Основы земельного кадастра

Земельный кадастр Теоретические основы земельного кадастра

Основы земельного кадастра

Общие положения

Понятия исодержание земельного кадастра

Принципыведения земельного кадастра

В современнойсистеме государственного регулированияиспользования земельных ресурсов,особое место занимает кадастр недвижимости. Кадастрнедвижимости— это федеральный информационныйресурс, который представляет собойсистематизированный свод сведений обучтенном недвижимом имуществе. Кадастрявляется государственным мероприятием,но часть задач передано коммерческимпосредникам.

К недвижимомуимуществу относится: земельные участки, здания,строения, сооружения, объекты незавершенногостроительства …

С физическойточки зрения, объект недвижимостипредставляет совокупность принципиальноразных частей: земельного участка исооружений на нём.

Земельныйучасток— это природный ресурс, право собственностина который носит ограниченный характер.

Сооружения,расположенные на земельном участкеотносятся к объектам го улучшения.

Исходя изэтого, в кадастре необходимо отражатьразные характеристики. Так, для земельныхучастков важнейшими признакам учета иоценки являются: категории земель,разрешённое использование, общаяплощадь, состав угодий, плодородие почв,растительность, мелиоративное состояние,… .

Для зданий исооружений важно определить следующее:

  1. функциональное назначение

  2. капитальность

  3. строительный материал

  4. Этажность

  5. Наличие элементов благоустройства.

Вывод:

Наряду скадастром недвижимости необходимовести земельный кадастр и выделятьземельную составляющую стоимостиобъекта.

В современныхусловиях земельный кадастр — этогосударственная система учета, котораяосуществляет систематизацию документальныхсведений у местоположения целевомназначении, правовом положении земель,а так же расположенных на земельныхучастках объектов недвижимости.

Функциональныеособенности получения и использованиякадастровых данных имеются в каждомгосударстве, однако общие цели и задачизаключаются в следующем:

  1. является государственным информационным ресурсом.

  2. Сведения земельного кадастра по правовому положению и фактическому состоянию земельных участков, являться официальным источником достоверных данных, для решения вопросов управления, оборотов и земельных споров.

Принципнепрерывности ведения земельногокадастра.

Законодательствомопределены порядок и периодичностьвнесения соответствующих изменений вкадастровую документацию.

Принципдостоверности и точности земельногокадастра.

Достовернымии точными считаются те сведения, которыепризнаны государством и зарегистрированыв кадастре.

Принципдоступности и открытости данныхземельного кадастра.

Информацияземельного кадастра ежегодно публикуетсяв печати ( государственный доклад осостоянии и использовании земельныхресурсов) и на электронных носителях.

Принципцентрализованного руководства.

Принципполноты сведений земельного кадастра.

Полнотасведений и степень детализации показателейопределяется потребностями общества и зависит от уровня ведения кадастра.

Вывод:принципы позволяют обеспечитьобъективность земельно-кадастровыхдействий

Земельная кадастроваяинформация является основой дляпроведения работ по землеустройству,почвенных, геоботанических и иныхобъектов изыскания. Для того чтобыуспешно выполнять возлагаемые задачии обеспечивать по полноте и доступностисведения, современный земельный кадастрдолжен располагать значительнымитехническими, кадровыми и финансовымиресурсами.

Выводы:

  1. Каждый земельный участок, землепользование должен быть размежёван,т.е. установлены точные бесспорные границы.

  2. Каждый земельный участок, землепользование требует установление правового режима использования земель, сервитуты.

Сервитут- правоограниченного пользования чужимземельным участком. Сервитуты различаютпубличные (установленные государством),частные.

Публичный сервитут:проход проезд, забор воды, проведениеизыскательных работ…(за такой видсервитута не взимается плата)

Частный сервитут:право складирования строительныхматериалов, право прохода/проезда/забораводы. За частный сервитут взимаетсяплата.

  1. Необходимо проводить количественную, качественную и стоимостную оценку земель. Данная оценка необходима для налогообложения, арендной платы и регулирования оборота земли.

земельного кадастра определяетсягосударством и соответствует задачами требованиям рационального использованияземельных ресурсов на данном этапесоциально-экономического развития.

Принципы ведениякадастра.

К принципам относят:

  1. Многоцелевой характер земельного кадастра:

  • Формирование и стабилизация землепользований
  • Организация оборота земли
  • Ипотечное кредитование
  • Охрана земель
  1. Кадастр ведётся на 3-х уровнях:

  • Муниципальное образование (МО)
  • Субъект РФ
  • РФ

На муниципальномуровне ведётся реестр земель, находящихсяв муниципальной собственности ирегистрируются сведения обо всехобъектов, расположенных на территорииданного образования.

К компетенцииорганов местного самоуправления отнесенывопросы землепользования. На муниципальномуровне кадастр отличается наибольшейполнотой и подробностью земельно-кадастровыхданных.

На уровне субъектаРФ обобщаются сведения, содержащиесяв кадастрах муниципальных образований,а также сведения о территориальныхзонах и землях находящихся в собственностисубъекта.

Например, ктерриториальным зонам относят: полосыотвода железных и автомобильных дорог,прибрежные полосы, водоохранные зоны,защитные леса.

Федеральный уровеньРФ. Содержатся сведения о государственнойгранице, границах субъектов РФ, землях,находящихся в федеральной собственности,сведения о территориальных зонах (ТЗ)федерального значения.

  1. Принцип ведения системы технологии кадастра.

Данный принципозначает, что земельно-кадастроваядокументация на всей территории РФдолжна быть унифицирована и должнавыполняться по единой технологии.

  1. Это принцип совместимости и сопоставимости земельно-кадастровой информации с другими видами кадастров: лесной, водный, градостроительный, месторождения полезных ископаемых. Земельный кадастр является основным по отношению к другим.

Сопоставимостьобеспечивает установление сроков иобъектов учёта, а также характер сведений.

  1. Принцип непрерывности ведения земельного кадастра. Законодательством определены порядок и периодичность внесения соответствующих изменений в земельно-кадастровую документацию.

  2. Принцип достоверности и точности земельного кадастра. Достоверными и точными считаются те сведения, которые признаны государством и зарегистрированы в кадастре.

  3. Принцип доступности и открытости данных земельного кадастра. Информация земельного кадастра ежегодно публикуется в печати (государственный доклад о состоянии использования земельных ресурсов) и на электронных носителях

  4. Принцип централизованного руководства. (Росреестр)

  5. Принцип полноты сведений земельного кадастра. Полнота сведений и степень детализации показателей определяется потребностями общества и зависит от уровня ведения кадастра.

Вывод: принципыпозволяют обеспечить объективностьземельно-кадастровых действий.

Источник: https://studfile.net/preview/7326903/

Теоретические и методические основы земельного кадастра

Основы земельного кадастра

Государственный земельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения:

· государственного и муниципального управления земельными ресурсами, планирования и регулирования их использования;

· государственного контроля за использованием и охраной земель;

· мероприятий, направленных на сохранение и повышение плодородия земель;

· государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

· землеустройства;

· экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природных ресурсов;

· государственной кадастровой оценки земель поселений;

· установления обоснованной платы за землю;

· защиты прав граждан и юридических лиц на землю;

· информационного обеспечения гражданского оборота земли;

· иной связанной с владением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=GoFloOMy9ws

Задачей государственного земельного кадастра является обеспечение всех заинтересованных лиц признанными государством достоверными сведениями о характеристиках объектов учета и их местоположении.

Исторический земельный кадастр возник в силу объективной необходимости получения сведений о земле как первоисточнике материальных благ и объекте налогообложения.

Изначально земельный кадастр включал следующие операции:

· учет земель;

· естественноисторическое и экономическое описание земель.

При учете земель определялись пространственное положение, размеры земельных участков, массивов и землепользований, а также земельных угодий, устанавливалось их качественное состояние.

Описание включало выяснение и фиксацию естественноисторических и экономических характеристик земли.

Оценка предусматривала установление средних величин норм урожайности и доходности земель, на основании чего определялась ценность земли как средства производства.

По мере развития общественно-экономических факторов земельный кадастр продолжал носить фискальный характер и служил главным образом целям налогообложения.

Земельный кадастр как специальное учетно-оценочное мероприятие, возникнув на определенном этапе развития общества, постоянно развивался и совершенствовался, и прежде всего претерпел изменения в методах и способах изучения, учета, оценки, классификации земель по видам угодий и их качеству.

Благодаря применению более совершенных методов, технических средств и технологий повышалась точность и достоверность земельно-кадастровой информации, совершенствовались формы и содержания земельно-кадастровых документов.

В настоящее время государственный земельный кадастр занимает определенное место в системе государственных информационных ресурсов:

1 Сведения государственного земельного кадастра являются государственным информационным ресурсом.

2 Государственный земельный кадастр является источником информационного обмена сведениями при осуществлении государственной регистрации недвижимости, специальной регистрации или учета отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и иных объектов, подлежащих регистрации или учету в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3 Органы, осуществляющие ведение государственных или иных кадастров, реестров, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы (организации), осуществляющие специальную регистрацию или учет отдельных видов недвижимого имущества, природных ресурсов и территориальных зон, координируют сворю деятельность в части информационного и технологического взаимодействия на основании сведений государственного земельного кадастра о кадастровом делении территории Российской Федерации.

Обязательность государственного учета земельных участков очевидна:

4 Государственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенные на территории Российской Федерации, независимо от форм собственности на землю, целевого назначения и разрешенного использования земельных участков.

5 Государственный кадастровый учет земельных участков проводившийся в установленном порядке на территории Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона «О государственном земельном кадастре», является юридически действительным.

На современном этапе, исходя из требований экономических законов, принципов, земельной собственности и характера сложившихся земельных отношений, земельный кадастр представляет собой систематизированный свод сведений о земле, составляемый периодически или путем непрерывных наблюдений (мониторинга) за состоянием или изменений земельно-кадастрового объекта. Это характеризует земельный кадастр как комплекс организационно-хозяйственных, экономических, социальных, технических и юридических мероприятий, направленных на обработку и получение достоверных сведений о земле и землепользованиях.

Такие сведения отражаются в реестрах, поземельных книгах и соответствующих регистрах, где содержатся данные о природных, хозяйственных, экологических, правовых, технологических характеристиках того или иного земельного участка или землепользования в целом.

Сбор и систематизация сведений о земле осуществляется по единой методике и определенной системе, в полной мере и на достаточном уровне обеспечивая характеристику земель Российской Федерации по следующим направлениям:

· учет природного положения земель;

· хозяйственное состояние земель;

· нормативно-правовое положение земель;

· экологическое положение земельных участков;

· энергетическое состояние земель на прилегающих агроландшафтах.

Все полученные сведения об объекте земельного кадастра являются основой количественной, качественной и экономической оценки земель, а также общей системы земельного кадастра.

Поэтому земельный кадастр представляет собой не только систематизированный свод сведений о земле, но и совокупность сведений о природном, хозяйственном, правовом и экологическом положении земель.

В этом отношении земельный кадастр – это стройная система мер, направленная на эффективное использование и охрану земельных ресурсов, на защиту прав собственников, владельцев и пользователей земельных участков.

В этих условиях складывающаяся система земельного кадастра должна соответствовать следующим требованиям:

· ведение земельного кадастра должно осуществляться по единой методике, в тесной связи с территориальным и отраслевым кадастром;

· система земельного кадастра должна быть унифицирована в каждом из его основных частей для всех уровней кадастров – от предприятия, района до федерации;

· ведение учета количества и качества земель целевого назначения должно осуществляться одновременно с классификацией земель по угодьям, категориям принадлежности и градостроительным свойствам;

· оценка земель различного целевого назначения должна завершаться установлением для каждой категории земель конкретной системы натуральных, стоимостных и относительных показателей с целью обеспечения наиболее эффективного использования земель и установление платы на них;

· обоснование и установление системы качественных показателей, связанных с охраной земель, целесообразно осуществлять на основе комплексного подхода к угодьям, как к сложным природным образованием с учетом их зональной и региональной особенности;

· признание статуса юридических документов за земельно-кадастровой документацией.

Основное содержание современного земельного кадастра определяется Постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил предоставления сведений государственного земельного кадастра» от 02 декабря 2000 года № 918.

Земельный кадастр содержит данные об объектах (земельных участках) и субъектах (граждан, юридических лиц) земельной собственности, землепользования, арендатора, о целевом назначении земли, характере ее использования, местоположении земельных участков.

Запись этих данных производится в регистрационных документах на основании решения компетентных органов власти о предоставлении земельных участков с определением их границ на местности, после оформления и выдачи документов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования и аренды на земельный участок.

Земельный кадастр содержит данные количественного учета земель, которые характеризуют фактическое состояние и использование всех земель.

Количественный учет подразумевает сведения о распределении земель по формам и субъектам земельной собственности, землепользованиях и арендаторах, распределенных по категориям земель, видам и подвидам угодий по районам, субъектам Федерации и стране в целом. Основной учетной единицей, официально установленной классификацией, является угодье. В земельном кадастре также содержатся сведения о качественном состоянии земель.

Учет качественных характеристик производится по природным признакам на основе данных, полученных в результате проведения классификации земель по категориям пригодности и использования, классам и подклассам, агропроизводственным группам, а также в результате земельно-кадастрового пикирования, ценования оценочных зон (территорий) агроландшафта.

Деятельность по ведению государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии со следующими принципами:

· охват всех земель независимо от того, в чьей собственности они находятся;

· единство общегосударственной системы земельного кадастра на общеметодической основе, что означает согласованность и последовательность ведения составных частей кадастра;

· достоверность и точность сведений, т.е. соответствие их фактическому состоянию и размерам земельных участков;

· полнота сведений, т.е. наличие всей необходимой информации обо всех землях;

· непрерывность ведения кадастра и отражение в его сведениях всех правомерных изменений;

· документальность, т.е. отражение данных по утвержденным формам; получение и запись необходимых сведений только на основании соответствующих материалов и документов;

· наглядность, т.е. сведения земельного кадастра должны быть максимально наглядны и пригодны для практического приложения;

· экономичность, т.е. применение современных методов и техники обеспечивающих получения необходимых сведений при минимальных издержках;

· обеспечение единства методики и практики проведения земельно-кадастровых работ, тем самым сопоставленности и унификации сведений;

· совместимость и сопоставленность земельно-кадастровой информации с информацией кадастров других видов природных ресурсов (территориального, водного, лесного и т.д.);

· официальность и доступность земельно-кадастровых данных.

Соблюдение перечисленных принципов позволяет обеспечить правильное ведение земельного кадастра и своевременный контроль за использованием и охраной земель. Ведение государственного земельного кадастра осуществляется в следующем порядке:

· на территории Российской Федерации ведение государственного земельного кадастра осуществляется по единой методике и представляет собой последовательные действия по сбору, документированию, накоплению, обработке, учету и хранению сведений о земельных участках;

· сведения о состоянии и об использовании земельных участков, их площадях, местоположении, экономических и качественных характеристиках вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных о межевании земельных участков, сведений, представленных правообладателями земельных участков, результатов проведения топографо-геодезических, картографических, мониторинговых, землеустроительных, почвенных, геолого-геоморфологических и иных обследований и изысканий.

В отношении каждой категории земель принимается определенный перечень сведений о земельных участках:

· сведения о правах на земельные участки и об ограничениях (обременениях) этих прав вносятся в единый государственный реестр;

· сведения об экономических характеристиках земельных участков вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных государственной кадастровой и иной оценки земель и положений нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления;

· сведения о территориальных зонах вносятся в документы государственного земельного кадастра на основании данных, полученных от органов, осуществляющих регистрацию или учет территориальных зон;

· документирование сведений государственного земельного кадастра осуществляется на бумажных и (или) электронных носителях. При наличие расхождений в сведениях, записанных на бумажных носителях и сведениях, записываемых на электронных носителях, приоритет имеют сведения, записанные на бумажных носителях, если иное не установлено федеральным законом;

· единый государственный реестр земель и кадастровые дела подлежат вечному хранению, их уничтожение и изъятие не допускается;

· основные документы государственного земельного кадастра подлежат страхованию в установленном порядке.

В состав документов государственного земельного кадастра входят основные, вспомогательные и производственные документы. Состав документов государственного земельного кадастра и порядок ведения устанавливаются федеральным органом исполнительной власти по государственному управлению земельными ресурсами.

В зависимости от характера использования земель земельный кадастр классифицируется по видам и разновидностям.

Распределение земельных кадастров всех видов по уровневой принадлежности имеет важное народно-хозяйственное значение, так как позволяет осуществить поэтапное ведение земельного кадастра.

В условиях развития рыночных отношений роль кадастра земель населенных пунктов (кадастра застроенных территорий) заметно возрастает, и его информация являясь частью государственного информационного ресурса предназначается для обязательного использования при:

· регулировании земельных отношений и использовании земли;

· государственном контроле, планировании, рациональном использовании и охране земельных участков;

· проведении градостроительства, землеустройства и мониторинга земель;

· оценке хозяйственной деятельности собственников земли, землевладельцев, землепользователей и арендаторов;

· развитии и функционировании рынка земель поселений;

· совершенствовании сделок с землей;

· обеспечении реализации земельной реформы;

· установлении размеров компенсационных выплат в соответствии с законодательством Российской Федерации;

· государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и др.

Источник: https://studopedia.ru/3_22571_teoreticheskie-i-metodicheskie-osnovi-zemelnogo-kadastra.html

Общие понятия и основные положения земельного кадастра

Основы земельного кадастра

Сбор и систематизация сведений о земле осуществляется по единой методике и определенной системе, в полной мере и на достаточном уровне обеспечивая характеристику земельного фонда по следующим направлениям:

1. Учет природного положения земель.

При этом подразумевается, что каждое земельное угодье, земельный участок, массив, территория, землепользование характеризуются климатическими условиями, почвами, рельефом, растительным покровом, биоклиматическим потенциалом местности.

Каждый из этих факторов в отдельности и комплексно оказывает существенное влияние на состояние окружающей среды, рост и развитие растений, на величину и качество сельскохозяйственной продукции, на Размещение объектов строительства, на режим использования и охраны земель и т. д.

2.Хозяйственное состояние земель.

При этом устанавливается организационно-территориальное положение земель, которое включает местоположение земельных угодий, участков, массивов и землепользовании в целом относительно различных сфер деятельности и экологически устойчивых ландшафтных территорий.

Изучаются сервитуты и обременения земельных территорий, конфигурация и компактность размещения земельных участков, а также зоны их расположения. По этим параметрам производит я сбор и изучение сведений о хозяйственном положении земель.

Определяются виды и формы хозяйственного использования земельного фонда в зависимости от:

1. распределения земель по видам и формам собственности и по субъектам права на нее;

2. распределения земель по целевому назначению, или по категориям земель, т. е. сведения о том, в чьем пользовании находится земля, как используется, какова степень пригодности ее для использования в соответствии с естественноисторическими свойствами этих земель;

3. распределения земель по видам, подвидам и классам угодий;

4. распределения и классификации земель по определенным природным признакам, имеющим существенное влияние на их пригодность для использования в различных отраслях народного хозяйства, т. е.

сведений о качественном состоянии земельных угодий (в сельском хозяйстве — об уровне плодородия почв и степени пригодности их для выращивания той или иной сельскохозяйственной культуры; в строительстве — по степени пригодности и надежности водно-физических, гидрогеологических, геологических свойств почвогрунтов для производства строительных работ и т. д.);

5. установленной степени экономической эффективности производства в зависимости от использования земель в отраслях народного хозяйства, т. е.

сведений об урожайности сельскохозяйственных культур валовой продукции, валовом, чистом и дифференциальном доходе, стоимости и себестоимости продукции, затратах труда и материаль­ных средств на освоение земельных участков и выращивание урожа­ев, а также сведений о фондовооруженности, фондообеспеченнос­ти, энергетической оснащенности, о количестве и видах вносимых удобрений и т. д.;

6. изученности имеющихся сведений о качественной и экономической оценке земель, об оценке стоимости земельных участков, о состоянии налогообложения, арендной платы за землю и величине нормативной цены земли.

Нормативно-правовое положение земель, основой которого являются Конституция Российской Федерации, Земельный и Гражданский кодексы Российской Федерации и другие законодательные акты.

Правовое положение отдельных земельных участков и землепользовании в целом определяется правом (собственность, владение, пользование, аренда) на тот или иной земельный участок.

Нормативное состояние земель определяется условиями, порядком использования и охраны земель, а также их предоставлением для различных хозяйственных нужд, т. е. осуществляется сбор и изучение сведений о правовом характере объекта производства работ.

Экологическое положение земельных участков, показатели которого характеризуют состояние окружающей среды, степень ее загрязнения, источники экологически негативных процессов, т. е.

сбор, систематизация и обработка сведений о степени загрязнения воздуха, воды, почвы, растительности, подстилающих пород, характере такого загрязнения, мероприятиях по охране земель и окружающей среды от воздействия загрязняющих и отравляющих источников, степени экологической безопасности прилегающих агроландшафтов и др.

Энергетическое состояние земель на прилегающих агроландшафтах, которое характеризует степень насыщенности почв питательными веществами, упругость, прочность и устойчивость почвогрунтов водно-физическое и агрохимическое состояние почвенного покрова и ряд других характеристик энергоемкости поверхности земельного участка.

В этих условиях складывающаяся система земельного кадастра должна соответствовать следующим требованиям.

1.Ведение земельного кадастра должно осуществляться по единой методике, в тесной связи с территориальными и отраслевыми кадастрами.

2.Система земельного кадастра должна быть унифицирована в каждой из его основных частей для всех уровней кадастров — от предприятия, района до федерации.

3.Ведение учета количества и качества земель целевого назначения должно осуществляться одновременно с классификацией земель по угодьям, категориям пригодности по их экологическим, технологическим и градостроительным свойствам.

4.Оценка земель различного целевого назначения должна завершаться установлением для каждой-категории земель конкретной системы натуральных, стоимостных и относительных показателей с целью обеспечения наиболее эффективного использования земель и установления платы за них.

5.Обоснование и установление системы качественных показателей, связанных с охраной земель, целесообразно осуществлять на основе комплексного подхода к угодьям как к сложным природным образованиям с учетом их зональной и региональной особенности.

6.Признание статуса юридических документов за земельно-кадастровой документацией.

Виды земельного кадастра

1. Основной (первичный) земельный кадастр обеспечивает получение первоначальных сведений о правовом, хозяйственном и природном состоянии земель и оформление на этой основе исходных кадастровых документов.

При реализации этого вида кадастра собирают, анализируют и систематизируют все имеющиеся материалы и документы, содержащие сведения о площадях землепользовании, составе и качественной характеристике угодий, об использовании земель, урожайности культур и т д.

Собранные материалы анализируются с точки зрения достоверности и полноты с учетом требований отдельных составных частей земельною кадастра. Затем составляется программа проведения кадастра с указанием вида и объема работ по каждой составной части кадастра.

Затем проводят работы по регистрации землепользовании, учету и оценке земель.

2. Текущий земельный кадастр связан с необходимостью своевременного выявления и внесения в земельно-кадастровые документы сведений об изменениях, происходящих в распределении, качественном состоянии и использовании земель после проведения основного земельного кадастра.

Текущий кадастр направлен также на выявление и устранение ошибок в первоначальных записях и внесение дополнительных сведении в соответствии с неизменно возникающими новыми требованиями. При этом учитываются только законные изменения. Все незаконные изменения – захваты, передача земель, смена видов пользования – в кадастре не отражаются, а принимаются меры по их устранению.

При текущем кадастре детальные обследования проводятся лишь на той части территории, где отмечены какие-либо изменения.

Цель, задачи и содержание земельного кадастра

Основной целью земельного кадастра является – создание организацион­но-территориальных, экономических, социальных, правовых и экологи­ческих условий, обеспечивающих рациональное использование и охрану всех земель общего земельного фонда Российской Федерации, защиту прав собственников земли, землепользователей и землевладельцев, объектив­ный подход к установлению платного землепользования и функциониро­вание земли в гражданском и рыночном обороте.

Земельный кадастр содержит данные об объектах (земельных участках) и субъектах (гражданах, юридических лицах) земельной собственности, землепользователях, арендаторах, о целевом назначении земли, характе­ре ее использования, местоположении земельных участков.

Запись этих дан­ных производится в регистрационных документах на основании решения компетентных органов власти о предоставлении земельных участков с оп­ределением их границ на местности, после оформления и выдачи доку­ментов, удостоверяющих право собственности, владения, пользования и аренды на земельный участок, т. е. правоустанавливающих документов.

Земельный кадастр содержит данные количественного учета земель, которые характеризуют фактическое состояние и использование всех земель.

Количественный учет подразумевает сведения о распределении зе­мель по формам и субъектам земельной собственности, землепользовате­лям и арендаторам, распределенные по категориям земель, видам и под­видам угодий по районам, субъектам федерации и стране в целом.

В услови­ях проведения земельной реформы одновременно с учетом основных уго­дий потребовалось выделение земель особо охраняемых территорий, зе­мельных территорий малочисленных народов, проживающих на землях Рос­сийской Федерации, малоценных, нарушенных и нерационально исполь­зуемых землях, а также деградируемых в сельском хозяйстве земельных угодий и земель, загрязненных экологически опасными веществами. Кро­ме того, отдельно выделяются особо ценные или высокопродуктивные уго­дья — орошаемые земли, осушенные земли и т. д. Все изменения количе­ственных показателей фиксируются в учетной документации после их со­вершения в натуре, т. е. получения землями юридического статуса, право­вого оформления. Любые другие изменения в площадях, не закрепленные юридически (плановые, прогнозные, проектные), не могут служить осно­ванием для внесения их в учет. Основной учетной, официально установ­ленной классификацией является угодье.

В земельном кадастре также содержатся сведения о качественном со­стоянии земель.

Учет качественных характеристик производится по при­родным признакам на основе данных, полученных в результате проведе­ния классификации земель по категориям пригодности и использования, классам и подклассам, агропроизводственным группам, а также в резуль­тате земельно-кадастрового районирования, зонирования оценочных тер­риторий агроландшафтов.

При этом учитываются их природные (естествен­ные) свойства и признаки (механический состав почв, подстилающие по­роды, рельеф, негативные процессы (эрозия, дефляция, засоление, солонцеватость, каменистость, переувлажненность, заболоченность и т. д.), технологические, градостроительные, экологические, энергетические и другие свойства.

С использованием количественной и качественной характеристик в зе­мельном кадастре каждому земельному участку, группе почв или почвен­ной разновидности дается качественная оценка земельных угодий в бал­лах, что определяет сравнительную ценность (бонитировку) земель по их природным (естественноисторическим) свойствам.

Таким образом, общее содержание земельного кадастра заключается в решении следующих вопросов, которые являются его составными частями:

1) межевание (определение границ з.у.);

2) количественный учет земель;

3) учет земель по качественным признакам;

3)качественная оценка (бонитировка) земельных ресурсов;

4)экономическая оценка земельных ресурсов;

5)формирование земельно-кадастровой документации;

6)осуществление земельной регистрации.

В связи с углублением рыночных отношений в сфере земельной соб­ственности и землепользования земля стала выступать не только как объект хозяйствования, но и как объект недвижимого имущества с вовлечением ее в гражданский и рыночный оборот и применением в отношении нее всех имеющихся экономических рыночных атрибутов: нормативной цены земли, земельного налога, арендной платы за землю, разрешения различ­ных сделок с землей. В этой связи земельно-кадастровая информация долж­на стать основой для проведения оценки стоимости земельных участков как объектов недвижимого имущества и нормального функционирования их в гражданском и рыночном обороте.



Источник: https://infopedia.su/6x91f5.html

Теоретические основы земельного кадастра (стр. 1 )

Основы земельного кадастра

1.  Теоретические основы земельного кадастра

1.1 Земельные отношения и земельный строй

Цели, задачи и методы ведения земельного кадастра определяются характером земельных отношений, складывающихся в государстве на данный период времени.

Земельные отношения формируются в рамках производственных отношений, однако имеют свою специфику и играют ведущую роль в современных политических системах.

Они охватывают сферу производственных отношений, которая включает вопросы владения и пользования землей.

Государство, формируя и регулируя земельные отношения, выступает в двух качествах. Во-первых, в качестве гаранта соблюдения норм и правил земельных правоотношений всеми субъектами.

Это качество государство осуществляет как орган власти, суверен, регулируя экологические, санитарные и иные правила использования земель, устанавливая различные обременения, ограничения и публичные сервитуты.

Во-вторых, государство выступает в качестве крупнейшего землевладельца, собственника принадлежащих ему земель, то есть, хозяйствующего субъекта, заинтересованного в организации рационального и эффективного использования принадлежащих ему природных ресурсов.

Поэтому главная цель формирования земельных отношений состоит в повышении эффективности использования земли на всей территории и построении такого земельного строя, который способствует решению двух задач.

Во-первых, необходимо систематически повышать общий уровень землепользования не только в аграрной, но и в других сферах экономики (Это должно выражаться в повышении урожайности сельскохозяйственных культур на полях, приросте деловой древесины в лесах, рациональной застройке территорий населенных пунктов, эффективном использовании горных отводов и т. п.).

Во-вторых, следует осуществить более справедливое распределение земли между теми, кто на ней работает, а в конченом итоге, распределение произведенной на земле продукции между всеми участниками земельных отношений и общества в целом.

Применительно к аграрному сектору экономики (в котором земельные отношения проявляются особенно остро), основная цель выражается в том, чтобы обеспечить полное, рациональное и эффективное использование всего земельного фонда страны (или отдельно взятого региона) систематическое повышение урожайности сельскохозяйственных культур на основе ресурсосберегающих технологий, сохранить и накапливать производительный потенциал земли, а также обеспечить заинтересованность в решении этих задач не только землевладельцев и работников сельского хозяйства, но и всего населения.

Важнейшими элементами земельных отношений являются регулирование видов и форм собственности на землю, системы хозяйствования на земле, механизмы управления земельными ресурсами и их перераспределение между отраслями и сферами деятельности, системы платы за пользование землей, а также формирование и регулирование других важнейших систем и механизмов, включая землеустройство, земельный кадастр и мониторинг земель. Рассмотрим эти вопросы более подробно.

Основное содержание земельных отношений любого государства состоит в регулирование прав собственности на землю.

В зависимости от исторических и социально-экономических условий в той или иной стране может преобладать государственная, муниципальная, частная или другие формы собственности на земельные ресурсы, а также складывается конкретное содержание прав и обязанностей землевладельцев по отношению к земле.

Известно, что земельные отношения советского периода были основаны на принципах национализации земли. Это означало, что исключительное монопольное право собственности на землю в пределах государственных границ принадлежало государству.

Все без исключения юридические лица (предприятия) и отдельные граждане могли получить земельные участки только в пользование (временное или постоянное). Автоматически исключались и признавались незаконными любые частные сделки с землей, касающиеся ее купли, продажи, дарения и передачи по наследству. Все вопросы по предоставлению и изъятию земельных участков, а также установлению прав и обязанностей землепользователей решались органами государственной власти.

Земельная реформа в России возникла на основе понимания того факта, что пользование землей в хозяйственных целях не может и не должно регулироваться только административными методами. Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает, так как конкретный землевладелец способен выбирать более эффективные способы использования своей земли.

Инициированная в конце 80-х годов земельная реформа преследовала следующие цели:

– осуществить переход к многообразию форм собственности и методов хозяйствования на земле;

– обеспечить социально справедливое и экономически обоснованное перераспределение земель;

– создать экономические, правовые и административные механизмы регулирования земельных отношений;

– обеспечить стимулы рационального использования и охраны земли, остановить процессы ее деградации.

Принятая в 1993 году Конституция РФ официально закрепила многообразие форм собственности на землю. Согласно ст. 9 земля может находиться в государственной, муниципальной, частной и других формах собственности.

В последующие годы были разработаны и приняты другие правовые акты, конкретизирующие и закрепляющие права и обязанности землевладельцев.

В качестве таковых выступают Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, юридические и физические лица, включая отдельных граждан.

Таким образом, сложившиеся земельные отношения органически связаны с политической и социально-экономической системой государства, зависят от исторических, культурных, психологических и других условий, в которых они формируются.

Эти условия определяют два важнейших положения: во-первых, в какой мере должны быть обеспечены права различных категорий землевладельцев; во-вторых, как определить рациональное соотношение и пропорцию различных форм собственности (в пределах категорий земель и территорий самобытных регионов).

Эти вопросы вызывают споры и дискуссии в любом обществе, а в России приобретают особое, политическое значение. Само право собственности на землю трактуется по-разному.

Одна точка зрения базируется на том, что собственник вправе распоряжаться самой землей как природным ресурсом, а вторая рассматривает собственность как право хозяйствования на земле в определенных законодательством рамках, право производить на земле определенные продукты и распоряжаться ими по своему усмотрению.

Законодательно подтверждается точка зрения, что собственнику земельного участка не может быть предоставлено абсолютное право выбора способов и направлений использования своего участка.

Он приобретает права, ограниченные установленной категорией и дополнительными обременениями.

Иначе говоря, собственник земельного участка вправе совершать только те действия, которые не противоречат закону и иным правовым актам, не нарушают права и интересы других лиц и не наносят ущерба окружающей среде. В таком подходе есть определенная необходимость.

Согласно Конституции РФ и земельному законодательству земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 12 ЗК РФ).

Поэтому ее использование должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Этот принцип законодательства положен в основу распределения земельного фонда по видам и формам собственности. В настоящее время более 92 % земельных ресурсов находится в государственной и муниципальной собственности и только 7,8 % передано в собственность юридических лиц и граждан.

В частной собственности находятся, в основном, земли сельскохозяйственного назначения, включая садоводческие и огородные участки, а также небольшие участки под индивидуальное жилищное и дачное строительство.

Не подлежат приватизации и находятся в государственной или муниципальной собственности подавляющая часть особо охраняемых территорий, лесного и водного фонда, а также земель, занятых промышленными и иными объектами общегосударственного или муниципального значения.

Государственная собственность на землю имеет сложный состав: она включает земельные участки федеральной собственности и земельные участки, принадлежащие субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения и другим автономным формированиям. Распоряжение этими землями осуществляют от имени собственника соответствующие органы государственной власти в пределах их компетентности.

Таким образом, важнейшими направлениями развития земельных отношений является обеспечение прав на землю, включая собственность, владение, пользование и распоряжение. Следует подчеркнуть, что земельные отношения могут осуществляться не только в рамках действующего законодательства, но и вне этих рамок.

То есть они могут носить как законный, так и незаконный характер. Урегулированные законами они становятся земельными правоотношениями.

Земельные правоотношения возникают в связи с приобретением, использованием и охраной земель между органами власти, организациями и частными лицами и характеризуют собой систему хозяйствования на земле.

Сформированная в каком-либо государстве система хозяйствования охватывает весь земельный фонд и призвана обеспечить наиболее полное, рациональное и эффективное его использование.

В Российской Федерации такая система включает распределение земель по категориям, организацию перераспределения и рыночный оборот земель, формирование земельных участков, землевладений и землепользований, организацию оценки и платы за пользование землей, а также механизмы землеустройства, кадастра и мониторинга.

Распределение земель по категориям определяет их предназначение и целевой характер использования. Оно проводится на основе зонирования территории и выделения доминирующих факторов производительного потенциала земельных участков.

Современное законодательство предусматривает следующие категории: земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта и иного несельскохозяйственного назначения; земли природоохранного назначения; земли лесного фонда; земли водного фонда и земли запаса.

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

Источник: https://pandia.ru/text/80/154/7532.php

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.