Основания изъятия земельного участка для государственных нужд

Основания и особенности изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд

Основания изъятия земельного участка для государственных нужд

Терлыч, И. А. Основания и особенности изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд / И. А. Терлыч. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.6 (110.6). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27608/ (дата обращения: 24.10.2020).



Встатье рассматриваются основания и особенности изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Анализируется содержание понятия государственных нужд, рассматриваются различные научные позиции по данному вопросу. Указаны проблемы в практике с определением содержания данного понятия и предлагается вариант решения проблемы.

Ключевые слова: земельный участок, принудительное прекращение права, изъятие, основания изъятия, государственные или муниципальные нужды.

В соответствии с положениями статьи 8 Конституции РФ, существует частная, государственная, муниципальная, и иные формы собственности. Согласно статье 36 Конституции, граждане, а также их объединения могут иметь в частной собственности землю.

Однако при этом, государством предусмотрены правовые механизмы, позволяющие изменять форму собственности земельного участка с частной на государственную или муниципальную.

Согласно статье 235 Гражданского кодекса РФ, к основаниям, прекращающим право собственности относится отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Под изъятием земельного участка понимают обращение в государственную собственность земельного участка, находящегося ранее в частной собственности, произведенное на основании закона с компенсацией собственнику стоимости этого участка, а также возмещением других убытков.

Рассматривая саму природу такого правового института, как изъятие земельного участка, можно отметить, что он выступает в качестве меры социально-экономической политики государства, в результате которой имущество переходит из частной собственности лиц в собственность государства в интересах общества и государства.

Так, например, Ф. Г Шершеневич, считает, что «лишение лица принадлежащих ему прав должно иметь в основании веские соображения. Таким оправдывающим насилие мотивом может служить только общее благо, общеполезность предпринятой меры». [1, С.

273] Таким образом, можно выделить следующие признаки изъятия земельного участка:

1) Направлено на прекращение права собственности предыдущего собственника земельного участка и его переход в государственную или муниципальную собственность.

2) Осуществляется на возмездной основе

3) Осуществление только в порядке и случаях, предусмотренных законодательством.

4) Обусловленность общенациональной, социальной необходимостью.

При этом следует учитывать, что в законодательстве Российской Федерации нет закрепления критериев, по которым те или иные объекты допустимо отнести к объектам государственного или муниципального значения. А так же, на практике достаточно тяжело определить содержание этих самых государственных или муниципальных нужд.

Нормы, закрепляющие порядок, основания и условия изъятия земельных участков содержатся в гражданском и земельном законодательстве. Рассмотрим их подробно.

Статьей 279 Гражданского кодекса предусмотрено, что в результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд происходит прекращение права собственности гражданина или юридического лица на этот земельных участок.

Одновременно с прекращением права собственности на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении земельного участка [2, С. 73].

При этом, в случаях, когда ранее установленный сервитут не противоречит целям, во исполнение которых происходит изъятие земельного участка, сервитут сохраняется.

Если в результате изъятия земельного участка становится невозможным исполнение правообладателем земельного участка своих обязательств перед третьими лицами, решение об изъятии земельного участка выступает в качестве основания прекращения данных обязательств.

В соответствии с законодательством, изъятие земельного участка возможно 2 способами. К первому из них относится изъятие в результате подписания соглашения об изъятие земельного участка. Второй способ, если соглашение заключить не удалось- в судебном порядке.

Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка устанавливаются аналогично либо соглашением сторон, либо решением суда. При этом нужно учитывать, что статьей 281 ГК РФ установлено изъятие земельного участка на возмездной основе.

При определении размера возмещения в него включаются рыночная стоимость земельного участка, право собственности на который подлежит прекращению, либо рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению, и убытки, причиненные изъятием такого земельного участка, в том числе упущенная выгода.

При этом, если в результате изъятия земельного участка происходит изъятие расположенных на нем объектов недвижимого имущества, стоимость данных объектов так же включается в размер компенсации собственнику.

С согласия лица, у которого изымается земельный участок, соглашением об изъятии может быть предусмотрено предоставление другого земельного участка или иного недвижимого имущества, соразмерно со стоимостью изымаемого земельного участка в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Земельный кодекс РФ в статье 49 устанавливает следующие основания, по которым допустимо изъятие земельного участка:

— в следствии выполнения международного договора;

— в результате строительства или реконструкции объектов государственного значения, а так же объектов местного значения. При этом, необходимым условием для изъятия земельного участка выступает отсутствие других, альтернативных вариантов строительства, реконструкции этих объектов;

— по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами.

Однако, действующее законодательство не раскрывает в полной мере, что именно подразумевается под объектами государственного и муниципального значения. Это в свою очередь вызвало появление в доктрине земельного права различных точек зрения. Рассмотрим некоторые из них.

Так, А. К. Голиченков утверждает, что статус объекта федерального значения может быть установлен нормативными правовыми актами федерального уровня. А для объектов регионального значения- так же и нормативно правовыми актами субъекта Российской Федерации. [3, С.

185]

Н. П. Кабытова считает, что под государственными или муниципальными нуждами следует понимать потребность соответствующего публично-правового образования в использовании данного земельного участка в соответствии с его законодательно установленными функциями.

[4, С. 136]В свою очередь Р. Г. Аракельян, в результате своих научных исследований пришел к выводу, что под государственными и муниципальными нуждами следует понимать задачи органов государственной власти и местного самоуправления в пределах их полномочий. [5, С.

18]

При этом Е. А.

Гринь обоснованно отмечает, что в Федеральном законе от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ понятие» государственных нужд» было заменено на «обеспечением единства архитектурно-планировочной организации города Сочи, как места проведения Олимпийских и Параолимпийских игр». Таким образом, становится не понятно, как в судебном порядке проверить основания и необходимость изъятия земельного участка и не был ли при этом нарушен принцип исключительности изъятия земельного участка. [6, С. 208]

Существуют и иные позиции по поводу того, именно подразумевается под государственными и муниципальными нуждами [7, С. 10]. При этом становится очевидным тот факт, что ныне действующее законодательство не раскрывает в полной, достаточной мере, что именно подразумевается под государственными и муниципальными нуждами [8, С. 140].

Таким образом, в результате проведенного исследования считаем целесообразным предложить принятие отдельного федерального закона о порядке изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

В данном федеральном законе закрепить принципы, порядок и иные существенные условия, на основании которых будет происходить отчуждение имущества для государственных нужд, а также правовые механизмы по защите прав собственников, имущество которых соответственно изымается.

Литература:

  1. Шершеневич Г. Ф. Курс гражданского права. М., 1995.
  2. Земельный кодекс Российской Федерации (официальный текст от 25 октября 2001 г.): постатейный науч.-практ. коммент. проф. МГУ А. К. Голиченкова, доцентов МГУ Г. А. Волкова, О. М. Козырь. М., 2002.
  3. Остапенко А. Г. Договор об установлении частного сервитута // Общество и право. 2010. № 5.
  4. Кабытов Н. П. Выкуп земельного участка как основание прекращения права частной собственности: дис…. канд. юрид. наук. Самара. 2004.
  5. Аракельян Р. Г. Резервирование и изъятие земельных участков в механизме правового регулирования отношений собственности (гражданско-правовой аспект): автореф…. канд. юрид. наук. Краснодар, 2007.
  6. Гринь Е. А. Некоторые вопросы правового регулирования изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. // Научные проблемы гуманитарных исследований. 2011. № 7.
  7. Смирнов С. В., Гринь Е. А. Соотношение норм гражданского и земельного законодательства при регулировании отношений, связанных с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд // В сборнике: Тенденции формирования науки нового времени. Сборник статей Международной научно-практической конференции: в 4 частях. Ответственный редактор А. А. Сукиасян. 2014.
  8. Гринь Е. А. Способы защиты прав при изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд. // Современная научная мысль. 2015. № 5. С.138–145.

Основные термины(генерируются автоматически): земельного участка, изъятия земельного участка, изъятие земельного участка, муниципальных нужд, результате изъятия земельного, изъятия земельных участков, изъятии земельного участка, собственности земельного участка, изъятием земельного участка, собственность земельного участка, отчуждением земельного участка, собственника земельного участка, правообладателем земельного участка, отношении земельного участка, особенности изъятия земельного, стоимость земельного участка, Выкуп земельного участка, признаки изъятия земельного, муниципальными нуждами, допустимо изъятие земельного.

Источник: https://moluch.ru/archive/110/27608/

Процесс изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд

Основания изъятия земельного участка для государственных нужд

Сегодня многие землевладельцы озабочены тем, что могут по каким-то причинам потерять права на свой надел. Одним из оснований для беспокойства является закон об изъятии земельных участков. На самом ли деле стоит волноваться за свою собственность и переживать, что можно остаться ни с чем? будет рассмотрено в статье.

Новый порядок изъятия земельных участков, закон

Ныне существующий порядок изъятия земель был установлен специальным законом. А именно № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он затронул несколько кодексов РФ:

  1. Земельный.
  2. Гражданский.
  3. Жилищный.
  4. Градостроительный.

В Земельном кодексе, например, была изменена статья 49, где рассматривались основания для того, чтобы произошло изъятие земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Туда была добавлена глава, уточняющая порядок проведения процедуры.

Ничуть не удивительно, что этот закон признают социально значимым. Ведь он призван защитить права собственников и других землепользователей. Конечно, в той же мере он служит и интересам государства. Предполагается, что он предотвращает недобросовестные действия со стороны властей.

Вообще, существует несколько видов изъятия земель. Их всего четыре? и целых три из них можно назвать неплановыми. Вот перечень этих типов:

  • изъятие для нужд города или государства;
  • реквизиция, которая применяется только в случае чрезвычайных ситуаций, например, катастрофы;
  • конфискация, а именно безвозмездный отъем в связи с совершенным правонарушением;
  • изъятие надела в связи с тем, что его используют ненадлежащим образом.

Основания и условия изъятия

Существует несколько условий, при которых может быть изъята территория из частной собственности в пользу государства или на нужды города либо по каким еще причинам могут решить, что ее нужно изымать. Приведем их в таблице, а после рассмотрим подробнее.

Выкуп на нужды города или государстваРеквизиция землиИзъятие по другим причинам
Если состояние какого-либо многоквартирного дома признано аварийнымДля ликвидации последствий чрезвычайных ситуацииНеиспользование земельного участка по его прямому назначению
Государство выполняет свои международные обязательстваЕсли в стране эпидемия, и эта земля может послужить на благо обществаИспользование по предназначению, но с нарушениями. Пример: сельскохозяйственную землю используют так, что она теряет свою плодородность
Для работ, которые будут связаны с использованием недрИная срочная непредвиденная потребность государства именно в этом участке земли, которая указана в законодательствеПри совершении определенных правонарушений производится безвозмездный отъем
Для создания либо расширения особо охраняемой природной территории
С целью строительства/реконструкции объектов федерального/регионального значения. Только если это оговорено необходимыми документами

Если отъем в пользу государства достаточно понятно рассмотрен в таблице и, по сути, в разъяснениях особо не нуждается, то двум остальных вариантам не помешают некоторые уточнения.

Так, реквизиция может быть не только постоянной, но и временной. Если на конец срока нет возможности ее вернуть хозяину, происходит возмещение стоимости собственности. Также этот вид отъема не требует никакого судебного вмешательства. Все экстренно решают органы власти.

Если происходит отъем в связи с каким-то нарушением, все немного сложнее. Например, если земля сельхозназначения была использована для ИЖС либо оказалась использована любым другим ненадлежащим способом, ее владельцу грозит изъятие территории и, если он на это не соглашается, суд. А суд может не только вынудить подчиниться закону, но и постановить, что необходим штраф.

О том, когда землю забирают из-за некоего правонарушения, устанавливает КоАП. Тогда ни на какие возмещения не имеет смысла надеяться.

Порядок изъятия, сопроводительная документация

Мероприятие начинается с того, что выясняется, кто хозяин тех угодий, которые собрались изъять. Заинтересованным органом подается соответствующий запрос в Росреестр. Если ответа получить по каким-то причинам не удалось, то запросы непременно рассылаются в архивы, где могли сохраниться необходимые сведения.

Происходит поиск владельцев при помощи размещения оповещений на главной странице портала либо в других информационных источниках органов государства. Эти действия положено проводить не меньше, чем за два месяца до момента, как будет уже точно принято решение, что необходимо изъять именно эти участки, и без этого невозможно обойтись.

Если владелец не нашелся, то после всех необходимых процедур поиска тот, кто инициировал процесс, должен подать в суд и настаивать на том, чтобы землю и все объекты на ней были признаны собственностью государства или муниципалитета.

Важно! Хозяева, регистрировавшие свои угодья до 1998 года, могут попасть в довольно неприятную ситуацию, если не проводили никаких процедур землеустроения позже.

Если не поданы вовремя нужные документы в Росреестр, и его право не подтверждено, то он просто не значится в базе данных государства как собственник. Тогда его участок может оказаться признанным собственностью государства, а он об этом даже не узнает.

Это, между прочим, довольно весомая причина на всякий случай проверить на досуге документы на свои владения, если в чем-то нет уверенности.

Дальше уже само изъятие выглядит так:

  1. Подготовка, где определяется общий порядок и прекращение прав на владение собственностью.
  2. Принятие решения с обоснованием всех условий, на которых будет изъято имущество.
  3. Владелец уведомляется о том, что ему предстоит передать свое имущество государству или городу.
  4. Заключают соглашение о том, что землю у хозяина изымают.

Постановление об изъятии земли

Важной деталью всего мероприятия является не что иное, как постановление об изъятии. Оно может быть либо для одного участка, либо для нескольких одновременно. Но если под снос определили многоквартирный дом, то постановление делается только одно.

Типовой образец свободно можно найти в интернете. Но если он для обычного землевладельца и имеет ценность, то только в качестве материала для ознакомления. Образцы нужны скорее тем, кто будет принимать постановление, но они обычно имеют все необходимые шаблоны под рукой.

В постановлении должны быть прописаны все основания, на которых происходит решение этого вопроса, а также указана правовая основа всего мероприятия.

После принятия постановления в течение десяти дней информация размещается в надлежащих источниках. Ксерокопии предоставляются всем, чьи интересы оказались затронуты. Также копия направляется органам, регистрирующим права владельцев.

Компенсация (возмещение убытков) при изъятии земли, что входит в размер возмещения

Если изъятие происходит не из-за нарушения закона, предполагается, что обязательно будет выплачена компенсация. Встает закономерный вопрос, каков будет ее размер, как он считается, и что туда входит.

Рассмотрим этот вопрос. Прежде всего, в компенсацию входит рыночная стоимость участка. Раньше это была кадастровая стоимость, но поскольку она была недостаточно точна, в конце концов, было решено использовать только рыночную.

Кроме этого, туда включается цена всего имущества после проведения оценки, компенсация за всю упущенную выгоду от использования надела. И конечно же, учитываются убытки, которые может понести хозяин земель, когда потеряет свои угодья.

Когда все это посчитано, как раз выходит размер суммы, которую получит бывший владелец территории. Но это только при условии, что вид изъятия подразумевает компенсацию.

Также нужно знать, что компенсацию можно получить не только деньгами. Можно получить равноценную по стоимости замену недвижимостью. Например, угодье точно такое же по цене в другом месте. То есть по закону получается так, что совсем с пустыми руками хозяин изъятого участка (квартиры, если речь идет о многоквартирном доме) остаться не должен.

Важно! При расчете компенсации будут считаться только те объекты, что не были возведены там незаконно и которые не появились на участке уже после того, как его хозяин был уведомлен, что земли будут изъяты.

Резервирование земель государственными (муниципальными) службами

Существует такое понятие, как резервирование земель. Это довольно новое явление в законодательстве. Оно производится либо государственными, либо муниципальными службами.

Эта процедура довольно специфическая и подразумевает, что земля в принципе уже предназначена для каких-то целей, но теоретически может сдаваться в аренду.

Срок аренды в таком случае не должен превышать срока, на который участок был зарезервирован. Приватизировать, однако, такой участок нельзя.

Суть этого явления такова. Территория как бы «запасается» на будущее для какой-либо цели, но пока время для претворения на нее планов не подошло, она может быть использована для любых других нужд. Потом, когда подходит срок, ее изымают, если ее кто-то арендовал и используют так, как планировалось.

Зарезервированным участок может считаться в случае, если:

  1. Уполномоченный орган принял соответствующее решение.
  2. Есть схема участков, что хотят резервировать, которую уже утвердили.
  3. Проведена обязательная государственная регистрация ограничения прав на эти земли в ЕГРП.

Подразумевается, что для землевладельцев, арендаторов и других землепользователей будут установлены такие рамки:

  1. Нельзя строить ни жилые, ни производственные здания, даже если это входит в целевое использование этих участков.
  2. Запрещается строить пруды или другие обводненные объекты, проводить оросительные или мелиоративные работы. Также и осушительные работы проводить не разрешено.

Существуют четко определенные сроки, на которые могут «запасаться» территории. Так, если пространство резервируется для того, чтобы создать особую экономическую зону, то срок не должен быть больше, чем два года. Если это так называемый «общий случай», то времени уже отводится больше — три года.

Когда же речь идет о том, чтобы резервировать не предоставленные гражданам земли для строительства дорог, для строительства и реконструкции объектов морского, внутреннего водного, железнодорожного и воздушного транспорта, а также строительства метро или возведения любых других линейных объектов государственного или городского значения, то срок будет уже увеличен до двадцати лет.

Разъяснение сложных моментов

Один из вызывающих затруднение моментов будет касаться отъема надела, если он не используется.

Что будет трактоваться как «неиспользование»? Неиспользуемым участок будет признан в том случае, если его выделили для строительства, а, спустя три года, выяснилось полное отсутствие не только строения, но и даже начала работ.

Если участок был выделен для развития садоводства, а на нем все еще все стоит нетронутым, спустя те же три года. Три года — это тот срок, когда необходимо начать (а лучше всего и закончить) то, для чего он был по договору предоставлен.

Или же что если земля выделена для образования СНТ, то есть садового некоммерческого садоводства сорок лет назад. Каким образом там стало осуществляться строительство? Это всегда сельскохозяйственные земли. Это не проблема, если документы оформлены так, что там указана возможность помещения дачного дома.

Другой вопрос вызывает компенсация. Хотя то, каким путем она рассчитывается, уже говорилось, может возникнуть непонимание того, что подразумевает «понесенный убыток» при расчете. Им считается, например, невозможность выполнить обязательства по заключенному ранее договору. Чтобы доказать, что убытки будут, нужно предоставить подтверждающие это бумаги.

И, наконец, последний момент. Когда именно может произойти комплексный отъем земельных угодий в пользу государства на большой площади.

Это происходит довольно редко и обычно связано с тем, что затевается какое-либо массовое строительство необходимых объектов, как, например, в Сочи при подготовке к Олимпиаде.

Признак грядущего потрясения можно, во-первых, увидеть в новостях, заметив, что в районе что-то планируется, а во-вторых, чтобы подтвердить подозрения, на официальных сайтах соответствующих органов, где должны предоставлять подобную информацию.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/na-zemlyu/izyatie-dlya-gosudarstvennyh-i-munitsipalnyh-nuzhd.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.