Организационная структура управления земельными ресурсами

Билет 4. Организационная структура управления земельными ресурсами

Организационная структура управления земельными ресурсами

Организационные системы в отличие от других сложных систем обеспечивают решение большого круга организационных задач и должны соответствовать целям процесса, и поэтому организационная структура должна формировать единую систему деятельности достижения этой цели, которая зависит как от первой, так и от второй подсистемы.

Под организационной структурой системы управления понимают иерархическую соподчиненность органов, вырабатывающих решения по управлению земельными ресурсами. Организационные системы управления обладают следующими важнейшими свойствами, которые необходимо учитывать при выработке управленческих решений и организации структуры управления:

1)целостность — устойчивость функционирования организационной системы при ее минимальной структурной сложности и минимально необходимых ресурсах;

2)обособленность — относительная изолированность, автономность организационных систем или их подсистем, проявляющаяся в разделении полномочий, формировании границ экономической, организационной, политической и хозяйственной самостоятельности предприятий, регионов, отраслей;

3)централизованность — управление из одного центра (руководитель, администрация, госорганы и т. д.);

4)адаптивность — возможность учета изменений внутренних и внешних условий, обеспечивающего эффективность и стабильность функционирования системы;

5)совместимость — согласованность подсистем и элементов системы, обеспечивающая их взаимоприспособляемость и взаимоадаптивность;

6)эмерджентность — несоответствие целевых функций отдельных подсистем с целевой функцией всей системы. Так, целевая функция хозяйственного комплекса страны может не совпадать с целевой функцией отдельной отрасли, а целевая функция отдельного работника — с интересами организации;

7)мультипликативность — возможность умножения положительных или отрицательных эффектов системы;

8)неопределенность данных — отсутствие точных значений характеристик процесса управления;

9)многокритсриальность — возможность оценки деятельности организационной системы управления по нескольким показателям;

10)стохастичность — отсутствие однозначных результатов реализации управленческих решений;

11) наличие фактора времени — старение добываемой информации, связанное с сокращением процедуры обоснования и принятия управленческих решений и др.

Государственное управление в области использования и охраны земель осуществляют как представительные, так и исполнительные органы власти, между которыми возможны два типа отношений:

-жесткое подчинение, которое характерно для министерств, ведомств, комитетов и инспекций. При жестком подчинении нижестоящий орган полностью подчинен вышестоящему;

-функциональное соответствие, когда органы выполняют аналогичные функции, отличающиеся только степенью детализации и полнотой функций. Вышестоящий орган вырабатывает общие правила и ограничения для нижестоящих.

Управление земельными ресурсами осуществляют на основе определенных принципов, методов и средств целенаправленного воздействия на субъекты прав на земельные участки.

Как было отмечено ранее, выделяются управляющая и управляемая системы с наличием определенного вида связей: прямых и обратных, директивных, стимулирующих, регулирующих.

Сложились определенные организационно-структурные блоки системы управления, позволяющие распределить функции управления между различными органами управления (по горизонтали и вертикали), а также между субъектами с различными экономическими формами хозяйствования.

Органы управления земельными ресурсами:

– Органы, определяющие цели развития хозяйственно-экономического комплекса страны, осуществляющие распределение земельных ресурсов по субъектам РФ:органы государственной власти РФ (президентские структуры управления РФ; Федеральное собрание РФ; Правительство РФ); органы государственной власти субъектов РФ (правительства, администрации субъектов РФ; законодательные органы субъектов РФ); местные органы власти (местные администрации; местные законодательные органы).

Органы, курирующие техническое решение частных задач хозяйственно-экономического комплекса страны: в рамках функциональных земельно-имущественных комплексов, имеющие право регламентировать отдельные вопросы землепользования в рамках специализации; Министерство сельского хозяйства РФ; Министерство природных ресурсов РФ; другие ведомства и министерства, курирующие рациональное природосберегающее использование природных ресурсов, и др.

Органы, осуществляющие независимую поддержку и развитие различных экологических и природных комплексов:Министерство сельского хозяйства РФ; Министерство природных ресурсов РФ; органы других ведомств, осуществляющие развитие (контроль) различных природно-экологических комплексов.

Органы исполнительной власти, осуществляющие комплексное управление земельными ресурсами:министерства, государственные комитеты, федеральные службы, исполняющие распоряжения вышестоящих органов по вопросам распределения земельных ресурсов как государственного имущества, надзоры (их региональные и местные органы); территориальные органы федеральной власти; органы исполнительной власти субъектов РФ; местные органы исполнительной власти.

   Система органов государственного управления земельными ресурсами образует единую управленческую вертикаль и находится во взаимодействии с государственными органами исполнительной власти: на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, муниципальных образований (административный район, поселения). Представительными органами государственной власти являются аппарат Президента Российской Федерации, Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации, а также соответствующие органы субъектов Российской Федерации.

Источник: https://studopedia.ru/20_84995_bilet--organizatsionnaya-struktura-upravleniya-zemelnimi-resursami.html

Управление земельными ресурсами

Организационная структура управления земельными ресурсами

Министерство сельского хозяйства Российской Федерации

Федеральное государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования 

 Пермская государственная  сельскохозяйственная академия 

имени академика Д.Н. Прянишникова

                               Факультет землеустройства и кадастра

Кафедра земельного кадастра

Управление земельными ресурсами 

Контрольная работа

по специальности 120301 «Землеустройство»

                                                                                       Выполнил: ст. гр. ЗУ-43а

                                                                                       К.О. Ворончихин_______

                                                                                      «___» ____________2013

                                                                                       Проверил: cт. преподаватель      

                                                             Д.А.Кирик  __________                                                                                                                                                                                                 

                                                                                       «___» _____________2013

Пермь 2013

  1. Виды управления земельными ресурсами……………………………………………3
  2. Государственная структура управления  земельными ресурсами……….5
  3. Структура управления муниципальной  собственностью………………….11
  4. Организация осуществляющая управления земельными ресурсами…..14
  5. Место организации в общей системе управления земельными ресурсами

………………………………………………………………………………17

Список литературы…………………………………………………………………………. 18

1 Виды управления земельными ресурсами

Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление.

Общее государственное управление осуществляют государственные органы общей и специальной компетенции, и оно имеет территориальный характер. Оно распространяется на все земли в пределах определенной территории (РФ в целом, области, административные районы, города) независимо от категории земель и субъектов права на земельный участок.

Ведомственное (отраслевое) управление землями, осуществляемое министерствами, комитетами, федеральными службами, строится по принципу подведомственности предприятий, организаций, которым предоставлены земли.

Этот вид управления не зависит от территориального размещения ведомственных земель.

Особенность ведомственного управления — некомпактное расположение земельных ресурсов конкретного министерства, госкомитета или федеральной службы (например, Министерство природных ресурсов РФ).

Местное управление возложено на органы самоуправления, и оно может быть как общим, так и специальным.

Местное (муниципальное) управление предусматривают на территории муниципальных образований (административные районы, города и иные поселения, сельские округа) в пределах законодательных норм .

Внутрихозяйственное управление землями осуществляют сами собственники, владельцы и пользователи земельными участками.

Создание системы государственного управления земельными ресурсами является основной задачей, решение которой позволит создать механизм регулирования земельных отношений.

Задачи управления земельными ресурсами на каждом территориальном уровне подразделяют на законодательные и исполнительные органы власти. В связи с различным целевым использованием земель деятельность отраслевых министерств, ведомств и учреждений по управлению земельными ресурсами характеризуется системой как общих, так и специальных функций.

Эти функции и задачи реализуются всеми субъектами управления и существенно различаются с учетом условий жизнедеятельности конкретных регионов и перспектив их развития.

Поэтому необходимо дифференцировать задачи для ведомств и регионов, что позволит определить место и значение каждого субъекта управления в конкретном регионе, избежать дублирования в их действиях или пропусков в системе управления по важным процессам землепользования.

К основным задачам государственного управления земельными ресурсами можно отнести:

наделение органов управления политическими и организационно регламентирующими функциями, обеспечивающими эффективное развитие общества;

обеспечение взаимно согласованности решений органов государственного управления;

регулирование государственными актами финансовой и природоохранной деятельности субъектов земельных отношений;

обеспечение социально-правовой защиты субъектов земельных отношений.

2 Государственная структура управления земельными ресурсами

Структура (лат. structure) — взаиморасположение и связь составных частей чего-либо, строение.

Структуру систем можно классифицировать:

1. По числу уровней иерархии — одноуровневые и много-уровневые. Последние могут быть однородными и неоднородными.

2. По принципам управления  подчиненности

децентрализованные, централизованные и смешанные.

Систему называют децентрализованной, если отдельные элементы системы принимают решения независимой не корректируются системой более высокого уровня.

В централизованной системе задания отдельными элементам сис –     темы выдает лишь один элемент более высокого уровня.

В смешанных системах управления некоторые функции или

этапами их выполнения происходит централизованно, а другими — децентрализовано.

Среди разнообразных систем управления наиболее распространены системы с иерархической структурой.

Их характерные особенности: автономность отдельных управляемых подсистем (каждая из них управляет ограниченным числом подсистем и управляется подсистемой более высокого уровня); управление подсистемами при неполной информации ( т.е.

подсистеме более высокого уровня могут быть неизвестны цели и ограничения нижестоящих подсистем); уплотнение (агрегирование) информации при движении вверх по иерархии; наличие целей управления для каждой подсистемы и общей цели для всей системы; взаимовлияние подсистем из-за наличия общих ограничений.

3. По выполняемым функциям и целевому назначению (структуры систем планирования, оперативного управления, информации и др.).

В зависимости от постоянства числа элементов системы и связей между ними различают системы с фиксированной (жесткой) и изменяемой (управляемой или переменной) структурами.

4. По принципам разделения элементов системы на подсистемы различают структуру систем, в которых элементы объединяются по функциональному и (или) объектному признакам.

При объектном разделении различают структуру отраслевых систем, региональных систем и т. д.

Структура систем управления в масштабах государства строится по отраслевому или территориальному принципу.

Отраслевой принцип позволяет осуществлять единую техническую и экономическую политику в каждой отрасли, и его применяют там, где идет речь о сложных специфических видах производства, проектирования и строительства, о развитии научных исследований и их внедрение в производства. Территориальный (региональный) принцип преобладает, когда ставится задача комплексного использования различных материальных ресурсов в данном районе страны.

В организационных структурах управления выделяется ряд типовых структур: линейная, функциональная, линейно-штабная и функционально-штабная, матричная и свободная.

Классическая линейная структура является одноуровневой, однако существующие линейные структуры, как правило, — иерархические, что объясняется сложностью управляемых объектов.

Линейная структура управления обеспечивает сочетание прямого воздействия на систему и сосредоточение в одном органе всех функций управления. Положительные стороны линейного управления — получение непротиворечивых и увязанных между собой заданий и распоряжений, полная ответственность руководящей системы за результаты работы, оперативность, простота.

Недостаток этой структуры — необходимость каждого руководящего звена обладать разносторонними знаниями в объеме, необходимом для руководства специализированными участками.

В рамках функциональных структур в пределах определенных функций создаются ячейки управления, которые направляют нижестоящим ступеням управления или звеньям производства обязательные для них решения. В результате создается управление, дифференцированное по функциям и осуществляемое функциональными звеньями (ячейками) управления.

Функциональное управление позволяет привлечь к руководству специалистов и более компетентно решать вопросы, а также разгрузить линейных руководителей и упростить их работу.

Функциональные структуры обладают достаточной оперативностью при решении специальных вопросов, однако оперативность резко снижается при решении комплексных вопросов, касающихся компетенции нескольких функциональных руководителей.

Попытки скомпенсировать недостатки линейных и функциональных структур вызвали появление линейно-штабных и функционально-штабных структур организационного управления.

В зависимости от уровня системы управления, назначения и выполняемых функций можно выделить штабы различного типа. В структуре управления выделяют следующие штабы: генеральные, консультативные и специализированные.

Генеральными называют штабы, ведающие наиболее общими проблемами управления, т. е. определением целей, критериев эффективности, стратегических планов развития, кадровой политикой, анализом ситуаций и т. д.

Консультативные штабы предназначены  для предварительной проработки и выработки рекомендаций по вопросам, которые не являются предметом постоянного внимания организации.

Специализированные штабы создают в тех случаях, когда постоянно требуются специальные знания для выработки решений по           конкретным вопросам (анализ рынка, общественных отношений,

юридические проблемы и т. д.).

Наиболее существенные тенденции в построении организационных структур учитывая динамичность изменения современного общества) связаны с программно-целевым управлением.

Необходимость быстрой адаптации организационных структур к изменениям         внешней среды привела к созданию матричных структур организационного управления, под которыми понимают структуру с линейно-функциональным управлением, дополняемым управлением по специальным программам и проектам.

Таким образом, основное назначение матричных структур – интеграция управления по реализации программ с учетом конкретных условий.

Достоинства матричных структур организационного управления:

– возможность долговременного планирования работ по проблемам,   обеспечивающего их комплексное развитие и интеграцию ресурсов;

– централизация руководства по проблеме и единоличная ответственность;

гибкость, динамизм, оперативность;

– компетентность в принятии решений;

– возможность обеспечения программ (в соответствии с их приоритетами) ресурсами;

–  централизованное использование достижений научно-технического прогресса и др.

Недостатки матричных структур:

– нарушение принципа единоначалия (отдельные сотрудники одновременно могут участвовать в реализации двух и более программ);

– размытая ответственность за выполнение отдельных работ;

двойная отчетность;

сложные, как правило, взаимоотношения между проектными и функциональными подразделениями.

Таким образом, матричные структуры пока наиболее гибкие и универсальные, не требуют существенной перестройки в связи с изменяющимися условиями внешней среды и позволяют комбинировать устойчивость и профессионализм функциональных подразделений и способность к междисциплинарной реакции групп свободной структуры.

Новый тип организационных структур – свободные структуры,    которые непрерывно меняют свою форму с целью сохранения эффиктивного функционирования организации в высоко динамичных,

сложных и конкурентных условиях.

Общее государственное управление  осуществляется  государственной органами законодательной , исполнительной и судебной власти.

Основной формой деятельности законодательных или представительских органов власти является законодательных правовых актов по вопросам регулирования, земельных отношении.

Исполнительные органы власти осуществляют оперативно распорядительную деятельность по разработке и осуществлению государственными программами реализации земельной политики.

Источник: https://www.myunivercity.ru/%D0%97%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BE/%D0%A3%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%BC%D0%B8_%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%B8/206981_2424734_%D1%81%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B01.html

Вопрос 19. Организационная структура управления земельными ресурсами

Организационная структура управления земельными ресурсами

Под организационнойструктурой системы управления понима­ютиерархическую соподчиненность органов,вырабатывающих ре­шения по управлениюземельными ресурсами.

Организационныесистемы управления обладают следующимииажнейшими свойствами:

целостность —устойчивость функционированияорганизацион­ной системы при ееминимальной структурной сложности имини­мально необходимых ресурсах;

обособленность— относительная изолированность,автоном­ность

организационныхсистем или их подсистем, проявляющаясяв разделении полномочий, формированииграниц экономической, организационной,политической и Как уже отмечалось,организационные системы в отличие отдругих сложных систем обеспечиваютрешение большого круга ор­ганизационныхзадач и должны соответствовать целямпроцесса, и поэтому организационнаяструктура должна формировать единуюсистему деятельности достижения этойцели, которая зависит как от первой, таки от второй подсистемы.

хозяйственнойсамостоятель­ности предприятий,регионов, отраслей;

централизованность— управление из одного центра(руководи­тель, администрация, госорганыи т. д.);

адаптивность —возможность учета изменений внутреннихи внешних условий, обеспечивающегоэффективность и стабильностьфункционирования системы;

совместимость —согласованность подсистем и элементовсистемы, обеспечивающая ихвзаимоприспособляемость и взаимоадаптивность;

эмерджентность —несоответствие целевых функций отдельныхподсистем с целевой функцией всейсистемы. Так, целевая функция хозяйственногокомплекса страны может не совпадать сцелевой функцией отдельной отрасли, ацелевая функция отдельного работ­ника— с интересами организации;

мультипликативность— возможность умножения положитель­ныхили отрицательных эффектов системы;

неопределенностьданных — отсутствие точных значенийхарак­теристик процесса управления;

многокритериальность— возможность оценки деятельностиор­ганизационной системы управленияпо нескольким показателям;

стохастичность —отсутствие однозначных результатовреализа­ции управленческих решений.

Основные причины стохастичностиследующие: отсутствие однозначныханалитических зависимостей междувозможными результатами реализацииуправленческих ре­шений и состояниемсистемы в момент воздействия на нее;случай­ный характер поведенияокружающей среды; непреднамеренные инепредсказуемые искажения и запаздыванияданных о состоянии организационнойсистемы управления и окружающей средыи др.;

наличие факторавремени — старение добываемой информации,связанное с сокращением процедурыобоснования и принятия уп­равленческихрешений и др.

Можно выделитьнесколько видов (форм) управления:государ­ственное, общественное,муниципальное, внутрихозяйственное.

Государственноеуправлениев области рационального использо­ванияи охраны земель означает, что государствоустанавливает оп­ределенные правилаи нормы по организации использованиякак всех земельных ресурсов страны, таки отдельных его частей (кате­горийземель, видов землепользования, различныхземлепользова­телей, собственников,арендаторов) путем формирования правовыхинститутов в сфере землепользования(частной собственности на землю, аренды,рынка земли и т. д.). При этом государствовысту­пает в двух качествах: каксобственник земли и недвижимогоиму­щества (хозяйственное управление)и как орган власти, т. е. суверен, обладающийтерриториальным верховенством вотношении всех зе­мель независимо отформ собственности. В первом случаеземля, будучи объектом управления длягосударственных органов, являетсяобъектом их хозяйственной деятельности;во втором — территори­ей, т. е.пространством государственной власти,определяемым го­сударственнымиграницами.

При государственномуправлении в области землепользованияв лице его компетентных представительныхорганов власти или орга­нов исполнительнойвласти оно, как правило, выражается вобяза­тельных властных предписаниях,адресованных землепользователям(например, при установлении земельногоналога, при государствен­ном земельномконтроле и экологических требованиях,ведении зе­мельного кадастра, выявленииправонарушений и т. п.). Правовые нормы,исходящие от региональных органоввласти, обеспечивают, как правило,решение экономических проблемиспользования зе­мельных ресурсов,т. е. использования земли как имущества.При этом принимаемые решения государственнойвласти в регионах ос­нованы на ихкомпетенции как хозяйствующих субъектов(напри­мер, при заключении договороваренды земли, организации торгов,заключении сделок с землей, при договорахо проведении внутри­хозяйственногоземлеустройства и т.д.).Поэтому в регионах, с од­ной стороны,земля выступает как объект, на которыйраспростра­няются властные функциигосударства, а с другой — как объектхозяйственной деятельности. Отсюдаразличия в методах регулиро­ванияземельных отношений, возникающих приосуществлении властных функцийгосударства и хозяйственных отношений,свя­занных с использованием и охранойземель.

В первом случаеприменяют метод власти и подчинения,кото­рый проявляется как правовойимператив (повеление, требование, приказ,указание). Во втором — метод, выражающийсяв согласо­ваниях и учете волеизъявлениясубъекта земельных отношений приформировании решений органовгосударственного управления зе­мельнымиресурсами.

Так, требуется согласованиепри выборе объ­ектов для мелиорациии способов ее проведения, методовприме­нения удобрений и гербицидов,возможности изъятия земли длягосударственных или общественных нужди т. п.

Данный метод осу­ществленияправомочий управления может выражатьсятакже в не­вмешательстве в вопросывнутрихозяйственного использованияугодий, в частности применяемых системземледелия, организации внутрихозяйственнойорганизации производства и т. д.

Но система управленияземельными ресурсами государства каксобственника земли в лице его компетентныхорганов за поведе­нием землепользователя,действующего в условиях определеннойэкономической свободы, может сменитьсяметодом правового им­ператива[например, учитывая право государственнойсобственнос­ти, землю для хозяйственныхпотребностей отводят на основаниирешения (постановления) компетентногогосударственного органа].

Административно-правовомуметоду регулирования земельных отношенийхарактерно проявление властных функций.

Участники таких отношений не равноправны,так как один дает обязательные дляисполнения предписания, а другой обязаних точно и вовремя исполнять.

Но властный,административно-правовой метод приме­няюттогда, когда в этом есть необходимость,т. е. когда в земель­ных отношенияхимеется общегосударственный интерес.

В первую очередьадминистративно-правовой методрегулирова­ния земельных отношенийнеобходим при обнаружении нарушенийземельного законодательства, а такжепри необходимости их пред­упреждения.

Основная задача правоохранительныхорганов (проку­ратуры, суда, арбитража),органов Минприроды РФ, санитарнойэпидемиологической службы МинздраваРФ, Федеральной службы земельногокадастра РФ — обнаружение и предупреждениеземель­ных правонарушений.

При этом в основеадминистративно-правового методарегули­рования земельных отношенийдолжны лежать экономические рас­четыи прогнозы (государственный план; проект,согласованный в надлежащем порядке иутвержденный компетентным государствен­ныморганом; экономические нормативы,обосновывающие принятие тех или иныхрешений, и т. д.). Поэтому административно-правовоевмешательство в управление землейсобственников возможно лишь взаконодательно определенных случаях:при порче земли, не­принятии мер поборьбе с сорной растительностью,распростране­нии эрозии почв,несоблюдении государственных иобщественных интересов, в использованииземли и т. д.

Таким образом,если в одних случаях допускается методадмини­стрирования, то в процессевнутрихозяйственного использованияземли применяют метод свободногоуправления, а в определенных закономслучаях — метод администрирования.Характерный пример сложного содержанияземельных отношений — предоставлениего­сударственной земли на условияхаренды.

Землю в этих случаях предоставляютна основании хозяйственного решениякомпетентно­го органа управления, азатем заключают договор, которыйустанав­ливает права и обязанностиучастников договорных (арендных)от­ношений.

Но если арендатор нарушаетземельное законодательство, то к немуприменяют метод административноговоздействия, кото­рый не исключаетсудебного рассмотрения возникшегоконфликта.

Внутрихозяйственноеуправление выражается в организацииис­пользования земли самимисельскохозяйственными предприятия­мии другими пользователями земли.

Ихорганы управления издают правовые акты(решения, правила, нормативы), обязательныедля исполнения в рамках данного хозяйстваили промышленного пред­приятия,юридическая сила которых обеспечиваетсясамими вла­дельцами (пользователями)земли. Нарушения названных правовыхнорм органы управления предприятия(хозяйства) устраняют, как правиловоздействуя дисциплинарно.

Такимобразом, правовые ак­ты органовгосударственного управления формируетгосударство, они имеют общий характер,а их исполнение могут обеспечиватьорганы государственного принуждения,и они обязательны для ор­гановвнутрихозяйственного управления.

Функции управленияв области использования и охраны земельвыражены в соответствующих нормативныхправилах.

В основном они сводятся кследующим видам (направлениям)деятельности: пла­нирование ипрогнозирование использования земельныхресурсов; зонирование земель; распределениеи перераспределение (предос­тавление,отвод, изъятие, выкуп) земель; государственнаярегистра­ция прав на землю,землеустройство, организацияземлепользова­ния; планировка иправила застройки земель поселений,ведение государственного земельногокадастра; мониторинг земель; охраназемель и контроль за правильным ихиспользованием, а также ох­раназемельных прав граждан и юридическихлиц; организация пла­ты за землю и др.Таким образом, деятельность органовгосударства и других владельцев землипо управлению и организации земле­пользованияширока и многогранна.

Источник: https://studfile.net/preview/7437926/page:5/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.