Нормы земельного права это

§ 5. Земельно-правовые нормы: Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет

Нормы земельного права это
Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т.е. составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием. Таких частей в земельно-правовой норме три: гипотеза, диспозиция и санкция.

Гипотеза представляет собой описание условий действия правовой нормы.

При этом “условие” не обязательно должно быть подробным описанием, обычно лишь указывается на то или иное фактическое обстоятельство, событие, действие. Так, в законодательстве о земле содержится немало статей, в которых указываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы.

Этим фактическим обстоятельством может быть, например, то, что пользователем земли является гражданин или государственная, общественная организация. В других нормах имеется в виду гражданин не вообще, а, например, проживающий в городе, на селе; та или иная организация может быть пользователем земель сельскохозяйственного назначения, гослесфонда и т.п.

В гипотезе не обязательно присутствие слова, указывающего на условие, но оно всегда подразумевается.

Вторая часть правовой нормы – диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей (организаций, предприятий, учреждений) при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий.

Так, если гражданин выразит желание заниматься индивидуальной трудовой деятельностью в сельском хозяйстве и если он имеет опыт и способности для этого (гипотеза), ему должен быть предоставлен земельный участок для ведения крестьянского хозяйства.

В каких размерах, в какой местности, на каком праве, при каких условиях – ответы на эти вопросы надо искать в диспозициях других правовых норм.

Санкция – это элемент правоохранительной нормы. Она, естественно, может отсутствовать в правовой норме, рассчитанной на регулирование положительных действий.

Правоохранительная же норма предусматривает меры воздействия к нарушителям земельного законодательства, т.е. к лицам, не соблюдающим предписания регулятивной нормы.

Санкция может быть не только наказывающей (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.

Особенность охранительной нормы в земельном праве состоит еще и в том, что эта норма может не содержать самой санкции, если эта санкция содержится в других отраслях законодательства.

Так, уголовно-правовые санкции за общественно опасные земельные правонарушения надо искать, как известно, в Уголовном кодексе РФ; административно-правовые санкции – в Кодексе об административных правонарушениях. Восстановительная санкция содержится в ст.

15 Гражданского кодекса, в которой указано, что правонарушитель обязан возместить потерпевшей стороне убытки в полном объеме.

Учитывая это, охранительные нормы в земельном законодательстве могут быть достаточно краткими, например в виде формулы: убытки, причиненные нарушением прав собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов, подлежат возмещению в полном объеме (ст. 62 Земельного кодекса РФ). Сам характер возмещения содержится, как было указано, в другой правовой норме.

Необходимо также иметь в виду, что любая правовая норма, в том числе и земельно-правовая, рассчитана на некие обобщенные, типичные ситуации и не всегда достаточно однозначно может быть применена к конкретным случаям.

Это требует вдумчивого изучения правовой нормы и возникающих на ее основе земельных правоотношений. Процесс познания правовой нормы, т.е.

уяснения ее подлинного смысла и рамок практического применения, называется толкованием правовой нормы.

Толкование может быть легальным (официальным) и научным (неофициальным). Легальное толкование дается самим законодателем или управомоченным им органом. Оно является обязательным для практического применения.

Научное толкование дается учеными-правоведами или научными учреждениями. Оно имеет рекомендательный характер и не является обязательным для практического применения.

Процесс познания осложняется иногда тем, что во избежание нежелательных повторений в законодательстве о земле имеются отсылочные нормы, т.е.

нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или даже иного нормативного акта.

В земельном законодательстве имеется множество норм, которые по способу правовых предписаний призваны усилить регулятивную и правоохранительную функции земельного права. Это обязывающие, запрещающие и управомочивающие нормы.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 13 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель.

Запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой.

В отличие от обязывающих норм, требующих активных действий, запрещающие нормы предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Например, ст.

14 ЗК РФ запрещает осуществлять производство и реализацию сельскохозяйственной продукции на землях, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению.

Управомочивающая (разрешающая) норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т.д.).

Источник: https://jurisprudence.club/agrarnoe-pravo-uchebnik/zemelno-pravovyie-normyi.html

Земельные правовые нормы и земельные правоотношения

Нормы земельного права это
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 9Следующая ⇒

Под источниками земельного права понимают законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные отношения.

Виды источников земельного права России:

1) Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;

2) федеральные законы: Земельный кодекс РФ от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ (с послед, изм. и доп.); Гражданский кодекс РФ; Федеральный закон от 18 июня 2001 г. № 78-ФЗ «О землеустройстве»; Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (с послед, изм. и доп.);

3) законы РФ, например Закон РФ от 21 февраля 1992 г. № 2395-1 «О недрах» (с послед, изм. и доп.);

4) указы Президента РФ: Указ Президента РФ от 5 марта 2001 г. № 262 «О распределении средств, поступающих от продажи гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной собственности, или права их аренды» (с послед, изм. и доп.);

5) постановления Правительства РФ

6) нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления;

7) общие принципы права,

8) нормативные договоры и соглашения,

9) некоторые обладающие юридической силой обычаи.

Таким образом, основную группу источников земельного права образует законодательство, принятое на всех уровнях, государственной власти, а также местными органами самоуправления, регулирующими земельные отношения.

Вторую группу образуют нормативные договоры и соглашения, заключаемые в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

Договоры и соглашения носят комплексный характер, и земельные вопросы затрагиваются в них лишь в самом общем плане.

Понятие, виды и особенности земельно-правовых норм.

Земельно-правовая норма — это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения

Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т е составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием. Первый элемент правовой нормы — гипотеза, т е описание условий действия правовой нормы.

При этом условие не обязательно должно быть подробным описанием. Так, в земельном законодательстве содержится немало статей, в которых описываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы.

Второй элемент правовой нормы — диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей, организаций, предприятий, учреждений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий Третий элемент правовой нормы — санкция.

Санкция указывает на юридические последствия совершенного правонарушения (штраф, принудительное изъятие земельного участка и др.). Необходимо отметить, что санкция может быть не только штрафной, но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права.

Структурные части земельно-правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) излагаются в статьях, пунктах, подпунктах того или иного нормативного акта по-разному.

Особенности земельно-правовых норм. Поскольку нормы земельного права действуют в определенной логической взаимосвязи, т е. одни из них регулируют позитивные (положительные) действия людей, другие — правоохранительные — охраняют их от нарушений, то в законодательной практике допускается раздельное их формулирование.

Во избежание нежелательных повторений в земельном законодательстве имеются также отсылочные статьи — нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или иного нормативного акта.

Применяется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой нормы без отсылки к другим статьям нормативного акта.

Виды земельно-правовых норм: 1) обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие; 2) запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой; 3) управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земельный участок в аренду и т. д.).

Понятие, содержание и виды земельных правоотношений.

Земельные правоотношения — это урегулированные нормами земельного права общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в земельных правоотношениях в двух качествах.

Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории. Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений гражданами и юридическими лицами (ч. 2 ст. 9, ст. 10 и 11 ЗКРФ).

Земельным правоотношениям, как и иным, присуще наличие нескольких элементов. Никакое правоотношение невозможно без его участников — субъектов правоотношений (граждане, юридические лица, государственные и муниципальные органы). Правоотношения невозможны также без объекта правоотношений.

Таковым считается объект, по поводу которого складываются отношения между субъектами-участниками. Согласно ст. 6 ЗК РФ объектами земельных правоотношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; отдельные части земельных участков.

Под земельным участком как объектом земельных отношений разумеется такая часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Различают земельные участки делимые и неделимые.

Субъекты правоотношений имеют определенные права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения. Эти права и обязанности составляют содержание правоотношений.

По основным институтам земельного права выделяют: 1) правоотношения собственности на землю; 2) правоотношения землепользования, 3) правоотношения государственного земельного управления; 4) правоотношения в области охраны земель; 5) правоотношения юридической ответственности

По функциональному назначению земельные правоотношения могут быть регулятивными и правоохранительными.

Земельные правоотношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, широко используемым в гражданском праве: 1) по критерию содержания — на имущественные и неимущественные; 2) по критерию определенности состава субъектов — на абсолютные и относительные; 3) по степени взаимной обязанности их участников — на отношения равноправия (партнерские отношения) и отношения подчиненности одной стороны другой и т. д.

Основания возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений.

Земельные правоотношения необходимо воспринимать не только в статике, но и в динамике. Основаниями возникновения, изменения и прекращения земельных правоотношений служат юридические факты — события или действия (бездействие), с которыми право связывает определенные юридические последствия

Возникновение земельных правоотношений

Перечень оснований приобретения прав на земельные участки указан в ст.

8 ГК РФ, такими основаниями могут быть договоры и иные сделки, хотя и не предусмотренные законом, но не противоречащие ему; акты государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве оснований возникновения права частной собственности на землю; судебное решение; в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом; вследствие иных действий граждан и юридических лиц; вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.

Изменение земельных правоотношений

В процессе использования земли права и обязанности участников земельных правоотношений могут изменяться.

Так, арендатор при ухудшении условий пользования землей, вызванных стихийным явлением, вправе требовать изменения ранее указанных в договоре обязательств Изменения в содержании земельных правоотношений происходят при частичном изъятии земель.

Установление права ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитута) также является основанием изменения правоотношения собственности.

Прекращение земельных правоотношений

Основаниями прекращения земельных правоотношений могут быть такие юридические факты, как смерть гражданина — собственника земли или землепользователя, истечение срока аренды земли, добровольный отказ от земельного участка, прекращение трудовых отношений, когда объектом является служебный надел, и некоторые другие. Основанием прекращения земельных правоотношений для собственника или землепользователя земельного участка служит также договор о его продаже, решение компетентного государственного органа об изъятии (выкупе) земли для государственных нужд. Прекращение земельных правоотношений бывает полным или частичным.

Специфические земельные правоотношения возникают между землепользователем и правоохранительными или контролирующими органами. Они возникают при осуществлении этими органами надзорных и контрольных функций. Земельные правоотношения с правоохранительными органами (прокуратурой и др.

) прекращаются после того, как юридические лица или граждане устранят нарушения, отмеченные правоохранительными органами. Если нарушитель привлечен к юридической ответственности, то акт применения взыскания тоже означает прекращение соответствующих земельных правоотношений с правоохранительными органами.

Земельные правоотношения могут возникать и прекращаться по основаниям, предусмотренным гражданским и административным законодательствами. Земельное законодательство может устанавливать ограничения и запреты на гражданский оборот земель. Так, оно запрещает пускать в оборот земли, имеющие важное природоохранное значение.

При продаже земельного участка нельзя без разрешения государственных органов, указанных в земельном законодательстве, изменять целевое назначение земли.

⇐ Предыдущая123456789Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Источник: https://lektsia.com/6xe9cb.html

1.3. Нормы земельного права: В теории права под нормами права понимаются общеобязательные,

Нормы земельного права это
В теории права под нормами права понимаются общеобязательные, формально определенные правила поведения, установленные и обеспечиваемые обществом и государством, закрепленные и опубликованные в официальных актах, направленные на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.

Основными признаками нормы права являются:

общеобязательность (она представляет собой властное предписание государства относительно возможного и должного поведения людей);

формальная определенность (она выражается в письменной форме в официальных документах, с помощью чего определяет рамки деяний субъектов);

связь с государством (она устанавливается государственными органами и обеспечивается мерами государственного воздействия – принуждением и стимулированием);

предоставительно-обязывающий характер (она не только предоставляет одним субъектам права, но и возлагает на других субъектов обязанности, ибо нельзя реализовать право без обязанности и обязанность без права);

системность (она имеет внутреннюю структуру и состоит из таких взаимосвязанных элементов, как гипотеза, диспозиция и санкция).

В теории права главным делением юридических норм признается деление их на регулятивные и охранительные. В регулятивных содержатся предписания, предостав-ляющие участникам общественных отношений права и возлагающие на них обязанности.

Выделяют следующие виды регулятивных норм: обязывающие, запрещающие и управомочивающие.

Охранительные нормы устанавливают и регламентируют меры юридической ответственности и другие принудительные меры защиты субъективных прав.

В зависимости от характера и отраслевой принадлежности предусмотренной санкции охранительные нормы классифицируются на уголовно-правовые, гражданско-правовые, административные и дисциплинарные.

Выделяют также следующие виды норм права:

а) в зависимости от функциональной роли они подразделяются на:

исходные нормы, которые определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, пределы, направления (это, например, декларативные нормы, провозглашающие принципы; дефинитивные нормы, содержащие определения конкретных юридических понятий и т.п.);

общие нормы, которые присущи общей части той или иной отрасли права и распространяются на все или большую часть институтов соответствующей отрасли права;

специальные нормы, которые относятся к отдельным институтам той или иной отрасли права и регулируют какой-либо определенный вид родовых общественных отношений с учетом присущих им особенностей и т.д. (они детализируют общие, корректируют временные и пространственные условия их реализации, способы правового воздействия на поведение личности).

б) в зависимости от их характера – на материальные (уголовные, экологические, земельные и пр.) и процессуальные (уголовно-процессуальные, гражданско-процессуальные);

в) в зависимости от методов правового регулирования – на:

императивные (содержащие властные предписания);

диспозитивные (содержащие свободу усмотрения);

поощрительные (стимулирующие социально полезное поведение);

рекомендательные (предлагающие наиболее приемлемый для государства и общества вариант поведения);

г) в зависимости от времени действия – на постоянные (содержащиеся в законах и других нормативно- правовых актах) и временные (содержащиеся, например, в Указе Президента о введении чрезвычайного положения в определенном регионе в связи со стихийным бедствием) и др.

Таким образом, нормы земельного права можно определить как установленные и санкционированные государством общеобязательные формально-определенные правила поведения, регулирующие отношения субъектов права по поводу охраны и использования земельных ресурсов.

По мнению В.В. Петрова, в зависимости от характера предписания и способа воздействия на субъектов земельных отношений нормы земельного права подразделяются на ма-териально-правовые и процессуально-правовые нормы.

Материально-правовые земельные нормы содержат права и обязанности участников земельных отношений, а также за-преты на совершение определенных действий.

Выделяют следующие виды материально-правовых зе-мельных норм: 1. запретительные нормы, запрещающие совершать те или иные действия (нарушать права пользователей земельных участков, осуществлять самовольную застройку участков и т.д.);

обязывающие нормы, предписывающие строго выполнять те или иные действия (вносить платежи по земельному налогу, арендной плате);

управомочивающие нормы, дающие право субъектам земельных отношений на совершение определенных дей-ствий (предоставление земельных участков в собствен-ность, землепользование, аренду);

компенсационные, предусматривающие обязанность по возмещению правомерного вреда (при изъятии земель для государственных и общественных нужд);

поощрительные нормы, направленные на повышение заинтересованности пользователей земель в рациональном их использовании и охране (экономическое стимулирование);

карательные нормы, предусматривающие принуждение субъектов земельных отношений к выполнению тех или иных предписаний и их ответственность за виновное противоправное невыполнение этих предписаний.

В свою очередь, процессуальные земельно-правовые нормы являются средством реализации материальных норм и указывают, как и каким образом следует действовать, чтобы они были претворены в жизнь, реализовались на практике.

Например, процессуальные нормы регламентируют порядок деятельности государственных органов, их взаимодействие с другими субъектами земельных отношений в процессе предоставления земельных участков, процедуру проведения землеустроительных работ, ведения мониторинга земель, Государственного земельного кадастра, контроля в области охраны и использования земель, порядок разрешения земельных споров и т.д.

Каждый вид использования земли регулируется соответствующими правовыми нормами. В этих нормах определяются условия и порядок предоставления соответствующих категорий земель тем или иным субъектам права, предельные

размеры предоставляемых земельных участков, содержание прав субъектов земельных отношений условия и пути защиты их прав от нарушений и т.д.

Все перечисленные выше нормы земельного права являются «первокирпичиками» отрасли земельного права, которые регулируют поведение определенного круга лиц в определенных обстоятельствах. В тоже время, среди них выделяют совокупности земельно-правовых норм, регулирующих однородный узкий круг сходных обще-ственных отношений и получивших название институ-тов земельного права.

Источник: https://knigi.news/zemelnoe/normyi-zemelnogo-prava-33460.html

II. Понятие, виды и особенности земельно-правовых норм

Нормы земельного права это

Земельно-правовая норма— это правило поведения субъектов земельных отношений, которым они должны руководствоваться, совершая свои действия и поступки, принимая ответственные решения

Земельно-правовая норма, как и всякая иная правовая норма, имеет свою внутреннюю структуру, т е составные части, связанные между собой определенным логическим содержанием.

Первый элемент правовой нормы — гипотеза, т е описание условий действия правовой нормы При этом условие не обязательно должно быть подробным описанием.

Так, в земельном законодательстве содержится немало статей, в которых описываются очень краткие фактические обстоятельства, необходимые для применения данной правовой нормы.

Второй элемент правовой нормы — диспозиция, которая указывает, каким должно быть поведение людей, организаций, предприятий, учреждений при наличии предусмотренных гипотезой фактических обстоятельств или условий Третий элемент правовой нормы — санкция.

Санкция указывает на юридические последствия совершенного правонарушения (штраф, принудительное изъятие земельного участка и др.). Необходимо отметить, что санкция может быть не только наказательной (штрафной), но и просто правовосстановительной, рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права. Структурные части земельно-правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) излагаются в статьях, пунктах, подпунктах того или иного нормативного акта по-разному.

Особенности земельно-правовых норм. Поскольку нормы земельного права действуют в определенной логической взаимосвязи, т е. одни из них регулируют позитивные (положительные) действия людей, другие — правоохранительные — охраняют их от нарушений, то в законодательной практике допускается раздельное их формулирование.

Во избежание нежелательных повторений в земельном законодательстве имеются также отсылочные статьи — нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или иного нормативного акта.

Применяется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой нормы без отсылки к другим статьям нормативного акта.

Виды земельно-правовых норм:1) обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие; 2) запрещающая норма устанавливает обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой; 3) управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать земельный участок в аренду и т. д.).

III. Понятие, содержание и виды земельных правоотношений.

Земельные правоотношения— это урегулированные нормами земельного права общественные отношения, возникающие в связи с распределением, использованием и охраной земель.

Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования могут выступать в земельных правоотношениях в двух качествах.

Во-первых, как регуляторы этих отношений применительно к земельным участкам, находящимся под их юрисдикцией на их территории. Во-вторых, как собственники земельных участков. В этом случае они выступают на равных началах с иными участниками отношений гражданами и юридическими лицами (ч. 2 ст. 9, ст. 10 и 11 ЗКРФ).

Земельным правоотношениям, как и иным, присуще наличие нескольких элементов. Никакое правоотношение невозможно без его участников — субъектов правоотношений (граждане, юридические лица, государственные и муниципальные органы). Правоотношения невозможны также без объекта правоотношений.

Таковым считается объект, по поводу которого складываются отношения между субъектами-участниками. Согласно ст. 6 ЗК РФ объектами земельных правоотношений являются: земля как природный объект и природный ресурс; земельные участки; отдельные части земельных участков.

Под земельным участком как объектом земельных отношений разумеется такая часть поверхности земли (в том числе почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке. Различают земельные участки делимые и неделимые.

Субъекты правоотношений имеют определенные права и обязанности их участников, совершающих свои действия в точном соответствии с нормами права, преследуя цель, ради которой складываются данные земельные отношения. Эти права и обязанности составляют содержание правоотношений.

По основным институтам земельного права выделяют: 1) правоотношения собственности на землю; 2) правоотношения землепользования, 3) правоотношения государственного земельного управления; 4) правоотношения в области охраны земель; 5) правоотношения юридической ответственности

По функциональному назначению земельные правоотношения могут быть регулятивными и правоохранительными.

Земельные правоотношения могут быть классифицированы и по иным основаниям, широко используемым в гражданском праве: 1) по критерию содержания — на имущественные и неимущественные; 2) по критерию определенности состава субъектов — на абсолютные и относительные; 3) по степени взаимной обязанности их участников — на отношения равноправия (партнерские отношения) и отношения подчиненности одной стороны другой и т. д.

Дата добавления: 2018-09-24; просмотров: 1064; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

ПОСМОТРЕТЬ ЁЩЕ:

Источник: https://helpiks.org/9-50814.html

Земельно-правовые нормы в 2019 году: понятие и классификация

Нормы земельного права это

Земельные, как и все другие правоотношения, требуют контроля и регулирования со стороны правительства. Для этого используются обязательные для участников правила поведения, принятые уполномоченными органами.

Они закрепляются в официальных актах, регулирующих права и обязанности субъектов правоотношений.

Не являются исключением и земельно-правовые нормы, при помощи которых государственные органы контролируют использование земли и обеспечивают сохранность этого важного ресурса.

Нормы, регулирующие земельные отношения, их понятие и классификация

Поведение участников земельных отношений, соблюдение ими правил эксплуатации земли регулируется нормами профильного законодательства. Нормативные акты характеризуются такими признаками:

  • обязательность;
  • формальная определенность;
  • наличие связи с государством;
  • обязывающий и предоставляющий права характер;
  • системность.

Нормы земельного права делятся по таким признакам:

  • содержание;
  • характер предписания;
  • способ воздействия на субъекты правоотношений;
  • институт земельного права.

Существует также разделение по субъектам, реализующим право на использование земли. Это могут быть:

  • граждане,
  • госорганы,
  • предприятия или организации.

Понятие и классификация земельно-правовых норм описываются во многих учебниках по земельному праву. Специалисты в данной отрасли указывают на наличие разделения законодательных актов на две группы, согласно способу воздействия на участников земельных правоотношений:

  1. Материально-правовые, которые в свою очередь делятся на регулятивные и нормы-гарантии.
  2. Процессуально-правовые, которые регламентируют:
    • порядок рассмотрения споров;
    • процедуру обжалования принятых решений;
    • порядок подачи просьб;
    • способы подачи заявлений и ходатайств.

К первой категории относятся нормы положительного правового регулирования. Они делятся на:

  • уполномочивающие, направленные на реализацию субъектами их прав на совершение положительных действий: право сдавать собственность в аренду и так далее;
  • обязывающие. В качестве примера можно привести статью 42 Земельного кодекса РФ, требующую от владельцев земельных наделов соблюдения мероприятия по охране своей собственности);
  • запрещающие. Например, статья 23 ЗК Российской Федерации ограничивает пользование чужим участком;
  • компенсационные, которые обязывают участников земельно-правовых отношений возмещать причиненный вред;
  • нормы, предусматривающие обязанность субъектов выполнять требование по охране земли и других природных ресурсов от воздействий, способных причинить вред экологии.

Что касается процессуально-правовых норм, то они делятся на:

  • правонаделительные,
  • правообеспечительные,
  • правоохранительные,
  • правопрекращающие.

Структура земельных нормативных актов

Каждая земельно-правовая норма имеет свою внутреннюю структуру. Под этим понятием подразумевают ее части, имеющие определенную логическую связь. Составляющими элементами являются:

  1. Гипотеза. Эта часть содержит описание условий, при которых действует правовая норма. Это может быть краткий перечень обстоятельств, наступление которых позволяет ее применить или подробное описание той или иной ситуации, требующей применения нормы.
  2. Диспозиция. Описывает поведение субъектов правоотношений при наступлении обстоятельств, предусмотренных гипотезой.
  3. Санкция – элемент нормы, определяющий возможные юридические последствия, которые наступят в результате совершения правонарушения. Примечательно, что санкции могут носить не только наказательный характер, но и восстанавливать нарушенные права.

Структура земельно-правовой нормы не отличается от состава нормативных документов, регулирующих другие отрасли права.

Особенности норм, регулирующих земельные правоотношения

Нормы земельного права взаимосвязаны. Одни регулируют положительные действия субъектов правоотношений, другие выполняют правоохранительные функции. Благодаря такой логической связи допускается раздельное их формулирование.

Существуют также и другие особенности земельно-правовых норм. Некоторые статьи носят отсылочный характер. Они не излагаются полностью, в них отсутствует санкция. Это возможно при условии, что сама санкция находится в других отраслях законодательства. Так, Уголовным кодексом РФ предусмотрены наказания за земельные правонарушения, которые носят общественно опасный характер.

В статьях, предусматривающих административное наказание, присутствует ссылка на КоАП Российской Федерации. В качестве примера восстановительной санкции можно назвать статью 15 Гражданского кодекса РФ, предусматривающую обязанность возмещения в полном объеме убытков потерпевшему.

Земельно-правовые нормы и их виды

Изучение земельного законодательства требует четкого понимания того, какие существуют виды земельно-правовых норм. Они делятся на определенные типы, в зависимости от:

  • содержания: исходные, общие, специальные;
  • характера: материальные или процессуальные;
  • функций: регулятивные и охранительные;
  • способа правового регулирования: управомочивающие, обязывающие, запрещающие;
  • методов правового регулирования: императивные, диспозитивные;
  • круга лиц: общие и специальные;
  • сферы действия: федеральные, региональные, локальные;
  • юридической силы: нормы законов и подзаконных актов;
  • субъекта правотворчества: принятые государственными или негосударственными органами.

Такая детальная классификация позволяет сделать вывод о том, насколько серьезно государство подходит к вопросу регулирования земельных отношений.

Земельные правоотношения: понятие и особенности

Земельные правоотношения – это понятие, определение которому дается в статье 3 Земельного кодекса Российской Федерации. В соответствии с нормой этого законодательного акта, под ними следует подразумевать отношения в сфере использования и охраны земель, которые являются основой жизнедеятельности лиц, проживающих на территории страны.

Элементами правоотношений в данной сфере являются:

  • субъект. В этом качестве может выступать государство, субъекты России, муниципальные органы, юридические или физические лица;
  • объект. Правоотношения предусмотрены статьей 6 Земельного кодекса РФ;
  • содержание. Под ним следует подразумевать взаимные права и обязанности субъектов, выполняющих действия в соответствии с нормами права.

Заключение

Все земельные правоотношения регулируются нормами действующего законодательства РФ. Государство полностью контролирует процесс эксплуатации земельных наделов, приобретение и отчуждение прав собственности на этот объект недвижимости, соблюдение правил использования земель.

Эти и другие требования закреплены в земельно-правовых нормах. Они могут иметь разную юридическую силу. Так, требования, предусмотренные Земельным кодексом России и другими законами, обязательны к исполнению.

Подзаконные акты, например, СНиП, которым регулируется инсоляция земельного участка, могут носит рекомендательный характер.

Как оформить земельный участок в собственность:

Загрузка…

Источник: https://e-megion.ru/zhilishhnoe-pravo/zemelnyiy-uchastok/ponyatie-zemelno-pravovyih-norm-ih-osobennosti-i-vidyi

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.