Общий земельный участок

Как оформить в собственность землю общего пользования

Общий земельный участок

Законом определен перечень категорий земель, которые могут передаваться в собственность граждан и юридических лиц. Отдельные территории, предназначенные для общего пользования граждан и обеспечения муниципальных нужд, практически полностью исключены из гражданского оборота.

Самовольный захват земли общего пользования

К землям общего пользования, которые не могут передаваться в частную собственность, относятся дороги и улицы, водные объекты и прибрежные зоны для общего пользования граждан, парковые зоны населенных пунктов, иные аналогичные территории. Ключевым назначением таких земель является обеспечение общественных, государственных и муниципальных нужд.

На бытовом уровне к землям общего (совместного) пользования можно отнести:

  • неразграниченные территории садоводческих некоммерческих и иных товариществ, если земля предоставлялась для совместной обработки, ведения личного хозяйства, садоводства и огородничества;
  • территории с неопределенным правовым статусом между участками, принадлежащими гражданам на праве собственности (такие ситуации нередко возникают, если давность предоставления участков не позволяет найти правоустанавливающие и межевые документы);
  • участки под домовладениями, в которых проживает сразу несколько семей (при выделении такого жилья права на земли могли вовсе не оформляться).

В перечисленных случаях права на участок можно оформить в результате выдела своей доли, межевания, или согласования границ.

В отдельных случаях земли общего пользования могут передаваться во временное пользование гражданам и юридическим лицам. Это может быть связано с ведением предпринимательской деятельности, для возведения временных объектов торговли, для проведения культурных, спортивных и иных мероприятий. В этом случае заключается договор аренды с муниципальным образованием, владеющим земельным фондом.

Самовольный захват земли общего пользования является наказуемым деянием. Ответственность будет наступать, если виновное лицо, занимающее участок или его часть, не имеет соответствующих прав. Это относится не только к захвату земель общего пользования, но и к частным или арендованным участкам. Наказание назначается в следующих размерах:

  • частным лицам грозит штраф от 1 до 1,5% кадастровой стоимости участка, но не менее 5 тыс. руб.;
  • должностные лица заплатят в бюджет от 1,5 до 2% от кадастровой стоимости, но не менее 20 тыс. руб.;
  • организации и ИП получат штраф от 2 до 3% от кадастровой стоимости, но не менее 100 тыс. руб.

Если кадастровая стоимость участка не определена, будет применяться санкция в фиксированных денежных суммах. Граждане заплатят от 5 до 10 тыс. руб., должностные лица от 20 до 50 тыс. руб., предприятия от 100 до 200 тыс. руб.

Выявить самовольный захват участка может сам собственник, уполномоченные представители муниципалитета, земельные инспекторы. Основанием для назначения штрафа является административный протокол, а перечислить его нужно в муниципальный бюджет.

block_attantion

Кроме уплаты штрафа, виновное лицо будет обязано компенсировать ущерб почвенному слою, зеленым насаждениям и знакам ограждения, убрать незаконные постройки, фактически освободить территорию. Для этого может подаваться гражданский иск в суд.

Незаконный захват земли общего пользования

При отсутствии прав на участок, любые виды пользования им будут рассматриваться как нарушение закона. Незаконный захват земли общего пользования может выражаться в следующих формах:

  • перенос межевых знаков и ограждения на чужую территорию;
  • возведение построек на чужом участке либо землях общего пользования без разрешения правообладателя;
  • пользование землей после истечения срока аренды или иного временного права владения;
  • самозахват земли муниципального фонда.

Пока не будут оформлены права на неразграниченный участок, возникают основания для административной или гражданской ответственности. Как нарушение будет рассматриваться и ограничение доступа граждан к землям общего пользования (например, при возведении забора или иного ограждения перед прибрежной зоной водоема).

Чтобы устранить нарушение, можно оформить права на участок, если это позволяет закон. Для этого нужно обратиться в муниципалитет, заказать межевание, определить границы и согласовать их с владельцами смежных участков. После выполнения этих процедур, нужно зарегистрировать право собственности или арендный договор через Росреестр.

Разрешение земельных споров

Большинство земельных споров связано с нарушением чужих прав. Помимо самовольного захвата территорий общего пользования, предметом спора может являться:

  • раздел общего участка или выдел своей доли;
  • разграничение земель между участниками садоводческого некоммерческого товарищества;
  • определение границ между двумя и более смежными участками;
  • нарушение мест размещения межевых знаков и ограждений;
  • причинение ущерба почвенному слою, загрязнение и захламление земли;
  • нарушение целевого назначения и разрешенного вида использования участка.

Разрешение земельных споров проходит путем согласования между участниками конфликта либо в судебном порядке.

Как оформить землю в собственность

Если участок не относится к землям общего пользования, его можно оформить в частную собственность. Закон допускает следующие варианты оформления земли в собственность:

  • путем выкупа на аукционе либо без проведения торгов;
  • путем регистрации прав после возведения индивидуального дома;
  • при выделе участка из земель СНТ или иного некоммерческого товарищества;
  • путем оформления прав по сроку приобретательной давности;
  • путем выделения земли из муниципального фонда на безвозмездной основе (например, многодетные семьи могут бесплатно получить участок для строительства дома).

Если участок был предоставлен до введения в действие Земельного кодекса РФ, его можно переоформить в собственность в упрощенном порядке. При отсутствии документов о выделении земли, право собственности можно подтвердить через суд.

Как оформить землю в собственность? В зависимости от оснований приобретения прав на участок, необходимо выполнить следующие действия:

  • получить выписку у управления СНТ о границах личного участка либо постановление муниципальных властей;
  • обратиться к кадастровому инженеру для межевания и определения границ;
  • получить межевой план и акт согласования границ (если соседи откажутся ставить подпись в акте, добиться согласования можно через суд);
  • пройти процедуру кадастрового учета и регистрации права собственности;
  • получить выписку ЕГРН, подтверждающую возникновение права собственности.

Точный перечень формальностей, которые нужно соблюсти при закреплении прав на землю, лучше заранее уточнить у юриста.

Юрист по земельным спорам

Процедура разрешения земельных споров характеризуется повышенной сложностью, а обойтись без юридической поддержки проблематично. Юрист по земельным спорам оказывает помощь по следующим направлениям:

  • консультационная поддержка на всех стадиях оформления прав на землю и урегулирования споров;
  • сопровождение процедуры выделения земли через муниципалитет либо гражданских сделок;
  • представительство интересов в судебных учреждениях, государственных и муниципальных ведомствах;
  • помощь в отстаивании интересов по административным делам о самовольном захвате земель;
  • оформление юридически значимых документов (исковые заявления, договоры, жалобы).

Поддержка юриста позволит устранить затягивание сроков оформления документов, нарушения со стороны чиновников, незаконного привлечения к ответственности.

Резюме

Земли общего пользования предназначены для обеспечения общественных, муниципальных и государственных нужд.

Приобрести их в собственность нельзя, а самовольный захват повлечет наложение административного штрафа.

Если земля не исключена из оборота, оформить участок можно путем выкупа из муниципального фонда, выдела из территории садоводческого некоммерческого товарищества, признанием права собственности через суд.

Чтобы отстоять свои интересы в земельном споре, быстро оформить права на участок, воспользуйтесь помощью наших юристов. Получить разъяснение закона и консультацию вы можете по телефону или через форму обратной связи.

Источник: https://zaoalto.ru/articles/zemli-obshego-polzovaniya-kak-oformit-v-sobstvenno/

Статус земель общего пользования

Общий земельный участок

Вопрос земель общего пользования является наиболее сложным по теме правовых отношений в Земельном кодексе Российской Федерации. Используются эти участки с учётом их целевого назначения, поэтому возникает вопрос: как же иметь дело с подобными участками, возможна ли приватизация, облагаются ли налогами и как выявить самозахват территории?

Понятие земель общего пользования

Для начала определимся с понятием земли общего пользования. Это часть территории, которая принадлежит муниципалитету и предназначена удовлетворять нужды жителей населённого пункта с такой формой владения земли. На ней граждане имеют право беспрепятственно передвигаться, брать в аренду и пользоваться размещенными на территории природными объектами в законных рамках.

Виды земель общего пользования

ВидПримеры
пути сообщениядороги, улицы, бульвары, площади, набережные, трассы, проезды
собственность населённого пункта, цель которого — облагораживание и культурно-бытовое наследие для жителейпарки, скверы, сады, лесополосы, пляжи
территория с построенными сооружениями культурно-социального значенияпамятники, ансамбли
полигоны для захоронения бытовых и промышленных отходов
удовлетворение нужд города или посёлкажилой дом, баня, парковка

Для земель общего пользования выделяют территории транспортного сообщения с участками, если речь идёт об СНТ (садовом некоммерческом товариществе), для удовлетворения культурно-бытовых нужд города.

Нормативные акты о землях общего пользования

Все вопросы по поводу данного вида владения землёй решаются двумя документами: Земельным и Градостроительным кодексами. В них и находится информация о владении этими участками, незаконном захвате и эксплуатации. Также именно на Земельный кодекс РФ возлагается решение проблем регулировки и исполнения предписаний.

В дополнение к вышеперечисленным законодательным документам следует добавить и Гражданский кодекс, в котором сказано, что граждане имеют беспрепятственный доступ, могут находиться на территории общего пользования, эксплуатировать её возможности в соответствии с законом. Если на такой территории есть предприятие (или организация, зарегистрированная на физическое или юридическое лицо), то любой человек может присутствовать на территории предприятия при условии, что не будет портить имущество и не предоставит неудобств арендатору.

Варианты эксплуатации земель общего пользования

Всего их два: это либо безвозмездное и бессрочное пользование, либо аренда земельного участка. В этом и состоит главная особенность этих территорий – их нельзя передавать в частное владение, выкупать или приватизировать, потому что этот надел принадлежит государству.

Наиболее распространенным способом занятия этой земли является аренда. Для проведения процедуры нужно предоставить соответствующие документы в Горисполком населённого пункта, в котором хотите арендовать территорию:

  1. Паспорт арендатора.
  2. Распорядительный акт на объект.
  3. Кадастровый план участка.
  4. Квитанция об уплате госпошлины.

Однако при составлении договора не должно быть упоминания о возможной дальнейшей купле-продаже – это незаконная операция.

Акт об аренде может оформляться как и между физическим лицом и государством, так и между юридическим лицом и государством. Арендованную на территории общего пользования землю можно, как и любой участок, передавать по наследству, дарить.

Однако в этом случае она перейдёт другому человеку тоже как арендованная или полученная на определенный срок земля.

В этом случае оформляется переуступка права аренды – нужно произвести изменения в Едином государственном реестре прав на недвижимость.

Если вы захотите оформить на себя участок, который принадлежит муниципалитету, в бессрочное пользование землёй (без арендования, без права унаследования, на неограниченный срок), то возможно это только с заключением договора между физическим лицом и государством либо с юридическим лицом, но при предоставлении исчерпывающей информации о владельце. В таком случае земли человек может пользовать только для удовлетворения собственных нужд (допустимо строить капитальные строения, к примеру). Среди возможных объектов, которые могут быть возведены на участке, выделяют следующие:

  1. Религиозные сооружения.
  2. Строительство по государственному заказу.
  3. Пополнение лесного фонда.
  4. Застройки любого типа, не имеющие статуса административных сооружений.

Документ, который составляется при передаче земельного надела в бессрочное пользование, регламентирован Гражданским кодексом Российской Федерации. При этой процедуре нужно предоставить:

  • паспорт/документы юридического лица;
  • кадастровые документы на нужный участок земли;
  • квитанция, подтверждающая выплату госпошлины.

Договор может заключаться на год или более. Если на год, то участок в Реестр вносить нет необходимости. Главными условиями при передаче ЗОП (земель общего пользования) при составлении договора на бессрочное пользование есть сохранение всех условных обозначений и межеваний на земле, охрана природы и подробное описание плана использования предоставленного надела.

Налогообложение

Как упоминалось ранее, ЗОП – специфический раздел земельного права, а, следовательно, процедура налогообложения такой земли будет изменена.

Вне зависимости, кто владеет землёй – физическое или юридическое лицо – этот человек или предприятие должны платить лишь налог на возможные построенные сооружения. Если их нет, то выплата сбора заменяется выплатой аренды.

В категории земель общего пользования есть пункт о путях сообщений, то есть дорогах. В таком случае земельная госпошлина не изымается, а заменяется транспортной или любой другой (этот пункт относится ко всем территориям, не имеющим владельца).

Платёж в таком случае будет выплачиваться в размере приблизительного посещения этого места людьми.

В случае с СНТ земельный налог обязаны платить все члены товарищества.

Незаконный захват земель общего пользования

Если говорить о правонарушениях, производимых в ЗОП, то чаще всего из предметов спора решаются дела о самозахвате таких участков.

Подведомственные органы контролируют законность и незаконность действий владельцев земли через специально уполномоченные органы по этому вопросу. Они ревизуют все пункты, приведённые выше, и следят за состоянием объектов, которые находятся в собственности муниципалитета.

Юристы опираются на нормативные акты, прописанные в кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации, где сказано, что:

  • самозахват территории или владение без надлежащих документов карается штрафом (от 500 до 200 000 рублей в зависимость от лица, совершившего нарушение);
  • должностные лица, которые выполняют контроль состояния и наличия всех документов: главный государственный инспектор по охране и эксплуатации земельных участков, главный инспектор по определённым объектам и главные городские и районные инспекторы по охране и пользованию землями;
  • разбирательству подлежат дела, в которых территория содержится в ненадлежащем состоянии, не ведутся мероприятия по охране природы, стройка сооружений без документов.

Согласно нормам Земельного кодекса РФ граждане могут обращаться при возникновении проблем в:

  • госземконтроль;
  • земельный контроль;
  • территориальное самоуправление.

Территориальные органы обязаны на постоянной основе следить и контролировать состояние участков, наличие всех документов, выявлять самозахват территории. Проверочные действия также производятся при поступлении жалоб от граждан, предприятий и чиновников.

Все споры о земельных участках производятся в судебном порядке. Суд выносит свой приговор на основе имеющихся у истца и ответчика доказательств. До того как дело будет принято к производству, его можно будет перенаправить в Третейский суд.

Нередким в судебной практике является вопрос постройки гаража на ЗОП. Бывает, что люди, увидев пустое место возле своего многоквартирного дома, решают там вроде и не в ущерб никому поставить гаражную постройку.

В данном случае эта проблема может решиться согласованием спорных пунктов между владельцем постройки и соседями, которые выступают членами ТСЖ (товарищества собственников жилья) и являются совместными владельцами территорий, прилегающей к дому.

Во избежание проблем можно рассчитать, какая доля земли приходится на одного человека вашего жилого многоквартирного дома и занять эту законную часть, выделенную границами. Тогда необходимости в регистрации гаража нет. Если же все вышеупомянутые действия и договорённости не были совершены, то жильцы и муниципалитет могут признать постройку незаконной и подлежащей снесению.

Садоводческое товарищество

Отдельным пунктом, который стоит рассмотреть, является вопрос земель общего пользования в контексте СНТ. В данном вопросе – это все территории, принадлежащие садоводческому или огородническому кооперативу:

  • дороги возле участков;
  • водоёмы;
  • береговая линия;
  • леса;
  • проходы;
  • улицы.

В них не входят только участки садоводов (дома, дворы и приусадебные территории), оформленные на физическое лицо. Всё остальное в коллективном пользовании членов объединения.

Товарищество по отношению к территориям этого вида должно подавать нужные документы в срок, продлевать договора в Горисполкоме, иначе земли перейдут в государственную собственность. Из-за этого придётся решать новые проблемы – брать в аренду проездные части или оформлять новые договоры.

Коттеджный посёлок с организацией СНТ должен обладать правоустанавливающим актом, который подтверждает владение территорией. Если указано «передача земель на право пользования», то в переоформлении сектора владения не нуждаются. Если же такой фразы нет, то в срочном порядке нужно идти и регистрироваться. Чаще это оформление решения о передаче земли в собственность.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ogranicheniya-po-ispolzovaniyu/obshhee-polzovanie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.