Организационно правовой механизм управления земельными ресурсами

Организационно-экономический и правовой механизм управления земельными ресурсами

Организационно правовой механизм управления земельными ресурсами

⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

Механизм экономического регулирования УЗР формируется системой мер экономического воздействия, направленных на реализацию земельной политики государства, обеспечение прав землевладельцев и землепользователей, установление социально-справедливых платежей за землю, экономическое стимулирование рационального и эффективного землепользования, введение экономических санкций за нерациональное использование и ухудшение экологического состояния земельных участков, защиту земельных угодий от порчи и ухудшения их экологического состояния, незаконного захвата и разбазаривания. Экономический механизм управления земельными ресурсами должен быть основан на использовании земельной ренты в качестве основы для формирования системы экономических регуляторов с другими экономическими рычагами но может и передать свое право использования земли в аренду предпринимателю.

Земельная рента — это форма экономической реализации собственности на землю. В ее составе различают дифференциальную, абсолютную и монопольную ренту.

Дифференциальная (разностная) рента возникает на основе монополии на землю как объект хозяйствования, ибо каждый предприниматель получает в свое распоряжение конкретный, ограниченный в натуре участок.

По качеству они могут значительно различаться и при равновеликих затратах обеспечивать получение разного количества продукции, а следовательно, и прибыли.

Монопольная земельная рента образуется на землях исключительного качества, на которых возможно производство редких по своим потребительским свойствам видов сельскохозяйственной продукции.

Например, южная приморская зона Краснодарского края, уникальная для России, имеет земли, пригодные для возделывания субтропических культур и чая, особых лекарственных трав. Одна из важнейших составных частей механизма экономического регулированияземельных отношений — платность пользования землей. Законодательство РФ предусматривает такие формы платы за землю, как земельный налог и арендная плата. За земельные участки, находящиеся в собственности, пожизненном наследуемом владении, бессрочном (постоянном) пользовании, взимается земельный налог, а за арендуемые участки — арендная плата.

Понятия стиля управления

Управленческий стиль – согласование действий руководителя с действиями подчиненных. Успех работы менеджера зависит от очень многих обстоятельств: содержания задачи и сроков ее решения; личности руководителя, стиля руководства, особенностей коллектива или характера подчиненного; специфики сложившейся ситуации и др.

Руководство – это частный случай управления, совокупность процессов взаимодействия между руководителем и подчиненным, деятельность, направленная на побуждение сотрудников к достижению поставленной цели путем воздействия на индивидуальное и коллективное сознание.

Способ реализации поставленных задач можно охарактеризовать как стиль руководства.

В 30-е годы немецкий психолог Курт Левин (1890-1947), эмигрировавший из фашистской Германии в США, провел серию экспериментов, на основе которых выделил три ставших классическими стиля руководства: авторитарный, демократический и либеральный. Сейчас те же самые стили руководства обозначаются как директивный, коллегиальный и попустительский.

Под стилем управления понимается манера поведения руководителя по отношению к подчиненным, позволяющая влиять на них и заставлять делать то, что в данный момент нужно.

В настоящее время существует целый ряд теорий об основах формирования управленческих стилей. Стили управления складываются под влиянием конкретных условий и обстоятельств. В связи с этим можно выделить «одномерные» (обусловленные одним каким-то фактором), и «многомерные» (учитывающие два и более обстоятельств при построении взаимоотношений «руководитель—подчиненный»), стили управления.

«Одномерные» стили управления. К ним относятся: авторитарный (или директивный), демократический и либерально-попустительский.

Предпосылки построения различных «одномерных» стилей управления содержатся в теориях «X» и «У» Дугласа Мак-Грегора. Так, согласно теории «X», люди изначально ленивы и при первой же возможности избегают работы.

У них полностью отсутствует честолюбие, по­этому они предпочитают быть руководимыми, не брать на себя ответ­ственности и искать защиты у сильных.

Чтобы заставить людей трудиться, нужно использовать принуждение, тотальный контроль и угро­зу наказаний.

По мнению Мак-Грегора, люди таковы не по своей природе, а вследствие тяжелых условий жизни и труда, которые начали меняться к лучшему лишь со второй половины XX в.

В благоприятных же условиях человек становится тем, кем он есть на самом деле, и его поведение отражается теорией «У».

В соответствии с ней люди готовы брать на себя ответственность за дело, охотно включаются в процесс самоуправления и самоконтроля, в творчество.

«Многомерные» стили управления.

В моделях, отражающих различные подходы к пониманию проблемы воздействия внешних факторов на поведение руководителя и подчиненных, делается попытка определить различные стили управления с помощью различных переменных факторов, которые создают разные ситуации.

Модели ситуационного управления имеют существенные различия по набору рассматриваемых стилей управления, ситуационных факторов и путей нахождения связи между ни­ми, а также по определению эффективности самого руководства.

Фактором, определяющим управленческий стиль, являются методы организации деятельности исполнителей.

Многообразные управленческие стили редко выступают в чистом виде, наблюдаются различные особенности проявления и формы их смешения. Например, авторитарный по сути своей руководитель внешне ведет себя достаточно демократично.

И наоборот: вполне демократичный по внутренним убеждениям руководитель внешне проявляет неуважительное поведение в общении с коллегами и подчиненными, что связано с его недостаточной воспитанностью и неумением правильно себя вести в коллективе.

Существенное влияние на проявление стиля руководства оказывает специфика ситуации, своеобразие решаемых задач, квалификация и сплоченность членов коллектива и др. Например, в критической для фирмы ситуации даже демократичный руководитель будет вынужден использовать более жесткие методы управления коллективом.

Руководителю приходится работать с людьми весьма различными по культурному и образовательному уровню, взглядам на жизнь, эмоциональному и личностному складу. В соответствии со сложившейся ситуацией и степенью зрелости коллектива, как правило, применяются отдельные методы из всех стилей.

Как правило, демократическое и авторитарное руководство имеет примерно равные показатели продуктивности.

Чем ниже квалификация и культу­ра работника, тем легче он воспринимает авторитарный стиль руководства и, наоборот, люди демократичные по своей натуре, эмоциональные и открытые в поведении не смогут сработаться с жестким руково­дителем, требующим беспрекословного подчинения.
⇐ Предыдущая891011121314151617Следующая ⇒

Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 554 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/9-47067.html

Контрольные вопросы и задания

Организационно правовой механизм управления земельными ресурсами

  1. Какие основные методы применяются при УЗР?

  2. Какие основные цели ведения государственного земельного кадастра в области УЗР?

  3. Перечислите полномочия в области госземкадастра как механизма УЗР:

-законодательных органов государственнойвласти РФ;

-законодательных органов субъектов РФ;

-исполнительных органов субъектов РФ;

-местных органов власти.

  1. В чем заключается значение ГЗК для формирования системы УЗР?

  2. Какие основные цели землеустройства в области УЗР?

  3. Какие виды землеустроительной документации используются при управлении земельными ресурсами?

  4. В чем заключается значение землеустройства для формирования системы УЗР?

  5. Какие основные задачи мониторинга земель в области формирования системы УЗР?

  6. Как используется информация мониторинга земель при управлении земельными ресурсами?

  7. Какие федеральные органы исполнительной власти осуществляют земельный контроль?

  8. В чем заключается значение земельного контроля при формировании системы УЗР?

  9. В чем заключаются отличия между государственным,, муниципальным, производственным и общественным земельным контролем?

  10. Что такое контроль за проведением землеустройства и осуществлением землеустроительных мероприятий?

  11. В чем заключается значение стандартизации, сертификации и лицензирования для формирования системы УЗР?

5.1. Организационная структура управления земельными ресурсами

Какотмечалось ранее, организационныесистемы, в отличии от других сложныхсистем, обеспечивают решение большогокруга организационных задач идолжнысоответствовать целям, процесса ипоэтому организационная структурадолжна формировать единую системудеятельности достижения этой цели,которая зависит как от первой, так ивторой подсистем.

Подорганизационной структурой системыуправления понимается иерархическаясоподчиненность органов, вырабатывающихрешения по управлению земельнымиресурсами.

Организационныесистемы управления обладают следующимиважнейшими свойствами, которые необходимоучитывать при выработке управленческихрешений и организации структурыуправления:

целостность- устойчивость функционированияорганизационной системы при ее минимальнойструктурной сложности и минимальнонеобходимых ресурсах;

обособленность– относительная изолированность,автономность организационных системили их подсистем, проявляющаяся вразделении полномочий, формированииграниц экономической, организационной,политической и хозяйственнойсамостоятельности предприятий, регионов,отраслей;

централизованность- осуществление управления из одногоцентра (руководитель, администрация,госорганы и т.д.);

адаптивность -возможность приспосабления к изменениямвнутренних и внешних условий, обеспечивающееэффективность и стабильностьфункционирования системы;

совместимость– согласованность подсистем и элементовсистемы, обеспечивающая ихвзаимоприспособляемость и взаимоадаптивность;

эмерджентность– несоответствие целевых функцииотдельных подсистем с целевой функцииорганизационной системы. Так, например,целевая функция хозяйственного комплексастраны может не совпадать с целевойфункцией отдельной отрасли, а целеваяфункция отдельного работника может несовпадать с интересами организации;

мультипликативность– возможность умножения положительныхили отрицательных эффектов системы;

неопределенностьданных – отсутствие точных значенийхарактеристик процесса управления;

многокритериальность– возможность оценки деятельностиорганизационной системы управления понескольким показателям;

стохастичность– отсутствие однозначных результатовреализации управленческих решений.

Основными причинами стохастичности являются: отсутствие однозначныханалитических зависимостей междувозможными результатами реализацииуправленческих решений, и состояниемсистемы в момент воздействия на нее;случайный характер поведения окружающейсреды; непреднамеренные и непредсказуемыеискажения и запаздывания данных осостояния организационной системыуправления и окружающей среды и др.

наличиефактора времени – старение добываемойинформации, связанное с сокращениемпроцедуры обоснования и принятияуправленческих решений и др.

Можновыделить несколько видов (форм) управления:государственное, общественное,муниципальное, внутрихозяйственное.

Государственноеуправление в области рациональногоиспользования и охраны земель означает,что государство устанавливает определенныеправила и нормы по организациииспользования как всех земельныхресурсов страны, так и отдельных егочастей (категорий земель, видовземлепользования, различныхземлепользователей, собственников,арендаторов) путем формирования правовыхинститутов в сфере землепользования(частной собственности на землю, аренды,рынка земли и т.д.). При этом рольгосударства выражается в двух качествах:1) государство – как собственник землии недвижимого имущества (хозяйственноеуправление); 2) государство – как органвласти, т.е. суверен, обладающийтерриториальным верховенством вотношении всех земель, независимо отформ собственности. В первом случаеземля, будучи объектом управления,является для государственных органовобъектом их хозяйственной деятельности;во втором – территорией, т.е. пространствомграницей, государственной власти,характеризующими государственнымиграницами.

Когдаосуществляется государственноеуправление в области землепользованияв лице его компетентных представительныхорганов власти или органов исполнительнойвласти, то оно, как правило, выражаетсяв обязательных властных предписаниях,адресованных землепользователям(например, при установлении земельногоналога, при государственном земельномконтроле и экологических требованиях,ведении земельного кадастра, выявленииправонарушений и т.п.). Правовые нормы,исходящие от региональных органоввласти обеспечивают, как правило, решениеэкономических проблем использованияземельных ресурсов, то есть использованияземли как имущества. При этом принимаемыерешения государственной власти врегионах основаны на их компетенции,как хозяйствующих субъектов (например,при заключении договоров аренды земли,организации торгов, заключении сделокс землей, при договорах о проведениивнутрихозяйственного землеустройстваи т.д.). Поэтому в регионах, с однойстороны, земля выступает как объект, накоторый распространяются властныефункции государства, а с другой – какобъект хозяйственной деятельности.Отсюда различия в методах регулированияземельных отношений, возникающих поповоду осуществления властных функцийгосударства и по поводу хозяйственныхотношений, связанных с использованиеми охраной земель.

Впервом случае применяется метод властии подчинения, который проявляется какправовой императив (повеление, требование,приказ, указание). Во втором – метод,выражающийся в согласованиях и учетеволеизъявления субъекта земельныхотношений при формировании решенийорганов государственного управленияземельными ресурсами.

Так, требуетсясогласование при выборе объектов длямелиорации и способов ее проведения,методов применения удобрений и гербицидов,возможности изъятия земли длягосударственных или общественных нужди т.п.

Данный метод осуществленияправомочий управления может выражатьсятакже в невмешательстве в вопросывнутрихозяйственного использованияугодий, в частности, применяемых системземледелия, организации внутрихозяйственнойорганизации производства и т. д.

Носистема управления земельными ресурсамигосударства как собственника земли влице его компетентных органов заповедением землепользователя, действующегов условиях определенной экономическойсвободы, может смениться методомправового императива (например, учитываяправо государственной собственностина отвод земли для хозяйственныхпотребностей производится на основаниирешения (постановления компетентногогосударственного органа).

Административно-правовомуметоду регулирования земельных отношенийхарактерно проявление властных функций.

Участники таких отношений не равноправны,так как один дает обязательные дляисполнения предписания, а другой обязаних точно и вовремя исполнять.

Но властный,административно-правовой методприменяется тогда, когда в этом естьнеобходимость, т. е. когда в земельныхотношениях имеется общегосударственныйинтерес.

Впервую очередь административно-правовойметод регулирования земельных отношенийнеобходим при обнаружении нарушенийземельного законодательства, а такжепри необходимости их предупреждения.

Основной задачей правоохранительныхорганов (прокуратуры, суда, арбитража),органов Минприроды РФ, санитарнойэпидемиологической службыМинздраваРФ, Федеральной службы земельногокадастра РФ является обнаружение ипредупреждение земельных правонарушений.

Приэтом в основе административно-правовогометода регулирования земельных отношенийдолжны лежать экономические расчеты ипрогнозы (государственный план; проект,согласованный в надлежащем порядке иутвержденный компетентным государственныморганом; экономические нормативы,обосновывающие принятие тех или иныхрешений, и т. д.).

Поэтомуадминистративно-правовое вмешательствов управление землей собственниковвозможно лишь в определенныхзаконодательствах случаях: при порчеземли, при непринятии мер по борьбе ссорной растительностью, при распространенииэрозии почв, при несоблюдениигосударственных и общественных интересов,в использовании земли и т.д.

Такимобразом, если в одних случаях допускаетсяметод администрирования, то в процессевнутрихозяйственного использования,земли применяется метод свободногоуправления, а в определенных закономслучаях применяется метод администрирования.Характерным примером сложного содержанияземельных отношений является предоставлениегосударственнойземли на условиях аренды.

Земля в этихслучаях предоставляется на основаниихозяйственного решения компетентногооргана управления, а затем заключаетсядоговор, который устанавливает праваи обязанности участников договорных(арендных) отношений.

Но если арендаторнарушает земельное законодательство,к нему применяется метод административноговоздействия, который не исключаетсу­дебного рассмотрения возникшегоконфликта.

Внутрихозяйственноеуправление выражается в организациииспользования земли самимисельскохозяйственными предприятиямии другими пользователями земли.

Ихорганы управления издают правовые акты(решения, правила, нормативы), обязательныедля исполнения в рамках данного хозяйстваили промышленного предприятия, юридическаясила которых обеспечивается самимивладельцами (пользователями) земли.Нарушения названных правовых норморганы управления предприятия (хозяйства)устраняются, как правило, мерамидисциплинарного воздействия.

Такимобразом правовые акты органовгосударственного управления формируютсягосударством, имеют общий характер, аих исполнение может обеспечиватьсяорганами государственного принужденияи обязательны для органов внутрихозяйственногоуправления.

Функцииуправления в области использования иохраны земель выражены в соответствующихнормативных правилах.

Они сводятся восновном к следующим видам (направлениям)деятельности: планирование и прогнозированиеиспользования земельных ресурсов;зонирование земель; распределение иперераспределение (предоставление,отвод, изъятие, выкуп) земель; государственнаярегистрация прав на землю, землеустройствоорганизация землепользования; планировкаи правила застройки земель поселений,ведение государственного земельногокадастра; мониторинг земель; охраназемель и контроль за правильным ихиспользованием, а также охрана земельныхправ граждан и юридических лиц; организацияплаты за землю и др. Таким образом,деятельность органов государства идругих владельцев земли по управлениюи организации землепользования широкаи многогранна.

Государственноеуправление в области использования иохраны земель осуществляют какпредставительные, так и исполнительныеорганы власти, между которыми возможнодва типа отношений:

• жёсткоеподчинение, которое характерно длякомитетов и инспекций. При жёсткомподчинении нижестоящий орган полностьюподчинён вышестоящему органу;

• функциональное соответствие, когда органы выполняют аналогичныефункции, отличающиеся только степеньюдетализации и полнотой функций.Вышестоящий орган вырабатывает общиеправила и ограничения для нижестоящих.

Управлениеземельными ресурсами осуществляетсяна основе определённых принципов,методов и средств целенаправленноговоздействия на субъекты прав на земельныеучастки. Как ранее отмечалось, выделяютсяуправляющая и управляемая системы сналичием определённого вида связей:прямых и обратных, директивных,стимулирующих, регулирующих.

Внастоящее время сложились определенныеорганизационно-структурные блокисистемы управления, позволяющиераспределить функции управления междуразличными органами управления (погоризонтали и вертикали), а также междусубъектами с различными экономическимиформами хозяйствования (рис. 5.1)

Рис. 5.1.Организационная структура системыуправления земельными ресурсами.

Источник: https://studfile.net/preview/4258436/page:24/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.