Общая характеристика земельного права

§ 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗЕМЕЛЬНОГО ПРАВА

Общая характеристика земельного права

Земельные отношения регулируются земельным правом. Основным законом, регулирующим земельные отношения, является Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. Он принят Государственной Думой 28 сентября 2001 г., одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 г. Кодекс состоит из 18 глав.

Основные принципы земельного законодательства

1) Учет значения земли как основы жизни и деятельности человека. Регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о:

– природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы;

– природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации;

– недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;

2) приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества, согласно которому владение, пользование и распоряжение землей осуществляются собственниками земельных участков свободно, если это не наносит ущерб окружающей среде;

3) приоритет охраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлении деятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решения и осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечить сохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие на здоровье человека, даже если это потребует больших затрат;

4) участие граждан и общественных организаций (объединений) в решении вопросов, касающихся их прав на землю;

5) единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов;

6) приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий;

7) платность использования земли;

8) деление земель по целевому назначению на категории;

9) разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований;

10) дифференцированный подход к установлению правового режима земель, в соответствии с которым при определении их правового режима должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы;

11) сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

При регулировании земельных отношений применяются нормы гражданского законодательства и нормы земельного законодательства, отражающие государственное регулирование приватизации земли.

Земельное законодательство

Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из Земельного Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить Земельному Кодексу, федеральным законам.

Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

На основании и во исполнение Земельного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

На основании и во исполнение Земельного кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов

Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

Отношения, регулируемые земельным законодательством

Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).

К отношениям по использованию и охране недр, вод, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых природных территорий и объектов, охране атмосферного воздуха и охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации применяются соответственно законодательство о недрах, водное, лесное законодательство, законодательство о животном мире, об охране и использовании других природных ресурсов, об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях и объектах, об охране атмосферного воздуха, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации, специальные федеральные законы.

К земельным отношениям нормы указанных отраслей законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.

Имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Участники земельных правоотношений

Участниками земельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии с Земельным кодексом, федеральными законами.

В земельном законодательстве используются следующие понятия:

собственники земельных участков – лица, являющиеся собственниками земельных участков;

землепользователи – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

землевладельцы – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

арендаторы земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

обладатели сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

Объекты земельных правоотношений

Объектами земельных отношений являются:

– земля как природный объект и природный ресурс;

– земельные участки;

– части земельных участков.

Земельный участок как объект земельных отношений – часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Состав земель в Российской Федерации

Земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории:

– земли сельскохозяйственного назначения;

– земли поселений;

– земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;

– земли особо охраняемых территорий и объектов;

– земли лесного фонда;

– земли водного фонда;

– земли запаса.

Для землепользования важно, к какой категории относится земля. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую осуществляются в отношении:

1) земель, находящихся в федеральной собственности, – Правительством Российской Федерации;

2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органами местного самоуправления;

4) земель, находящихся в частной собственности:

– земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

– земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления.

Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Категория земель указывается в:

– актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

– договорах, предметом которых являются земельные участки;

– документах государственного земельного кадастра;

– документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

– иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Охрана земель

Земля в Российской Федерации охраняется как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Использование земель должно осуществляться способами, обеспечивающими сохранение экологических систем, способности земли быть средством производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, основой осуществления хозяйственной и иных видов деятельности.

Целями охраны земель являются:

– предотвращение деградации, загрязнения, захламления, нарушения земель, других негативных (вредных) воздействий хозяйственной деятельности;

– обеспечение улучшения и восстановления земель, подвергшихся деградации, загрязнению, захламлению, нарушению, другим негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

– сохранению почв и их плодородия;

– защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;

– защите сельскохозяйственных угодий и других земель от заражения бактериально-паразитическими и карантинными вредителями и болезнями растений, зарастания сорными растениями, кустарниками и мелколесьем, иных видов ухудшения состояния земель;

– ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;

– сохранению достигнутого уровня мелиорации;

– рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;

– сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_2701_chapter_115__1._OBSHHAJA_KHARAKTERISTIKA_ZEMELNOGO_PRAVA.html

Понятие и общая характеристика источников земельного права

Общая характеристика земельного права

1.

Предмет и метод земельного права.

Предметом земельного права являются отношения по использованию и охране земель в РФ как основы жизнедеятельности народа проживающих на соответствующей территории – эти отношения называются земельными отношениями.

В систему земельного прававходят совокупность всех НПА регулирующих земельные правоотношения.

В земельном праве применяются в совокупности как диспозитивный, так и императивный методы правового регулирования.

 Диспозитивный проявляется в том что земел. участки явл-ся объектом собственности, а в имущественных отношениях стороны равны.

Императивный метод или публично-властных предписаний проявляется в земельных отношениях в случаях контроля за целевым использованием земельных участков.

Также применяют рекомендательный метод правового регулирования который проявляется в случаях экономического стимулирования арационального использования и охраны земель.

Земля как объект земельных отношений.

Статья 6. Объекты земельных отношений 

 1. Объектами земельных отношений являются: а) земля как природный объект и природный ресурс; б) земельные участки; в) части земельных участков.   

2. Земельный участок как объект земельных отношений – часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.  Земельный участок может быть делимым и неделимым.

Делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В науке земельного права земля является объектом правового регулирования, который, в свою очередь, классифицируется на общий – т.е.

вся земля РФ, родовой – определенная категория земель (например, земли сельскохозяйственного назначения, земли поселений, земли промышленности, транспорта, связи и т.д.), используемая по целевому назначению, и специальный – т.е.

конкретный земельный участок, предоставленный и используемый по непосредственному целевому назначению.

Гражданское законодательство, также как и земельное, объектом земельных отношений называет земельные участки.

3. Принципы земел. права:

1)учёт значений земли как основы жизни и деятельности человека согласно которому земля является: природным объектом, природ. Ресурсом, недвижемым имуществом.

2)Приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающ. Среды.

3)Приоритет охраны жизни и здоровья человека

4)Участие граждан и общественных организаций в решении вопросов касающихся их прав на землю

5)Единство судьбы зем. Участка и прочно связанных с ними объектов

6)Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий

7)Платность использования земли (в двух формах: в форме земел. налога, арендная плата)

8)Деление земель по целевому назначению на категории

9)Разграничение гос-ых собственностей на земли, на собственность: (РФ-федеральная собственность, собственность субъектов РФ, собственность муницип. Образований).

10)Дифференцированный подход к установлению правового режима земель в соотв. С которыми должны учитываться природные, социальные, экономические и иные факторы.

11)Сочитание интересов общества и законных интересов граждан.

Система земельного права. Его соотношение с другими отраслями права.

Под системой зем. права как отрасли следует понимать научно обоснов. последоват.

расположения институтов и образующих их норм в зависимости от их значимости, роли и содержания, обусловленного характером регулируемых общественных отношений. Система зем.права сост. из Общей части, содержащ.

правовые нормы и положения, относящиеся ко всей отрасли в целом, Особенной части, охватывающей нормы, регулирующие отдельные виды зем.отношений.

с одной стороны, земля — недвижимое имущество, отношения по использованию которого в определенной части могут регулироваться нормами гражданского и земельного законодательства; с другой стороны, когда земля выступает как объект властных полномочий, для регулирования земельных отношений применяется метод административного права с его властными предписаниями о порядке предоставления земельных участков, об особом режиме их использования и т. д.

Соотношение ЗП с Экологическим Правом. Взаимосвязь определяется единством природы, ролью и значением земли как одного из важнейших компонентов окружающей среды. В ЗП содержатся нормы, предусматривающие специальные требования, обеспечивающие сохранение окружающей среды.

Соотношение ЗП с Конституционным Правом.( 9, 36, 42, 58, 71, 72)

Статья 42 Конституции РФ:

Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Понятие и общая характеристика источников земельного права.

Источники земельного российского права внешние формы выражения правотворческой деятельности государства, в которых закрепляются, формулируются правила поведения, обязательные для исполнения.

Источник права (в широком смысле слова) – совокупность документов и принципиальных положений, на которые опирается правоприменитель в осуществлении своей деятельности, включая принципы мора- ли и правосознания .

Источник права (в узком смысле) – действующие в государстве официальные документы, устанавливающие или санкционирующие нормы права (правила поведения).

Источники земельного права – законодательные и иные нормативные правовые акты, приняты е и из- данные компетентным государственным органом и со- держащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения. Виды источников земельного права России:

1 ) Конституция рф от 12 декабря 1993 г.;

2 ) федеральные законы:

а )3емельный кодекс рф 2001 г.;

б) Гражданский кодекс рф;

в) Водный кодекс рф от 16 ноября 1995 г. 167 -ФЗ;

г) Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г. 22-ФЗ;

д)Федеральный закон от 18 июня 2001 г. 78-ФЗ -о землеустройстве.;

е )Федеральный закон от 2 Января 2000 г. 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре»;

ж) Федеральный закон от 1 О января 2002 г. «Об охране окружающей природной среды; . з) Федеральный закон от 17 июля 2001 г. 101-ФЗ -О разграничении государственной собственности на землю»;

и) Федеральный закон от 24 июля 2002 г. 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного на- значения»;

к) Федеральный закон от 7 мая 2001 г. 49-ФЗ -О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.;

л)Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 101-ФЗ -о государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; законы РФ, например Закон РФ от 11 октября 1991 г. 1738-1 -о плате за землю»; указы Президента РФ:

м) Указ Президента РФ -О государственном земель- ном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость. от 11 декабря 1993 г. 2130;

н ) Указ Президента РФ -О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской мест- нести- ОТ 14 февраля 1996 г. 198; постановления Правительства РФ: а)постановление Правительства РФ -О порядке определения нормативной цены земли от 15 марта 1997 г.

1319; б)постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. 830 -Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота: в) постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г.

833 «О государственном земельном контроле-: нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления; 3) общие принципы права;

4) нормативные договоры;

5) международные договоры, заключенные с иностранными государствами; 

6 ) Некоторые обладающие юридической силой обычаи.

Общая характеристика

Земельное законодательство

 1. Земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

Земельные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, федеральным законам.

2. Правительство Российской Федерации принимает решения, регулирующие земельные отношения, в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации, регулирующими земельные отношения.

3. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права.

4. На основании и во исполнение настоящего Кодекса, федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут издавать акты, содержащие нормы земельного права

7.

Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений

1. К полномочиям Российской Федерации в области земельных отношений относятся:

1) установление основ федеральной политики в области регулирования земельных отношений;

2) установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков;

3) государственное управление в области осуществления мониторинга земель, государственного земельного контроля, землеустройства;

(в ред. Федерального закона от 13.05.2008 N 66-ФЗ)

4) установление порядка резервирования земель, изъятия земельных участков, в том числе путем выкупа, для государственных и муниципальных нужд;

Источник: https://studopedia.net/4_14918_ponyatie-i-obshchaya-harakteristika-istochnikov-zemelnogo-prava.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.