Особенности охраны земель сельскохозяйственного назначения

Новые документы, позволяющие выращивать лес на сельхозземлях

Особенности охраны земель сельскохозяйственного назначения

Вступили в силу два главных документа, позволяющих выращивать и содержать леса на выбывших из прежнего использования землях сельскохозяйственного назначения: Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (действует с 1 октября 2020 года) и новые признаки неиспользования сельхозземель по целевому назначению (действуют с 30 сентября 2020 года). Документы связаны друг с другом, и в совокупности ликвидируют фактически существовавшую в течение ста лет государственную монополию на лесное хозяйство. Ссылки на документы:Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения (постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 года № 1509)Признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 18 сентября 2020 года № 1482)

Молодой лес на неиспользуемой земле сельскохозяйственного назначения, Калужская область

Главный документ в этой паре – “Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения”.

Принятие этого документа прямо предусматривается статьей 123 Лесного кодекса РФ (“Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения”) – без него эта статья, формально вступившая в силу с 1 июля 2019 года, фактически не работала. “Особенности …

” долго не могли принять из-за мощного противодействия самой идее выращивания лесов на сельхозземлях сначала со стороны Минприроды и Минсельхоза, а с конца прошлого года – уже одного Минсельхоза.

Война между ведомствами привела к тому, что документ, разрабатывавшийся в течение почти двух лет, получился в итоге сырым, содержащим некоторые критические ошибки, и требующим скорейшей доработки. Тем не менее, принятие этих “Особенностей …” – очень важный шаг в развитии российского лесоводства, который может в ближайшие десятилетия принципиально изменить судьбу всего лесного комплекса.

Леса, имеющие то или иное отношение к землям сельскохозяйственного назначения, можно разделить (исходя из их современного правового положения в России) на три основные категории.

Во-первых, это мелиоративные защитные лесные насаждения, специально выращенные для защиты сельскохозяйственных земель от неблагоприятных факторов окружающей среды – их в нашей стране около 6 млн.

га, их правовой статус регулируется недавно внесенными поправками в федеральный закон “О мелиорации земель” и несколькими только что принятыми подзаконными актами, и рассматриваемые “Особенности …” к ним не относятся. Во-вторых, это бывшие колхозные и совхозные леса – их в нашей стране около 40 млн.

га, большинство из них сейчас находится на разных стадиях перевода из земель сельскохозяйственного назначения в земли лесного фонда, и имеет спорный или двойной статус. Рассматриваемые “Особенности …

” могут иметь к ним отношение именно в спорных случаях, и именно в этих спорных случаях может самым негативным образом проявиться главная ошибка “Особенностей …” (о ней подробнее сказано ниже). В-третьих, это леса, выросшие на выбывших из использования сельскохозяйственных угодьях.

Точная площадь таких лесов неизвестна; оценочно, площадь уже заросших сомкнутым лесом сельхозугодий составляет не менее 30 миллионов гектаров, и еще не менее 20 миллионов гектаров приходится за зарастающие сельхозугодья, которые в современных условиях невозможно вернуть в сельскохозяйственный оборот. Рассматриваемые “Особенности …” относятся главным образом именно к этой третьей категории – лесам, расположенным на землях сельскохозяйственного назначения, не относящимся к мелиоративным защитным лесным насаждениям и не переводимым в земли лесного фонда.

Если эти примерно 50 миллионов гектаров выбывших из использования земель сельскохозяйственного назначения, заросших или зарастающих лесом, которые не предполагается вернуть в сельскохозяйственный оборот или использовать для восстановления ценных нелесных экосистем и ландшафтов, использовать для продуктивного лесоводства – в среднесрочной перспективе это позволит выращивать до 300 миллионов кубометров древесины в год (больше, чем сейчас рубится и воруется во всех российских лесах), и поддерживать до 100 тысяч постоянных рабочих мест. Лесоводство на бывших сельхозугодьях может стать второй по значимости для развития сельских территорий отраслью народного хозяйства, а во многих районах Нечерноземья – первой. Однако, этот колоссальный ресурс для сельского развития до настоящего времени не использовался: законодательство не позволяло выращивать лес на землях сельскохозяйственного назначения, и за сам факт существования такого леса собственник земли мог быть подвергнут крупному штрафу (до 700 тыс. руб. с юридического лица), а земля могла быть изъята – причем вся, а не только та, что непосредственно занята деревьями.

Главное, что изменилось с вступлением в силу Особенностей использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения – эти леса из обузы и источника проблем для собственника земли превратились в ценность, способную сейчас или в обозримом будущем приносить доход, давать работу и средства к существованию, стать важным наследством для детей и внуков. Если раньше законодательство мотивировало собственников таких лесов к их уничтожению всеми возможными способами (в том числе самым простым – путем сжигания), то теперь оно создает стимулы к тому, чтобы эти леса беречь и рационально использовать. Конечно, быстро изменить ситуацию и даже просто отношение большинства людей к таким лесам не получится – это будет долгий путь, который займет много лет или даже десятилетий, но первый важнейший шаг уже сделан.

Самой большой ошибкой “Особенностей …”, способной привести к многочисленным социальным конфликтам, является отсутствие специального статуса у лесов, расположенных вблизи поселений, или у бывших колхозных и совхозных лесов, играющих обычно особенно важную роль в обеспечении благоприятной окружающей среды для жителей сельских населенных пунктов. “Особенности …

” не предусматривают для лесов на сельхозземлях никаких аналогов зеленых, лесопарковых зон или километровых полос вдоль сельских населенных пунктов и садовых товариществ, и фактически допускают любые виды рубок любой площади в непосредственной близости от поселений.

Во многих случаях это может привести к грубейшим нарушениям прав граждан на благоприятную окружающую среду и соответствующим конфликтам, что в целом будет дискредитировать идею лесоводства на частных землях.

Эту ошибку необходимо исправить как можно быстрее, установив для бывших колхозных и совхозных лесов, километровых полос лесов вдоль сельских населенных пунктов и садовых товариществ, а также лесов на сельхозземлях, находящихся в пределах лесопарковых и зеленых зон, ограничения на лесопользование, соответствующие статусу защитных лесов.

Лес на земле сельскохозяйственного назначения, Тульская область

Основные положения “Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения”Использование лесов на землях сельскохозяйственного назначения допускается во всех целях, прямо предусмотренных статьей 25 Лесного кодекса РФ, за исключением разведки и добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации искусственных водных объектов и гидротехнических сооружений. Кроме того, перечень видов использования лесов на сельхозземлях является закрытым – не включает пункт “иные виды”.В лесах на землях сельхозназначения не допускается размещение зданий, строений, сооружений, кроме как для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.Обязательность мероприятий по воспроизводству лесов на землях сельхозназначения предусматривается только при их использовании для создания лесных плантаций и их эксплуатации.Правообладатель до 1 октября 2022 года или в течение двух лет со дня регистрации права на земельный участок должен направить уведомления о виде использования лесов в орган управления агропромышленным комплексом субъекта РФ, Россельхознадзор и Росреестр. В этом случае зарастание участка древесно-кустарниковой растительностью не будет являться признаком неиспользования его по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.Правообладатель может в любой момент принять решение о прекращении использования лесов, расположенных на соответствующем земельном участке, о вовлечении такого земельного участка в сельскохозяйственный оборот и проведении на нем культуртехнической мелиорации. Об этом решении он должен уведомить те же органы, что и о решении об использовании лесов.В лесах на землях сельхозназначенияй допускаются сплошные и выборочные рубки любой интенсивности и любого возраста, за исключением водоохранных зон и нерестоохранных полос, где сплошные рубки запрещены.Рубки лесных насаждений осуществляются без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ.Цитата: “При осуществлении рубок лесных насаждений при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения … не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв”.При рубках устанавливаются некоторые традиционные запреты – в частности, на уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок, повреждение дорог, мостов, трелевка и вывозка по руслам рек и ручьев, оставление завалов и зависших деревьев, невывезенной в установленные сроки древесины, вывозка и трелевка на используемые сельхозугодья.Допускается заготовка древесины гражданами для собственных нужд в установленном порядке в лесах, расположенных на сельхозземлях, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных в пользование третьим лицам.Учет, маркировка, транспортировка и декларирование сделок с древесиной, полученной в результате рубок лесов на землях сельхозназначения, осуществляются в соответствии с требованиями лесного законодательства.Заготовка недревесных и пищевых лесных ресурсов – без ограничений по срокам, по правилам, установленным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.Лица, использующие леса на землях сельскохозяйственного назначения, и правообладатели обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами.В случае отсутствия правообладателей земельных участков, охрана, защита, уход за лесами на землях сельскохозяйственного назначения осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника в отношении таких земель и земельных участков в соответствии с земельным законодательством.В лесах на землях сельскохозяйственного назначения запрещается проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.

При использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов на землях сельскохозяйственного назначения не требуется составление проектов освоения лесов, подача лесных деклараций, и отчетов, предусмотренных лесным законодательством. Но требуется представление в органы управления агропромышленным комплексом субъектов РФ сведений об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов. Эти органы учитывают эти сведения сами и передают их органам, ведущим государственный лесной реестр.

Зарастание лесом неиспользуемой земли сельскохозяйственного назначения, Московская область

Основные относящиеся к лесу положения новых “Признаки неиспользования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации”Признаком неиспользования участка земель сельхозназначения может быть зарастание лесом на 50% и более в целом, или на 20% и более для участков, отнесенных к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям, если участки, предоставленные для растениеводства, садоводства, животноводства, пчеловодства, питомников, сельскохозяйственного производства в целом или научного обеспечения сельского хозяйства, используются менее чем на четверть для соответствующей деятельности (отдельное условие, при котором этот пункт не действует, указано в “Особенностях …” – см. выше).Признаками использования участка земель сельхозназначения с нарушением законодательства являются: самовольные постройки; захламление на 20% площади и более; загрязнение опасными веществами и отходами; сильная (нормативы указаны в штуках на квадратный метр) засоренность сорняками (приводятся перечни малолетних, многолетних и карантинных сорняков).

Установлен ряд случаев, в которых эти признаки не действуют и не используются. В частности, они не используются для частей земельных участков, занятых защитными лесными насаждениями, или включенных в границы особо охраняемых территорий и зон с особыми условиями использования территорий, использование которых для целей ведения сельского хозяйства ограничено в соответствии с правовым режимом таких территорий и зон.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ca77c6a2af6a600b384e042/novye-dokumenty-pozvoliaiuscie-vyrascivat-les-na-selhozzemliah-5f7621be0d5f8951c9d49782

Правовая охрана земель с-х назначения

Особенности охраны земель сельскохозяйственного назначения

1. Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

2.

Целями охраны земель являются:

1) предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

2) обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

1) сохранению почв и их плодородия;

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);

4) ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

5) сохранению достигнутого уровня мелиорации;

6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

7) сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В связи с тем что земли сельскохозяйственного назначения являются основной производственной частью земельного фонда России занимают там особое место, то для них устанавливается и особый охранительный режим.

Для его осуществления предусматривается несколько элементов:

а) особый порядок изъятия земель сельскохозяйственного назначения для использования в иных целях;

б) обязательные меры по восстановлению нарушенных земель сельскохозяйственного назначения;

в) наличие разнообразных мер ответственности за нарушение правового режима сельскохозяйственных земель. Законодательство РФ предусматривает наличие нескольких видов ответственности за нарушение правового режима земель сельскохозяйственного назначения.

1. Административная ответственность – самовольное занятие земельных участков, загрязнение земель химическими и радиоактивными веществами и отходами, порча и уничтожение плодородного слоя земли, искажение сведений о состоянии и использовании земель, порча сельскохозяйственных и иных земель, захламление земель и иные виды.

2.

Уголовная ответственность – отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде

3. Гражданско-правовая (имущественная) ответственность наступает по факту нарушения земельного законодательства, связанного с причинением вреда землям, охраняемым законом, правам и интересам собственников, землепользователей и арендаторов земли независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности.

4. Дисциплинарная ответственность регулируется трудовым законодательством.

Понятие особенности и классификация источников АП, локальные акты

Источники аграрного права – это система правовых актов, содержащих нормы аграрного права, которые разрабатываются и принимаются в процессе правового нормотворчества органами государственной власти, органами местного самоуправления, хозяйствующими субъектами в сфере сельскохозяйственного производства.

Характерной особенностью источников аграрного права является наличие большого числа локальных нормативных правовых актов, принимаемых сельскохозяйственными товаропроизводителями самостоятельно.

Под локальным правовым актом можно понимать результат самостоятельной нормотворческой деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя (органов его управления) или с участием трудового коллектива (его выборных представительных органов), учитывающий не только особенности сельскохозяйственного производства в целом, но и специфику конкретного сельскохозяйственного производства, условия его функционирования в системе рыночных отношений.

Классификация источников:

1. Конституция РФ;

К первой группе норм Конституции РФ относятся нормы, про­возглашающие права и свободы граждан в сфере предпринима­тельской деятельности.

Ко второй группе норм Конституции РФ относятся нормы, устанавливающие формы собственности на землю и другие при­родные ресурсы, и порядок их использования.

В третью группу норм Конституции РФ входят нормы, регу­лирующие трудовые отношения и имеющие общий характер.

К четвертой группе норм Конституции РФ относятся нормы, устанавливающие систему государственных органов, их компетен­цию, в том числе в сфере природопользования и охраны окружаю­щей среды.

2.

Федеральные законы:

– ФЗ “О развитии сельского хозяйства в Российской Федерации”;

– ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”;

– ФЗ “О крестьянском (фермерском) хозяйстве”;

– ФЗ “О сельскохозяйственной кооперации”;

– ФЗ “О личном подсобном хозяйстве”.

3. Указы Президента РФ;

4. Постановления Правительства РФ;

5. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти (прежде всего приказы Министерства сельского хозяйства РФ);

6. Конституции и уставы субъектов РФ;

7. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ:

– Закон Томской области “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Томской области”;

– Закон Томской области “О личном подсобном хозяйстве в Томской области”;

Закон Томской области “О семеноводстве сельскохозяйственных растений в Томской области”.

8. Акты органов местного самоуправления;

9. Локальные нормативные правовые акты. По содержательному признаку локальные акты можно классифицировать на акты, которые регулируют:

– внутрихозяйственные отношения в сфере производства: Устав, бизнесплан, коллективный договор, положение о внутрихозяйственном расчете;

– социальные отношения: коллективный договор, положения;

– трудовые отношения: инструкции, правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, о премировании, инструкции по охране труда.

Международные договоры, ратифицированные РФ, акты международных сельскохозяйственных организаций, членами которых является Российская Федерация, включаются в систему нормативно-правовых актов, содержащих нормы аграрного права (Устав Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) от 16 октября 1945 г.).

1 международное соглашение по сахару от 20.03.1992

Источник: https://infopedia.su/12x3982.html

Особенная часть глава 12 правовой режим земель сельскохозяйственного назначения – страница 7

Особенности охраны земель сельскохозяйственного назначения

Страница 7 из 7

Под правовой охраной земель сельскохозяйственного назначения понимается система правовых и иных мероприятий, направленных на их рациональное использование, защиту от вредных воздействий и ухудшения качественного состояния (ст. 12, 13 ЗК РФ).

Необходимость охраны земель закреплена в Конституции РФ, ЗК РФ, земельном законодательстве и в правовых актах субъектов РФ.

1.  Земля в Российской Федерации охраняется как основа жиз­ни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способа­ми, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть естественным основным средством производства в сельс­ком и лесном хозяйстве, пространственным (операционным) базисом хозяйственной и иных видов деятельности.

2.     Целями   охраны   земель   являются:

  • предотвращение деградации, загрязнения и захламления, наруше­ния земель, других неблагоприятных последствий хозяйственной дея­тельности;
  • обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, нарушению или другим неблагоприятным воздействиям в результате хозяйственной деятельности.

Охрана земель включает систему правовых, организационных, экономических и др. мероприятий, направленных на их рациональ­ное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям с учетом зональных, региональных особенностей.

3.     Земельным   законодательством   разработаны   виды   стимули­рования   рационального    использования    и    охраны   земель,    которые включают:

  • выделение средств из федерального бюджета республик в соста­ве РФ и других субъектов федерации, местных бюджетов, внебюджет­ных фондов охраны земель для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли, а также частичную компен­сацию при снижений доходов в результате консервации земель, нару­шенных не по вине лиц, использующих эти земли;
  • освобождение от платы за земельные участки,  находящиеся в стадии сельскохозяйственного освоения и в период, предусмотренный проектом производства работ;
  • компенсацию убытков, причиненных снижением доходов в резуль­тате временной консервации земель, нарушения использования земель вследствие стихийных бедствий, передачи земель под государственные и муниципальные защитные лесные насаждения и иные природоохран­ные объекты;
  • поощрение граждан, ведущих крестьянское фермерское хозяйство, членов колхозов, кооперативов, акционерных обществ, работников сов­хозов, лесхозов и других предприятий,  а также их руководителей и специалистов за улучшение качества земель, повышение плодородия почв, продуктивности земель лесного фонда;
  • установление повышенных цен на экологически чистую сельско­хозяйственную продукцию;
  • полную или частичную компенсацию собственникам земель и другим пользователям земель произведенных ими затрат по  охране земель,  повышению плодородия почв.  Она производится из средств федерального бюджета и бюджетов других субъектов РФ.

Требование рационального использования земли неотделимо от ее охраны1.

Нерациональное использование земли, потребительское и бесхозяйственное отношение приводит к нарушению выполняемых ею функций, снижению ее природных свойств.

Поэтому целью охраны земель является предупреждение истощения почв, загрязнения повер­хности земли, повышение плодородия почв и сохранение их природ­ных качеств и свойств.

В связи с появлением частной, государственной, муниципальной и других форм собственности на землю и многообразием форм исполь­зования земли возникает большая необходимость в охране, прежде всего, частной и других форм собственности на землю и прав пользо­вателей этой землей.

Охрана прав пользователей .землей заключается в охране прав и законных интересов указанных субъектов права и ответственности за нарушение возложенных на них обязанностей.

Различная роль земли в отдельных областях народного хозяйства обусловливает особенности их правового режима, а это в свою оче­редь определяет специфику охраны этих земель.

Конечная цель всех земель состоит в обеспечении рационального и эффективного их использования всеми пользователями землей, ко­торым они предоставлены.

Охрана прав пользователей землей обеспечивает их устойчивость и эффективность.

Она гарантирует указанным субъектам права воз­можность беспрепятственно и спокойно пользоваться землей, успеш­но осуществлять на ней ту деятельность, для которой земля предо­ставлена.

Благодаря охране прав указанных субъектов права обеспе­чивается возможность полного и эффективного использования земельных богатств России1.

Источник: https://uristinfo.net/agropravo/106-bv-erofeev-zemelnoe-pravo-rossii/2703-osobennaja-chast-glava-12-p.html?start=6

Особенности правового обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения

Особенности охраны земель сельскохозяйственного назначения


В настоящей статье рассмотрены особенности правового обеспечения охраны земель сельскохозяйственного назначения. Освещены проблемные вопросы правового регулирования земель рассматриваемой категории и предложены пути их решения как на доктринальном, так и на законодательном уровне.

Ключевые слова: почва, земля, законодательство, охрана земель, рациональное использование, земли сельскохозяйственного назначения

In this article, the peculiarities of legal protection of agricultural lands are considered. The problematic issues of the legal regulation of lands of this category are highlighted, and ways of their solution are suggested, both at the doctrinal and legislative levels.

Keywords: soil, land, legislation, land protection, rational use, agricultural lands

В современных условиях хозяйствования проблема рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения приобретает особую актуальность.

Это связано, прежде всего, с тем, что земельные ресурсы подвергаются значительному антропогенному воздействию, происходит их деградация и, как следствие, снижение качества и плодородия почв, ухудшение экологического состояния земельных ресурсов.

Стоит заметить, что особую актуальность эта проблема приобретает в период реформирования аграрных и земельных отношений, которые требуют надлежащего правового регулирования.

Несмотря на то, что в последнее время в Российской Федерации принят целый ряд законодательных актов по регулированию земельных отношений, правовое регулирование отношений в сфере обеспечения охраны земель иногда отстает от потребностей общества и в некоторой степени остается противоречивым.

Конституционное положение о том, что земля является основой жизни и деятельности народов, находящейся под особой охраной государства (ст.

9 Конституции Российской Федерации [1]), в первую очередь касается земель сельскохозяйственного назначения.

Именно поэтому решение этой проблемы должно осуществляться путем внедрения действенной системы правового регулирования отношений в сфере правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения.

По данным федерального статистического наблюдения, по состоянию на 1 января 2016 г. общая площадь земель сельскохозяйственного назначения в России составляет 383,7 млн. га, в том числе сельскохозяйственных угодий — 197,7 млн. га.

Площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земель сельскохозяйственного назначения составляет 186 млн. га. При этом более 26 % (101,4 млн.

га) несельскохозяйственных угодий составляют земли, предоставленные и предназначенные для северного оленеводства, значительная часть которых (28 %) занята лесом [5].

Законодательное определение охраны земель закреплено в ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации [2] (далее — ЗК РФ) и рассматривается как деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленная на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

При этом следует заметить, что в тех случаях, когда меры по охране земель получают правовое закрепление, необходимо говорить о правовой охране земель.

В научной юридической литературе предлагается доктринальное определение правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения как комплекса почвозащитных, экономических, нормативно-технических и государственно-правовых средств, направленных на сохранение и воспроизводство плодородия и целостности почв, их защиту от деградации, ведение сельскохозяйственного производства с соблюдением почвозащитных технологий и обеспечения экологической безопасности окружающей среды [6].

В этом определении прослеживается позиция, согласно которой правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения охватывает не только консервативную охрану земель, то есть сохранение и предотвращение их ухудшения, но и восстановление и улучшение состояния земель сельскохозяйственного назначения, составляющей которых является почва.

Ужесточение требований к правовой охране почв объясняется рядом причин. Среди основных причин ухудшения состояния почвенного покрова земельных участков, на наш взгляд, следует выделить следующие:

– отсутствие надлежащей стратегии в землепользовании и охране почв;

– пренебрежение концепцией устойчивого землепользования;

– недееспособность национальных и отраслевых и отсутствие региональных программ охраны почв;

– игнорирование проблем ресурсно-комплексного подхода к развитию сельских территорий в процессе земельных преобразований и тому подобное.

Кроме этого, практически не формируется методология, критерии, нормативы и принципы почвоохранного упорядочения современных агроландшафтов, а также правовые, экономические и социальные предпосылки сохранения и плодородия почв. Таким образом, особенностью правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения является введение в законодательстве усиленной охраны почв как структурной характеристики земель сельскохозяйственного назначения.

Ст. 13 ЗК РФ рассматривает содержание охраны земель через призму системы мероприятий в области охраны земель, а именно:

– воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

– защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия;

– защита сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.

Следует также отметить, что правовая охрана земель сельскохозяйственного назначения законодательно урегулирована Федеральным законом от 16 июля 1998 года N 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» [3] (далее ФЗ № 101-ФЗ), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [4].

В Главе IV ФЗ № 101-ФЗ закреплены мероприятия по государственному регулированию деятельности по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, заключающиеся в:

– государственной комплексной системе наблюдений;

– разработке федеральных и региональных программ использования и охраны земель, документации по землеустройству в области охраны земель;

– создании экологической сети;

– осуществлении природно-сельскохозяйственного, эколого-экономического, противоэрозионного и других видов районирования (зонирования) земель;

– экономическом стимулировании внедрения мероприятий по охране и использованию земель и повышения плодородия почв;

– стандартизации и нормировании.

Таким образом, по нашему мнению, можно произвести классификацию средств по охране земель сельскохозяйственного назначения:

– почвозащитные средства (защита земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, высушивания, загрязнения, уплотнения и других негативных процессов);

– организационно-технические средства (снятие, использование и сохранение плодородного слоя почвы при проведении работ, связанных с нарушением земель);

– рекультивация нарушенных земель, консервация деградированных сельскохозяйственных угодий, рациональная организация территории);

– экономические средства (финансирование мероприятий по восстановлению качества нарушенных земель, осуществление консервации земель за счет средств государственного бюджета, возмещение потерь сельскохозяйственного производства и направление соответствующих средств на повышение плодородия почв, улучшения сельскохозяйственных угодий и их охрану);

– освобождение от уплаты земельного налога на период освоения неиспользуемых земель и улучшение их качества);

– нормативно-технические средства (соблюдение установленных норм отвода земельных участков, соблюдение стандартов и нормативно-технических документов по охране земель, нормирование отвода земельных участков, соблюдение нормативно-технических требований проектов отвода земельных участков и проектно-сметных показателей размещения на этих землях производственных, коммунальных и других объектов);

– юридические средства (наличие нормативно-правовых норм регулирующего характера, осуществление мониторинга за состоянием охраны сельскохозяйственных угодий; проведение агрохимической паспортизации земель; осуществление контроля за соблюдением действующего земельного законодательства в этой сфере; применение юридической ответственности).

При этом следует подчеркнуть, что перечень мероприятий по охране земель законодательно должен быть максимально исчерпывающим. По мнению почвоведов Шилова Л. Л., Тонконогова В. Д.

[7], один и тот же вид мероприятий может быть использован в различных типах зон конкретных областей.

Способы же осуществления конкретных мероприятий зависят от типа ландшафта, а иногда и от его региональных особенностей [4, ст. 345].

Таким образом, особенностью правовой охраны земель сельскохозяйственного назначения является введение системы специальных мероприятий по охране как количественного, так и качественного состояния земель.

Однако, по нашему мнению, для осуществления охраны земель сельскохозяйственного назначения необходима комплексная программа с полным и конкретным перечнем целенаправленных мер, которая должна предусматривать оптимальное сочетание и эффективное использование организационных, технических, технологических, экологических и экономических факторов и рычагов регулирования и совершенствования землепользования, предоставление ему характера экологически ориентированного воздействия на собственников и землепользователей с целью поощрения и побуждения их к радикальному улучшению и охране земель.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/204/50019/

Постановление Правительства РФ от 21 сентября 2020 г. № 1509 “Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения”

Особенности охраны земель сельскохозяйственного назначения

Обзор документа

В соответствии с частью 2 статьи 123 Лесного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

2. Сноску 7 приложения к Правилам представления декларации о сделках с древесиной, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 января 2015 г. N 11 “Об утверждении Правил представления декларации о сделках с древесиной” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 2, ст. 524; 2018, N 34, ст. 5479), изложить в следующей редакции:

“7 Для лесных участков, предусмотренных статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, указывается его местоположение – субъект Российской Федерации, муниципальный район, лесничество, участковое лесничество, урочище (при наличии), лесной квартал, номер лесотаксационного выдела, номер лесосеки.

Для лесных насаждений, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, указывается их местоположение – субъект Российской Федерации, муниципальный район, кадастровый номер земельного участка.”.

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Мишустин

УТВЕРЖДЕНО
постановлением ПравительстваРоссийской Федерации

от 21 сентября 2020 г. N 1509

Положение
об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения

1. Настоящее Положение устанавливает особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения.

2. Настоящее Положение не распространяется на мелиоративные защитные лесные насаждения.

3. Леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, подлежат освоению с соблюдением целевого назначения таких земель.

4. Использование лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается в целях, предусмотренных пунктами 1 – 101, 13 – 15 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации. При этом не допускается размещение в соответствующих лесах зданий, строений, сооружений, не предусмотренных пунктом 2 статьи 77 Земельного кодекса Российской Федерации.

5. Использование, охрана, защита лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, а также уход за такими лесами осуществляются правообладателями земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, на которых расположены леса (далее соответственно – правообладатели, земельные участки).

6. При использовании расположенных на земельных участках лесов в целях, предусмотренных пунктом 9 части 1 статьи 25 Лесного кодекса Российской Федерации, правообладатели таких земельных участков осуществляют также мероприятия по воспроизводству лесов.

7. Правообладатель в течение 2 лет со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г.

N 1509 “Об особенностях использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения” или со дня регистрации права на соответствующий земельный участок вправе направить уведомление об использовании лесов, расположенных на таком земельном участке, с указанием вида или видов использования лесов с учетом положений пункта 4 настоящего Положения в орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, а также в Федеральную службу по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии. В случае направления такого уведомления наличие на 50 и более процентах площади земельного участка зарастания древесно-кустарниковой растительностью не является признаком неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

8.

Правообладатели осуществляют использование, охрану, защиту и уход за такими лесами в соответствии с лесным законодательством и с учетом настоящего Положения до начала проведения культуртехнической мелиорации в целях вовлечения таких земель в сельскохозяйственный оборот в соответствии со статьей 8 Федерального закона “О мелиорации земель” или до принятия в установленном порядке решения о переводе таких земель или земельных участков в категорию земель лесного фонда.

9.

Правообладатель при принятии решения о прекращении использования лесов, расположенных на соответствующем земельном участке, о вовлечении такого земельного участка в сельскохозяйственный оборот и проведении на нем культуртехнической мелиорации уведомляет органы, указанные в пункте 7 настоящего Положения, о прекращении деятельности по использованию лесов на соответствующем земельном участке.

10.

При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, допускается сплошная и выборочная рубка лесных насаждений любой интенсивности и любого возраста, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 11 настоящего Положения, при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о местоположении границ такого земельного участка.

11. В лесах, расположенных в водоохранных зонах, а также в нерестоохранных полосах лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещаются сплошные рубки лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 111 Лесного кодекса Российской Федерации.

12. При осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, рубки лесных насаждений осуществляются без отвода лесосек и составления технологических карт лесосечных работ.

13. При осуществлении рубок лесных насаждений при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения:

а) не допускается повреждение дорог, мостов, просек, мелиоративных систем, дорожных и других сооружений, русел рек и ручьев;

б) не допускается использование русел рек и ручьев в качестве трасс волоков и лесных дорог;

в) не допускается повреждение лесных насаждений, растительного покрова и почв, захламление промышленными и иными отходами;

г) запрещается оставление завалов (включая срубленные и оставленные в местах рубок деревья) и срубленных зависших деревьев;

д) не допускается оставление не вывезенной в установленный срок древесины в местах рубок;

е) не допускается вывозка, трелевка древесины на сельскохозяйственные угодья, на которых осуществляется производство сельскохозяйственной продукции;

ж) не допускается уничтожение верхнего плодородного слоя почвы вне волоков и погрузочных площадок.

14. Использование лесов, расположенных на находящихся в государственной, муниципальной собственности землях сельскохозяйственного назначения или на земельных участках, не предоставленных в пользование третьим лицам, в целях заготовки древесины гражданами для собственных нужд осуществляется в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 30 Лесного кодекса Российской Федерации.

15. Учет, маркировка, транспортировка и декларирование сделок с древесиной, полученной в результате рубок лесных насаждений при осуществлении использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с требованиями, установленными лесным законодательством Российской Федерации.

16. Заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 32 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.

17. Заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений в лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, осуществляются в соответствии с частью 5 статьи 34 Лесного кодекса Российской Федерации без ограничений по срокам и периодам.

18. Лица, использующие леса, расположенные на землях сельскохозяйственного назначения, и правообладатели обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила ухода за лесами.

19.

Охрана, защита, уход за лесами, расположенными на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной, муниципальной собственности, и землях, право собственности на которые не разграничено, а также на земельных участках, расположенных в границах таких земель, обеспечиваются правообладателями таких земель и земельных участков, в случае отсутствия таких правообладателей – федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими полномочия собственника в отношении таких земель и земельных участков в соответствии с земельным законодательством.

20. В лесах, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, запрещается проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов.

21. При использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения, составления проектов освоения лесов, подачи лесной декларации, а также представления отчетов об использовании лесов, об охране лесов, о защите лесов и воспроизводстве лесов, предусмотренных лесным законодательством Российской Федерации, не требуется.

22. Правообладатели представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом субъекта Российской Федерации, сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов.

23.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на обеспечение государственного управления агропромышленным комплексом, осуществляют учет сведений об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов на основе сведений, представленных правообладателями, а также на основе землеустроительной документации, данных государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения и других источников информации.

24.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, указанные в пункте 23 настоящего Положения, представляют сведения об использовании, охране, защите и воспроизводстве лесов, расположенных на землях сельскохозяйственного назначения на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по ведению государственного лесного реестра.

Обзор документа

Правительство определило особенности использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов на землях сельхозназначения. Они не касаются мелиоративных защитных лесных насаждений.

Установлены допустимые виды использования лесов. Зарастание 50% и более площади участка древесно-кустарниковой растительностью не будет считаться неиспользованием участка по целевому назначению, если правообладатель своевременно уведомит власти об использовании лесов на участке.

Прописаны правила рубки лесных насаждений. Запрещено противопожарное выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы.

О прекращении использования лесов и вовлечении участка в сельхозоборот надо также уведомить власти.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Источник: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/74571970/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.