Особенности использования сельскохозяйственных земель

Значение и особенности использования земли в сельском хозяйстве

Особенности использования сельскохозяйственных земель

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

2

СОДЕРЖАНИЕ

1. ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

2. СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОСТОЯНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ

ЛИТЕРАТУРА

f1. ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЛИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Земля – важнейшее условие существования человеческого общества, незаменимое средство удовлетворения его разнообразных потребностей: экономических, социально-бытовых, эстетических и т. д. Однако, говоря об использовании земли, прежде всего подразумевают ее функционирование в сфере общественного производства.

Роль земли неодинакова в различных отраслях народного хозяйcтвa. В промышленности, транспорте и градоустройстве земля играет пассивную роль, функционируя как место, на котором совершаются процессы труда, пространственный операционный базис для размещения производства. Особое значение земля при обретает в добывающей промышленности. Здесь она служит источником сырья.

В сельском хозяйстве земля – главное средство производства, функциониpyющee одновременно как предмет труда и как средство труда.

Предметы труда – это то, на что направлен труд человека. Подвергая обработке землю, люди обеспечивают условия для роста и развития сельскохозяйственных культур.

С помощью средство труда воздействуют на предметы труда. Земля, обладая механическими, физическими, химическими и биологическими свойствами, воздействует на растения.

Следовательно, в первом случае земля выступает как предмет труда, во втором – как средство труда.

Земля как средство производства отличается от других средство производства рядом специфических особенностей.

1. Земля является продуктом природы, в то время как другие средства производства – результат труда человека. Земля возникла намного раньше самого человека и не может быть продуктом его труда (отчасти лишь плодородие верхнего слоя земли – почвы зависит от результатов труда). Следовательно, земля искусственно невоспроизводима.

2. Земля территориально ограничена.

Это понятие в экономическом смысле означает не столько ограниченность поверхности суши, сколько недостаточность территории, обладающей определенным сочетанием свойств и природных условий, наиболее благоприятных для сельскохозяйственного производства. В качестве условий, ограничивающих хозяйственную деятельность человека, выступают также естественные преграды, препятствующие обработке почвы.

3. Земля не может быть заменена никакими другими средствами производства; без нее не может осуществляться производственный процесс в сельском хозяйстве, особенно в земледелии.

4.

Земля неоднородна по качеству, вследствие чего при равных вложениях в единицу площади количество получаемой продукции может быть различным.

5. Результаты сельскохозяйственного производства зависят от местоположения, размеров и рельефа участка.

6. Земля обладает территориальной протяженностью и постоянным расположением участков, что позволяет широко применять в сельском хозяйстве мобильные машины.

7. Характер использования земли в сельскохозяйственном производстве многоплановый. На ней возделывается большое число различных видов сельскохозяйственных культур: зерновых, технических, кормовых, плодовых и др.

8. Земля при правильном использовании не изнашивается, не ухудшается, а, напротив, улучшает свои свойства, тогда как другие средства производства изнашиваются, устаревают морально и заменяются новыми в процессе труда. Эта особенность земли обусловлена ее ценнейшим свойством – плодородием почвы.

f2. СОСТАВ, СТРУКТУРА И СОСТОЯНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Общий земельный фонд Российской Федерации составляет 1709,7 млн. га. Земельный фонд как объект хозяйствования учитывается:

по целевому назначению (основу которого составляет распределение земель по категориям);

по хозяйственному использованию (основанному на классификации угодий по видам и подвидам);

в соответствии с административно-территориальным делением (в основу которого положено распределение земель по землепользователям).

В соответствии с основным целевым назначением земельный фонд подразделяют на земли:

сельскохозяйственного назначения;

населенных пунктов (городов, поселков и сельских населенных пунктов);

промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и Космического обеспечения, энергетики, обороны, иного назначения;

природоохранного, природозаповедного и историко-культурного назначения; лесного фонда; водного фонда; запаса.

К землям сельскохозяйственного назначения относят территорию, предоставленную сельскохозяйственным товаропроизводителям и предназначенную для ведения сельского хозяйства. Их основу составляют сельскохозяйственные угодья.

В них входят также площади, занятые лесами, кустарниками, болотами, усадьбами и другими угодьями, без которых ведение сельского хозяйства невозможно. Площадь земель сельскохозяйственного назначения составляет 657 млн.

га, или более 38 % земельного фонда страны.

По хозяйственному использованию земли подразделяют на сельскохозяйственные и несельскохозяйственные угодья. Сельскохозяйственные угодья – земли, систематически используемые для получения сельскохозяйственной продукции. Они включают пашню, залежи, многолетние насаждения, сенокосы и пастбища.

Пашня – это сельскохозяйственные угодья, систематически обрабатываемые и используемые под посевы сельскохозяйственных культур, включая многолетние травы и чистые пары. По естественно- историческим и другим свойствам пашню подразделяют на следующие подвиды: орошаемая и осушенная, избыточно увлажненная, подверженная эрозии, засоренная камнями.

К залежам относят земельные участки, которые ранее были пашней, но по различным причинам не засеваются (более года) сельскохозяйственными культурами.

Многолетние насаждения – это сады, ягодники, виноградники, цитрусовые, чайные и другие плантации.

Сенокосы – сельскохозяйственные угодья, систематически используемые для сенокошения. Сенокосы подразделяют на заливные, суходольные, заболоченные, заросшие кустарником и лесом, засоренные камнями и кочками, чистые, улучшенные (коренного улучшения).

Пастбища – земли, на которых систематически пасут животных, и такое использование является для них основным. Существуют подвиды пастбищ: суходольные и заболоченные, чистые и заросшие кустарником и лесом, каменистые, летние, весенне-осенние, зимние, круглогодичные, культурные, улучшенные (коренного улучшения).

Площадь сельскохозяйственных угодий во всех категориях хозяйств России составляет 210 млн. га, или около 13 % земельного фонда.

Структура сельскохозяйственных угодий представляет собой процентное соотношение отдельных видов угодий в общей их площади. В Российской Федерации на долю пашни приходится 61 %, сенокосов – 9,5, пастбищ – 28 %. Прочие сельскохозяйственные угодья занимают, 5 %.

Структура сельскохозяйственных угодий зависит от зональных особенностей и имеет значительные различия по экономическим районам.

Доля пашни в структуре сельхозугодий колеблется от 36,6 % в Восточно-Сибирском экономическом районе до 80,3 % в Центрально-Черноземном, сенокосов – от 2,4 % (Северо-Кавказский район) до 30,.

8 % (Северный район), пастбищ – от 13,9 % (Центрально-Черноземный район) до 46,6 % (Восточно-Сибирский район).

В значительной степени структура сельскохозяйственных угодий зависит также от специализации хозяйств. Так, в садоводческих предприятиях на долю многолетних насаждений приходится до 30 % сельхозугодий.

Основными землепользователями в Российской Федерации являются коллективные предприятия (акционерные общества, товарищества, кооперативы и др.). На их долю приходится до 90 % земельных угодий. Доля личных подсобных. И крестьянских (фермерских) хозяйств составляет около 10 %.

Земля при использовании претерпевает структурные и качественные изменения, которые в настоящее время носят негативный характер. За сравнительно небольшой период (с 1985 по 1998 г.) по различным причинам из сельскохозяйственного использования выбыло свыше 18,6 млн. га, в том числе 10,2 млн. га пашни.

Значительная часть сельскохозяйственных угодий неблагоприятна для возделывания сельскохозяйственных растений. Более половины из них излишне увлажнены, имеют повышенную кислотность, засолены, подвержены водной и ветровой эрозии. Три четверти площади пашни расположены в районах рискованного земледелия, с недостаточной влагообеспеченностью.

Наибольшую опасность для плодородия почвы представляет эрозия. Различным ее видам подвержена четвертая часть всех сельскохозяйственных угодий, в том числе почти треть пашни. Наибольшая доля приходится на земли, подверженные водной эрозии (18,6 %).

Деградации подвергаются наиболее плодородные почвы России – черноземы. Так, из-за роста оврагов ежегодно выбывает из использования до 25-30 тыс.

га черноземных почв, а темпы роста эродированных черноземов достигли 250-300 тыс. га в год. И это при том, что площадь черноземов составляет 120 млн.

га, или всего 7 % земельного фонда, на них расположено почти 60 % всей пашни и производится около 80 % земледельческой продукции страны.

гумуса в почвах большинства регионов достигло предельно малых значений, за которыми наступает деградация: в Нечерноземной зоне – 1,3 – 1,5 %, в Центрально-Черноземной зоне – 3,5-5 %.

Ежегодные потери гумуса на пахотных землях оцениваются 0,62 т с 1 га, а в целом по стране – более чем 81 млн. т.

В связи с резким сокращением применения минеральных и органических удобрений в большинстве регионов складывается отрицательный баланс питательных веществ.

В современных условиях обостряется проблема рационального использования земли. Основные направления рационального использования земельных ресурсов и их охраны следующие:

сохранение природной среды путем создания системы стабилизирующих и особо охраняемых территорий, способных поддерживать экологический баланс.

3. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ УГОДИЙ

роль в повышении эффективности использования земли принадлежит государству, которое должно, во-первых, разрабатывать и осуществлять целевые программы по сохранению размеров и состояния земельных угодий, недопущению их сокращения и нецелевого использования, а во-вторых, способствовать изменению общеэкономических условий, создающих основу для расширенного воспроизводства и интенсификации сельского хозяйства, реализации преимуществ новых отношений собственности и механизма хозяйствования.

Мероприятия, способствующие более полному и эффективному использованию главного средства производства в сельском хозяйстве, можно объединить в следующие группы.

1. Включение в производственное использование каждого гектара закрепленной за хозяйством земли; нельзя допускать, чтобы земля выпадала из хозяйственного оборота. Например, в фермерских хозяйствах в 1999 г. было засеяно только 60 % площади пашни. Это свидетельствует о нерациональном ее использовании и наличии значительного резерва увеличения производства сельскохозяйственной продукции.

2. Повышение экономического плодородия почв. Это прежде всего орошение и осушение, химическая мелиорация, применение удобрений, освоение севооборотов, поверхностное и коренное улучшение лугов и пастбищ.

3. Сохранение плодородия и охрана почв: полезащитное лесоразведение, почвозащитные технологии и севообороты, система мер по борьбе с водной и ветровой эрозией.

4.

Рациональное использование экономического плодородия почв: применение наиболее урожайных сортов, улучшение семеноводства, совершенствование схем размещения растений, соблюдение оптимальных сроков проведения сельскохозяйственных работ и выполнение их с высоким качеством, борьба с болезнями растений, вредителями и сорняками. Мероприятия этой группы непосредственно не влияют на агрохимические свойства почв, но способствуют лучшему использованию растениями их питательных веществ.

5. Организационно-экономические мероприятия: совершенствование структуры посевных площадей с учетом конъюнктуры рынка, углубление специализации, применение прогрессивных форм организации и оплаты труда, совершенствование форм хозяйствования и др.

fЛИТЕРАТУРА

1. Экономика сельского хозяйства / И.А. Минаков, Л.А. Сабетова, Н.И. Куликов и др. – М.: Колос, 2000. – 328 с.

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/agriculture/00010784_0.html

11.2. Особенности использования сельскохозяйственных угодий

Особенности использования сельскохозяйственных земель

Если земли сельскохозяйственного назначения выделены законодателем в особую — первую категорию земель,

294

Глава И. Земли сельскохозяйственного назначения

то в этой категории особой охране и специальному режиму использования подлежат сельскохозяйственные угодья — сердцевина сельскохозяйственных земель.

Предоставление и изъятие сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд. В п. 2 ст.

79 ЗК предусматривалось, что для целей строительства промышленных объектов предоставляются земли, непригодные для ведения сельскохозяйственного производства, или сельскохозяйственные угодья худшего качества.

Для строительства линий электропередачи, связи, автомобильных дорог, магистральных трубопроводов допускается предоставление сельскохозяйственных угодий более высокого качества, но эти сооружения должны размещаться главным образом вдоль границ полей севооборотов и автомобильных дорог.

В п. 3 ст.

79 ЗК изъятие, в том числе путем выкупа, сельскохозяйственных угодий, кадастровая стоимость которых превышает среднерайонный уровень, допускается только в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств РФ, обеспечением обороны и безопасности государства, разработкой месторождений полезных ископаемых (кроме общераспространенных), содержанием объектов культурного наследия РФ, строительством и содержанием объектов культурно-бытового, социального, образовательного назначения, линий электропередачи, связи и иных подобных сооружений при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.

Согласно ФЗ от 21.12.2004 № 199 эти нормы утратили силу: в условиях системного кризиса законодатель признал невозможным сохранение таких приоритетов для сельскохозяйственных угодий, отменил их обязательный характер.

Следует ли из этого, что они не имеют никакого значения? Категорическую юридическую направленность они потеряли, но рекомендательную сохранили (и в этом отличие права от иных социальных норм), поскольку земля должна использоваться прежде всего для производства сельскохозяйственной продукции.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, например угодья опытно-производственных подразделений образовательных учреждений высшего профессионального образования, сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существенно превышает

11.2. Особенности использования сельскохозяйственных угодий   295

среднерайонный уровень, могут быть включены в перечень земель, использование которых для несельскохозяйственных целей не допускается.

Прекращение прав на сельскохозяйственные угодья из-за нецелевого использования. В Общей части учебника (разд. I) отмечались значение принадлежности земель к той или иной категории и разрешенного использования земель (ст.

1 ЗК), недопустимость нарушения установленного порядка перевода земель из одной категории в другую (ст. 8 ЗК).

Особенность использования сельскохозяйственных угодий заключается в приоритетности их не только перед землями иных категорий, но и перед другими землями сельскохозяйственного назначения.

ООО «Восток-96» обратилось с иском к администрации г. Махачкалы о признании недействительным ее постановления «Об изъятии у кооператива „Росток” ОАО „Даггаз” земельного участка и приостановлении деятельности ООО „Искра-999″ по освоению спорного участка до разрешения спора». Иск удовлетворен.

Судебные акты мотивированы тем, что доказательства нецелевого использования земельного участка сельскохозяйственного назначения или его незаконного выделения истцу не представлены.

ООО «Искра-999» просит отменить вынесенные по делу судебные акты, считая, что суды не приняли во внимание представленные Махачкалинским комитетом по землеустройству материалы нецелевого использования ответчиком земельного участка.

Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Как следует из материалов дела и установлено судебными инстанциями, решением исполкома Махачкалинского Совета народных депутатов ОАО «Даггаз» разрешено строительство теплиц.

Кооперативу «Росток» (правопредшественнику ООО «Восток-96») под строительство теплиц отведен земельный участок с определением его границ на местности. Приведенные документы свидетельствуют о том, что выдел земельного участка состоялся и кооператив имел законные основания для строительства и освоения земельного участка для сельскохозяйственного производства.

Поскольку постановление главы администрации г. Махачкалы не отменено,

296

Глава 11. Земли сельскохозяйственного назначения

судебные инстанции обоснованно сделали вывод о том, что ООО «Восток-96» пользуется земельным участком для сельскохозяйственных нужд на законных основаниях. Акт проверки состояния использования земельного участка от 02.11.2001 не содержит данных о том, в чем заключается его нецелевое использование.

Акты и расчеты определения потерь и убытков сельскохозяйственного производства, представленные Комитетом по земельным ресурсам г.

Махачкалы, а также свидетельство о праве постоянного (бессрочного) пользования землей, выданное ООО «Искра-999», содержат противоречивую информацию о правовом режиме земельного участка.

В связи с тем, что ООО «Восток-96» имело разрешение на строительство и администрацией не представлено доказательств выделения земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения, судебные инстанции обоснованно указали на недоказанность его нецелевого использования.

Изъятие сельскохозяйственных угодий для строительства автодорог. Изъятие, в том числе с возмещением убытков, сельскохозяйственных угодий допускается в исключительных случаях, связанных со строительством автомобильных дорог.

Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа установил, что сельскохозяйственный производственный кооператив «Бобино» обратился с иском к Кировскому областному государственному учреждению «Кировское управление автомобильных дорог» о взыскании убытков, причиненных изъятием земель.

Исковые требования основаны на Положении о порядке возмещения убытков собственникам земли, землевладельцам, землепользователям, арендаторам и потерь сельскохозяйственного производства (утв. постановлением Правительства РФ от 28.01.

1993 № 77) и мотивированы неоплатой ответчиком убытков в виде упущенной выгоды, возникших в результате изъятия земель, принадлежавших истцу, под строительство автомобильной дороги Гнусино — Шихово.

Как усматривается из материалов дела и установлено судом, постановлением администрации Слободского района Кировской области у сельскохозяйственного производственного кооператива «Бобино» под строительство автодоро-

11.2. Особенности использования сельскохозяйственных угодий   297

ги Гнусино — Шихово изъят земельный участок площадью 41,55 га, в том числе 6,96 га пашни, 1,92 га пастбищ, 1,36 га прочих угодий, 31,31 га леса.

Из материалов дела видно, что 2,94 га пашни изъято у истца не временно, а навсегда, восстановление нарушенного производства за счет собственных неиспользуемых земель либо предоставление взамен изъятых других земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной собственности и расположенных в непосредственной близости от земель истца, невозможно ввиду их отсутствия.

По правилам п. 25 названного Положения исчисляется упущенная выгода, вызванная возникшими неудобствами в использовании земель.

Дорога разобщает территорию истца, отрезает фермы от пастбищ, что затрудняет перегон скота и ведет к росту затрат на эксплуатацию транспортных средств.

Позиция истца подтверждена материалами дела, а ответчик не подкрепил доказательствами свои возражения по иску и вопреки указаниям суда уклонился от составления акта сверки расчетов. При таких обстоятельствах по делу суд правомерно взыскал с ответчика сумму убытков.

Изъятие сельскохозяйственных угодий для затопления.

Сельскохозяйственные угодья подлежат особой, повышенной охране; особенно болезненно воспринимается обществом уменьшение площади плодородных сельскохозяйственных угодий, выбытие их из оборота, например в результате затопления.

Показательным может считаться дело об изъятии сельскохозяйственных угодий для затопления, в котором возник спор также о правопреемственности, границах и принадлежности изымаемых и затопляемых сельскохозяйственных угодий.

Федеральный арбитражный суд Центрального округа, исследовав материалы дела, установил следующее. В сентябре 2002 г.

истец получил сообщение из Комитета финансов Лебединского ГОКа об изменении площади земель, отведенных под Старооскольское водохранилище в разрезе муниципальных образований, на основании справки руководителя Горшеченского комитета по земельным ресурсам.

Указанной справкой размер сельскохозяйственных земель, отведенных под водохранилище, был уменьшен по Знаменскому сельсовету на 300 га, а по Никольскому сельсовету увеличен на 300 га.

298

Глава П. Земли сельскохозяйственного назначения

При принятии решения суд исходил из того, что общая площадь затопленных земель в размере 784 га принадлежит муниципальному образованию «Знаменский сельсовет» (ранее колхоз «Маяк») как правопреемнику колхоза «XX съезд КПСС». Указанное правопреемство суд обосновывает слиянием (объединением) колхозов «Маяк» и «XX съезд КПСС».

Данный вывод сделан без всестороннего и полного исследования всех доказательств. Так, в материалах дела имеются решение исполкома Курского областного Совета депутатов трудящихся от 18.02.

1971 и последующие решения Горшеченского райисполкома, которыми произведено разукрупнение колхоза «XX съезд КПСС» и укрупнение за счет его земель и имущества колхозов «Маяк» (ныне территория муниципального образования «Знаменский сельсовет»), «Путь к коммунизму» (ныне территория муниципального образования «Никольский сельсовет»), им.

Фрунзе (ныне территория муниципального образования «Солдатский сельсовет»), «Заветы Ильича» (ныне территория муниципального образования «Куньевский сельсовет»).

В результате проведенных преобразований колхоз «XX съезд КПСС» был ликвидирован, а его земельные площади, в том числе и подлежащие затоплению под водохранилище, были переданы не только колхозу «Маяк», но, как указывает райкомзем, и другим хозяйствам.

Однако данный довод судом не исследован. Также судом не исследован вопрос и о том, каким образом райкомземом производился расчет площади контура земель, отведенных под водохранилище.

Не исследована и не дана оценка имеющейся в материалах дела схемы земельного участка водохранилища, граничащего с землями Знаменской администрации, составленной Институтом мониторинга земель.

Не были предметом исследования данные государственного земельного и водного кадастров, которые содержат систему необходимых сведений и документов о правовом режиме земель и поверхностных вод, их фиксированных границах, местоположении.

Защита земельных долей. Впервые нормы о разделе земли и имущества колхозов и совхозов на условные земельные паи и доли бывших земель колхозов и совхозов были закреплены в Законах РСФСР о крестьянском (фермерском) хозяйстве от 22.11.1990 и о земельной реформе

11.2. Особенности использования сельскохозяйственных угодий   299

Источник: http://www.adhdportal.com/book_3618_chapter_57_11.2._Osobennosti_ispolzovanija_selskokhozjajjstvennykh_ugodijj.html

Особенности использования сельскохозяйственных угодий

Особенности использования сельскохозяйственных земель
Энциклопедия МИП » Земельное право » Категории земель » Особенности использования сельскохозяйственных угодий

Сельскохозяйственные угодья относятся к особой группе земель, для которых действует ограниченное земельным законодательством разрешенное использование.

Земельные ресурсы классифицируются и отличаются между собой особенностями целевого предназначения и использования.

Особый класс государственных территорий составляют угодья, которые применяются для выполнения работ сферы сельского хозяйства, фермерства или огородничества.

Для таких зон используется особый правовой режим в отношении официальной регистрации и эксплуатации территорий сельскохозяйственных земель.

Понятие сельскохозяйственных угодий, их назначение

Сельскохозяйственные угодья согласно действующему законодательству являются территориями, которые планомерно, регулярно и систематически используются населением для производства сельскохозяйственной продукции или удовлетворения потребностей различных сфер сельского хозяйства.

Сельскохозяйственные угодья представляют собой территории, которые входят в состав любых жилых поселений, относятся к зоне промышленных участков и прочих категориальных разновидностей земель. Основным признаком хозяйственного предназначения данных участков является применение их в качестве угодий для хозяйственных и фермерских нужд.

Максимальный размер общей площади сельскохозяйственных угодий в отношении всей государственной территории составляет около 30%. Данная площадь сельскохозяйственных угодий включает в себя все виды таких земель, наибольшую численность среди которых составляют пашни. Они занимают около 10% от общего размера государственной территории.

Сельскохозяйственные угодья и их состав

Вся площадь сельскохозяйственных угодий подразделяется на определенные категории в зависимости от целевого предназначения. Земельное законодательство государства предусматривает следующие виды угодий сельскохозяйственного предназначения, среди которых:

  • пашни;
  • сенокосы;
  • пастбища;
  • залежи;
  • земли, предназначенные для выращивания многолетних насаждений (сады, виноградники и др.).

Ключевая характеристика сельскохозяйственных угодий заключается в особенном режиме использования, наделении таких зон наивысшим приоритетом среди всех территорий, а также принятии существенных охранных мер.

Использование сельскохозяйственных угодий

Структура сельскохозяйственных угодий, согласно действующему законодательству, включает несколько видов разрешенного использования. При структуризации таких проектов используются принципы землеустройства.

На характер использования угодий сельскохозяйственного назначения особое влияние оказывает продуктивность сельскохозяйственных угодий, которая зависит от расположения, качества и плодородности почвы, наличия вредоносных факторов.

Сельскохозяйственные угодья относятся к особой группе земель, для которых действует ограниченное земельным законодательством разрешенное использование, поэтому в случае нарушения законодательства принимаются серьезные охранные меры, которые запрещают переводить сельскохозяйственные угодья в раздел территорий, пригодных для удовлетворения нехозяйственных потребностей.

Однако законом предусмотрены также случаи перевода сельскохозяйственных угодий в категории земель для несельскохозяйственных целей. Такие прецеденты регламентируются законом и должны иметь серьезные основания.

Сельскохозяйственные угодья, их правовой режим: аренда, перевод, продажа, приватизация

Государственная кадастровая оценка сельскохозяйственных угодий осуществляется с целью получения достоверного результата при оценке общей территории государства. Данная оценка сельхозугодий включает определение основных параметров (продуктивность, оценочные затраты, показатели кадастровой стоимости, цена произведенной продукции).

Кадастровая оценка сельхозугодий проводится перед заключением любых сделок, объектами которых являются данные территории. Такая процедура является обязательным условием для установления конкретного правового режима:

1. Аренда. Договор аренды земель сельскохозяйственного предназначения может заключаться на срок не более 49 лет, а минимальный срок устанавливается законодательством в зависимости от целевой специализации участка.

Земли, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам на основании заявления.

При поступлении нескольких заявлений предоставление в аренду определенной территории осуществляется на конкурсной основе.

2. Перевод сельскохозяйственных угодий в иные эксплуатационные категории возможен при наличии серьезных оснований, среди которых: 

  • консервация;
  • изменение границ населенных пунктов;
  • соблюдение условий международных договоров;
  • строительство и эксплуатация культурных и социальных объектов;
  • принятие мер по обеспечению государственной безопасности;
  • содержание объектов культурного наследия страны;
  • добыча особо ценных полезных ископаемых;
  • строительство объектов связи, транспорта и коммуникаций;
  • включение территорий в состав лесного или водного фонда.

3. Продажа сельскохозяйственных угодий возможна в пользу частных лиц или же государственных и муниципальных учреждений, которые пользуются преимущественным правом приобретения таких земель.

Продажа сельскохозяйственных угодий возможна при условии извещения исполнительных государственных и муниципальных органов о предстоящей продаже с указанием точной цены, размера, места расположения и срока, в течение которого будет заключена сделка.

Срок расчета для таких процедур не должен превышать более 90 дней.

Если муниципальные и государственные органы не изъявили намерений по приобретению участка, то владелец имеет право самостоятельно продать недвижимость третьим лицам на любых условиях.

4. Приватизация сельскохозяйственных угодий, которые находятся в государственных или муниципальных активах, возможна в законном порядке, который устанавливается земельным законодательством. Осуществление приватизации стало возможно с момента действия соответствующих законов.

Приватизации не подлежат территории государственной или муниципальной собственности, которые используются в качестве оленьих пастбищ регионов Крайнего Севера, а также отгонные пастбища. Важным условием проведения процедуры приватизации является сохранение целевого назначения.

Порядок использования земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий

Правовой порядок эксплуатации земельных долей, которые были определены после приватизации угодий сельскохозяйственного назначения, согласно с земельным законодательством, не вписывается в рамки стандартного использования сельскохозяйственных территорий. Оборот земельных долей не связывается непосредственно со сферой эксплуатации, так как основывается исключительно на применении принципа правовой собственности.

В процессе оборота долей сельскохозяйственных угодий осуществляется смена собственника.

В государственную регистрацию прав собственности долей земельных угодий включается государственная кадастровая оценка угодий в сельском хозяйстве и их долей. Права на такие участки регистрируются на основании поданных заявлений от участников собственности в долях, а также уполномоченного лица от имени общего собрания долевой собственности.

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья

Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья отличаются от стандартных угодий сельского хозяйства тем, что такие разновидности относятся к группе территорий, использование которых в иных целях не допускается законодательством.

Перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий не определяется строгой законодательной нормой, так как правовая система позволяет составлять такие списки субъектам государства. После составления списка хозяйственных угодий, данный перечень должен окончательно утверждаться главой конкретного субъекта страны.

Процедура составления такого документа предусматривает предварительную публикацию содержания списка в местных средствах массовой информации, которые существуют на территории конкретного муниципального субъекта.

Субъектами, которые составляют перечни сельскохозяйственных угодий специального предназначения, могут быть:

  • опытно-производственные подразделения научных организаций;
  • учебно-опытные подразделения образовательных организаций.

Сельскохозяйственные угодья, которые имеют значительную хозяйственную ценность, являются не просто территориями для выполнения фермерских или огородных работ, а представляют собой определенные земельные участки, которые могут характеризоваться неопределенными границами. Такая ситуация возникает в силу особого принципа раздела зон, потому что при межевании территорий кадастровыми специалистами за счет земельных долей применяется картометрический метод разграничения места расположения земельных границ.

Проблема загрязнения сельскохозяйственных угодий и пути ее решения

Проблема ухудшения качества и экологического состояния сельскохозяйственных угодий предусматривает разработку определенных мер и способов для охраны и восстановления таких территорий. В соответствии с законодательными актами:

  • улучшение состояния земель и их охрана является важной функцией государственных земельных структур;
  • охрана земель направлена на контроль рационального использования, защиту и восстановление почвы.

Системы охраны и защиты территорий состоит из конкретных правовых и организационных мероприятий, которые оказывают всестороннее благоприятное воздействие на земли, способствуют устранению негативных факторов, пагубно сказывающихся на качестве почвы.

Источник: https://advokat-malov.ru/kategorii-zemel/osobennosti-ispolzovaniya-selskohozyajstvennyh-ugodij.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.