Органы государственного управления земельными ресурсами

Образовательный блог по курсу

Органы государственного управления земельными ресурсами

Тема 9.Управление в области использования и охраны земель

1. Понятие и содержание управления в сфере использования и охраны

    земель.

2.Система органов государственногоуправления  земельнымиресурсами.

3. Функции государственного управления в сфере использования иохраны

    земель.

1. Понятие и содержание  управления в сфере

использования и охраны земель

В теории права управление понимается в широком и узкомсмыслах слова. В широком смысле –управление охватывает деятельность всех органов государственной власти:законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти и.т. д.

В узком смысле слова – управление этодеятельность органов исполнительной власти. В отличие от законодательной исудебной ветвей власти она непосредственно воздействует на процессы,происходящие в разных сферах жизни общества.

Целью управления земельными ресурсами является решение проблемрационального использования и охраны земель путем организованной,целенаправленной деятельности субъекта управления.

В зависимости от субъектов, осуществляющихуправление в сфере использования и охраны земель, можно выделить:

1.      Государственноеуправление земельным фондом представляет собой организующуюдеятельность по обеспечению рационального использования и охраны земель наоснове проведения мероприятий организационного, административно-правовогохарактера в сочетании с экономическими мерами.

Государственное управлении обладаетгосударственно-властными полномочиями.

Государственное регулирование шире государственногоуправления.

Цель государственного управления: обеспечениесоблюдения земельного законодательства путём проведения государственногоконтроля за использованием и охраной земель, путём привлечения виновных кответственности.

Государственное управление подразделяется на общее и отраслевое.

Общее государственное управление осуществляетсяорганами внутренней компетенции и распространяется на все земли независимо отих категории.

Отраслевое государственное управление осуществляетсяминистерствами и ведомствами и строится по принципу подведомственностипредприятий (министерство с/х – земли с/х назначения и т.п.).

Все земли в пределах РФ составляют земельный фонд,который подразделяется на используемые и неиспользуемые земли.

2.    Муниципальное управление осуществляетсяорганами местного самоуправления в пределах территории муниципальногообразования в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.

Государственное и муниципальное управление достаточно близки по своей природепоскольку, во-первых, и то и другое по праву можно объединить понятиемпубличного управления (властного, действующего в интересах большинстванаселения, проживающего на определенной территории) и, во-вторых, органамместного самоуправления передан ряд функций государственного управления, чтосамо по себе не позволяет противопоставлять эти два вида управления.
Участие органов местного самоуправления в общей системе управления земельнымфондом не меняет его государственного характера, т.к. деятельность этих органовосуществляется в пределах, установленных государством при сохранении общихцелей и задач этого мероприятия.

3.     Общественноеуправление. Осуществляется гражданами и их объединениями врамках реализации прав и выполнения обязанностей в сфере использования и охраныземель, в том числе осуществление хозяйствующими субъектами контроля вотношении ими используемых земель.

В зависимости от характера участия в управленческойдеятельности можно выделить:

1.    Общее управление в сфере использованияи охраны земель. Имеет территориальный характер, то есть распространяется навсех правообладателей земельных участков в пределах территории РФ, субъектов РФи муниципальных образований.

2.    Специальное управление в сфере использованияи охраны земель осуществляется специально уполномоченными государственнымиорганами исполнительной власти, наделенными полномочиями по осуществлениюфункций управления использованием и охраной земель.

3.    Ведомственное управление. Осуществляетсяфедеральными органами исполнительной власти, как правило, в отношении земель,находящихся в федеральной собственности, и распространяется на подведомственныеим предприятия, учреждения и организации.

Переход к рыночной экономикеобусловил коренные изменения в формах и методах государственного управления всфере использования и охраны земельных ресурсов, а также его содержания.

Получили широкое применение экономические методы воздействия на субъектовземельного законодательства, связанные с предоставлением налоговых и кредитныхльгот, выделением средств из государственного или местного бюджета,освобождением от платы за земельные участки, компенсацией из бюджетных средствснижения дохода собственников земли и землепользователей вследствие временной консервациидеградированных и малопродуктивных земель.

Вместес тем в условиях рыночной экономики и разгосударствления права собственности наземлю важно сочетание экономического стимулирования рационального использованияи охраны земель с методами административного воздействия на субъектов земельныхправоотношений

управления всфере использования и охраны земель состоит в выполнении соответствующимиорганами управленческих функций.

Функции управления — особые видыдеятельности по специальным направлениям и характеру, необходимые дляорганизации эффективного использования и охраны земель.

К числу функций управления относятся:

·       государственныйземельный надзор;

·       мониторинг земель.

·       государственныйкадастровый учет недвижимости;

·       государственная регистрацияправ на земельные участки и сделок с ними;

·       территориальноепланирование использования земель;

·       резервирование земель;

·       изъятие земельногоучастка для государственных и муниципальных нужд;

·       перевод земель из однойкатегории в другую;

·       землеустройство;

·       плата за землю.

2. Система органов государственного управления

всфере охраны и использования земель

Государственное управление в сфере использования и охраны земель осуществляютразличные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующиена разных уровнях. Их можно подразделить на три вида: органы общей компетенции,органы специальной компетенции, функциональные органы.

К органам общей компетенции, осуществляющим государственное управлениеиспользованием и охраной земель, относятся:

• Федеральное Собрание РФ;

• Президент России;

• Правительство России;

• органы государственной власти субъектов РФ;

• органы местного самоуправления.

К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношенийотносится:

1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельныхотношений;

2) установлениеограничений прав собственников земельных участков, землепользователей,землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограниченийоборотоспособности земельных участков;

3) государственноеуправление в области осуществления мониторинга земель, государственногоземельного надзора, землеустройства;

3.1) осуществлениегосударственного земельного надзора;

4) установлениепорядка резервирования земель, принудительного отчуждения земельных участков(изъятия земельных участков) для государственных и муниципальных нужд;

5) резервирование земель,изъятие земельных участков для нужд Российской Федерации;

6) разработка иреализация федеральных программ использования и охраны земель;

7) иные полномочия,отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации, Земельным кодексом,федеральными законами.

Российская Федерация осуществляет управлениеи распоряжение земельными участками, находящимися в собственности РоссийскойФедерации (федеральной собственностью).

Источник: http://zemelnoepravokadimova.blogspot.com/2017/10/9_24.html

Органы управления земельными ресурсами

Органы государственного управления земельными ресурсами

Виды управления;

Опираясь на теорию верховенства государственное управление, имеет целью обеспечение рационального использования земель, эта цель достигается поддержанием субъектов земельных отношений в рамках правомерного их поведения. При этом можно разделять по горизонталям и вертикалям уровни.

По горизонтали:

1.Общегосударственные

2.Ведомственные

1.Общегосударственное управление осуществляют органы общей и специальной компетенции. Оно имеет территориальный характер и распространяется на все земли в границах РФ независимо от участников земельных отношений.

2.Ведомственное управление может быть отраслевым и межотраслевым. Его осуществляют федеральные министерства, службы и агентств по принципу подведомственности территории.

Данный вид управления осуществляется по контролем государства и по содержанию является более узким, потому что оно призвано обеспечивать интересы данной отрасли и отраслей.

Этот вид управления не зависит от территориального размещения ведомственных земель, поэтому его особенностью является некомпактное размещение земельных ресурсов конкретного ведомства на территории МО в пределах государственных нор. Местное управление возложено на органы местного самоуправления, оно может быть общим и специальным.

По вертикали:

Перечисленные виды управления взаимосвязаны общностью задач, в также содержанием функций управления и методом управления, которое как правило имеет властный характер. Различаются по объему правомочий, их соподчиненностью, а также по охвату управляемых территорий.

Внутрихозяйственное управление осуществляется от имени государства собственниками и пользователями земли т.к. им переданы полномочия по управлению. Этот вид управления преследует те же цели и задачи, что и предыдущие и представляет собой конкретную хозяйственную деятельность субъекта, направленную на выполнение норм земельного законодательства.

Законодательно предусматриваются меры правовой ответственности. Поэтому внутрихозяйственное управление рассматривается как необходимое звено управления: общее – в целом, частные – характеризуют частные.

К принципам управления (частным) относятся следующие:

1.принцип обеспеченности системы управления земельными ресурсами, финансовой, кадровой, правовой и т.д. (специальные органы, достаточное финансирование достаточное количество работ должны проводить)

-принцип управляемости – рациональное соотношение управленческих и управляемых структур (оптимально)

-принцип соответствия субъекта и объекта управления – структура управления должна формироваться исходя их особенностей земельных отношений.

-принцип изменяемости – способность управляющих органов на основе требований гибкости и адаптивности учитывать изменения экономических, правовых и других условий.

-принцип специализации – формирование структуры органов управления должно обеспечить технологическое разделение процессов управления с учетом сокращения числа уровней управления, однородные работы объединяться должны.

-принцип иерархичности – необходимость создания структуры управления с учетом что нижестоящие должны выполнять решения вышестоящих

-принцип экономичности – планируемый эффект должен достигаться при минимальных затратах на управленческий аппарат.

1.Общая характеристика органов управления земельными ресурсами

Правовое регулирование земельными отношениями осуществляется федеральными органами власти управления и органами власти субъектов федерации на основании 72 статьи Конституции РФ по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов в области владения, использования и распоряжения земельными русурсами. В широком смысле слова государственное управление осуществляется всею системой органов. В узком смысле это органы исполнительной власти.

По характеру регулирования земельных отношений эти органы подразделяются на органы общей компетенции и специальной компетенции.

18. Органы общей компетенции включают в себя органы законодательной и исполнительной власти (Президент, Правительство, Дума, Совет Федерации и соответствующие им органы субъектов федерации). Их участие в управлении земельными ресурсами регламентировано в конкретных правовых актах.

Президент: издает указы и распоряжения, которые обязательны на территории всей РФ (ст.40 Конституции РФ);

Государственная Дума: принимает законы, которые регулируют общие земельные отношения в РФ (ст 105 Конст).

Правительство РФ (исполнительная власть): принимает постановление и распоряжения от регулирования земельных отношении (стю 115 Конст).

Правительство и администрации субъектов федерации: осуществляют собственное правовое регулирование по вопросам соответствующего ведения (ст.71-72 Конст).

Органы местного самоуправленияJ закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в России» №131 от 6.10.2003), не входят в систему государственных органов, но в то же время обеспечивают самостоятельное регулирование местного значения относительно муниципальной собственности, решают вопросы местного значения.

Каждый из названных пунктов в пределах своей компетенции осуществляют свои функции на всей территории данной административно-территориальной функции независимо от того в чьей собственности пользовании или ведомственным управлении находятся земля.

Группы полномочий разделяются в зависимости от уровня:

1.Компетения федеральных представительных органов власти. Следующая группа полномочий: 1.Разработка и совершенствование нормативно-правовых актов в области регулирования земельных отношений;

2.Установление единых принципов платы за землю и методов ее расчета;

3.Разработка и организация выполнения схем и программ организации рационального использования и охраны земли;

4.Установление специальных правовых режимов и границ земель особоохраняемых территорий;

5.Разработка основных принципов землеустройства и кадастра недвижимости, мониторинга и планирования использования земель;

6.Установление общего порядка и осуществления государственного контроля;

7.Разработка общих положений и принципов охраны прав и принципов охраны прав на землю (собственности и пользования).

2.Компетенция органов субъектов федерации:

1.Разработка и принятие нормативно-правовых актов по регулированию земельных отношений в соответствии с федеральными законами, отмена противоречащих федеральному законодательству административных актов органов местного самоуправления. Установление предельных норм предоставления земельных участков;

2.Установление границ и правовых режимов земель особоохраняемых территорий в границах субъекта. Определение порядка изменения целевого значения земель и их перевода из категории в категорию;

3.Установление, утверждение и изменение границ административных районов городских и сельских населенных пунктов на территории субъекта, а также генпланов городов и поселка, окружного областного, краевого, республиканского в подчинении;

4.Определение размеров и порядка взимания платы за землю повышенных коэффициентов и льгот;

6.Организация и проведение работ по землеустройству, кадастра, мониторингу;

7.Выкуп земель для государственных нужд

3.Компетенция местных органов исполнительной власти:

1.Предоставление и изъятие участка и установление предельных норм наделения участками граждан;

2. Планирование использования земель и организация государственных земельного контроля;

3.Организация проведения работ по землеустройству, кадастру, мониторингу, реализация генерального планов и проектов, застройки населенных пунктов;

4.Установление размеров платы за землю, базовых ставок платы за землю льгот по налоговых взиманиях платы;

5.Участие в решении земельных споров и охраны прав.

Суды также участвуют в процессе управления.

19.Система органов специальной компетенции:

Исходя из специфики управления земельным фондом органы общего управления диллидируют часть своих полномочий органам специальной компетенции, которые занимаются специализированными вопросами земельно-правового регулирования. Эти органы осуществляют возложенные на них отдельные функции (контроля и регулирования), только в случаях прямо предусматриваемых в законе.

В настоящее время структура органов специальной компетенции представлена в указах президента №314 от 9 марта 2004 «Указ о системе и структуре федеральных исполнительной власти», №724 от 12 мая 2008 «Вопросы структуры и системы органов исполнительной власти».

Органы специальной компетенции подотчетны исполнительно-распорядительным органам общей компетенции и в свою очередь они подразделяются на функциональные и ведомственных (отраслевые).

Система органов специальной компетенции в сфере управления земельными ресурсами включает: 5министерств, 6 федеральных служб, 6 федеральных агентств.

СХЕМА

Осуществление функции этих органов закреплены в положениях об этих органах, утвержденных в постановлениях.

В соответствии с указом №314 «Указ о системе и структуре федеральных исполнительной власти» федеральные министерства осуществляют выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в своей сфере деятельности, а также контроль и координацию подведомственных ему служб и агентств. Министерства не вправе осуществлять контрольно-надзорную функции, управления государственным имуществом и оказания государственных услуг.

2а) Функции по нормативно-правовому регулированию – это издание, на основании и во исполнении конституции и федеральных законов, обязательных для исполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления, должностными физическими и юридическими лицами, правила поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц.

2б) Контрольно-надзорные функции – это осуществление действующей по контролю и надзору, за исполнением органами и лицами, установленных законодательством общеобязательных правил поведения, выдача органами власти разрешений или лицензий, осуществление определенного вида деятельности или конкретных действий юридическими лицами и гражданами.

2в) Управление государственным имуществом – это осуществление полномочий собственника отношении федерального имущества.

Пункт 4)федеральная служба – осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфер деятельности, службы не праве осуществлять нормативно-правовое регулирование управления государственным имуществом и оказание платных услуг.

Пункт5) федеральные агентства – оказывают государственные услуги и управляет федеральным имуществом. Агентства не вправе осуществлять нормативно-правовые и контрольно-надзорные функции

В свете сказанного к функциональным органам относятся:

Минрегион,

Минздравсоцразвития,

Минэкономразвития,

Минприроды и экологии

Отраслевыми и ведомственными органами являются министерства и службы, и агентства в ведении которых находятся земли определенного целевого значения.

Центральное место занимает Роснедвижимость. В соответствии с пунктом 18 указом президента №824 от 12 мая 2008 года правительству РФ поручено до 1.10.08 года объединить:

Росрегистрацию+Роснедвижимость+Росимущество+Роскартографию=В рамках Росимущества.

Источник: https://studopedia.su/10_139087_organi-upravleniya-zemelnimi-resursami.html

Система управления земельными ресурсами

Органы государственного управления земельными ресурсами

Определение 1

Система управления земельными ресурсами – это совокупность органов государственного и муниципального управления, организующих и осуществляющих землеустройство, планирование территорий, градостроительное зонирование, ведение кадастров недвижимости, мониторинг земельных ресурсов, контроль их использования и охраны.

Главную роль в управлении земельными ресурсами на территории российского государства играют органы государственного управления.

На основе действующей системы управления земельными ресурсами на территории Российской Федерации находится Президентский Указ 2004 года «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Этот указ определил включение в систему органов государственного управления, ответственных за управление земельными ресурсами, федеральных министерств, служб и агентств.

Впоследствии данный нормативный акт был дополнен Президентскими Указами, определившими структуру органов управления земельными ресурсами в России.

Органы управления земельными ресурсами

В систему органов управления земельными ресурсами на территории Российской Федерации входят:

  1. Министерство экономического развития России, выступающие в качестве федерального органа исполнительного характера, деятельность которого направлена на выработку политики государства и нормативно-правовой базы в сфере земельных отношений, государственного кадастра объектов недвижимости, ведения государственного кадастрового учета, осуществления оценки земель, их мониторинга, регистрации прав, картографии и геодезии. Из сферы земельных объектов, на которую направлена деятельность Министерства экономического развития, исключены земельные участки сельскохозяйственного назначения;

  2. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии. Данная служба осуществляет организацию единой системы кадастрового учета объектов недвижимости и регистрацию прав на эти объекты, включая сделки с ними. Также данная служба формирует инфраструктуру пространственных данных на территории Российской Федерации;

  3. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом. Данное агентство обеспечивает реализацию правоприменительные функции в сфере земельных и имущественных отношений. Данные агентство наделено следующими полномочиями в системе управления земельными ресурсами:

    • обеспечение поступлений в бюджетную систему Российской Федерации от продажи земельных участков, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности, продажи права на аренду земельных участков в ходе торгов в форме конкурсов и аукционов;
    • принятие решений относительно проведения торгов в форме конкурсов или аукционов и направление предложений о их проведения в Министерству экономического развития с изложением условий проведения;
    • заключение договоров купли-продажи и аренды земельных участков по результатам проведенных торгов;
    • принятие решений относительно приватизации земельных участков, на территории которых находятся недвижимые объекты, приобретаемые в собственность гражданами и хозяйствующими субъектами;
  4. Министерство сельского хозяйства России, выступающее в качестве федерального органа исполнительной характера, ответственного за выработку и реализацию политики государства и нормативно-правовое обеспечение земель сельскохозяйственного назначения, а также государственного мониторинга земель данного вида. На данное Министерство также возлагается осуществление контрольно-надзорных функций в сфере земельных отношений, связанных с сельскохозяйственными землями;

  5. Министерство природных ресурсов и экологии России, выступающее федеральным органом исполнительной характера, ответственным за осуществление государственного управления в сфере функционирования и организации особо охраняемых природных территорий, наделенных федеральной значимостью.

    Данное Министерство вырабатывает государственную политику и обеспечивает нормативно-правовую базу в сфере любых видов природных ресурсов, находящихся на земельных участках, представляющих собой особо охраняемые природные территории.

    Также на данный орган государственного управления возложена функция мониторинга природной среды, ее загрязнения, охраны окружающей среды, экологической экспертизы;

  6. Федеральная служба надзора в сфере природопользования, включенная в структуру Министерства природных ресурсов и экологии России с целью осуществления государственного земельного контроля в рамках своих полномочий.

    Данная служба осуществляет контрольно-надзорную деятельность использования, защиты, охраны, воспроизводства лесов на территории земельных участков, входящих в особо охраняемые природные территории, имеющие федеральную значимость.

Замечание 1

Органы государственного и муниципального управления земельными ресурсами при необходимости могут дополняться иными органами исполнительного характера.

Вопросы ведения органов государственного управления земельными ресурсами

Российская Конституция относит вопросы ведения земельными ресурсами в число объектов совместного ведения федерации и ее регионов. Осуществление данного вида управления требует тесного взаимодействия органов государственного управления федерального и регионального уровня.

Россия в качестве субъекта управления земельными ресурсами распоряжается территорией государства, землями, находящимися в федеральной собственности, разрабатывает федеральную земельную политику, целевые федеральные программы, направленные на реализацию этой политики, устанавливает правовые основы земельного рынка, формирует федеральный бюджет и определяет налоговую политику, в том числе в отношении земельных ресурсов.

Россия и регионы осуществляют владение, распоряжение, пользование земельными ресурсами, разграничивают государственную собственность на земельные участки федеральной, региональной и муниципальной принадлежности, определяет порядок охраны окружающей среды и особо охраняемых природных территорий, формирует региональное земельное законодательство.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/sistema_upravleniya_zemelnymi_resursami/

Государственное управление земельными ресурсами

Органы государственного управления земельными ресурсами

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

1.1 Понятие и состав земельного фонда

1.2 Понятие и характеристика государственного управления земельными ресурсами

2. ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

2.1 Органы, осуществляющие государственное управление земельными ресурсами

2.2 Основные функции государственного управления земельными ресурсами

2.3 Государственный мониторинг земель

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

fВВЕДЕНИЕ

Необходимость управления в области регулирования общественных отношений исторически появилось одновременно с возникновением государства, которое наряду со многими другими функциями призвано было выполнять и функцию управления экономикой.

Современное содержание управления общественным производством направлено на решение тех задач, которые стоят перед обществом, вступившим в новый век.

В области государственного управления земельными ресурсами перед Российским государством стоят задачи организации цивилизованных рыночных отношений, что осложняется необходимостью преодоления устаревших стереотипов государственного управления прошлой советской эпохи.

Земли, находящиеся в пределах Российской Федерации, составляют земельный фонд страны. Хотя собственность и иные права на земельные участки осуществляются в разных формах, государство несет ответственность за их состояние, использование и охрану.

Государственным органам принадлежит ведущая роль в управлении земельным фондом: они организуют и осуществляют земельный кадастр и учет, землеустройство, мониторинг земель, государственный контроль за использованием и охраной земель, разрешают земельные споры.

Основой государственного управления земельными ресурсами является принцип устойчивого развития, направленный на сбалансированное развитие экономики и улучшения состояния окружающей среды, который включает предоставление широких земельных полномочий региональным органам исполнительной власти, субъектам Федерации, органам местного самоуправления.

Целью курсовой работы является попытка исследования государственного управления земельными ресурсами в свете принятых законов, исходя из этой цели были поставлены следующие задачи:

определить понятие и состав земельного фонда;

раскрыть понятие государственного управления земельными ресурсами;

определить органы, осуществляющие государственное управление земельными ресурсами;

разобрать функции государственного управления земельными ресурсами: земельный кадастр и учет, землеустройство, мониторинг земель, государственный контроль за использованием и охраной земель, разрешение земельных споров.

При решении поставленных задач разрешится цель моей курсовой работы.

Сложностью при написании данной курсовой является то, что источники, регламентирующие вопросы государственного управления земельными ресурсами, представлены в малом количестве.

f1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

1.1 Понятие и состав земельного фонда

Государственное управление земельным фондом, как часть государственного управления в целом отличается от других отраслей управления по объекту: его объектом является земля, организация ее рационального использования и охраны как объекта хозяйствования.

Согласно словарю Ожегова под землей понимается: 1. почва, верхний слой коры нашей планеты, поверхность. 2.Территория с угодьями, находящиеся в чьем-нибудь владении, пользовании.

С юридической точки зрения, земля представляет собой ресурс, используемый для производства сельскохозяйственной продукции, для строительства домов, городов, железных дорог; один из основных компонентов производства.

Наиболее полное определение содержится в ст.

1 ЗК РФ: представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.

Областью действия государственного управления является земля в широком смысле слова рационального использования и охраны как объекта хозяйствования.

Все земли, находящиеся в пределах Российской федерации, составляют единый земельный фонд России. Признание единства земельного фонда предопределяет собой наличие общего правового режима всех земель фонда независимо от форм собственности на землю и ее целевого назначения.

Хотя отдельные части земельного фонда в каждый конкретный момент могут быть объектами собственности и пользования различных субъектов, в целом он является единым природным объектом.

И как таковой он обладает различными природными качествами и свойствами, представляющими народнохозяйственный интерес (почвенным плодородием, лесопокрытостью, водопокрытостью, содержанием полезных ископаемых и т. п.

), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом, т. е. в народнохозяйственных целях

С этой точки зрения важное правовое значение имеет классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения, позволяющая обеспечить дифференцированный подход к правовому регулированию земельных отношений в рамках общего правового режима всех земель.

Как отмечал С.А. Боголюбов классификация земель по категориям в зависимости от их целевого назначения позволяет государству, во-первых находиться у истоков определения назначения земель, не допускать без достаточных оснований перевода их из одной категорий в другую, а во-вторых осуществлять контроль за режимом земель в зависимости от их целевого назначения /21/.

Единый земельный фонд подразделяется на 7 целевых категорий (см. таблицу 1) /24/, закрепленных в земельном законодательстве (ст. 7. ЗК РФ), а именно:

1) земли сельскохозяйственного назначения;

2) земли населенных пунктов;

3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

4) земли особо охраняемых территорий и объектов;

5) земли лесного фонда;

6) земли водного фонда;

7) земли запаса.

государственное управление земельный ресурс россия

Таблица 1 Состав земель.

Группа земельПлощадь (млн.га)Удельный вес в площади РФ,%
земли лесного фондаземли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;земли населенных пунктовземли природоохранного назначенияземли водных объектовземли запасаземли сельскохозяйственного назначения808,610,831,543,850,52,918,149,00,60,12,62,90,21,1

По экономическому значению и площади земель особое место среди всех категорий занимают земли сельскохозяйственного назначения, к которым относят земли, предоставленные для нужд сельского хозяйства и предназначенные для этих целей.

Основную часть земель сельскохозяйственного назначения составляют земли, занятые сельскохозяйственными угодьями (пашни, сенокос, выгон, сад, огород и др.), используемые в качестве главного средства сельскохозяйственного производства.

Второй категорией земель в земельном фонде являются земли населенных пунктов, находящиеся в пределах городской, поселковой черты и черты сельских населенных пунктов, а также земли, переданные в ведение населенных пунктов за пределами их черты. Земли этой категории используются прежде всего как фундамент, пространственный (операционный) базис для строительства, а также удовлетворения культурно-бытовых и иных нужд населения.

Важное значение в земельном фонде составляют земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики и иного назначения, предоставленных в установленном порядке предприятиям, учреждениям, организациям для их специальных целей. Состав земель этой категории очень подвижек, что связано с развитием и появлением новых видов деятельности, в связи с чем перечень земель данной категории является открытым.

Земли природоохранного, природно-заповедного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения — это земельные участки, имеющие статус особо охраняемых территорий, в силу их специфической роли и особого значения в жизни общества. Они служат удовлетворению духовных, биологических, эстетических и иных потребностей граждан. Землям, составляющим эту категорию, присущи особая правовая охрана, исключение их из хозяйственного использования.

Самой большой категорией земельного фонда по площади являются земли лесного фонда, состоящие из земель, покрытых лесом и не покрытых лесом, но предназначенных для нужд лесного хозяйства.

Лес представляет собой очень ценное природное сырье для промышленности, является энергетическим источником, местом отдыха граждан, играет роль «легких» для населенных пунктов и т.п. и нуждается в связи с этим в установлении особого правового режима его использования.

Особенностью правового режима этих земель является то, что он полностью подчиняется правовому режиму лесов, произрастающих на этих землях.

Следующая категория земель — земли водного фонда, к которым относятся земли, занятые водными объектами: водоемами, ледниками, болотами, за исключением тундровой и лесотундровой зон, гидротехническими и другим и водохозяйственными сооружениями, а также земли по берегам водоемов (прибрежные полосы), необходимые для их обслуживания.

Их основное целевое назначение — удовлетворение питьевых, бытовых. оздоровительных и других нужд населения, а также водохозяйственных, природоохранных, промышленных, энергетических, транспортных, рыбохозяйственных и иных потребностей.

Поскольку основным назначением этих земель является обеспечение использования и охраны вод, их правовой режим в значительной мере предопределяется правовым режимом вод.

Последней, седьмой, категорией земель в составе земельного фонда являются земли запаса. К ним относятся все земли, не предоставленные в собственности пользование, аренду, а также земли, право собственности, пользования, аренды которыми прекращено в соответствии с законодательством. Они служат резервом для представления земель.

Хотелось бы отметить, что в местах традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации и этнических общностей в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, может быть установлен особый правовой режим использования земель указанных категорий выполняющие природно-заповедные, рекреационные, оздоровительные функции. (ст.7 ЗК РФ ) .

Структура земельного фонда не является неизменной и постоянной. Под влиянием разнообразных экономических, экологических и других факторов происходят изменения как в составе земельного фонда так и внутри категорий земель В земельном фонде появляются новые категории, которых ранее не было.

Так категория земель водного фонда появилась в связи с расширением комплексного использования вод и возрастанием масштабов эксплуатации водопокрытых земель и земель, прилегающих к водным объемам.

С обострением экологической ситуации в России и необходимостью обеспечить правильное сочетание хозяйственной деятельности с охраной природы была выделена категория земель особо охраняемых территорий.

Источник: https://otherreferats.allbest.ru/law/00167285_0.html

Органы государственного управления земельными ресурсами

Органы государственного управления земельными ресурсами

Гос. Управление ЗР осуществляется всей системой органов. По характеру регулирования ЗО они делятся на органы общей и спец. компетенции.

Общая компетенция – президент, совет федерации, Гос. Дума и соотв. органы на местах (ГД принимает законы, правит-во принимает постановления и распоряжения).

Компетенция Фед.органов:

Разработка и совершенствование норм-пр.актов в обл. рег. з/о

Установление единых принципов взимания платы за землю

Разработка и организация выполнения программ и схем рац.исп. и охр.земель

Установление спец.режимов и границ земель особо охр.пр.тер-й

Разработка единых принципов ЗУС, ЗК, мониторинга земель и терр-го планирования

Установление общего порядка и методов осущ-ия госземконтроля

Разработка общих положений и принципов охраны прав на землю

Компетенция Субъектов федерации:

Разработка и принятие норм-пр актов в области рег.з/о в соотв-ии с фед.закон-ом, а т/ж отмена противоречащих ему админ.актов органов мест.с/у.

Установление границы правовых и режимов земель особо охр.тер-й в границах суб-та

Установление и изменения границ админ.районов на тер-ии суб-та

Определение размеров и порядок взимания платы за землю

Утверждение региональных программ и схем рац.исп.и охр.земель

Организация и проведение работ по ЗУС, ЗК, мониторингу и гос.зем.контролю

Выкуп земель для гос.нужд

Компетенция Местных органов:

Предоставление и изъятие з/у и установление предельных норм наделение участками граждан

Планирование исп.земель и организация зем.контроля

Организация проведения работ по ЗУС, ЗК, мониторингу, реализация ген.планов

Установление размеров платы за землю, базовых ставок арендной платы

Охрана прав на землю.

№ 18 Структура органов общей компетенции.

Государственное управление в широком смысле осуществляется всей системой органов исполнительной власти. По характеру регулирования земельных отношений эти органы можно подразделить на органы общей компетенции и органы специальной компетенции.

Органы общей компетенции включают в себя органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

Органы общей компетенции:

Судебной власти

Верховный суд и прокуратура

Областные суды и прокуратура

Районные суды и прокуратура

Законодательной власти

Государственная дума РФ

Законодательное собрание

Муниципальные советы

Исполнительной власти

Правительство РФ

Правительство субъектов

Местные администрации

№ 19 Структура органов спец компетенции.

В систему органов специальной компетенции входят 7 министерств, 6 федеральных служб и 7 агентств.

Основные функции этих органов закреплены в положении о них, утвержденном постановлением правительства РФ.

В целях учета специфики управления земельными ресурсами федеральные министерства занимаются выработкой государственной политики и нормативно правовым регулированием в сфере своей деятельности они контролируют деятельность подведомственных служб и агентств. Министерства не могут осуществлять функции контроля, надзора, управления гос. имуществом и оказания гос. услуг.

В настоящее время структура органов специальной компетенции представлена в указе президента № 314 «о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти».

Органы специальной компетенции подотчетны федеральным органам исполнительной власти, разделяются на функциональные и ведомственные.

Основными органами являются министерства в ведении которых находятся земли определенного целевого назначения и выполняющие отдельные функции.

Федеральная служба осуществляет контрольно-надзорные функции и не вправе осуществлять остальные.

Федеральное агентство осуществляет только функции по управлению государственным имуществом.

№ 20 Функции Минсельхоза в области использования и охраны зем.ресурсов.

Постановление правительства №450 от 12.06.08г

Принимает следующие нормативно правовые акты

-правила и нормы в области мелиорации земель

-планы проведение агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;

-акты установления особенностей охраны, защиты и воспроизводства лесов, находящихся в зонах радиоактивного загрязнения, водоохранных зонах, лесов выполняющих защитные функции, дает перечень карантинных объектов, вредных сорняков.

Министерство осуществляет::

-реализацию федеральных целевых, ведомственных программ в сфере АПК, включая устойчивое развитие сельских территорий;

-эксплуатацию и паспортизацию государственных мелиорированных систем;

-проведение государственной экспертизы, документации систем;

Ведет:

-учет федерального фонда мелиорированных земель;

-реестры и регистры плодородия почв.

Источник: https://studopedia.ru/4_166063_organi-gosudarstvennogo-upravleniya-zemelnimi-resursami.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.