Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения

Содержание

Некоторые особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения

Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения

Рассмотрен вопрос правового регулирования оборота земель сельхозназначения. Установлены особенности оборота земель данной категории.

Государственное богатство определяется инфраструктурой и эффективностью использования земельных ресурсов земли. Практика многих веков свидетельствует о том, что главным источником жизнеспособности и роста государства являются принадлежащие ему Земля, как особый вид имущества, правовое положение которого требует специального правового регулирования.

В ст. 9 Конституции Российской Федерации установлено: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» [1].

Такой юридической квалификации не дается в российском законодательстве никакому другому виду имущества. Земля и другие виды природных ресурсов являются, следовательно, особыми объектами права, правового регулирования.
В соответствии со ст.

77 Земельного кодекса [2] землями сельскохозяйственного назначения признаются земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей.

Большая значимость общественных земель сельскохозяйственного назначения обусловлена особенностью правового регулирования вопроса, который связан с гражданским оборотом данной категории земли, выразившейся в обособлении этих вопросов в рамках законодательного акта- Федерального закона от 3 июля 2016 г. №336 – ФЗ (Об обороте земель сельскохозяйственного назначения).

Проблеме охраны земель сельхозназначения посвящены: Федеральный закон 104-ФЗ от 5апреля2016 г. «О мелиорации земель» (далее – Закон о мелиорации земель) и Федеральный закон от 5апреля2016 г. № 101- ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закон о плодородии земель).

Поскольку земли сельскохозяйственного назначения являются отдельной категорией земель, то для них установлен особый правовой режим.

Его целью является повышение плодородия и охрана почв, а также недопущение выведения их из сельскохозяйственного оборота. Поскольку перечень земель в п. 4 и п. 5 ст.

27 Земельного кодекса РФ является исчерпывающим, то можно сделать вывод о том, что земли сельскохозяйственного назначения являются оборотоспособными.

Федеральным Законом от 03 июля 2016 г. №336-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» установлены следующие особенности оборота земель данной категории:

  1. Преимущественное право покупки земель сельскохозяйственного назначения. Данное право принадлежит субъекту РФ или в случаях, установленных законом субъекта РФ, органу местного самоуправления. В связи с этим продавец обязан известить в письменной форме субъекта РФ и муниципальное образование о намерении продать земельный участок с указанием цены и других существенных условий договора купли-продажи. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более 90 дней. Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения предусмотрено, что нарушение преимущественного права влечет ничтожность сделки [4].
  2. Ограничение предельных размеров земельных участков, находящихся в собственности одного лица. Статья 4 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ограничивает минимальные и максимальные размеры земельных участков, которые могут быть в собственности одного лица.
  3. Права иностранцев на землю. Иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также российские юридические лица, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства более чем 50%, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды (ст. 2 п. 2 и ст. 3 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения).
  4. Сохранение целевого назначения земельного участка. В соответствии с п.1 ст.6 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков, землевладельцы, арендаторы земельных участков обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы.
  5. Аренда земельных участков данной категории. Пунктом 2 ст. 10 Закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусмотрено, что такие земли сдаются по правилам ст. 34 Земельного кодекса РФ (т. е. без торгов) – если поступило только одно заявление. Если же поступило два и более заявления, то участки предоставляются в аренду по итогам торгов (далее действуют правила ст. 38 Земельного кодекса РФ).
  6. Обязанность осуществлять мероприятия по охране земель. В отношениях аренды земельных участков, прежде всего имеющих сельскохозяйственное назначение [8], данная обязанность перерастает из публично-правовой в частноправовую[9].
  7. Сделки с земельными долями в праве общей собственности. Законом об обороте земель сельскохозяйственного назначения (ст.12-18) установлено, что сделки с земельными долями осуществляются в соответствии с правилами Гражданского кодекса РФ, но с учетом особенностей, определенных в указанном Законе.

В соответствии с Федеральным законом внесены изменения в законодательные акты Российской Федерации, направленные на уточнение и упрощение процедуры формирования земельных участков в счет земельных долей, порядка выдела земельных участков, совершенствование оборота земельных долей и земельных участков, обеспечивающих целевое использование земель сельскохозяйственного назначения.

Так, Федеральным законом предусмотрено:

  • усовершенствование порядка проведения общего собрания участников долевой собственности;
  • уточнение и утверждение общих правил порядка обращения невостребованных земельных долей;
  • санкции за ненадлежащее использование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения;
  • уточнение особенностей кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Источник: https://novainfo.ru/article/8511

Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения: правовое регулирование, принципы, ограничения

Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения

Вопрос, связанный с правом собственности на землю, — вчера, сегодня и завтра — дискуссионный. Это отражается и на формирующихся экономических отношениях собственности, и на его правовом регулировании. В некоторой мере ситуация, которую можно охарактеризовать недостаточной проработкой отношений собственности на участки в плане законодательства, сохраняется.

В то же время именно от регулирования отношений землепользования и землевладения зависит не только социальная, но и экономическая общественная стабильность. Так, проблемы владения землей актуальны и сегодня. В нашей статье речь пойдет о принципах и особенностях оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Помимо этого, рассмотрим правовое регулирование и ограничения, существующие в настоящее время.

Общие положения

Следует отметить, что особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения с течением времени претерпевали значительные изменения. Именно поэтому целесообразно затронуть исторический аспект. Такие участки формируют самостоятельную категорию на территории РФ. Ее приоритетная роль обусловлена значимостью земель в социально-экономическом плане.

Преобразования, которые начались в процессе аграрной, земельной реформ и коснулись в первую очередь сельскохозяйственных отношений, по сей день оказывают практически определяющее влияние на правовой режим в данной сфере. Прежде всего, это подтверждается демонополизацией гос.

собственности и установлением многообразия форм владения земельными участками, возникновением новых субъектов сельскохозяйственного дела, индивидуальным порядком приватизации угодий сельскохозяйственного назначения, особым правовым регулированием оборота земель сельскохозяйственного назначения, которое выведено за рамки нового ЗК РФ от 25 октября 2001 г.

Нужно иметь в виду, что участки сельскохозяйственного назначения представляют собой в том числе предмет исследования, объект различного рода правоотношений.

Так, отдельно можно рассмотреть правовое регулирование оборота земель сельскохозяйственного назначения, порядок и условия использования этих участков, охрану земель, правовое регулирование управления со стороны государства в лице его определенных структур.

Особенности регулирования

Проведем исторический анализ законодательства касательно оборота земель в отрасли сельского хозяйства. Далее разберем актуальные особенности правового регулирования оборота земель сельскохозяйственного назначения. На территории РФ земля достаточно долгий период времени была выведена из оборота. Так, государство не допускало никаких сделок гражданско-правового значения с ней.

Существовали лишь административно-командные методы и формы распределения и, соответственно, перераспределения участков, предоставления их в пользование. Тем не менее переустройство правовой и политической систем в России обусловило необходимость реализации земельной реформы. В результате ее ликвидировали исключительную гос.

собственность на землю, признали возможность покупать участки как частные площади.

Однако вплоть до сегодняшнего дня то, как регулируется оборот земель сельскохозяйственного назначения, оставляет лишь желать лучшего. Важно подчеркнуть, что законодательство в данной сфере противоречиво и отрывочно.

Таким образом, основная задача в этой части — дальнейшее определение особенностей оборота земель сельскохозяйственного назначения, а также их учет в законах, связанных с землей.

О недостаточности конкретики в регулировании оборота участков можно дискуссировать хотя бы по той причине, что вопросам аренды и купли-продаже земли в действующем на территории РФ законодательстве посвящены только отдельные статьи.

Стоит дополнить, что речь идет о Земельном кодексе РФ и ФЗ РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В странах же с достаточно развитым рыночным оборотом земли одной сельскохозяйственной аренде посвящаются целые нормативные акты. Например, в правовой системе Франции есть множество специальных законов, которые регулируют вопросы аренды земли сельскохозяйственного типа.

Реформирование

Чтобы полноценным образом вникнуть в тему, связанную с особенностями оборота земель сельскохозяйственного назначения, целесообразно разобрать земельную реформу в России, которая началась примерно в XX – XXI вв. непосредственно с принятия ЗК РФ.

Стоит заметить, что она предполагала адекватное реформирование всей совокупности действующих тогда нормативно-правовых актов, которые регулировали земельные отношения. Столь детальный подход связан в первую очередь с переходным периодом в экономике и, соответственно, с развитием института частного вида собственности.

Вторым фактором является значительный объем противоречий в прошлом действовавших нормативных актах и новом Законе РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Одним из самых дискуссионных вопросов, относящихся к реформированию земельного законодательства, считается вопрос принятия закона, который устанавливает статус земель сельхоз.

типа, так как эта категория земельных участков традиционно выступает как одна из наиболее ценных. Только после длительных дебатов приняли Федеральный Закон № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Земельный кодекс и ФЗ

Действующий на территории РФ ЗК дает лишь общую классификацию и определение участков сельскохозяйственного типа. Он устанавливает общие правила применения таких земель.

Максимально подробным образом особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения регулирует рассмотренный выше Федеральный законодательный акт. Необходимо отметить, что он вступил в законную силу 27.01.

2003, то есть спустя полгода после его официальной публикации, которая датируется 27 июля 2002 г.

ФЗ регулирует отношения, которые связаны с владением, распоряжением, пользованием землей сельскохозяйственного назначения. Помимо этого, он устанавливает актуальные правила, а также ограничения оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Закон определяет долю в праве общего типа собственности на землю сельскохозяйственного характера, то есть регулирует сделки, результатом осуществления которых выступает появление или прекращение прав на участки земли.

ФЗ определяет условия, связанные с предоставлением земель для целей сельского хозяйства, которые находятся в муниципальной или гос. собственности, а также с изъятием их в эту собственность.

Следует иметь в виду, что существуют некоторые ограничения оборота земель сельскохозяйственного назначения.

Так, действие Закона не распространяется на землю, предоставленную из сельскохозяйственных земельных участков физическим лицам для индивидуального гаражного или жилищного строительства, садоводства, развития личного дачного и подсобного хозяйства, огородничества и животноводства, а также на землю, занятую строениями, зданиями и различного рода сооружениями. Оборот названных участков земли регулируется Земельным кодексом, действующим на территории страны.

Актуальные вопросы правового регулирования

В соответствии с нормами Закона № 101 «об обороте земель сельскохозяйственного назначения» субъекты РФ реализуют правовое регулирование согласно следующим вопросам:

  • Выявление момента, запускающего приватизацию участков сельскохозяйственного типа (п.4 ст.1).
  • Определение случаев безвозмездного предоставления физическим лицам в общую собственность угодий сельскохозяйственного типа, которые находятся в бессрочном (постоянном) пользовании сельскохозяйственных структур. Формирование списка ФЛ, которые вправе получить определенные доли территории, то есть регулирование оборота долей земель сельскохозяйственного назначения (п.4 ст10).
  • Порядок выявления размера доли земли (п.4 ст. 10).
  • Определение минимальных размеров участков из всех территорий сельскохозяйственного типа, которые считаются вновь образованными. Сюда целесообразно отнести и выделяемые в счет долей в праве общей собственности (п. 1 ст. 4).
  • Выявление пределов минимальных размеров участков земли для орошаемых искусственным образом сельхоз. угодий, а также других осушаемых территорий (п. 1 ст.4).
  • Определение максимальной площади угодий, расположенных в одном муниципальном районе. Стоит отметить, что они могут быть собственностью одного юридического или физического лица. Однако общий размер не может быть меньше 10 % от всей площади угодий, которые расположены в одном муниципальном районе на время получения или предоставления участка земли (п. 2 ст. 4).
  • Установление менее значимого периода аренды участка из земельных территорий сельскохозяйственного значения (п. 3 ст.9).

Источник: https://FB.ru/article/450526/osobennosti-oborota-zemel-selskohozyaystvennogo-naznacheniya-pravovoe-regulirovanie-printsipyi-ogranicheniya

Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения. Основные принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения

Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения входят в структуру земельных ресурсов России (ст. 7 ЗК РФ).

Согласно ст. 77 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения – земли,

  1. находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также
  2. предназначенные для этих целей.

Ст. 78 ЗК РФ определяет, что земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться:

  1. для ведения сельскохозяйственного производства,
  2. для создания защитных лесных насаждений,
  3. для научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также
  4. для целей аквакультуры (рыбоводства).

Особенности оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения установлены гл. II Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.

Особенности купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

Ст. 8 ФЗ устанавливает особенности купли-продажи земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.

При продаже земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения субъект Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципальное образование имеет преимущественное право покупки такого земельного участка по цене, за которую он продается, за исключением:

  1. случаев продажи с публичных торгов и
  2. случаев изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Продавец земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения обязан известить в письменной форме высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления о намерении продать земельный участок с указанием цены, размера, местоположения земельного участка и срока, до истечения которого должен быть осуществлен взаимный расчет. Срок для осуществления взаимных расчетов по таким сделкам не может быть более чем 90 дней. Извещение вручается под расписку или направляется заказным письмом с уведомлением о вручении.

В случае, если субъект Российской Федерации или в соответствии с законом субъекта Российской Федерации муниципальное образование откажется от покупки либо не уведомит в письменной форме продавца о намерении приобрести продаваемый земельный участок в течение 30 дней со дня поступления извещения, продавец в течение года вправе продать земельный участок третьему лицу по цене не ниже указанной в извещении цены.

При продаже земельного участка по цене ниже ранее заявленной цены или с изменением других существенных условий договора продавец обязан направить новое извещение по вышеуказанным правилам.

Сделка по продаже земельного участка, совершенная с нарушением преимущественного права покупки, ничтожна.

Особенности аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения

Ст. 9 ФЗ регулирует аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.

В аренду могут быть переданы прошедшие государственный кадастровый учет земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, в том числе земельные участки, находящиеся в долевой собственности.

Договор аренды находящегося в долевой собственности земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения и соглашение об установлении частного сервитута в отношении такого земельного участка могут быть подписаны лицом, уполномоченным решением общего собрания участников долевой собственности совершать без доверенности сделки с таким земельным участком, если условия указанных договора и соглашения соответствуют условиям, определенным решением общего собрания участников долевой собственности.

Договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается:

  • на срок от 3 до 49 лет (за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом):
    1. на срок до 3 лет – для сенокошения и выпаса скота;
    2. на срок до 5 лет (и без проведения торгов) – крестьянским (фермерским) хозяйствам, сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.

В договоре аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть предусмотрено, что арендуемый земельный участок передается в собственность арендатора по истечении срока аренды или до его истечения при условии внесения арендатором всей обусловленной договором выкупной цены с учетом особенностей, установленных ст. 8 и 10 Федерального закона.

В случае, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности, по истечении срока договора аренды имеет при прочих равных условиях преимущественное право на заключение договора аренды на новый срок.

Площадь земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, одновременно находящихся в аренде у одного арендатора, не ограничивается.

В пределах срока действия договора аренды при передаче арендатором арендных прав земельного участка в залог согласие участников долевой собственности на это не требуется, если договором аренды земельного участка не предусмотрено иное.

Особенности предоставления гражданам и юридическим лицам в собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности

Ст. 10 ФЗ устанавливает, что земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность в порядке, установленном Земельным кодексом Российской Федерации.

Гражданин или юридическое лицо, которым земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности предоставлен в аренду, вправе:

  1. приобрести такой земельный участок в собственность или
  2. заключить новый договор аренды такого земельного участка, 

если у исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. 39.2 ЗК РФ) отсутствует информация о выявленных в рамках государственного земельного надзора и неустраненных нарушениях законодательства РФ при использовании такого земельного участка.

Земельные участки, находящиеся в фонде перераспределения земель, могут

  • передаваться гражданам и юридическим лицам в аренду, а также
  • предоставляться гражданам и юридическим лицам в собственность на возмездной или безвозмездной основе в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться в аренду в порядке, установленном ЗК РФ:

  1. религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации – для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации,
  2. гражданам – для сенокошения и выпаса скота.

При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.

Земельный участок, находящийся в муниципальной собственности и выделенный в счет земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, передается использующим такой земельный участок сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов в случае, если сельскохозяйственная организация или крестьянское (фермерское) хозяйство обратились в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи или договора аренды такого земельного участка в течение шести месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности на такой земельный участок. При этом цена такого земельного участка устанавливается в размере не более 15 процентов его кадастровой стоимости, а арендная плата – в размере 0,3 процента его кадастровой стоимости.

Земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными пастбищами и находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы гражданам и юридическим лицам только на праве аренды или на праве безвозмездного пользования на срок не менее чем 5 лет. Кроме того, указанные участки не подлежат приватизации.

О вопросах приватизации земельных участков сельскохозяйственного назначения до вступления в силу настоящего Федерального закона см. постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 11

Принятие субъектами Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, содержащих дополнительные правила и ограничения оборота земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, помимо Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”, не допускается.

Наследование земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения

Принятие наследства не должно приводить к нарушению требований, установленных ст. 3 и (или) 4 Федерального закона, а именно:

  • иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства, а также юридические лиц, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50 процентов, могут обладать земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения только на праве аренды;
  • предельные размеры и требования к местоположению земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения имеют ряд ограничений.

В противном случае к наследникам применяются требования, установленные ст. 5 Федерального закона (обязанность лица произвести отчуждение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения).

Основные принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения

Ст. 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения” устанавливает, что оборот земель сельскохозяйственного назначения основывается на следующих принципах:

  1. сохранение целевого использования земельных участков;
  2. установление максимального размера общей площади сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного муниципального района и могут находиться в собственности одного гражданина и (или) одного юридического лица;
  3. преимущественное право субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, муниципального образования на покупку земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при его продаже, за исключением случаев продажи с публичных торгов;
  4. преимущественное право участников долевой собственности на земельный участок на покупку доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения при возмездном отчуждении такой доли участником долевой собственности;
  5. установление особенностей предоставления земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения иностранным гражданам, иностранным юридическим лицам, лицам без гражданства, а также юридическим лицам, в уставном (складочном) капитале которых доля иностранных граждан, иностранных юридических лиц, лиц без гражданства составляет более чем 50%.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/osobennosti-oborota-zemelnich-uchastkov-iz-zemel-selskochozyaystvennogo-naznacheniya-osnovnie-printsipi-oborota-zemel-selskochozyaystvennogo-naznacheniya

Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения

Особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения

ФЗ «Об обороте земель с/х назначения» перечисляет земли, на которые действия закона не распространяется: земельные участки, предоставленные гражданам для садоводства, огородничества, дачного строительства, личного подсобного хозяйства, а так же занятые зданиями, строениями и сооружениями. Таким образом, действия данного закона распространяется только на с/х угодья.

Принципы оборота этих земель:

1)Сохранение целевого использования земельных участков (предполагает не только сохранение целевого назначения этих земель, но и вида с/х угодья. Изменение целевого назначения возможно в порядке установленном ФЗ «О переводе земель и ЗУ из одной категории в другую»);

2)Установление максимального размера общей площади с/х угодий, которые расположены на территории одного муниципального образования и могут находится в собственности одного гражданина или одного ЮЛ (Обязанность установить максимальный размер возлагается на субъекты федерации, но при этом максимальная площадь не может быть менее 10% с/х угодий конкретного муниципального образования). В законе определены правовые последствии и для тех случаев, когда в собственности граждан или ЮЛ окажется больший по площади земельный участок. Эти собственники обязаны произвести отчуждения части земельного участка превышающий максимальные размеры в течение года с момента возникновения права собственности, если это требование не будет выполнено органы РосРеестра обязаны сообщить об этом в органы управления субъекта федерации, которые обращаются в суд с требованиями о понуждение к отчуждению части земельного участка превышающий максимальные размеры;

3)Преимущественное право субъекта федерации на приобретение земельного участка в случае его продажи за исключением продажи с публичных торгов (Это право по закону субъекта федерации может быть передано органам МСУ). Данное право реализуется, так же как и преимущественное право собственников по ГК РФ, т.е.

органа управления необходимо уведомить о предполагаемой сделке и условии ее совершения. Если в течение месяца участок не будет приобретен либо орган управления откажется от его приобретения, то собственник участка в праве распорядится им по своему усмотрению.

Если в течение года собственник не реализуется свое право на продажу, либо уменьшится стоимость земельного участка, то собственник обязан вновь уведомить орган управления;

4)Преимущественное право покупки других участников долевой собственности на земельный участок в том случае, когда он находится в общей собственности сособственниками либо с/х предприятиями, либо членами крестьянского хозяйства;

5)Установление особенностей предоставления земельных участков иностранным лицам, лицам без гражданства и совместным предприятиям. Перечисленные лица могут использовать земельные участки только на правах аренды.

Законом предусмотрены правовые последствия для тех случаев, когда указанные лица на законных основаниях приобрели в собственность такие земельные участки, в течение года они обязаны произвести их отчуждение в противном случае на основании решения суда принудительно они должны будут произвести отчуждение такого ЗУ.

В Законе содержится статьи, устанавливающие особенность приобретения прав на земли с/х назначения. В собственность они могут быть приобретены только на основании результатов торгов.

В аренду земельные участки могут передаваться и без проведения торгов, но при соблюдение условий:

o Заблаговременная публикация о предоставления земельного участка.

o Наличие только одной заявки.

В законе об обороте земель c/х назначения предусматриваются основания и порядок прекращения прав на земельные участки при ненадлежащем их использовании:

 Использование земельного участка способами, влекущими существенное снижение плодородия земель;

 Не использование участка в течение 3 лет.

Постановлениями Правительства РФ установлены и критерии существенного снижения плодородия земель и не использования земельного участка. Решение о прекращения права на земельный участок может быть принято только судом, после привлечения виновного лица к административной ответственности и не устранения правонарушения в сроки.

Закон «Об обороте земель с/х назначения» устанавливает особенности совершения сделок с земельными долями. Если сособственников менее 5, то применяются нормы ГК РФ, а если более 5 человек, то сделка с земельной долей совершается с учетом требований закона «Об обороте земель с/х назначения».

Собственник земельной доли вправе: завещать ее; внести ее в уставный (складочный) капитал с/х организации, использующей земельный участок, или передать в доверительное управление; продать или подарить другому сособственнику, а также с/х организации или гражданину – члену крестьянского хозяйства, использующего земельный участок; отказаться от земельной доли.

Все иные сделки могут быть совершены только после выдела земельного участка в счет земельной доли.

Источник: https://studopedia.ru/11_7209_osobennosti-oborota-zemel-selskohozyaystvennogo-naznacheniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.