Основы земельного кадастра
Земельный кадастр Теоретические основы земельного кадастра
Общие положения
Понятия исодержание земельного кадастра
Принципыведения земельного кадастра
В современнойсистеме государственного регулированияиспользования земельных ресурсов,особое место занимает кадастр недвижимости. Кадастрнедвижимости— это федеральный информационныйресурс, который представляет собойсистематизированный свод сведений обучтенном недвижимом имуществе. Кадастрявляется государственным мероприятием,но часть задач передано коммерческимпосредникам.
К недвижимомуимуществу относится: земельные участки, здания,строения, сооружения, объекты незавершенногостроительства …
С физическойточки зрения, объект недвижимостипредставляет совокупность принципиальноразных частей: земельного участка исооружений на нём.
Земельныйучасток— это природный ресурс, право собственностина который носит ограниченный характер.
Сооружения,расположенные на земельном участкеотносятся к объектам го улучшения.
Исходя изэтого, в кадастре необходимо отражатьразные характеристики. Так, для земельныхучастков важнейшими признакам учета иоценки являются: категории земель,разрешённое использование, общаяплощадь, состав угодий, плодородие почв,растительность, мелиоративное состояние,… .
Для зданий исооружений важно определить следующее:
функциональное назначение
капитальность
строительный материал
Этажность
Наличие элементов благоустройства.
Вывод:
Наряду скадастром недвижимости необходимовести земельный кадастр и выделятьземельную составляющую стоимостиобъекта.
В современныхусловиях земельный кадастр — этогосударственная система учета, котораяосуществляет систематизацию документальныхсведений у местоположения целевомназначении, правовом положении земель,а так же расположенных на земельныхучастках объектов недвижимости.
Функциональныеособенности получения и использованиякадастровых данных имеются в каждомгосударстве, однако общие цели и задачизаключаются в следующем:
является государственным информационным ресурсом.
Сведения земельного кадастра по правовому положению и фактическому состоянию земельных участков, являться официальным источником достоверных данных, для решения вопросов управления, оборотов и земельных споров.
Принципнепрерывности ведения земельногокадастра.
Законодательствомопределены порядок и периодичностьвнесения соответствующих изменений вкадастровую документацию.
Принципдостоверности и точности земельногокадастра.
Достовернымии точными считаются те сведения, которыепризнаны государством и зарегистрированыв кадастре.
Принципдоступности и открытости данныхземельного кадастра.
Информацияземельного кадастра ежегодно публикуетсяв печати ( государственный доклад осостоянии и использовании земельныхресурсов) и на электронных носителях.
Принципцентрализованного руководства.
Принципполноты сведений земельного кадастра.
Полнотасведений и степень детализации показателейопределяется потребностями общества и зависит от уровня ведения кадастра.Вывод:принципы позволяют обеспечитьобъективность земельно-кадастровыхдействий
Земельная кадастроваяинформация является основой дляпроведения работ по землеустройству,почвенных, геоботанических и иныхобъектов изыскания. Для того чтобыуспешно выполнять возлагаемые задачии обеспечивать по полноте и доступностисведения, современный земельный кадастрдолжен располагать значительнымитехническими, кадровыми и финансовымиресурсами.
Выводы:
Каждый земельный участок, землепользование должен быть размежёван,т.е. установлены точные бесспорные границы.
Каждый земельный участок, землепользование требует установление правового режима использования земель, сервитуты.
Сервитут- правоограниченного пользования чужимземельным участком. Сервитуты различаютпубличные (установленные государством),частные.
Публичный сервитут:проход проезд, забор воды, проведениеизыскательных работ…(за такой видсервитута не взимается плата)
Частный сервитут:право складирования строительныхматериалов, право прохода/проезда/забораводы. За частный сервитут взимаетсяплата.
Необходимо проводить количественную, качественную и стоимостную оценку земель. Данная оценка необходима для налогообложения, арендной платы и регулирования оборота земли.
земельного кадастра определяетсягосударством и соответствует задачами требованиям рационального использованияземельных ресурсов на данном этапесоциально-экономического развития.
Принципы ведениякадастра.
К принципам относят:
Многоцелевой характер земельного кадастра:
- Формирование и стабилизация землепользований
- Организация оборота земли
- Ипотечное кредитование
- Охрана земель
Кадастр ведётся на 3-х уровнях:
- Муниципальное образование (МО)
- Субъект РФ
- РФ
На муниципальномуровне ведётся реестр земель, находящихсяв муниципальной собственности ирегистрируются сведения обо всехобъектов, расположенных на территорииданного образования.
К компетенцииорганов местного самоуправления отнесенывопросы землепользования. На муниципальномуровне кадастр отличается наибольшейполнотой и подробностью земельно-кадастровыхданных.
На уровне субъектаРФ обобщаются сведения, содержащиесяв кадастрах муниципальных образований,а также сведения о территориальныхзонах и землях находящихся в собственностисубъекта.
Например, ктерриториальным зонам относят: полосыотвода железных и автомобильных дорог,прибрежные полосы, водоохранные зоны,защитные леса.Федеральный уровеньРФ. Содержатся сведения о государственнойгранице, границах субъектов РФ, землях,находящихся в федеральной собственности,сведения о территориальных зонах (ТЗ)федерального значения.
Принцип ведения системы технологии кадастра.
Данный принципозначает, что земельно-кадастроваядокументация на всей территории РФдолжна быть унифицирована и должнавыполняться по единой технологии.
Это принцип совместимости и сопоставимости земельно-кадастровой информации с другими видами кадастров: лесной, водный, градостроительный, месторождения полезных ископаемых. Земельный кадастр является основным по отношению к другим.
Сопоставимостьобеспечивает установление сроков иобъектов учёта, а также характер сведений.
Принцип непрерывности ведения земельного кадастра. Законодательством определены порядок и периодичность внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.
Принцип достоверности и точности земельного кадастра. Достоверными и точными считаются те сведения, которые признаны государством и зарегистрированы в кадастре.
Принцип доступности и открытости данных земельного кадастра. Информация земельного кадастра ежегодно публикуется в печати (государственный доклад о состоянии использования земельных ресурсов) и на электронных носителях
Принцип централизованного руководства. (Росреестр)
Принцип полноты сведений земельного кадастра. Полнота сведений и степень детализации показателей определяется потребностями общества и зависит от уровня ведения кадастра.
Вывод: принципыпозволяют обеспечить объективностьземельно-кадастровых действий.
Источник: https://studfile.net/preview/7326903/
Теоретические и методические основы земельного кадастра
Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:
· государственного и муниципального управления земельными ресурсами, планирования и регулирования их использования;
· государственного контроля за использованием и охраной земель;
· мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;
· государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
· землеустройства;
· экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;
· государственной кадастровой оценки земель поселений;
· установления обоснованной платы за землю;
· защиты прав граждан и юридических лиц на землю;
· информационного обеспечения гражданского оборота земли;
· иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.
https://www.youtube.com/watch?v=GoFloOMy9ws
Задачей государственного земельного кадастра является обеспечение всех заинтересованных лиц признанными государством достоверными сведениями о характеристиках объектов учета и их местоположении.
Исторический земельный кадастр возник в силу объективной необходимости получения сведений о земле как первоисточнике материальных благ и объекте налогообложения.
Изначально земельный кадастр включал следующие операции:
· учет земель;
· естественноисторическое и экономическое описание земель.
При учете земель определялись пространственное положение, размеры земельных участков, массивов и землепользований, а также земельных угодий, устанавливалось их качественное состояние.
Описание включало выяснение и фиксацию естественноисторических и экономических характеристик земли.
Оценка предусматривала установление средних величин норм урожайности и доходности земель, на основании чего определялась ценность земли как средства производства.
По мере развития общественно-экономических факторов земельный кадастр продолжал носить фискальный характер и служил главным образом целям налогообложения.
Земельный кадастр как специальное учетно-оценочное мероприятие, возникнув на определенном этапе развития общества, постоянно развивался и совершенствовался, и прежде всего претерпел изменения в методах и способах изучения, учета, оценки, классификации земель по видам угодий и их качеству.
Благодаря применению более совершенных методов, технических средств и технологий повышалась точность и достоверность земельно-кадастровой информации, совершенствовались формы и содержания земельно-кадастровых документов.
В настоящее время государственный земельный кадастр занимает определенное место в системе государственных информационных ресурсов:1 Сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом.
2 Государственный земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3 Органы, осуществляющие ведение государственных или иных кадастров, реестров, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, координируют сворю деятельность в части информационного и технологического взаимодействия на основании сведений государственного земельного кадастра о кадастровом делении территории Российской Федерации.
Обязательность государственного учета земельных участков очевидна:
4 Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.
5 Государственный кадастровый учет земельных участков проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона «О государственном земельном кадастре», является юридически действительным.
На современном этапе, исходя из требований экономических законов, принципов, земельной собственности и характера сложившихся земельных отношений, земельный кадастр представляет собой систематизированный свод сведений о земле, составляемый периодически или путем непрерывных наблюдений (мониторинга) за состоянием или изменений земельно-кадастрового объекта. Это характеризует земельный кадастр как комплекс организационно-хозяйственных, экономических, социальных, технических и юридических мероприятий, направленных на обработку и получение достоверных сведений о земле и землепользованиях.
Такие сведения отражаются в реестрах, поземельных книгах и соответствующих регистрах, где содержатся данные о природных, хозяйственных, экологических, правовых, технологических характеристиках того или иного земельного участка или землепользования в целом.
Сбор и систематизация сведений о земле осуществляется по единой методике и определенной системе, в полной мере и на достаточном уровне обеспечивая характеристику земель Российской Федерации по следующим направлениям:
· учет природного положения земель;
· хозяйственное состояние земель;
· нормативно-правовое положение земель;
· экологическое положение земельных участков;
· энергетическое состояние земель на прилегающих агроландшафтах.
Все полученные сведения об объекте земельного кадастра являются основой количественной, качественной и экономической оценки земель, а также общей системы земельного кадастра.
Поэтому земельный кадастр представляет собой не только систематизированный свод сведений о земле, но и совокупность сведений о природном, хозяйственном, правовом и экологическом положении земель.
В этом отношении земельный кадастр – это стройная система мер, направленная на эффективное использование и охрану земельных ресурсов, на защиту прав собственников, владельцев и пользователей земельных участков.В этих условиях складывающаяся система земельного кадастра должна соответствовать следующим требованиям:
· ведение земельного кадастра должно осуществляться по единой методике, в тесной связи с территориальным и отраслевым кадастром;
· система земельного кадастра должна быть унифицирована в каждом из его основных частей для всех уровней кадастров – от предприятия, района до федерации;
· ведение учета количества и качества земель целевого назначения должно осуществляться одновременно с классификацией земель по угодьям, категориям принадлежности и градостроительным свойствам;
· оценка земель различного целевого назначения должна завершаться установлением для каждой категории земель конкретной системы натуральных, стоимостных и относительных показателей с целью обеспечения наиболее эффективного использования земель и установление платы на них;
· обоснование и установление системы качественных показателей, связанных с охраной земель, целесообразно осуществлять на основе комплексного подхода к угодьям, как к сложным природным образованием с учетом их зональной и региональной особенности;
· признание статуса юридических документов за земельно-кадастровой документацией.
Основное содержание современного земельного кадастра определяется Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил предоставления сведений государственного земельного кадастра» от 02 декабря 2000 года № 918.
Земельный кадастр содержит данные об объектах (земельных участках) и субъектах (граждан, юридических лиц) земельной собственности, землепользования, арендатора, о целевом назначении земли, характере ее использования, местоположении земельных участков.
Запись этих данных производится в регистрационных документах на основании решения компетентных органов власти о предоставлении земельных участков с определением их границ на местности, после оформления и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования и аренды на земельный участок.
Земельный кадастр содержит данные количественного учета земель, которые характеризуют фактическое состояние и использование всех земель.
Количественный учет подразумевает сведения о распределении земель по формам и субъектам земельной собственности, землепользованиях и арендаторах, распределенных по категориям земель, видам и подвидам угодий по районам, субъектам Федерации и стране в целом. Основной учетной единицей, официально установленной классификацией, является угодье. В земельном кадастре также содержатся сведения о качественном состоянии земель.
Учет качественных характеристик производится по природным признакам на основе данных, полученных в результате проведения классификации земель по категориям пригодности и использования, классам и подклассам, агропроизводственным группам, а также в результате земельно-кадастрового пикирования, ценования оценочных зон (территорий) агроландшафта.
Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии со следующими принципами:
· охват всех земель независимо от того, в чьей собственности они находятся;
· единство общегосударственной системы земельного кадастра на общеметодической основе, что означает согласованность и последовательность ведения составных частей кадастра;
· достоверность и точность сведений, т.е. соответствие их фактическому состоянию и размерам земельных участков;
· полнота сведений, т.е. наличие всей необходимой информации обо всех землях;
· непрерывность ведения кадастра и отражение в его сведениях всех правомерных изменений;
· документальность, т.е. отражение данных по утвержденным формам; получение и запись необходимых сведений только на основании соответствующих материалов и документов;
· наглядность, т.е. сведения земельного кадастра должны быть максимально наглядны и пригодны для практического приложения;
· экономичность, т.е. применение современных методов и техники обеспечивающих получения необходимых сведений при минимальных издержках;
· обеспечение единства методики и практики проведения земельно-кадастровых работ, тем самым сопоставленности и унификации сведений;
· совместимость и сопоставленность земельно-кадастровой информации с информацией кадастров других видов природных ресурсов (территориального, водного, лесного и т.д.);
· официальность и доступность земельно-кадастровых данных.
Соблюдение перечисленных принципов позволяет обеспечить правильное ведение земельного кадастра и своевременный контроль за использованием и охраной земель. Ведение государственного земельного кадастра осуществляется в следующем порядке:
· на территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках;
· сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.
В отношении каждой категории земель принимается определенный перечень сведений о земельных участках:
· сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в единый государственный реестр;
· сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления;
· сведения о территориальных зонах вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных, полученных от органов, осуществляющих регистрацию или учет территориальных зон;
· документирование сведений государственного земельного кадастра осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При наличие расхождений в сведениях, записанных на бумажных носителях и сведениях, записываемых на электронных носителях, приоритет имеют сведения, записанные на бумажных носителях, если иное не установлено федеральным законом;
· единый государственный реестр земель и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускается;
· основные документы государственного земельного кадастра подлежат страхованию в установленном порядке.В состав документов государственного земельного кадастра входят основные, вспомогательные и производственные документы. Состав документов государственного земельного кадастра и порядок ведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами.
В зависимости от характера использования земель земельный кадастр классифицируется по видам и разновидностям.
Распределение земельных кадастров всех видов по уровневой принадлежности имеет важное народно-хозяйственное значение, так как позволяет осуществить поэтапное ведение земельного кадастра.
В условиях развития рыночных отношений роль кадастра земель населенных пунктов (кадастра застроенных территорий) заметно возрастает, и его информация являясь частью государственного информационного ресурса предназначается для обязательного использования при:
· регулировании земельных отношений и использовании земли;
· государственном контроле, планировании, рациональном использовании и охране земельных участков;
· проведении градостроительства, землеустройства и мониторинга земель;
· оценке хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов;
· развитии и функционировании рынка земель поселений;
· совершенствовании сделок с землей;
· обеспечении реализации земельной реформы;
· установлении размеров компенсационных выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации;
· государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др.
Источник: https://studopedia.ru/3_22571_teoreticheskie-i-metodicheskie-osnovi-zemelnogo-kadastra.html
Общие понятия и основные положения земельного кадастра
Сбор и систематизация сведений о земле осуществляется по единой методике и определенной системе, в полной мере и на достаточном уровне обеспечивая характеристику земельного фонда по следующим направлениям:
1. Учет природного положения земель.
При этом подразумевается, что каждое земельное угодье, земельный участок, массив, территория, землепользование характеризуются климатическими условиями, почвами, рельефом, растительным покровом, биоклиматическим потенциалом местности.
Каждый из этих факторов в отдельности и комплексно оказывает существенное влияние на состояние окружающей среды, рост и развитие растений, на величину и качество сельскохозяйственной продукции, на Размещение объектов строительства, на режим использования и охраны земель и т. д.
2.Хозяйственное состояние земель.
При этом устанавливается организационно-территориальное положение земель, которое включает местоположение земельных угодий, участков, массивов и землепользовании в целом относительно различных сфер деятельности и экологически устойчивых ландшафтных территорий.
Изучаются сервитуты и обременения земельных территорий, конфигурация и компактность размещения земельных участков, а также зоны их расположения. По этим параметрам производит я сбор и изучение сведений о хозяйственном положении земель.
Определяются виды и формы хозяйственного использования земельного фонда в зависимости от:
1. распределения земель по видам и формам собственности и по субъектам права на нее;
2. распределения земель по целевому назначению, или по категориям земель, т. е. сведения о том, в чьем пользовании находится земля, как используется, какова степень пригодности ее для использования в соответствии с естественноисторическими свойствами этих земель;
3. распределения земель по видам, подвидам и классам угодий;
4. распределения и классификации земель по определенным природным признакам, имеющим существенное влияние на их пригодность для использования в различных отраслях народного хозяйства, т. е.
сведений о качественном состоянии земельных угодий (в сельском хозяйстве — об уровне плодородия почв и степени пригодности их для выращивания той или иной сельскохозяйственной культуры; в строительстве — по степени пригодности и надежности водно-физических, гидрогеологических, геологических свойств почвогрунтов для производства строительных работ и т. д.);
5. установленной степени экономической эффективности производства в зависимости от использования земель в отраслях народного хозяйства, т. е.сведений об урожайности сельскохозяйственных культур валовой продукции, валовом, чистом и дифференциальном доходе, стоимости и себестоимости продукции, затратах труда и материальных средств на освоение земельных участков и выращивание урожаев, а также сведений о фондовооруженности, фондообеспеченности, энергетической оснащенности, о количестве и видах вносимых удобрений и т. д.;
6. изученности имеющихся сведений о качественной и экономической оценке земель, об оценке стоимости земельных участков, о состоянии налогообложения, арендной платы за землю и величине нормативной цены земли.
Нормативно-правовое положение земель, основой которого являются Конституция Российской Федерации, Земельный и Гражданский кодексы Российской Федерации и другие законодательные акты.
Правовое положение отдельных земельных участков и землепользовании в целом определяется правом (собственность, владение, пользование, аренда) на тот или иной земельный участок.
Нормативное состояние земель определяется условиями, порядком использования и охраны земель, а также их предоставлением для различных хозяйственных нужд, т. е. осуществляется сбор и изучение сведений о правовом характере объекта производства работ.
Экологическое положение земельных участков, показатели которого характеризуют состояние окружающей среды, степень ее загрязнения, источники экологически негативных процессов, т. е.
сбор, систематизация и обработка сведений о степени загрязнения воздуха, воды, почвы, растительности, подстилающих пород, характере такого загрязнения, мероприятиях по охране земель и окружающей среды от воздействия загрязняющих и отравляющих источников, степени экологической безопасности прилегающих агроландшафтов и др.
Энергетическое состояние земель на прилегающих агроландшафтах, которое характеризует степень насыщенности почв питательными веществами, упругость, прочность и устойчивость почвогрунтов водно-физическое и агрохимическое состояние почвенного покрова и ряд других характеристик энергоемкости поверхности земельного участка.
В этих условиях складывающаяся система земельного кадастра должна соответствовать следующим требованиям.
1.Ведение земельного кадастра должно осуществляться по единой методике, в тесной связи с территориальными и отраслевыми кадастрами.
2.Система земельного кадастра должна быть унифицирована в каждой из его основных частей для всех уровней кадастров — от предприятия, района до федерации.
3.Ведение учета количества и качества земель целевого назначения должно осуществляться одновременно с классификацией земель по угодьям, категориям пригодности по их экологическим, технологическим и градостроительным свойствам.4.Оценка земель различного целевого назначения должна завершаться установлением для каждой-категории земель конкретной системы натуральных, стоимостных и относительных показателей с целью обеспечения наиболее эффективного использования земель и установления платы за них.
5.Обоснование и установление системы качественных показателей, связанных с охраной земель, целесообразно осуществлять на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям с учетом их зональной и региональной особенности.
6.Признание статуса юридических документов за земельно-кадастровой документацией.
Виды земельного кадастра
1. Основной (первичный) земельный кадастр обеспечивает получение первоначальных сведений о правовом, хозяйственном и природном состоянии земель и оформление на этой основе исходных кадастровых документов.
При реализации этого вида кадастра собирают, анализируют и систематизируют все имеющиеся материалы и документы, содержащие сведения о площадях землепользовании, составе и качественной характеристике угодий, об использовании земель, урожайности культур и т д.
Собранные материалы анализируются с точки зрения достоверности и полноты с учетом требований отдельных составных частей земельною кадастра. Затем составляется программа проведения кадастра с указанием вида и объема работ по каждой составной части кадастра.
Затем проводят работы по регистрации землепользовании, учету и оценке земель.
2. Текущий земельный кадастр связан с необходимостью своевременного выявления и внесения в земельно-кадастровые документы сведений об изменениях, происходящих в распределении, качественном состоянии и использовании земель после проведения основного земельного кадастра.
Текущий кадастр направлен также на выявление и устранение ошибок в первоначальных записях и внесение дополнительных сведении в соответствии с неизменно возникающими новыми требованиями. При этом учитываются только законные изменения. Все незаконные изменения – захваты, передача земель, смена видов пользования – в кадастре не отражаются, а принимаются меры по их устранению.
При текущем кадастре детальные обследования проводятся лишь на той части территории, где отмечены какие-либо изменения.Цель, задачи и содержание земельного кадастра
Основной целью земельного кадастра является – создание организационно-территориальных, экономических, социальных, правовых и экологических условий, обеспечивающих рациональное использование и охрану всех земель общего земельного фонда Российской Федерации, защиту прав собственников земли, землепользователей и землевладельцев, объективный подход к установлению платного землепользования и функционирование земли в гражданском и рыночном обороте.
Земельный кадастр содержит данные об объектах (земельных участках) и субъектах (гражданах, юридических лицах) земельной собственности, землепользователях, арендаторах, о целевом назначении земли, характере ее использования, местоположении земельных участков.
Запись этих данных производится в регистрационных документах на основании решения компетентных органов власти о предоставлении земельных участков с определением их границ на местности, после оформления и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования и аренды на земельный участок, т. е. правоустанавливающих документов.
Земельный кадастр содержит данные количественного учета земель, которые характеризуют фактическое состояние и использование всех земель.
Количественный учет подразумевает сведения о распределении земель по формам и субъектам земельной собственности, землепользователям и арендаторам, распределенные по категориям земель, видам и подвидам угодий по районам, субъектам федерации и стране в целом.
В условиях проведения земельной реформы одновременно с учетом основных угодий потребовалось выделение земель особо охраняемых территорий, земельных территорий малочисленных народов, проживающих на землях Российской Федерации, малоценных, нарушенных и нерационально используемых землях, а также деградируемых в сельском хозяйстве земельных угодий и земель, загрязненных экологически опасными веществами. Кроме того, отдельно выделяются особо ценные или высокопродуктивные угодья — орошаемые земли, осушенные земли и т. д. Все изменения количественных показателей фиксируются в учетной документации после их совершения в натуре, т. е. получения землями юридического статуса, правового оформления. Любые другие изменения в площадях, не закрепленные юридически (плановые, прогнозные, проектные), не могут служить основанием для внесения их в учет. Основной учетной, официально установленной классификацией является угодье.
В земельном кадастре также содержатся сведения о качественном состоянии земель.
Учет качественных характеристик производится по природным признакам на основе данных, полученных в результате проведения классификации земель по категориям пригодности и использования, классам и подклассам, агропроизводственным группам, а также в результате земельно-кадастрового районирования, зонирования оценочных территорий агроландшафтов.
При этом учитываются их природные (естественные) свойства и признаки (механический состав почв, подстилающие породы, рельеф, негативные процессы (эрозия, дефляция, засоление, солонцеватость, каменистость, переувлажненность, заболоченность и т. д.), технологические, градостроительные, экологические, энергетические и другие свойства.С использованием количественной и качественной характеристик в земельном кадастре каждому земельному участку, группе почв или почвенной разновидности дается качественная оценка земельных угодий в баллах, что определяет сравнительную ценность (бонитировку) земель по их природным (естественноисторическим) свойствам.
Таким образом, общее содержание земельного кадастра заключается в решении следующих вопросов, которые являются его составными частями:
1) межевание (определение границ з.у.);
2) количественный учет земель;
3) учет земель по качественным признакам;
3)качественная оценка (бонитировка) земельных ресурсов;
4)экономическая оценка земельных ресурсов;
5)формирование земельно-кадастровой документации;
6)осуществление земельной регистрации.
В связи с углублением рыночных отношений в сфере земельной собственности и землепользования земля стала выступать не только как объект хозяйствования, но и как объект недвижимого имущества с вовлечением ее в гражданский и рыночный оборот и применением в отношении нее всех имеющихся экономических рыночных атрибутов: нормативной цены земли, земельного налога, арендной платы за землю, разрешения различных сделок с землей. В этой связи земельно-кадастровая информация должна стать основой для проведения оценки стоимости земельных участков как объектов недвижимого имущества и нормального функционирования их в гражданском и рыночном обороте.
Источник: https://infopedia.su/6x91f5.html
Теоретические основы земельного кадастра (стр. 1 )
1. Теоретические основы земельного кадастра
1.1 Земельные отношения и земельный строй
Цели, задачи и методы ведения земельного кадастра определяются характером земельных отношений, складывающихся в государстве на данный период времени.
Земельные отношения формируются в рамках производственных отношений, однако имеют свою специфику и играют ведущую роль в современных политических системах.
Они охватывают сферу производственных отношений, которая включает вопросы владения и пользования землей.
Государство, формируя и регулируя земельные отношения, выступает в двух качествах. Во-первых, в качестве гаранта соблюдения норм и правил земельных правоотношений всеми субъектами.
Это качество государство осуществляет как орган власти, суверен, регулируя экологические, санитарные и иные правила использования земель, устанавливая различные обременения, ограничения и публичные сервитуты.
Во-вторых, государство выступает в качестве крупнейшего землевладельца, собственника принадлежащих ему земель, то есть, хозяйствующего субъекта, заинтересованного в организации рационального и эффективного использования принадлежащих ему природных ресурсов.
Поэтому главная цель формирования земельных отношений состоит в повышении эффективности использования земли на всей территории и построении такого земельного строя, который способствует решению двух задач.
Во-первых, необходимо систематически повышать общий уровень землепользования не только в аграрной, но и в других сферах экономики (Это должно выражаться в повышении урожайности сельскохозяйственных культур на полях, приросте деловой древесины в лесах, рациональной застройке территорий населенных пунктов, эффективном использовании горных отводов и т. п.).
Во-вторых, следует осуществить более справедливое распределение земли между теми, кто на ней работает, а в конченом итоге, распределение произведенной на земле продукции между всеми участниками земельных отношений и общества в целом.
Применительно к аграрному сектору экономики (в котором земельные отношения проявляются особенно остро), основная цель выражается в том, чтобы обеспечить полное, рациональное и эффективное использование всего земельного фонда страны (или отдельно взятого региона) систематическое повышение урожайности сельскохозяйственных культур на основе ресурсосберегающих технологий, сохранить и накапливать производительный потенциал земли, а также обеспечить заинтересованность в решении этих задач не только землевладельцев и работников сельского хозяйства, но и всего населения.
Важнейшими элементами земельных отношений являются регулирование видов и форм собственности на землю, системы хозяйствования на земле, механизмы управления земельными ресурсами и их перераспределение между отраслями и сферами деятельности, системы платы за пользование землей, а также формирование и регулирование других важнейших систем и механизмов, включая землеустройство, земельный кадастр и мониторинг земель. Рассмотрим эти вопросы более подробно.
Основное содержание земельных отношений любого государства состоит в регулирование прав собственности на землю.
В зависимости от исторических и социально-экономических условий в той или иной стране может преобладать государственная, муниципальная, частная или другие формы собственности на земельные ресурсы, а также складывается конкретное содержание прав и обязанностей землевладельцев по отношению к земле.
Известно, что земельные отношения советского периода были основаны на принципах национализации земли. Это означало, что исключительное монопольное право собственности на землю в пределах государственных границ принадлежало государству.Все без исключения юридические лица (предприятия) и отдельные граждане могли получить земельные участки только в пользование (временное или постоянное). Автоматически исключались и признавались незаконными любые частные сделки с землей, касающиеся ее купли, продажи, дарения и передачи по наследству. Все вопросы по предоставлению и изъятию земельных участков, а также установлению прав и обязанностей землепользователей решались органами государственной власти.
Земельная реформа в России возникла на основе понимания того факта, что пользование землей в хозяйственных целях не может и не должно регулироваться только административными методами. Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает, так как конкретный землевладелец способен выбирать более эффективные способы использования своей земли.
Инициированная в конце 80-х годов земельная реформа преследовала следующие цели:
– осуществить переход к многообразию форм собственности и методов хозяйствования на земле;
– обеспечить социально справедливое и экономически обоснованное перераспределение земель;
– создать экономические, правовые и административные механизмы регулирования земельных отношений;
– обеспечить стимулы рационального использования и охраны земли, остановить процессы ее деградации.
Принятая в 1993 году Конституция РФ официально закрепила многообразие форм собственности на землю. Согласно ст. 9 земля может находиться в государственной, муниципальной, частной и других формах собственности.
В последующие годы были разработаны и приняты другие правовые акты, конкретизирующие и закрепляющие права и обязанности землевладельцев.
В качестве таковых выступают Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, юридические и физические лица, включая отдельных граждан.
Таким образом, сложившиеся земельные отношения органически связаны с политической и социально-экономической системой государства, зависят от исторических, культурных, психологических и других условий, в которых они формируются.
Эти условия определяют два важнейших положения: во-первых, в какой мере должны быть обеспечены права различных категорий землевладельцев; во-вторых, как определить рациональное соотношение и пропорцию различных форм собственности (в пределах категорий земель и территорий самобытных регионов).
Эти вопросы вызывают споры и дискуссии в любом обществе, а в России приобретают особое, политическое значение. Само право собственности на землю трактуется по-разному.
Одна точка зрения базируется на том, что собственник вправе распоряжаться самой землей как природным ресурсом, а вторая рассматривает собственность как право хозяйствования на земле в определенных законодательством рамках, право производить на земле определенные продукты и распоряжаться ими по своему усмотрению.Законодательно подтверждается точка зрения, что собственнику земельного участка не может быть предоставлено абсолютное право выбора способов и направлений использования своего участка.
Он приобретает права, ограниченные установленной категорией и дополнительными обременениями.
Иначе говоря, собственник земельного участка вправе совершать только те действия, которые не противоречат закону и иным правовым актам, не нарушают права и интересы других лиц и не наносят ущерба окружающей среде. В таком подходе есть определенная необходимость.
Согласно Конституции РФ и земельному законодательству земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 12 ЗК РФ).
Поэтому ее использование должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.
Этот принцип законодательства положен в основу распределения земельного фонда по видам и формам собственности. В настоящее время более 92 % земельных ресурсов находится в государственной и муниципальной собственности и только 7,8 % передано в собственность юридических лиц и граждан.
В частной собственности находятся, в основном, земли сельскохозяйственного назначения, включая садоводческие и огородные участки, а также небольшие участки под индивидуальное жилищное и дачное строительство.
Не подлежат приватизации и находятся в государственной или муниципальной собственности подавляющая часть особо охраняемых территорий, лесного и водного фонда, а также земель, занятых промышленными и иными объектами общегосударственного или муниципального значения.Государственная собственность на землю имеет сложный состав: она включает земельные участки федеральной собственности и земельные участки, принадлежащие субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения и другим автономным формированиям. Распоряжение этими землями осуществляют от имени собственника соответствующие органы государственной власти в пределах их компетентности.
Таким образом, важнейшими направлениями развития земельных отношений является обеспечение прав на землю, включая собственность, владение, пользование и распоряжение. Следует подчеркнуть, что земельные отношения могут осуществляться не только в рамках действующего законодательства, но и вне этих рамок.
То есть они могут носить как законный, так и незаконный характер. Урегулированные законами они становятся земельными правоотношениями.
Земельные правоотношения возникают в связи с приобретением, использованием и охраной земель между органами власти, организациями и частными лицами и характеризуют собой систему хозяйствования на земле.
Сформированная в каком-либо государстве система хозяйствования охватывает весь земельный фонд и призвана обеспечить наиболее полное, рациональное и эффективное его использование.
В Российской Федерации такая система включает распределение земель по категориям, организацию перераспределения и рыночный оборот земель, формирование земельных участков, землевладений и землепользований, организацию оценки и платы за пользование землей, а также механизмы землеустройства, кадастра и мониторинга.
Распределение земель по категориям определяет их предназначение и целевой характер использования. Оно проводится на основе зонирования территории и выделения доминирующих факторов производительного потенциала земельных участков.
Современное законодательство предусматривает следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения; земли природоохранного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда и земли запаса.
Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 5 |
Источник: https://pandia.ru/text/80/154/7532.php