Определите специфику земельных отношений

Специфика земельных отношений

Определите специфику земельных отношений

Nbsp; Министерство образования и науки    Российской Федерации   Нижегородский государственный университет   им. Н.И. Лобачевского  

Курсовая работа

             по предмету: Земельное право

             на тему: Понятие и предмет земельного права

          Выполнил Бачаева Надежда Дмитриевна

            Студент     2 курса

            Группы №    7Б-32ГМУ/14

            Проверил (Ф.И.О)

Введение

1 Предмет земельного права

2 Методы правового регулирования земельного права

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Земельное право, особенности его предмета, метода необходимо изучать, учитывая специфику отрасли. Правильно определить предмет правового регулирования важно для того, чтобы решить, какой конкретно нормативно-правовой акт применим в данном случае. Ошибки в определении предмета правового регулирования ведут к значительным ошибкам в правоприменительной практике.

В области земельных отношений бывает сложно определить предмет правового регулирования, когда они связаны с другими видами правоотношений, в первую очередь гражданскими, особенно после принятия нового ГК РФ, в котором изменены приоритеты в правовом регулировании земельных отношений и нормы гражданского законодательства выходят на первое место. Имущественные отношения, возникающие при распоряжении земельными участками, регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено ЗК РФ.

 Земельное право как отрасль представляет собой системно упорядоченную совокупность норм, направленную на регулирование общественных отношений по поводу рационального использования земель и сбережения земли как национального богатства.

Изучение земельного права должно начинаться с изучения в первую очередь особенностей его – предмета.

Раскрыть предмет отрасли земельного права — значит раскрыть содержание и характер всех тех земельных отношений, которые определяются формами собственности на землю.

В предмет земельного права входят элементы административных, имущественных, финансовых и других отношений из-за специфики объекта правового регулирования земельного права — земли.

Предмет земельного права

Предметом отрасли земельного права является особый круг общественных отношений по поводу земли (земельных отношений).

Земельные отношения — это отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления земельными отношениями.

 Регулирование земельных отношений основывается на сочетании управления использованием земли в качестве природного ресурса, объекта недвижимости и основного средства производства; многообразия форм собственности на землю и другие природные ресурсы; широких правомочий субъектов РФ и органов местного самоуправления в регулировании земельных отношений на своих территориях; признания равенства участников земельных отношений в защите своих прав на землю; недопустимости противоречащего закону вмешательства государства в деятельность граждан и юридических лиц по владению, пользованию и распоряжению землей; государственном управлении землями независимо от форм собственности и иных прав на землю.

Участниками земельных отношений являются Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, предприятия, организации, учреждения и граждане Российской Федерации. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица могут выступать участниками земельных отношений на условиях, предусмотренных ЗК РФ.

Объектами земельных отношений являются земельные участки и права на них.

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами (ст. 3 ЗК РФ).

Специфика земельных отношений.

При определении предмета правового регулирования в области земельных общественных отношений необходимо помнить следующее.

1. В него входят лишь волевые общественные отношения, т.е. такие, которые зависят от воли людей и могут быть изменены ими

2. Предмет правового регулирования составляют не всякие волевые общественные отношения, а лишь те, которые возможно урегулировать правовыми нормами.

Можно обязать исполнителей создать благоприятную окружающую среду, хотя это зависит не только от их воли, но и от многих факторов: состояния очистных сооружений, для которых не всегда можно приобрести необходимое оборудование; состояния окружающей среды соседних регионов, на которые не может распространяться юрисдикция органов данной административно-территориальной единицы; последствий деятельности предыдущих поколений и др. В этой связи ЗК РФ определяет лишь цель землеустройства — улучшение (а не создание) природных ландшафтов.

 3. К предмету правового регулирования относятся также волевые и поддающиеся правовому регулированию общественные отношения, которые нуждаются (с позиций государства и общества) в урегулировании правовыми средствами.

[attention type=green]
Например, невозможно оставить без правового регулирования отношения по установлению нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ, поэтому законодательство определяет обязанности для всех пользователей земли в интересах охраны плодородия почв, охраны здоровья человека и окружающей среды.
[/attention]

 4. В предмет правового регулирования включены не всякие общественные отношения, а лишь такие, которые могут быть урегулированы правовым путем.

Эта допустимость регламентируется нормами международного права.

Так, недопустимо применять российское законодательство, если оно противоречит международным договорам РФ, или законодательный орган РФ не вправе превысить свои полномочия, определенные Конституцией РФ.

5. Наконец, в предмет правового регулирования входят лишь те общественные отношения, которые подпадают под действие правовых норм.

Например, правовой обязанностью всех пользователей землей является повышение плодородия почв, однако они не обязаны искусственно создавать почвенный гумус, поддерживать необходимые условия для жизнедеятельности почвенных организмов, создавать какой-то новый тепловой, воздушный, солевой, водный и иной режим почв. Это все — средства, обеспечивающие предусмотренный законом уровень плодородия почв, и вопрос о том, как применять эти средства, законом не регламентируется.

Следовательно, предметом, правового регулирования земельного права являются волевые общественные отношения, которые нужно, возможно и допустимо урегулировать правовыми нормами и которые подпадают под действие правовых норм.

Предмет правового регулирования можно подразделить на фактически находящийся в сфере правового регулирования и потенциальный.

Первый включает в себя земельные отношения, предусмотренные в действующем законодательстве; второй — те общественные отношения, которые не урегулированы законом, хотя и остро в этом нуждаются.

Например, законом следовало бы урегулировать критерии мелиоративных мероприятий, пределы воздействия на окружающую среду, ответственность за последствия неправильных мелиоративных мероприятий и т.п.

Перечисленные общие черты характерны для предмета регулирования любой отрасли права. Земельное право имеет свою специфику, которая обусловлена тем, что объектом отношений является земля.

Для того чтобы определить предмет земельного права, необходимо раскрыть содержание термина «земля».

Широкое распространение имеет понятие «земля» — поверхностный слой земной коры, расположенный над недрами, покрытый почвенным слоем, называемый территорией, над которой осуществляется суверенитет Российской Федерации.

В соответствии со ст. 67 Конституции РФ территория РФ включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними.

Однако объектом земельных отношений выступает не земля вообще, а конкретный земельный участок, часть поверхности земли, имеющая установленные границы, площадь, местоположение, правовой статус и другие характеристики, отражающиеся в земельном кадастре и документах государственной регистрации (ст. 6 ЗК РФ).

Выделение земельного права в самостоятельную отрасль права породило необходимость разъяснения в законодательстве различных терминов земельно-правового характера, что позволяет установить единообразие в толковании и правоприменительной практике.

Часть земельного участка — определенная, площадь соответствующего земельного участка, которая может быть отграничена на местности и превращена в самостоятельный объект земельных отношений и гражданского оборота, в котором может также участвовать земель­ная доля — условная часть права на один и тот же земельный участок, принадлежащий нескольким лицам, не отграниченная на местности, имеющая целевое назначение, усредненное количественное и качественное выражение в праве общей собственности на землю.

Земельная доля (земельный пай) — установленное законодательством, должным образом оформленное и зарегистрированное право собственности гражданина на земельный участок.

Земельный строй РФ — это совокупность земельных отношений, сложившихся в обществе на основе существующих в нем форм собственности на землю (частной, государственной, муниципальной и иных), и соответствующие им формы владения, пользования и распоряжения землей.

Реформирование правового регулирования земельных отношений не сняло потребности в разработке понятия «земля», а, наоборот, аккумулировало эту потребность, так как принимаемые в последнее время федеральные законодательные акты имеют в качестве обязательной вступительной части систему понятий и их определений.

Дата добавления: 2018-04-15; просмотров: 723;

Источник: https://studopedia.net/4_14610_spetsifika-zemelnih-otnosheniy.html

Понятие и особенности земельных отношений как предмета земельного права. Место земельного права в правовой системе

Определите специфику земельных отношений

Земельные отношения — это отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления земельными отношениями.

Если статья 1 ЗК РФ (абз. 1) устанавливает условие, чтобы при правовом регулировании земельных отношений земля рассматривалась как недвижимое имущество, то из этого не следует, что все правовые нормы российского законодательства о недвижимом имуществе обязательны и для регулирования земельных отношений.

Так, не все нормы гражданского законодательства, и в частности Гражданского кодекса о недвижимом имуществе, могут применяться к регулированию земельных отношений, а только те, которые не противоречат Земельному кодексу. То же можно сказать и по вопросу объекта права собственности и иных прав на землю.

К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферного воздуха и объектов культурного наследия применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране окружающей среды, атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, иное специальное законодательство. К земельным отношениям указанные виды законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Специфика (особенности) земельных отношений. При определении предмета правового регулирования в области земельных общественных отношений необходимо помнить следующее.

1. В него входят лишь волевые общественные отношения, т.е. такие, которые зависят от воли людей и могут быть изменены ими

2. Предмет правового регулирования составляют не всякие волевые общественные отношения, а лишь те, которые возможно урегулировать правовыми нормами.

Можно обязать исполнителей создать благоприятную окружающую среду, хотя это зависит не только от их воли, но и от многих факторов: состояния очистных сооружений, для которых не всегда можно приобрести необходимое оборудование; состояния окружающей среды соседних регионов, на которые не может распространяться юрисдикция органов данной административно-территориальной единицы; последствий деятельности предыдущих поколений и др. В этой связи ЗК РФ определяет лишь цель землеустройства — улучшение (а не создание) природных ландшафтов.

3. К предмету правового регулирования относятся также волевые и поддающиеся правовому регулированию общественные отношения, которые нуждаются (с позиций государства и общества) в урегулировании правовыми средствами.

[attention type=green]
Например, невозможно оставить без правового регулирования отношения по установлению нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ, поэтому законодательство определяет обязанности для всех пользователей земли в интересах охраны плодородия почв, охраны здоровья человека и окружающей среды.
[/attention]

4) И наконец, ЗК РФ в ст.1 подп. 11 п. 1 устанавливает принцип разграничения действий норм гражданского и норм земельного законодательства при регулировании земельных отношений.

Суть этого разграничения состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство устанавливает специальные нормы регулирования земельных отношений.

Поэтому если есть специальная норма, содержащаяся в Земельном кодексе или в каком либо другом нормативном правовом акте, решающая какой-то вопрос земельного права, то общая норма гражданского законодательства не может применяться.

Например, гражданское законодательство допускает свободный торговый оборот имущества, в то время как земельное законодательство устанавливает множество ограничений для такого оборота земель (ст. 27 ЗК РФ дает конкретный перечень ограничений оборотоспособности земельных участков).

По гражданскому праву переход права собственности от одного субъекта к другому происходит свободно в процессе совершаемых сделок. В земельном праве государственные земли могут быть переданы (проданы) в частную собственность только путем приватизации в установленном законом порядке.

Место:

Место земельного права в системе российского права определяется ролью и значением правового регулирования земельных отношений, составляющих предмет данной отрасли права, среди всех иных общественных отношений, регулируемых другими отраслями права. Земельное право взаимодействует со всеми отраслями права, составляющими в целом систему российского права.

Дата добавления: 2015-02-16; просмотров: 7 | Нарушение авторских прав

lektsii.net – Лекции.Нет – 2014-2020 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав

Источник: https://lektsii.net/2-99329.html

Понятие и особенности земельных отношений как предмета земельного права

Определите специфику земельных отношений

Земельные отношения — это отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами по поводу владения, пользования и распоряжения землями, земельными участками, а также по поводу государственного управления земельными отношениями.

Если статья 1 ЗК РФ (абз. 1) устанавливает условие, чтобы при правовом регулировании земельных отношений земля рассматривалась как недвижимое имущество, то из этого не следует, что все правовые нормы российского законодательства о недвижимом имуществе обязательны и для регулирования земельных отношений.

Так, не все нормы гражданского законодательства, и в частности Гражданского кодекса о недвижимом имуществе, могут применяться к регулированию земельных отношений, а только те, которые не противоречат Земельному кодексу. То же можно сказать и по вопросу объекта права собственности и иных прав на землю.

      К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, особо охраняемых природных территорий и объектов, атмосферного воздуха и объектов культурного наследия применяются соответственно законодательство о недрах, лесное, водное законодательство, законодательство о животном мире, об охране окружающей среды, атмосферного воздуха, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, иное специальное законодательство. К земельным отношениям указанные виды законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

   Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Специфика (особенности) земельных отношений. При определении предмета правового регулирования в области земельных общественных отношений необходимо помнить следующее.

 1. В него входят лишь волевые общественные отношения, т.е. такие, которые зависят от воли людей и могут быть изменены ими

 2. Предмет правового регулирования составляют не всякие волевые общественные отношения, а лишь те, которые возможно урегулировать правовыми нормами.

Можно обязать исполнителей создать благоприятную окружающую среду, хотя это зависит не только от их воли, но и от многих факторов: состояния очистных сооружений, для которых не всегда можно приобрести необходимое оборудование; состояния окружающей среды соседних регионов, на которые не может распространяться юрисдикция органов данной административно-территориальной единицы; последствий деятельности предыдущих поколений и др. В этой связи ЗК РФ определяет лишь цель землеустройства — улучшение (а не создание) природных ландшафтов.

  3. К предмету правового регулирования относятся также волевые и поддающиеся правовому регулированию общественные отношения, которые нуждаются (с позиций государства и общества) в урегулировании правовыми средствами.

[attention type=green]
Например, невозможно оставить без правового регулирования отношения по установлению нормативов предельно допустимых концентраций химических веществ, поэтому законодательство определяет обязанности для всех пользователей земли в интересах охраны плодородия почв, охраны здоровья человека и окружающей среды.
[/attention]

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

4) И наконец, ЗК РФ в ст.1 подп. 11 п. 1 устанавливает принцип разграничения действий норм гражданского и норм земельного законодательства при регулировании земельных отношений.

Суть этого разграничения состоит в том, что гражданское законодательство устанавливает общие нормы регулирования имущественных отношений, в том числе и земельных, а земельное законодательство устанавливает специальные нормы регулирования земельных отношений.

Поэтому если есть специальная норма, содержащаяся в Земельном кодексе или в каком либо другом нормативном правовом акте, решающая какой-то вопрос земельного права, то общая норма гражданского законодательства не может применяться.

Например, гражданское законодательство допускает свободный торговый оборот имущества, в то время как земельное законодательство устанавливает множество ограничений для такого оборота земель (ст. 27 ЗК РФ дает конкретный перечень ограничений оборотоспособности земельных участков).

По гражданскому праву переход права собственности от одного субъекта к другому происходит свободно в процессе совершаемых сделок. В земельном праве государственные земли могут быть переданы (проданы) в частную собственность только путем приватизации в установленном законом порядке.

Место:

Место земельного права в системе российского права определяется ролью и значением правового регулирования земельных отношений, составляющих предмет данной отрасли права, среди всех иных общественных отношений, регулируемых другими отраслями права. Земельное право взаимодействует со всеми отраслями права, составляющими в целом систему российского права.

Соотношение земельного права с конституционным правом.

Прежде всего, следует отметить особую связь земельного права с конституционным правом, которому принадлежит ведущая роль в системе нашего права. Принятие 12 декабря 1993 г. Конституции Российской Федерации явилось мощным импульсом для развития и обновления земельного законодательства, науки земельного права.

 Важнейшее значение для земельного права имеет ст.

9 Конституции РФ, закрепившая принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования земельных отношений и отношений по поводу использования и охраны иных объектов природы, а также формы собственности на эти объекты.

Так, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Велико значение ст. 35 Конституции РФ, предусматривающей принцип охраны права частной собственности, и ст.

36, закрепившей право граждан и их объединений иметь в частной собственности землю. Статья 72 (п. «к») Конституции РФ отнесла земельное законодательство к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, что имеет важное значение для развития всей структуры законодательства о земле.

 Земельное право тесно связано с административным правом.

Часто административно-правовые акты служат основанием возникновения, изменения или прекращения земельных отношений.

Например, административно-правовые акты, касающиеся установления городской или поселковой черты, являются предпосылкой для отнесения соответствующих земель к категории земель населенных пунктов и изменения в связи с этим их правового режима.

Вынесение решения о предоставлении земельного участка органом местной администрации — основание для приобретения права собственности на земельный участок, возникновения права пожизненного наследуемого владения или пользования участком земли.

 Связь земельного и административного права выражается в первую очередь в применении одинаковых методов регулирования — императивных. Однако принципиальные различия между этими отраслями выражаются в предметах их правового регулирования.

 Предметом административного права является организация системы деятельности исполнительных органов государственной власти, в том числе и в сфере рационального использования и охраны земель. Административное право регулирует порядок деятельности этих органов, их компетенцию по осуществлению соответствующих функций управления.

Земельное право в отличие от административного закрепляет содержание деятельности исполнительных органов государственной власти по рациональному использованию и охране земель, выполнению соответствующих управленческих функций.

Кроме того, специфика земельных отношений определяет осуществление специфических функций управления, например, таких, как землеустройство, государственный земельный кадастр, мониторинг земель и т.д.

Земельное право и гражданское право.

Признание земли недвижимым имуществом и вовлечение ее в гражданский оборот привело к необходимости разграничения сфер применения земельного права и гражданского права. Речь идет о земельных отношениях, построенных на началах равенства, т.е., прежде всего, о вопросах регулирования права собственности на землю.

 Эта проблема решается с учетом специфики земельных отношений. Особенности земли как объекта правового регулирования определяют содержание различий методов и принципов правового регулирования, применяемых в гражданском и земельном праве.

 Так, в гражданском праве доминирующее значение имеет свобода волеизъявления субъектов гражданских правоотношений. Гражданское законодательство закрепляет принципы недопустимости вмешательства в частные дела, неограниченности находящегося в собственности имущества, свободы распоряжения собственностью. Часть 1 ст.

1 ГК предусматривает, что гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

 Иные принципы лежат в основе регулирования земельных отношений. Так, ст. 9 Конституции РФ закрепляет принцип приоритета публичных интересов в сфере регулирования земельных отношений.

Статья 36 Конституции, рассматриваемая в контексте со ст.

9, предусматривает элементы публично-правового характера регулирования отношений по поводу земли, устанавливая пределы осуществления права собственности на землю.

 Земельное право исходит из наличия у субъекта права собственности на землю не только права, но и обязанности использовать землю в соответствии с ее целевым назначением (ст. 53 ЗК).

Ограниченность земли в пространстве предполагает применение таких принципов, как нормирование площадей земельных участков, которые могут находиться в собственности, а также в пользовании.

Экологические и социальные интересы общества вызывают потребность в государственном контроле за использованием и охраной земель, в сфере земельного рынка, за совершением сделок с землей.

 Таким образом, в основе гражданского и земельного права лежат различные принципы. Гражданское право основано на обеспечении свободы имущественных прав субъектов, а земельное право — на обеспечении рационального использования и охраны земель как основы жизни и деятельности людей.

Принимая во внимание то обстоятельство, что земельные отношения являются по характеру имущественными отношениями, соотношение земельного и гражданского права в сфере регулирования права собственности и иных вещных прав на землю заключается в следующем. Прерогатива гражданского права — регулирование принципиально общих вопросов права собственности и иных прав на землю.

В земельном праве отражается специфика регулирования этих вопросов, обусловленная публичными, а не частными интересами.

Соотношение земельного права с экологическим правом и природоресурсовым правом.

Земельное право теснейшим образом связано с природоресурсовым правом и экологическим правом (правом окружающей среды). Эта взаимосвязь определяется единством природы, ролью и значением земли как одного из важнейших компонентов окружающей среды.

 Связь норм земельного права с нормами природоресурсового права, включающего в себя горное, водное, лесное, фаунистическое право, заключается в том, что использование природных ресурсов невозможно без использования земли. Земля — пространственный базис для эксплуатации всех природных ресурсов.

Рациональное использование природных ресурсов должно осуществляться с учетом их взаимосвязи, влияния друг на друга. Однако законодательство о природных ресурсах развивается по пути дифференцированного правового регулирования использования и охраны различных ресурсов природы.

Поэтому земельное право регулирует земельные отношения, а иные отрасли соответственно: горные, водные, лесные и другие отношения. Взаимосвязь земельного права и экологического права (права окружающей среды) состоит в том, что в земельном праве содержатся нормы, предусматривающие специальные требования, обеспечивающие сохранение окружающей среды.

К таким нормам относятся требования, предусматривающие ограничения изъятия сельскохозяйственных угодий, земель особо охраняемых природных территорий, земель, занятых лесами первой группы; определяющие порядок выбора мест размещения объектов и т.д.

В свою очередь, законодательство об охране окружающей среды содержит многочисленные нормы как общего, так и специального характера, реализация которых преследует цель обеспечения охраны земель от неблагоприятного антропогенного воздействия.

Источник: https://students-library.com/library/read/105587-ponatie-i-osobennosti-zemelnyh-otnosenij-kak-predmeta-zemelnogo-prava

Лекция 3 общие основы земельных отношений

Определите специфику земельных отношений

    1. Специфика земельных отношений, их субъекты и объекты.

    2. Аспекты земельных отношений.

    3. Закономерности развития земельных отношений.

Впроцессе труда и использования землилюди воздействуют не только на природуи на средства производства, но идруг на друга и вступаютв определенные отно­шения.Понятие земельныхотношений сводится к следующему:земельные отношения – это системасоциально-экономических связей поповоду владения, распоряжения ипользования землей.

Спецификаземельных отношений обуславливаетсяотличительными осо­бенностямиземли как средства производства. Этиособенности проявляются в экономике иполитике. Роль земельных отношенийв экономике определяется тем, что земляв этой сфере выступаетглавным источником получения продовольствиядля населения и сырьядля перерабатывающей промышленности.

Рольземельных отношений в политическойсфере определяется тем, что крестьяне,фермерыи другие землевладельцы составляютосновную или значительную частьнаселения большинства стран мира и то,чтоземля была есть и будет источникомборьбы.Формиро­вание земельных отношенийпроисходит на объектно-субъектнойоснове, т.е. в этомпроцессе есть участники и объектыземельных отношений.

Объектземельных отношений это – юридическиоднородный и пространственно-ограниченныйна местности земельный массив, по поводукоторого возникают земельные отношения.

К объектам земельныхотношений относятся:

– земельные участкии их части;

– земельные доли;

– права на земельныеучастки, их части и земельные доли.

Субъектами земельныхотношений являются все их участники,наделенные земельными правами и несущиеобязанности, предусмотренные земельнымзаконодательством.

Важноезначениев системе земельных отношений имеютформы собственности на землю, которыесоставляют их основу и являютсяфундаментом земельных отношений.

Так,при первобытнообщинном строе существовалаобщинная форма зе­мельнойсобственности, при рабовладельческомпоявилась частная, которая получиласвое развитие при феодальном строе икапитализме. Этим формам и соответствовализемельные отношения. После Октябрьскойреволюции 1917 г.

, врезультате национализации земли, былаустановлена монопольная государственнаяземельная собственность, в соответствиис которой сформировались так называемыесоциалистические земельные отношения.

В результате проведения с 1990 годаземельной реформы и введением нарядус государственной частной собственностина землю, происходит и коренная перестройказемельных отношений.

Важнейшимаспектом земельных отношений являютсяметоды и способы управленияземельными ресурсами.

Важнымаспектом земельных отношений являютсярентные отношения Рента– доход, получаемый за предоставлениев пользование другим лицам некоторыхфакторов производства (земли, капитала).

Земельнымотношениям феодального периодасоответствовали три фор­мыземельной ренты – отработочная (барщина),рента продуктами (оброк) и денежнаярента(денежный оброк).

Капитализмуприсущи две формы земельной ренты- дифференциальная (разностная) иабсолютная.

Дифференциальная рента- это добавочная прибыль, получаемаятогда, когда индивидуальная ценапроизводства ниже общественной,формирующейся на основе среднеобщественныхусловий производства.

Существуетдве формы дифференциальной ренты -дифрента Iи дифрен-таII.Дифференциальная рента I– это дополнительная прибыль, возникающаявследствие дифференциации земельныхучастков по плодородию или местоположениюи получаемая на средних и лучших участках.

ДифрентаIвозникает при любых формах земельнойсобственности и за­висит от продажнойцены продукции, полученной на худшихземлях. Поэтому дифрентаIсвязана с плодородием почвы и расположениемземельных участков поотношению к рынкам сбыта, транспортнымпутям и т.д.

Дифференциальнаярента IIдополнительная прибыль, возникающая врезультате новых капитальных вложений.Этот вид ренты возникает в том случае,когда рентабельность осуществленныхкап. вложений выше нормы прибыли в даннойотрасли или регионе.

Абсолютнаяили монопольная рента – дополнительнаяприбыль, возникающая вследствие того,что сельскохозяйственное предприятиерасположено в исключительных природныхусловиях.

Другимважным аспектом земельных отношенийявляется аренда и субаренда земельныхучастков. Арендаземли – это определенная формаземлепользования, при которой собственникземли (арендодатель) за определеннуюплату (называетсяарендная плата) передает земельныйучасток в пользование другому лицу(арендатору) для ведения хозяйства наустановленный между ними по договорусрок аренды.

Вслучае субаренды землепользователь-арендатор(посредник-арендатор) передаетсвой участок третьему лицу в субарендуили вторичную аренду.

Следующимважным аспектом земельных отношенийявляется образование, укрупнение,разукрупнение землевладений иземлепользовании.

Землевладение- обладаниеучастками земли отдельными лицами,груп­пойили государством на правах собственности.

Землепользование- пользованиеземельными участками отдельными ли­цами,государственными предприятиями,организациями и учреждениями.

Формыземлевладений и землепользованиискладываются в установлен­номзаконом порядке и с развитием обществаизменяются.Например, в первобытнообщинном строепроизошелпередел земли между родовымиплеменами, общинами, и семьями (дворами),что привело к образованиюразличных форм землепользования.

Прирабовладельческом строеглавным было землепользованиеземлевладельцев, а также землепользованиесвободных крестьян с частной земельнойсобственностью. Прифеодальном строе – землепользованиефеодалов.

В капиталистическом обществе появляютсякрупные магнаты, капиталисты-арендаторыи мелкие землевладения крестьян­скихи фермерских хозяйств.

ВСССР собразованием государственных хозяйстви проведением коллективизации былиобразованы в основном две формыхозяйствования:совхозы и колхозы.

Припроведении земельной реформы в Россиибывшие совхозы и колхозыв своем подавляющем большинстве былипреобразованы в общества, това­рищества,крестьянские хозяйства и их ассоциации,сельхозкооперативы. Следовательно,каждый из аспектов оказывает своевлияние на развитие исовершенствование земельных отношений.

Источник: https://studfile.net/preview/5868233/page:5/

Особенности земельных правоотношений

Определите специфику земельных отношений

Общественные отношения — не отношения человека к вещи или объектам природы, а отношения между людьми по поводу этих материальных предметов. Земля становится объектом земельных отношений вследствие ее использования людьми, присвоения продуктов земли и использования ее полезных свойств.

Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений.

Земля как объект общественных отношений даже в тех случаях, когда к ней прикладывается человеческий труд, в нее вкладываются денежные средства, продолжает оставаться объектом природы(основная особенность).

Особенности земельных отношений заключаются в том, что их возникновение и развитие непосредственно связаны с имущественным характером данных правоотношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли и регулируются земельным и гражданским законодательством. Особый характер имущественных отношений по поводу земли обусловлен её незаменимостью, ограниченностью в пространстве, и особой экологической функцией

Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории.

В этих случаях их акты имеют властный характер, иллюстрацией чего могут служить обязательные предписания при ведении государственного земельного кадастра, зонирование земель, санитарные и ветеринарные правила, требования по охране природы, сервитуты и др.
Во-вторых, как собственники земельных участков.

В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений: гражданами и юридическими лицами (ч.2 ст.9, ст.10 и 11 Земельного кодекса).
Будучи одним из видов правоотношений, земельные правоотношения обладают общими для всех правоотношений чертами:

• общественный характер;

• основываются на законе. Они выступают как результат регулирования.

Особенности земельных отношений

1. являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли;

2. являются сложными, комплексными отношениями, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства.

8.­ ­Классификация земельных правоотношений.­

Виды земельных правоотношений.

Классификация земельных правоотношений.

В зависимости от содержания:

1) отношения по предоставлению земельных участков.

1) Отношения по использованию земельных участков ( 7 категорий земель определяют виды использования)

2) Отношения по охране земель от вредного антропогенного и природного воздействия.

3) Управленческие отношения ( обязательным участником являются органы гос власти или..)

В зависимости от характера:

• Материальные земельные отношения = общественные отношения, урегулированные нормами ЗП, устанавливающие права и обязанности участников

• Процессуальные = ОО, урегулированные нормами права, которые устанавливают порядок деятельности юрисдикционных органов по принудительной реализации земельно-правовых норм, разрешению земельных споров и привлечению виновных лиц к ответственности

• Процедурные = нормы ЗП, устанавливающие порядок положительной позитивной деятельности уполномоченных субъектов

По функциональному назначению:

• Регулятивные

• Правоохранительные

По хозяйственному назначению земель выделяют 7 видов в зависимости от категории земельного участка в соответствии со ст. 7 ЗК РФ

Можно классификацироввть правоотношения по:

1) по содержанию

2) По субъектам

3) По нормам права ( материальные и процессуальные)

4) Специфика институтов земельного законодательства

Земельно-правовые нормы.

= установленные и санкционированные государственными органами и обеспеченные силой государственного принуждения общеобязательные правила поведения участников земельных правоотношений.

Характер земельных правоотношений повлиял на структурные элементы земельно-правовых норм, которые часто содержаться в разных статьях НПА или даже в различных актах не только ЗП.

Классификация.

По характеру предписания и способу воздействия:

• Материально-правовые нормы:

o Нормы положительного правового регулирования (регулятивные нормы):

♣ Управомочивающие = направленные на реализацию участником З правоотношений определенных действий

♣ Обязывающие = обязанность совершить определенные положительные действия

♣ Запретительные = запрещают совершать противоправные действия

♣ Компенсационные = обязанность участников возмещать причиненный правомерный вред

o Нормы-гарантии = обеспечивают соблюдение регулятивных норм ЗП:

♣ Поощрительные = направлены на повышение заинтересованности землепользователей в рациональном использовании и охране земель

♣ Карательные нормы = устанавливают принуждение субъектов земельных правоотношений к выполнению предписаний регулятивных норм, а также ответственность субъектов земельных правоотношений за виновное противоправное невыполнение или нарушение данных предписаний

• Процессуальные нормы:

o Правонаделительные = определяют порядок предоставления участникам земельных правоотношений каких-либо прав, законных интересов

o Правообеспечительные = устанавливают порядок реализации предоставленных субъектам прав и обязанностей

o Правоохранительные = устанавливают порядок разрешения земельных споров

o Правопрекращающие нормы = определяют порядок прекращения прав на земельный участок, при этом значительную роль в реализации этого вида норм играют предупредительные административно-правовые меры (превентивные), а также меры пресечения административного правонарушения, восстановительные меры и меры административной ответственности.

9.­ ­Участники (субъекты) и объекты земельных ­правоотношений.

Источник: https://poisk-ru.ru/s22648t13.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.