Органы государственного управления землепользованием

Конспект на тему:

Органы государственного управления землепользованием

Территория — один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства.

Каждое государство заинтересовано в ясном определении пределов своей территории, поскольку территориальные споры с соседями рождают много трудностей, а порой чреваты военными конфликтами.

Для государств – правовое закрепление своей территории имеет не только международно-правовое, но и внутреннее, государственно-правовое значение. От этого зависят границы государственного суверенитета, т.е.

поле действия законодательства, исполнительной и судебной власти.

Государственное управление – это реализация государственной политики через систему органов власти (государственных органов), при котором государственно-властные полномочия делегируются сверху вниз.

Государственное управление землепользованием представляет собой организующую деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных прав на земельные участки, независимо от форм собственности.

Государственное управление землепользованием является частью государственного управления в целом и выделяется в особый институт земельного права по объекту управления.

Государственное управление землепользованием основывается на праве территориального верховенства государства и необходимости обеспечивать в землепользовании баланс общегосударственных и частных интересов.

«Ключом» к овладению знаниями по дисциплине управление территориями и недвижимым имуществом является уяснение студентом понятие и деление территорий, имущества.

Для полноценного изучения и уяснения дисциплины управление территориями и недвижимым имуществом студенту необходимо использовать литературу по земельному праву, по гражданскому праву.

Для усвоения дисциплины управление территориями и недвижимым имуществом необходимо руководствоваться полученными знаниями по предмету экологические основы природопользования.

Задачами курса являются:

– рассмотреть общие принципы и методы территориальной организации страны;

– изучить систему показателей, комплексно характеризующих различные стороны развития территорий;

– ознакомить студента с современным законодательством, методическими, нормативными и другими правовыми документами, регламентирующими управление имуществом;

– рассмотреть последние тенденции и методы управления территориями и имуществом.

– уметь использовать полученные данные, для оценки объекта оценки

В результате изучения дисциплины студент должен:

Иметь практический опыт:

– составления земельного баланса по району (муниципальному образованию);

– составления документации, необходимой для принятия управленческих решений по эксплуатации и развитию территорий; Уметь:

– осуществлять сбор информации, вводить ее в базу данных геоинформационных систем для последующего использования в профессиональной деятельности;

– использовать кадастровую информацию в профессиональной деятельности;

– выявлять территориальные проблемы экономического характера при анализе конкретных ситуаций в области земельно-имущественныхотношений;

– осуществлять контроль над соблюдением законодательства в области охраны земель и экологической безопасности при реализации проектов по эксплуатации и развитию территорий; Знать:

– основы правового, экономического и административного регулирования земельно-имущественных отношений территории;

– основные понятия, задачи и принципы землеустройства, кадастра недвижимости и мониторинга земель;

– методы, приемы и порядок ведения мониторинга земель территорий;

механизм принятия решения об организации контроля использования земельных участков и другой недвижимости территории;

– обеспечение охраны земли на территориях, неблагоприятных в экологическом отношении;

– основы инженерного обустройства и оборудования территории Тема 1 Понятие территории и государственного управления землепользованием 
План

1 Понятие государственной территории.

2 Государственное управление землепользованием.

 
Студент должен: – иметь представление о подходах к определению понятия «территория» и функции государственного управления землепользованием; – знать понятие территория, признаки территории, виды территорий, понятие государственного управления землепользованием, формы и методы государственного управления землепользованием. 
1 Понятие государственной территории.

Территория – это часть земного шара, подвластная государству или союзу государств.

Территория — один из основных признаков государства, определяющий пространство, на которое распространяется суверенитет и власть государства.

Территории подразделяются на:

1 Понятие унии в эпоху феодализма и тесно связано с институтом монархии (союз феодалов в единовластие)

2 Государственная территория – это пространство, в пределах которого государство осуществляет свой суверенитет, распоряжаясь, в частности, и самой территорией и организуя ее в административном отношении в соответствии со своими интересами.

Признаки государственной территории:

– Принадлежность государству

– Территориальное верховенство государства над данной территорией

3 Территории с международным режимом – пространства лежащие за пределами государственной территории, которые не принадлежат ни одному государству и находятся в общем пользовании всех государств ( открытое море, воздушное пространство над ним, глубоководное морское дно за пределам континентального шельфа).

Открытое море – пространства Мирового океана, на которое не распространяется суверенитет какого- либо государства.

4 Территории со смешанным режимом – континентальный шельф и экономическая зона. Эти районы не находятся под суверенитетом государства и не входят в состав государственной территории, однако каждое прибрежное государство имеет право на приоритетную разведку и разработку природных ресурсов этих территорий(см. Конвенцию о континентальном шельфе 1958 г.Конвенцию ООН по морскому праву 1982г)

Так же выделяют Космическое пространство – надземное пространство, начиная с 96 км над уровнем моря, планеты Солнечной системы. Луна, иные небесные тела. Регулируется договором о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела от 27 января 1967 г.

В состав государственной территории входят:

– сухопутная территория (поверхность суши), включая острова;

– водная территория (акватория), включающая внутренние воды и территориальное море;

– земные недр – расположенные под поверхностью сухопутных пространств и дном водных пространств и простирающиеся на технически доступную глубину.

– воздушное пространство, расположенное над перечисленными пространствами.

2 Государственное управление землепользованием.

Государственное управление землепользованием представляет собой организующую деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных прав на земельные участки, независимо от форм собственности.

Государственное управление землепользованием является частью государственного управления в целом и выделяется в особый институт земельного права по объекту управления.

Формы и методы этой деятельности чрезвычайно разнообразны и содержатся в правовых нормах, которые в совокупности образуют важный инструмент земельного права.

В настоящее время центр тяжести перемещается от командно-административного управления землей к заново разработанной системе экономического регулирования земельных отношений в России, когда субъектами этих отношений выступают миллионы собственников земли—граждан и юридических лиц.

Государственное управление землепользованием предполагает предоставление свободы хозяйствования на своей земле субъектам земельных правоотношений, недопустимость вмешательства в их хозяйствование. Т.к.

незаконное вмешательство в деятельность сельскохозяйственного предприятия влечет за собой отмену незаконных решений виновных государственных органов и должностных лиц с взысканием с них убытков, причиненных этим незаконным вмешательством (ст. 61 и 62 ЗК РФ).

Существенным препятствием для государственного управления землепользованием в стране является создание стихийных монополистических объединений, смычек недобросовестных предпринимательских кругов с государственными должностными лицами, а поэтому государственное регулирование должно сопровождаться эффективными антимонопольными правовыми мероприятиями.

В частности, Законом определены равноправие всех форм собственности и всех форм хозяйствования; свобода вхождения в рыночные земельные отношения любым хозяйствующим субъектам; предоставление значительных прав органам, осуществляющим антимонопольное регулирование, по пресечению монополистических действий; ответственность должностных лиц, нарушающих свои должностные обязанности и т.п.

государственного управления землепользованием проявляется в создании государственных органов и законодательном наделении их соответствующей компетенцией; закреплении форм и методов управления, а также функций (видов деятельности), которые эти органы должны совершать.

Государственные органы, осуществляющие управление и контроль в области землепользования, осуществляют свои функции определенными методами, которые отвечают природе земельных отношений:

1Экономический метод предполагает платность использования земли, экономическое стимулирование эффективной деятельности в области управления землепользованием, право собственности на землю, совершение сделок с землей при сохранении ответственности собственников за их рациональное использование, нормирование и лимитирование в области управления землепользованием.

2 Административный метод правового управления землепользованием включает: выдача разрешений на использование земли (земельного участка); лицензирование использования земли; проведение государственной экологической экспертизы.

3 Организационно-правововой метод управления землепользованием следует включает:

– обеспечение безопасного использования земли;

– рациональную организацию государственного земельного кадастра;

– создание государственного реестра собственно земель;

– организацию ведения мониторинга земель.

Функции государственных органов по управлению землепользованием рассчитаны на применение их в тех случаях, когда требуется государственное вмешательство.

Так, при перераспределении земельных участков по договору купли-продажи государственная функция регулирования этих сделок будет выражаться лишь в регистрации в органах местной администрации и в рассмотрении споров, если таковые возникнут при заключении, расторжении или в ходе исполнения сделок.

Принципами, на которых основано выполнение государственными органами своих функций являются:

– четкое разделение функций между соответствующими звеньями государственных органов и органами местного самоуправления. Так, функция земельного контроля возложена на органы Федеральной службы земельного кадастра России, а функция контроля за экологической безопасностью на земельных участках — на подразделения Министерства природных ресурсов РФ (МПР России);

– недопустимость вмешательства одних государственных органов в функции других, поскольку такое вмешательство может породить неразбериху, уход от ответственности должностных лиц за порученный им участок работы. Рассмотрим содержание этих функций, а также порядок их осуществления по отдельности. 

Источник: https://infourok.ru/konspekt-na-temu-ponyatie-territorii-i-gosudarstvennogo-upravleniya-zemlepolzovaniem-3118106.html

Система органов государственного управления землями и их компетенция. Функции государственного управления землями

Органы государственного управления землепользованием

Система органов государственного управления земельными ресурсами едина для всех категорий земель независимо от формы их использования.

Управленческая деятельность госорганов распространяется на земли: 1. находящиеся в запасе; 2. переданные во владение и пользование; 3. земли, находятся в частной собственности.

Государственное управление землями: общегосударственное; специализированное (отраслевое, ведомств).

Общегосударственное управление в области использования и охраны земель осуществляют:Президент РБ;Совет Министров РБ;

Государственный комитет по имуществу;Иные специально уполномоченные органы гу, Областные, Мингор, городские, районные, сельские, поселковые исполкомы в соответствии с их компетенциями.

К Специальной компетенции относятся те государственные органы, которые в своих положениях имеют указания на специальные полномочия: Мин природы и его органы на местах (инспекции);

Мин с/х-прод и его органы на местах; Мин л/х и его органы на местах.

Деятельность по управлению земельными ресурсами осуществляется через функции, каждая из которых представляет собой обособленный вид деятельности, имеющий непосредственную цель и порядок осуществления.Основные функции: 1.Учёт земель и ведение земельного кадастра; 2.

Планирование и прогнозирование использования земель и мероприятий по их охране; 3. Распределение и перераспределение земель; 4. Контроль за использованием и охраной земель; 5. Охрана земель (проведение мероприятий, направленного на обеспечение надлежащего земельного порядка); 6. Разрешение земельных споров. 7.

Землеустройство 8.Мониторинг 9.Предоставление и изъятие земель

Компетенция Президента: определяет единую государственную политику;устанавливает порядок изъятия и предоставления земельных участков;устанавливает порядок перевода земель из одних категорий и видов в другие;устанавливает порядок определения размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в ГС;определяет перечень банков, которые могут быть залогодержателями земельных участков; Компетенция СМ: утверждает региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов, схемы землеустройства; утверждает перечень населенных пунктов, садоводческих товариществ, дачных кооперативов, расположенных на площадях залегания разведанных месторождений полезных ископаемых; устанавливает порядок организации и проведения аукционов; устанавливает порядок выкупа земельных участков, находящихся в частной собственности, для государственных нужд; устанавливает порядок определения размеров потерь сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства и их возмещения; устанавливает порядок проведения мониторинга земель и использования его данных; устанавливает порядок осуществления государственного контроля; утверждает типовую форму договора аренды земельного участка;

Компетенция Гос комитета по имуществу: устанавливает порядок проведения работ по установлению и закреплению границ земельных участков; обеспечивает разработку проектов региональных схем использования и охраны земельных ресурсов, схем землеустройства; устанавливает порядок проведения землеустройства; обеспечивает проведение мониторинга земель; обеспечивает ведение государственного земельного кадастра, в том числе кадастровой оценки земель;устанавливает содержание, порядок ведения и хранения землеустроительной, земельно-кадастровой документации;

Компетенция областных исполкомов: согласовывают проекты региональных схем использования и охраны земельных ресурсов, схем землеустройства областей; принимают решения об изъятии и предоставлении земельных участков из земель в границах области; определяют вещные права на зу, предоставляемые без проведения аукциона, разрешают земельные споры в отношении земель;

41. Понятие, принципы и содержание гос. зем. кадастра. Мониторинг.

Гос зем кадастр – совокуп систематизир сведений и док о прав полож, сост, кач-ве, распредел, хоз и ином использ земель, зу.

Принципы гос земельного кадастра: Единство системы земельного кадастра; Открытость сведений, содержащихся в нём; Полнота сведений; Непрерывность его ведения (систематичное обновление); Доступность (наглядность и ясность); Документальность данных.

Государственный земельный кадастр состоит из:1.Единый реестр админо-тер и тер-ных единиц РБ: сведения о наименованиях, размерах и границах адм-тер и тер единиц, их админ центров. 2.

Единый государственный регистр недвижимого имущества: сведения и документы в отношении зарегистр зу, сведения о местоположении зу, их размерах, границах, о целевом назначении, сведения о правах на эти участки, об ограничениях прав на зу, земельных сервитутах.3.

Реестр цен на земельные участки: сведения о ценах на зу, зафикс на момент совершения сделок.4.Регистр стоимости земельных участков: сведения о кадастровой стоимости земельных участков. 5.

Реестр земельных ресурсов: сведения о распределении земель по категориям, видам и землепользователям, составе, структуре, состоянии, качестве.

Ведение государственного земельного кадастра обеспечивается: проведением геодезических и картографических работ, почвенных, геоботанических и иных обследований и изысканий, инвентаризацией и кадастровой оценкой земель, земельных участков, иными землеустроительными мероприятиями. Ведение осущ-ся Гос комитетом по имуществу.

К земельно-кадастровой документации относятся: регистрационные книги; регистрационные дела; кадастровые карты; журналы регистрации заявлений; базы данных регистров (реестров) государственного земельного кадастра; статистические отчеты; аналитические обзоры;

Сведения государственного земельного кадастра: Открытый характер.

Искл: сведений, отнесенных законодательством к информации, распространение которой ограничено в целях защиты прав и защищаемых законом интересов граждан.

Формы предоставления сведений государственного земельного кадастра: выписки из государственного земельного кадастра, копий земельно-кадастровой документации и ин.

Контроль за использ-ем и охраной земель: государственный и технический (мониторинг).Мониторинг земель – сист наблюд за сост земель в целях оценки и прогноза изменений состояния земель под воздействием природных и антропогенных факторов.

Задачи: выявление изменений в земельном фонде;оценка этих изменений и их последствий. Предназначение: обеспечение всех заинтерес сведениями о земле;обоснование размеров платы за землю;оценка хоз деят-ти.

Ведётся в целях сбора, передачи, обработки полученной информации для своевременного выявления оценки и прогнозирования изменений, предупреждение и устранение последствий негативных процессов, определения степени эффек мероприятий, направленных на сохранение и воспроиз.

плодородия почв, защиту земель от негативных последствий.

Данные мониторинга земель включаются в государственный фонд данных состояния ОС и вредного воздействия на неё. Госорганы, юрлица, граждане вправе запрашивать информацию в главном информационно-аналитическом центре Национальной системы мониторинга ОС РБ информацию, полученную в результате проведения мониторинга.

42. Понятие и содержание землеустройства.

Землеус-во комплекс меропр по инвентаризации земель, планированию землеполь, установлению (восстановлению) и закреплению границ объектов землеустр, проведению др. землеустр меропр, направленных на повышение эффективности использования и охраны земель. Виды по содержанию: 1.

Межхоз устройство–основной мех-м формирования рац землевлад и землеполь, наделение землёй граждан, крестьянских фермер. хоз-тв, предпр, учрежд, орг-ций. 2.Внутрихоз устр-во – осущ в пределах границ конкр предпр и орг-ии, занимающегося хоз д-тью. Такое земл-во проводится по инициативе самих землеполь-ей.

Его цель– созд орган-тер условий для внедрения прогрес форм орг-ции труда.

Об-ты землеус-ва: земли РБ, ЗУ, зем-ые контуры (часть поверхности земли, выделенная по природно-историческим признакам, состоянию и хар-ру исполь-я земель,имеющая замкнутую границу, за пределами к-ой кач-ые хар-ки земель имеют другие знач-я, отражаемые в гос-ом зем-ом кадастре).

Сод-ие землеус-ва:1.разработку проектов региональных схем исполь-я и охраны зем рес-сов, схем землеус-ва особого гос регул-я; 2.

разработку проектов межхоз землеус-ва, в тч проектов отвода ЗУ, оформление техн документации и установление на местности границ об-ов земл-ва; 3.

разработку проектов внутрихоз землеус-ва сельскохоз орг-ций, проектов организации и устройства тер нас пунктов, сад товариществ, дачных кооперативов, 4.

разработку рабочих проектов по рекультивации земель, зем контуров,защите почв от эрозии и иных вред воздействий, сохр-ю и повыш-ю плодородия почв;5.провед-е инвентаризации земель; 6.провед-е геодез-их и картограф-их работ, составление кадастровых и иных тематических карт состояния и использования зем рес-сов; 7.подготовку землеуст-ых мат-ов по разреш-ю зем споров.

Провед-е землеус-ых мероприятий:1.изменения границ об-ов землеус-ва, а также отсутствия данных об этих границах; 2.формир-я зем уч-ов; 3.изъятия и предоставления зем уч-ов; 4.изменения целевого назначения зу; 5.перевода земель из одной кат-ии в др.; 6.перевода земель из одного вида в др.;7.

установления ограничений прав на зу, в тч зем сервитутов; 8.выявления нарушенных, неиспольз, неэффект исполь или исполь не по целевому назнач земель; 9.формир-я фонда перераспред-я земель.

Землеустроительное дело– систематизир совок землеустроит-й документации в отнош объекта земл-тва и иных документов, касающихся такого объекта.

Землеустроительная документация – документы, составленные в результате проведения землеустройства ( региональные схемы использования и охраны земельных ресурсов; схемы землеустройства админ-тер и тер единиц, территорий особого государственного регулирования; проекты межхозяйственного землеустройства; проекты внутрихозяйственного землеустройства; рабочие проекты рекультивации земель, земельных контуров, защиты почв от эрозии и иных вредных воздействий; геодезические и картографические материалы; планы земельных участков; материалы кадастровой оценки земель, земельных участков; решения по земельным спорам).

43. Понятие и содержание государственного контроля в области охраны и рационального использования земель.

Гос контроль за испол-нием и охр земель – д-ть спец уполномоч гос органов и их долж лиц, направленная на предотвращ, выявл и устран нарушений зак-ва об охране и использованию земель.

Основная задача: обеспечение соблюдения всеми юр и физ лицами требований земельного зак-ва в целях эффективного использования и охраны земель.Гос.контроль над исп и охр земель осущ Госп о имущ.

В центре вним госконтроля:

Соблюдение установленных правил владения и пользования землёй; Недопущение самовольного занятия земельных участков; Надлежащие выполнение органами управления своих обязанностей по обеспечению рационального использования земли.

В процессе осуществления контроля, землеустроительные органы проверяют качество работ, проводимых в сфере осуществления землевладения, землепользования, вносят предложения о выводе из с/х земель, загрязнённых химическими и радиоактивными веществами.

Гос контроль Мин природы осуществляется посредством:

– Проведение государственной экологической экспертизы;

– Проектных решений планирования хозяйственной деятельности;

– Обследование состояния земель;

– – Проведение проверок по соблюдению законодательства.



Источник: https://infopedia.su/1x3491.html

Государственное управление земельно-имущественными отношениями

Органы государственного управления землепользованием

              Право государственной собственности означает принадлежность правомочий владения, пользования, распоряжения государству. Государство как субъект права государственной собственности представлено не одним ведомством, а целым рядом различных органов государственной власти, между которыми распределяются правомочия собственности.

              Учитывая федеративное устройство России и существование двух уровней государственной власти, предусматривается, что право государственной собственности существует в виде:

  • – федеральной собственности;
  • – собственности субъектов РФ (т.н. субъектной).

              Объектом права государственной собственности выступают индивидуально обособленные земельные участки, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований (ст. 214 ГК).

              Статьи 16-18 ЗК РФ указывают на три вида собственности: – государственную, федеральную собственность на землю, а также собственность субъектов РФ.

              На основании этих статей можно считать, что до тех пор, пока государственная собственность не разграничена между РФ, субъектами РФ и муниципальными образованиями, на нее распространяется право государственной (т.е. той самой «общей», но не разграниченной) собственности с особым правовым режимом.

              Право муниципальной собственности на землю – правомочия владения, пользования, распоряжения земельными участками, принадлежащие муниципальному образованию. На территории РФ примерно 14,5 тыс. муниципальных образований.

От имени муниципального образования полномочия собственника реализуют органы местного самоуправления (ст. 125, 215 ГК).

В этом качестве органы местного самоуправления могут передавать земельные участки во временное и постоянное владение и пользование (бессрочное) физическим и юридическим лицам, аренду, собственность физических и юридических лиц и совершать иные сделки.

Рисунок 1.1 – Земли муниципальных поселений

              Объектами права муниципальной собственности являются земельные участки, переданные РФ или субъектами РФ в муниципальную собственность, либо на основании законов РФ и субъектов РФ, при разграничении государственной собственности на землю.

              Основное назначение муниципальных земель – обеспечение проживания, работы и отдыха населения.

              Согласно ст. 72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

5. Органы, осуществляющие государственное управление землепользованием

Согласно Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ.

Земельное законодательство состоит из ЗК РФ, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов РФ.

Правовое управление землепользованием осуществляется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

Участие органов государственной власти и органов местного самоуправления в управлении землепользованием регламентировано в нормативных правовых актах. В частности:

– Президент РФ издает указы, регулирующие земельные отношения, обязательные для исполнения на территории всей Российской Федерации (ст. 90 Конституции РФ);

– Государственная Дума принимает федеральные законы (с одобрением их Советом Федерации), которые регулируют общественные земельные отношения в России (ст. 105 Конституции РФ);

– Правительство РФ издает постановления и распоряжения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Конституцией РФ, ЗК РФ, федеральными законами, а также нормативными указами Президента РФ (ст. 115 Конституции РФ, Федеральный конституционный закон “О Правительстве Российской Федерации”);

– субъекты РФ осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Органы исполнительной власти субъектов РФ на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права;

– органы местного самоуправления осуществляют управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности, обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью на землю, регулируют земельные отношения в соответствии с Федеральным законом “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”. Органы местного самоуправления на основании и во исполнение ЗК РФ, федеральных законов, иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют отдельные, предусмотренные законом функции регулирования и надзора в сфере земельных отношений, которые закреплены в положениях об этих органах.

Государственные органы по характеру управления землепользованием можно подразделить на органы общей компетенции и органы специальной компетенции, т.е. регулирующие круг земельных вопросов и те, которые занимаются специализированными вопросами управления.

Так, выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере земельных отношений возложена на Министерство экономического развития РФ (

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр), также находящееся в ведении Минэкономразвития России, и его территориальные органы осуществляют функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки земель, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, а также функции по осуществлению государственного земельного надзора в установленной сфере деятельности

На Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) возложены функции по выработке государственной политики и нормативно- правовому регулированию в сфере земельных отношений (в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения), по государственному мониторингу таких земель, и в сфере агропромышленного комплекса, включая мелиорацию земель, плодородие почв

Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор), находящаяся в ведении Минсельхоза России, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии, карантина и защиты растений, безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами, обеспечения плодородия почв, обеспечения качества и безопасности зерна, крупы, комбикормов и компонентов для их производства, побочных продуктов переработки зерна, земельных отношений в части, касающейся земель сельскохозяйственного назначения

Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, мониторинга окружающей природной среды, се загрязнения, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор), находящаяся в ведении Минприроды России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды, в том числе в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия, и государственной экологической экспертизы, осуществляет государственный земельный надзор в пределах своих полномочий (

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является органом государственного горного надзора и органом государственного строительного надзора, осуществляет государственный экологический надзор в сфере своей деятельности. Руководство деятельностью Ростехнадзора осуществляет Правительство РФ.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), находящееся в ведении Минэкономразвития России, и его территориальные органы осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере земельных отношений

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора за соблюдением санитарного законодательства

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления для управления и распоряжения земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, уполномочивают для этой цели собственные специальные органы

Ведомственными органами управления землями, являются Минобороны России, Министерство транспорта РФ, Министерство энергетики РФ, Федеральная служба безопасности РФ и др. (соответствующие земельные участки предоставляются для выполнения возложенных на данные федеральные органы исполнительной власти государственных задач).

Источник: https://megaobuchalka.ru/14/1116.html

Понятие государственного управления землепользованием

Органы государственного управления землепользованием
Государственное управление землепользованием представляет собой организующую деятельность специально уполномоченных государственных органов исполнительной власти, направленную на создание условий для рационального использования и охраны земель всеми субъектами земельных прав на земельные участки, независимо от форм собственности.

Государственное управление землепользованием является частью государственного управления в целом и выделяется в особый институт земельного права по объекту управления.

Государственное управление землепользованием основывается на праве территориального верховенства государства и необходимости обеспечивать в землепользовании баланс общегосударственных и частных интересов.

Формы и методы этой деятельности чрезвычайно разнообразны и содержатся в правовых нормах, которые в совокупности образуют важный инструмент земельного права.

В настоящее время центр тяжести перемещается от командно-административного управления землей к заново разработанной системе экономического регулирования земельных отношений в России, когда субъектами этих отношений выступают миллионы собственников земли – граждан и юридических лиц.

Государственное управление землепользованием предполагает предоставление свободы хозяйствования на своей земле субъектам земельных правоотношений, недопустимость вмешательства в их хозяйствование.

государственного управления землепользованием проявляется в создании государственных органов и законодательном наделении их соответствующей компетенцией; закреплении форм и методов управления, а также функций (видов деятельности), которые эти органы должны совершать.

Государственные органы, осуществляющие управление и контроль в области землепользования, осуществляют свои функции определенными методами:экономическими, административными и организационно-правовыми, которые отвечают природе земельных отношений.

Экономический метод предполагает платность использования земли, экономическое стимулирование эффективной деятельности в области управления землепользованием, право собственности на землю, совершение сделок с землей при сохранении ответственности собственников за их рациональное использование, нормирование и лимитирование в области управления землепользованием.

К административным методам правового управления землепользованием относятся: выдача разрешений на использование земли (земельного участка); лицензирование использования земли; проведение государственной экологической экспертизы.

К организационно-правовым методам управления землепользованием следует относить: обеспечение безопасного использования земли; рациональную организацию государственного земельного кадастра; создание государственного реестра собственно земель; организацию ведения мониторинга земель.

Функции государственных органов по управлению землепользованием рассчитаны на применение их в тех случаях, когда требуется государственное вмешательство.

Так, при перераспределении земельных участков по договору купли-продажи государственная функция регулирования этих сделок будет выражаться лишь в регистрации в органах местной администрации и в рассмотрении споров, если таковые возникнут при заключении, расторжении или в ходе исполнения сделок.

Принципами, на которых основано выполнение государственными органами своих функций являются:

· четкое разделение функций между соответствующими звеньями государственных органов и органами местного самоуправления;

· недопустимость вмешательства одних государственных органов в функции других, поскольку такое вмешательство может породить неразбериху, уход от ответственности должностных лиц за порученный им участок работы.

1.12. Органы, осуществляющие государственное управление
землепользованием

Согласно ст.72 Конституции РФ вопросы владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами относятся к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. В силу этого правовое управление землепользованием осуществляется как федеральными органами власти и управления, так и органами власти и управления субъектов РФ.

Государственные органы по характеру управления землепользованием можно подразделить на органы общей компетенции и органы специальной компетенции, т.е. регулирующие круг земельных вопросов и те, которые занимаются специализированными вопросами управления.

Например, местная администрация регулирует вопросы предоставления и изъятия земель, регистрации земельных сделок, принятия мер по соблюдению режима природопользования, установленного для данной местности; органы Федерального агентства кадастра объектов Недвижимости осуществляют специализированные функции по подготовке дел к осуществлению землеустройства на конкретных земельных участках; органы санэпиднадзора осуществляют контроль за обеспечением производства экологически чистой продукции и т.п.

Четко разделены функции между соответствующими звеньями государственных органов и органов местного самоуправления.

Так, функция земельного контроля возложена на органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, а функции контроля за экологической безопасностью на земельных участках – на подразделения Министерства природных ресурсов РФ. Широкие полномочия в области управления землепользованием предоставлены Правительству РФ.

Участие органов государственной власти в управлении землепользованием регламентировано в нормативно-правовых актах.

В частности, Президент РФ принимает указы и распоряжения по регулированию земельных отношений, обязательные для исполнения на территории всей Российской Федерации; Государственная Дума принимает законы (с одобрением их Советом Федерации), которые регулируют общественные земельные отношения в России; Правительство РФ на основании и во исполнение Конституции РФ и федеральных законов принимает постановления и распоряжения по регулированию земельных отношений; органы местного самоуправления, которые согласно ст.12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти, обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения, в том числе владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью на землю.

Государственное управление землепользованием Министерства и ведомства, не наделенные по новой Конституции функциями самостоятельного регулирования земельных отношений, осуществляют отдельные функции регулирования и контроля лишь в случаях, прямо предусмотренных законом.

Как правило, эти функции закреплены в положениях об этих министерствах и ведомствах.

Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (официальное сокращенное наименование – Росимущество) – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по управлению федеральным имуществом, в том числе в области земельных отношений, функции по оказанию государственных услуг и правоприменительные функции в сфере имущественных отношений.

Основными функциями Росимущества в пределах установленных полномочий являются:

· проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;

· осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну Российской Федерации, а также полномочий по изъятию у учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;

· разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;

· осуществление полномочий собственника имущества должника – федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;

· защита имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории Российской Федерации и за рубежом;

· осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.

Министерство природных ресурсов РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за использованием и охраной всей окружающей среды, основным элементом которой является земля.

Министерство сельского хозяйства РФ (Федеральное агентство по сельскому хозяйству) в соответствии с утвержденным Положением является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за использованием и охраной земель сельскохозяйственного назначения.

Помимо общего управления ведомственное управление землями поселений осуществляет Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству, которое действует в соответствии с утвержденным Положением.

Ведомственными органами управления землями являются: Министерство обороны РФ, Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству и Федеральное агентство железнодорожного транспорта и др.

Проблема совершенствования государственного управления землепользованием в целом и в отдельных отраслях народного хозяйства имеет важное значение в связи со все расширяющейся практикой деятельности органов государственного управления.

Источник: https://studopedia.ru/9_118088_ponyatie-gosudarstvennogo-upravleniya-zemlepolzovaniem.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.