Особенности источников земельного права

Понятие, особенности и система источников земельного права

Особенности источников земельного права

Источники ЗП – НПА, содержащие нормы, регулирующие земельные отношения.

Особенности источников ЗП:

1.Множественность источников;

2.Необходимый динамизм – нормы ЗП должны изменяться, чтобы подстраиваться под изменяющийся мир;

3.Тесная взаимосвязь с нормами других отраслей права;

4.Земельное законодательство отнесено к совместному ведению, следовательно, источники ЗП отнесены не только к федеральному уровню, но и к региональному;

5.Источники ЗП должны быть эффективны как с экологической, так и с экономической точки зрения;

Система источников ЗП – совокупность НПА, регулирующих земельные отношения.

Структура источников ЗП:

1.Иерархическая. Основание – юридическая сила НПА:

a. Международные договоры РФ – Конституция РФ;

b. Федеральные конституционные законы (ФКЗ «О правительстве»), федеральные законы (ЗК РФ и др.);

c. Законы субъектов РФ (ОЗ СО «Об особенностях регулирования земельных отношений на территории СО»);

d. Указы Президента РФ;

e. Постановления Правительства РФ;

f. Подзаконные акты субъектов РФ, принимаемые ВИОГВ субъекта РФ;

g. НПА ФОИВ, которые могут быть как общеобязательными, так и обязательными для отдельных отраслей экономики;

h. НПА ПОМС (чаще всего – акты, касающиеся земельного налога);

2.Федеративная. Наличие федеративной структуры обусловлено федеративным устройством России, а также необходимостью учесть региональные особенности при регулировании земельных правоотношений. Наличие такой структуры закреплено, прежде всего, в ст.72 Конституции РФ, а также ст.2 ЗК РФ.

a. Законы и подзаконные акты РФ;

b. Законы и подзаконные акты субъектов РФ;

c. НПА ОМС (неофициально).

Современное земельное законодательство России. Общая характеристика Земельного кодекса РФ.

В отличие от ЗК РСФСР 1991 г. новый ЗК РФ содержит принципы земельного законодательства, он достаточно подробно урегулировал отношения собственности на землю. Особое внимание в ЗК РФ 2001 г. уделено охране земель.

Глава об охране земель поставлена перед главой о собственности на землю, чтобы подчеркнуть экологическую функцию земли. Урегулированы отношения пользования землей на различных титулах, усилена защита земельных прав.

Граждане и ЮЛ для защиты земельных прав могут обращаться непосредственно в суд.

Тем не менее, имеется ряд недостатков, в частности они касаются построения самого ЗК РФ, например, охрана оторвана от юридической ответственности. Значительное количество отсылочных норм, встречается ряд противоречий между нормами самого ЗК. Не все отношения урегулированы должным образом.

В соответствии с ЗК РФ обновляется все земельное законодательство, в частности отменен закон о плате за землю, введена гл. 31 НК РФ; в 2003 г. принят новый ФЗ «О крестьянском фермерском хозяйстве» и т.д.

Понятие и общая характеристика права собственности на земельные участки.

Право собственности на землю в объективном смысле – институт земельного права, представляющий собой совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками.

Право собственности на землю в субъективном смысле – совокупность правомочий собственника земельного участка по владению, пользованию и распоряжению землей.

Институт права собственности имеет важное значение для построения всей системы земельного права, а также влияет на содержание других институтов – пользования, распоряжения, охраны и т.д.

Ограничение прав собственников, их правовая и социальная основа

Социальная основа ограничений:

1. Земля является объектом природы, выполняющим жизнеобеспечивающую функцию;

2. Все земельные участки, независимо от их принадлежности, в совокупности образуют единый земельный фонд.

Ограничения касаются не хозяйственной деятельности, т.е. законодатель не диктует, какую продукцию производить на земле, ограничения касаются целевого использования, правил пользования и выкупа для государственных и муниципальных нужд.

Правовая основа для ограничения – ст.36 Конституции, ст.129 ГК РФ.

Ограничения прав собственников должны обеспечить рациональное использование и охрану земель. Они устанавливаются НПА ИОГВ либо решением суда.

Основания ограничения могут быть установлены только на федеральном уровне (ч.3 ст.55 Конституции РФ).

Ограничения, согласно п.3 ст.56 ЗК РФ, устанавливаются актами ОГВ, ОМС или судом. Они могут быть срочными и бессрочными, подлежат государственной регистрации.

Способы ограничения прав:

1. Земельный сервитут;

2. Зонирование территории;

3. Установление сроков начала и завершения застройки;

4. Установление различных охранных зон;

5. Резервирование земель для государственных и муниципальных нужд;

6. И др.

11.формы объекты и субъекты права на землю.

Частью 2 ст.9 Конституции РФ закреплено многообразие форм собственности на земельные участки. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

В ЗК РФ ст.9 Конституции развивается в главе 3, регулирующей отношения собственности на землю.

Объекты права собственности – земельные участки.

Субъекты права собственности на землю – РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, физические и юридические лица.

права собственности на земельные участки.

право собственности – это принадлежащие собственнику правомочия владение, пользование, распоряжение.

Владение- это юридически обеспеченная возможность собственника владеть или фактически обладать земельным участком.

Пользование- это юридически обеспеченная возможность собственника использовать полезные свойства (плодородие, использовать участок как операционный базис, получение дохода от земельного участка, например, аренда) земельного участка для удовлетворения своих потребностей. Для частных собственников это не только право, но и обязанность в тех целях, для которых он был предоставлен.

Распоряжение- это юридически обеспеченная возможность определять юридическую судьбу имущества, земельного участка (договоры купли-продажи, дарение, наследство).

Право частной собственности на земельные участки.

Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Субъектами права частной собственности являются физические и юридические лица. Это закреплено в ст.36 Конституции РФ. В ней говорится также о том, что собственник должен владеть, пользоваться и распоряжаться землей таким образом, чтобы это не противоречило интересам общества и не причиняло вреда окружающей среде.

Чтобы учесть общественные интересы, не все земли могут находиться в различных формах собственности и, прежде всего, в частной. Статья 27 ЗК РФ говорит о том, что в частной собственности не могут находиться земельные участки, изъятые из гражданского оборота, т.е. на данные участки установлен запрет на передачу в частную собственность.

Вопрос об изъятии земель из гражданского оборота решается на федеральном уровне. Ограниченные в обороте земельные участки, по общему правилу, также не могут находиться в частной собственности, за исключением случаев, установленных .

ИГ могут иметь в частной собственности земельные участки при некотором ограничении, которое также устанавливается исключительно на федеральном уровне. Прежде всего, это приграничные территории. Кроме того, в собственности ИГ не могут находиться земельные участки под некоторыми зданиями.

Согласно ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» ИГ не могут иметь в собственности земли сельскохозяйственного назначения. Разновидности частной собственности:

1. Общая собственность:

a.Долевая;

b.Совместная;

2. Индивидуальная.



Источник: https://infopedia.su/9x40fc.html

Особенности земельного права

Особенности источников земельного права
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Земельное право » Особенности земельного права

Статья посвящена основным принципам развития земельно-правовых отношений в РФ, субъектам и объектам земельного права

Земельное право является одной из самостоятельных отраслей российского права, регулирующее общественные отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации. Земельное право представляет собой комплекс юридических норм, которые формируются в процессе использования и охраны земли, защиты прав и законных интересов субъектов земельно-правовых отношений.

Понятие “система земельного права”

Понятие «система земельного права» относится к предметной характеристике земельного права и отражает систему регулируемых этим правом общественных отношений, т.е. земельных отношений (касающихся приобретения прав на земельные участки, распоряжения этими правами, охраны земель, государственного управления в области  использования и охраны земель).

«земельного права» образуют правовые нормы или правила поведения субъектов права по отношению к земле, земельным участкам, частям земельных участков, выраженные  в нормативно-правовых актах. Предмет земельного права  составляют юридически значимые связи, взаимосвязи между субъектами права по поводу земель и земельных участков.

Статья 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г.

№136-ФЗ (далее – ЗК РФ) раскрывает содержание юридической дефиниции «земля», которая может рассматриваться как: «объект общественных правоотношений»; «природный ресурс» – основа хозяйствования; «недвижимость» – объект права собственности и хозяйственного оборота; «территория» – государства, регионов, отдельных населенных пунктов».

Особенности земельного права как отрасли права

В целом, система права представляет собой взаимосвязанную систему, включающую отрасли, институты и нормы права.

Основным критерием, по которому принято выделять отрасль права, является наличие самостоятельного предмета правового регулирования, не совпадающего с предметом правового регулирования других отраслей.

Если рассматривать соотношение “земельное права” с другими отраслями российского права, то следует отметить, что земельное право России – самостоятельная отрасль права со своим предметом, объектом и способами регулирования.

Структура “земельного права” отражает вертикальное, внутреннее согласованное соотношение подотраслей права. Соответственно нормы земельного права, устанавливающие виды землепользования, определяющие субъекты и объекты права, права и обязанности землепользователей, основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений, образуют институт права землепользования.

Общая теория права определяет “метод правового регулирования” как совокупность юридических приемов, средств, способов правового воздействия на поведение субъектов права или регламентацию видов общественных отношений. Тоже правило распространяется и на земельное право.

В зависимости от конкретной правовой ситуации применяются методы императивного (административно-правового) или диспозитивного (договорного) характера.

В первом случае субъект земельных правоотношений не может действовать по своему усмотрению, а должен следовать правилам, предписанным ЗК РФ и другими специальными нормативными актами.

В качестве императивного метода регулирования можно привести положения ст. 3 ФЗ  РФ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» от 24 июля 2002 г.

Норма вводит запрет для иностранцев  (в том числе иностранных юридических лиц) и лиц без гражданства, приобретать сельхозугодия в собственность. Эти земли, согласно нормативно-правовому акту,  можно взять только в аренду.

Диспозитивные принципы развития и регулирования земельного права предполагают свободу купли-продажи, аренды, дарения, наследования земли – за исключением ограничений и запретов, указанных в законах.

Основные принципы развития земельно-правовых отношений 

Основные принципы развития земельно-правовых отношений в РФ определены в ст. 1 ЗК РФ.

В соответствии с данными принципами,  «земля» рассматривается  в качестве  главного ресурса для жизни и деятельности человека; защита земли (как одного из базовых компонентов окружающей среды) являются  приоритетным направлением государственной политики в области охраны жизни и здоровья человека.

Земля, в соответствии с данными принципами, является важным производственным ресурсом в лесном и сельском хозяйстве.

Использование участков должно осуществляться свободно, однако такие действия не должны наносить вред природе и людям; мнение граждан, общественных и религиозных объединений следует учитывать при решении вопросов, затрагивающих права на землю; необходима защита  ценных и особо оберегаемых территорий.

Кроме того, в нормативном акте оговорены: запрет перевода отдельных участков в другую категорию; разделение земель по целевому характеру; государственное регламентирование перехода земель в коммерческую собственность; определены единая судьба участков и расположенных на них зданий, сооружений.

Принципы российского земельного права также включают: обособление федеральной собственности на землю от аналогичного имущества субъектов РФ; различные подходы к установлению режима земель, соблюдение баланса интересов общества и граждан в земельных отношениях, дифференциация норм гражданского и земельного права. Правила Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ), регулирующие порядок развития земельных отношений, не должны противоречить ЗК РФ.

Предметом земельного права являются земельные отношения, представляющие собой юридически значимые связи между субъектами права, возникающие в процессе их взаимодействия и касающиеся приобретения прав на земельные участки, распоряжения этими правами, охраны земель, регулирования правомочий и возможностей, связанных с землепользованием, землеустройством, определением юридического статуса отдельных видов земель. Особое место отводится регламентации действий организационного характера, включая процессы рационального использования и защиты территорий госорганами и муниципальными образованиями.

В земельное право входят элементы административных, имущественных, финансовых и других отношений (ввиду специфики объекта правового регулирования земельного права – земли). Предметом отрасли земельного права является особый круг общественных отношений по поводу земли и земельных отношений. Этим и объясняются особенности земельного права.

Объект в системе земельного права – земля, которую следует рассматривать как природный ресурс, недвижимость и место обитания всего человечества. Отдельные правомочия – собственности, аренды, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования устанавливаются нормами ГК РФ (ст. 260-287 ГК РФ).

Субъекты земельного права – публично-правовые образования, граждане, коммерческие и некоммерческие организации.

Их компетенция определяется на основании Конституции РФ, ЗК РФ, ГК РФ, федеральных законов, региональных нормативно-правовых актов: конституциями республик в составе РФ, уставами краев, областей, автономных округов, автономной области, местными законами и муниципальными актами.

К источникам земельного права России относятся – Конституция РФ, международно-правовые договоры (в случае их ратифицикации РФ). Основной же источник земельного права – Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. №136-ФЗ – нормативный  акт, регулирующий правоотношения и устанавливающий правовой статус отдельных видов земель.

Кроме того, к источникам земельного права относятся специальные законы – ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ «О недрах», ФЗ « О землеустройстве»,  ФЗ «Об охране окружающей среды» и т.д.

В этом смысле, значение имеют Указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные документы.

Судебная практика не относится к источникам отрасли, но позиции высших инстанций: Конституционного Суда РФ, Верховного Суда  РФ принимаются во внимание при разрешении споров в нижестоящих судах.

Определяя место в земельного права в системе права, следует отметить, что земельное право связано с гражданским, градостроительным и административным законодательством.

Гражданское право регулирует имущественные отношения по обороту участков  в то время как земельное право устанавливает правила использования территорий, режим отдельных категорий участков.

Место гражданских отношений в земельном праве ограничено частноправовым, прежде всего, коммерческим интересом хозяйствующих субъектов.

В отличие от административного права, в котором первостепенное значение уделяется субординации между государственными органами и гражданами (организациями), в системе земельного законодательства преобладают источники, устанавливающие правила регулирования отношений землепользования и землеустройства.

Связь земельного и градостроительного законодательства прослеживается при территориальном планировании городских территорий, зонировании и проведении мероприятий по охране отдельных категорий земель в рамках городских округов и поселений.      

Источник: https://advokat-malov.ru/zemelnoe-pravo/osobennosti-zemelnogo-prava.html

Понятие и особенности источников земельного права. Система источников земельного права и законодательства

Особенности источников земельного права

  1. Понятие и особенности источников земельного права. Система источников земельного права и законодательства.

Под источниками права понимаются различные способы выражения правотворческой деятельности государства, с помощью которой воля законодателя становится обязательной для исполнения.

Уполномоченные органы государства, через наиболее распространенную форму источника права – нормативные правовые акты, устанавливают (санкционируют) правовые нормы, рассчитанные на многократное применение при регулировании земельных отношений.

Каждый источник права обладает такими признаками, как:

1) документальная форма закрепления. Нормы земельного права содержатся в соответствующих нормативно-правовых актах. Например, Правила применения нормативной цены земли установлены ст. 25 Закона РСФСР от 11 октября 1991 г. «О плате за землю», т.е. вытекают из точного смысла данного нормативно-правового акта;

2) особая форма документа, предусмотренная законом или не противоречащая ему. Так, Федеральное Собрание РФ принимает законы; Правительство РФ принимает постановления и распоряжения; органы местного самоуправления принимают решения, а местная администрация – постановления и распоряжения; руководители органов и структурных подразделений местной администрации издают приказы;

3) соответствие органа или должностного лица в принятии правового акта действующему законодательству. Например, если областное законодательное собрание вынесет решение об установлении принципов платы за землю, то оно превысит свои полномочия, поскольку этот вопрос находится в ведении Российской Федерации;

4) наличие в нормативном акте правовых норм.

Так, если решением органа местного самоуправления тому или иному предприятию будет предписано устранить нарушения земельного законодательства, то данное решение не будет нормативным в силу индивидуальности и разовости данного предписания; в то же время, если данный орган примет решение по вопросам организации ведения земельно-кадастрового учета в своем регионе, то содержание этого решения, рассчитанное на многократное применение, будет иметь нормативный характер.

Различают действие нормативно-правовых актов по территории, времени и кругу лиц:

а) действие нормативно-правовых актов по территории, как правило, определяется территориальной подведомственностью органа – автора того или иного нормативно-правового акта.

Например, законы Федерального Собрания РФ и постановления Правительства РФ распространяются на территорию всей Российской Федерации, решения областных законодательных собраний, имеющих общенормативное значение, распространяются лишь на своей территории и не действуют на территории соседних областей;

б) по времени действия земельно-правовые акты, как правило, не имеют обратной силы, т.е. не распространяются на те отношения, которые возникли до вступления данного акта в законную силу, если иное не предусмотрено законом. Так, в п.

2 Постановления Верховного Совета РСФСР от 25 апреля 1991 г.

«О введении в действие Земельного кодекса РСФСР» сказано: «К земельным правоотношениям, возникшим до момента принятия Кодекса, Земельный кодекс РСФСР применяется к тем правам и обязанностям, которые возникнут после его введения в действие».

По некоторым отношениям принимаемые нормативно-правовые акты могут определенное время бездействовать, т.е. время их принятия и время вступления в силу не всегда совпадают. Например, в указанном пункте постановления оговорено, что ЗК не применяется к правоотношениям по оплате за использование земель до принятия специального закона о плате за землю. Лишь в дальнейшем такой закон был принят.

Вместе с тем может возникнуть ситуация, когда действующий нормативно-правовой акт не подлежит применению, хотя гипотеза (фактический состав) для этого имеется.

Так, с истечением сроков исковой давности субъекты земельных правоотношений лишаются права на взыскание убытков, причиненных нарушением земельного законодательства; с истечением сроков давности привлечения к ответственности нормативный акт, предусматривающий наказание для виновных лиц, не применяется (ст. 136 КЗоТ; ст. 282 Кодекса об административных правонарушениях КоАП; ст. 78 УК). Подобно тому как на негаторные иски (иски об устранении препятствий к реализации права собственности) не распространяются сроки исковой давности, в правовом регулировании «чисто» земельных отношений (т. е. непосредственно связанных с эксплуатацией земли и т. п.) отсутствуют нормы о таких сроках;

в) по кругу субъектов действие нормативно-правовых актов осуществляется в отношении:

общих субъектов, т.е. лиц, по своей юридической природе не отличающихся какими-либо особыми признаками. Например, все граждане РФ имеют право на получение земельного участка в порядке, определенном законодательством;

специальных субъектов, т.е. лиц, обладающих признаками, обеспечивающими им определенные дополнительные права или льготы либо лишающими этих льгот.

Так, для получения земельного участка для ведения фермерского хозяйства необходимо наличие специального субъекта, обладающего опытом работы в сельском хозяйстве либо специальной подготовкой.

Общему субъекту (например, горожанину, никогда не проживавшему в сельской местности и не имеющему специальной квалификации) может быть отказано в таком праве. Кроме того, лица, проживающие в данной местности, имеют преимущество перед приезжими селянами при прочих равных условиях.

Помимо дифференциации правового регулирования по кругу субъектов действие нормативно-правовых актов может быть дифференцировано и по кругу объектов правового регулирования. Так, земельный фонд РФ подразделен на семь категорий земель, для каждой из которых установлен специфический правовой режим использования.

Каждый источник земельного права является элементом в системе земельного законодательства, которое, в свою очередь, является звеном в общей системе права государства. В любой системе не исключены сбои, нарушения, коллизии, а значит, и необходим антиколлизионный правовой механизм. В земельном праве отмечаются следующие его элементы:

1) механизм устранения иерархических противоречий, коллизий. Так, если действующий земельно-правовой акт противоречит Конституции РФ, то решением Конституционного Суда РФ он может быть отменен.

В соответствии с ныне действующим законодательством судебный контроль над нормотворчеством в России осуществляется как Конституционным судом РФ, так и судами общей юрисдикции в пределах компетенции, установленной Конституцией РФ (ст.

120) и другими законодательными актами.

Иерархические противоречия неконституционного характера могут быть устранены системой прокурорского надзора путем принесения прокурором протеста на нормативный акт, принятый с нарушением установленной компетенции или процедуры принятия;

2) механизм устранения логических противоречий.

Например, если в сфере правового регулирования возникает особая группа общественных отношений, требующих особой правовой регламентации, то в нормативно-правовых актах делается «отдушина», позволяющая не поставить закон вопреки требованиям здравой логики наперекор объективным потребностям местных условий. Так, при наличии общего запрета на использование земли природоохранного назначения для хозяйственной деятельности в местах проживания малочисленных народов и этнических групп допускается использование этих земель для выпаса оленей;

3) механизм устранения противоречий в нормативно-правовых актах, принятых в различные отрезки времени. Например, по ЗК РСФСР 1970 г. аренда земли считалась деянием, нарушающим национализацию земельных ресурсов.

Наряду с этим положением были приняты нормативно-правовые акты, разрешавшие аренду земли в качестве допустимой формы эксплуатации земельных ресурсов.

Возникло противоречие норм действующего законодательства друг другу.

Устранение такого противоречия осуществляется по правилу: «если позднее изданный закон регулирует случай иначе, чем ранее принятый, то применяется более поздний закон»;

4) механизм устранения пробелов в действующем земельном законодательстве.

Пробелы в законе – естественное явление, возникающее, во-первых, из-за отставания правотворческой деятельности от динамично развивающихся общественных отношений; во-вторых, из-за недостатков в самой правотворческой деятельности: Поэтому закон дает право судам в случае таковых пробелов применять при решении конкретных гражданских дел аналогию закона или аналогию права (ст. 6 ГК РФ).

Совокупность нормативно-правовых актов образует собой систему законодательства, которая строится по определенной «иерархической лестнице»: акты расположены по степени юридической силы, по степени конкретности правового регулирования и по другим признакам.

Подводя итог сказанному, можно определить источник земельного права как документ установленной формы, изданный уполномоченным на то Государственным органом, содержащий в себе земельно-правовые нормы, действующий на определенной территории, определенное время и среди определенного круга лиц, являющийся элементом системы земельного законодательства.

. Система источников земельного права

«Источники права представляют собой форму закрепления общеобязательных правовых норм. Первичным элементом законодательства является нормативный правовой акт, который представляет собой документ, объединяющий совокупность предметно связанных между собой норм.

К ним относятся Конституция Российской Федерации, федеральные законы (законы), кодексы, Указы Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации, ведомственные нормативные акты, Конституции, уставы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, нормативные постановления и решения местных органов самоуправления» Боголюбов С. А. Земельное право. М., 2004. С.27..

«Для понимания структуры законодательства необходимо учитывать ранжирование нормативных актов по двум пересекающимся линиям.

По одной – законодательство подразделяется на отрасли по критерию предмета правового регулирования: конституционное, гражданское, административное, трудовое, жилищное и т.д. Здесь же выделяется и земельное законодательство. По другой – законодательство делится на уровни, т.е.

имеется законодательство федеральное, субъектов Федерации и нормативные акты местных властей» www.bibliotekar.ru/teoria-gosudarstva-i-prava-1/68.htm.

Состав отраслей законодательства на каждом уровне частично определен Конституцией РФ, которая в ст. ст.

71 и 72 устанавливает соответственно исчерпывающий перечень предметов ведения Российской Федерации и совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Одновременно в соответствии с ч. 4 ст.

76 Конституции РФ вне пределов исключительного ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ, субъекты РФ имеют право развивать собственное законодательство, которое может формировать дополнительны отрасли.

В соответствии с Конституцией РФ земельное законодательство относится к совместному ведению, что означает право государственных органов Федерации и субъектов РФ принимать нормативные правовые акты по земельным вопросам. Конституция РФ// «Российская газета». 25.12.1993.

Несмотря на такую кажущуюся ясность, выявление источников земельного права остается довольно сложной задачей. Это в первую очередь связано с определением соотношения системы права и системы законодательства.

Источниками земельного права являются как земельное законодательство, объединяющее нормативные правовые акты, регулирующие отношения по использованию и охране земель (ст.

3 ЗК), так и нормативные правовые акты, образующие другие отрасли законодательства, но регулирующие в отдельных своих положениях земельные отношения наряду с другими общественными отношениями.

Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ // Российская газета. 30.10.2001.

Соответственно в части положений, регулирующих общественные отношения, объектом которых выступает земля, земельные участки, их части, земельные доли или права на землю, они также являются источниками земельного права, но остаются в системе своих самостоятельных отраслей законодательства.

Таким образом, основную группу источников земельного права образует законодательство, представленное нормативными правовыми актами, принятыми на всех уровнях государственной власти, а также местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения.

Систему источников земельного права образуют:

Конституция РФ;

федеративные договоры;

международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права;

законы (конституционные и федеральные);

указы и распоряжения Президента РФ;

постановления и распоряжения Правительства РФ;

конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

нормативные правовые акты министерств и ведомств;

нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

корпоративные (локальные) нормативные правовые акты;

правовой обычай.

2. Законы как источники земельного права. Земельный кодекс

Российской Федерации как основной отраслевой источник земельного права.

«Все законы и иные нормативные правовые акты находятся между собой в строго иерархической соподчиненности. Законы принимаемые высшими представительными органами государственной власти, обладают наибольшей юридической силой по отношению ко всем иным источникам права.

Верховенство среди законов на всей территории России принадлежат Конституции РФ, наделенной высшей юридической силой, и федеральным законам. Согласно Конституции РФ все законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны ей противоречить» Боголюбов С. А.

Земельное право. М., 2004. С. 28..

Законы подразделяются на:

Источник: https://www.yaneuch.ru/cat_51/ponyatie-i-osobennosti-istochnikov-zemelnogo/142569.1879298.page1.html

8. Понятие и особенности источников земельного права. Классификация источников земельного права

Особенности источников земельного права

Источникиземельного права – это внешняя формавыражения воли государства, направленнаяна урегулирование отношений поиспользованию и охране земель.К источникамземельного права относятся:

  1. Конституция РФ, устанавливающая общие принципы регулирования земельных правоотношений. Например, ст. 9 допускает возможность существования различных форм и видов права собственности на землю, ст. 58 закрепляет обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;

  2. международные договоры, на основании которых определяется государственная граница РФ, режим использования земель в приграничной зоне, создаются приграничные природные заповедники и т. д.;

  3. законы – основным из которых в рассматриваемой сфере является Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г.

    № 136-ФЗ (ЗК РФ), в котором особое место отводится регулированию охраны земли, закрепляется система правовых норм, устанавливающих право собственности на землю, освещаются вопросы приобретения прав на землю.

    В ЗК РФ отражены особенности совершения сделок купли-продажи земли, определен правовой режим различных категорий земель и т. п. К специальным источникам земельного права можно также отнести:

  • ФЗ от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»,

  • ФЗ от 10 января 1996 г. № 4-ФЗ «О мелиорации земель»,

  • ФЗ от 2 января 2000 г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» и др.

ЗаконРФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «Онедрах», закрепляющий порядок выдачилицензий на пользование недрами, Леснойкодекс РФ от 4 декабря 2006 г. № 200-ФЗ(ЛК РФ), дающий определение составаземель лесного фонда, Водный кодекс РФот 3 июня 2006 г. № 74-ФЗ (ВК РФ) и др.

Также важное значения для регулированияземельных правоотношений имеют нормыГражданского кодекса РФ (ГК РФ) (частипервая, вторая, третья и четвертая),признающие земельные участки недвижимымимуществом, закрепляющие принципцелевого использования земель,рассматривающие вопросы изъятия частныхземельных участков для государственныхи муниципальных нужд;

  1. указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. Например, Постановление Совета министров – Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 100 «О Государственной программе мониторинга земель Российской Федерации на 1993–1995 гг.»;

  2. законы субъектов РФ. Земельное законодательство на основании Конституции РФ отнесено к совместному ведению РФ и ее субъектов, поэтому субъекты РФ вправе принимать правовые акты, регулирующие земельные правоотношения на соответствующей территории;

  3. нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, к компетенции которых отнесено решение вопросов: планирование застройки территории поселения, территориальное зонирование земель поселения, изъятие земельных участков и иные вопросы.

9. Концепция и структура действующего Земельного кодекса рф

ЗКРФ комплексно регулирует всю совокупностьземельных отношений в стране и довольнодетально развивает положения КонституцииРоссийской Федерации.

 Вряде статей Конституции РоссийскойФедерации установлено:

  • земля может находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности;

  • право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда;

  • владение, пользование и распоряжение землей осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба ОС и не нарушает прав и законных интересов иных лиц;

  • условия и порядок пользования землей определяются на основе ФЗ;

  • земельное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. По предметам совместного ведения издаются ФЗ и принимаются в соответствии с ними законы субъектов РФ;

  • указы Президента РФ и законы субъектов Федерации не должны противоречить ФЗ.

 Встрогом соответствии с конституционнымиположениями Земельный кодекс определилперечни земель, находящихсяв свободном обороте, в ограниченномобороте и исключенные из оборота.

О правахиностранцев на землю

  1. Иностранцы не могут приобретать в собственность земельные участки в приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом, и на иных особо охраняемых территориях в соответствии с ФЗ;

  2. иностранцы могут приобрести землю в собственность только за плату;

  3. Федеральный закон «Об обороте земель с\х назначения» установил, что иностранцы могут владеть и пользоваться земельными участками такого назначения только на праве аренды.

  4. Нормы пункта 5 статьи 35 и пункта 9 статьи 36 гарантируют иностранцам–собственникам зданий, строений и сооружений, преимущественное право покупки или аренды (в случаях запрета на приватизацию земель в данной зоне) земельного участка, на котором находятся здания, строения и сооружения. Президент Российской Федерации может установить перечень видов зданий,  строений,  сооружений, на которые это правило не распространяется.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

Источник: https://studfile.net/preview/4283302/page:4/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.