Определение местоположения границ земельного участка

По вопросу уточнения местоположения границ земельного участка, Письмо Минэкономразвития России от 27 апреля 2017 года №ОГ-Д23-4928

Определение местоположения границ земельного участка

Департамент недвижимости Минэкономразвития России (далее – Департамент недвижимости) сообщает.

В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г.

N 437 (далее – Положение), Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в отнесенных к его ведению сферах деятельности.

Согласно Положению Минэкономразвития России не наделено полномочиями по официальному разъяснению законодательства Российской Федерации, а также практики его применения.

Вместе с тем полагаем возможным отметить следующее.

В указанный в обращении период с 1 января 2012 года по 31 января 2013 года государственный кадастровый учет земельных участков осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ “О государственном кадастре недвижимости” (с 1 января 2017 г. “О кадастровой деятельности”, далее – Закон N 221-ФЗ).

Согласно части 7 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) местоположение границ земельного участка устанавливалось посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

При этом значения таких координат должны были соответствовать установленным на основании Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Таким образом, уточнение местоположения границ земельного участка осуществляется посредством уточнения координат характерных точек его границ.

Исходя из комплексного анализа положений части 3 статьи 25, части 4 статьи 27, частей 7, 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.), уточнение местоположения границ земельного участка допускалось в следующих случаях:

– при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;

– в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

– в случае, если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

– при исправлении кадастровой ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости.

При этом Законом N 221-ФЗ не предусматривалось установление допустимых пределов изменения значений координат характерных точек границ земельного участка при их уточнении.

Согласно части 8 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.) при уточнении границ земельного участка, их местоположение определялось исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании, при отсутствии таких документов в соответствии с иными документами, указанными в пункте 67 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 24 ноября 2008 г. N 412 (далее – Требования, утратил силу с 1 января 2017 года в связи с изданием приказа Минэкономразвития России от 21 ноября 2016 г. N 733), подтверждающими фактическое местоположение границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет.

Документами, определявшими местоположение границ земельных участков при их образовании, а также документами, позволяющими подтвердить существование границ земельного участка на местности пятнадцать и более лет, могут быть любые документы, изданные уполномоченным органом (организацией), отвечающие требованиям законодательства, действовавшего в месте издания соответствующего документа на момент его издания, и подтверждающие образование земельного участка или соответственно фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

В частности, в качестве вышеуказанных документов, подтверждающих существование на местности границ земельных участков пятнадцать и более лет могут быть использованы ситуационные планы, содержащиеся в технических паспортах объектов недвижимости, расположенных на таких земельных участках, подготовленных органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры, строительства и жилищного хозяйства, городских, поселковых, сельских органах местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.

При этом в случае отсутствия указанных в части 9 статьи 38 Закона N 221-ФЗ (в редакции до 1 января 2017 г.

) документов или отсутствия в таких документах сведений, позволяющих определить местоположение уточняемых границ земельного участка, согласно пункту 67 Требований их местоположение определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой государственного кадастра недвижимости, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности масштаба 1:5000 и крупнее, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

В данном случае согласно пункту 67 Требований в разделе межевого плана “Заключение кадастрового инженера” в виде связного текста приводится обоснование местоположения уточненных границ земельного участка.

Дополнительно отмечаем, что ответственность за внесенные в межевой план сведения несет кадастровый инженер, подготовивший такой межевой план (часть 4 статьи 14.35 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Государственный кадастровый учет земельного участка в связи с уточнением местоположения границ земельного участка осуществляется на основании представленного в орган кадастрового учета заявления и подготовленного кадастровым инженером межевого плана (статья 13, 14, 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”).

Требования к подготовке межевого плана, утверждены приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. N 921.

Согласно части 1 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном Законом N 221-ФЗ порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ, в случае если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН).

Дополнительно отмечаем, что в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, должно быть согласовано местоположение границ земельных участков, сведения о которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (независимо от наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений о зарегистрированных правах на указанные земельные участки либо сведений о координатах характерных точек их границ или иного описания местоположения границ), если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ таких земельных участков.

Согласно части 2 статьи 39 Закона N 221-ФЗ предметом согласования местоположения границ земельных участков является определение местоположения границы земельного участка, одновременно являющейся границей другого земельного участка.

В связи с изложенным, если земельный участок граничит с землями, находящимися в государственной или муниципальной собственности (не с земельными участками), то согласование местоположения в отношении такой границы в порядке, установленном Законом N 221-ФЗ, не проводится.

Результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана (часть 1 статьи 40 Закона N 221-ФЗ).

Согласование местоположения границ согласно части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве:

– собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование);

– пожизненного наследуемого владения;

– постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным или муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование);

– аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Согласно пункту 2 статьи 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 г. N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (далее – Закон N 137-ФЗ) распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется:

органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органом местного самоуправления городского поселения в отношении земельных участков, расположенных на территории такого поселения, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных указанным пунктом;

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя в отношении земельных участков, расположенных в границах указанных субъектов, если законами указанных субъектов не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации – городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга, Севастополя;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог федерального значения;

федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, в случае, предусмотренном пунктом 12 статьи 3.4 Закона N 137-ФЗ;

органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае предоставления земельных участков для размещения автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Учитывая изложенное, заинтересованным лицом при согласовании местоположения границ земельных участков, находящихся в муниципальной или государственной собственности (если такие земельные участки не предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, а также гражданам или юридическим лицам (за исключением муниципальных учреждений, казенных предприятий) в постоянное (бессрочное) пользование либо в аренду на срок менее пяти лет) являются:

орган местного самоуправления, если земельные участки находятся в муниципальной собственности или государственной собственности до ее разграничения в предусмотренных абзацами 2-5 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях;

органы федеральной исполнительной власти, если земельные участки находятся в федеральной собственности или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 6, 7 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях;

органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, если земельные участки находятся в собственности субъекта Российской Федерации или государственной собственности до ее разграничения, в предусмотренных абзацами 5, 8 пункта 2 статьи 3.3 Закона N 137-ФЗ случаях.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Закон) к муниципальным образованиям относятся городское или сельское поселение, муниципальный район, городской округ, городской округ с внутригородским делением, внутригородской район либо внутригородская территория города федерального значения.

Полномочия муниципального образования, в том числе на распоряжение земельными участками и участие в согласовании местоположения границ земельных участков определяются уставом такого муниципального образования.

Электронный текст документаподготовлен АО “Кодекс” и сверен по:официальный сайтМинэкономразвития Россииwww.economy.gov.ru

по состоянию на 06.07.2017

Источник: http://docs.cntd.ru/document/456075915

Какими документами подтвердить и чем еще доказать границы земельного участка в суде?

Определение местоположения границ земельного участка

В редакции по состоянию на 05 мая 2017 г.

По спорам о границах земельных участков самое главное и самое сложное – доказать местоположение этих границ. О том, чем в суде подтвердить границы участка расскажу в этой заметке.

1. В первую очередь доказательством местоположения границ является правоустанавливающий или правоподтверждающий документ на земельный участок, если такой документ содержит сведения о границах. Это могут быть решения о предоставлении земельных участков, свидетельства и иные документы о правах на участки.

Во вторую очередь границы земельного участка могут подтверждать документы, которыми оформлялось образование участка. Таковыми являются, например, схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и решение об утверждении этой схемы, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

В соответствии с ч. 10 ст. 22 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ (редакция от 03 июля 2016 г.

) «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Должен сказать, что на практике перечисленные выше документы с точным указанием границ встречаются крайне редко, поэтому доказательную базу в судебных делах обычно составляют документы, подтверждающие фактические границы.

2. Доказательствами местоположения границ земельного участка являются ситуационные планы из местного бюро технической инвентаризации (БТИ) и материалы различных топографических съемок.

В разделе «2.9.

Споры об определении границ земельных участков» Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 – 2013 год (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 02 июля 2014 г.

) разъяснено следующее: «Установление местонахождения спорной границы участка осуществляется судом путем сравнения фактической площади с указанной в правоустанавливающих документах (первичных землеотводных документах) с помощью существующих на местности природных или искусственных ориентиров (многолетних насаждений, жилого дома, хозяйственных и бытовых построек, трубопроводов и др.) при условии, что они зафиксированы в планах обмеров органов технической инвентаризации, топографических съемках или иных документах, отражающих ранее существовавшие фактические границы».

Вообще судьи скептически относятся к планам БТИ, если речь идет о подтверждении границ участков. Тем не менее, по разъяснениям Верховного Суда РФ такие планы имеют равное значение с другими доказательствами.

3. Доказательствами могут быть фотопланы местности, подтверждающие фактические границы земельного участка.

Пунктом 70 Требований к подготовке межевого плана (утверждены приказом Минэкономразвития России от 08 декабря 2015 г. № 921) в редакции от 23 ноября 2016 г.

установлено, что при отсутствии документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

4.

Подтверждать фактические границы участка, существующие на местности 15 и более лет, могут также материалы межевых и землеустроительных дел из государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства; материалы лесоустройства, планово-картографические материалы, имеющиеся в районных органах архитектуры и в местной администрации; документы по территориальному планированию (в том числе планшеты) муниципальных образований (схемы территориального планирования муниципальных районов, генеральные планы поселений, генеральные планы городских округов); проекты организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения; и иные документы.

Такие разъяснения даны в письме Росреестра от 16 февраля 2016 г. № 19-00221/16 «О рассмотрении обращения». Этими разъяснениями можно руководствоваться как справочным материалом, когда Вы собираете свои доказательства.

5. И, пожалуй, последнее по значимости – свидетельские показания. Совсем сбрасывать их со счетов нельзя, но и особых надежд возлагать на них не стоит.

Убедитесь, что свидетели действительно знают, какой сложился порядок землепользования спорными участками, и могут дать четкие показания по этому вопросу. Ведь в немалой степени негативное отношение к свидетельским показаниям обусловлено тем, что стороны часто приводят в суд непонятно кого, но только не свидетелей.

С уважением,
адвокат Маковеев Сергей Иванович

Источник: https://www.advokat-makoveev.ru/?p=218

Позиция СРО о полномочиях кадастрового инженера на подтверждение существования границ 15 и более лет

Определение местоположения границ земельного участка

Анализ информации по приостановлениям, позволяет выделить ряд вопросов, вводящих дополнительные (не установленные законом) требования к выполнению кадастровых работ.

В начале приведем Постановление № 18АП-1230/2019 18го Арбитражного апелляционного суда по делу № А47-7416/2018.

Теперь подробно с отсылкой к нормам действующего законодательства

Исходные данные:

К таким вопросам относится требование подтверждения границ на местности 15 и более лет при наличии правоподтверждающего документа. Полагаем целесообразным рассмотреть на примере формулировки из приостановления:

«Правила оформления межевого плана объекта недвижимости (далее – межевой план) установлены Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 № 921 «Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке (далее – Требования к межевому плану)».

В нарушение п.70 Требований в реквизитах «InputData» и «Conclusion» xml-схемы межевого плана отсутствует информация (реквизиты) о документах, подтверждающих местоположение границ уточняемых земельных участков на местности 15 и более лет».

Проведя всесторонний анализ действующего законодательства, считаем необходимым обратить внимание на необоснованность указанной формулировки, превышение пределов правовой экспертизы документов со стороны государственного регистратора и, как следствие, – незаконность решения о приостановлении (отказе):

Согласно ч.3 ст.67 Федерального закона от 13.07.

2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (Далее – Закон о регистрации) – « Государственный регистратор прав несет ответственность , установленную федеральным законом, за необоснованное (не соответствующее основаниям, указанным в статье 26 настоящего Федерального закона) приостановление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и необоснованный (не соответствующий основаниям, указанным в статье 27 настоящего Федерального закона) отказ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав или уклонение от осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав».

Таким образом, предел правовой экспертизы регистратора ограничен основаниями, перечисленными в ст.27 (ч.1 ст.26) Закона о регистрации. При этом ни в одном из этих пунктов не предусмотрена возможность отказа в государственном кадастровом учете на основании того, что кадастровым инженером нарушены нормы, связанные с установлением границ земельного участка.

Кадастровый инженер является лицом наделенным специальным правом на проведение работ по определению местоположения границ земельного участка (ст.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (Далее – Закон о кадастровой деятельности), и вмешательство в его деятельность недопустимо.

Таким образом, вопросы определения местоположения границ земельных участков, тем более установление достаточных или недостаточных сведений (документов) для выполнения кадастровых работ являются исключительной компетенцией кадастрового инженера и не могут являться предметом оценки регистрирующего органа и тем более не являются основанием для отказа.

Вместе с тем, в случаях нарушения кадастровым инженером порядка (алгоритма) производства кадастровых работ, государственным регистратором может быть подана жалоба в саморегулируемую организацию, в которой состоит кадастровый инженер, которая, согласно  п.2 ч.8 ст. 30 Закона о кадастровой деятельности, наделена соответствующими контрольными функциями.

Аналогичной позиции придерживается 18 Арбитражный апелляционный суд в постановлении по делу А47-7416/2018:

Наряду с этим, апелляционный суд соглашается с правовой позицией заявителя о том, что определение местоположения границ земельного участка, исходя из части 8 статьи 22 Закона № 218-ФЗ и части 4.2. статьи 1 Федерального закона от 24.07.

2007 № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», является компетенцией кадастрового инженера, а нормы части 10 статьи 22 Закона № 218-ФЗ устанавливают алгоритм определения местоположения земельного участка при межевании, и правоустанавливающий документ на земельный участок является одним из документов, позволяющих определить местоположение.

При отсутствии у регистрирующего органа достоверных сведений о неправильном определении местоположения земельного участка по результатам межевых работ, препятствующих проведению кадастрового учета земельного участка, основания для оценки действия кадастрового инженера в части полномочий по определению местоположения объекта недвижимости при проведении регистрационных действий отсутствуют».

Незаконность приведенного решения о приостановлении (отказе):

Государственный регистратор в решении указывает, что в сведениях межевого плана отсутствуют реквизиты документов, подтверждающих местоположение границ уточняемых земельных участков на местности 15 и более лет. В обоснование такого требования ссылается на п.70 Требований к подготовке межевого плана и ч.10 ст.22 Закона о регистрации недвижимости.

Однако, согласно ч.10 ст. 22 Закона о регистрации недвижимости:

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка».

Требование о необходимости подтверждения местоположение границ уточняемых земельных участков на местности 15 и более лет возникает лишь по совокупности двух обстоятельств:

  1. отсутствует документ подтверждающий право;
  2. имеется документ, определивший местоположение границ земельного участка при его образовании, но в нем отсутствуют сведения о местоположении (координаты).

Результатом вольного изложения в тексте решения об отказе нормы ч.10 ст.

22 Закона о регистрации недвижимости, Регистратор обязывает кадастрового инженера руководствоваться документами, которые не поименованы в такой норме или же необходимость использования которых наступает при отсутствии документа, подтверждающего право.

При этом, в нарушение установленного в Законе, Регистратор ограничивает рамки сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право, необходимые для кадастрового инженера для проведения кадастровых работ.

Очевидным представляется логичность и дальновидность законодателя, ведь именно документ подтверждающий право содержит достаточные для определения местоположения границ сведения, а именно: сведения о субъекте права (фамилия, имя, отчество для физического лица и наименование и ОГРН для юридического), сведения об объекте права (адрес, площадь).

Согласно ч.8 ст.22 Закона о регистрации недвижимости:

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Согласно п. 4.2. ст. 1 Закона о кадастровой деятельности:

В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при выполнении кадастровых работ кадастровыми инженерами определяются координаты характерных точек границ земельного участка (части земельного участка), координаты характерных точек контура здания, сооружения, частей таких объектов недвижимости, координаты характерных точек контура объекта незавершенного строительства, осуществляется обработка результатов определения таких координат, в ходе которой определяется площадь объектов недвижимости и осуществляется описание местоположения объектов недвижимости, проводится согласование местоположения границ земельного участка».

Согласно п. 2 Приказа Министерства экономического развития РФ от 1 марта 2016 г.

№ 90 “Об утверждении требований к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, требований к точности и методам определения координат характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, а также требований к определению площади здания, сооружения и помещения” (далее – Приказ 90):

Положение на местности характерных точек границы земельного участка и характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке (далее – характерные точки, характерная точка) описывается их плоскими прямоугольными координатами, вычисленными в системе координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно п. 3 Приказа 90:

Координаты характерных точек определяются следующими методами:

  1. геодезический метод (триангуляция, полигонометрия, трилатерация, прямые, обратные или комбинированные засечки и иные геодезические методы);
  2. метод спутниковых геодезических измерений (определений);
  3. фотограмметрический метод;
  4. картометрический метод;
  5. аналитический метод».

Таким образом, законодателем кадастровому инженеру вменена обязанность по определению координат характерных точек границ земельного участка в соответствии с методами, приведеннвыми в Приказе 90. Поименованные в ч.10 ст.22 Закона о регистрации документы лишь помогают кадастровому инженеру в исполнении этой обязанности.

Существо обязанности кадастрового инженера по использованию исходных документов, указанных в ч.10 ст.22 Закона о регистрации недвижимости сводится к следующему:

  • Кадастровый инженер исследует вопрос наличия/отсутствия документа, подтверждающего право.При этом, для идентификации границы земельного участка на местности и проведения работ по определению его границ (Приказ 90), кадастровый инженер:
  • обращается к субъекту права, сведения о котором содержатся в документе, подтверждающем право;
  • выезжает на местность (Приказ 90) по адресу, указанному в документе, подтверждающем право и инструментально (с использованием поименованных в межевом плане приборов) определяет координаты характерных точек границ такого земельного участка (ч.4.2. ст.1 Закона о кадастровой деятельности, Приказ 90);
  • по результатам определения координат производит расчет площади земельного участка (ч.4.2. ст.1 Закона о кадастровой деятельности);
  • сравнивает полученное значение площади с тем, которое содержится в документе, подтверждающем право и при изменении значения площади, указанной в документе, подтверждающем право на величину, в допустимых пределах (п.32 ч.1 ст.26 Закона о регистрации недвижимости);
  • подготавливает акт согласования границ земельного участка и проводит процедуру согласования установленных границ с заинтересованными лицами (ст.39 Закона о кадастровой деятельности).

Для исполнения предусмотренной ч.4.2. ст.1 Закона о кадастровой деятельности нормы необходимым и достаточным является наличие документа, подтверждающего право, содержащего сведения о субъекте права и объекте права.

В случаях отсутствия документа, подтверждающего право (во втором приближении, когда сведения о земельном участке содержатся в ЕГРН, но сведения о правообладателях отсутствуют) согласно ч.

10 ст.22 Закона о кадастровой деятельности, кадастровому инженеру надлежит руководствоваться сведениями из документа, определявшего местоположение границ земельного участка при его образовании.

Документы, определявшие местоположение границ земельного участка при образовании (это документы, в соответствии с которыми земельные участки формировались) делятся на две категории:

  • документы об образовании земельного участка, в которых содержатся координаты (=сведения о местоположении согласно ч.8 ст.22 Закона о кадастровой деятельности) и которые начали изготавливаться муниципалитетами с 01 марта 2015 года во исполнение Приказа Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 г. N 762 “Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории в форме электронного документа, формы схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, подготовка которой осуществляется в форме документа на бумажном носителе”.
  • документы об образовании земельного участка, в которых не содержатся сведения о координатах (=сведения о местоположении границ согласно ч.8 ст.22 Закона о регистрации недвижимости) и которые издавались в разные периоды времени различными уполномоченными органами (Администрации, РайКомЗемресурсы и т.д.). Например, к таким документам относятся документы-основания для выдачи свидетельства образца 90-х годов.

Согласно п.70 Требований к подготовке межевого плана, в разделе «Исходные данные» межевого плана указываются реквизиты документов, использованных кадастровым инженером во исполнение ч.10 ст.22 Закона о регистрации недвижимости.

Сама формулировка (конструкция нормы) п.70 Требований исключает необходимость включения в состав межевого плана таких документов, а равно не предполагает любые оценочные суждения относительно их состава со стороны государственного регистратора: указываются реквизиты исходных документов, а не сам документ.

По мнению Союза‚ в указанной ситуации‚ основание приостановления (отказа) не обосновано. Будь в курсе! Вступай в сообщество самого демократичного СРО кадастровых инженеров! Сообщество создано для информационного обмена, диалога, обсуждения проблемных вопросов отрасли, консультирования и просто общения приятных во всех отношениях людей ) ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Источник: https://kiportal.ru/stati/stati-i-analitika/poziciya-sro-v-chasti-polnomochij-kadastrovogo-inzhenera-na-podtverzhdenie-sushchestvovanie-granic-15-i-bolee-let.html

Особенности подготовки межевых планов в связи с уточнением местоположения границ земельных участков

Определение местоположения границ земельного участка

Уточнение границ земельного участка – это важная и необходимая процедура для собственника участка, которая позволяет ему решить следующие задачи:

  • предотвратить споры о границах земельных участков со смежными землепользователями;
  • свободно распоряжаться земельным участком, в том числе преобразовывать его путем раздела, выдела, объединения с другими смежными участками;
  • получить разрешительную документацию при возведении объектов капитального строительства;
  • уменьшить риск признания возведенных построек самовольными (например, как установленных на недостаточном расстоянии от границы участка).

В данном материале мы рассмотрим вопросы, связанные с подготовкой межевых планов земельных участков и осуществлением государственного кадастрового учета в связи с уточнением местоположения границ земельных участков, в том числе в случаях выявления несоответствия установленных границ земельного участка его фактическому положению на местности.

1. В каких случаях возможно уточнение местоположения границ земельного участка?

Уточнение местоположения границ земельного участка – это комплекс работ и процедур, направленных на установление и юридическое закрепление границ участка с определением координат характерных (поворотных) точек границ с нормативной точностью.

В соответствии с Законом о государственной регистрации недвижимости ( ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г.

№ 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости” (Закон о регистрации)) уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади.

Такое уточнение не связано с образованием новых земельных участков при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый участок сохраняется в измененных границах.

Осуществляться уточнение местоположения границ может только в отношении земельного участка, сведения о котором внесены в Единый государственный реестре недвижимости (ЕГРН), при условии, что такие сведения не соответствуют установленным законом требованиям к описанию местоположения границ земельных участков (Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 01.03.2016 № 90). Иными словами, уточнение допускается не только в случае отсутствия в ЕГРН сведений о местоположении границ земельного участка, но и в случае, если их местоположение не соответствует установленным требованиям к точности.

Итак, уточнение местоположения границ земельного участка возможно в следующих случаях:

  • при отсутствии в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
  • в случае, если содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения (например, при отсутствии ЕГРН сведений о нормативной точности определения координат характерных точек границ земельного участка);
  • в случае, если содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
  • при исправлении реестровой ошибки в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка (например, в случае пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства – самовольного занятия земельных участков);
  • по вступившему в законную силу решению суда.

Указанные обстоятельства являются основанием для выполнения соответствующих кадастровых работ и государственного кадастрового учета на основании подготовленных документов.

Чтобы избежать земельных споров с соседями, невольного нарушения земельного законодательства,  не столкнуться с прочими негативными последствиями неустановленных границ земельного участка, рекомендуем Вам своевременно провести работы по уточнению местоположения границ.

Для начала удостоверьтесь, что сведения о Вашем земельном участке внесены в ЕГРН и описание его границ нуждается в уточнении.

Сделать это можно самостоятельно либо, прибегнув к помощи опытных специалистов нашего проекта – закажите “ПАСПОРТ ОБЪЕКТА” и получите в течение 1-2- дней всю необходимую информацию вместе с рекомендациями в одном документе.

2. Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении

Порядок определения местоположения границ земельного участка при их уточнении установлен Законом о регистрации (ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации), а также Требованиями к подготовке межевого плана (п. 70 Требований, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 8 декабря 2015 г. № 921).

Так, в соответствии с Законом о  регистрации при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или, при отсутствии такого документа, исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. В свою очередь, при отсутствии в проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности 15 и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 10 ст. 22 Закона о регистрации).

Таким образом, на сегодняшний день законодатель в порядке приоритетности определяет следующие способы установления границ земельных участков:

  1. установление границ на основании сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок;
  2. установление границ исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании;
  3. установление границ в соответствии с утвержденным проектом межевания территории;
  4. установление границ в соответствии с фактическим землепользованием (границами, существующими на местности 15 и более лет и закрепленными с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения).

Подробнее…

Природными объектами являются объекты местности, возникшие без участия человека в силу природных явлений (например, складки местности, бровки оврагов и иные элементы ландшафта), позволяющие идентифицировать границу земельного участка (в том числе с помощью картографического материала), а объектами искусственного происхождения являются объекты, расположенные на поверхности земли, созданные трудом человека, например ограждения, стены зданий и иные конструктивные элементы разграничивающего характера.

Источник: https://vladeilegko.ru/situations/osobennosti-podgotovki-mezhevykh-planov-v-svyazi-s-utochneniem-mestopolozheniya-granits-zemelnykh-uch/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.