Общественный сервитут на частной земле

Как публичный сервитут суперфицием стал

Общественный сервитут на частной земле

Недавно был принят и уже вступил в действие довольно обширный закон, вносящий изменения в Земельный кодекс РФ и иные законы (ФЗ от 3 августа 2018 г. № 341-ФЗ). Он посвящен сервитутам, причем, в основном, публичным.

Публичным сервитутам вообще не повезло в цивилистической доктрине. Многие авторы считали их не сервитутами вовсе, а особыми публичными обременениями, за плату установленными в пользу неопределённого круга лиц.

Такие обременения отличались от обычных сервитутов тем, что последние всегда имели конкретных правообладателей.

К тому же практика установления публичных сервитутов не имела широкого распространения, поскольку за них должна была вноситься плата, а потому эта практика всерьёз мало кого беспокоила. Если беспокоиться за каждое «странное» положение нашего законодательства, можно попросту сойти с ума…

Но после принятия ФЗ от 3 августа 2018 г. № 341 возникли серьёзные основания для того, чтобы обратить внимание на публичные сервитуты, тем более что этот закон не внёс никаких изменений в Гражданский кодекс РФ, хотя тот регламентирует обычные (частные, гражданские) сервитуты. Мотивов тут несколько…

Во-первых, и обычный (частный, гражданский) сервитут, и публичный сервитут, хотя они и объединены общим понятием «право ограниченного пользования чужим земельным участком», тем не менее, продолжают называться сервитутами.

Впрочем, этот довод можно было привести и раньше, но сейчас он рельефно подчёркнут новой редакцией ст. 23 ЗК, где сервитут и публичный сервитут перечислены через запятую. Разумеется, налицо нарушение правил формальной логики, прежде всего закона тождества (привет адептам машинизации права!).

Но главное даже не это, а то, какой критерий лежит в основе их разграничения.

Если раньше это был круг лиц, имеющих право на сервитут, – конкретное лицо для частного сервитута, неопределённый круг лиц – для публичного, то теперь использование этого критерия невозможно. Что касается термина «право ограниченного пользования», то под него можно подвести любое вещное право на чужой земельный участок, ведь среди них неограниченных прав нет.

Можно ли считать, что публичный сервитут устанавливается «в целях обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также нужд местного населения» (ч. 2 ст. 23 ЗК), а частный сервитут в пользу конкретного лица? В принципе, да, если бы не одно «но», и это второй мотив.

А пока можно с уверенностью сказать, что проблема разграничения частных и публичных сервитутов обострилась.

Во-вторых, в Земельном кодексе РФ появился новый термин «обладатель публичного сервитута», к которому отнесено лицо, установленное в соответствии с главой V.7 кодекса.

И хотя законодатель всячески стремился избежать прямого указания на конкретное лицо, которое является «правообладателем», это фактически – любой заявитель, ходатайствующий об установлении публичного сервитута (субъект естественной монополии, организация связи, владелец транспортной инфраструктуры, любое лицо, подавшее ходатайство об изъятии объекта для государственных и муниципальных нужд и имеющее на это право, иное уполномоченное лицо, sic!), см. ст. 39.40 ЗК. Таким образом, у публичного сервитута может быть не только конкретный, но часто и единственный управомоченный. Именно он вносит плату за публичный сервитут (ст. 39.46 ЗК), заключает соглашения об осуществлении публичного сервитута (ст. 39.47 ЗК) и т.д.

Если мы примем во внимание, для каких целей теперь устанавливается публичный сервитут (см. ч. 4 ст.

23 ЗК), то станет понятно, что при признании управомоченным по такому сервитуту конкретного лица последний ничем не будет отличаться от сервитуария по гражданскому праву.

Однако применение гражданского законодательства к таким частным по сути сервитутам прямо исключено (ч. 3 ст. 23 ЗК).

Цель очевидна – избежать применения общих норм гражданского права к данным отношениям, создав некий анклав в правовом регулировании.

В-третьих, плата за публичный сервитут теперь может устанавливаться лишь тогда, когда его установление приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, причём даже в этих случаях закон может освобождать от внесения такой платы (ч. 13 ст.

23 ЗК).

Очевидно, что использование здесь оценочного понятия «существенные затруднения» открывает возможность для широкого судебного усмотрения… Думаю, плата будет легально устанавливаться в редких случаях, хотя очевидно, что любое использование земельного участка третьим лицом создает для его обладателя неудобства. Неслучайно закон ограничил установление публичных сервитутов для земельных участков, предоставленных для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества и личного подсобного хозяйства (ч. 5 ст. 39.39 ЗК).

А остальным придётся терпеть, да еще бесплатно, по крайней мере, в случаях, предусмотренных ч. 6 ст. 39.46 ЗК.

Правда, индивидуальным предпринимателям, фермерам и юридическим лицам, как, впрочем, и жильцам многоквартирных жилых домов, вроде бы, бояться нечего, если только у них нет объектов в полосах отвода автомобильных и железных дорог, земельные участки в которых находятся в государственной собственности, либо если они не заключали договоров о технологическом присоединении к разного рода сетям. Их, скорее, должно волновать ограничительное толкование «существенных затруднений в использовании земельного участка», но это отдельная история…

Наконец, в-четвертых, любой сервитут, который предусмотрен ЗК, в том числе публичный, допускает размещение на служащем земельном участке сооружений (завершённых или не завершённых строительством), см. п. 8 ст. 39.11 ЗК. Такие сооружения могут быть объектами недвижимости, а принадлежат они обладателю публичного сервитута.

В прежней редакции ЗК данный вопрос не возникал, поскольку публичные сервитуты устанавливались в пользу неопределённого круга лиц. Теперь же есть конкретное управомоченное лицо… Правда, чётко не решён вопрос, на каком праве принадлежат эти сооружения обладателю сервитута.

На праве собственности или в силу публичного сервитута? А в последнем случае, чьи они? Собственника земельного участка?

Наиболее разумным, на мой взгляд, было бы последнее решение, однако оно противоречит многолетней практике наших сетевых компаний – газовых, тепловых, электрических, – которые всегда заставляли частных лиц передавать даже возведенные за свой счет сооружения в собственность этих компаний.

Думаю, практика после принятия поправок в Земельный кодекс РФ будет формироваться в том же духе, тем более что и сами эти поправки, несомненно, приняты в интересах сетевых компаний.

Труба есть труба… А цивилистам ещё долго придётся «зализывать раны», пытаясь вписать публичные сервитуты в стройную систему гражданских прав.

Источник: https://zakon.ru/blog/2018/09/07/kak_publichnyj_servitut_superficiem_stal

Эксперты Кадастровой палаты разъяснили правила установления сервитута

Общественный сервитут на частной земле

При приобретении земельного участка собственники недвижимости могут столкнуться с ситуацией, когда для обеспечения прохода или проезда к своему участку, прокладки и эксплуатации линий электропередачи и других нужд необходимо воспользоваться соседним участком. Возникшую проблему поможет решить установление сервитута. Эксперты Кадастровой палаты рассказали, что такое право ограниченного пользования, как заключить соглашение о частном сервитуте и как его зарегистрировать.

Что такое сервитут?

Сервитут — это право лица (лиц) на ограниченное пользование чужим земельным участком. Существует два вида сервитута: публичный и частный.

Публичный сервитут устанавливается в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, а также нужд местного населения без изъятия земельных участков. Например, если попасть к водоему общественного пользования и его береговой полосе, к роднику или иному социально значимому объекту можно только через ваш участок, он может быть обременен правом прохода или проезда к этим объектам.

Зачем нужен сервитут?

· для индивидуального доступа к жилищу, когда проход или проезд возможен только через соседний земельный участок;

· для строительства, реконструкции и эксплуатации линейных объектов;

· для обеспечения других нужд землевладельца.

Таким образом, ограничение на объект недвижимости устанавливается в интересах конкретных лиц.

Как заключить соглашение о сервитуте?

Как правило, сервитут устанавливается по добровольному соглашению сторон или по судебному решению, если собственник соседнего участка не согласен на заключение соглашения. Предоставление сервитута на земельный участок требует документального оформления. В этом заинтересован, в первую очередь, будущий обладатель сервитута.

Прежде чем заключать такое соглашение, необходимо определить, установлены ли границы земельного участка, в пределах которых регистрируется ограничение (обременение) в виде частного сервитута.

Если сервитут будет установлен на часть земельного участка, и такая часть земельного участка не поставлена на кадастровый учет, необходимо выполнить соответствующие кадастровые работы (межевание).

Если же сервитут будет установлен на весь земельный участок, и он стоит на кадастровом учете, то проведение кадастровых работ не требуется.

Чтобы оформить межевой план, содержащий необходимые для государственного кадастрового учета сведения о части земельного участка, которая образуется в целях установления применительно к ней сервитута, необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

Если собственник земельного участка согласен установить сервитут, нужно заключить с ним соглашение о сервитуте с указанием:

· кадастрового номера земельного участка, в отношении которого устанавливается сервитут;

· сведений о сторонах соглашения с паспортными данными;

· цели и основания установления сервитута;

· срока действия сервитута (если сервитут не бессрочный);

· размера платы (если сервитут устанавливается за плату);

· прав и обязанностей сторон соглашения, в том числе вашей обязанности после прекращения сервитута привести участок в состояние, соответствующее разрешенному использованию (например, при прокладке коммуникаций засыпать траншею, восстановить плодородный слой почвы и т. д.).

Стоит отметить, что размер платы за сервитут определяется сторонами соглашения об установлении сервитута. Если соглашение не достигнуто — вопрос об установлении сервитута решается в судебном порядке. Как правило, размер платы зависит от множества факторов, поэтому для его определения целесообразно обратиться к специалисту (оценщику).

Регистрация сервитута

Частный сервитут надлежит зарегистрировать в Росреестре. Для этого участникам заключенного соглашения (или одному из них), необходимо обратиться в офис Центра государственных услуг «Мои документы» (МФЦ) с заявлением о государственном кадастровом учете в связи с образованием части земельного участка и государственной регистрации прав в виде ограничения (обременения) части земельного участка, приложив к нему необходимый пакет документов.

После завершения регистрационных действий заявитель получит выписку из ЕГРН, содержащую сведения об обременениях, наложенных на земельный участок.

Однако в случае заключения соглашения об установлении сервитута сроком до трех лет, законом допускается установление сервитута в отношении части такого земельного участка без проведения кадастровых работ (межевания), без осуществления государственного кадастрового учета указанной части земельного участка и без государственной регистрации ограничения (обременения), возникающего в связи с установлением данного сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению об установлении сервитута схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

«Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи либо залога, не может быть передан лицам, не являющимся собственниками объекта недвижимости, для обеспечения которой он был установлен. При переходе прав на земельный участок обременения в виде сервитута перейдут к новому владельцу», — отметил заместитель директора — главный технолог Кадастровой палаты по Москве Виктор Горелышев.

Добавим, что обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

Источник: https://finance.rambler.ru/other/44791350-eksperty-kadastrovoy-palaty-razyasnili-pravila-ustanovleniya-servituta/

Публичный сервитут

Общественный сервитут на частной земле

Правовой центр ДВА М оказывает услуги по вопросам связанным с установлением публичных сервитутов.

Готовы представлять интересы как собственников участков, обременяемых публичным сервитутом, так и владельцев инженерных сетей и иной инфраструктуры при установлении публичного сервитута (для прокладки коммуникаций и аналогичных целей). Также в сферу нашей компетенции входят и вопросы частных сервитутов.

Наш обширный опыт ведения проектов, в том числе, включающих установление и снятие сервитутов, поможет Вам защитить свои права с максимальной возможной эффективностью.

Осуществляем

  • комплексную правовую экспертизу земельных отношений по вопросу обременения земельных участков частными или публичными сервитутами;
  • полное юридическое сопровождение процедуры установления публичного сервитута.
  • защиту прав лиц, недвижимое имущество которых обременяется публичным сервитутом. В том числе оспаривание размера платы за сервитут, схемы его прохождения и порядка строительства объектов;
  • представление интересов в судах и административных органах по вопросам, связанным с установлением публичных сервитутов.

Публичный сервитут означает предоставление неопределённому кругу лиц прав ограниченного пользования земельные участком. Такой сервитут имеет весьма мало сходства с частным сервитутом, предоставляемым в пользу владельца одного конкретного объекта недвижимости.

Публичным сервитутом обременяются только земельные участки (но не здания и сооружения).

Выделяется также публичный сервитут для строительства инженерных сетей и иных аналогичных инфраструктурных объектов. Данный вид сервитута фактически занимает промежуточное положение между частным и публичным.

Публичный сервитут в пользу неопределённого круга лиц

«Классический» публичный сервитут может устанавливаться для:

  • прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе;
  • размещения на земельном участке межевых знаков, и объектов, необходимых для нужд геодезии;
  • проведения дренажных работ на земельном участке;
  • забора воды и водопоя;
  • прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок;
  • сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям;
  • использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства);

Таким образом, данные виды публичного сервитута подразумевают, преимущественно, использование участка для тех или иных нужд местного населения. Наиболее характерны они для крупных по площади участков сельхозназначения, для рекреационной деятельности и т.д.

Данный вид сервитута устанавливается органами местного самоуправления (в отдельных случаях – органами власти федерального или регионального уровня). При этом обращение конкретного лица для принятия соседствующего решения местной администрацией, формально, как правило не требуется.

Таким образом, публичный сервитут устанавливается независимо от согласия владельца участка. Напротив, при несогласии с фактом установления сервитута или его конкретными условиями он должен обжаловать соответствующее решение в судебном порядке.

По общему правилу публичный сервитут является бесплатным. Однако если установление публичного сервитута приводит к «существенным затруднениям» в использовании земельного участка, его владелец вправе требовать плату из местного бюджета.

При этом публичный сервитут должен устанавливаться наименее обременительным для владельца участка способом. Однако в отсутствии сложившихся методик определение такого способа, с высокой вероятностью, станет предметом судебного спора.

В любом случае установление сервитута не должно лишать владельца участка возможности использовать его в соответствии с установленным разрешённым использованием.

В противном случае должен ставиться вопрос об изъятии участка для государственных или муниципальных нужд, а не о публичном сервитуте.

Публичный сервитут для размещения объектов инфраструктуры

В специальном порядке публичный сервитут может устанавливаться для следующих целей:

  1. размещение объектов электросетевого хозяйства, тепловых, водопроводных, и канализационных сетей, линий и сооружений связи, линейных объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, если они являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации электро-, газо-, тепло-, водоснабжения населения и водоотведения, подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, либо переносятся в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд
  2. складирование строительных и иных материалов, размещение временных или вспомогательных сооружений и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта;
  3. устройство пересечений автомобильных дорог или железнодорожных путей, примыканий автомобильных дорог к другим автомобильным дорогам (в отдельных случаях);
  4. размещение автомобильных дорог и железнодорожных путей в туннелях;
  5. проведение инженерных изысканий в целях строительства линейных объектов (в отдельных случаях).

То есть данный вид публичного сервитута предоставляется для строительства конкретного инфраструктурного объекта (связанных с таким строительством работ) И фактически – в пользу конкретной организации, которая будет осуществлять строительство и эксплуатацию объекта. Использование для таких задач именно механизма публичного сервитута обусловлено, по-видимому, особой социальной значимостью соответствующих инфраструктурных объектов.

Данный вид публичного сервитута включён в законодательство сравнительно недавно. и фактически вялятся альтернативой изъятию участков для государственных и муниципальных нужд под инфраструктурные объекты.

При этом установление такого сервитута влечёт существенное ограничение прав собственников и арендаторов участка вплоть до временной невозможности использовать весть участок или его часть по назначению.

В связи с чем правообладателям участков, в отношении которых планируется установление такого сервитута, необходимо своевременно принимать меры по защите своих прав – оспариванию самого факта установления публичного сервитута или его конкретных условий, либо обоснованию максимального размера платы за него.

В части строительства инженерных сетей данный вид публичного сервитута может устанавливаться в интересах как организаций коммунального комплекса, так и некоммерческих объединений граждан (ТСН, СНТ, и т.д.).

При этом фактический интерес в установлении такого сервитута часто имеется в первую очередь не у сетевой организации, а у абонента, для подключения которого строятся соответствующие сети.

Соответственно, именно ему может потребоваться взять на себя работу установлению такого публичного сервитута.

Данный вид публичного сервитута устанавливается местной администрацией, (либо федеральными или региональными уполномоченными органами в отношении объектов федерального или регионального значения соответственно).

Он устанавливается по ходатайству заинтересованного лица – сетевой организации или иного субъекта, эксплуатирующего объекты инфраструктуры, для которых требуется установление публичного сервитута.

Такое ходатайство должно содержать, среди прочего, обоснование невозможности достижения соответствующих целей без установления публичного сервитута (если строительство данных сетей не предусмотрено документами территориального планирования).

Ограничено установление данного вида публичного сервитута в отношении участков, предоставленных или принадлежащих гражданам и предназначенных для индивидуального жилищного строительства, ведения садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства. На такие участки данный сервитут может накладываться только для:

  • подключения (технологического присоединения) зданий, сооружений, расположенных в границах элемента планировочной структуры, в границах которого находятся обременяемые земельные участки, к сетям инженерно-технического обеспечения;
  • эксплуатации, реконструкции существующих инженерных сооружений;
  • размещения инженерных сооружений, которые переносятся с земельных участков, изымаемых для государственных или муниципальных нужд.

Процедура рассмотрения ходатайства о публичном сервитуте предусматривает, в том чисел публикацию уведомления о предстоящем установлении сервитута, рассылку соседствующих уведомлений правообладателям обременяемых участков. На этом этапе правообладатели обременяемых сервитутом участков, права на которые не зарегистрированы в ЕГРН, могут заявить о необходимости учёта их интересов при установлении сервитута.

При этом решение об установлении публичного сервитута для размещения объектов инфраструктуры принимается независимо от согласия владельцев обременяемых участков. Они вправе лишь обжаловать данное решение в судебном порядке. Причём установлен крайне маленький срок обжалования – 30 дней с момента уведомления правообладателей об установленном публичном сервитуте.

Лицо, в пользу которого устанавливается публичный сервитут (будущий собственник объекта инфраструктуры и т.д.), заключить с правообладателями с обременяемых участков соглашение о сервитуте. Для этого такое лицо направляет правообладателям проект соглашения.

Но при этом установлен крайнее жёсткий порядок реализации публичного сервитута при несогласии правообладателей обременяемых участков с его условиями.

Так владельцы участков вправе как обжаловать в суде решение об установлении публичного сервитута, так и заявлять возражения по отдельным пунктам проекта соглашения, включая размер платы.

Но при наличии разногласий, в том числе -судебного спора, лицо, в пользу которого установлен публичный сервитут, вправе внести плату в депозит нотариуса и приступить к выполнению работ, предусмотренных сервитутом, невзирая на несогласие владельца участка.

Такой порядок, с одной стороны, позволяет избежать задержек в строительстве важных инфраструктурных объектов. С другой – создаёт весьма серьёзные риски для собственников, существенно ограничивая эффективность судебной защиты прав.

Публичный сервитут для размещения объектов инфраструктуры, по общему правилу является платным. Причём плата вносится владельцам обременяемых участков лицом, в пользу которого установлен сервитут.

Размер такой платы определяется оценщиком, привлекаемым лицом, в пользу которого устанавливается сервитут. При несогласии владельца участка с данной оценкой вопрос разрешается в судебном порядке (в т.ч.

с назначением оценочной экспертизы).

При установлении публичного сервитута для строительства инженерных сетей и аналогичных объектов соответствующим решением местной администрации определяется, в том числе, период строительных работ, их объём. Может устанавливаться отдельный размер и порядок внесения платы в период строительства.

При этом на период строительства допускается ситуация, когда участок временно не может использоваться по назначению. В таком случае период строительства не может составлять более:

  • три месяца для участков под жилыми домами (в т.ч. объектами индивидуального жилищного строительства, личного подсобного хозяйства), садовых участков и аналогичных.
  • одного года в отношении иных участков.

То есть фактически речь идёт о временном, до года, изъятии участка у собственника или арендатора.

После завершения строительных работ объём ограничений, накладываемых размещёнными объектами, должен быть таким, чтобы сохранялась возможность использования участка по назначению. То есть речь идёт о возможность использования в первую очередь подземных и надземных инженерных сетей и иных сооружений.

В случае невозможности использования участка по назначению более установленного срока собственник участка вправе требовать его выкупа, арендатор – расторжения договора аренды и возмещения убытков.

Таким образом, публичный сервитут для размещения объектов инфраструктуры, с одной стороны, должен являться достаточно эффективной мерой, направленной на своевременное строительство социально значимых объектов.

С другой – такая эффективность достигается ценой серьёзных ограничений прав собственников и арендаторов затрагиваемых строительством участков.

И возмещение связанных с этим издержек, напрямую зависит от активной позиции таких лиц.

Соответственно, им требуется профессиональное юридическое сопровождение с момента начала процедуры установления публичного сервитута.

В том числе –своевременное оспаривание либо самого факта его установления, либо конкретного размера платы, порядка проведения строительных работ.

В том числе для установления максимально высокой платы необходимо привлечение при рассмотрении спора квалифицированных независимых оценщиков.

Правовой центр ДВА М имеет как штат квалифицирован юристов в области споров о частных и публичных сервитутов, иных вопросов земельного права, так и наработанные деловые связи с оценщиками, кадастровыми инженерами, экспертами в области землеустройства и строительства.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/obshchie-voprosy-zemelnykh-otnoshenij/servitut/publichnyj-servitut

Что такое сервитут: особенности заключения договора

Общественный сервитут на частной земле

Как пройти к реке через участок соседа, почему придется предоставить свою землю геодезистам и можно ли получить за это деньги? Разбираемся, что такое сервитут.

Unsplash

Эксперт в этой статье

  • Елена Федорова, юрист в сфере земельных отношений, строительства и защиты прав обманутых дольщиков

Сервитут — это право пользования чужой собственностью. Оно может распространяться на нежилое и жилое помещение либо земельный участок [1]. Термин перешел в юридическую практику из римского права, с латыни servitus (или servitutis) означает «подчиненное положение».

Unsplash

Чаще всего необходимость в сервитуте возникает у жителей дачных поселков и садовых товариществ, если дом огорожен так, что с улицы не могут подъехать спецслужбы и приходится пользоваться дорогой соседнего участка. Другой вариант — перекрытый из-за заборов путь к озеру или лесу. Сервитут может быть земельным, вещным, воздушным, водным и гражданским — когда распространяется на здания, а не только на землю.

Частный и публичный сервитут: в чем разница

Сервитут классифицируется на частный и публичный; второй — для общественных целей. Интересно, что в законодательстве вы не найдете формулировки «частный», такой вид права пользования чужим имуществом называют просто сервитутом [2]. Но в этом материале он упоминается с прилагательным, чтобы вы не запутались.

  • Публичный сервитут устанавливается законом РФ в интересах государства, местного административного аппарата или жителей. Например, вас могут обязать обеспечить людям проход, если дорога через ваш участок является единственной. Эти моменты лучше всего выяснять до покупки дачи, чтобы потом не превращать дачный газон в тропинку дачников, спешащих на электричку, или маршрут для выпаса рогатого скота. Участок могут использовать и для государственных целей, если их невозможно реализовать за его пределами: проведения геодезических работ, сенокошения, рыболовства, размещения межевых знаков и гравиметрических пунктов.
  • Частный сервитут — установление права пользования для ограниченного числа лиц, как правило, соседей. Например, вам необходимо провести электрокоммуникации к своему дому, но это можно сделать только через смежный участок. В таком случае заключается договор с соседями, в котором указана причина пользования чужой собственностью. При этом важно учесть, что спустя какое-то время после установки может потребоваться реконструкция, ремонт и как минимум обслуживание проложенной линии электропередачи. Если собственник участка отказывается заключать соглашение, добиваться сервитута придется через суд.

Кто платит за сервитут

Право пользования чужим имуществом в большинстве случаев не бесплатно. Иначе каждый второй мог бы потребовать землю соседа в личных целях. Компенсационные отчисления устанавливаются по договоренности между участниками соглашения. Пользователь может перечислить деньги единоразово либо поделить сумму на ежемесячные платежи на весь период вмешательства на чужую территорию [3].

Unsplash

Оплата рассчитывается исходя из площади земли, которая фиксируется в договоре.

Но здесь важно рассмотреть и другие нюансы: насколько сильно пользование участком будет мешать собственнику, какие неудобства и в течение какого времени ему придется терпеть.

Закон формулирует это как «принцип разумности», а определенного алгоритма расчетов не приводит, поэтому вопрос будет решаться на усмотрение судей.

При этом человека могут обязать предоставить имущество в безвозмездное пользование для публичного сервитута, например для инженерных работ. Об отсутствии платы вы также можете договориться самостоятельно — еще один повод дружить с соседями.

Как правильно оформить договор сервитута

Прежде чем обращаться в суд, есть смысл договориться со второй стороной. Как минимум уведомить о необходимости пользования имуществом другого человека. В договоре необходимо указать сферу, на которую распространяется сервитут, а также платно или безвозмездно это происходит.

Обязательно уточните сроки проведения работ или необходимости прохода по чужой территории. Если удалось договориться, то после заключения соглашения нужно зарегистрировать сервитут в Росреестре. После оформления сделки вы получите справку из ЕГРП, в которой указаны нюансы обременения.

С этого момента сервитут вступает в законную силу.

Учитывайте, что обременение касается имущества или земли, поэтому не зависит от собственника. То есть, если участок перешел по наследству, сервитут сохраняется на срок, указанный в договоре [4].

Как устанавливают сервитут

При регистрации в случае обоюдного согласия потребуются паспорта, свидетельство о собственности на землю или выписка из ЕГРН, заявление по установленной форме и межевой план участка, о котором идет речь. К документам нужно приложить чек, подтверждающий оплату госпошлины: для физических лиц — 1,5 тыс. руб., для юридических — 6 тыс. руб.

Unsplash

При установлении публичного права пользования основанием для его законности будет нормативный акт муниципальных или региональных властей; собственнику в таком случае не требуется получать выписки и заключать договор.

Сервитут может быть прекращен по инициативе владельца участка раньше сроков, указанных в документах.

Для этого ему нужно обратиться в суд, если стало невозможно пользоваться участком из-за работ или отпала необходимость в обременении.

Источник: https://realty.rbc.ru/news/5f8959399a79479b69e7bd5d

Порядок установления и снятия публичного сервитута

Общественный сервитут на частной земле

Одной из форм обременения земельного участка является установка публичного сервитута.

Основная задача, для которой публичный сервитут устанавливается на ту или иную земельную территорию, – обеспечение возможности владельцам соседних участков свободно пользоваться своей землей.

Наложение сервитута позволяет качество функционировать имуществу тех, кто инициировал процесс обременения. Порядок установления публичного сервитута и другие вопросы, связанные с ним, регулируются двумя Кодексами РФ – Земельным и Гражданским.

Порядок должен соблюдаться теми, кто подал заявление на обременение и владельцами самого участка.

Особенности понятия

Такая операция с участком земли, как сервитут, не новшество в земельной сфере, понятие это существует уже не одно столетие. Что означает данное выражение? Публичный сервитут – это законное обременение чужого участка земли, проводимое государством.

  • Цель данного действия – создание нормальных условий для владельцев смежных территорий в вопросе пользования своей землей.
  • Регулирует все действия по обременению участков Земельный Кодекс и Гражданский. Кодекс является главным Нормативно правовым актом в этом вопросе, но некоторые.
  • В Гражданском Кодексе границы зон действия публичных сервитутов и другие вопросы рассматриваются в статьях 274-277. Указывается, каким образом происходит установление, какие нормативные документ можно использовать для урегулирования всех взаимоотношений между участниками соглашения. Ведь в таком вопросе задействованы две стороны, включая владельца участка.
  • Какие вопросы рассматривает Кодекс Земельный? В нем даются указания по тем целям, для которых применяются публичные сервитуты в городах и деревнях. Точно определяется порядок осуществления процедуры. В статье 23 ЗК можно прочитать, для чего должен быть наложен это вид меры обременения, как правильно выполнить процесс.

Установление на земельный участок сервитута является достаточно популярной мерой и позволяет улучшить жизнь тех, кто хозяйствует на соседних к данному участку площадях. Установление и снятие данной меры проводится органом местного самоуправления как представителя государственной власти.

Сервитут на землю может быть не только публичным, но и частным, но и он должен устанавливаться и сниматься только в рамках земельного и гражданского законодательства. В кодексах представлена информация не только по порядку установления обременения, но и по тем ситуациям, которые для сервитута основанием земельного являются.

ВНИМАНИЕ! При применении сервитута согласно Гражданского Кодекса РФ должна быть установлена компенсационная выплата за использование обременения на земле.

Это своего рода плата за наложение сервитута на землю. Размер компенсации и выплаты зависит от особенностей участка, длительности обременения.

Составление акта

Подтверждением установки сервитута на использование земельных участков является нормативный акт, составленный на уровне федеральном или региональном. Такое обременение земельной территории не может проходить хаотично, без составления акта.

Обязательно несет за нарушение ответственность лицо, отвечающее за весь ход процедуры. Составленный акт считается главным документом для проведения различных действий в рамках сервитута.

Для того, чтобы правильно составить акт, следует руководствоваться специальным Федеральным Законом о регистрации недвижимости, он представляет собой также важный закон о сервитуте. Именно в нем даются направления, по которым проводится государственная регистрация обременения.

Указывается в этом нормативном акте и порядок получения свидетельства о применении данной меры. Акт, подтверждающий наложение ограничительных мер на частные и земельные участки, может составляться на разных уровнях власти – региональной, федеральной, государственной. Что должно содержаться в документе?

  • Данные о том, для чего принимается мера.
  • Какой срок будет использоваться сервитут, когда произойдет его отмена.
  • Должны быть сведения и о том, как компенсируются убытки владельце участка, в какой денежной сумме.

Кто имеет право установить сервитут

Кем могут устанавливаться такие меры обременения, как сервитут? Право установить публичный сервитут имеет только государство, это его отличие частного от публичного.

Использовать обременение государство может в своих целях. Но также практика знает не один пример, когда в ответственные государственные органы обращаются обычные граждане, владельцы земельных участков, с просьбой о применении данной меры.

Их заявление рассматривается, если они находятся в проигрышном положении по отношению к той территории, на которой действует сервитут. Может быть принято решение о наложении сервитута в их интересах. Обязательно при этом дожжен использоваться нормативный акт и соблюдаться требования статьи 23 ЗК.

Чтобы публичный сервитут был установлен и действия по нему носили характер законодательный, должны быть проведены публичные слушания, носящие специальный общественный характера. Процесс обременения осуществляется с учетом результатов такого собрания.

Если лица подали заявление на установление такой меры обременения, значит, они обязательно должны присутствовать на таких слушаниях и предоставить все основания для наложения обременения.

Ограничение традиционных способов использования земли в отношении ее владельцев – вынужденная мера, которая защищает интересы собственников соседних участков. Ее нужно воспринимать адекватно, ответственно, в таком случае сервитут положительно скажется на общинных взаимоотношениях между ФЗ.

Причины

Как определить, насколько законно применение ограничительной меры по использованию собственной земельной площади, нет ли нарушение прав собственника или его соседей?

ВНИМАНИЕ! Законодательные основания для применения специальной меры обременения установлены 23 статьей Земельного Кодекса.

Важно придерживаться данного перечня основания, любые изменения в нем могут быть приняты только при изменениях самого Земельного Кодекса.

  • Основанием установления сервитута может быть неудачное межевание, если приводит к невозможности свободного доступа к другим участкам.  Когда граница надела перекрывает дорогу на соседние площади, используется обременение, которое обеспечит проход соседям на свою землю. В таком случае сервитут является возможным выходом из ситуации.
  • Применяется мера в случае, если необходимо образование части участка под прокладку инженерных коммуникаций. Но обременение можно использовать только тогда, когда нет другого выхода для монтажа трубопроводов. Также прибегают к законодательным возможностям и при установке ЛЭП земельном участке.
  • Может быть использован сервитут и в отношении земли, на которой находится естественный водоем. Чтобы другие лица могли иметь к нему доступ, нужно будет законодательно оформить это.
  • Иногда при разделе и межевании участков может быть прекращен свободный проход к земле, которая использовалась для сбора травы, используемой при кормлении животных. В таком случае также нужно обратиться в государственные органы власти с заявлением об установлении сервитута.
  • На земле, являющейся чьей-то собственностью, могут устанавливаться вышки для мобильной и другой связи. Когда нет возможности установить оборудование на другой площади, государство вынуждено прибегнуть к обременению участка.

Решение об ограничениях используют органы власти и для предоставления свободного прохода к лесным угодьям, если нет другой дороги. Лес должен быть доступным всем гражданам для прогулок, сбора ягод или грибов, других целей.

Это виды по земельному законодательству оснований, которые могут использоваться для наложения сервитута. Применять обременения по другим причинам строго запрещено, нарушители прав собственника на землю будут строго наказаны по закону.

Нарушение закона

Несложно получить информацию об основаниях для установки сервитута, она находится в Земельном, гражданском кодексе. Но мошенники иногда стараются использовать понятие сервитута в своих целях, не боясь ответственности перед законом. Нельзя использовать меру обременения участка земли в следующих случаях.

  • Не применяется сервитут к землям, используемым с целью обеспечения государственной безопасности.
  • На обремененной земле запрещено строить энергетические предприятия.
  • Если на обремененном участке будет возведен постоянный производственный комплекс, это также считается нарушениям.
  • Обремененный участок не применяется под полигон для утилизации отходов бытового или промышленного характера.

При нарушении данных требований законодательства собственник земельного участка имеет право подать на нарушителей в суд.

Порядок проведения

Процесс наложения обременения также регулируется 23 статьей ЗК.

  1. На первом этапе подается заинтересованными лицами заявление в органы власти по поводу установления публичного сервитута.
  2. После рассмотрения заявления органы выносят свое решение.
  3. Проводятся публичные слушания с участием заинтересованных сторон, на основании слушаний составляется протокол.
  4. Издается нормативный акт о применении данной меры обременения. Акт обязательно регистрируется в органах государственной власти, только после этого он будет иметь правовую силу.
  5. Осуществляется также государственная регистрация в ЕГР прав на недвижимость.

После выполнения всех этих этапов сервитут вступает в действие. Нельзя нарушать порядок осуществления процесса, иначе его результат может считаться недействительным, его моно будет легко оспорить через суд.

Документы для наложения обременения

Когда сервитут применяется по инициативе государства, нужно будет собрать такой перечень документов.

  • Основание цели для обременения территории.
  • Документ, подтверждающий проведение публичных слушаний.
  • Составленный по всем правилам протокол слушаний.
  • Итоговый акт об установлении сервитута публичного характера, в нем также должна быть указана цель действия, сроки обременения.

Если инициатива исходит от лица физического, список будет немного обширнее.

  1. Заявление об установке сервитута. Оно направляется другим заинтересованным лицам, а также в те органы гос власти, которые уполномочены принимать решения в данной сфере.
  2. Кадастровый паспорт на участок, выписка из кадастрового плана.
  3. Документ с обоснованием применения ограничительной меры.
  4. Приблизительный расчет стоимости сервитута и размера компенсации для владельца земельной площади.
  5. Бумага, подтверждающая объявление публичных слушаний и их проведение. Протокол слушаний с принятым решением.
  6. Все нормативные акты, подтверждающие законность установки сервитута. Эти акты могут быть на региональном, федеральном уровне, государственном.

Как обжаловать решение

Несмотря на то, что сервитут устанавливается государственными органами власти (разных уровней), собственник участка земли может обжаловать такое решение. Но он должен быть твердо уверен в нарушении закона о сервитуте и нарушении своих прав собственника. Есть два способа решения проблемы:

  • написать в суд заявление с просьбой об отмене меры обременения,
  • обратиться в вышестоящие государственные органы, которым подчиняется инстанция, установившая сервитут.

В заявлении необходимо четко обосновать, какие нормы закона о сервитуте были нарушены, по мнению собственника.

Загрузка…

Источник: https://domosite.ru/zemlya/ustanovlenie-publichnogo-servituta-na-zemelnyiy-uchastok

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.