Объектом специального правового режима являются

Понятие и общая характеристика правового режима земель

Объектом специального правового режима являются

Земельные ресурсы – вся земля (т.е. вся территория) в пределах определенных границ. Земельные ресурсы Российской Федерации – это вся ее территория, т.е. вся земля (включая водопокрытую) в пределах государственных границ страны.

Хотя отдельные части земельных ресурсов в каждый конкретный момент могут быть объектами собственности и пользования различных субъектов, в целом они являются единым природным объектом.

И как таковые они обладают различными природными качествами и свойствами, представляющими народнохозяйственный интерес (почвенным плодородием, лесопокрытостью, водопокрытостью, содержанием полезных ископаемых и т.п.), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом.

Под понятием «правовой режим земель» можно понимать установленную законом систему общественных отношений по использованию отдельных частей земельных ресурсов.

Иначе, правовой режим земель — установленный законом порядок государственного регулирования использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.

5.1.1 Виды правового режима земель:

1. общий (присущий всему составу земель Российской Федерации). Объектом общего правового режима является весь состав земель Российской Федерации в пределах ее государственных границ.

Общий правовой режим можно подразделить на обычный и пограничный, поскольку в пограничных районах страны действует общий режим государственной границы, а на границах землепользовании (угодий) могут вводиться ограничения в режиме использования их в интересах других лиц.

2. особый (присущий отдельным категориям земель). Объектом особого правового режима являются земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта и иного назначения; земли особо охраняемых территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

3. специальный (конкретный – присущий конкретным земельным участкам).

Особый правовой режим категорий земель носит общий характер и применяется в полной мере только там, где его действие не изменяется действием специального режима земельного участка, входящего в данную категорию земель.

Так, категория «земли сельскохозяйственного назначения» используется для нужд сельского хозяйства, однако, если нужды конкретного сельхозпредприятия выразятся в прокладке железнодорожного подъездного пути на сельхозземлях, то используется режим земель транспорта.

5.1.2 Элементы правового режима земель:

1.определение границ его распространения (наличие объекта – категории земель или земельного участия).

Поэтому в РФ выделяются категории земель, на которых устанавливается общий правовой режим с учетом специфики каждой земельной категории, и земельные угодья с правовым режимом, конкретизирующим общий режим применительно к особенностям данных земельных угодий.

Например, на землях поселений действует режим застройки земель жилыми и иными помещениями, являющийся общим для всей этой земельной категории; на земельных же участках, являющихся землями общего пользования, применяется особый режим застройки, выражающийся в возведении только тех строений и сооружений, которые соответствуют целевому назначению этих угодий и не противоречат ему.

2.порядок государственного регулирования использования земель,в котором можно выделить следующие аспекты:

2.1 органы, осуществляющие это регулирование – государственные органы общей и специальной компетенции.

Так, ЗК относит государственные органы представительной и органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления к числу органов общей компетенции в области регулирования земельных отношений, а Государственный комитет по земельной политике и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ к органам специальной компетенции.

2.2 формы регулирования земельных отношений на конкретных землях. В законе выделяются следующие формы регулирования:

– установление правил получения земель в использование на правах собственности, землевладения, землепользования и аренды, правил осуществления этого использования и правил прекращения или приостановления такого использования.

– контролирование отдельных видов деятельности лиц, использующих землю, по осуществлению хозяйствования на данной земле. Например, контроль за строительством, которое осуществляется по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранительными органами;

– вмешательство в эту деятельность при наличии определенных фактов и государственных потребностей.

Например, органы Комитета по земельным ресурсам и землеустройству привлекают к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства; земельные участки могут быть изъяты (выкуплены) для государственных или муниципальных нужд; права лиц, использующих землю, могут быть ограничены в интересах других лиц в случаях, предусмотренных законодательством.

3.наличие круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима. Их можно подразделить на следующие группы:

3.1 лица, использующие землю на праве собственности, землевладения, землепользования и аренды, круг правомочий которых различен в зависимости от оснований использования.

Например, если собственники земель обладают всеми правомочиями, предусмотренными ЗК РФ, то землевладельцы лишены некоторых прав, предусмотренных этим кодексом.

Конкретные права землевладельцев и землепользователей по использованию земельных участков, устанавливаются договором, по которому получен земельный участок;

3.2 лица, не использующие данный земельный участок, но в силу своей предусмотренной законом деятельности обязанные соблюдать правовой режим земель. Так, по пахотным землям как сельскохозяйственным угодьям и произрастающим на них посевам запрещается проезд, складирование материалов и другие действия, допустимые в других местах (дороги, свалки мусора и т. п.).

4.содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель. Эти права и обязанности зависят от:

4.1 объекта земельно-правового режима. Так, на землях рекреационного назначения запрещается уставная и иная деятельность граждан и юридических лиц, препятствующая использованию этих земель по их целевому назначению;

4.2от субъектов земельных правоотношений, находящихся в сфере действия земельно-правового режима. Например, иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства не могут предоставляться в аренду земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых территорий;

4.3от особенностей правового режима категорий земель и земельных угодий.

Так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп, в случаях, предусмотренных законодательством, допускается традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов, т.е. допускается на этих землях режим, отличный от режима иных земельных угодий, которые должны использоваться эффективно;

4.4от обстановки в данной местности, возникающей на данный конкретный момент. Так, в местностях, объявленных в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации, ограничиваются отдельные виды землепользования и природопользования, а на земельных массивах, объявленных зонами экологического бедствия, ограничиваются все виды природопользования.

5. наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений, которые выражаются в следующем:

5.1наличие мер юридической ответственности за нарушения правового режима.

Так, в случае систематического нарушения установленных режимов использования земель право собственности, землевладения, землепользования и аренды на них может быть прекращено; в случае нарушения законодательства, которым установлен тот или иной режим земель, наступает соответствующая юридическая ответственность;

5.2наличие правового механизма, обеспечивающего восстановление нарушенного правового режима земель. Например, сделки с землей, совершенные в нарушение установленного правового режима данной земли, признаются недействительными с момента их совершения;

5.3наличие правового механизма, обеспечивающего предотвращение нарушений земельного режима, т.е. наличие в законодательстве профилактических правовых мер.

Так, в целях предотвращения химического, бактериального, радиоактивного и другого загрязнения почв законом устанавливаются нормативы ПДК в почве, что позволяет предотвратить ущерб, причиняемый земле неизбежными отходами производства.

Предыдущая13141516171819202122232425262728Следующая

Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 4465; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/5-9831.html

Глава 14 правовой режим земель специального назначения

Объектом специального правового режима являются

Страница 1 из 2

Выделение земель России в отдельные категории осуществляется по их основному целевому назначению.

Основным целевым назна­чением данной категории земель является специальное назначение их для целей, обусловленных располагаемыми на этих землях объек­тами.

Например, расположенное на указанных землях горно-обра-батывающее предприятие является недропользователем, а значит, и земельный участок под ним имеет правовой режим, установленный не только земельным, но и горным законодательством (ст. 87 ЗК РФ).

В связи с развитием науки, техники, форм хозяйствования появляют­ся новые формы целевЬго использования земель, не известные ранее в сфере землепользования. Так, если в 1920-х гг.

земельному законода­тельству страны не был известен правовой режим земель воздушного транспорта, не говоря о трубопроводном, и земель космического обес­печения, то современное законодательство содержит упоминание о нем; развитие научно-технического прогресса привело к возникновению таких землепользователей, как атомные электростанции, космодромы, телецентры и др.

Землями специального назначения признаются земли, отведен­ные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и орга­низациям для выполнения соответствующих задач.

Наука земельного права в целях облегчения использования много­значной терминологии данной категории земель разработала удачный термин «земли специального назначения»1, которым целесообразно пользоваться для удобства изложения учебного материала, подразде­ляя данные земли на соответствующие разновидности.

В силу того что дать исчерпывающую классификацию видов и форм использования земель данной категории не представляется возмож­ным, законодатель оставляет их перечень открытым, заканчивая его расширительным термином земель иного назначения.

Всем землям (специального назначения) присущи общие и специ­альные цели использования, которые взаимопереплетаются и дополня­ют друг друга.

Общим признаком всех видов земель данной категории является то обстоятельство, что данные земли выступают в качестве территориаль­ного базиса и не являются сельскохозяйственными, т.е. средством про­изводства в сельском хозяйстве.

Исключение составляют случаи, когда неиспользуемые земли данного специального несельскохозяйственно­го назначения предоставляются сельхозпредприятиям и гражданам во временное пользование.

В силу этого общее земельно-правовое требо­вание рационального использования данного вида земель проявляется в максимальной экономии земельных площадей при отводе под соот­ветствующие несельскохозяйственные объекты и максимальной раци­онализации размещения большего количества объектов на меньшей площади.

Субъектами, осуществляющими установленное законом исполь­зование данных земель, являются, как правило, предприятия, учреж­дения и организации, поскольку специальная несельскохозяйственная деятельность гражданам практически не присуща.

Например, гражда­нин не в состоянии осуществлять в одиночку такую деятельность, как производство промышленной продукции, строительство и эксплуатация дороги, автотранспортного предприятия и т.п., — данная деятельность осуществляется посредством создания соответствующего предприятия.

Даже если собственником его является гражданин, владение земель­ным участком под этим предприятием осуществляется именно данной предпринимательской  структурой.

Правовой режим земель специального назначения распространяет­ся и на земли других категорий. В зависимости от нахождения в той или иной категории земли специального назначения имеют определен­ный правовой статус.

Так, если данные земли (например, земли транс­порта) проходят по землям сельскохозяйственного назначения (в сельской местности), то они приобретают статус категории земель специ­ального назначения; однако если они проходят по землям населенных пунктов, то трансформируются в новую категорию земель — земли на­селенных пунктов.

Значительны площади земель, служащих удовлетворению нерасте­ниеводческих целей, находящихся на землях сельскохозяйственного на­значения. В частности земли, занятые трубопроводами, дорогами, раз­ного рода строениями и сооружениями и т.д.

В силу этого в правовом режиме данных земель большое значение имеет регулирование отношений соседства со смежными землеполь­зователями, проявляемое, как правило, через установление особых «бу­ферных» (охранных) зон и особого правового режима, обязательного для всех лиц. Так, в пределах охранных зон линий электропередач запрещается жечь костры, располагать полевые станы, содержать скот, складировать корма, материалы, удобрения и т.п.

Правовой режим данных охранных зон зависит от особенностей объекта, возводимого на землях несельскохозяйственного специального
назначения.

Так, если на трассах радиорелейных линий охранные зоны создаются с целью прежде всего предупреждения их экранизирующе­го действия на распространение волн, то в охранной зоне автомобиль­ных дорог эти зоны служат для препятствования нарушению расти­тельного покрова способами, которые могут привести к образованию оползней, осыпей, селевых потоков, оврагов и т.п.

Действие правового режима земель специального назначения рас­пространяется только на те земельные участки, которые предназначе­ны для непосредственного обслуживания нужд, обусловленных экс­плуатацией и развитием соответствующего несельскохозяйственного объекта. Поэтому нельзя отнести к данным землям, к примеру, земли, отведенные промышленному предприятию в поселении для жилищно­го строительства своих работников.

Земли специального назначения имеют две основные формы — в виде компактных либо разрозненных земельных участков и «ленточ-; ную». К первым относятся земельные участки под предприятиями, уч­реждениями, организациями, станциями железных дорог и т.п.; ко вто­рым — земли под автомобильными, железными дорогами, под трубопро­водным транспортом и т.п.

Земли под предприятиями, являющимися источником повышенной опасности, подлежат ограждению, поскольку владелец такого источни­ка несет ответственность за причинение им вреда и при отсутствии своей вины в этом.

Ленточные же земельные участки (линейные сооружения), хотя и являются потенциальным источником повышенной опасности (автомобильные, железные дороги), ограждению не подле­жат, поскольку это ограничило бы доступ людей в места, где допуска­ется общее землепользование (местонахождение, проезд людей, проход к нужным объектам и т.п.).

Исключение составляет снегозаградитель-ное ограждение, допускаемое в зимнее время на низинных участках ав­томобильных и железных дорог.

На правовой режим земель специального назначения влияют сле­дующие обстоятельства:

  • объект, под который предоставлена земля специального назна­чения. Так, горнодобывающее предприятие, для которого отводится зе­мельный участок,   обусловливает особый горно-земельный правовой режим на данном участке,  выражающийся в обеспечении не только рационального использования земельного участка, но и экологически правильной добычи полезных ископаемых, складирования выработан­ных горных пород, для чего выделяются специальные места, безопас­ные для окружающей среды и населения, и т.п.;

Источник: https://uristinfo.net/agropravo/106-bv-erofeev-zemelnoe-pravo-rossii/2705-glava-14-pravovoj-rezhim-zemel-spetsialnogo-naznachenija.html

Учебник Земельное право России. – Глава: Глава 13 понятие и общая характеристика правового режима земель онлайн

Объектом специального правового режима являются

Наука земельного права и его учебная дисциплина, имеющие своей задачей системное и полное изложение содержания правового регулирования, устойчиво оперируют понятием «правовой режим земель», которое отражено лишь в ряде нормативных актов без раскрытия содержания этого понятия. Нет четкого определения правового режима и в земельно-правовой науке, а определения, данные в дореформенный период, не подходят к современной практике и теории земельного права, поскольку они базировались на монопольном праве исключительной государственной собственности на землю.

Исследуя понятие «правовой режим земель» и раскрывая его содержание, можно прийти к следующим основным выводам.

1. Под понятием «режим» (в переводе с французского — «порядок») можно понимать установленную законом систему общественных отношений по использованию земель. Этот режим может быть установлен для всех земель Российской Федерации, а может быть особенным для определенных категорий земель и местностей.

Например, в местах проживания и деятельности малочисленных народов и этнических групп может быть установлен особый правовой режим использования земель; в целях создания необходимых условий для охраны земель оздоровительного назначения, лечебных природных факторовкурортов могут устанавливаться зоны с особыми условиями (режимом) использования (охранные зоны, округа санитарной охраны и другие зоны).

2. Обязательным элементом правового режима является определение границ его распространения, а поэтому в РФ выделяются категории земель, на которых устанавливается общий правовой режим с учетом специфики каждой земельной категории, и земельные угодья с правовым режимом, конкретизирующим общий режим применительно к особенностям данных земельных угодий.

Так, на землях поселений действует режим застройки земель жилыми и иными помещениями, являющийся общим для всей этой земельной категории; на земельных же участках, являющихся землями общего пользования, применяется особый режим застройки, выражающийся в возведении только тех строений и сооружений, которые соответствуют целевому назначению этих угодий и не противоречат ему.

В силу этого наличие объекта правового режима, его границ, определяющих пределы действия данного режима, является первым условием и элементом правового режима земель. Правовой режим земель, присущий всему составу земель России, разделяется на правовые режимы категорий земель, которые, в свою очередь, разделяются на правовые режимы составляющих категорий земельных угодий.

Объектом общего правового режима является весь состав земель Российской Федерации в пределах ее государственных границ. Общий правовой режим можно подразделить на обычный и пограничный, поскольку в пограничных районах страны действует общий режим государственной границы, а на границах землепользовании (угодий) могут вводиться ограничения в режиме использования их в интересах других лиц.

Объектом особого правового режима являются земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта и иного назначения; земли особо охраняемых территорий; земли лесного фонда; земли водного фонда; земли запаса.

Особый правовой режим категорий земель носит общий характер и применяется в полной мере только там, где его действие не изменяется действием специального режима земельного участка, входящего в данную категорию земель.

Так, категория «земли сельскохозяйственного назначения» используется для нужд сельского хозяйства, однако, если нужды конкретного сельхозпредприятия выразятся в прокладке железнодорожного подъездного пути на сельхозземлях, то используется режим земель транспорта.

Земельные угодья являются объектом специального правового режима, который действует с учетом требований общего режима земельной категории; Например, на принадлежащей населенным пунктам территории могут находиться земли сельскохозяйственного использования и других населенных пунктов, однако принцип их приоритета, действующий для земель сельскохозяйственного назначения, на территориях поселений ни применяется, поскольку их приоритетной целью является обеспечение городской застройки, осуществляемой в соответствии с генеральными планами и проектами планировки и застройки.

3.

Важным элементом правового режима земель является порядок государственного регулирования использования земель, в котором можно выделить следующие аспекты:

а) органы, осуществляющие это регулирование. К их числу относятся государственные органы общей компетенции и специальной компетенции.

Так, ЗК относит государственные органы представительной и органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления к числу органов общей компетенции в области регулирования земельных отношений, а Государственный комитет по земельной политике и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ к органам специальной компетенции.                    

Данная градация основана на тех видах функций, которые эти органы осуществляют в соответствии со своими полномочиями в отношении земель.

Например, если сельская, поселковая администрация осуществляет все виды предоставления земельных участков из земель муниципальной собственности в любую форму использования, то комитет по земельным ресурсам и землеустройству на местах выдает разрешения (лицензии) для проведения работ, связанных с изучением и использованием земельных ресурсов;

б) формы регулирования земельных отношений на конкретных землях. В законе выделяются следующие формы регулирования:

установление правил получения земель в использование на правах собственности, землевладения, землепользования и аренды, правил осуществления этого использования и правил прекращения или приостановления такого использования.

Так, ЗК РФ определяет порядок регулирования государственными органами процедуры получения земельных участков в собственность и другие основания использования; пожизненно наследуемое владение; постоянное (бессрочное) пользование и т. д.

; основания и порядок принятия участка к использованию; общие правила и обязанности лиц, использующих землю; основания прекращения прав на использование земли и т. п.;

контролирование отдельных видов деятельности лиц, использующих землю по осуществлению хозяйствования на данной земле. Например, контроль за строительством, которое осуществляется по согласованию с землеустроительными, архитектурно-градостроительными, пожарными, санитарными и природоохранительными органами;

вмешательство в эту деятельность при наличии определенных фактов и государственных потребностей.

Так, органы комитета по земельным ресурсам и землеустройству привлекают к ответственности лиц, виновных в нарушении земельного законодательства; земельные участки могут быть изъяты (выкуплены) органами, специально на то уполномоченными, для государственных или муниципальных нужд; права лиц, использующих землю, могут быть ограничены в интересах других лиц в случаях, предусмотренных законодательством.                             

4. Третьим элементом правового режима земель является наличие круга субъектов земельых правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима. Их можно подразделить на следующие группы:

а) лица, использующие землю на праве собственности, землевладения, землепользования и аренды, круг правомочий которых различен в зависимости от оснований использования.

Например, если собственники земель обладают всеми правомочиями, предусмотренными ЗК РФ, то землевладельцы лишены некоторых прав, предусмотренных этим кодексом.

Конкретные права землевладельцев и землепользователей по использованию земельных участков, устанавливаются договором, по которому получен земельный участок;

б) лица, не использующие данный земельный участок, но в силу своей предусмотренной законом деятельности обязанные соблюдать правовой режим земель. Так, по пахотным землям как сельскохозяйственным угодьям и произрастающим на них посевам запрещается проезд, складирование материалов и другие действия, допустимые в других местах (дороги, свалки мусора и т. п.).

5. Четвертым элементом правового режима земель является содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель.

Эти права и обязанности зависят от:

а)объекта земельно-правового режима. Так, на землях рекреационного назначения запрещается уставная и иная деятельность граждан и юридических лиц, препятствующая использованию этих земель по их целевому назначению;

б) от субъектов земельных правоотношений, находящихся в сфере действия земельно-правового режима. Например, иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства не могут предоставляться в аренду земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых территорий;

в) от особенностей правового режима категорий земель и земельных угодий.

Так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп в случаях, предусмотренных законодательством, допускается традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов, т.е. допускается на этих землях режим, отличный от режима иных земельных угодий, которые должны использоваться эффективно;

г) от обстановки в данной местности, возникающей на данный конкретный момент.

Так, в местностях, объявленных в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации, ограничиваются отдельные виды землепользования и природопользования (п. 3 ст.

58 Закона «Об охране окружающей природной среды»), а на земельных массивах, объявленных зонами экологического бедствия, ограничиваются все виды природопользования (п. 2 ст. 59 указ. Закона).

6. Наконец, пятым элементом правового режима земель является наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений, которые выражаются в следующем:

а) наличие мер юридической ответственности за нарушения правового режима. Так, в случае систематического нарушения установленных режимов использования земель право собственности, землевладения, землепользования и аренды на них может быть прекращено; в случае нарушения законодательства, которым установлен тот или иной режим земель, наступает соответствующая юридическая ответственность;

б) наличие правового механизма, обеспечивающего восстановление нарушенного правового режима земель. Например, сделки с землей, совершенные в нарушение установленного правового режима данной земли, признаются недействительными с момента их совершения;

в) наличие правового механизма, обеспечивающего предотвращение нарушений земельного режима, т.е. наличие в законодательстве профилактических правовых мер.

Так, в целях предотвращения химического, бактериального, радиоактивного и другого загрязнения почв законом устанавливаются нормативы предельно допустимых концентраций в почве, что позволяет предотвратить ущерб, причиняемый земле неизбежными отходами производства (ст. 25-27 Закона РСФСР «Об охране окружающей природной среды»).

Подводя итог изложенному в настоящем параграфе, можно сделать следующие выводы.

1. Понятие «правовой режим земель» лишь упоминается в действующем законодательстве, однако не раскрывается его содержание, которое позволило бы наиболее полно и системно усвоить содержание земельно-правового регулирования.

2. Правовой режим земель — установленный законом порядок государственного регулирования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.             

3.

Обязательными элементами и признаками правового режима земель является наличие объекта (категории земель или земельного участия) государственного регулирования данного режима (органов, форм регулирования); круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать правила земельного режима; прав и обязанностей субъектов, которые зависят от особенностей объекта земельного режима, от особенностей земли как объекта правового режима, от обстановки, существующей на данном земельном режиме; системы правовых мер, обеспечивающих охрану данного режима от нарушений.

4. Правовой режим земель можно подразделить на общий, присущий всему составу земель Российской Федерации; особенный, присущий отдельным категориям земель; и специальный (конкретный), присущий конкретным земельным участкам.

5. Общий и особенный правовые режимы земель действуют в части, не исключаемой действием специального правового режима,, и, вместе с тем, специальный правовой режим действует с учетом положений общего земельно-правового режима.

Контрольные вопросы:

1. Раскройте содержание понятия «правовой режим земель».

2. Каково назначение категории «правовой режим земель» в земельном праве?

3.

Что входит в содержание правового режима земель?

4. Какие существуют виды правовых режимов земель?

5. Каково соотношение правовых режимов земель?

Источник: http://robotlibrary.com/book/46-zemelnoe-pravo-rossii/80-glava-13-ponyatie-i-obshhaya-xarakteristika-pravovogo-rezhima-zemel.html

Понятие правового режима земель. Его единство и дифференциация

Объектом специального правового режима являются

Земельные ресурсы – вся земля (т.е. вся территория) в пределах определенных границ. Земельные ресурсы Российской Федерации – это вся ее территория, т.е. вся земля (включая водопокрытую) в пределах государственных границ страны.

Хотя отдельные части земельных ресурсов в каждый конкретный момент могут быть объектами собственности и пользования различных субъектов, в целом они являются единым природным объектом.

И как таковые они обладают различными природными качествами и свойствами, представляющими народнохозяйственный интерес (почвенным плодородием, лесопокрытостью, водопокрытостью, содержанием полезных ископаемых и т.п.), которые в связи с этим целесообразно использовать определенным образом.

Под понятием «правовой режим земель» можно понимать установленную законом систему общественных отношений по использованию отдельных частей земельных ресурсов.

Иначе, правовой режим земель — установленный законом порядок государственного регулирования использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.   

Виды правового режима земель:

    1. общий (присущий всему составу земель Российской Федерации);
    2. особенный (особый – присущий отдельным категориям земель);
    3. специальный (конкретный – присущий конкретным земельным участкам).

Элементы правового режима земель:

    • определение границ его распространения (наличие объекта – категории земель или земельного участия);
    • порядок государственного регулирования использования земель;
    • наличие круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима;
    • содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель;
    • наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений.

Обязательным элементом правового режима является определение границ его распространения, а поэтому в РФ выделяются категории земель, на которых устанавливается общий правовой режим с учетом специфики каждой земельной категории, и земельные угодья с правовым режимом, конкретизирующим общий режим применительно к особенностям данных земельных угодий.

Важным элементом правового режима земель является порядок государственного регулирования использования земель, в котором можно выделить следующие аспекты:

    1. органы, осуществляющие это регулирование: государственные органы общей компетенции и специальной компетенции. Так, ЗК относит государственные органы представительной и органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления к числу органов общей компетенции в области регулирования земельных отношений, а Государственный комитет по земельной политике и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ к органам специальной компетенции. 
    2. формы регулирования земельных отношений на конкретных землях: установление правил получения земель в использование на правах собственности, землевладения, землепользования и аренды, правил осуществления этого использования и правил прекращения или приостановления такого использования; контролирование отдельных видов деятельности лиц, использующих землю по осуществлению хозяйствования на данной земле; вмешательство в эту деятельность при наличии определенных фактов и государственных потребностей.                             

Круг субъектов земельых правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима можно подразделить на следующие группы:

    • лица, использующие землю на праве собственности, землевладения, землепользования и аренды, круг правомочий которых различен в зависимости от оснований использования;
    • лица, не использующие данный земельный участок, но в силу своей предусмотренной законом деятельности обязанные соблюдать правовой режим земель (так, по пахотным землям как сельскохозяйственным угодьям и произрастающим на них посевам запрещается проезд, складирование материалов и другие действия, допустимые в других местах).

Четвертым элементом правового режима земель является содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель. Эти права и обязанности зависят от:

    1. объекта земельно-правового режима (так, на землях рекреационного назначения запрещается уставная и иная деятельность граждан и юридических лиц, препятствующая использованию этих земель по их целевому назначению);
    2. от субъектов земельных правоотношений, находящихся в сфере действия земельно-правового режима (например, иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства не могут предоставляться в аренду земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых территорий);
    3. от особенностей правового режима категорий земель и земельных угодий (так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп в случаях, предусмотренных законодательством, допускается традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов, т.е. допускается на этих землях режим, отличный от режима иных земельных угодий, которые должны использоваться эффективно);
    4. от обстановки в данной местности, возникающей на данный конкретный момент (так, в местностях, объявленных в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации, ограничиваются отдельные виды землепользования и природопользования – ст. 58 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

Наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений подразумевает наличие:

    • мер юридической ответственности за нарушения правового режима;
    • правового механизма, обеспечивающего восстановление нарушенного правового режима земель;
    • правового механизма, обеспечивающего предотвращение нарушений земельного режима, т.е. наличие в законодательстве профилактических правовых мер.

Единство и дифференциация правового режима земель

Единство и дифференциация правового режима земель заключается в том, что общий и особенный правовые режимы земель действуют в части, не исключаемой действием специального правового режима, и, вместе с тем, специальный правовой режим действует с учетом положений общего земельно-правового режима.

Общий правовой режим земель устанавливается для всех земель Российской Федерации, а особенный –  для определенных категорий земель и местностей. Правовой режим земель, присущий всему составу земель России, разделяется на правовые режимы категорий земель, которые, в свою очередь, разделяются на правовые режимы составляющих категорий земельных угодий.

Например, в местах проживания и деятельности малочисленных народов и этнических групп может быть установлен особый правовой режим использования земель; в целях создания необходимых условий для охраны земель оздоровительного назначения, лечебных природных факторов курортов могут устанавливаться зоны с особыми условиями (режимом) использования (охранные зоны, округа санитарной охраны и другие зоны).

На землях поселений действует режим застройки земель жилыми и иными помещениями, являющийся общим для всей этой земельной категории; на земельных же участках, являющихся землями общего пользования, применяется особый режим застройки, выражающийся в возведении только тех строений и сооружений, которые соответствуют целевому назначению этих угодий и не противоречат ему.

Объектом общего правового режима является весь состав земель Российской Федерации в пределах ее государственных границ. Общий правовой режим можно подразделить на

    • обычный;
    • пограничный (поскольку в пограничных районах страны действует общий режим государственной границы, а на границах землепользовании (угодий) могут вводиться ограничения в режиме использования их в интересах других лиц).

Объектом особого правового режима являются (ст. 7 ЗК РФ):

Особый правовой режим категорий земель носит общий характер и применяется в полной мере только там, где его действие не изменяется действием специального режима земельного участка, входящего в данную категорию земель.

Так, категория «земли сельскохозяйственного назначения» используется для нужд сельского хозяйства, однако, если нужды конкретного сельхозпредприятия выразятся в прокладке железнодорожного подъездного пути на сельхозземлях, то используется режим земель транспорта.

Земельные угодья являются объектом специального правового режима, который действует с учетом требований общего режима земельной категории; Например, на принадлежащей населенным пунктам территории могут находиться земли сельскохозяйственного использования и других населенных пунктов, однако принцип их приоритета, действующий для земель сельскохозяйственного назначения, на территориях поселений ни применяется, поскольку их приоритетной целью является обеспечение городской застройки, осуществляемой в соответствии с генеральными планами и проектами планировки и застройки.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-pravovogo-rezhima-zemel-ego-edinstvo-i-differentsiatsiya

Понятие «правовой режим» земель, его элементы и виды. Разрешенное использование земельных участков

Объектом специального правового режима являются

https://studfiles.net/preview/6702383/page:60/

Правовой режим земель — установленный законом порядок государственного регулирования использования и охраны земли, обеспеченный мерами предупреждения правонарушений и установленной ответственности за их совершение.

Виды правового режима земель:

– общий (присущий всему составу земель Российской Федерации);

– особенный (особый – присущий отдельным категориям земель);

– специальный (конкретный – присущий конкретным земельным участкам).

Элементы правового режима земель:

– определение границ его распространения (наличие объекта – категории земель или земельного участия);

– порядок государственного регулирования использования земель;

– наличие круга субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима;

– содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель;

– наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений.

Обязательным элементом правового режима является определение границ его распространения, а поэтому в РФ выделяются категории земель, на которых устанавливается общий правовой режим с учетом специфики каждой земельной категории, и земельные угодья с правовым режимом, конкретизирующим общий режим применительно к особенностям данных земельных угодий.

Важным элементом правового режима земель является порядок государственного регулирования использования земель, в котором можно выделить следующие аспекты:

органы, осуществляющие это регулирование: государственные органы общей компетенции и специальной компетенции.

Так, ЗК относит государственные органы представительной и органы исполнительной власти, а также органы местного самоуправления к числу органов общей компетенции в области регулирования земельных отношений, а Государственный комитет по земельной политике и его органы на местах, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ к органам специальной компетенции.

формы регулирования земельных отношений на конкретных землях: установление правил получения земель в использование на правах собственности, землевладения, землепользования и аренды, правил осуществления этого использования и правил прекращения или приостановления такого использования; контролирование отдельных видов деятельности лиц, использующих землю по осуществлению хозяйствования на данной земле; вмешательство в эту деятельность при наличии определенных фактов и государственных потребностей.

Круг субъектов земельных правоотношений, обязанных соблюдать установленные правила земельного режима можно подразделить на следующие группы:

лица, использующие землю на праве собственности, землевладения, землепользования и аренды, круг правомочий которых различен в зависимости от оснований использования;

лица, не использующие данный земельный участок, но в силу своей предусмотренной законом деятельности обязанные соблюдать правовой режим земель (так, по пахотным землям как сельскохозяйственным угодьям и произрастающим на них посевам запрещается проезд, складирование материалов и другие действия, допустимые в других местах).

Четвертым элементом правового режима земель является содержание прав и обязанностей субъектов земельных правоотношений, участвующих в сфере действия правового режима тех или иных земель. Эти права и обязанности зависят от:

объекта земельно-правового режима (так, на землях рекреационного назначения запрещается уставная и иная деятельность граждан и юридических лиц, препятствующая использованию этих земель по их целевому назначению);

от субъектов земельных правоотношений, находящихся в сфере действия земельно-правового режима (например, иностранным гражданам и юридическим лицам, а также лицам без гражданства не могут предоставляться в аренду земельные участки, входящие в состав земель особо охраняемых территорий);

от особенностей правового режима категорий земель и земельных угодий (так, в местах проживания и хозяйственной деятельности малочисленных народов и этнических групп в случаях, предусмотренных законодательством, допускается традиционное экстенсивное природопользование, не вызывающее антропогенной трансформации охраняемых природных комплексов, т.е. допускается на этих землях режим, отличный от режима иных земельных угодий, которые должны использоваться эффективно);

от обстановки в данной местности, возникающей на данный конкретный момент (так, в местностях, объявленных в установленном порядке зонами чрезвычайной экологической ситуации, ограничиваются отдельные виды землепользования и природопользования – ст. 58 Закона «Об охране окружающей природной среды»).

Наличие эффективного правового механизма, обеспечивающего охрану правового режима использования земель от нарушений подразумевает наличие:

мер юридической ответственности за нарушения правового режима;

правового механизма, обеспечивающего восстановление нарушенного правового режима земель;

правового механизма, обеспечивающего предотвращение нарушений земельного режима, т.е. наличие в законодательстве профилактических правовых мер.

17. Понятие, общая характеристика и содержание права собственности на землю (Земельное право (Сухова Е.А., 2005)

Право собственности является наиболее полным по содержанию правом на имущество.

В широком смысле собственность – совокупность производственных отношений, поскольку производство и общество немыслимы без собственности ее различных форм.

Производство – источник всех материальных благ, необходимых для удовлетворения разнообразных потребностей человека и общества, а потребности – это объективно существующие нужды человека в пользовании материальными и иными благами в целях поддержания своей нормальной жизнедеятельности.

В узком смысле слова собственность – отношение между людьми по поводу присвоения продуктов производства и иных материальных и духовных благ, удовлетворяющих потребности людей.

В этом экономическом отношении выражается связь человека с вещами, материальными благами как со своими, отношения господства над объектами собственности путем владения, пользования и распоряжения ими.

права собственности на землю – правомочие владения, пользования и распоряжения земельным участком.

Владение земельным участком – это обладание им как своим.

Пользование землей – это возможность извлекать ее полезные свойства. По российскому законодательству земля должна использоваться в соответствии с ее целевым назначением, определяемым принадлежностью к той или иной категории земель.

Отношения собственности на природные ресурсы регулируются:

Конституцией РФ;

Гражданским кодексом РФ;

природно-ресурсным и природоохранительным законодательством России и субъектов Федерации;

Указом Президента РФ от 16 декабря 1993 г. 2144 «О федеральных природных ресурсах»;

Федеральным законом от 17 июля 2001 г. «О разграничении государственной собственности на землю».

Согласно Конституции РФ каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (п. 2 ст. 35 Конституции РФ).

Хотя Конституцией РФ, помимо государственной, частной и муниципальной, установлена возможность существования и иных форм собственности, земельное законодательство останавливается пока только на трех перечисленных.

Особенность права собственности на землю в России – виды прав на землю определены в законодательстве «по субъекту». В зависимости от субъекта, обладающего правами на землю, устанавливается объем прав и обязанностей, составляющих содержание того или иного вида права собственности на землю.

Действующее законодательство позволяет назвать и другие особенности права собственности на земельные участки:

доминирующим субъектом отношений собственности выступают граждане;

большая часть земельных участков, предоставленных в собственность, – это земли сельскохозяйственного назначения;

при распоряжении земельными участками устанавливаются некоторые ограничения – существуют земли, изъятые из гражданского оборота;

распоряжение земельным участком возможно лишь сохраняя его целевое назначение.

Права всех субъектов права собственности равны и защищаются способами, установленными законом.

Источник: https://megaobuchalka.ru/13/31669.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.