Особенности метода земельного права

Методы земельного права

Особенности метода земельного права

ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

1. Понятие, предмет и метод земельного права

Земельное право– совокупность правовых норм регулирующих общественные отношения в целях организации эффективного использования и охраны земель, охраняемых законом интересах землепользователя, а так же обеспечением устойчивого развития РБ.

Новый земельный строй отмечает многообразие форм собственности на землю: установление платности всех форм пользования землёй, включение земли в гражданский оборот как объекта различных сделок сохр. гос. управления, контроль государства за эффективностью использования земельных участков.

Таким образом, предметомземельного право являютсяземельные отношения.

Земельные отношения– отношения, связанные с созданием, изменением, прекращением существования земельных участков, возникновением, переходом, прекращением прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки, а также с использованием и охраной земель, земельных участков;

Земля рассматривается как экономическая, политическая, правовая категория.

Как экономическая– выступает объектом хоз-ного оборота, объектом собственности вещных и обязательственных прав.

Как политическая– явл. Территорией государства и пределом осуществления гос. власти.

Как правовая– земельные участки, имеющие индефикационные характеристики, установленные границы, площадь, место положения, режим использования и охраны.

земля (земли)– земная поверхность, включая почвы, рассматриваемая как компонент природной среды, средство производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственная материальная основа хозяйственной и иной деятельности.

Земля явл. Объектом имущественных отношений, которая складывается в гражданском обороте, имеет статус недвижимого имущества.

В качестве недвижимого имущества земельные участки обладают свойствами:- относятся к категории индивидуальных вещей; – могут быть делимыми или неделимыми; – попадают под опред. Режим собственности;- являются самостоятельным объектом правового регулирования

Таким образом земля выполняет функции: -экологическую, -социальную, -экономическую.

Методы земельного права – форма правового воздействия на поведение участников земельного правоотношения.

Земля как объект правового регулирования

В земельных правоотношениях земля выступает как объект правового регулирования, то есть объект, имеющий определенную правовую характеристику. Естественно-природные и хозяйственные особенности земли учитываются в той мере, в какой они влияют на ее правовой режим.

Определение состава земель позволяет дать правовую классификацию всех земель Республики Беларусь как объекта правового регулирования. Деление земель проводится по определенным правовым признакам на:категории земель;виды земель.

Классификация земель на категории производится по наиболее существенному признаку, который определяет правовой режим земель – по целевому назначению земель. Поэтому категорию земель можно определить как часть земель РБ, объединенную общим целевым назначением и единым правовым режимом.

Все земли РБ в соответствии с основным целевым назначением и независимо от форм собственности подразделяются на следующие категории:1) земли сельскохозяйственного назначения;2) земли населенных пунктов (городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов), садоводческих товариществ и дачного строительства;3) земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и иного назначения;4) земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;5) земли лесного фонда;6) земли водного фонда;7) земли запаса.

Целевое назначение земель устанавливается и изменяется соответствующими государственными органами, осуществляющими управление землями, и в определенном порядке, установленном земельным законодательством (ст. 4 Кодекса РБ о земле).

Принципы земельного права

Статья 5.Земельные отношения осуществляются на основе принципов:

1) государственного регулирования и управления в области использования и охраны земель, в том числе установления единого порядка изъятия и предоставления земельных участков, перевода земель из одних категорий и видов в другие;2) обязательной государственной регистрации земельных участков, прав на них и сделок с ними;3) единства судьбы земельного участка и расположенных на нем капитальных строений (зданий, сооружений), если иное не предусмотрено настоящим Кодексом и иными законодательными актами;4) использования земельных участков по целевому назначению;5) приоритета использования сельскохозяйственных земель сельскохозяйственного назначения, земель природоохранного, оздоровительного, рекреационного, историко-культурного назначения, лесных земель лесного фонда для целей, связанных с назначением этих земель;6) эффективного использования земель;7) охраны земель и улучшения их полезных свойств;8) платности землепользования;9) установления ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов;10)гласности и учета общественного мнения при принятии решений об изъятии и предоставлении земельных участков, изменении их целевого назначения, установлении ограничений (обременений) прав на земельные участки, в том числе земельных сервитутов, затрагивающих права и защищаемые законом интересы граждан;11) защиты прав землепользователей.

Методы земельного права.

Под методами земельного права понимаются соответствующие характеру земельных отношений способы и приемы воздействия на участников отношений.

Метод земельного права складывается из установленных земельно-правовыми нормами прав и обязанностей участников регулируемых отношений и применения к ним мер гос.принуждения при несоблюдении ими правовых норм.

Земельно-правовые нормы устанавливают права и обязанности участников отношений, предоставляя им возможность совершать определенные действия или запрещая их.

Тем самым земельно-правовые нормы определяют модель поведения участников земельных отношений.

В земельном праве регулирование земельных отношений осуществляется на основе императивного либо диспозитивного метода.

Императивный метод означает воздействие на участников земельных правоотношений посредством издания обязательных к исполнению предписаний и запретов.

При использовании диспозитивного метода воздействие производится посредством определения лишь пределов поведения участников отношений и предоставления им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках установленных пределов.

В частности, императивный метод регулирования земельных отношений применяется в сфере государственного управления землей, при установлении порядка застройки земель, в случаях привлечения виновных лиц к ответственности за нарушения земельного законодательства.

Диспозитивный метод свойственен частному праву и предоставляет участнику земельных отношений право самостоятельного решения. Диспозитивный метод применяется в регулировании земельных отношений, основанных на равноправии сторон, в том числе и в области частной собственности, и самостоятельности хозяйствования на земле.

Следует отметить, что в настоящее время преобладает императивный метод регулирования земельных отношений.

В юридической литературе выделяют три основных вида диспозитивного метода:

1) рекомендательный; 2) санкционирующий; 3) делегирующий.

При использовании рекомендательного метода субъектам земельных правоотношений предоставляется возможность альтернативного поведения, т. е. субъект самостоятельно выбирает способ своего поведения для решения поставленных задач.

Санкционирующий метод выражается в том, что решение о реализации своих земельных полномочий субъект земельного правоотношения принимает самостоятельно, однако это решение приобретает юридическую силу после его утверждения соответствующим компетентным органом.

При использовании делегирующего метода субъекту земельных правоотношений предоставляются определенные правомочия в какой-либо области.

5. Система земельного права

Земельное право как совокупность земельно-правовых институтов имеет внутреннюю, логически и исторически обоснованную структуру построения, которая включает в себя общую и особенную часть.

Общая частьземельного права включает правовые институты, содержащие общие положения земельно-правового регулирования, действие которых распространяются на все регулируемые отношения.

Институты общей части по предмету правового регулирования можно разделить на следующие: институт, регулирующий право собственности на землю; институт, регулирующий отношения землевладения и землепользования; институт государственного управления землями; институт ответственности за нарушение земельного законодательства; институт, направленный на правовое обеспечение рационального использования и охраны земель.

Особенная частьземельного права объединяет институты, которые различаются по объекту правового регулирования и устанавливают правовой режим отдельных категорий земель.

В существующем виде система земельного права как отрасли в целом соответствует системе земельного законодательства.

Взаимосвязь земельного и гражданского права определяется общностью социально-экономической природы земельных и гражданских отношений.

Наиболее тесно связано с конституц. Правом, ГП, ЭП, АП.

Источник: https://studopedia.ru/20_56390_metodi-zemelnogo-prava.html

Предмет и методы земельного права и их особенности

Особенности метода земельного права

Предмет и методы земельного права и их особенности.

Предметом ЗП являются волевые общественные отношения, которые складываются по поводу земли, прежде всего и представляет собой комплекс управленческих и имущественных отношений, где земельный участок выступает как недвижимость.

ЗП выступают земельные отношения особого рода, т.е. земельная собственность, землевладение, землеиспользование, аренда земли, связанные с распределением и охраной земли непосредственным использованием ее в качестве средства производства и непременного условия экономической и иной деятельности.

Земельные отношения следует рассматривать как эколого-экономические.

Экологический характер земельных отношений связан с экологическим значением земли как природного объекта, который обеспечивает взаимосвязь всех других компонентов окружающей среды.

Экономический характер земельных отношений определяется значением земли как материального ресурса для всех видов человеческой деятельности (средства производства в сельском и лесном хозяйстве, пространственного базиса для размещения производственной и социальной инфраструктуры, территориально-природного ресурса для градостроительной, рекреационной и иной деятельности).

Методы ЗП – совокупность юридических приемов, средств и форм правового воздействия на поведение участников общественных отношений, т.е. земельных отношений.

Метод обвязывания юридические лица и ИП, хозяйственная деятельность которых непосредственно связана с использованием земель или вредным воздействием на них, обязаны осуществлять мероприятия по охране земли в соответствии с утвержденными ими планами, согласованными с территориальными органами, Минприроды государственного комитета по имуществу.

Метод дозволения землепользователь земельного участка, обремененного земельным сервитутом, вправе передавать от лица в пользу которого установлен земельный сервитут, плату за пользование земельным участком, размер которого определяется по соглашению сторон.

В ЗП нередко применяется метод запрещения. Ст. 33 кодекса «о земле» гласит, что нецелевое использование средств полученных за земельный участок, передаваемый в государственную собственность, а также за пользование земельным участком, находящимся в государственной собственности, не допускается.

Императивный метод то, что участники регулируемых данным методом отношений не равны между собой.

Правовое регулирование указанным методом осуществляется на основе организационного воздействия посредством обязательного к исполнению предписаний и запретов, с помощью которых один из участников этих отношений вправе воздействовать на других.

Этот метод применяется в процессе осуществления госуправления земельным фондом, т.е. ведения государственного земельного кадастра мониторинга земли.

Диспозитивный метод основан на юридическом равноправии сторон, в том числе в области частной собственности и самостоятельности хозяйствования на землю.

Он воздействует на отношения, в которых субъекты равны и вправе самостоятельно принимать решения и определять модели своего поведения в рамках закона.

Данным методом регулируется отношения в области использования земли, возникающих между землепользователями, землевладельцами и собственниками земельного участка и третьими лицами.

Система земельного права.

Система земельного права – научно обоснованное расположение земельно-правовых институтов в соответствии с их ролью в регулировании земельных отношений.

Систематизация земельного права позволяет вычленить отдельные элементы этой отрасли (общую и особенную часть, земельно-правовые институты, земельно-правовые нормы), каждый из которых занимает определенное место в структуре земельного права.

Земельно-правовые нормы представляют собой санкционированное государством и обеспеченные силой государственного принуждения общеобязательные правила поведения участников земельных отношений, устанавливают правила поведения их участников.

Институт земельного права представляет собой систему взаимосвязанных правовых норм, регулирующих относительно обособленную группу земельных отношений. Внутренняя группировка земельно-правовых норм по институтам производится с учетом значимости и содержания соответствующих земельных отношений, особенностей их правового регулирования.

Земельное право как совокупность земельно-правовых институтов имеет внутреннюю, логически и исторически обоснованную структуру построения, которая включает в себя общую и особенную часть.

Общая часть земельного права включает правовые институты, содержащие общие положения земельно-правового регулирования, действие которых распространяются на все регулируемые отношения. Институты общей части по предмету правового регулирования можно разделить на следующие:

– институт, регулирующий право собственности на землю;

– институт, регулирующий отношения землевладения и землепользования;

– институт государственного управления землями;

– институт ответственности за нарушение земельного законодательства;

– институт, направленный на правовое обеспечение рационального использования и охраны земель.

Особенная часть земельного права объединяет институты, которые различаются по объекту правового регулирования и устанавливают правовой режим отдельных категорий земель.

Источники земельного права.

1) Конституция Республики Беларусь. Непосредственно земельные отношения регулирует ст. 13 Конституции Республики Беларусь, которая в общем виде определяет режим земельной собственности.

2) Кодексы Республики Беларусь:

1. Кодекс Республики Беларусь о земле от 23 июля 2008г. № 425. Принят Палатой представителей 17 июня 2008 года. Одобрен Советом Республики 28 июня 2008 года.

Источник: https://infopedia.su/8x49a1.html

Общая часть глава 1 понятие земельного права – страница 3

Особенности метода земельного права

Страница 3 из 7

Адекватным ценности земли как объекту правовых отношений дол­жно быть и регулирование земельных отношений, поскольку землю нельзя приравнять ни к одному имущественному объекту.

Бесценность биопотенциала земли не может быть выражена ника­кой денежной оценкой. Поэтому земельный учет осуществляется осо­быми методами земельного кадастра, учитывающего как специфику земель, так и их ценность.

Кадастровый учет особо необходим в связи с устойчивой неоднородностью земли, которая бесконечно много­образна в своих различных проявлениях.

Такое построение земельно-правового регулирования осуществляется с учетом объективно сущест­вующих свойств и особенностей земель.

Россия обладает огромными земельными ресурсами, но это нацио­нальное богатство страны используется крайне неэффективно. Десят­ки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использова­ния, идет деградация и снижение плодородия земли. Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отноше­ний и создания российской национальной системы землепользования.

Государственный земельный кадастр ведется в целях планирования рационального использования и управления земельными ресурсами.

1.3. Методы правового регулирования земельных отношений

При раскрытии сущности земельного права нужно учитывать не только специфику предмета, но и специфику метода. Если предмет отвечает на вопрос, что регулирует отрасль, то метод — как регулиру­ет, т.е. метод представляет собой способ правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет.

Метод — установленный законодательством способ воздей­ствия на поведение и действия физических и юридических лиц, который вправе применять должностное лицо либо орган в оп­ределенных   ситуациях.

Способ воздействия — это установленное законодательством по­ложение, которое изменяет поведение или действия лиц в сторону ограничения или стимулирования.

Метод регулирования земельных отношений отражает специфику своего воздействия.

В условиях формирования рынка земли и рыноч­ных отношений необходимо выявить методы с учетом особенностей режима правового регулирования общественных отношений, которые составляют предмет отрасли.

Методы правового регулирования обус­ловлены характеррм регулируемых отношений, для которых подбира­ются адекватные им приемы и способы правового воздействия.

Структура методов не является точным отражением структуры ре­гулируемых общественных отношений. В отдельных случаях, когда этого требует обстановка, к однородным общественным отношениям могут быть применены различные методы правового регулирования.

Для земельного права характерны два вида методов: императивный и диапозитивный.

Императивный метод правового регулирования земельных

отношений. Этот метод правового регулирования выражается в ус­тановлении субъектов правоотношений и запретов, не подлежащих исполнению.

Установление обязанностей — это ведущий способ правового регу­лирования, поскольку он занимает значительный удельный вес в содер­жании земельно-правовых норм.

Это — обязанности соблюдать субор­динацию органов власти в части регулирования земельных отношений, соблюдать приоритет земель сельскохозяйственного назначения, поря­док предварительного согласования места размещения объекта на зе­мельном участке и т.д.

Введенная законом обязанность для субъектов земельно-правовых отношений исключает какие-либо отклонения в ее использовании. Например, если нарушается обязанность по целевому использованию земель, то может быть прекращено не только такое ис­пользование, но и само право на землю (ст. 44, 45 ЗК РФ).

Установление запретов в земельном праве — это определение гра­ниц как возможного, так и должного поведения участников земельных правоотношений.

Границы возможного поведения необходимы для того, чтобы пре­сечь реализацию интересов субъектов земельных правоотношений в ущерб интересам общества и государства.

Так, в ходе осуществления промышленного, химического и иных видов производства пользовате­ли земли неизбежно загрязняют окружающую среду и почву, химиче­скими и бактериальными веществами, поскольку экологически чистое производство — это такая же утопия, как и вечный двигатель.

Одна­ко такое загрязнение не должно превышать предельно допустимую концентрацию этих веществ в почве, устанавливаемую земельным за­конодательством.

Границы должного поведения определяются для того, чтобы спосо­бы, которыми субъекты земельных правоотношений выполняют свои обязанности и достигают своих целей, не противоречили государствен­ным и общественным интересам и не наносили им вреда.

Например, осуществляя строительство на земельном участке, всякий землеполь­зователь обязан руководствоваться градостроительными стандартами и правилами, согласовывать это строительство с землеустроительны­ми, пожарными, санитарными, природоохранительными и иными орга­нами, осуществляющими государственный контроль за этой сферой хозяйственной деятельности.

Соблюдение правил должного поведения и ненарушение запретов также жестко регламентируются и обеспечиваются действующим зе­мельным законодательством.

Например, за самовольное строительство, к которому относятся нарушение строительных норм и несогласова­ние строительства с соответствующими органами, установлена адми­нистративная ответственность для граждан и юридических лиц (ст. 9.4, 9.5 КоАП РФ).

Императивный метод правового'регулирования земельных отноше­ний исключает юридическое равенство сторон, автономию воль субъек­тов, предполагая отношения власти и подчинения.

Диспозитивный метод правового регулирования земельных отношений. Диспозитивный метод правового регулирования означа­ет такой способ правового воздействия, при котором субъектам земель­ных правоотношений предоставляется свобода (собственное усмотре­ние) в реализации своих целей и задач.

Существует три основных вида диспозитивного метода правового регулирования земельных отношений: рекомендательный, санкциони­рующий и делегирующий.

Рекомендательный метод правового регулирования выражается в предоставлении возможностей альтернативного поведения субъек­та земельных правоотношений, когда субъект может выбирать способ своего поведения для достижения поставленной цели.

Рекомендации, исходящие от государственного органа, облегчают ему выбор того или иного решения. Например, экономическое стимулирование рациональ­ного использования и охраны земель предусматривает выделение средств местного бюджета для восстановления земель, нарушенных не по вине лиц, использующих эти земли.

Однако вопрос о том, в каких размерах, в какие сроки и кому выделять такие средства, решается местными органами.

Санкционирующий метод выражается в том, чтс решение о реа­лизации своих земельных полномочий субъект земельных правоотно­шений принимает самостоятельно, но это решение приобретает юри­дическую силу лишь после утверждения его соответствующим компе­тентным органом. Так, материалы предварительного согласования места размещения объекта готовятся заинтересованными “лицами, однако юридически значимыми они становятся лишь после утверждения со­ответствующими органами местного самоуправления.

Делегирующий метод правового регулирования выражается в предоставлении прав и свобод субъектам земельных правоотношений по тому или иному кругу правомочий.

Например, исключительно от воли гражданина — собственника земельного участка зависит пере­дача земельного участка по наследству.

Государство вправе вмешать­ся лишь в случае, если гражданином не было составлено завещание и отсутствуют наследники по закону.

Метод науки земельного права заключается в способе изучения не только системы земельно-правового регулирования, но и самих методов регулирования, способствуя их совершенствованию.

Так, изу­чение земельных ресурсов как объекта экологического права позво­лило экологизировать методы земельно-правового регулирования вве­дением всеобщей обязанности применять такие способы хозяйствен­ной эксплуатации земель, которые не нарушают экологической обстановки на данной территории.

Наука в своей деятельности применяет общенаучные (диалектиче­ский, исторический) методы и специальные методы (сравнительного правоведения, социологических исследований, кибернетический, систем­ный и др.).

Метод земельного права как учебной дисциплины имеет иное целевое назначение, поскольку направлен на усвоение обучаемыми той части знаний, которые необходимы им для будущей специализации или квалификации.

Кроме того, метод земельного права как учебной дис­циплины использует закономерности психологического восприятия человеческим сознанием получаемой информации. Познание проходит как минимум три этапа — восприятие, усвоение и практическое за­крепление, т.е.

собственно получение учебного материала из учеб­ников, пособий, от преподавателей; тщательное осмысливание полу­ченного, отбор и систематизация знаний с учетом будущей специаль­ности, практическое закрепление путем применения тех или иных положений земельного законодательства на практике или в учебных занятиях.

Исследовательский характер обучения играет вспомога­тельную роль, поскольку преподавание специально не занимается по­лучением совершенно новых знаний, оно направлено на распростра­нение и внедрение имеющихся.

Особенности методов правового регулирования земельных отношений. Особенности методов правового регулирования в земель­ном праве на современном этапе его развития диктуются следующи­ми  обстоятельствами.

Для правового регулирования определенных, групп земельных от­ношений, связанных с оборотом земли, применяется заново разрабо­танная система экономического стимулирования и принятия экономи­ко-правовых мер, установленная новым ГК РФ, задачами, стоящими перед государством и обществом в современных условиях.

Период перехода к регулируемым рыночным отношениям харак­теризуется тем, что главной задачей является перераспределение зем­ли в интересах создания условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, формирование многоукладной экономики при обеспечении рационального использования и охраны земель.

Устанавливаются свободы выбора форм хозяйствования. В то же время существует помеха в реализации земельной реформы. Поэтому усиливается императивный метод воздействия на виновных субъектов, которые создают эти препятствия.

В силу этих особенностей в правовом регулировании земельных отношений применяется практически весь спектр вышеназванных методов:

  • обязательное требование целевого использования земельных участков;
  • запрещение нарушения почвенного плодородия и ухудшения эко­логической обстановки;
  • меры экономического стимулирования охраны земель;
  • санкционирование мелиоративных работ соответствующими го­сударственными органами;
  • хозяйственная свобода на земле и т.д.

Иначе говоря, в правовом регулировании присутствуют как импе­ративный метод установления обязанностей и запретов, так и диспо-зитивный метод рекомендаций, санкционирования, делегирования субъектам земельных правоотношений определенных прав.

Однако в указанной системе методов неизбежно выделяются те или иные виды и подвиды. Например, в регулировании порядка использо­вания земель преобладает диспозитивный метод, а в регулировании ох­раны — императивный.

В частности, важность земли как места оби­тания и как источника естественного богатства порождает необходи­мость принятия специализированных законов в этой сфере. Например, Федеральный закон от 16.07.

1998 № 101-ФЗ «О государственном ре­гулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (в ред. от 10.01.

2ООЗ)1 устанавливает правовые основы государственного регулирования обеспечения плодородия земель сель­скохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, арендаторами земельных участков хозяй­ственной деятельности. Обеспечение плодородия этой категории зе­мель осуществляется по направлениям, указанным на с. 27.

Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию РФ национальный доклад о состоянии плодородия земель (ст.   12).

В целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения плодородия этих земель (ст.   13).

Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется при условии соблюдения экологических требований (ст.  21).

В связи с тем, что земля является важнейшим компонентом окру­жающей среды, необходимо усилить ответственность за правонаруше­ния против земельной безопасности. В частности, постановление Пле­нума Верховного Суда РФ от 05.11.

1998 № 14 «О практике примене­ния судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»1 указывает, что необходимо обеспечить правильное и единообразное применение законодательства, так как высокая сте­пень общественной опасности правонарушений в этой сфере обуслов­лена тем, что объектом посягательства является стабильность окру­жающей среды и природоресурсный потенциал, а,также гарантирован­ное Конституцией РФ право каждого на благоприятную окружающую среду (ст. 42).

В каждом конкретном деле, квалифицируя содеянное, суд должен исходить не только из стоимости и количества потерь, но и учитывать причиненный экологический вред, так называемый вред, нанесенный растительному и животному миру, а также экосистеме в целом.

Источник: https://uristinfo.net/agropravo/106-bv-erofeev-zemelnoe-pravo-rossii/2691-obschaja-chast-glava-1-ponjatie-zemelnogo-prava.html?start=2

Земельное право: понятие, предмет и метод правового регулирования

Особенности метода земельного права

Земельное право — отрасль права, регулирующая общественные отношения в области реализации права собственности и иных вещных прав на землю, а также её межевания, особенностей гражданского оборота земли, ограничения по пользованию землей как уникальным природным объектом, а также деятельность государственных органов по обеспечению рационального использования земли и ее охраны.

Земля Российской Федерации – это вся территория (поверхностный слой земной коры в пределах территории субъектов РФ, внутренних вод и территориального моря), на которой установлен свой земельный порядок.

Основу земельного права составляют: гражданское, административное и экологическое право. Земельное право рассматривается как самостоятельная отрасль системы российского права, которая имеет свой собственный предмет и специфические методы урегулирования общественных отношений.

Предмет земельного права — совокупность имущественных и неимущественных общественных отношений, возникающих в области управления, использования и охраны земель, урегулированных нормами земельного права.

Земельные правоотношения – общественные отношения, складывающиеся между органами власти, организациями и частными лицами в отношении распределения, использования и охраны земель, которые регулируются нормами земельного права.

Метод земельного права — это совокупность юридических приемов и способов воздействия на участников земельных отношений. Методы земельного права, с помощью которых регулируются земельные правоотношения в Российской Федерации, представлены двумя вариантами – это административно-правовой метод и гражданско-правовой метод (метод дозволения):

·                    административно-правового (организационного) воздействия – посредством обязательных к исполнению предписаний и запретов. Характерными чертами этого метода регулирования является проявление отношений в системе «власти и подчинения»;

·                    гражданско-правовой (деспозитивный) – определяет пределы поведения участников земельных отношений, предоставляя им возможности свободно и самостоятельно регулировать свои взаимоотношения в рамках этих пределов.

Для административно-правового метода регулирования общественных отношений характерно, как мы уже говорили, проявление “власти и подчинения”. Участники таких отношений не равноправны, так как один дает обязательные для исполнения предписания, а другой обязан их точно и вовремя исполнять.

Административно-правовым методом регулируется предоставление и изъятие (выкуп) земли для целей обороны, охраны природы, прокладки коммуникаций, а также некоторые другие отношения (например в области государственного контроля за правильным использованием земель); при регулировании отношений первичного и вторичного землепользования – в той части этих отношений, в которых присутствует общегосударственный интерес; при межхозяйственном и внутрихозяйственном землеустройстве – опять-таки в той части, в какой органы землеустройства правомочны давать обязательные предписания землепользователям, при разрешении земельных споров и т.п.

Административно-правовой метод регулирования земельных отношений особенно сильно проявляется в случаях обнаружения нарушений земельного законодательства и при необходимости их предупреждения.

В основе административно-правового метода регулирования земельных отношений всегда присутствуют экономические расчеты и прогнозы (государственный план, проект, согласованный в надлежащем порядке и утвержденный компетентным государственным органом, экономические нормативы, обосновывающие принятие тех или иных решений).

Однако, следует иметь в виду, что административно-правовой метод распространяется не на все виды земельных отношений.

Так, на стадии предоставления государственной земли в пользование может применяться административный метод, но уже на следующей стадии – при внутрихозяйственном планировании использования земли – применение этого метода значительно ограничено, что видно на примере сельского хозяйства.

С одной стороны, контроль за правильным использованием земли в сельскохозяйственных организациях, колхозах, совхозах, арендных коллективах не может осуществляться при отсутствии у землеустроительной службы властных полномочий, с другой – эта служба не может руководствоваться в своей деятельности только методом администрирования, в том числе в области организации внутрихозяйственного использования земли. Землепользователи самостоятельно, без чьего-либо принуждения и администрирования вправе решать вопросы культуры и технологии земледелия, севооборотов, агромелиоративных мероприятий.

Новое законодательство расширяет права всех землепользователей, запрещая вмешательство в их хозяйственную деятельность. В отличие от административно-правового метода здесь применяется метод дозволения (гражданско-правовой).

Земельное право дает правомочие землепользователю свободно действовать, тогда как орган государственного управления обязан воздерживаться от каких-либо решений, ограничивающих хозяйственную свободу землепользователя.

И если закон допускает административно-правовое вмешательство во внутрихозяйственные дела землепользователей, то это возможно лишь в строго указанных в законе случаях, например при угрозе порчи земли, при непринятии мер по борьбе с сорной растительностью, эрозией почв и т.п.

Чаще всего, в практике земельного права, используется смешанный метод, – в основном свободное дозволение и в ограниченных законом случаях – администрирование. Примером сложного содержания метода земельных отношений является предоставление государственной земли на условиях аренды.

То есть, земля в этих случаях предоставляется на основании хозяйственного решения компетентного органа управления, затем заключается договор, который устанавливает права и обязанности участников арендных (договорных) отношений.

При этом если арендатор нарушает земельное законодательство, к нему применяется метод гражданско-правового воздействия, который не исключает судебного рассмотрения возникшего конфликта.

Итак, земельное право занимает самостоятельное место в общей системе права, так как оно направлено на регулирование конкретного по своей сущности вида общественных отношений.

Литература:

1.                  Иконицкая И. А., Фомина Л. П.. Юридическая энциклопедия / Отв. ред. Б. Н. Топорнин. — М.: Юристъ, 2001.

2.                  Земельное право. Учебник / Под ред. С.А. Боголюбова. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 400с.

3.                  Земельное право России. Ерофеев Б.В. 9-е изд., перераб. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 656 с. 

Источник: https://moluch.ru/archive/60/4369/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.