Основания возникновения сервитута на земельный участок

Содержание

Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут)

Основания возникновения сервитута на земельный участок

1. Сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством, а в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, с учетом особенностей, предусмотренных главой V.3 настоящего Кодекса.

2. Сервитут может быть установлен решением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков (публичный сервитут).

3. Публичный сервитут устанавливается в соответствии с настоящим Кодексом. К правоотношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением действия публичного сервитута, положения Гражданского кодекса Российской Федерации о сервитуте и положения главы V.3 настоящего Кодекса не применяются.

4. Публичный сервитут может устанавливаться для:

1) прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;

2) размещения на земельном участке межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним;

3) проведения дренажных работ на земельном участке;

4) забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя;

5) прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;

6) сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;

7) использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

8) использования земельного участка в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса.

5. Публичный сервитут может быть установлен в отношении одного или нескольких земельных участков и (или) земель.

Обременение земельного участка сервитутом, публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком.

6. Переход прав на земельный участок, обремененный публичным сервитутом, предоставление обремененного публичным сервитутом земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданам или юридическим лицам не являются основанием для прекращения публичного сервитута и (или) изменения условий его осуществления.

7. Срок сервитута определяется по соглашению сторон. Срок сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяется с учетом ограничений, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.24 настоящего Кодекса.

Срок публичного сервитута определяется решением о его установлении.

Срок сервитута, срок публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

8. Сервитут, публичный сервитут должны устанавливаться и осуществляться на условиях, наименее обременительных для использования земельного участка в соответствии с его целевым назначением и разрешенным использованием.

9. Установление сервитута, публичного сервитута применительно к землям и земельным участкам из состава земель сельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом требований об обеспечении рационального использования земель.

10. В случае, если размещение объекта, указанного в подпункте 1 статьи 39.37 настоящего Кодекса, на земельном участке приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или существенным затруднениям в его использовании в течение срока, превышающего срок, предусмотренный подпунктом 4 пункта 1 статьи 39.

44 настоящего Кодекса, размещение указанного сооружения на земельном участке, принадлежащем гражданину или юридическому лицу, на условиях публичного сервитута не осуществляется. В данном случае размещение указанного сооружения может быть осуществлено после изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при соблюдении условий, предусмотренных статьями 49 и 56.

3 настоящего Кодекса.

11. Деятельность, для обеспечения которой устанавливаются сервитут, публичный сервитут, может осуществляться на земельном участке независимо от его целевого назначения и разрешенного использования, за исключением случаев, если осуществление данной деятельности не допускается в границах определенных зон, земель и территорий в соответствии с их режимом.

12. Правообладатель земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом или федеральным законом.

13. В случае, когда установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его правообладатель вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

14. Лица, права и законные интересы которых затрагиваются установлением публичного сервитута, могут осуществлять защиту своих прав в судебном порядке.

15. Отсутствие в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на обременяемые публичным сервитутом земельные участки и (или) о координатах характерных точек границ таких земельных участков, наличие споров о правах на такие земельные участки не являются препятствием для установления публичного сервитута.

16. Наличие на земельном участке обременения не является препятствием для установления публичного сервитута в отношении такого земельного участка, за исключением случаев, если ранее установленные ограничения прав на земельный участок, публичный сервитут не допускают осуществление деятельности, для обеспечения которой устанавливается публичный сервитут.

17. Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», за исключением сервитутов, предусмотренных пунктом 4 статьи 39.25 настоящего Кодекса. Сведения о публичных сервитутах вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.

18. Порядок установления публичного сервитута в отношении земельных участков и (или) земель для их использования в целях, предусмотренных статьей 39.37 настоящего Кодекса, срок публичного сервитута, условия его осуществления и порядок определения платы за такой сервитут устанавливаются главой V.7 настоящего Кодекса.

19. Особенности установления сервитута, публичного сервитута в отношении земельных участков, находящихся в границах полос отвода автомобильных дорог, устанавливаются Федеральным законом от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Источник: http://stZKRF.ru/23

Реальный сервитут: содержание, основания возникновения и прекращения

Основания возникновения сервитута на земельный участок

Под сервитутом (от лат. servitus – служение) в современном российском праве понимается ограниченное вещное право одного лица на недвижимую вещь, принадлежащую другому лицу, заключающееся в пользовании одной или несколькими конкретными функциями данной вещи. Общее содержание сервитута выражается формулой “вещь должна предоставить нечто” (rem aliquid praestare debere).

По общему правилу сервитут не может состоять в обязании к активным действиям самого собственника служащей вещи: servitus in faciendo consistere non potest . По содержанию сервитуты принято делить на положительные и отрицательные.——————————–

За исключением, возможно, servitus oneris ferendi.

При установлении положительного сервитута собственник служащей вещи должен претерпевать (pati) оговоренное воздействие на свою недвижимость со стороны собственника господствующей вещи.

Такое воздействие заключается в активных действиях – праве прохода через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации инженерных коммуникаций.

Положительные сервитуты считаются исторически первыми, возникшими в римском праве, они непосредственно связаны с возникновением частной собственности на землю и раздроблением крупных имений на мелкие участки.

Таким образом, создались предпосылки к тому, что по своим свойствам или положению один из участков мог содержать какой-либо недостаток, восполнить который можно было, заключив договор с соседом и получив право пользоваться его имением с целью удовлетворения нужд собственного земельного участка . Эти права назывались сервитутами предиальными (земельными).——————————–

Например, право прохода – iter, право проезда – via, право прогона скота – actus, право проведения воды – acquae ductus.

Предиальный сервитут, установленный в пользу какого-нибудь участка (praedium dominans), принадлежал лицу как собственнику этого участка и передавался с переходом собственности. Предметом сервитута служил участок, к которому он относился (praedium serviens), а не личность его собственника. Право сервитута сохранялось вне зависимости от смены собственника praedium serviens.

В период конца республики сервитуты понимались как особые отношения, iura in re aliena , которые существуют наряду с правом собственности.

Признавалось, что при сервитуте служит вещь (res servit), причем одной из своих характеристик (дорога, водопровод на земельном участке, полоса пространства), однако объектом сервитута была вся вещь, т.е. все пространство, принадлежащее собственнику .——————————– Как указывает Д.В.

Дождев, в римской юридической науке термин iura in re aliena применялся исключительно к земельным сервитутам. См.: Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник / Под общ. ред. В.С. Нерсесянца. 3-е изд., испр. и доп. М., 2008. С. 455.

Если бы осуществление сервитута сделалось невозможным на отведенном пространстве, то управомоченный был вправе искать такого осуществления в других местах служащего участка. Муромцев С.А. История римского права. М., 1877.

Как отмечает С.А.

Муромцев, “сервитутное право рассматривалось первоначально как обладание полосою или пространством имения, отведенными в распоряжение господина сервитута и, при таком понимании, мало чем отличалось от собственности на ту же полосу или то же пространство. Первый толчок к образованию более отвлеченного воззрения на сервитут дали сервитуты городские” .——————————–

Муромцев С.А. История римского права. М., 1877.

При установлении отрицательного сервитута собственник служащей вещи обязан воздерживаться от определенных действий (non facere).

К отрицательным сервитутам относятся сервитуты света (собственнику участка запрещается возводить на нем постройки сверх определенной высоты, которые могут повлиять на освещенность соседнего участка), сервитуты вида (собственнику участка запрещается возводить постройки таким образом, чтобы они закрывали вид), запрет на сооружение стока воды на соседний участок.

А. сервитута. В законодательстве Российской Федерации легальное определение сервитута приводится в п. 1 ст.

274 ГК РФ, согласно которому собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Таким образом, в российском гражданском праве возможно установление лишь тех сервитутов, которые относят к категории реальных , притом предоставляющих своему обладателю право совершать в отношении чужого земельного участка (здания, сооружения) активные действия.

Иными словами, обладатель сервитута лишен возможности требовать от собственника соседнего земельного участка, чтобы тот воздерживался от определенных действий.——————————–

В отличие от т.н. личных сервитутов, которые могут устанавливаться в пользу определенного лица на период жизни последнего, но не в пользу земельного участка.

Отметим, что категория сервитута, существующая в современном российском праве, была восстановлена лишь с принятием ГК РФ 1994 г.

и обязана своему ренессансу восстановлением частной собственности на землю, которая (частная собственность) и обусловливает необходимость существования сервитута.

Между тем в дореволюционном российском праве аналогом римских предиальных сервитутов выступали права угодий. По содержанию они совпадали.

Что же касается отрицательных сервитутов, роль их, по всей видимости, выполняют нормы общего запрета, которые содержатся в градостроительных регламентах, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правилах, нормативах.

Между тем представляется, что данные правила далеко не во всех случаях способны обеспечить нужды собственников недвижимых вещей. Так, А.А. Рябов, говоря о сервитуте вида, указывает: “…

для удовлетворения потребностей в воде, энергии, связи научно-технический прогресс предлагает множество альтернатив, красота видов естественных пейзажей, морских просторов, гор, рек, лесов, полей незаменима, а потому баснословно дорога.

Не менее дороги единство, органичность и целостность архитектурного, ландшафтного и садово-паркового решения поселка и города.

Объекты недвижимости, с которых закрыт вид на красивые морские, горные, лесные пейзажи, равно как объекты недвижимости, расположенные в населенных пунктах, где нарушено архитектурное, ландшафтное, садово-парковое единство, теряют в цене во много раз” .——————————–

Рябов А.А. Отрицательные сервитуты и сервитут вида в российском гражданском праве // Журнал российского права. 2007. N 5.

Судебная практика, в связи с отсутствием в законодательстве прямого указания на возможность установления отрицательных сервитутов, крайне скупа и чаще всего идет по пути отказа гражданам в защите их прав, кроме случаев, когда использование недвижимой вещи становится совсем невозможным или существенно затруднено .

Например, в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 6 февраля 2007 г., 7 февраля 2007 г. N 09АП-18416/2006-ГК по делу N А40-54110/06-105-345 указано: “ЗАО “Септима+” обратилось в Арбитражный суд г.

Москвы с иском к ООО “С-Клаб” об обязании ответчика устранить препятствия в пользовании зданием (затенения здания) путем сноса частей здания ответчика по адресу: г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 4″.

——————————–

См., например: Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N А50-11381/2006-Г15 от 28 апреля 2007 г. по делу N А50-11381/2006-Г15.

Арбитражный суд г. Москвы решением от 02.11.2006 в удовлетворении иска ЗАО “Септима+” отказал. Не согласившись с принятым решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить, исковые требования удовлетворить.

Предметом заявленных по настоящему делу исковых требований является устранение препятствий в пользовании зданием (затенения здания) путем сноса частей здания ответчика по адресу: г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 4.

Таким образом, ЗАО “Септима+” заявлен негаторный иск, возможность предъявления которого предусмотрена статьей 304 ГК РФ, в силу которой собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения. Исходя из смысла указанной нормы, следует, что в предмет доказывания по настоящему спору должно входить установление факта принадлежности истцу индивидуально-определенной вещи на праве собственности, а также нахождение данной вещи во владении истца.

Кроме того, для удовлетворения заявленного негаторного иска истец должен доказать факт нарушения его прав собственника, обусловленного действиями ответчика, носящими противоправный характер и продолжающимися на момент предъявления иска.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Из материалов дела следует, что истец является собственником здания общей площадью 623,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Москва, 1-й Кадашевский пер., д. 11/5, стр. 4, что подтверждается свидетельством о регистрации права собственности от 09.09.2005 N 77АВ635828.

Источник: https://www.kmcon.ru/articles/jurist9_2751.html

Основания для установления сервитута на муниципальные земли в 2019 году: образец соглашения, условия установления | Земельный эксперт

Основания возникновения сервитута на земельный участок

Данное понятие зафиксировано в ст. 23 ЗК РФ и определяется, как официально установленное право эксплуатации чужой земельной площади в рамках установленного регламента.

Установление обременения происходит по взаимному соглашению участников данных правоотношений, на основании судебного решения или в рамках постановлений уполномоченных ведомств в том случае, когда появляется проблема доступа к определенному объекту или площади.

Следует отметить, что сервитут не является самостоятельным объектом права.

Различается несколько видов сервитута:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Публичный сервитут назначается в том случае, когда необходимо:

  • выполнить монтаж коммуникаций, оросительных сетей, водопровода;
  • предоставить доступ через территорию к определенному объекту;
  • удовлетворить другие потребности собственника площади, если иного способа не имеется.

В свою очередь, частный сервитут устанавливается в следующих случаях:

  • когда необходимо организовать проход к другому объекту;
  • для проведения дренажных работ;
  • с целью организации сенокоса, рыбалки или охоты, в некоторых случаях для выпаса животных;
  • для прибрежных территорий, чтобы обеспечить доступ к водоему.

Соглашение об установлении сервитута земельного участка оформляется на типовом бланке в письменном виде (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок]).

При этом установление данного обременения не является ограничением прав собственника площади. Срок сервитута не устанавливается. В том случае, когда основания, согласно которым был установлен сервитут, исчезнут, данное обременение будет снято.

Собственник участка может установить определенную плату за пользование территорией.

Основания для установления сервитута на земли государственной и муниципальной собственности

Установление сервитута на земельный участок происходит на основаниях, изложенных в ст. 39.23 ЗК РФ. К таковым относятся:

  • необходимость в размещении линейных строений, таких как пункты связи, специальные информационные знаки, сооружения защитного типа, не являющиеся препятствием для эксплуатации наделов;
  • проведение работ по изысканию;
  • проведение работ, связанных с разработкой недр.

Соглашение о сервитуте на участок, являющийся государственной собственностью или собственностью города, заключается в рамках гражданского и земельного кодексов, а также ряда федеральных законодательных актов.

Заключение

В итоге можно сформулировать несколько выводов:

  1. Сервитут представляет собой обременение на территорию с целью обеспечения доступа к другому объекту.
  2. Данное право устанавливается на основании законодательных актов, судебного решения или по согласию сторон.
  3. Земельным законодательством определены виды сервитута: публичный и частный.
  4. Такое право может закончиться в том случае, если причина его установки прекратит свое существование.
  5. Для установки обременения необходимо наличие законных оснований, а регламентирует данное право не только земельный кодекс, но и гражданское законодательство, а также ряд федеральных законодательных актов.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по основаниям установления сервитута на земельные участки государственной и муниципальной собственности

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Анна. У меня имеется во временном пользовании земельный надел, который располагается рядом с прудом. На площади построено летнее кафе, которое периодически работает.

Больше года назад, городские власти наложили сервитут на часть моего участка в связи с тем, что была затоплена территория городского пляжа.

Теперь к пруду весь город ходит через мой участок, бросает мусор в урны моего кафе и соответственно я несу расход, а надел захламляется.

Более того, наводнение давно спало и городской пляж снова можно эксплуатировать. Подскажите, на какой срок может устанавливаться данный сервитут и можно ли избавиться от этого обременения?

Ответ: Здравствуйте, Анна. В соответствии со ст. 23 ЗК РФ, и ст. 276 ГК РФ, сервитут устанавливается при наличии законных оснований и оканчивается в том случае, когда эти основания прекращают свое существование.

Судебная практика данное положение подтверждает. В вашем случае, поскольку причины назначения сервитута, то есть затопление городского пляжа, прекратили свое существование, обременение должно быть снято.

Поскольку этого не произошло, вы имеете право обратиться в суд с исковым заявлением о прекращении действия обременения, потому что установленный сервитут не имеет законного основания, а также наносит вашему участку и вам лично, непоправимый ущерб.

Помимо этого, вы можете потребовать компенсирование причиненного ущерба, однако, данный факт необходимо подтвердить официальными документами или свидетельскими показаниями.

Список законов

  • Статья 23 ЗК РФ
  • Статья 39.23 ЗК РФ
  • Статья 276 ГК РФ

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

  • Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/ispolzovanie-zemel/osnovaniya-dlya-ustanovleniya-servituta-na-zemelnye-uchastki-gosudarstvennoj-i-municipalnoj-sobstvennosti/

Вопрос 35. Понятие и виды сервитутов. Основания возникновения и прекращения сервитута. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в гос-ой или муниц-ой собственности

Основания возникновения сервитута на земельный участок

Согласно ст.1 ФЗ-122 от 21.07.1997 Сервитут – право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества (например, для прохода, прокладки коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.)

Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения.

Частный сервитут —сервитут устанавливаемый по соглашению между лицом, требующим установления сервитута и собственником соседнего земельного участка.

-Срочный сервитут —сервитут, устанавливаемый на определенный срок.

-Постоянный «бессрочный сервитут» —сервитут, срок установления которого не определен, либо связан с условием отмены нормативного акта или договора, установившего такой сервитут.

Основанием установления частного сервитута является соглашение между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка. В случае не достижения соглашения об установлении или условиях частного сервитута спорт разрешается судом по иску лица, требующего установления частного сервитута.

Частные лесные сервитуты могут устанавливаться на основании договора, актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, а также судебных решений.

Частные водные сервитуты могут устанавливаться в силу договора, а также и на основании судебного решения.

Публичный сервитут —сервитут, устанавливаемый законом или иными нормативно-правовым и актами РФ, или органом местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельного участка, с учетом результатов общественных слушаний (опросов).

Основанием для принятия решения об установлении публичного сервитута является подача в орган государственной власти Российской Федерации, орган государственной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления, далее «Уполномоченный орган», соответствующего заявления заинтересованным лицом, с приложением документа (материалы публичных слушаний), подтверждающего согласие организации или граждан (общественности), чьи интересы ограничиваются установлением испрашиваемого сервитута. К заявлению может прилагаться кадастровый паспорт, земельного участка.

По требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен.

Основания прекращения сервитута является:

Гибель недвижимости объекта сервитутного права (например: пересыхание источника воды).

Изъятие служебного участка для государственных или муниципальных
нужд в порядке, предусмотренном в ч. 1 п. ст.239 ГК РФ.

Выкупа земельного участка

Одностороннего отказа лица (сервитуария) в пользу которого установлен сервитут от права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута)

Расторжение соглашения об установлении сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Согласно статье 39.23 Земельного кодекса РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным кодексом РФ, другими федеральными законами. Так соглашение заключается в следующих случаях:

размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

проведение изыскательских работ;

ведение работ, связанных с пользованием недрами.

1.

В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо в аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка. При этом согласие в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если настоящей статьей или договором аренды либо договором безвозмездного пользования не предусмотрено иное.

2.

В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение, организация.

3. Землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка, заключившие соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка, в течение десяти дней со дня заключения указанного соглашения обязаны направить в уполномоченный орган уведомление о заключении указанного соглашения.

4. Арендатор или землепользователь, которому земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.

5. Со дня досрочного расторжения договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком действие заключенного арендатором или землепользователем соглашения об установлении сервитута в отношении такого земельного участка прекращается.

Статья 39.25 содержит требования, необходимые для заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка. Так, соглашение должно содержать:

1) кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут;

2) учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или случая, предусмотренного пунктом 4;

3) сведения о сторонах соглашения;

4) цели и основания установления сервитута;

5) срок действия сервитута;

6) размер платы, определяемой в соответствии с пунктом 2;

7) права лица, в интересах которого установлен сервитут, осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут;

8) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, вносить плату по соглашению;

9) обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут, после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования в соответствии с разрешенным использованием.

Также с 01.03.2015 г. Земельным кодексом РФ в п. 3, ч. 4, ст. 35 установлено, что отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением отчуждения сооружения, которое расположено на земельном участке на условиях сервитута.

Источник: https://infopedia.su/15x2cc6.html

Обременение права собственности земельным сервитутом

Основания возникновения сервитута на земельный участок

Глава 13 Гражданского кодекса посвящена одному из важнейших вещных прав, принадлежащих человеку от рождения, – праву собственности. Только право собственности позволяет человеку в полном объеме участвовать в экономическом обороте, тем самым удовлетворяя свои потребности.

Имея в собственности какую-либо вещь, лицо по отношению к ней наделено следующими правами – владеть, пользоваться и распоряжаться. Этой трилогией и раскрывается содержание права собственности.

Если говорить кратко обо всех вышеперечисленных полномочиях собственника, то владение можно определить как фактическое обладание вещью, пользование – дает право извлекать от вещи ее полезные свойства, а распоряжением собственнику дозволено определять дальнейшую судьбу вещи, причем он может это делать по своему усмотрению, любым путем (уничтожение, дарение, мена, продажа и т. д.). Несмотря на, казалось бы, абсолютный характер прав собственника по отношении к вещи, Гражданским кодексом установлены и ограничения – осуществляя свои права, собственник не должен наносить ущерба окружающей среде и не должен нарушать права и законные интересы других лиц (ст. 209 ГК РФ). Но это общие ограничения, относящиеся к любому собственнику и к любому предмету, находящемуся в собственности. В свою очередь Земельным и Гражданским кодексами также установлены ограничения конкретного характера, как для самого собственника, так и для третьих лиц. В частности, одним из ограничений права собственности на земельный участок является сервитут – право ограниченного пользования чужим земельным участком. Причем согласно статье 2 Земельного кодекса нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу.

Статья 23 Земельного кодекса РФ выделяет два вида сервитутов – частный и публичный. Частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством.

Так, согласно статье 274 Гражданского кодекса частный сервитут устанавливается для определенных нужд – обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также и других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута, то есть не задействовав при этом земельного участка, принадлежащего другому лицу. Тем не менее, обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения им (ст. 274 ГК РФ).

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков (п. 2 ст. 23 ЗК РФ).

В пункте 3 статьи 23 приведен исчерпывающий перечень случаев установления публичного сервитута. Итак, публичный сервитут может быть установлен для:

  • прохода или проезда через земельный участок;
  • использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;
  • размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона скота через земельный участок;
  • сенокоса или пастьбы скота на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям, обычаям, за исключением таких земельных участков в пределах земель лесного фонда;
  • использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;
  • временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;
  • свободного доступа к прибрежной полосе.

В соответствии с частью 2 статьи 275 Гражданского кодекса сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен. Таким образом, сервитут лишен самостоятельности и не может быть объектом экономического оборота.

Обременение земельного участка земельным сервитутом может быть срочным и бессрочным. Сервитут, обременяющий земельный участок на неопределенный срок, существует, пока в нем есть необходимость.

При этом сервитут никак не зависит от конкретной личности – собственника земельного участка, он сохраняется в случае перехода прав на земельный участок к другому лицу (ч. 1 ст. 275 ГК РФ).

В связи с этим собственнику земельного участка, обремененного сервитутом, необходимо знать, что при его продаже он должен проинформировать о сервитуте будущего покупателя, так как в случае предоставления продавцом заведомо ложной информации об обременении земельного участка покупатель вправе потребовать уменьшения покупной цены или расторжения договора купли-продажи земельного участка и возмещения причиненных ему убытков. Эта норма установлена пунктом 3 статьи 37 Земельного кодекса РФ. Также отметим, что осуществление сервитута третьим лицом должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

Особо следует уделить внимание моменту возникновения сервитута. В соответствии с частью 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ сервитут должен устанавливаться соглашением между лицом, требующим установления сервитута, и собственником земельного участка.

В соответствии с Временными методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Федеральной службой земельного кадастра 17 марта 2004 года, соглашение о сервитуте представляет собой договор, заключенный между лицом, требующим установления сервитута (собственником земельного участка, обладателем права постоянного (бессрочного) пользования, обладателем права пожизненного наследуемого владения на земельный участок), и собственником соседнего земельного участка, а в необходимых случаях – собственником другого земельного участка (соседнего участка).

Согласно пункту 3 статьи 274 Гражданского кодекса РФ установление сервитута должно быть зарегистрировано в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” статьей 27 устанавливает правила государственной регистрации сервитутов.

Соглашение об установлении сервитута регистрируется в Едином государственном реестре прав на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте.

Причем если сервитут относится к части земельного участка, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута, а если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется. Кроме того, Законом N 122-ФЗ установлено, что сервитут вступает в силу только после его регистрации в Едином государственном реестре прав.

Конечно, при установлении сервитута могут возникнуть спорные ситуации, особенно со стороны собственника земельного участка, ведь сервитут в любом случае вызовет для него неудобства.

По общему правилу, в случае недостижения общего согласия об установлении или об условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

При этом истцом должны быть представлены доказательства необходимости установления сервитута, иначе ему может быть отказано. Так, постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 28 ноября 2005 г.

N А17-382/14-2004 судом отказано в удовлетворении заявленных требований на установление сервитута, поскольку истцом не представлено доказательств невозможности проезда (прохода) к принадлежащим ему зданиям без установления сервитута на соседний земельный участок.

Как Земельный, так и Гражданский кодексы предусматривают для собственника земельного участка денежную компенсацию за возможные неудобства, причиненные сервитутом – ему дается возможность требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование земельным участком. Согласно пункту 1.

6 Временных методических рекомендаций по оценке соразмерной платы за сервитут выплата соразмерной платы за сервитут может иметь единовременный характер, когда плата выплачивается однократно в полном объеме, и периодический характер, когда плата выплачивается многократно частями в течение всего срока, на который сервитут установлен.

Вид выплаты соразмерной платы за сервитут (единовременный или периодический) может быть установлен соглашением о сервитуте, решением суда или нормативным правовым актом, которым сервитут установлен.

Плата за сервитут должна быть соразмерна убыткам, которые причинены собственнику земельного участка или иного объекта недвижимости, обремененного сервитутом, в связи с ограничением его прав в результате установления сервитута, а ее размер может изменяться в течение срока, на который установлен сервитут (п.п. 1.7, 2.1).

Роман Ларионов, юрисконсульт компании “Гарант”

Источник: https://www.garant.ru/article/6623/

Что может быть основанием возникновения сервитута на земельный участок?

Основания возникновения сервитута на земельный участок

По ГК РФ сервитут (СВ) относится к ограниченному вещному праву и с его помощью гражданин может ограниченно пользоваться чужой вещью, например, земельным участком (ЗУ).

Законы

В выпущенном позднее ЗК (ст. 23) рассмотрены вопросы публичного сервитута (ПС), а
также уточнены положения по сервитуту ЗУ.

Некоторые вопросы применения законов в судах рассмотрены в более поздних документах, например, в Постановлении ВАС №11248/11 от 28.02.12, а также в «Методических рекомендациях о порядке регистрации сервитутов ЗУ» (приказ Минюста №4 от 2005 года).

Основания установления

Главные основания для установления ЧС приведены в ГК. В частности, такими основаниями являются (ст. 274):

  • необходимость прохода и проезда на ЗУ через соседний участок;
  • строительство, эксплуатация или ремонт объектов;
  • других нужд, для обеспечения которых нужен сервитут соседнего участка.

Такое положение приводит к тому, что при судебном разбирательстве вопросы наличия оснований для установления ЧС решаются самим судом. При этом суды обязаны соблюдать баланс между интересами истца (владельца господствующего ЗУ) и собственником служащего ЗУ.

Основания для установления ПС во многом совпадают с основаниями для ЧС. Отличия состоят в том, что ПС устанавливается в интересах РФ, субъекта РФ, местного муниципалитета или проживающего в данной местности населения. Эти основания приведены в ст. 23 ГК.

В их число входят:

  • обеспечение прохода или проезда;
  • необходимость ремонта линий и сетей или дорог;
  • проведение работ по осушению;
  • геодезические работы;
  • работы по эксплуатации водных ресурсов;
  • прогон скота на пастбища;
  • временное использование ЗУ для сенокоса, выпаса скота, охоты и рыболовства;
    проведение изыскательских работ;
  • обеспечение подхода к берегу водоема.

Регистрация

ЧС регистрируется как вещное право господствующего ЗУ и как обременение служащего ЗУ. ПС регистрируется только как обременение соответствующего ЗУ.

Для регистрации ЧС в местном филиале Росреестра необходимо подать следующие документы:

  • заявление о регистрации сервитута. При регистрации ЧС такое заявление может подать собственник ЗУ, на который устанавливается СВ, или лицо, в пользу которого этот СВ установлен;
  • квитанция об уплате пошлины (в сумме 1500 рублей для частных лиц и 6000 рублей для организаций);
  • договор о сервитуте или судебное решение;
  • кадастровый паспорт с планом, на котором отмечена часть ЗУ, на котором работает СВ (если сервитут действует только на часть ЗУ).

С заявлением о регистрации СВ в Росреестр может также обратиться лицо, которое имеет участок на правах бессрочного пользования, пожизненного владения или аренды на срок более 1 года.

При регистрации СВ гражданин должен предоставить паспорт, а юридическое лицо – набор документов, включающих учредительные документы, приказ о назначении директора, доверенность на лицо, регистрирующее СВ.

Заключенный между двумя сторонами договор может включать следующие пункты:

  • Введение.
  • Предмет договора. Описывается адрес ЗУ, срок действия сервитута, плата за сервитут.
  • Правила пользования.
  • Права и обязанности сторон. Описаны действия, которые должны выполнить стороны.
  • Дополнительные условия. Включают начало действия договора, действие его при изменении собственника и тому подобное.
  • Адреса и реквизиты сторон.

Для регистрации ПС установивший этот СВ орган управления подает в Росреестр заявление о регистрации СВ, квитанцию об уплате госпошлины, нормативный правовой акт об установлении ПС.

При регистрации в случае обращения с заявлением собственника служащего ЗУ запись о регистрации ЧС вносится в раздел III-3 ЕГРП как о обременении права.

Если с заявлением обращается сервитуарий, то запись вносится в раздел II-2 ЕГРП как о вещном праве. При регистрации ПС запись о СВ вносится в раздел обременений.

Если ЧС регистрируется лицом, не являющимся правообладателем, то правообладатель должен быть поставлен в известность о регистрации обременения ЗУ. Собственник ЗУ, на который установлен ПС, также должен получить соответствующее уведомление в течение 5 дней.

Причины, по которым нельзя установить СВ

Приведенный в законах перечень оснований для установления сервитутов не охватывает всех возможных случаев.

В процессе разбирательства суд не должен решать вопрос о сервитуте таким образом, чтобы собственник служащего участка был фактически лишен прав на свой участок (Определение КС №510-О-О от 22.03.12).

При судебном разбирательстве суды могут отказать в наличии основания для сервитута также в случаях:

  • если истец не предоставил суду доказательств того, что он сможет нормально эксплуатировать свой ЗУ только при предоставлении ему сервитута;
  • если установление СВ для ЗУ ухудшит санитарный режим и создаст угрозу санитарно-эпидемиологической защите населения;
  • если в результате установленного для строительства дороги СВ последует массовая вырубка деревьев и уничтожение плодородного слоя земли;
  • если установление СВ необходимо для создания проезда к самовольной постройке.
    Иногда возникает вопрос о наличии оснований установления СВ в случае, когда к господствующему участку можно проехать другим путем, который потребует больших материальных затрат.

В таком случае суд должен придерживаться мнения, что в связи с большим объемом работ и затрат альтернативная сервитуту возможность создания проезда к господствующему участку отсутствует (Постановление Президиума ВАС РФ №2509/10).

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/servitut/osnovaniya-vozniknoveniya.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.