Нормы земельного права

1.3. Нормы земельного права

Нормы земельного права

В теории права под нормами права понимаются обще­обязательные, формально определенные правила пове­дения, установленные и обеспечиваемые обществом и государством, закрепленные и опубликованные в офи­циальных актах, направленные на регулирование обще­ственных отношений путем определения прав и обязан­ностей их участников1.

Основными признаками нормы права являются:

  1. общеобязательность (она   представляет   собой   властное предписание  государства  относительно   возможного  и должного поведения людей);
  2. формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего оп­ределяет рамки деяний субъектов);
  3. связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воз­действия – принуждением и стимулированием);
  4. предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);
  5. системность (она имеет внутреннюю структуру и состоит из таких взаимосвязанных элементов, как гипотеза, дис­позиция и санкция).

В теории права главным делением юридических норм признается деление их на регулятивные и охранительные2.

В регулятивных содержатся предписания, предостав­ляющие участникам общественных отношений права и возла­гающие на них обязанности.

Выделяют следующие виды регулятивных норм: обязы­вающие, запрещающие и управомочивающие.

Охранительные нормы устанавливают и регламентиру­ют меры юридической ответственности и другие принуди­тельные меры защиты субъективных прав.

В зависимости от характера и отраслевой принадлежно­сти предусмотренной санкции охранительные нормы клас­сифицируются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административные и дисциплинарные.

Выделяют также следующие виды норм права1:

а) в зависимости от функциональной роли они подраз­деляются на:

  • исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, за­дачи, пределы, направления (это, например, деклара­тивные нормы, провозглашающие принципы; дефини­тивные нормы,  содержащие  определения конкретных юридических понятий и т.п.);
  • общие нормы, которые присущи общей части той или иной  отрасли права и распространяются на все или большую   часть  институтов   соответствующей   отрасли права;
  • специальные нормы, которые относятся к отдельным ин­ститутам той или иной отрасли права и регулируют ка­кой-либо определенный вид родовых общественных от­ношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и про­странственные условия их реализации, способы правово­го воздействия на поведение личности).

б)  в зависимости от их характера – на материальные (уго­ловные, экологические, земельные и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

в)  в зависимости от методов правового регулирования – на:

  • императивные (содержащие властные предписания);
  • диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);
  • поощрительные (стимулирующие социально полезное по­ведение);
  • рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

г) в зависимости от времени действия – на постоянные (содержащиеся    в   законах   и   других   нормативно-правовых актах) и временные (содержащиеся, например, в Указе Президента о введении чрезвычайного поло­жения в определенном регионе в связи со стихийным
бедствием) и др.

Таким образом, нормы земельного права можно опреде­лить как установленные и санкционированные государ­ством общеобязательные формально-определенные пра­вила поведения, регулирующие отношения субъектов права по поводу охраны и использования земельных ре­сурсов.

По мнению В.В. Петрова1, в зависимости от характера предписания и способа воздействия на субъектов земельных отношений нормы земельного права подразделяются на ма­териально-правовые и процессуально-правовые нормы.

Материально-правовые земельные нормы содержат права и обязанности участников земельных отношений, а также за­преты на совершение определенных действий.

Выделяют следующие виды материально-правовых зе­мельных норм:

  • запретительные нормы, запрещающие совершать те или иные действия (нарушать права пользователей земель­ных участков, осуществлять самовольную застройку уча­стков и т.д.);
  • обязывающие нормы, предписывающие строго выполнять те или иные действия (вносить платежи по земельному налогу, арендной плате);
  • управомочивающие нормы, дающие право субъектам зе­мельных отношений на совершение определенных дей­ствий (предоставление земельных участков в собствен­ность, землепользование, аренду);
  • компенсационные, предусматривающие   обязанность   по возмещению правомерного вреда (при изъятии земель для государственных и общественных нужд);
  • поощрительные нормы, направленные на повышение заин­тересованности пользователей земель в рациональном их использовании и охране (экономическое стимулирование);
  • карательные нормы, предусматривающие принуждение субъектов земельных отношений к выполнению тех или иных предписаний и их ответственность за виновное противоправное невыполнение этих предписаний.

В свою очередь, процессуальные земельно-правовые нормы являются средством реализации материальных норм и указывают, как и каким образом следует действовать, чтобы они были претворены в жизнь, реализовались на практике.

Например, процессуальные нормы регламентируют поря­док деятельности государственных органов, их взаимодействие с другими субъектами земельных отношений в процессе предос­тавления земельных участков, процедуру проведения землеуст­роительных работ, ведения мониторинга земель, Государствен­ного земельного кадастра, контроля в области охраны и исполь­зования земель, порядок разрешения земельных споров и т.д.

Каждый вид использования земли регулируется соответ­ствующими правовыми нормами. В этих нормах определяют­ся условия и порядок предоставления соответствующих кате­горий земель тем или иным субъектам права, предельные размеры предоставляемых земельных участков, содержание прав субъектов земельных отношений условия и пути защиты их прав от нарушений и т.д.

Все перечисленные выше нормы земельного права явля­ются «первокирпичиками» отрасли земельного права, которые регулируют поведение определенного круга лиц в определенных обстоятельствах. В тоже время, сре­ди них выделяют совокупности земельно-правовых норм, регулирующих однородный узкий круг сходных обще­ственных отношений и получивших название институ­тов земельного права.

Источник: https://uristinfo.net/agropravo/107-netsvetaev-zemelnoe-pravo/2715-13-normy-zemelnogo-prava.html

Понятие земельно-правовых норм и их классификация

Нормы земельного права

Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Нормы права, как и другие социальные нормы, устанавливают, определяют границы, рамки возможного, дозволенного, обязательного поведения индивида и коллективных образований – от государства до различных социальных групп. Норма права – это масштаб, мера свободы личности, разграничение этих свобод между индивидами, ряд возможностей при выборе тех или иных вариантов поведения.

Норма земельного права – установленные и санкционированные государством общеобязательные формально-определенные правила поведения, регулирующие отношения субъектов права по поводу использования и охраны земельных ресурсов.

Занимая центральное место в правовом механизме земельного права и обеспечивая связь и взаимодействие всех его элементов, правовые нормы выступают средством правового регулирования земельных отношений, ориентируя деятельность их участников на обеспечение рационального использования земель и санкционированные государством правила поведения субъектов земельных правоотношений.

Земельно-правовые нормы характеризуются теми же признаками, что и другие виды норм права:

    1. общеобязательностью (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);
    2. формальная определенностью (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);
    3. связью с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением и стимулированием);
    4. предоставительно-обязывающим характером (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);
    5. системностью (она имеет внутреннюю структуру и состоит из таких взаимосвязанных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

Структура земельно-правовой нормы

Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т.е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием.

Структура земельно-правовой нормы включает:

    • гипотезу,
    • диспозицию,
    • санкцию.

Гипотеза представляет собой описание условий действия правовой нормы. При этом “условие” не обязательно должно быть подробным описанием, обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие.

Так, в законодательстве о земле содержится немало статей, в которых указываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы.

Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация.

В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т.п. В гипотезе не обязательно присутствие слова, указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.

Диспозиция указывает, каким должно быть поведение людей (организаций, предприятий, учреждений) при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий.

Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства.

В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях – ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.

Санкция  – это элемент правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий.

Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителям земельного законодательства, т.е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы.

Санкция может быть не только наказывающей (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.

Основные виды земельно-правовых норм

1) в зависимости от содержания:

    • исходные (конституционные – определяют основы правового регулирования);
    • общие (присущи общей части отрасли права);
    • специальные (относятся к отдельным институтам отрасли права).

2) в зависимости от характера:

    • материальные (регулятивные и охранительные) (те, которые устанавливают какие-то существенные права и обязанности участников земельных правоотношений, например, право на получение земельного участка, обязанность содержать плодородие угодий и т.д.);
    • процессуальные (устанавливают порядок заявлений, просьб и ходатайств по предоставлению земли, порядок обжалования решений, процедуру рассмотрения земельных споров и т.п.).

3) в зависимости от функций:

    • регулятивные;
    • охранительные (восстановление нарушенных прав).

4) регулятивные в зависимости от способа правового регулирования:

    • управомочивающие;
    • обязывающие;
    • запрещающие.

Подробнее об  обязывающих, запрещающих и управомочивающих нормах земельного права

В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.

Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой.

В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Например, ст.

14 ЗК РФ запрещает осуществлять производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на землях, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению.

Управомочивающая (разрешающая) норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т.д.).

5) в зависимости от методов правового регулирования:

    • императивные (властных предписаний) – обязывающие и запрещающие;
    • диспозитивные (свобода усмотрений) – управомочивающие.

6) в зависимости от круга лиц:

    • общие (общераспространенные);
    • специальные (специально распространенные – ограниченный круг).

7) в зависимости от сферы действия:

    • федеральные;
    • региональные;
    • локальные (см. ст. 2 ЗК РФ).

8) в зависимости от юридической силы:

    • правовые нормы законов;
    • правовые нормы подзаконных актов.

9) в зависимости от субъектов правотворчества:

    • принятые госорганами;
    • принятые негосударственными структурами (народным референдумом).

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/ponyatie-zemelno-pravovich-norm-i-ich-klassifikatsiya

Понятие и особенности земельно-правовых норм

Нормы земельного права

Тема III Земельно-правовые нормы и правоотношения.

Понятие и особенности земельно-правовых норм.

Земельно-правовая норма – норма права, регулирующая земельные отношения, содержащаяся в источниках земельного права. Таким образом, земельно-правовая норма обладает всеми признаками правовой нормы, или нормы права:

– регулирует общественные отношения;

– регулирует типичные по своему характеру отношения;

– обращена неопределенному (непоименованному) кругу лиц;

– многократно применяема;

– обладает формальной определенностью;

– зафиксирована в нормативно-правовых актах;

– обеспечена силой государственного веления и принуждения.

Особенность земельно-правовых норм детерминирована спецификой земельных отношений, которые, в свою очередь, обусловлены уникальностью объекта правового регулирования, которым является земля как основа жизни и деятельности народов, населяющих соответствующую территорию, и проявляет себя одновременно как природный объект, природный ресурс и недвижимое имущество (см. Тему I).

В связи с тем, что земельное право является комплексной отраслью, как система правовых норм, оно состоит из различных по своему характеру норм права, связанных между собой.

Как идеальная конструкция, земельно-правовая норма представляет единство трех элементов: гипотезы, диспозиции, санкции. Однако по способам фиксации земельно-правовые нормы можно подразделить на регулятивные и охранительные.

Регулятивные нормы обращены ко всем участникам земельных правоотношений и устанавливают земельный правопорядок.Они определяют позитивное поведение субъектов, объем их субъективных прав и обязанностей в земельных правоотношениях. В связи с этим структура регулятивной нормы двухсоставная и представляет единство гипотезы и диспозиции.

Большая часть положений ЗК РФ и других нормативных актов, входящих в систему земельного законодательства, относится именно к регулятивным нормам.

Предписывающие, дозволяющие, управомачивающие, обязывающие или запрещающие нормы, регулирующие отношения по поводу использования и охраны земли могут также содержаться и в нормативно-правовых актах, относящихся к иным отраслям законодательства, однако в этом случае они будут входить в состав норм земельного права.

Так, например, в соответствии с п. 2 ст. 101 ЗК РФ, порядок использования и охраны земель лесного фонда регулируется не только земельным, но и лесным законодательством. Порядок использования и охраны земель водного фонда, наряду с земельным, регулируется водным законодательством (п. 4 ст. 102 ЗК РФ).

Нормы земельного права содержаться также и в Градостроительном кодексе Российской Федерации (далее ГрК РФ) – о порядке использования и охране земель, предназначенных и использующихся для застройки.

Нормы, определяющие виды и порядок использования садовых, огородных, дачных земельных участков, содержаться в Федеральном законе «О садоводческих, огороднических, дачных некоммерческих объединениях граждан», хотя его нужно отнести скорее к гражданскому, чем к земельному законодательству. Перечень таких примеров можно продолжить[1].

Охранительные нормы направлены на защиту и охрану правопорядка, установленного регулятивными нормами.Таким образом, они обращены к участникам правоотношений, которых можно квалифицировать как «правонарушители», т.е.

к лицам, которые совершили виновное противоправное деяние в области земельных отношений. Охранительные нормы фиксируют меры государственного принуждения, которые применяются за нарушение правовых запретов[2].

В состав охранительной нормы обязательно входит указание на меру ответственности за нарушение правила поведения, охраняемого государством, то есть санкция.

Нужно отличать, нормы, направленные на охрану земель, которые по своему характеру являются регулятивными, так как устанавливают обязанности или запреты для лиц, использующих земельные участки и, направленные на охрану земельного правопорядка.

Большая часть охранительных норм содержится в соответствующих законах, определяющих состав земельных правонарушений и санкции за земельные правонарушения: в Уголовном кодексе РФ, Кодексе об административных правонарушениях, Гражданском кодексе РФ.

Однако часть охранительных норм содержится в ЗК РФ и в ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Их специфика заключается в том, что в качестве санкции применяется изъятие земельного участка, таким образом, сама санкция носит земельно-правовой характер, а не административный, уголовный или гражданско-правовой.

По способу (методу) воздействия на участников правоотношений нормы права подразделяются на диспозитивные и императивные. Метод регулирования является одним из критериев деления норм по отраслям.

В связи с этим, классические отрасли преимущественно используют какой-то один из методов – либо императивный, либо диспозитивный, поэтому императивный метод получил также наименование «административный», а диспозитивный – «частноправовой».

Земельное право является комплексной отраслью. Это обуславливает наличие как диспозитивных, так и императивных норм в его составе.

Диспозитивным методом регулируются земельные отношения, которые возникают между равноправными субъектами.

Прежде всего, это отношения между собственниками земельных участков или иными правообладателями по поводу реализации и защиты своих прав и законных интересов.

Земельные отношения в области охраны и защиты земли как природного объекта и природного ресурса регулируются преимущественно императивными нормами.

В таких отношениях одним из участников является государство в лице своего компетентного органа, либо иной управляющий орган, уполномоченный государством выполнять функции управления земельными отношениями (например, орган местного самоуправления).

Можно выделить и иные виды земельно-правовых норм:

– нормы-принципы, определяющие общие начала регулирования земельных отношений;

– отсылочные нормы, то есть содержащие отсылки к другим статьям того же закона, либо к другим нормативно-правовым актам[3];

– дефинитивные, то есть закрепляющие легальные определения юридических понятий;

– коллизионные, направленные на разрешение противоречий внутри системы права.

Многообразие земельно-правовых норм обусловлено тем, что земельное право самостоятельная комплексная отрасль в системе права России, тесно связанная со многими другими отраслями права. При этом необходимо понимать, что отношениями в обществе по поводу земли приобретают характер земельных правоотношений только в том случае, если они урегулированы нормами земельного права.

Источник: https://studopedia.ru/15_31406_ponyatie-i-osobennosti-zemelno-pravovih-norm.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.