (ЗЛФ) установлено, что они могут использоваться как непосредственно для создания лесонасаждений, так и для ведения лесного хозяйства, даже если не покрыты густой растительностью.

Большая часть ЗЛФ принадлежит Российской Федерации, в связи с чем отнесение территорий к этой группе, а также перевод участков из одной категории в другую осуществляется на основе федерального законодательства.

Узнайте подробнее, как определяются категории земель в РФ.

Общие сведения о ЗЛФ

В соответствии с российским законодательством, к землям лесного фонда относятся не только сами леса, но и территории хозяйственного назначения, выполняющие защитную, инфраструктурную, восстановительную и иные функции.

Таким образом, ЗЛФ – это территории, предназначенные для:

  • лесной растительности;
  • ведения лесного хозяйства;
  • обслуживания, охраны и защиты лесов;
  • иной деятельности, направленной на их сохранение как экосистемы и восстановление как природного ресурса.

Государственный лесной фонд и его составные части могут располагаться не только на ЗЛФ, но и на землях иных подвидов, хотя первая категория является преобладающей.

Исходя из этого определяется правовой режим использования, охраны и защиты лесных территорий, но сами земли из-за своего целевого назначения категорию менять не обязаны.

Обычно это – особо охраняемые территории, имеющие природоохранное значение.

В отличие от всех остальных категорий единственным субъектом, в чьей собственности земли лесного фонда могут находиться, – государство.

Закон определяет монополию федеральной собственности на ЗЛФ, что вызвано особым природоохранным режимом этих территорий.

В то же время допускается, что на основании нормативно-правовых актов или договоров ЗЛФ земли, занятые растительностью или по иным причинам отнесенные к лесным, могут находиться в пользовании других лиц либо передаваться в собственность субъектов РФ.

Состав ЗЛФ

Стоит упомянуть, из чего состоят земли лесного фонда. По закону ЗЛФ включает:

  1. Лесные земли – территории, покрытые густой растительностью, отнесенной к лесам, а также иные участки, если они имеют восстановительное значение: места санитарных вырубок и прочие.
  2. Нелесные земли, целевое назначение которых – ведение лесного хозяйства, в том числе территории, занятые хозяйственными объектами, дорогами.

Учитывая, что лесная растительность может располагаться и за пределами ЗЛФ, к лесному фонду не относятся леса, расположенные на территориях, предназначенных для:

  • обороны;
  • строительства городских поселений;
  • ведения сельского хозяйства и так далее.

Их правовой режим определяется в соответствии с целевым назначением земель, на которых они расположены.

Лесное законодательство относит к ЗЛФ все земли, которые находятся в пределах лесничеств и лесопарков на территории РФ. Все такие участки признаются лесными.

Все лесные участки из состава земель лесного фонда находятся исключительно в федеральной собственности. В их число входит:

  • древесно-кустарниковая и другая растительность в лесопарках и лесничествах;
  • санитарные вырубки и гари, не занятые густой растительностью;
  • редины и прогалины;
  • просеки и болота на территории лесничеств;
  • дороги, хозяйственные постройки и другие объекты.

Если земельный участок входит в границы земель леспромхоза, это не всегда означает, что его можно отнести к лесным землям. Такие территории раньше часто входили в земли населенных пунктов, что можно подтвердить кадастровой выпиской, даже если его границы точно и не установлены.

Законодательное регулирование использования ЗЛФ

Переоценить значение лесного фонда как экосистемы и природного ресурса для РФ невозможно, хотя бы если взять во внимание его масштабы. Согласно последним подсчетам, площадь земель лесного фонда России составляет не менее 1,146 млрд га – свыше 60% всей территории страны.

Неудивительно, что такой ресурс требует особого нормативного регулирования. В связи с этим эксплуатацию ЗЛФ регулируют положения сразу двух нормативных актов:

  1. Земельного кодекса РФ.  В ЗК РФ определены принципы использования и охраны особо ценных территорий, дана общая характеристика земель лесного фонда, описаны правила выделения участков, их перехода из одной категории в другую и прочее.
  2. Лесного кодекса РФ. ЛК РФ определяет:
    • правовое положение земель, занятых лесной растительностью, режим использования и охраны ЗЛФ, защиты, воспроизводства лесов как природного ресурса;
    • условия их предоставления гражданам и организациям в пользование;
    • тех, кто распоряжается землями лесного фонда и так далее.

Обращаем внимание, что нормы ЛК применяются постольку, поскольку возникшие отношения в области леса пока не урегулированы нормами ЗК.

Особенности правового режима ЗЛФ

Регулирование лесных отношений учитывает представления о лесе как о совокупности растительного и животного мира, а также других элементов природы и окружающей среды.

Правовой режим земель лесного фонда формируется с учетом их важного экономического, социального, экологического значения, поэтому такие территории не только находятся под особой охраной со стороны государства, но и ограничены в обороте (пп. 2 п. 5 ст. 27 ЗК).

В соответствии со ст. 7 ЛК, участки лесного фонда следует отграничивать от остальных земель посредством нанесения необходимых пометок на планово-картографических материалах и обозначения на местности с помощью специальных лесохозяйственных знаков.

Правовое обеспечение и правовой режим, применяемые к ЗЛФ, зависят от назначения земель, в соответствии с которым они поделены на:

  • защитные лесонасаждения, цель освоения которых состоит в сохранении природоохранных, средообразующих, санитарно-гигиенических и иных полезных функций лесов;
  • эксплуатационные леса. Цель их освоения – получение высококачественной древесины и прочих лесных ресурсов;
  • резервные леса, использование которых не предполагает заготовку древесины в течение 20 лет после их отнесения к этой категории.

Характерная особенность земель лесного фонда – это плодородие и способность находящейся на них растительности самовосстанавливаться. Леса следует особым образом охранять от пожаров, загрязнений и любых других негативных воздействий в том числе природного характера, что отражается и на правовом режиме их использования.

Касается это не только ЗЛФ, но и смежных с ними участков, считающихся землями населенных пунктов.

Нередко границы территорий, отнесенных к разным категориям, являются спорными. В связи с этим наложение земельного участка на земли лесного фонда препятствует, например, оформлению жилых построек, осуществлению межевания и иным действиям, которые на первый взгляд не могут повредить состоянию лесного фонда.

Управление ЗЛФ

Поскольку лесной фонд и земли под ним преимущественно находятся в собственности государства, именно федеральным органам вверено управление ЗЛФ. Если участки принадлежат региону или муниципалитету, управление ими осуществляют региональные или муниципальные органы власти.

В ст. 83 ЛК упомянуты некоторые особенности управления землями лесного фонда, например, право органов государственной власти передавать свои функции в области лесных отношений региональным учреждениям.

Государственное управление лесным фондом и его землями возложено на Министерство природных ресурсов и экологии. Оно реализует эти задачи через Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).

Как сообщает официальный сайт лесного фонда РФ, к полномочиям Рослесхоза относится:

  • лесное планирование;
  • использование, охрана и защита лесов;
  • воспроизводство и государственная инвентаризация лесов;
  • лесной надзор и контроль за исполнением переданных полномочий;
  • рассмотрение жалоб на материалы территориального планирования и так далее.

Рослесхоз реализует поставленные задачи через территориальные органы. Так, если кому-то нужна справка о наличии земель лесного фонда или гражданин хочет получить в пользование такой участок, следует обращаться в территориальное представительство Рослесхоза.

Виды разрешенного использования ЗЛФ

Когда речь идет о видах разрешенного использования ЗЛФ, многие считают, что под этим подразумеваются нормативные цели эксплуатации лесов, определенные ст. 25 ЛК. На самом деле такое понимание ошибочно. Безусловно, предназначены земли лесного фонда для ведения лесного хозяйства, но это может предполагать абсолютно разные виды деятельности.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/zemli-lesnogo-fonda-pravovoj-rezhim.html

Особенности правового режима земель лесного фонда Российской Федерации

Особенности правового режима земель лесного фонда

Исяндавлетов, М. М. Особенности правового режима земель лесного фонда Российской Федерации / М. М. Исяндавлетов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 18 (204). — С. 233-234. — URL: https://moluch.ru/archive/204/49864/ (дата обращения: 24.10.2020).



Встатье исследуются особенности правового режима земель лесного фонда, предназначение которого состоит в комплексном сохранении таких компонентов окружающей среды, как земля и лесные ресурсы. Обосновывается необходимость усовершенствования действующего законодательства, регламентирующего отношения по использованию, охране и воспроизведению земель лесного фонда.

Ключевые слова: лес, правовой режим земель лесного фонда, лесные ресурсы.

The article explores the features of the legal regime of the forest lands,whose purpose is the complex preservation of such environment components as land and wood resources. There is a need to improve current legislation, which regulates relations connected with the use, protection and reproduction of forest lands.

Keywords: forest, legal regime of forest lands, wood resources.

Современное состояние охраны лесных ресурсов в Российской Федерации характеризуется многими недостатками, в числе которых можно выделить несовершенство финансово-экономического механизма охраны лесных ресурсов и налоговой базы, которая не учитывает особенность долгосрочности в выращивании леса; дублирование полномочий административно-правовой охраны лесных ресурсов; нецелесообразное сочетание лесохозяйственными предприятиями функций по ведению лесного хозяйства и переработки древесины; значительный объем незаконных рубок, несовершенство порядка перераспределения земель лесного фонда; рост техногенной нагрузки на лесные экосистемы; увеличение случаев лесных пожаров; появление в лесных массивах вредителей, которые создают дополнительные проблемы для охраны лесных ресурсов, и отсутствие действенных средств борьбы с ними.

Помимо этого стоит отметить, что система управления в сфере охраны и воспроизводства лесов не обеспечивает в полной мере многоцелевое, непрерывное и устойчивое использование земель лесного фонда, лесных ресурсов и лесных экосистем.

Основное целевое назначение земель лесного фонда — это ведение на них лесного хозяйства, которое обеспечивало бы рациональное пользование лесами, их восстановление, охрану, улучшение природного состава и повышение продуктивности [5, с. 86].

Земли лесного фонда по внутренней структуре очень разнообразны и имеют сложный правовой режим, характеризуются рядом особенностей.

Прежде всего, эти особенности вытекают из действующего порядка пользования землями лесного фонда.

Иными словами, правовой режим этих земель целиком и полностью зависит от вида лесопользования, которое осуществляет землепользователь. Многоцелевое использование — одна из особенностей правового режима земель лесного фонда.

Во-первых, главным в их использовании является выращивание лесов и заготовка древесины, а во-вторых, проведение научно-исследовательских работ, охотничьего хозяйства, осуществление культурно-оздоровительных мероприятий.

В настоящее время в Российской Федерации практически все земельные участки отнесены к какой-либо категории земель по их целевому назначению. Тем не менее, для реализации некоторых целей возникает необходимость в изменении целевого назначения уже установленных и утвержденных категорий земель, т. е. перевод земель из одной категории земель в другую.

На сегодняшний день вопрос перевода земель из одной категории в другую остается весьма не простым и до сих пор нерешенным российским законодательством в полной мере (в частности, перевод земель лесного фонда в иные категории недостаточно урегулирован). Нормативно-правовая база, регулирующая вопросы перевода земель лесного фонда включает в себя, в первую очередь, положения Земельного [2], Лесного [3] и Градостроительного [1] кодексов Российской Федерации.

Леса могут использоваться для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ, при этом осуществление иных видов деятельности не допускается.

Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в соответствии с Федеральным Законом № 172 от 21.04.2004 «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» [4], решение о переводе принимается Правительством Российской Федерации.

Перевод земель лесного фонда в иные категории земель осуществляется в исключительных случаях, которыми могут быть:

‒ организация особо охраняемых природных территорий;

‒ установление или изменение границ населенного пункта;

‒ размещение объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

‒ создание туристско-рекреационных особых экономических зон.

Проблемы, связанные с переводом земель из одной категории в другую, оказывают негативное воздействие на процесс развития территорий крупных регионов страны.

Таким образом, особенность правового режима земель лесного фонда объясняется тем, что леса России являются ее национальным богатством и по своему назначению и месту расположения выполняют преимущественно экологические, эстетические, воспитательные и другие функции, имеют ограниченное эксплуатационное значение и подлежат государственному учету и охране. В пределах земель лесного фонда разрешается только деятельность, связанная с ведением лесного хозяйства, охотничьего хозяйства, специальное лесопользование, а также культурно-оздоровительная, рекреационная, спортивная, туристическая.

Правильное использование земельных ресурсов, в том числе и земель лесного фонда в полной мере зависит от качества управления ими.

В случае перевода земельных участков из лесного фонда в другие категории земель и передачи их в собственность, или предоставление в пользование для нужд, не связанных с ведением лесного хозяйства, органы, которые принимают такое решение, одновременно решают вопрос о сохранности или вырубке деревьев и кустарников и о порядке использования полученной при этом древесины.

Предприятия, учреждения, организации и граждане, которым передаются в собственность или предоставляются в пользование земельные участки без права вырубки деревьев и кустарников, обязаны обеспечивать их сохранность и охрану.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/204/49864/

Правовой режим земель лесного фонда

Особенности правового режима земель лесного фонда

К землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, – вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Лесной фонд находится в федеральной собственности. На основании федерального закона может допускаться передача части лесного фонда в собственность субъекта РФ.

Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать на землях лесного фонда, собирать для собственных нужд плоды, ягоды, орехи, грибы, лекарственные растения, охотиться, однако это может быть ограничено на основе законодательства субъектов РФ в интересах пожарной безопасности лесов или ведения орехово-промыслового, лесоплодового либо лесосеменного хозяйства.

Участки лесного фонда предоставляются гражданам и юридическим лицам в соответствии с ЛК на следующих правах пользования: аренды, безвозмездного пользования, концессии и краткосрочного пользования.

Лесопользователи обязаны соблюдать условия договоров, не оставлять недорубов и заготовленной древесины в местах рубок по истечении срока ее вывозки, осуществлять лесовосстановительные мероприятия, соблюдать санитарные правила.

Земли лесного фонда бывают лесными и нелесными (ст. 8 ЛК РФ). К лесным землям относятся земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшие древостои, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками, несомкнувшимися лесными культурами).

К нелесным относятся земли, предназначенные для нужд лесного хозяйства (просеки, дороги, сельскохозяйственные угодья), а также иные земли, расположенные в границах лесного фонда, болота, каменистые россыпи и другие неудобные для использования земли.

Учитывая понимание леса как совокупности лесной растительности, земли и других компонентов окружающей природной среды, основные требования к использованию земель лесного фонда совпадают с требованиями к лесопользованию. Они сводятся к следующему:

1) обеспечение непрерывного, неистощительного, многоцелевого и рационального использования леса для удовлетворения потребностей экономики и населения в древесине и других лесных ресурсах;

2) сохранение и усиление средообразующих, водоохранных, санитарно-гигиенических, оздоровительных, защитных и иных функций лесов в целях охраны здоровья граждан, улучшения окружающей среды и развития экономики;

3) установление порядка лесо- и землепользования в зависимости от значения лесов, выполняемых ими функций, местоположения, природных и экономических условий;

4) платность и соблюдение научно обоснованных норм лесопользования на основе единой технической политики, использования передового опыта;

5) воспроизводство, улучшение породного состава и качества лесов, повышение их продуктивности, охрана и защита лесов;

6) сохранение биологического многообразия, объектов историко-культурного и природного наследия;

7) рациональное использование земель лесного фонда (ст. 79 ЛК РФ).

Выделяются леса первой, второй и третьей групп. Могут быть в лесах указанных групп выделены особо защитные земельные участки с ограниченным режимом – берего- и почвозащитные участки леса вдоль берегов водоемов, склонов оврагов и балок, опушек лесов на границах с безлесными территориями, места обитания и распространения редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных, растений.

К первой группе относятся леса, основным назначением которых является выполнение защитных функций, и леса особо охраняемых природных территорий. Леса первой группы включают категории защитности:

1) запретные полосы по берегам рек, озер, водохранилищ, запретные полосы для защиты нерестилищ ценных промысловых рыб; противоэрозионные леса, государственные защитные лесные полосы, ленточные боры;

2) защитные полосы лесов вдоль железнодорожных магистралей, автомобильных дорог федерального, республиканского и областного значения; леса на пустынных, полупустынных, степных, лесостепных, на малолесных горных территориях, имеющие важное значение для защиты окружающей среды;

3) зеленые зоны поселений, памятники природы, леса государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков;

4) леса первого и второго поясов зон санитарной охраны источников водоснабжения и округов санитарной охраны курортов;

5) особо ценные лесные массивы, лесоплодовые насаждения, притундровые леса.

Ко второй группе относятся леса в регионах с высокой плотностью населения и развитой сетью транспортных путей, леса, выполняющие оздоровительные и защитные функции, имеющие ограниченное эксплуатационное значение, а также леса в регионах с недостаточными лесными ресурсами, для сохранения которых требуется ограничение режима пользования.

К третьей группе относятся леса многолесных регионов, имеющие преимущественно эксплуатационное значение. Эти леса разделяются на освоенные и резервные.

Отнесение лесов к группам лесов и категориям защитности, а также перевод лесов из одной группы или категории в другую осуществляются на основании материалов лесоустройства и специальных обследований по представлению федерального органа управления лесным хозяйством (ст. 55 – 60 ЛК РФ).

Источник: https://studopedia.ru/9_217611_pravovoy-rezhim-zemel-lesnogo-fonda.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.