Основные функциональные зоны

Содержание

Функциональные зоны: определение, виды зон, определение границ и правила зонирования

Основные функциональные зоны

Что такое – функциональная зона? Какой она может быть? В соответствии с чем устанавливаются ее рамки? Каковы основные правила зонирования? В каких сферах применяется это понятие? В соответствии с какими нормативными актами распределяются городские территории? Что первично при планировании обустройства поселений?

Что это? Определение

Согласно обобщающему определению, функциональные зоны – это места, для которых документальными актами территориального планирования и кадастрового учета четко обозначены границы и прописано конкретное назначение целевого использования.

Это понятие нередко путают с термином «территориальная зона». Между тем, у данных понятий различный смысл, хотя, безусловно, имеется и некоторое сходство между ними.

В чем отличие от территориальных зон?

Немного иной смысл имеет понятие «территориальные зоны». Функционального зонирования, конечно же, при разделении местностей по территориальному принципу тоже придерживаются. Однако у этого термина более специфическое, узкое значение.

Это местности, предназначенные для конкретного целевого размещения каких-либо объектов, к примеру, парков или же жилых районов, свалок, производственных зданий. Внутри каждой территориальной зоны может располагаться несколько функциональных, впрочем, обратная зависимость тоже существует.

То есть определение этого понятия заключается в следующем: зона, для которой определены и прописаны в соответствующих нормативных актах землепользования ограничения в застройке, а также территориальные границы.

Основные виды

Территориальные, как и функциональные, зоны подразделяются на несколько основных видов. Каждый из них характеризуется собственным целевым назначением и специфическими особенностями или же ограничениями в эксплуатации.

Основные функциональные зоны территории – это:

  • жилые;
  • общественно-деловые;
  • производственные;
  • сельскохозяйственные;
  • рекреационные;
  • особые;
  • охраняемые.

Каждый из данных видов подразделяется на более узкопрофильные подвиды, соответствующие непосредственному предназначению или же использованию.

Что такое рекреационные зоны?

Рекреационные функциональные зоны города – это следующие места:

  • лесопосадки;
  • парки;
  • прогулочные пешеходные улицы;
  • сады;
  • объекты, предназначенные для спортивных занятий;
  • водоемы и прочее.

То есть это те места города, в которых люди не живут или работают, а где проводят досуг, гуляют, отдыхают, занимаются спортом. К примеру, городская набережная или же парк с аттракционами – это рекреационные функциональные зоны в пределах общей территории.

Что такое общественно-деловые зоны?

К общественно-деловым местам относятся те территориальные участки, на которых расположены такие объекты:

  • коммунальные и бытовые службы;
  • больницы, поликлиники и прочие пункты обеспечения здравоохранения;
  • коммерческие и офисные здания;
  • магазины;
  • культурные, образовательные центры и прочее.

То есть, к примеру, здание театра, как и торгового центра – это часть общественно-деловой зоны города.

Казалось бы, что с тем, чем являются жилые функциональные зоны генерального плана города, никаких неясностей быть не может. Однако все не совсем просто, и эти территории тоже имеют собственные подразделения по видам.

Основные различия между этими территориями определяются максимально возможной этажностью застройки и ее плотностью. То есть существуют зоны малоэтажного строительства и прочие.

Что такое сельскохозяйственные зоны?

Достаточно специфичное использование территорий для городских поселений, однако это лишь на первый взгляд. Такие функциональные зоны включают в себя не только земли, на которых выращиваются какие-либо культуры или же разводится скот, но и места, к фермерскому производству отношения не имеющие.

К этим участкам относятся территории с располагающимися на них:

  • садоводческими товариществами;
  • дачными поселками;
  • домами частного сектора (в некоторых случаях);
  • цветоводческими хозяйствами и так далее.

То есть, например, территория с дачными поселками, обустроенными в конце позапрошлого столетия, как и садоводческие участки вблизи городской черты, только начинающие осваиваться, это – зона сельскохозяйственного назначения.

Что такое производственные зоны?

Это функциональная территориальная зона, участок или район в городе, где сосредоточены промышленные здания.

Однако помимо мест, в которых выстроены здания заводов или фабрик, к этому же виду зон относятся и участки различных инженерных коммуникаций, транспортная сеть и многое другое. К примеру, территория, на которой располагается городская подстанция, обеспечивающая электроснабжение, – это тоже часть производственной зоны.

Что такое особые зоны?

Городские функциональные зоны участка общей территории, использующегося своеобразно, это:

  • кладбища;
  • места скопления каких-либо отходов жизнедеятельности;
  • полосы санитарного контроля и прочее.

То есть это те территории, на которых размещены специфические целевые объекты или же прилегающие к ним участки.

Что такое охраняемые зоны?

Это те территории, которым придается особое значение, к примеру:

  • исторические заповедники;
  • памятники природы или культуры;
  • места, имеющие эстетическую ценность;
  • стратегические объекты;
  • участки, важные для осуществления научной деятельности, и прочее.

То есть если в каком-либо районе города начинаются археологические раскопки, то эта территория становится охраняемой зоной. Также к этому виду зон относятся участки, прилегающие к железнодорожным мостам, берегам рек, и многие другие места, нуждающиеся в охране или же подразумевающие в связи со своим целевым предназначением ограничения в доступе к ним.

В чем цель зонирования? основные типы

цель, с которой осуществляется функциональное зонирование, заключается в том, чтобы выделить в пределах городской черты однообразные по природным качествам участки, максимально подходящие для конкретного типа техногенной нагрузки. Разумеется, это делается и для наиболее рационального использования земельных территорий, с учетом интересов и удобства местных жителей и геоэкологической ситуации, конечно же.

Основные функциональные зоны в пределах городской черты и в непосредственной близости от нее подразделяются на три крупных типа:

  • промышленные;
  • селитебные или же жилые;
  • рекреационные.

Выделение именно этих зон в качестве основных обусловлено тем, что они имеют наибольшее значение для городского обустройства и, как правило, занимают крупные земельные участки в сравнении с другими.

Остальные зоны относятся к вторичным по значению и являются как бы вспомогательными. То есть они появляются потому, что в этом имеется необходимость, возникающая в процессе использования территорий, относящихся к одному из основных типов городского зонирования.

Определение границ и правила

Граница функциональных зон устанавливается с учетом целевого предназначения участка. Как правило, по типу предназначения, территории в рамках городской черты подразделяют на такие типы:

  • подходящие для жилой застройки;
  • выделяемые в особые группы;
  • оптимальные для обустройства производства;
  • нужные для обеспечения жизнедеятельности, то есть для инженерных, транспортных сетей.

Правила, которыми руководствуются при зонировании свободных территорий, прописаны в Градостроительном кодексе Российской Федерации, в статье под порядковым номером 35.

Обычно функциональные зоны генерального плана городского или иного поселения территориально ограничиваются улицами, автострадами, магистралями. Они могут занимать любые площади как в один квартал, так и в несколько районов.

Главные параметры, по которым при первичном планировании, то есть в случае введения в эксплуатацию свободных новых земельных участков, определяются границы функциональных зон, прописаны в сборнике нормативных актов, называющемся «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений». Документ был утвержден в качестве основополагающего руководства для застройщиков в 2016 году в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Обычно этот сборник нормативных актов и предписаний называют в обиходе более кратко – «Правила». Именно этим документом обозначено то, что допустимо размещать, где это можно делать, а где нет. На примере это может выглядеть следующим образом.

Допустим, в начале прошлого столетия была построена фабрика, благополучно сохранившаяся до наших дней и продолжающая функционировать. Разумеется, это производство стало градообразующим, поселение выросло вокруг него.

Однако, согласно сборнику нормативных предписаний, новая застройка вблизи производственного здания не допустима, а уже стоящее рядом с ней жилье следует постепенно выводить из эксплуатации, то есть расселять и сносить или же использовать в иных нуждах.

Безусловно, на определение границ той или иной зоны влияет и ее целевое предназначение. Некоторые из вторичных типов в принципе не могут иметь четких рамок.

Например, электросети на планах городского функционального зонирования обозначены тонкими линиями, пронизывающими все без исключения территории. Это же можно сказать и о транспортной инфраструктуре, дорогах, канализации и различных объектах коммунального хозяйства.

То есть такие функциональные зоны, целью появления которых является обеспечение основных потребностей населения, четких границ не имеют. Они в принципе не могут быть ничем ограничены. Но это вовсе не означает, что для таких вторичных зон нет четких предписаний по их расположению.

То есть столбы с электрическими проводами не устанавливают в центре дорожного полотна, а кабели не закапывают глубже, чем это прописано в правилах.

Размещение и обустройство таких зон регламентируется не только градостроительными нормативными актами, но и рядом других законодательных предписаний, перечень которых напрямую зависит от целевого использования тех или иных функциональных зон. К примеру, обустройство и расположение кладбищ, канализации, желобов со сточными водами и прочих подобных объектов согласовывается еще и с санитарными и природоохранными нормативными законодательными актами.

Зачем это нужно?

Нормативная или же правовая база, предназначенная для наиболее оптимального функционального разделения, имеющаяся в распоряжении города либо иного поселения, территории, необходима для достижения конкретных целей.

В первую очередь к ним относятся:

  • сохранение чистоты экологической среды в местах проживания людей;
  • рациональное и максимально полное использование имеющихся земельных участков;
  • рачительное отношение к природным ресурсом;
  • создание наиболее удобных условий для проживания, отдыха и осуществления трудовой деятельности.

Разумеется, наиболее просто эти цели достигаются при возведении новых жилых массивов, промышленных районов, то есть в случае расширения территориальных границ поселения.

Источник: https://FB.ru/article/438208/funktsionalnyie-zonyi-opredelenie-vidyi-zon-opredelenie-granits-i-pravila-zonirovaniya

Основные функциональные зоны

Основные функциональные зоны

Для удобства обслуживания маломобильных пассажиров, в том числе инвалидов, операционные помещения-вестибюли, кассовые залы, багажные отделения рекомендуется группировать преимущественно со стороны города.

Эти помещения должны иметь достаточный фронт устройств для проведения соответствующих операций, а также удобные взаимосвязи с залами ожидания, привокзальной площадью и перронами.

Почтовые отделения с телеграфом, междугородными и внутригородскими телефонами, торговые прилавки и киоски следует располагать вблизи пассажирских помещений. Торговые плоскости должны быть на доступной высоте (0,8 м).

Билетные кассы следует располагать группами, объединяя их по категориям пассажиров, включая обслуживание инвалидов, престарелых, а также ослабленных лиц, требующих внимания. Перед билетными кассами должна быть свободная зона глубиной не менее 3 – 4 м для накопления пассажиров.

Автоматы для продажи билетов, как правило, следует размещать на пути следования пассажиров отправления. Багажные кассы и автоматы для оплаты за хранение ручного багажа размещаются вблизи от мест хранения.

Камеры хранения ручной клади рекомендуется располагать вблизи путей следования пассажиров прибытия и в местах, удобных для использования пассажирами. В малых и средних вокзалах хранение ручной клади обеспечивается преимущественно в автоматических камерах хранения.

Около 3% мест в автоматических камерах хранения, расположенных в нижнем ряду, должны резервироваться для пассажиров-инвалидов.

В зоне операционных помещений для инвалидов необходимо предусмотреть ряд планировочных мер и приспособлений:

обеспечение свободного пространства перед билетными кассами, автоматами для их продажи и т.д., достаточного для маневрирования инвалида в кресле-коляске в условиях скопления в этих зонах пассажиров;

расположение окошек касс, камер хранения ручной клади и т.д. на пониженном уровне (0,8 м) (черт.3);

расположение автоматических камер хранения на доступной для инвалида высоте.

“Черт.3. Схема решения багажной кассы”

Зоны перед кассами, справочными бюро надо отделять стойками с поручнями и с проходом, в который пассажиры могут попасть лишь после окончания обслуживания кассиром предыдущего клиента (черт.4).

Такое решение исключает скопление у касс пассажиров и облегчает работу кассиров. Проход в ограждении должен обеспечивать возможность проезда инвалида в кресле-коляске. Зона ожидания непосредственно примыкает к кассовой зоне.

“Черт.4. Схема решения билетных кассы”

В существующих вокзалах следует рассмотреть возможность использования и приспособления к потребностям маломобильного населения в каждом отдельном случае существующих подъездов, пандусов, подъемных устройств при багажных отделениях для пассажиров-инвалидов в креслах-колясках (с минимально необходимым уровнем изменений).

На контрольных постах в зонах таможенного досмотра ширину одного из проходов следует увеличить до 0,9 м, чтобы обеспечить возможность проезда кресла-коляски (черт.5).

“Черт.5. Схема контрольных постов (план)”

Камеры для хранения багажа пассажиров-инвалидов рекомендуется располагать на первом этаже.

Прилавки обычных камер хранения должны размещаться на доступной для инвалидов высоте (не более 0,7 м).

Перед ними, равно как и перед ячейками автоматических камер хранения, должно предусматриваться свободное пространство, достаточное для маневрирования кресла-коляски (черт.6).

Расстояние между рядами ячеек автоматических камер хранения должно быть не менее 2,1 м. Места расположения ячеек, предназначенных для инвалидов, должны маркироваться специальной символикой.

“Черт.6. Камеры хранения”

В кассовых залах расположение и конструктивное решение части окошек касс должны соответствовать антропометрическим параметрам инвалидов на колясках (черт.7).

Часть подвесного или напольного оборудования (кассовые автоматы, телефоны, справочные автоматы и т.п.) должна располагаться на высоте, доступной для инвалида, и размещаться в плане, не создавая помех и опасных препятствий на путях движения, т.е.

обеспечить свободный доступ к нему. Расстояние между кассовыми окошками должно составлять не менее 1,6 м.

“Черт.7. Кассовые залы”

На главных пешеходных путях вокзальных комплексов с пассажиропотоками 25 чел/мин и более и протяженности физически ослабленных лиц, включая маломобильных пассажиров, необходимо предусматривать движущиеся дорожки, тротуары.

Для облегчения перемещения багажа, особенно в зонах таможенного досмотра вокзалов, как правило, используются транспортеры и другте движущиеся устройства (черт.8).

“Черт.8. Схема транспортера”

Залы ожидания должны иметь удобную связь с вестибюлем, рестораном (кафе-буфетом) и выходами на перрон, располагаясь, как правило, в одном с ними уровне.

Расположение залов в подземном уровне или на втором (антресольном) этаже должно быть оправдано расчетными объемами движения, рельефом или композиционными соображениями.

Такое решение требует устройства специальных тоннелей для пассажиров или галерей, балконов, мостиков и трапов для обеспечения удобного перехода на платформу железнодорожного вокзала без неоправданных перемещений пассажиров по вертикали. Для маломобильных пассажиров требуется устройство лифтов (черт.9).

“Черт.9. Схема лифта для маломобильных пассажиров”

В залах ожидания необходимо выделить зоны, где могли бы разместиться инвалиды, пользующиеся креслами-колясками. Площадь таких зон определяется исходя из показателя – 2,1 м2 на одно место. Часть оборудования залов ожидания (киоски, телефоны, игровые автоматы и др.) должна быть доступна для инвалидов.

Часть диванов или скамей для сидения в залах ожидания следует располагать на расстоянии не менее 2,7 м друг от друга.

В случае объединенного решения кассового зала и зала ожидания следует соблюдать четкое зонирование помещения с обеспечением проходов достаточной ширины в зоне пребывания инвалидов (черт.10).

“Черт. 10. Вариант совмещенного решения зала ожидания и кассового зала”

Перспективным с точки зрения обслуживания маломобильного населения представляется объединение в едином пространстве (зоне) операционных помещений и помещений для ожидания.

Функциональное зонирование в этом случае обеспечивается при помощи стационарных и передвижных рекламных щитов и стендов, секционной мебели, декоративного озеленения и других приемов, что позволит не только избежать строительных барьеров при перемещении инвалидов по горизонтали, но и исключить передвижение по вертикали.

Важным элементом в этом случае становится система пространственных ориентиров, помогающая инвалидам различных категорий находить наиболее рациональные пути перемещения.

При наличии небольших перепадов уровня между залами для перемещения пассажиров-инвалидов следует устраивать пандусы или устанавливать на лестницах подъемники (черт.11).

“Черт. 11. Подъемник на внутренней лестнице”

Комнаты длительного отдыха пассажиров, комнаты матери и ребенка, а также помещения для отдыха эксплуатационного персонала следует размещать изолированно от основных потоков пассажиров и, как правило, на втором и третьем этажах. Комнаты отдыха пассажиров, размещаемые в вокзале, проектируют в соответствии со СНиП 2.08.02-89*. Эти комнаты по своим параметрам не удовлетворяют особенностям параметров для инвалидов в креслах-колясках.

В данном блоке помещений для обслуживания инвалидов необходимо предусматривать устройство пассажирского лифта. Согласно ВСН 62-91*, в комнатах для отдыха пассажиров следует предусматривать не менее 3% мест (но не менее 1) для инвалидов (черт.12).

“Черт.12. Схема решения номера для инвалидов в гостинице при вокзале”

Вспомогательные помещения для обслуживания пассажиров, такие, как парикмахерские, отделения связи, помещения общественного питания, комнаты для отдыха и развлечений, следует проектировать с учетом потребностей инвалидов (черт.13).

“Черт.13. Вспомогательные помещения для обслуживания пассажиров”

В помещениях общественного питания расстановка мебели и оборудования должна обеспечивать беспрепятственное движение инвалидов. В буфетах и закусочных должно быть не менее одного стола высотой 0,65 – 0,7 м.

Высота прилавков в помещениях общественного питания, а также стоек в отделениях связи должна соответствовать требованиям инвалидов.

Проблема обслуживания инвалидов в торговых залах ресторана, кафе-закусочной или буфетах сводится к обеспечению инвалидов удобными проходами к раздаточным (ширина прохода между ограждением и раздаточными стойками не менее 1,2 м), а также к устройству столиков и кафетерийных стоек на доступной для инвалида высоте (0,8 м). К столикам должны вести проходы, доступные для инвалидов в креслах-колясках.

В торговых залах следует предусматривать не менее 3% мест для инвалидов (но не менее 4, черт.14).

“Черт.14. Торговые залы”

В крупных вокзалах, обслуживающих транзитных пассажиров, устраивают согласно заданиям на проектирование залы для просмотра кинофильмов и телепередач, лекционные и читательские залы. Эти помещения должны быть приближены к зоне ожидания. В залах согласно ВСН 62-91* следует предусматривать места для инвалидов в креслах-колясках из расчета 1 на каждые 300 мест, но не менее 4 мест (черт.15).

“Черт.15. Примеры расположения мест для инвалидов в зрительных залах”

Парикмахерские с подсобными помещениями, курительные и другие помещения бытового обслуживания пассажиров размещаются вблизи пассажирских залов и имеют с ними удобную связь.

Курительные комнаты (одна или несколько) располагаются рядом с санитарными узлами и являются непроходными.

В больших и крупных вокзалах имеются помещения для срочного ремонта обуви, одежды, часов, заправки авторучек и других услуг.

В больших и крупных вокзалах предусматривают медицинский пункт с удобными входами в него со стороны перрона (черт.16). При проектировании следует предусмотреть удобную связь медпункта с пассажирскими залами, учитывая маломобильное население.

“Черт. 16. Медицинский пункт”

Места общего пользования должны быть отмечены знаками или символами: приспособленные для инвалидов входы в здание и помещения, переходы через транспортные коммуникации, общественные уборные и т.д. (черт.17).

“Черт. 17. Примеры применения информационных средств”

Для инвалидов с дефектами зрения большую роль играет звуковое оповещение, как централизованное, так и локальное.

В вокзалах должна быть обеспечена хорошая обозреваемость всех помещений и устройств, в которых нуждаются пассажиры и посетители, включая инвалидов и престарелых, в том числе видимость операционных и кассовых залов с привокзальной площади и видимость перронов из залов ожидания с устройством светопрозрачных ограждений. Светопрозрачные ограждения вокзалов проектируют с учетом того, чтобы шум не превышал установленных норм.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

Дата добавления: 2015-01-26; просмотров: 1437; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/2-30215.html

Тема 1.2. Функциональное зонирование городов

Основные функциональные зоны

Одним из основных принципов рациональной территориальной организации города является его функциональное зонирование. Это означает дифференциацию территории города по характеру и типу ее использования

Дифференциация территории города на структурные зоны, об­ладающие разной ценностью и характеризующиеся разными типоло­гическими особенностями, – свойство всех городов мира. В основе функциональной организации территории города лежит принцип вы­деления территорий города, выполняющих однотипные функции.

На протяжении многих десятилетий практика планировочной организации города исходила из представления о четкой дифферен­циации во времени и пространстве основных функций жизнедея­тельности человека: работы, жилища и отдыха.

Это нашло свое от­ражение В методике функционального зонирования территорий, ко­торая в соответствии с требованиями СНиП 2.07.01-89* предполага­ет деление города на три основные зоны: селитебную, производст­венную, ландшафтно-рекреационную (рис. 1.1).

В единое целое эти зоны связывает система транспорта.

Селитебная зона (зона расселения населения) – территориаль­ное пространство, предназначенное для реализации бытовых функ­ций населения. В ней размещаются жилищный фонд, общественные здания и сооружения, а также отдельные коммунальные и промыш­ленные объекты, не требующие устройства санитарно-защитных зон.

Основными элементами селитебной территории являются:

– жилые микрорайоны и кварталы;

– участки учреждений и предприятий обслуживания внемикрорайонного значения;

– зеленые насаждения общего пользования внемикрорайонного
значения;

-улицы, дороги, проезды, площади внемикрорайонного значения.

Производственная зона предназначена для размещения про­мышленных предприятий и связанных с ними объектов, комплек­сов научных учреждений с их опытными производствами, комму­нально-складских объектов, объектов инженерной инфраструктуры

Рисунок 1.1 – Функциональные зоны города

сооружений внешнего транспорта, путей внегородского и пригород­ного сообщений. В составе производственной зоны обычно выделя­ют подзоны (районы):

– промышленные;

– научные и научно-производственные;

– санитарно-защитные;

– коммунально-складские.

Промышленное производство часто создает неблагоприятные санитарно-гигиенические и экологические условия как на самой тер­ритории предприятия, так и на прилегающей территории. Это делает нецелесообразным размещение предприятий в жилых кварталах или в зонах обслуживания населения.

С целью защиты населения города от производственных выбро­сов между промышленным районом и жилой застройкой формирует­ся санитарно-защитная зона.

При размещении промышленных пред­приятий важными являются санитарно-гигиенические характеристи­ки производства, которые в значительной степени влияют на размер санитарно-защитных зон, условия формирования промышленных районов и всей структуры города.

Коммунально-складская зона формируется для размещения складов торговых организаций; предприятий по обслуживанию транспортных средств (трамвайных депо, троллейбусных и таксомо­торных парков, парков уборочных машин и др.); предприятий быто­вого обслуживания (например, фабрик-прачечных и фабрик химиче­ской чистки); снабженческо-сбытовых баз и складов материально-технического снабжения.

Ландшафтно-рекреационная зона – зона, в которой находятся места массового отдыха населения, крупные массивы зелени, ку­рортные территории и районы охраняемого ландшафта.

Городская территория включает в себя также прочие земли,где размещают питомники, кладбища, отдельные объекты инженерной инфраструктуры и внешнего транспорта, полигоны по обезвреживанию бытовых отходов, земли для ведения сельского хозяйства и др.

В чистом виде перечисленные функциональные зоны, особенно селитебные и производственные, создаются редко.

В большинстве видов тип зоны формируется по преимущественному размещению объектов определенного функционального значения.

При формировании этих зон запрещается предусматривать в них объекты, содержимое размещение которых не допускается санитарно-гигиеническими и противопожарными и техническими правилами.

При проектировании городов важное значение имеет правильное взаиморазмещение функциональных зон.

Например, селитебная зона должна занимать в городе наиболее благоприятные участки – сухие, повышенные, хорошо инсолирумые, приближенные к зеленым ивам и водоемам.

По отношению к промышленной зоне селитебные территории следует располагать с наветренной стороны и выше по течению рек.

Коммунально-складские районы желательно приближать к про­шенным районам города, используя неудобные и ограниченно пригодные для строительства земли и санитарно-защитные зоны промышленных предприятий.

Ландшафтно-рекреационную зону целесообразно формировать на участках, имеющих естественное озеленение и водоемы, с учетом возможности обеспечения их удобными транспортными связями.

Особая роль при этом отводится пригородной зоне как территории, предназначенной в значительной мере для отдыха населения. Сооружения внешнего транспорта рекомендуется увязывать с улично-дорожной сетью.

Железнодорожные вокзалы следует размещать со стороны основной части селитебной территории, обеспечивают подобные транспортные связи с общегородским центром, жилыми и промышленными районами.

Грузовые железнодорожные станции размещают за пределами селитебной территории.

Правильное функциональное зонирование территорий по срав­нению со свободным размещением элементов города имеет экономические и социальные преимущества.

Экономические заключаются в возможности экономии городских территорий, в уменьшении расхода средств на строительство инженерных и транспортных коммуникаций, на благоустройство территорий.

Социальные преимущества проявляются в сохранении и уменьшении нагрузки на природную среду города, в улучшении условий проживания населения за счет повышения удобств при пользовании транспортом и объектами культурно-бытового обслуживания.

Градостроительная практика конца XX – начала XXI вв. показа­ла, что реальный процесс функционирования крупных развивающихся городов не укладывается в рамки «классического» функционального зонирования.

Во-первых, в настоящее время наблюдается, а в будущем ожи­дается еще более резкое увеличение занятости населения в сфере управления и обслуживания, т. е. как раз в тех учреждениях, которые по условиям своего размещения в городе больше тяготеют к центру, чем к обособленным производственным зонам.

Поэтому становится все труднее локализовать участки заметной концентрации рабочих мест в какой-то определенной зоне города. Она охватывает и про­мышленные территории, и общегородской центр, и жилые районы города.

Жилые кварталы быстро насыщаются сетью учреждений об­служивания; объекты деловой застройки постепенно внедряются в состав жилой застройки.

Во-вторых, догматическое применение функционального зони­рования территории города породило спальные районы и вымираю­щие к вечеру промышленные зоны. При этом наблюдается отрица­тельная реакция населения обособленных жилых кварталов на замк­нутость жилых образований, их оторванность от интенсивно функ­ционирующих мест города.

Жесткий функционализм, некогда явившийся новаторским про­рывом к пониманию города как целостной социально-экономической системы, в настоящее время претерпевает явный кризис.

Построение функциональной структуры города на основе однозначно фиксиро­ванной в пространстве схемы «работа – жилище – отдых» представ­ляется в настоящее время многим специалистам недопустимым ана­хронизмом, особенно в крупных и крупнейших городах.

Основная тенденция развития современного градостроительства состоит в отказе от функционального зонирования территории обще­городского центра и четкого определения границ функциональных зон, переходе к созданию многофункциональных комплексов, кото­рые несут все функции, присущие городу: жилье, работа, отдых, об­щественное обслуживание.

Источник: https://studopedia.ru/2_108930_tema--funktsionalnoe-zonirovanie-gorodov.html

8. Зонирование города. Функциональное зонирование. Основные принципы функциональной организации города. Поясное зонирование. Градостроительное зонирование

Основные функциональные зоны

Определение:  функциональное зонирование – дифференциация территорий города по характеру использования.

Разделение территории города на четкие функциональные зоны не всегда было характерно для города, в допромышленных  городах можно наблюдать пространственное совмещение функций. Появление нового принципа организации города (функционального зонирования) связано с промышленной революцией в Европе.

Впервые принцип функционального зонирования был сформулирован Т. Гарнье в 1903 г. Новизна заключалась в ясном разграничении функций и процессов в городе  и, как следствие, в новых приемах организации жилого пространства и транспортно-пешеходного движения.

Гарнье предложил пространственно обособить: жилье, труд, отдых, обучение, движение (рис. 75).

Рис. 75. Т. Гарнье, проект индустриального города, «Римская премия», 1903 г.

Постепенно принцип функционального зонирования завоевывает умы профессиональных архитекторов и принимается на вооружение градостроительной теорией и практикой (рис. 76).

Рис. 76. Функционально-поточная схема линейного развития, Н. Милютин

Значительный вклад в теоретическую разработку и популяризацию идей функционального зонирования был внесен CIAM (Международный Конгресс Современной Архитектуры):

•      1928 г. конгресс CIAM, выдержка из декларации: “…Градостроительство – организация функций коллективной жизни…”.

•      1933 г. конгресс CIAM – принятие Афинской Хартии, выдержка из декларации: “… Функциональное зонирование – главный принцип градостроительства…”.

Принцип функционального зонирования предполагает сведение всего многообразия процессов, происходящих в городе, к обобщенной схеме (рис. 77).

Рис. 77

В настоящее время принцип функционального зонирования закреплен в градостроительном законодательстве и применяется в градостроительной практике.

Определение:  функциональные зоны – зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение (рис. 78).

Основные функциональные зоны

•        селитебная (занимает около 50% города, в селитебной зоне можно выделить жилую и общественно-деловую зоны);

•        промышленная;

•        складская;

•        коммунальная;

•        зона инженерной и транспортной инфраструктуры;

•        рекреационная.

Рис. 78. Территориальное-пространственное развитие основных функциональных зон:

А- секторное; Б – параллельное; В – двумя селитебно-производственными комплексами; Г – в групповой системе населенных мест; 1 – производственная зона; 2 – селитебная зона

В конце ХХ в. принцип функционального зонирования подвергается критике специалистов из-за не способности отобразить всю сложность взаимодействий внутри города.

Подобная критика обусловлена как элементарностью формулы «труд-быт-отдых», так и происходящими в городах процессами: смещением трудового баланса, интеграцией и появлением новых функций, развитием города по вертикали (вертикальное зонирование) и др.

Функциональная модель города не учитывает расстояние (доступность) от центра города и интенсивность происходящих на территории процессов. Для преодоления данных недостатков предложен принцип (модель) поясного зонирования, который призван дополнить функциональный взгляд на развитие города.

Поясное зонирование

Определение:  поясное зонирование – зонирование по интенсивности использования территорий, степени насыщенности ее различными функциями (рис. 79).

Центральная зона – самый многофункциональный элемент, с высокой концентрацией различных функций, фокус общественной жизни города, наиболее интенсивно освоенная территория с высокой градостроительной ценностью.

Периферия – территория города, для которой характерна наименьшая плотность и узкий набор  функций, связь с центром затруднена (расстояние, естественные или искусственные преграды), наименее интенсивно освоена, с низкой градостроительной ценностью.

Срединная зона – плотность функций и интенсивность освоения меньше, чем в центральной зоне, но больше, чем на периферии.

Отдаленная периферия – минимальный набор функций (пригородные территории).

Рис. 79

По мере развития города (территориального расширения или реконструкции) границы поясных зон трансформируются.  На изменение конфигурации границ поясных зон непосредственно влияет  развитие планировочной структуры (каркаса) города.  Поясные зоны расширяются поглощая друг друга (центральная расширяется за счет срединной, срединная за счет периферии и т.п.).

В современном градостроительном законодательстве РФ существует понятие градостроительного зонирования территории (рис. 80).

Этот вид зонирования призван определить характер перспективного развития различных территорий города в целях оптимального функционирования всей градостроительной системы.

Данный вид зонирования должен отражать и учитывать максимальное число факторов, влияющих на развитие территорий (рис. 81).

Определение:  градостроительное зонирование – зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов;

Определение:   территориальные зоны – зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты;

Определение:   градостроительный регламент – устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, предельные  размеры участков и параметры разрешенного строительства, реконструкции, а также ограничения использования участков и объектов капитального строительства;

Определение: правила землепользования и застройки – документ градостроительного зонирования, в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.

Рис. 80. Схема зонирования территории Новосибирска, 2006 г.

Рис. 81. Пример формирования городской среды на территории с жестким градостроительным регламентом, Берлин, 1990-е гг.

Источник: https://olymp.in/news/8-zonirovanie-goroda-funkcionalnoe-zonirovanie-osnovnye-principy-funkcionalnoj-organizacii-goroda-poyasnoe-zonirovanie-gradostroit/807

Функциональное зонирование участка: схемы, сочетания и правила расположения основных элементов и строений (135 фото)

Основные функциональные зоны

Когда при частном доме (даче) большой участок, его необходимо грамотно использовать, т. е. провести зонирование. Если маленький надел – это непростая задача. Функциональность – главная цель зонирования дачного участка.

Грамотное планирование участка

Хорошо продуманная планировка – это целый мир, где гармонично сочетаются эстетика, польза и отдых. Как разделить участок?

  • Парадный вход – «визитная карточка» любого дома.
  • Место отдыха – главный сектор для приема гостей и сбора всей семьи.
  • Сад/огород для ценителей экологичных продуктов – 80% всей территории.
  • Цветник необходим для селекционеров-любителей. Новые сорта цветов и кусты роз занимают много места.
  • Экозона (натургарден) – новое направление ландшафтного дизайна. Совершенно нетронутый уголок природы (водоем, полянка, кусочек леса).
  • Сектор спорта может иметь большие размеры, если хозяева ведут здоровый образ жизни. Это теннисный корт, небольшой турник или мини-поле с корзинкой для баскетбола.
  • Детская площадка для игр: качели, песочница, сказочный «теремок» и пр.
  • Хозяйственные постройки (душ, сарай, туалет, курятник и пр.).

Составляем чертеж участка

В любом варианте следует начинать с эскиза (чертежа) территории. Если уже имеются постройки и деревья, надо отметить. Обязательно обозначьте стороны света, особенности участка (холмы, впадины и пр.)

Обратите внимание на форму участка, могут быть повороты и выступы

Дом – это центр, именно вокруг него нужно создавать необходимые сектора

Важно! Если дом большой или двухэтажный, учитывайте, что будет тень на определенную сторону. Это можно использовать для тенелюбивых растений или детской площадки.

При небольшом участке можно соединить 2 зоны. Например, место отдыха с игровой площадкой, а также качели (детский домик) со спортивный уголком.

Нельзя соединять сектор для отдыха с хозяйственной зоной.

Выбираем стиль

Отталкиваться необходимо от стилистики дома. Окружающий ландшафт и архитектурные элементы не должны быть инородными объектами на участке.

Сначала нужно выбрать самое нужное, может не все зоны участка нужны.

На чертеже обозначьте контуры будущих секторов и подъезды, дорожки к ним.

Совет! Выберите оптимальное расстояние между зонами. Ближе к дому место отдыха, дальше спортплощадки и детские (много шума, смеха), самые дальние – огород и хоз. постройки.

Расположение зон

Восточная часть менее солнечная, здесь лучшее место для отдыха.

Южная – для прохлады и тени посадите высокие раскидистые деревья.

Северная – кусты и деревья с пышной листвой, плотная крона деревьев защитит от холодного ветра.

Функциональное зонирование участка

Разберем подробно каждый сектор территории.

Парадная зона

Обязательно презентабельный вид, чаще это ворота для автомобиля, въезд в гараж на пару машин (парковку). Дизайнеры предлагают выделить густой зеленью кустов, изгородью, бордюрами из ярких цветов, маскируя гараж.

От главного входа эффектно смотрится мощеная из камня дорожка, ведущая в дом. По бокам от ворот (калитки) часто высаживают туи, самшит и другие многолетние растения с пышной кроной.

Сектор для отдыха

Здесь идеально устроить террасу, беседку или патио с удобной мебелью и подушками. Удачным решением будет мангал и очаг для барбекю. Круглые диванчики, расположенные вокруг огня, пикники на свежем воздухе в окружении крупных кустов и благоухании цветов.

Этот уголок всегда вдали от главного входа и гаража. Он должен занимать 10-15 % всей площади вашего участка, лучше на заднем дворе.

Огород (сад)

На каждом участке всегда есть пару плодовых больших деревьев и грядки с травами или клубникой.

Кто хочет завести настоящий огород для овощей, место следует затемнить от палящего солнца. Северная сторона участка для огорода и ягоды – на востоке/западе.

Цветник

При подборе варианта зонирования земельного участка выберите место для гордости цветами. Сначала надо изучить потребности любимых цветов. С учетом высоты, времени цветения, размеров листьев, подберите гармоничную композицию, чтобы в любое время года цветочный уголок мог порадовать яркими цветками.

Для придания объема, у забора должны располагаться высокие растения, понижаясь к центру.

Если участок состоит из камней или не отличается ровностью, сделайте альпийскую горку или красивый рокарий.

Спортивный уголок

Если позволяет территория, сейчас многие создают мини спортплощадку на даче. Достаточно поставить турники, тренажеры для воркаута, мини поле для гольфа или баскетбола, брусья и пр.

Хозяйственный сектор

Красивым элементом дизайна можно сделать даже хоз. постройки. Например, баня, душ, навес для дров, мастерская, контейнеры для мусора и др.

Надо удобно расположить эту зону, чтобы можно было к ней подъехать, например, со строительными материалами, не пользуясь главным входом.

В идеале, хоз. сектор можно загородить шпалерами с виноградом, живой изгородью из плетущихся растений.

Предлагаем ознакомиться на фото с зонированием участка, рассмотрите разнообразные дизайнерские решения.

Фото функционального зонирования участка

Источник: https://landshaftblog.ru/funkcionalnoe-zonirovanie-uchastka/

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5bfbaad996251700ab8a5fc4/funkcionalnoe-zonirovanie-uchastka-shemy-sochetaniia-i-pravila-raspolojeniia-osnovnyh-elementov-i-stroenii-135-foto-5bfbc3d152ef2600a9403306

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.