Основания земельных правоотношений

Содержание

Возникновение земельных правоотношений | Суворов

Основания земельных правоотношений

Согласно ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г.

№136-ФЗ  (далее – ЗК РФ) отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, регулируются как указанным кодексом, так и иными нормативными правовыми актами.

К «земельным отношениям», под которыми понимают отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов культурного наследия народов РФ, применяется земельное, лесное, водное и иное законодательство. Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними определяются нормами гражданского законодательства, если иное не оговорено специально.

Земельные правоотношения (далее – ЗП) представляют собой особый вид общественных отношений, которые складываются между субъектами права по вопросам использования и охраны земель и регулируются специальным законодательством. Объектом таких правоотношений (ст.

6 ЗК РФ) выступает: земля как естественный уникальный природный объект и природный ресурс; земельные участки; части земельных участков. Субъектный состав ЗП — «участники земельных отношений» (согласно ст. 5 ЗК РФ) определяет специфику данного вида правоотношений.

Если физические и юридические лица выступают в ЗП как единообразный субъект, имеющий возможность лишь соблюдать и исполнять властные императивные нормы, то публичные образования (Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования и органы местного самоуправления) одновременно обладают и функцией регулятора по отношению к ЗП. Комплекс императивных норм, регулирующих поведение субъектов в земельных правоотношениях складывается в единую систему под названием «земельное право». Данная отрасль права включает в себя как нормативные акты, непосредственно определяющие основные принципы землепользования всех видов, так и нормы из смежных отраслей – лесного и водного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды.

Основания возникновения земельных правоотношений

Основанием для приобретения прав на земельные участки (в соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ (ч.1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ «Основания возникновения гражданских прав и обязанностей» являются:

  1. договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему;
  2. акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права частной собственности на землю;
  3. судебное решение;
  4. в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
  5. вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий. Например: при купле-продаже земельного участка юридическим фактом, порождающим отношения продавца и покупателя, служит договор о совершении этой сделки.

Возникновение иных прав на землю и земельные участки, на основании которых лица, не являющиеся собственниками земли, вправе ее использовать, являются юридические факты, представляющие собой различные формы распоряжения собственником земли как своим имуществом.

Юридические факты как основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений

Земельные правоотношения необходимо воспринимать не только в статике, но и в динамике. Основанием возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты.

Юридические факты: события (не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (являются следствием волеизъявления человека, то есть изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон). Применительно к ЗП юридические факты отличаются следующими признаками:

  • объективно выражают конкретные обстоятельства, определяющие характер правоотношения. Такими обстоятельствами являются юридически значимые действия субъектов правоотношения – подача соответствующего заявление, подписание договора и т.д.;
  • юридический факт должен быть связан с конкретными действиями или бездействием, которые порождают определенные последствия (имеют предметный и конкретный характер). Факты общего характера, не связанные с конкретными субъектами или объектами правоотношения, не могут служить основанием для возникновения, прекращения или изменения ЗП;
  • регулирование юридических фактов закреплено в императивных нормах различных отраслей права. Применительно к земле правотворческими актами всех уровней регламентируется как общий порядок регулирования правоотношений, так и конкретные нормы и правила, связанные с использованием земли в качестве объекта. Такие нормы и правила могут носить как прямой характер, так и находить косвенное отображение, выявляемое в ходе применения правоустанавливающего акта.

Классификация и особенности юридических фактов, обуславливающих возникновение земельных правоотношений

Юридическим фактом, обуславливающим возникновение земельного правоотношения, является воля и желание субъекта права, реализованное в конкретном действии.

На практике это выражается в совершении юридически значимого действия, определенного системой законодательства, порождающее возникновение правовых последствий. Типичным примером такого юридического факта является подписание между субъектами правоотношения договора (купля-продажа, аренда и т.д.

), который фактически создает между сторонами новое правоотношение, где объектом будет являться конкретно определенный земельный участок.

Все юридические факты, обуславливающие возникновение ЗП, можно классифицировать:

  • договоры, иные сделки (в данном случае правоотношение возникает в процессе взаимодействия двух равноправных субъектов, действующих в рамках правового поля);
  • акты государственных и местных органов власти. ЗП может возникнуть в результате властного одностороннего действия, выраженного в нормативном или индивидуальном правовом акте;
  • акт судебных органов. Судебная система РФ наделена полномочиями по вынесению решений, в том числе в области земельного права, подлежащих обязательному исполнению;
  • приобретение имущества, непосредственно связанного с землей. В некоторых случаях правовой статус земли не определен в документах по сделке с имуществом, неразрывно с ней связанных. В этом случае сам факт заключения между субъектами определенного договора в отношении недвижимого имущества является основанием для возникновения земельного правоотношения, так как приобретатель недвижимости получает исключительное и безусловное право пользования земельным участком под имущественным комплексом, а также право требования переоформления земельного участка на него.

Ссылки по теме:

Земельные споры

Понятие и особенности «земельных правоотношений»Согласно ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября…

Земельное право

Понятие и особенности «земельных правоотношений»Согласно ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября…

Аграрные реформы

Понятие и особенности «земельных правоотношений»Согласно ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября…

Источник: https://malina-group.com/vozniknovenie-zemelnyh-pravootnoshenij/

Конспекты юриста

Основания земельных правоотношений

Все предметы → Земельное право

Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты, т. е.

обстоятельства, влекущие в соответствии с законом юридические последствия, в частности основания приобретения прав на земельные участки:

  • – из договоров и иных сделок, предусмотренных законом или не противоречащих закону;
  • – из актов гос. органов и органов местного самоуправления;
  • – из судебного решения;
  • – в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;
  • – вследствие иных действий граждан и юр. лиц;
  • – вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Например: при купле-продаже земельного участка юр. фактом, порождающим отношения продавца и покупателя, служит договор о совершении сделки.

Права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Права на землю как объект недвижимого имущества возникают с момента гос. регистрации (т.е. регистрации соответствующих прав на земельный участок).

Участки, находящиеся в гос. или муниципальной собственности, могут предоставляться в частную собственность граждан и юр. лиц. Право постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования участком, находящимся в гос. или муницип. собственности, предоставляется на основании решения уполномоченного гос. или муниципального органа.

Для возникновения, изменения или прекращения земельных правоотношений законом предусматриваются не только единичные юр. факты, но и целые их группы – юридические составы.

Например: для получения земельного участка для строительства объекта необходим целый фактический состав: выбор участка по установленной законом процедуре, стадии согласовании, стадии предоставления в использование и др.

Классификация юридических факты в земельном праве

1. Правоустанавливающие, при наличии которых возникают земельные правоотношения. При заключении договора аренды земельного участка возникают правоотношения по аренде земли; при заключении договора залога возникают кредитные отношения и смешанное право на заложенный земельный участок до ликвидации кредита и т. д.

2.

Правоизменяющие, при наличии которых возникшее земельное правоотношение подвергается изменению, и это изменение может осуществляться:

  • по объекту земельного правоотношения – например, при деградации земель с/х назначения, делающей невозможным восстановить в ближайшее время плодородие почв, данный земельный участок консервируется, а в связи с изменением правового статуса этого объекта изменяются и земельные правоотношения в отношении его;
  • – по субъектам земельных правоотношений – в случае смерти главы крестьянского хозяйства участок передается по наследству одному из членов по согласованию с другими членами этого хозяйства, т.е. данный факт изменяет субъектный состав;
  • по содержанию правоотношения – появление на земельном участке водной или ветровой эрозии становится юридическим фактом, порождающим для лиц, использующих этот участок, обязанность осуществлять комплекс защитных мероприятий по устранению этого неблагоприятного явления.

3. Правопрекращающие, с возникновением которых прекращаются земельные правоотношения. В земельном законодательстве дан исчерпывающий и не подлежащий расширительному толкованию перечень юридических фактов – оснований прекращения правоотношений по использованию земель.

Каждый из правоустанавливающих, правопрекращающих и правоизменяющих фактов может быть двух видов.

1. Событие – обстоятельства, возникающие помимо воли человека. Так, пригодность или непригодность земель для нужд с/х обусловлена объективными причинами, и правоотношения по отнесению или неотнесению их в категорию земель с/х назначения возникают, таким образом, на событии — природном формировании данного типа земель, происшедшем, возможно, миллионы лет назад.

События не всегда происходят самопроизвольно, зачастую на них накладывает отпечаток и человеческая деят-ть, что дает основание подразделить их на абсолютные (как в своем возникновении, так и в дальнейшем развитии не имеют непосредственной связи с волевой деят-тью человека: водно-эрозионные почвенные процессы, возникающие самопроизвольно по причине природных явлений (ливни, гибель растительности)) и относительные (явления, возникающие в результате человеческой деятельности, но протекают (развиваются) независимо от этих действий и даже вопреки воле человека: эрозионные почвенные процессы, возникшие в результате неправильной обработки склоновых земель и прогрессирующие, несмотря на принимаемые противоэрозионные меры).

2.

Поведение – как юридический факт имеет в земельном праве множество аспектов, к числу которых можно отнести:

  • – действия физ. или юр. лиц, а также гос. или иных органов. Вмешательство со стороны гос. органов в деятельность собственника участка, связанную с использованием земли, является юр. фактом, дающим право взыскивать причиненные таким вмешательством убытки и восстанавливать нарушенные права в установленном законом порядке.
  • – бездействие данных лиц и иных субъектов земельных правоотношений. Неиспользование в течение года земельного участка или его части, предоставленного для с/х производства, за исключением периода мелиоративного строительства и случаев, вызванных стихийными бедствиями, является юридическим фактом, влекущим прекращение права собственности на этот участок.
  • – юридическое состояние субъектов земельных правоотношений. Временная нетрудоспособность собственника участка или выход его на пенсию является юр. фактом, предоставляющим собственнику право сдавать свои земельные участки в аренду без изменения целевого назначения сроком до 5 лет.

Поведение можно подразделить на правомерное и неправомерное.

1. Правомерное поведение. Сюда относятся юр факты, влекущие за собой возникновение юр прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права, и в случаях их нарушения охраняемых и защищаемых соответствующими положениями земельного законодательства. (Вид действий характеризуется тем, что он находится в рамках закона).

Правомерные юридические факты – такое поведение граждан и юр. лиц, которое:

  • – соответствует действующему земельному законодательству. Каждый имеющий участок, закрепленный за ним на праве собственности, может свободно хозяйствовать на нём и совершать различного рода сделки с ним, так как «государство гарантирует неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также защиту прав собственников земли при совершении ими сделок с землей».
  • – не соответствует действующему законодательству, но и не противоречит ему. При предоставлении земельного участка организациям для выполнения ими уставных целей, они могут использовать участок и в. иных целях (даже, возможно, не отраженных в документах о предоставлении земли), однако их действия в целом должны соответствовать основным положениям устава этих организаций. В качестве примера можно привести случаи, когда субъекты земельных правоотношений Министерства обороны РФ используют закрепленные за ними земли для коллективного огородничества, при условии выполнения этими воинскими частями поставленных перед ними задач.

2.

Неправомерное поведение:

  • – поведение субъектов, которое нарушает действующее законодательство, вступает с ним в конфликт. При строительстве и вводе в эксплуатацию объектов, отрицательно влияющих на состояние земель, к лицам, их производящим, органы и учреждения гос. санитарно-эпид. службы РФ могут применить санкцию в виде наложения штрафа.
  • – поведение субъектов, которое выражается в бездействии. Непродление срока договора аренды земельного участка влечет за собой прекращение всяких прав со стороны арендатора по использованию арендованного земельного участка.

Итог:

  • 1. Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты – конкретные объективно выраженные обстоятельства, с которыми закон связывает наступление определенных последствий.
  • 2. Факты эти отражены в законе прямо либо косвенно и подразделяются на три основных вида: правоустанавливающие, правоизменяющие, правопрекращающие.
  • 3. Каждый факт относится к событиям или поведению людей, т.е. обстоятельствам, зависящим либо не зависящим от воли человека.
  • 4. Обстоятельства, не зависящие от воли человека – события, – подразделяются на абсолютные и относительные.
  • 5. Поведение людей как юридический факт подразделяется на правомерное и неправомерное, т.е. противоречащее закону и не противоречащее ему.

Источник: https://www.law-student.ru/809-osnovaniya-vozniknoveniya-zemel-nyh-pravootnosheniy.html

Земельные отношения (понятие и особенности). Земельные правоотношения, их классификация

Основания земельных правоотношений

Общественные отношения — это многообразные связи, возникающие между индивидуумами, социальными группами, классами, нациями (а также внутри них) в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Земля становится объектом земельных отношений (как разновидности общественных отношений) не из-за того, что она — объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие ее использования людьми, присвоения продуктов земли и использования ее полезных свойств. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений.

Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

Особенности земельных отношений:

    1. непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства;
    2. являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли;
    3. являются сложными, комплексными отношениями, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства.

 Земельные правоотношения

Земельные правоотношения – это урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами. 

Ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ дает легальное определение земельных отношений:

    • отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

 Элементы земельных правоотношений:

    1. субъекты правоотношения;
    2. объект правоотношения;
    3. содержание правоотношения (субъективные права и обязанности).

Субъекты земельных правоотношений – это участники земельных отношений, состав которых определен ст. 5 ЗК РФ и к которым относятся:

    • граждане,
    • юридические лица,
    • Российская Федерация,
    • субъекты Российской Федерации,
    • муниципальные образования.

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

    1. собственников земельных участков;
    2. землепользователей – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
    3. землевладельцев – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
    4. арендаторов земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
    5. обладателей сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст. ст.

124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.

Объектами земельных отношений являются (ст. 6 ЗК РФ)

    • земля как природный объект и природный ресурс;
    • земельные участки;
    • части земельных участков.

земельных правоотношений – корреспондирующие права и обязан­ности их участников (совершающих свои действия в точном соответ­ствии с нормами права).

В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, поскольку они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Классификация земельных правоотношений:

1) по основным институтам земельного права:

  • собственности на землю;
  • землепользования;
  • государственного земельного управления;
  • в области охраны земель;
  • юридической ответственности.

Правоотношения собственности имеют место в случаях установления той или иной формы собственности на земельный участок.

Они возникают при приватизации государственных или муниципальных земель, при купле-продаже или иных сделках, связанных с отчуждением земель, при конфискации, реквизиции земель.

Правоотношения собственности на землю занимают основополагающее место, так как во многих случаях определяют содержание других видов правоотношений.

Правоотношения землепользования являются составной частью правоотношений собственности, поэтому для собственника они возникают одновременно с отношениями собственности и не требуют для этого особых дополнительных оснований.

Одновременно правоотношения землепользования могут выделяться из правоотношений собственности и приобретать самостоятельное значение в силу того, что не во всех случаях собственник сам использует свой земельный участок, а заинтересован в передаче прав пользования другим лицам.

В этом случае между собственником и таким заинтересованным лицом возникают правоотношения землепользования, в рамках которых обе стороны принимают на себя взаимные права и обязанности.

Для возникновения правоотношений землепользования требуются дополнительные фактические и юридические условия, закрепляющие такие взаимные права и обязанности.

Правоотношения землепользования можно подвергнуть более детальной классификации.

Так, в зависимости от категории земель правоотношения землепользования можно разделить на правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного и водного фондов, земель запаса. По условиям возникновения права землепользования можно выделить правоотношения общего и специального землепользования, по времени реализации – правоотношения срочного и бессрочного землепользования.

Правоотношения государственного земельного управления имеют место в случаях, когда государственные и местные органы (если им делегированы государственные полномочия) выполняют возложенные на них функции управления.

Они включают предоставление земель в собственность либо пользование с выдачей и регистрацией необходимых документов, учет земель и ведение земельного кадастра, землеустройство и лицензирование землеустроительных работ, контроль за использованием и охраной земель и привлечение нарушителей к юридической ответственности.

Правоотношения в области охраны земель охватывают общественные отношения, урегулированные теми нормами земельного права, которые нацелены на сохранение полезного потенциала земли как основы хозяйственной деятельности и элемента окружающей природной среды. Их содержание составляют права и обязанности собственников и пользователей по охране земель, включая мероприятия по мелиорации, рекультивации земель, консервации земель и восстановительные мероприятия на загрязненных и деградированных землях.

Правоотношения юридической ответственности возникают при нарушении норм земельного права, субъективных прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель.

Данные правоотношения в отличие от других, упомянутых выше, реализуются на основании норм как земельного, так и иных отраслей права.

Соответственно структуре этих отраслей можно выделить правоотношения уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной ответственности.

В реальных ситуациях земельные правоотношения проявляются как сложное сочетание различных видов.

Скажем, ведение фермерского хозяйства на земельном участке реализуется через правоотношения собственности, когда для этих целей приобретается земельный участок; через правоотношения государственного управления, когда государственные органы контролируют состояние земельного участка или проводят учетные действия, правоотношения охраны земель, когда фермеры проводят мелиоративные мероприятия, и т.д.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/zemelnie-otnosheniya-ponyatie-i-osobennosti--zemelnie-pravootnosheniya-ich-klassifikatsiya

Земельные правоотношения (понятие, структура, классификация правоотношений, основания возникновения, изменения и прекращения правоотношений)

Основания земельных правоотношений

Земельные правоотношения – это общественные отношения, которые складываются между органами власти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использования и охраны земель и которые регулируются нормами земельного права.

Особенности земельных правоотношений:

1) особое содержание и предмет;

2) особый субъектный состав;

3) значительное число видов.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в земельных правоотношениях в двух качествах.

Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории. В этих случаях их акты имеют властный характер, иллюстрацией чего могут служить обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонирование земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др.

Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений: гражданами и юридическими лицами (ч. 2 ст. 9, ст. 10 и 11 Земельного кодекса).

Как и иным правоотношениям, земельным присуще наличие следующих элементов:

1) норма права, которой необходимо руководствоваться при решении тех или иных земельно-правовых вопросов;

2) субъекты права, т. е. участники земельных отношений;

3) объект права – индивидуально-определенный земельный участок, по поводу которого возникают земельные отношения:

4) содержание земельных правоотношений, то есть права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения.

Виды земельных правоотношений:

1) по основному хозяйственному назначению земельные отношения могут складываться:

а) в процессе сельскохозяйственного производства;

б) при использовании земли в промышленности и строительстве;

в) при использовании земли в лесном хозяйстве и т. д.

2) по функциональному назначению земельные правоотношения могут быть регулятивными и правоохранительными.

Регулятивные правоотношения – отношения, которые урегулированы нормами земельного права и которые выражаются в совершении участниками данных отношений позитивных действий.

Правоохранительные земельные отношения, в отличие от регулятивных, вызываются отклонением в поведе-нии участника земельных отношений от нормы закона.

Они, как правило, возникают по поводу правонарушений, когда наступает необходимость юридического воздействия на нарушителя земельного законодательства. Названные

отношения могут складываться и при отсутствии правонарушения, когда есть угроза его наступления.

Земельные правоотношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, широко используемым в гражданском праве:

1) по критерию содержания – на имущественные и неимущественные;

2) по критерию определенности состава субъектов – на абсолютные и относительные;

3) по степени взаимной обязанности их участников – на отношения равноправия (партнерские отношения) и отношения подчиненности одной стороны другой и т. д.

Земельные правоотношения необходимо воспринимать не только в статике, но и в динамике. Основанием возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений являются юридические факты.

Юридические факты: события (они не зависят от воли субъекта, а изменение или прекращение правоотношений в этом случае происходит в силу объективных причин) и действия (они являются следствием волеизъявления человека, т. е. изменение, возникновение и прекращение отношений происходит по воле сторон).

Возникновение земельных правоотношений:

Основания приобретения прав на земельные участки (ст. 8 ГК РФ):

1) договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему;

2) акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права частной собственности на землю;

3) судебное решение;

4) в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом;

5) вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданскоправовых последствий. Например: при купле-продаже земельного участка юридическим фактом, порождающим отношения продавца и покупателя, служит договор о совершении этой сделки.

Основанием возникновения иных прав на землю, на основании которых лица – не собственники вправе ее использовать, являются юридические факты, представляющие собойразличныеформы распоряжения собственником земли своим имуществом.

Изменение земельных правоотношений:

1) в процессе использования земли права и обязанности участников земельных правоотношений могут изменяться. Так, арендатор при ухудшении условий пользования землей, вызванных стихийным явлением, вправе требовать изменения ранее указанных в договоре обязательств;

2) изменения в содержании земельных правоотношений происходят при частичном изъятии земель, например в случае соглашения сторон об изменении условий договора аренды.

Прекращение земельных правоотношений:

1) основанием прекращения земельных правоотношений могут быть такие юридические факты, как смерть гражданина – собственника земли или землепользователя, истечение срока аренды земли, добровольный отказ от земельного участка;

2) основанием прекращения земельных правоотношений для собственника или землепользователя земельного участка служит договор о его продаже, решение компетентного государственного органа об изъятии (выкупе) земли для государственных нужд;

3) прекращение земельных правоотношений бывает полным или частичным. Так, при уменьшении размеров земельного участка происходит прекращение пользования им лишь в определенной части, соответствующей уменьшению его размеров.

В целом земельные правоотношения могут возникать, изменяться или прекращаться на основании правомерных и неправомерных действий (правонарушений).

Так, например, при систематическом нарушении земельного законодательства пользователь может быть лишен права на землю.

Земельный участок может быть изъят (выкуплен) и при отсутствии нарушений, если он понадобился для государственных или общественных нужд.

При всем различии взглядов общепризнанно, что элементами структуры любого правоотношения являются его участники, их права и обязанности, а также объект, по поводу которого они складываются.

Однако некоторые ученые выводят последний элемент за рамки структуры правоотношений, рассматривая его всего лишь как их предпосылку.

Но данная точка зрения представляется недостаточно обоснованной, так как роль объекта в правоотношениях не ограничивается лишь созданием предпосылки для их появления, она выражается также в способности объекта влиять на права и обязанности субъектов, то есть определять их правовое положение.

Большинство ученых в сфере земельного права, следуя традиции, которая сложилась в общей теории права, выделяют в структуре земельных правоотношений следующие элементы. Во-первых, это норма права, на основе которой складывается правоотношение.

Во-вторых, — субъекты, деятельность которых регулируется соответствующей нормой права. В-третьих, – объект, по поводу которого складываются земельные правоотношения. Этим объектом в земельном праве является индивидуально определенный земельный участок.

Правда, в сфере государственного регулирования объектом земельных правоотношений может быть земельный фонд в целом, а также его составные части в пределах границ субъектовРФ.

В-четвертых, в структуру земельных правоотношений входит содержание, под которым понимаются права и обязанности участников отношений, а также их действия, направленные на реализацию этих прав и обязанностей. Рассмотрим отдельные элементы структуры земельных правоотношений более подробно.

8. Охрана земель (понятие, цели, содержание).

Охрана земель – система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на их рациональное использование, предотвращение необоснованных изъятий земель из сельскохозяйственного оборота, защиту от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель, в том числе земель лесного фонда, и на воспроизводство и повышение плодородия почв.

Охрана земель осуществляется на основе комплексного подхода к угодьям как сложным природным образованиям с учетом их законных и региональных особенностей.

Правовое регулирование отношений, возникающих при охране земель, проведении природоохранных и землевосстановительных мероприятий, осуществляется земельным, экологическим, природно-ресурсным законодательством, законодательством о сельском хозяйстве.

Цели охраны земель:

1) предотвратить последствия вредных негативных воздействий на них;

2)обеспечить улучшение и восстановление земель.

Регулирование охраны земли выстраивается в соответствии с общими принципами земельного законодательства, закрепленными ЗК РФ, такими как:

1) учет значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве.

Согласно положениям ЗК РФ земля подлежит охране как главный природный объект – основа существования общества и всей экосистемы. Чтобы поддержать основные качества земли, разработаны и применяются различные мероприятия.

Они связаны с мелиорацией, рекультивацией земель, охраной земли, в том числе от засорения или загрязнения, осуществлением иных действий.

Требования по охране земель, порядок выполнения мероприятий по предупреждению нарушения или деградации земли составляют основу норм, регулирующих отношения данного круга.

Мероприятия по выявлению нарушенных земель, по их восстановлению и охране проводятся органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, органами местного самоуправления.

охраны земель. Собственники, владельцы, пользователи и арендаторы земель обязаны выполнять экологические требования по охране земель. ЗК РФ содержит широкий круг обязанностей, которые возлагаются на лиц, использующих земельные участки, к ним, в частности, относятся:

1) сохранение почв и их плодородия;

2) защита земель от водной и ветровой эрозии, подтопления, заболачивания и др.;

3) защита сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-поразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, иных видов ухудшения состояния земель;

4) ликвидация последствий загрязнения и захламления земель;

5) сохранение достигнутого уровня мелиорации;

б)рекультивация нарушенных земель, восстановление плодородия почв, своевременное вовлечение земель в оборот.



Источник: https://infopedia.su/9xaf73.html

Возникновение земельных правоотношений

Основания земельных правоотношений

Земельные отношения могут возникать, изменяться и прекращаться. Юридическим фактом, служащим основанием для возникновения отношений по поводу предоставления земли, является ходатайство об этом заинтересованного лица. На этой первоначальной стадии земельных отношений могут производиться обследования затребованного участка, необходимые согласования и другие действия.

При возникновении и развитии земельных правоотношений проявляется реальная жизнь действующего законодательства, применение норм земельного права. При этом завершение одних отношений служит основанием для возникновения других.

Основания возникновения земельных правоотношений

Статья $25$ Земельного кодекса РФ предусматривает, что права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством. Статья 8 Гражданского кодекса РФ содержит перечень таких оснований:

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

  1. договор или иная сделка;
  2. акт органа государственной власти или местного самоуправления;
  3. судебное решение, установившее право на земельный участок;
  4. приобретение имущества по закону.

Рассмотрим вышеперечисленные основания подробнее.

  1. В качестве примера сделок, в результате заключения которых возникают права на земельные участки, можно назвать, например, договоры купли-продажи, обмены, дарения, ренты или пожизненного содержания с иждивением. Кроме того, собственники участков могут передавать землю по наследству в рамках завещания, а также предоставлять в аренду.
  2. Актами органов государственной или муниципальной власти, на основании которых возникают права на участки, являются решения о предоставлении земли в собственность, бессрочное пользование или в аренду. Не исключена и возможность принятия административными структурами иных актов, обосновывающих возникновение прав на земельные участки.
  3. Юридическим основанием возникновения права на земельный участок может являться соответствующее решение суда. Оно выносится, как правило, в результате спора о праве, передаваемого на разрешение в судебные органы. Решение суда общей юрисдикции или арбитражного суда, вступившее в законную силу, является основанием для государственной регистрации права на земельный участок.
  4. Что касается приобретения земли по закону, то здесь в качестве примера можно привести получение права собственности на участок в силу приобретательской давности, которая возникает на основании статьи 234 Гражданского кодекса РФ.

Замечание 1

Кроме того, в ряде случаев для приобретения права на участок необходимо одновременно несколько оснований. Так, при предоставлении земли в аренду органом государственной власти или местного самоуправления требуется соответствующий акт административной структуры и договор аренды земельного участка.

Аналогичная ситуация складывается при заключении на основании актов государственных или муниципальных органов власти договоров купли-продажи земельных участков или безвозмездного срочного пользования.

Рисунок 1.

Правовой аспект возникновения земельных отношений

Юридическими фактами, необходимыми для возникновения земельных правоотношений могут являться:

  1. решения органов исполнительной власти субъекта Федерации, разрешающие продажу участков с изменением назначения земель для несельскохозяйственных целей;
  2. решения Правительства России или законодательного органа государственной власти субъекта РФ, разрешающие изменение целевого назначения земель особо охраняемых территорий для строительства объектов недвижимости;
  3. решения органа исполнительной власти субъекта Федерации об изъятии и предоставлении участков, расположенных на землях железнодорожного транспорта и занятых древесно-кустарниковой растительностью, согласованные с соответствующими ведомствами;
  4. решения Правительства России или органа исполнительной власти субъекта РФ о разрешении строительства объектов недвижимости на землях водного фонда, занятых древесно-кустарниковой растительностью, согласованные с соответствующими ведомствами;
  5. другие административные акты уполномоченных органов государственной или муниципальной власти.

Правом предоставления земельных участков, находящихся в федеральной собственности, наделены органы государственной власти России. Землями, находящимися в собственности субъектов РФ, распоряжаются правительства или администрации регионов. Муниципальная земельная собственность находится в ведении органов местного самоуправления.

Решение той или иной административной структуры о предоставлении земельного участка является первичным и основным юридически значимым выражением воли собственника земли по передаче права собственности на земельный участок.

Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату.

Это общее правило, предусмотренное Земельным кодексом РФ.

Бесплатно земельные участки в собственность граждан и юридических лиц предоставляются только в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и нормативными актами субъектов Федерации.

Государственная регистрация права на земельный участок

Регулирование земельных правоотношений в Российской Федерации основывается на проведении государственной регистрации участков, которая представляет собой юридический акт признания и подтверждения органами власти возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на землю.

Только с момента государственной регистрации прав на земельный участок можно считать данные права возникшими. Это утверждение основано на норме пункта $2$ статьи $8$ Гражданского кодекса РФ.

Данный вопрос имеет большое практическое значение, поскольку без государственной регистрации права на земельный участок даже при наличии акта государственного или муниципального органа, договора или судебного решения, предоставляющего право на участок, отсутствуют юридические основания для осуществления субъектом, у которого должно возникнуть соответствующее право, вытекающих из него правомочий.

Исключением из указанного правила являются случаи, когда отсутствие необходимости в государственной регистрации соответствующего права (сделки) непосредственно следует из закона. Например, не подлежат государственной регистрации договоры аренды земельных участков, заключенные на срок менее одного года.

Замечание 2

Кроме того, государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.

Согласно статье $26$ Земельного кодекса РФ, права на земельные участки удостоверяются документами, выдаваемыми в соответствии с федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

В случае отказа в государственной регистрации заявитель вправе устранить причины, послужившие основанием для такого решения, и повторно обратиться в соответствующее ведомство, вновь оплатив государственную пошлину. Также заявитель может обжаловать полученный отказ в арбитражном суде.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/zemelnye_pravootnosheniya/vozniknovenie_zemelnyh_pravootnosheniy/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.