Основы межевания

Правовые основы межевания земель

Основы межевания

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт Горного Дела и Строительства

Кафедра Геоинженерии и кадастра

РЕФЕРАТ

Учебной дисциплины

«ГЕОДЕЗИЧЕСКИЕ РАБОТЫ ПРИ ВЕДЕНИИ КАДАСТРА»

Тема: «НОРМАТИВНАЯ БАЗА ПРИ МЕЖЕВАНИИ ЗЕМЕЛЬ»

Выполнил: ст. гр. 321641 Вербицкая В.В.

Проверил: зав. каф. Басова И.А.

Тула 2017

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………………3

1 Понятие межевания……………………………..…………………………….4

2 Понятие межевого плана…………………………………………………………7

3 Правовые основы межевания земель………………………….……………10

3.1. Методические основы межевания земель……………………………..12

3.2. Порядок межевания земель……………………………………………..15

3.3. Процедура межевания земель…………………………………………..19

Заключение……………………………………………………………………..22

Список использованных источников…………………………………………23

ВВЕДЕНИЕ

В современном динамично развивающемся и меняющемся мире очень важно обладать актуальной информацией. В области правового регулирования доступом к такой информации служат вступающие или уже вступившие в силу Федеральные законы.

Закон – это принятый в особом порядке первичный нормативно-правовой акт высшего представительного органа государственной власти, обладающий высшей юридической силой и регулирующий важнейшие общественные отношения.

В области правового обеспечения землеустройства важное, а может, и самое главное значение имеет Федеральный закон «О землеустройстве».

Данный закон устанавливает правовые основы проведения землеустройства в целях обеспечения рационального использования земель и их охраны, создания благоприятной окружающей среды и улучшения ландшафтов.

Актуальность темы реферата обусловлена тем, что в настоящее время нормативная база при межевании земель стремительно меняется год от года. Многие законы теряют свою силу, но в то же время, вступают в силу новые поправки, статьи и законы.

Целью реферата является составление характеристики нормативной базы межевания земель.

Задачи контрольной работы включают в себя:

1. Изучение нормативно-правовых актов связанных с объектами недвижимости.

2. Ознакомление с термином «межевание».

3. Рассмотрение и анализ межевого плана, полученного в результате проведения межевания земельного участка.

4. Обобщение выводов, сделанных на основе проведенного анализа.

ПОНЯТИЕ МЕЖЕВАНИЯ

В повседневной жизни, трудясь на даче, выезжая на природу, смотря утренние передачи по федеральным каналам, даже, читая рекламные объявления на фонарных столбах или в общественном транспорте, мы не часто, но всё же встречаем малораспространённое словосочетание ― «межевание земельных участков».

В настоящее время, под термином «межевание»уже понимается непосредственная связь данного термина с землей, поэтому словосочетания «межевание земель» или «межевание земельных участков» сводятся к одному этому слову. Что же такое «межевание»?

Сам термин появился ещё в XVI-XVII веке, когда образовалась система писцовых межеваний, ввиду возникновения феодального землевладения. При такой системе общая площадь межуемых владений не вычислялась, а измерялись лишь основные элементы феодальных владений.

Термин «межевание» в XXIвеке понимается, какцелый комплекс работ по определению площади земельного участка, установлению на местности его фактических границ с закреплением этих границах долговременными межевыми знаками и описанием их местоположения.

Межевание земельных участковвыполняют с целью точного и однозначного определения и выявления на местности положения границ объектов недвижимости (межевых знаков и линий-границ), определенных на картографических материалах в соответствии с проектом строительства объекта и проектом границ земельного участка. Межевание в соответствии с технологией государственного кадастрового учета объектов недвижимости проводят всегда при образовании новых земельных участков, путем их разделения, объединения, слияния или перераспределения[9].

Межевание представляет собой работы по установлению на местности границ муниципальных и других административно-территориальных образований, границ земельных участков с их закреплением долговременными межевыми знаками и определению их координат с помощью съемок[6].

В межевание входят работы по:

1) уточнению границ земельного участка;

2) определению его границ на местности;

3) согласованию границ с соседями или администрацией;

4) закреплению границ долговременными межевыми знаками и определению их координат;

5) созданиючертежа объекта недвижимости.

Подготовительные работы включают в себя получение исходных данных: выписки из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН), выписки из Единого государственного реестра юридических лиц (если участок расположен на территории садоводческого товарищества), кадастровый план территории,выписки из каталога координат пунктов опорно-межевой сети, перечень лиц, права которых могут быть затронуты при межевании и их адреса, а также картографический материал масштаба 1:2000 их архива ЕГРН и другая градостроительная и землеустроительная документация[5].

Выявление фактических границ осуществляют собственники земельных участков в присутствии владельцев, либо пользователей и землеустроителей.

Согласие сторон о местоположении границ земельного участка фиксируется заполнением и подписанием акта согласования границ.

Свою подпись ставят собственники межуемого участка, а также собственники смежных земельных участков и кадастровый инженер. Далее границы закрепляются межевыми знаками[6].

Закрепление границ земельного участка осуществляется с помощью специальных межевых знаков. Они бывают временными и долговременными.

Если закрепление проводится временными знаками, то в данном случае, обеспечивается закрепление точек границ только на период самогомежевания.В том случае, если знаки долговременные, то обеспечивается закрепление точек границ на постоянной основе.Долговременные межевые знаки устанавливаются только по желанию заказчика и если это предусмотрено договором на выполнение кадастровых работ.

Для межевого знака рисуется абрис (схематический план, сделанный от руки, на основе данных полевой съемки), если такой межевой знак принадлежит трем или более земельным участкам[7].

Описания положения границ производится в соответствии с техническим проектом межевания, при упорядочении или восстановлении границ на местности.

Площадь объекта определяется по координатам межевых знаков и записывается в квадратных метрах с округлением до 1 м2 с указанием погрешности; в гектарах с округлением до 0,01 га.

Составление схемы расположения объекта кадастровых работ осуществляется на каждый вновь образованный земельный участок в виде схемы расположения границ объекта[9].

Документы о межевании, представляемые для постановки на государственный кадастровый учет, а также для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости оформляются в виде межевого плана.

ПОНЯТИЕ МЕЖЕВОГО ПЛАНА

Форма и состав межевого плана регламентируется Приказом Министерства экономического развития Российской федерации № 921 от 8 декабря 2015 г.

Согласно данному приказу: «Межевой план состоит изграфической и текстовой частей, которые делятся на разделы, обязательные для включения в составмежевого плана, и разделы, включение которых в состав межевогоплана зависит от вида кадастровых работ»[8].

В графической части межевого плана отражаются сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке.Также указывается местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков.

Рисунок 1 – Пример чертежа земельного участка без условных обозначений

В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Отмечается доступ к образуемым земельным участкам (по землям и земельным участкам общего пользования), в том числе путем установления сервитута[5].

Выделяют следующие случаи подготовки межевого плана:

1. Образование земельных участков в результате объединения.

2. Образование земельных участков в результате раздела, когда все земельные участки образуемые.

3. Образование земельных участков из земель.

4. Образование земельных участков в результате выдела.

5. Образование земельных участков в результате раздела с измененным земельным участком.

6. Образование земельных участков в результате перераспределения.

7. Образование частей земельного участка.

8. По уточнению сведений из Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ и (или) площади земельного участка.

В Формах межевого плана и Требованиях по их заполнению применяются следующие понятия.

Образуемые земельные участки ― это земельные участки, которые образуются в результате раздела, объединения, перераспределения земельных участков, выдела из земельных участков либо из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Исходные земельные участки ― это земельные участки, из которых в результате раздела, объединения или перераспределения образуются новые земельные участки[2].

Измененные земельные участки ― это:

а) земельные участки, из которых в результате выдела образуются новые земельные участки;

б) земельные участки, из которых в результате раздела по правилам п.4 ст.11.4. Земельного кодекса РФ, п.18 ст.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ образуются новые земельные участки;

в) земельные участки, находящиеся в государственной собственности, не закрепленные за физическими или юридическими лицами;

г) единые землепользования, из которых в результате раздела образуются новые земельные участки[2].

Уточняемые земельные участки ― это земельные участки, в отношении которых в результате кадастровых работ происходит уточнение описания местоположения границ и (или) площади.

Таким образом, межевой план ― это сложный и важный документ для постановки на государственный кадастровый учет земельных участков.

Правовые основы межевания земель

Ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации, содержащихся в нем сведений, сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах[9].

Нормативно-правовой основой межевания земель являются:

1. Конституция Российской Федерации;

2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001;

Источник: https://poisk-ru.ru/s7794t9.html

Определение границ земельного участка. Все, что нужно знать о межевании

Основы межевания

Межевание (землемерие, арпантаж) – это комплекс инженерно-геодезических (кадастровых) работ по определению и закреплению на местности границ земельных участков, а также по определению площади и юридическому оформлению полученных данных.

Кроме того межевание выполняется при определении границ объектов землеустройства, территориальных зон и зон с особыми условиями использования территории (например, водоохранных зон, охранных зон трубопроводов, ЛЭП) и в иных случаях.

Межевание необходимо для юридического закрепления Ваших прав на земельный участок, для внесения сведений в ЕГРН и совершения сделок, таких как купля-продажа, аренда, дарение, наследство и другие.

Межевание необходимо для описания местоположения земельного участка с помощью определения координат его поворотных точек. В правоустанавливающих документах, как правило, указаны адрес и площадь. Однако, этого не достаточно, чтобы однозначно идентифицировать участок на местности. Именно для этого и выполняется комплекс работ по межеванию. Рассмотрим основные виды межевания:

1) Межевые работы по определению границ земельных участков:

  • раздел земельного участка на несколько новых участков,
  • выдел доли из земельного участка общей (долевой) собственности,
  • объединение нескольких земельных участков в один,
  • перераспределение земельных участков,
  • образование земельного участка из земель неразграниченной государственной (муниципальной) собственности.

2) Межевые работы по уточнению границ земельных участков. Уточнение границ земельных участков необходимо в следующих случаях:

  • в ЕГРН отсутствуют координаты границ земельного участка,
  • координаты характерных точек границ, содержащиеся в ЕГРН, определены с точностью ниже нормативной,
  • имеющиеся в ЕГРН координаты определены с ошибкой или противоречат реально закрепленным на местности границам.

3) Межевые работы по восстановлению границ земельных участков, то есть вынос в натуру (на местность) границ, сведения о которых содержатся в ЕГРН:

  • восстановление границ в связи с утратой (уничтожением) межевых знаков, которыми границы были закреплены на местности,
  • вынос на местность границ участка в соответствии с утвержденным проектом межевания или проектом планировки территории.

4) Межевые работы при решении земельных споров включают в себя и вынос в натуру границ по существующим сведениям из различных источников (ЕГРН, БТИ, Государственный фонд данных землеустройства, сведения администраций и муниципалитетов, материалы лесоустройства и т.д.), и уточнение этих границ, их корректировку, внесение изменений в сведения реестров и информационных систем, а также принятие решений о дальнейших преобразованиях этих земельных участков.

Исторически межеванием занимались геодезисты и землеустроители – инженеры БТИ или коммерческих организаций.

Сегодня универсальным специалистом, выполняющим любые работы по межеванию, включая дальнейшее юридическое оформление, является кадастровый инженер.

Именно он уполномочен на подготовку межевых и технических планов, необходимых для внесения сведений в ЕГРН, а также актов обследования.

Обязательно ли межевание?

С точки зрения законодательства при зарегистрированных прав собственности межевание не является обязательным. Однако без межевания невозможно полноценно осуществить ни одну сделку с земельным участком. После межевания Вы сможете полноценно управлять своим недвижимом имуществом, а именно:

  • заключать сделки купли-продажи, дарения или наследства, передачи земельного участка (или его части) в аренду,
  • делить земельный участок на несколько новых или, наоборот, объединять (перераспределять) земельные участки,
  • менять вид разрешенного использования земельного участка,
  • осуществлять проектирование и строительство объектов капитального строительства.

Без межевания, то есть точного определения границ земельного участка, его площадные характеристики, содержащиеся в ЕГРН, могут быть некорректны, что чревато увеличением налоговых платежей.

Отсутствие межевания с нормативной точностью определения границ земельного участка также может стать причиной земельных споров со смежными землепользователями (соседями).

Таким образом, для надежного юридического закрепления Ваших имущественных прав и рационального управления недвижимостью межевание является необходимым условием.

Проверить межевание можно с помощью Публичной кадастровой карты или заказав выписку ЕГРН в Росреестре.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5e58d09672ff6b6d17c35996/opredelenie-granic-zemelnogo-uchastka-vse-chto-nujno-znat-o-mejevanii-5e60afabb298806aecf21924

Пошаговая инструкция по межеванию земель физических и юридических лиц

Основы межевания

В связи со вступившими в силу изменениями в земельное законодательство межевание земельного участка стало обязательной процедурой, без проведения которой земельный участок нельзя будет продать, разделить, объединить и провести другие действия по распоряжению землей.

Если раньше земельные границы определялись лишь примерно, то сегодня это комплекс геодезических работ, при которых выезжают на место аттестованные сотрудники, устанавливают точные координаты и оформляют юридические документы на землю.

В нашей статье предоставлена подробная инструкция по межеванию земель.

Что такое межевание земельного участка?

«Инструкция по межеванию земель», утвержденная Роскомземом 8 апреля 1996 года, определяет понятие межевания земли.

Это комплекс работ, направленных на установление, восстановление и закрепление на местности границ земельного участка, определение его местоположения и площади.

Законодательство

Процедура межевания регулируется Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ и другими специальными актами федерального и местного значений. Вышеназванная «Инструкция по межеванию земель» от 8 апреля 1996 года действует до сих пор.

Общие положения «Инструкции по межеванию земель» определяет некоторые основные положения межевания, на основании которых и происходит данная процедура:

  • Границы на местности устанавливаются и закрепляются, когда граждане и юридические лица получают новые земельные участки (купля-продажа, мена, дарение целого участка или части земли), а также по просьбам физических или юридических лиц, если документация, подтверждающая права на их земельный участок была предоставлена без установления и закрепления границ на местности;
  • Восстанавливаются границы земельного участка, если есть межевые споры, а также при наличии просьб граждан и организаций при полной или частичной утрате на местности межевых знаков и прочих признаков границ принадлежащих им земель;
  • Межевание выполняется проектно-изыскательными организациями Роскомзема, а также гражданами и юридическими лицами, получившими в установленном законодательством порядке лицензию на право проведения таких работ.

Межевание проводится в следующих целях:

Межевание земельного участка также должно осуществляться согласно порядку, установленному Федеральным законом от 18.06.

2001 № 78-ФЗ «О землеустройстве», Методическими рекомендациями по проведению межевания объектов землеустройства, Положением о проведении территориального землеустройства, Положением о порядке установления границ землепользования в застройке городов и других поселений, а также другими законодательными актами в сфере территориального землеустройства.

Необходимые документы

Для физических лиц потребуются следующие бумаги:

  • Документ, удостоверяющий личность заявителя или доверенность на представление интересов заказчика и его паспорт.
  • Правоустанавливающая документация на земельный участок:
    • Постановление муниципалитета о выделении земельного участка, техническое задание (заверяет общий отдел органа местного самоуправления);
    • Договор купли-продажи земли;
    • Договор дарения земельного участка;
    • Свидетельство о законном праве на наследство;
    • Свидетельство о государственной регистрации права;
    • Документы из БТИ.
  • Планы по инвентаризации либо другая документация с описанием границ и размеров земли при ее образовании.

Юридическим лицам необходимо подготовить:

  • Правоустанавливающую документацию на земельный участок:
    • Постановление муниципалитета о выделении земельного участка, техническое задание (заверяет общий отдел органа местного самоуправления);
    • Договор купли-продажи земли;
    • Договор дарения земельного участка;
    • Свидетельство о законном праве на наследство;
    • Свидетельство о государственной регистрации права;
    • Документы из БТИ.
  • Копии документов, которые нужны для заключения договора:
    • Документация, подтверждающая компетенцию представителя юридического лица (доверенность, устав);
    • Свидетельство о постановке на учет в Федеральной налоговой службе;
    • Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
    • Свидетельство о занесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц;
    • Свидетельство о занесении записи в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей;
    • Инвестиционный договор;
    • Решение собрания учредителей.

Как провести межевание земельного участка

Порядок проведения межевания земельного участка состоит из нескольких этапов.

1 этап

Оформить договор с лицензированной геодезической компанией. Компания будет осуществлять инженерно-геодезические работы.

Для оформления и составления договора потребуются вышеперечисленные документы.

Дополнительно могут понадобиться:

  • Справка об отсутствии электрических кабелей на земельном участке. Справка предоставляется «Гор. светом» района по месту нахождения земельного участка. Либо справку предоставят на основании имеющихся данных, либо на участок приедет специалист и определит наличие проходящих электрических кабелей по участку или рядом с ним. После выезда специалиста справку можно будет забрать в «Гор. свете».
  • Справка о том, что на участке отсутствуют общественные коммуникации либо документ, предоставляющий право на проведение работ. Для получения документов необходимо обращаться в местный муниципалитет по месту расположения земельного надела. Та же ситуация, что и в прошлом случае: либо справку предоставят на основании имеющихся данных, либо на участок приедет специалист и определит наличие проходящих общественных коммуникаций по участку или рядом с ним. После выезда специалиста справку можно будет забрать в администрации.

Стоимость процедуры межевания следует узнавать непосредственно в геодезической компании, оказывающей услуги определения границ.

2 этап

Если рядом с участками есть другие смежные земли, то необходимо уведомить соседей-землевладельцев таких участков о просьбе присутствия при проведении процедуры межевания кадастровыми инженерами для согласования устанавливаемых границ.

Межевание позволит четко определить и установить конкретные границы.

Уведомление соседей должно быть не позднее 7 дней до начала процедуры межевания. Лучше всего ставить их в известность еще за месяц до проведения геодезических работ.

Уведомить соседей может и сама геодезическая организация за определенную сумму (грубо говоря, в среднем 250 рублей за соседа).

Если собственник решил уведомлять межующих землевладельцев самостоятельно, то ему нужно следовать такому алгоритму:

  1. Написать от руки либо распечатать извещение. В извещении должна быть дата, время и место проведения межевания. Написать можно как одно извещение для всех соседей, так и для каждого в отдельности.
  2. Пройти по соседям, уведомить их о проведении процедуры межевания и предоставить на подпись извещение.
  3. В процессе проведения межевания необходимо передать подписанные извещения нанятым кадастровым инженерам геодезической компании.

3 этап

На самом участке инженеры кадастровой компании осуществляют измерение границ, закрепляют их и составляют акт межевания.

При проведении межевания инженеры будут консультироваться с землевладельцами смежных участков (при их присутствии) по поводу согласия с установленными границами. В ходе межевания составляется межевой план или акт межевания, в котором описываются определенные границы участка.

Межевой план должно подписать каждое из следующих лиц:

  • Собственник земельного участка или его доверенное лицо;
  • Землевладельцы смежных земельных наделов, если они присутствовали на процедуре межевания;
  • Кадастровый инженер, проводивший работы по межеванию на участке;
  • Представитель местной администрации, которого должна известить геодезическая компания о проведенном межевании.

4 этап

После проведенных работ по межеванию участка в конкретный день можно будет забрать готовый межевой план земельной собственности в геодезической компании.

5 этап

Полученный межевой план необходимо предоставить Комитету по земельным ресурсам администрации по месту нахождения участка для утверждения. Акт межевания обязательно необходимо отнести на подпись одному из собственников участка. Межевой план выдадут через некоторое время, как правило, в течение недели после подачи.

6 этап

Внести изменения в Росреестр, иными словами, поставить участок с новыми границами на кадастровый учет.

Для постановки земельного участка с новыми границами на учет необходимо обратиться в Регистрационную Палату (УФРС) или в Многофункциональный центр (МФЦ), предоставив определенный перечень документов:

  • Свидетельство о праве собственности на земельный участок (если есть);
  • Договор основания;
  • Новый кадастровый паспорт;
  • Межевой план;
  • Документ, удостоверяющий личность собственника земли, или паспорт доверенного лица и саму доверенность на представительство.

Также потребуется оплатить госпошлину.

Госпошлину можно оплатить в самом УФРС или МФЦ.

Собственники земельного участка с проведенным межеванием обязательно подписывают заявление, которое заполняет непосредственно регистратор. Регистратор сверяет данные, забирает подаваемые документы и справки (за исключением паспортов), а взамен выдает расписку о том, что он принял документы таким-то числом.

Через некоторое время земельный участок будет поставлен на учет, назначат день, когда при предъявлении паспорта и расписки можно забрать документы.

Какие могут возникнуть сложности при проведении межевания?

Каждое межевание какого-то земельного участка требует особого подхода от его собственника.

Вот несколько таких особенностей, которые могут создать проблемы собственнику при проведении межевания:

  • Земельный участок находится на охраняемой территории;
  • Земельный надел располагается в пределах границ общего пользования;
  • Наличие судебных требований по отношению к земле;
  • Наследственные моменты;
  • Самозахват участка и так далее.

Приведенные особенности являются более определяющими при проведении межевания, чем конкретные требования законодательства.

Важно учитывать, что основные положения межевания — общие для всей территории России, однако в каждом регионе, районе или большом городе (Москва, Санкт-Петербург) устанавливаются свои особенные правила проведения процедуры межевания.

Можно ли сделать межевание участка самому?

Межевание определяет точные границы земельного участка. Замеры площади участка делают геодезисты. Сделать межевание самостоятельно нельзя не только из-за необходимости специальных знаний и умений, но и по причине требований по квалификационной аттестации.

Межевание является процедурой не только технического характера, но и юридического. Компания, которая проводит межевание, имеет официальное право на присвоение земельному участку индивидуального идентификационного государственного знака. Присвоенный госзнак в последующем вносится в реестр земельных участков.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/mezhevanije/poetapnaja-instrukcia.html

Публикация

Основы межевания

Нормативно-правовые основы межевания земель

Правовая основа любого вида деятельности является главным фактором в правильной реализации деятельности, и не важно, к какой отрасли она относится. Чем меньше вопрос закрепляется нормативно, тем больше возникает трудностей и споров в итоге, что делает ту или иную деятельность проблематичной и совершенно неактуальной.

Правовую основу государственного кадастрового учета составляют  Конституция  Российской Федерации, Гражданский Кодекс Российской Федерации, Федеральный закон ” О государственной регистрации недвижимости”, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

В случаях, установленных законодательством, правовую основу государственного кадастрового учета составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (орган нормативно-правового регулирования).

Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (орган регистрации прав).

Федеральный орган исполнительной власти:

– координирует и контролирует деятельность органов регистрации прав;

– обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости;

– разрабатывает и издает методические материалы для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;

– обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав;

– осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета относятся:

– прием заявления о государственном кадастровом учете и прилагаемых к нему документов;

– проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;

– проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

– государственный кадастровый учет;

– выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета;

– ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в нем;

– принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;

– иные полномочия, законодательством.

Отдельные полномочия органа регистрации прав, , на основании решений федерального органа исполнительной власти, вправе осуществлять подведомственное ему федеральное государственное бюджетное учреждение.

Федеральное государственное бюджетное учреждение, наделенное полномочиями, считается органом регистрации прав.

При этом на такое федеральное государственное бюджетное учреждение распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг” требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований. Положения закона применяются к такому федеральному государственному бюджетному учреждению постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.

Полномочия органа регистрации прав могут передаваться для осуществления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации постановлениями Правительства Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации”.

Участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав – с другой.

Проводить межевание земельных участков, устанавливать их границы на местности, составлять чертежи, подготавливать межевые планы и межевые дела могут только, кадастровые инженеры .

Точное определение границ является обязательным при постановке земельных участков на государственный кадастровый учет.

 Такое заключение можно сделать из того факта, что для постановки земельных участков на кадастровый учет одним из основных документов, которые нужно предоставить в Росреестр, является межевой план.

Данный документ подготавливается кадастровыми инженерами только после проведения межевания.

Таким образом, межевание земельного участка обязательно:

1) при образовании земельных участков из земель в государственной или муниципальной собственности (для приватизации, сдачи в аренду, предоставления в постоянное пользование, безвозмездное пользование или предоставления участков бесплатно в собственность);

2) при разделе земельного участка;

3) при выделе земельного участка (например, в счет земельной доли);

4) при объединении земельных участков;

5) при перераспределении земель.

Межевание является единственным способом уточнения границ участка.Поэтому довольно большое число заказов на межевание поступает от владельцев соседних земельных участков при наличии спора о местоположении границ.

Многие ошибочно полагают, что заказав межевание земельных участков, к ним придет кадастровый инженер и все разделит по справедливости, спор разрешиться. На самом деле это не так.

Кадастровый инженер может только зафиксировать на местности и в документах положение границ, о которых собственники земельных участков сами договорятся между собой.

Межевание играет большую роль при проведении сделок с землей .Ни один потенциальный покупатель, не захочет приобретать земельный участок без точно установленных границ.

Ведь в такой ситуации продавец земельного участка теоретически может демонстрировать на местности покупателю один земельный участок, а на руках иметь правоустанавливающие документы на другой.

Даже если это и не так, при покупке земельного участка без межевания у нового собственника в будущем могут возникнуть споры с соседями по поводу местоположения границ или необходимость проведения межевания, а это ведет к дополнительным издержкам.

Основным документом, регулирующим раздел, выдел земельных участков, является Земельный Кодекс РФ .Раздела земельного участка – это один из способов образования одного участка или нескольких самостоятельных земельных участков.

По общему правилу п. 2 ст. 11.2 и п. 1 ст. 11.

4 ЗК РФ исходный земельный участок, из которого при разделе образованы земельные участки, прекращает свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из него земельные участки.

При этом имеется в виду, не фактическое, а юридическое прекращение существования разделенного земельного участка, который перестает существовать в качестве объекта земельных и гражданско-правовых отношений.

В соответствии с п. 3 ст. 11.2 ЗК РФ целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (п. 4 ст. 11.2 ЗК РФ).

При этом не требуется такое согласие на образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям, а также в случаях образования земельных участков на основании решения суда в обязательном порядке независимо от согласия собственников, землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки.

В соответствии с п. 5 ст. 11.2 ЗК РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в частной собственности и принадлежащих нескольким собственникам, осуществляется по соглашению между ними. Исключение составляет выдел земельных участков в счет доли в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения.

Порядок выделения земельных участков в счет долей в праве общей собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения установлен статьями 13, 13.1 Федерального закона. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Выдел земельного участка осуществляется в случае выдела доли или долей из земельного участка, находящегося в долевой собственности. При выделе земельного участка образуются один или несколько земельных участков. При этом земельный участок, из которого осуществлен выдел, сохраняется в измененных границах (измененный земельный участок).

Данной нормой установлено, что, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей, если это не противоречит требованиям к образованию земельных участков, установленных ЗК РФ и Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Размер и местоположение границ земельного участка, выделяемого в счет земельной доли или земельных долей, должны быть согласованы кадастровым инженером.

Проектом межевания земельного участка или земельных участков определяются размеры и местоположение границ земельного участка или земельных участков, которые могут быть выделены в счет земельной доли или земельных долей.

Проект межевания земельного участка или земельных участков подготавливается кадастровым инженером. Заказчиком такого проекта межевания может являться любое лицо.

При подготовке проекта межевания, подлежащего утверждению общим собранием участников долевой собственности, кадастровый инженер обеспечивает правообладателям земельного участка или земельных участков, из которых будут выделяться земельные участки в счет земельной доли или земельных долей, органу местного самоуправления поселения и, если заказчик кадастровых работ не является правообладателем земельного участка или земельных участков, заказчику кадастровых работ возможность ознакомиться с этим проектом до его утверждения и представить предложения о его доработке.

Извещение о месте и порядке ознакомления с проектом межевания земельных участков направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Проект межевания земельного участка, утверждаемый решением собственника земельной доли или земельных долей, подлежит обязательному согласованию с участниками долевой собственности. Предметом согласования являются размер и местоположение границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка.

Извещение о необходимости согласования проекта межевания земельного участка направляется участникам долевой собственности или опубликовывается в средствах массовой информации.

В случае если в течение тридцати дней со дня надлежащего извещения  участников долевой собственности о согласовании проекта межевания земельного участка от участников долевой собственности не поступят возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка, проект межевания земельного участка считается согласованным.

Возражения относительно размера и местоположения границ выделяемого в счет земельной доли или земельных долей земельного участка направляются кадастровому инженеру, подготовившему соответствующий проект межевания земельного участка, а также в орган кадастрового учета по месту расположения такого земельного участка.

Источник: https://infourok.ru/publikaciya-normativnopravovaya-baza-mezhevaniya-zemel-2691864.html

Нормативно-правовые документы по межеванию: инструкции, методические рекомендации и прочие

Основы межевания

Межевание — важная процедура при урегулировании споров соседей о границах земельных участков.

Кроме того, продать или завещать такой земельный участок невозможно без проведения кадастровых работ.

Исполнителями выступают подготовленные специалисты — кадастровые инженеры, которые определяют координаты границ и готовят документы.

Без этой процедуры невозможно занесение участка в базу данных.

Сведения в Земельном кодексе РФ

Земельный кодекс (ЗК РФ) — важная часть земельного законодательства в России. В его материалах подробно описаны права и обязанности собственников земельных участков и действия по сохранению таких прав, а также рассматривается вопрос о земельных спорах.

Земельный кодекс был принят согласно приказу в 2001 году и межевание стало важнейшей его частью.

Процедура межевания стала составной частью цепочки при установлении прав на землю. Вопросы определения границ участков описаны в статье 11.4 ЗК РФ.

А именно:

  • как проводится определение границ при разделе участка, который находится в личной собственности, и как в этих случаях разделяется право собственности на землю;
  • деление участков в СНТ;
  • при разделе государственной и муниципальной собственности.

В ЗК РФ со времени его принятия неоднократно вносились изменения, которые позволяли более четко сформулировать вопросы прав собственников на землю.

В распоряжении правительства рф № 2236-р

Распоряжение Правительства РФ № 2236-р именуется «дорожной картой». Его принятие направлено на повышение качества в сфере услуг по кадастровому учету недвижимости. Оно было принято в 2012 году.

Это постановление упорядочило следующие процедуры:

  • сокращение срока государственной регистрации до 7 и 5 рабочих дней;
  • снижение уровня бюджетных вложений в процедуру межевания;
  • формирование полной базы данных ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости);
  • возмещение ущерба тем, кто утратил собственность из-за ошибок в базе данных;
  • повышение уровня информированности клиентов.

Ежегодно в этот документ вносятся изменения, которые отражают ситуацию по регистрации сведений о земельных участках, находящихся как в личной, так и в государственной собственности.

В Федеральный закон №218 «О госрегистрации недвижимости» были внесены новые изменения, которые вступили в силу с 1 января 2018 года. Эти изменения касаются сроков регистрации права собственности на любые объекты недвижимости, в том числе на землю.

К таким земельным участкам относятся следующие типы:

  • участки под ИЖС;
  • земли ЛПХ;
  • участки, которые относятся к СНТ;
  • для дачного проживания;
  • для гаражного строительства.

Если участок был поставлен на кадастровый учет более, чем 5 лет назад, но данные о нем не были внесены в ЕГРН, то он снимается с кадастрового учета.

Собственником освободившегося участка земли в этом случае будет признан муниципалитет.

Еще одним изменением является то, что бесхозная земля, которая пустует уже более 5 лет, также отходит к муниципальной собственности. Если же хозяин найдется до истечения этого срока, то он должен срочно регистрировать свое право собственности на эту землю (через процедуру межевания и постановки на учет).

В противном случае на судебном заседании рассматривается вопрос о переходе права собственности. Заявление о признании земли безхозной подает специальный отдел муниципального образования, на территории которого находится этот участок.

Под эту категорию граждан прежде всего попадут дачники, многие из которых так и не осуществили регистрацию права собственности. Даже если было проведено межевание, рано или поздно придется регистрировать садовый участок в Росреестре, чтобы его не потерять.

Теперь, согласно закону, процедура межевания может быть отменена. Суть отмены не в спорных вопросах по определению границ, а во времени, которое прошло с даты проведения процедуры.

нормативно-правовых документов

Цель принятия дополнительных нормативно-правовых и методических документов по межеванию — разъяснить суть процедуры и повысить ее уровень за счет улучшения качества услуг.

Инструкция

Инструкция была утверждена и одобрена Комитетом по землеустройству в 1996 году. Она содержит подробное руководство к действию. В документе указывается состав процедуры межевания и причины, по которым она должна быть выполнена.

В рекомендации указано, что выполнять данные виды работ могут как физические, так и юридические лица, имеющие специальную лицензию.

Дальнейшее содержание инструкции:

  • подробное описание процедуры межевания (что она включает);
  • требования для соблюдения точности процедуры;
  • возможная погрешность при межевании земель различных категорий;
  • требования к границам;
  • подготовка, которая включает сбор и анализ документов по земельному участку;
  • составление акта проверки ранее установленных границ;
  • подробное описание составления техпроекта;
  • определение координат межевых знаков;
  • уведомление владельцев обследуемого участка и смежных с ним;
  • установление границ;
  • определение площади;
  • составление чертежа;
  • составление межевого дела;
  • оценка точности измерений.

В конце документа прилагаются формы различных документов, которые требуются при осуществлении процедуры межевания.

Методические рекомендации по проведению

Этот документ был принят руководителем кадастровой службы в 2003 году.

В нем даются рекомендации при выполнении:

  • работ по межеванию объектов недвижимости;
  • состав и содержание этих работ;
  • оформления всей документации, которая поступает в единую базу данных государственного кадастра;
  • контроля за результатами межевания.

В конце методических рекомендаций так же, как и в предыдущей инструкции, предоставляются шаблоны документов, которые используются при межевании.

Программы по межеванию были введены по той причине, что многие земли, имеющие хозяйственное значение, пустовали (не обрабатывались, не использовались под предприятия).

этих программ направлено на повышение эффективности использования земельных ресурсов и инвестиционной.

Ведомственная

Множество земельных участков, расположенных на территории муниципальных образований, не имеют документов, которые подтверждают, что эти объекты недвижимости принадлежат муниципалитету.

Но при этом такая земля могла обслуживаться из средств местных бюджетов.

Для того, чтобы такие объекты не были оставлены без внимания, на их содержание выделяются дополнительные средства на основе ведомственной программы.

Эта программа предусматривает передачу объектов без документов в муниципальное владение и регистрацию права собственности. А также выделение дополнительных средств на текущий ремонт и обслуживание.

Эти работы должны быть проведены в кратчайшие сроки и за счет государственного бюджета.

Убытки, нанесенные отсутствием хозяина в течение многих лет, превышают затраты по регистрации и содержанию земельных участков.

Муниципальная

Муниципальные программы направлены на осуществление процедуры регистрации земли под многоквартирными домами в короткий срок.

На данный момент все участки, которые заняты такими домами по документам принадлежат муниципальным образованиям. Владельцы квартир лишь на словах являются их полными собственниками.

На самом деле они являются лишь владельцами той площади, в рамках которой находится их квартира.

Муниципальная программа по межеванию предусматривает получение жильцами квартир долевого права собственности на землю, которая относится к их дому. На это выделяются средства, так же как и на формирование налоговой базы по земельному налогу на эту землю.

До какого года продлили?

Чтобы сохранить право собственности, необходимо провести межевание до начала 2018 года. Стоимость работ оплачивает заказчик, то есть владелец, чтобы в дальнейшем полностью распоряжаться своей землей. То есть все законы, которые касались добровольности этой процедуры теперь считаются недействительными.

Заключение

Для того, чтобы не лишиться своего владения, а именно — земельного участка, нужно досконально изучить законодательную базу, нормы и основания. Это предотвратит незаконный захват вашего участка, изменение его границ с соседями или переход земли в ведение муниципалитета.

Источник: https://stroim-domik.org/podgotovka/zemelnyj-uchastok/mezhevanie/normativnye-akty

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.