Нормативно правовое обеспечение управления земельными ресурсами

Содержание

Нормативно-правовое регулирование использования и охраны земельных ресурсов в Российской Федерации

Нормативно правовое обеспечение управления земельными ресурсами

Определение 1

Нормативно-правовое регулирование использования и охраны земельных ресурсов в Российской Федерации – это совокупность нормативно-правовых актов, обеспечивающих регулирование порядка использования и охраны земли на территории российского государства в соответствии с закрепленными в них принципами.

Земельные ресурсы рассматриваются в качестве важнейшего природного ресурса, использование которого неизбежно приводит к выводу части почв и сельскохозяйственного оборота.

Земельные ресурсы формируют основы сельскохозяйственного производства, обеспечивающего человечество необходимыми для выживания продуктами. При осуществлении рационального и правильного подхода к использованию земельных ресурсов можно добиться их восполняемости, снижения степени изношенности, а также повышения плодородия.

При использовании земельных участков возникают такие негативные последствия как загрязнение, засоление, разрушение в результате эрозии водного и воздушного характера, заболачивание, отчуждение из сельскохозяйственного оборота. Использование земельных ресурсов несет негативные результаты за счет антропогенных факторов, обусловленных неразумностью и нерациональностью деятельности людей.

Правовую основу управление земельными ресурсами формируют следующие документы: Лесной и Земельный кодексы, законы «Об охране окружающей среды», «О плате за землю», «Об особо охраняемых природных территориях» и так далее.

Порядок нормативно-правового регулирования использования земельных ресурсов

К числу основных нормативно-правовых актов, призванных регулировать использование земельных ресурсов, относится российская Конституция, которая закрепляет различные формы собственности на земельные ресурсы, в том числе государственную, частную, муниципальную и прочую. Правовую основу возникновения собственности на землю формируют положения Гражданского и Земельного кодексов Российской Федерации, а также федеральных законов.

Законодательство устанавливает ряд правил рационального использования земельных ресурсов, к числу которых можно отнести следующие:

  • во-первых, использования земельных ресурсов согласно их целевому назначению посредством способов, не наносящих вред окружающей среде;
  • во-вторых, недопустимость самовольного снятия и перемещения плодородного слоя земельных участков, обязательность получения разрешений на это определенных органов государственного и муниципального управления;
  • в-третьих, недопустимость уничтожения плодородного слоя земельных участков;
  • в-четвертых, соблюдение правил обращения с химическими веществами, несущими опасность для окружающей среды и здоровья людей.

К числу направлений рационального использования земельных ресурсов относятся: жизнеобеспечивающее, хозяйственно-экономическое, оздоровительное, культурное.

Законодательство устанавливает необходимость не только рационального использования земельных ресурсов, но и осуществления действий, направленных на восстановление использованных земельных ресурсов.

Законодательство России относит к приоритетным направлениям использования земельных ресурсов комплексное использование земельных ресурсов, вторичное использование, комплексную разработку месторождений, внедрение инновационных технологий обработки земельных ресурсов и так далее.

Нормативно-правовое регулирование использования земельных ресурсов призвано противостоять непродуманному антропогенному воздействию на почву и нарушению сбалансированности природно-экологических связей.

Особенности нормативно-правового регулирования охраны земельных ресурсов Российской Федерации

Порядок охраны земельных ресурсов в Российской Федерации устанавливается статьей 13 Земельного кодекса РФ.

В соответствии с данным нормативным актом под охраной земель понимают деятельность органов государственного управления, органов муниципального управления, хозяйствующих субъектов и граждан, осуществляемую с целью обеспечения сохранности земельных ресурсов, признаваемых важнейшим компонентом природной среды и природным ресурсом.

Осуществление мероприятий, направленных на охрану земельных ресурсов, возлагается на следующие категории их пользователей:

  • во-первых, собственников земельных ресурсов;
  • во-вторых, землепользователей;
  • в-третьих, землевладельцев;
  • в-четвертых, арендаторов земельных участков.

Мероприятия по охране земельных ресурсов предполагает осуществление следующих действий:

  • во-первых, воспроизводство плодородия сельскохозяйственных земель;
  • во-вторых, защита земель от эрозии водного и ветрового характера, подтоплений и селей, заболачивания и засоления вторичного характера, уплотнения, осушения, химического загрязнения, загрязнения отходами и иным негативным воздействием;
  • в-третьих, защита земель сельскохозяйственного назначения от зарастания сорными растениями, кустарниками, деревьями, сохранение мелиорации.

Законодательство требует снятия плодородного слоя почвы и его использования с целью улучшения малопродуктивной земли при условии проведения работ по пользованию недрами или работ строительного характера, приводящих к нарушению почвенного слоя.

Законодательство предусматривает наложение обязанности обеспечения рекультивации земель на лиц, которые осуществляют деятельность, ухудшающую качество земель.

Определение 2

Рекультивация земли – это совокупность мероприятий, направленных на предотвращение деградации земель и восстановление плодородия земель за счет приведения их в состояние, пригодное для использования.

Регулирование порядка осуществления рекультивации земель возлагается на российское Правительство.

Законодательство предусматривает возможность консервации земель, если воздействие на них привело к их деградации, нарушению почвенного слоя, ухудшению экологии, устранить которые не позволяет рекультивация. При необходимости консервации земель на лиц, деятельность которых привела к таким последствиям, возлагается обязанность возмещения убытков.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/normativno-pravovoe_regulirovanie_ispolzovaniya_i_ohrany_zemelnyh_resursov_v_rossiyskoy_federacii/

Правовое регулирование земельных отношений

Нормативно правовое обеспечение управления земельными ресурсами
Энциклопедия МИП » Споры по недвижимости » Право на землю » Правовое регулирование земельных отношений

Статья посвящена правовому регулированию земельных отношений, подробно рассматриваются методы и принципы этого вида правоотношений

Под «земельными отношениями» понимаются урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи и иных сделок), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами. 

Земля рассматривается в качестве объекта земельных правоотношений (как разновидности общественных отношений) не только ввиду того, что она – объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие экономической выгоды от ее использования человеком.

Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений. Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд.

В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

В ст. 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г.

№136-ФЗ (далее – ЗК РФ) «Отношения, регулируемые земельным законодательством» приводится легальное определение «земельных отношений», под которыми понимают отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

К такого рода отношениям  относятся отношения по использованию и охране недр, водных объектов, лесов, животного мира и иных природных ресурсов, охране окружающей среды, охране особо охраняемых объектов, объектов культурного наследия народов РФ.

При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

Правовое регулирование земельных отношений заключается в установлении норм и правил в сфере землепользования, общеобязательных для применения и исполнения всеми субъектами данного вида отношений. Оно осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством. В частности, Гражданский кодекс РФ (ч.

1) от 30 ноября 1994 г. №51-ФЗ (далее – ГК РФ) определяет основания возникновения, изменения и прекращения прав на земельный участок, как на любое другое имущество. Комплекс норм земельного права устанавливает особенности возникновения и прекращения таких прав, а также процедуру их оформления.

Основным источником земельного права является ЗК РФ.

Как и любой другой вид общественных отношений, земельные правоотношения состоят из следующих обязательных элементов.

  • Объект правоотношений. В земельном праве в соответствии со ст. 6 ЗК РФ «Объекты земельных отношений» объектами правоотношений признаются: земля в целом (как естественный природный объект и ресурс), участки земли и части земельных участков. В большинстве правоотношений объектом выступает индивидуально определенный участок земли, имеющий обязательные признаки и характеристики (границы, площадь, местоположение). Земля в целом может выступать объектом отношений по охране или рациональному использованию, которые носят общий характер. Регулирование объекта земельных правоотношений осуществляется в нормах ЗК РФ, ГК РФ, ряда отраслевых федеральных законов (например, ФЗ от 18 июня 2001 г. №78-ФЗ «О землеустройстве», ФЗ от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», ФЗ от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», ФЗ от 10 января 2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»), подзаконных актах.
  • Субъект правоотношения. Субъектами земельных правоотношений согласно ст. 5 ЗК РФ «Участники земельных отношений» могут выступать: граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Субъектный состав зависит от конкретного вида правоотношений. В процессе распределения земель государственной или муниципальной собственности субъектами будут выступать публичные органы власти, с одной стороны, и гражданин (организация), претендующие на выделение участка. В правоотношениях, возникающих при совершении сделки в отношении земельного участка, субъектами будут являться стороны соглашения, а участие органа власти допускается только в качестве одной из сторон сделки. Права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц на приобретение в собственность земельных участков определяются с соответствии с данным Кодексом, федеральными законами (п. 2 ст. 5 ЗК РФ).

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

а) собственников земельных участков;

б) землепользователей – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;

в) землевладельцев – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;

г) арендаторов земельных участков – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;

д) обладателей сервитута – лиц, имеющих право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст.

124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов РФ могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.

  • Нормативное регулирование правоотношений. Государство осуществляет регулирование земельных правоотношений посредством принятия норм и правил, обязательных для исполнения всеми субъектами. Обязательность исполнения норм права обеспечивается системой мер стимулирующего или принудительного характера. земельных правоотношений – корреспондирующие (взаимосвязанные) права и обязан­ности их участников, совершающих свои действия в точном соответ­ствии с  нормами права. В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, так как они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Виды земельных правоотношений

Земельные правоотношения можно классифицировать:

– по характеру содержания правоотношения (по функциональной роли): регулятивные и охранительные.

– регулятивные земельные отношения – отношения, складывающиеся в процессе реализации земельно-правовых норм, не связанных с применением юридической ответственности, и которые выражаются, как правило, в совершении участниками данных отношений позитивных действий. Традиционно, на практике возникают именно такие отношения (изъятие земельного участка у собственника для государственных или муниципальных нужд, заключение договора аренды земли и т.д.).

– охранительные земельные правоотношения возникают в связи с совершенными правонарушениями, либо с наличием угрозы их совершения и реализуются при применении юридической ответственности. К примеру, самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы влечет наложение административного штрафа на виновных граждан, должностных лиц и юридических лиц.

по степени определенности сторон правоотношения: абсолютные и относительные.

– абсолютные правоотношения – это те, в которых определена только одна сторона – носитель субъективного права. Один субъект наделяется субъективным правом, остальные же субъекты обязаны не нарушать это субъективное право.

Примером данного правоотношения будет являться реализация субъектом права собственности.

Собственник имеет правомочия владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком, при этом все остальные лица обязаны уважать и не нарушать эти правомочия.

– относительные правоотношения – правоотношения, в которых оба субъекта строго определены и являются носителями прав и обязанностей по отношению друг к другу.

Примером относительного правоотношения будут правоотношения, которые связаны с нормами гражданского права и, соответственно, переплетаются с положениями земельного права.

Так, согласно договору купли-продажи между продавцом и покупателем земельного участка возникают конкретные, относительные правоотношения

 по характеру регулирования отношений: материальные и процессуальные.

– материальные земельные правоотношения устанавливают права и обязанности субъектов права по поводу охраны и использования земли, а также запреты на совершение тех или иных действий в отношении земель.

Другими словами, это правоотношения, которые складываются в связи с использованием прав и обязанностей, предусмотренных нормами земельного права.

В данном случае примером может являться право на залог земельного участка; обязанность не нарушать права других лиц, использующих землю.

– процессуальные земельные правоотношения выражаются в нормах, устанавливающих порядок возникновения, изменения, прекращения и осуществления материальных правоотношений, то есть правовому регулированию подвергаются не сами земельные правоотношения, а способ их реализации. Примером данных правоотношений может являться порядок оформления сделок с землей, порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд и т.д.

– по целевому назначения земель: по использованию земель сельскохозяйственного назначения; по использованию земель поселений; по использованию земель промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, обороны и иного специального назначения; по использованию земель особо охраняемых территорий; по использованию земель лесного фонда; по использованию земель водного фонда;  по использованию земель запаса.

Также земельные отношения классифицируются в зависимости от своего содержания. По данному основанию выделяют:

– Земельные правоотношения в сфере собственности на землю. Возможность наличия частной собственности на землю определяет содержание земельных правоотношений, а именно отношений по владению, пользованию и распоряжению землей, особенности правового режима земельных участков.

– Правоотношения по поводу прав на землю, производных от права собственности. Эта группа правоотношений делится на правоотношения, имеющие характер вещных прав, и правоотношения, имеющие обязательственный характер.

3емельные правоотношения в сфере управления использованием земель и их охраны.

Независимо от того, находится ли земля в частной, государственной или муниципальной собственности, государство в лице уполномоченных на то исполнительных органов государственной власти осуществляет определенные функции в целях организации рационального использования и охраны всех земель, входящих в состав земельного фонда России, исходя из общегосударственных интересов.

Правовое регулирование земельных правоотношений включается в себя систему регулятивных и охранительно-предупредительных норм.

Методы и принципы правового регулирования земельных отношений

Под методом правового регулирования понимается совокупность способов, приемов, с помощью которых право, т.е. правовые нормы, воздействует на поведение участников общественных отношений, в данном случае – земельных.

Метод земельного права имеет комплексный характер, в нем сочетаются императивный и диспозитивный методы правового регулирования.

Императивный метод предусматривает установление обязательных правил, ограничений и запретов, которые обязаны исполнять субъекты правоотношений. Так как земельные ресурсы имеют уникальное общественное и экономическое значение, регулирование правоотношений в сфере землепользования, как правило, основано на системе ограничений и запретов.

Для реализации данного метода государство реализует свои властные полномочия не только посредством принятия нормативно-правовых актов, но и комплексом практических мер (согласование места размещения объектов капитального строительства на участке земли; определение конкретных категорий, целевого назначения и видов разрешенного пользования землей; прекращение права пользования участков в случае нарушения норм, и т.д.).

При регулировании государство устанавливает границы возможного и должного поведения участников правоотношения с целью соблюдения интересов государства и общества.

Императивный метод регулирования включает в себя систему мер ответственности за несоблюдение установленных правил. Привлечение к ответственности за нарушение нормативных актов является исключительным полномочием государственных органов.

Диспозитивный метод регулирования характеризуется юридическим равенством участников правоотношения, свободой выбора возможного поведения субъектов отношений. Вмешательство государства при диспозитивном методе регулирования заключается в установлении общих правил поведения субъектов, которые могут самостоятельно использоваться при реализации целей правоотношения.

Диспозитивный метод регулирования включается в себя три способа регулирования:

– рекомендательный – сторонам предоставляется право альтернативного поведения и выбора средств достижения цели;

– санкционирующий – не вмешивается в свободную волю равных сторон правоотношения, однако требует государственное вмешательство для придания воле сторон юридической силы;

– делегирующий – дает сторонам полную свободу выбора в пределах конкретного перечня полномочий.

Принципы земельных правоотношений:

  • принцип приоритета интересов народов, населяющих данную территорию, а также защита прав человека;
  • принцип приоритета экологического благополучия при использовании земли;
  • принцип целевого использования участков земли;
  • принцип устойчивости прав на землю, который является конституционным правом;
  • принцип равенства всех форм собственности на землю;
  • принцип платности, как средство эффективного и рационального использования земли;
  • принцип рационального использования земель;
  • иные принципы

Источник: https://advokat-malov.ru/pravo-na-zemlyu/novyj-resurs5.html

Правовое обеспечение управления земельными ресурсами

Нормативно правовое обеспечение управления земельными ресурсами

Правовое обеспечение управления земельными ресурсами

ФЕДОТОВ Павел Викторович,

кандидат юридических наук,

начальник правового отдела Управления Росимущества по г. Москве. Тел. 495-608-24-17

Краткая аннотация: земельные ресурсы требуют такого же бережного отношения к себе, как все иные имущественные ценности, находящиеся в распоряжении общества. Поэтому надлежащее состояние, охрана, улучшение и доходность земельных ресурсов являются достаточно важными для любого современного государства.

Ground resources demand the same solicitous attitude to, as all other property, societies at the disposal. Therefore the appropriate condition, protection, improvement and profitableness of ground resources are important enough for any modern state.

Ключевые слова: земля; государственное управление; собственность; право частной собственности; земельное право; использование и охрана земель; уголовный кодекс; лесной кодекс; особо охраняемая территория.

The earth; the government; the property; the private property right; the ground right; use and protection of the earths; the criminal code; the wood code; especially protected territory.

В числе традиционных инструментов регулирования социально-экономических отношений, включая земельные, следует назвать, во-первых, отвечающую всем предъявляемым требованиям законодательную базу, во-вторых, специальные органы власти, на которых возлагаются функции по коррекции соответствующих отношений. Именно сочетание отмеченных составляющих способно охватить весь круг вопросов, в том числе возникающих в процессе управления земельными ресурсами на всей территории России. Обращаясь к рассмотрению первой из названных составляющих, а именно нормативно-правовой базы земельных отношений, включая ее сегмент управления земельными ресурсами, следует отметить, что в связи с многообразием природно-климатических условий нашей страны данная законодательная база имеет достаточно широкий перечень нормативных актов.

Нормативные акты составляют иерархическую систему земельных отношений. В данном случае, как это принято в российской правовой системе, юридическая сила конкретного нормативного акта зависит от компетенции органа, принимающего соответствующий акт.

Среди нормативных актов, имеющих ин-

ституциональное значение, следует назвать: Конституцию РФ, а также законы и подзаконные акты, принимаемые органами государственной власти и местного самоуправления.

Нормы, определяющие земельные отношения, условно можно разделить на две большие группы: первая – непосредственно посвященные земельным отношениям; вторая – опосредованно участвующие в регулировании земельных отношений. К первой группе относятся:

– ст. 9 Конституции РФ – о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности;

– ст. 36 – о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона;

– ст. 72 – об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды и обеспечении экологической безопасности и др.

Среди относящихся к земельному праву законов можно отметить такие, как Земельный, Водный, Лесной кодексы, федеральные законы об охране окружающей среды (2002 г.), об осо-

бо охраняемых природных территориях (2005 г.), о мелиорации земель (2006 г.), о землеустройстве (2001 г.), о земельном кадастре (2007 г.), о разграничении государственной собственности на землю (2001 г.) и др.

Упомянутые и иные законодательные акты составляют сердцевину земельного права, его основную часть на федеральном уровне. Как предусматривается в ст. 2 Земельного кодекса РФ, нормы земельного права, содержащиеся в федеральных законах, законах субъектов РФ, должны соответствовать Земельному кодексу РФ.

Источниками земельного права являются федеральные законы, в том числе, относящиеся к иным отраслям права, но предусматривающие земельные нормы.

Например, в законодательстве о недрах, атмосферном воздухе, животном мире и других природоресурсных законодательствах имеется ряд норм, связанных с землепользованием.

Земельные отношения во многом увязываются также с лесными отношениями и водными ресурсами.

К числу федеральных законов, содержащих нормы земельного права, относятся Гражданский кодекс РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, Уголовный кодекс РФ и другие нормы указанных отраслей права, регламентирующие вопросы владения, пользования, распоряжения и защиты земельных ресурсов и их владельцев.

К законам, регулирующим земельные отношения, относятся также законы субъектов Федерации.

Еще одной группой источников земельного права, как и иных отраслей права, являются подзаконные нормативные акты. В их число входят указы Президента РФ, а также постановления Правительства РФ, нормативные акты различных ведомств.

Указы Президента РФ, как правило, отражают политику главы государства в части земельных отношений.

Постановления Правительства РФ направлены на управление земельными ресурсами, охрану земельных ресурсов, обеспечение законности, а также обеспечение прав и свобод субъектов земельных отношений.

Существенные различия природно-кли-

матических зон земли, а также разница в ее хозяйственном использовании обусловили широкий спектр земельных отношений, складывающихся в процессе сельскохозяйственного производства, при использовании земли в промышленности и строительстве, в лесном хозяйстве, при выделении и использовании земель поселений и т.д.

Соответствующие земельные отношения можно классифицировать по основному хозяйственному назначению земель и, соответственно, по субъектам земельных отношений. Участниками упомянутых отношений выступают коммерческие сельскохозяйственные предприятия, арендные коллективы, граждане и т.д.

По своему содержанию земельные правоотношения характеризуются теми правами и обязанностями, которые должны определять поведение их участников.

Права участников земельных отношений корреспондируют с обязанностями государственных органов, уполномоченных предоставить или содействовать в предоставлении соответствующих земельных участков.

Например, праву арендодателя, сдавшего участок в аренду, соответствует обязанность арендатора своевременно выплачивать арендную плату за пользование землей, а также его обязанность использовать земельный участок по прямому назначению, отраженному в условиях договора аренды.

В контексте вопросов управления земельными ресурсами, следует обратить внимание на то, что в земельном законодательстве имеется множество обязывающих, запрещающих и управомочивающих норм, призванных активизировать регулятивную и правоохранительную функции земельного права.

Обязывающая (императивная) норма провозглашает обязанность совершить определенное активное действие. Так, ст. 42 ЗК РФ обязывает всех владельцев земли осуществлять комплекс мероприятий по охране своих земель в порядке, который установлен в ст. 1213 ЗК РФ.

Управомочивающая норма дает право участникам земельных отношений совершать определенные действия, указанные в данной норме (например, производить посевы и насаждения, сдавать угодья в аренду и т.д.).

Запрещающая норма устанавливает

обязанность не совершать действий, запрещенных этой нормой. Ее отличие от обязывающей нормы, заключается в том, что первая требует активных действий, в то время как вторая предписывают воздерживаться от совершения действий, нежелательных с точки зрения закона. Например, ст.

23 и 42 ЗК РФ запрещают нарушать права других собственников и владельцев земли, землепользователей и арендаторов, а также нарушать порядок пользования лесными угодьями, водными и другими природными объектами. Сочетание указанных разновидностей норм позволяет урегулировать возникающие правоотношения.

Среди них наиболее распространены регулятивные и правоохранительные правоотношения.

Регулятивные земельные правоотношения – это установленные и упорядоченные нормами земельного права отношения, выражающиеся в совершении участниками данных отношений, позитивных действий, установленных законом.

Правоохранительные правоотношения, в отличие от регулятивных, вызываются аномалией, отклонением от установленных норм земельных правоотношений.

Соответственно, основанием возникновения правоохранительных земельных отношений является определенная группа типичных для этой сферы правонарушений либо угроза их совершения.

Применительно к случаям совершения указанных правонарушений либо их угрозе, на органы земельного кадастра и правоохранительные органы возлагается обязанность принять необходимые меры, направленные на предупреждение и пресечение соответствующих правонарушений и их последствий.

Данная сторона земельных отношений отражена в законодательстве о порядке государственного контроля за использованием и охраной земель.

Этот контроль, как известно, возлагается на Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии (Рос-реестр), органы по охране окружающей среды, органы санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохранения РФ и др.

Помимо отмеченного, в содержание земельных правоотношений входит реализация права государства как собственника земли (владение, поль-

зование и распоряжение земельными ресурсами).

Государственные органы, наделенные соответствующей компетенцией, как и представитель собственника, имеют право распоряжаться земельными ресурсами на основании соответствующей нормативной базы.

Распоряжение земельными ресурсами должно осуществляться не только в строгом соответствии с действующей правовой базой, но и иными законами. В их числе законы природы и законы социально-экономического развития.

Земельные правоотношения не являются статичными. Напротив, они динамично развиваются. Эти отношения могут возникать, изменяться и прекращаться в соответствии с целым рядом причин социально-экономического, организационного и правового характера. В данном случае именно правовые нормы служат основанием для возникновения, изменения и прекращения прав на землю.

Упомянутые правоотношения претерпевают изменения на основании

Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.

Источник: http://naukarus.com/pravovoe-obespechenie-upravleniya-zemelnymi-resursami

Законодательные нормы по управлению земельными ресурсами

Нормативно правовое обеспечение управления земельными ресурсами

Управление земельными ресурсами включает в себя комплекс функций, направленных на регулирование использования, законное и целесообразное применение земли. Объектом выступает земельный фонд России, а субъектом – образования на административном и муниципальном уровне, территории общего пользования.

Основные термины и цели управления ЗР

Под управлением угодьями страны понимается объект, в конкретном случае это ЗР, и субъект, т. е. люди, в т. ч. возложенные на уполномоченные лица функции и способы управления. Роль субъекта берут на себя органы местного муниципалитета, а также учреждения по ведению внутрихозяйственного управления.

Целью такой деятельности, как руководство природными запасами России, выступает обеспечение государственных потребностей, а также населения, обеспечивающихся за счет качественных земель. Результаты получают через постановку целей частного характера, а именно:

  1. Целесообразное применение и проведение охранных мероприятий в отношении территорий.
  2. Корректное распределение ресурсов, учитывая характеристики.
  3. Экология и социальная составляющая жизни российского народа.
  4. Качественное ведение предпринимательской деятельности.
  5. Эффективность общественной работы.
  6. Сохранность и реконструкция окружающей природы.
  7. Получение максимального уровня доходов в бюджет от взносов за использование участков.

И при этом, кроме обеспечения всех государственных нужд, манипуляции с природными ресурсами обязаны проводиться в целях сохранности окружающей среды. Для урегулирования вопроса созданы соответствующие нормативные акты и законы, за выполнением, которых следят как местные органы самоуправления, так и государство в целом.

Задачи управления земельными ресурсами

На региональном и муниципальном уровне задачи по управлению сельскохозяйственными землями обозначают, как создание бюджета за счет:

  1. Налогов, дохода от аренды, стоимости от выкупов земли.
  2. Перераспределение наделов. Иными словами, благодаря изъятию, предоставлению в пользование и продажи на торгах.
  3. Создание фонда, контролирующего эксплуатацию угодий и выполняющего функции охраны на региональных и федеральных территориях.

Правление сельскохозяйственными наделами на высоком уровне многогранно. Начинается работа с получения сведений о свойствах земли. Затем мероприятия переходят в категорию регулирования экономических аспектов и ценообразования рынка.

В заключение, внедряются нормативно-правовые документы, составленные с целью решить потребности в сфере экологии и социума.

Дополнительно должностные лица проводят прикладные и исследовательские мероприятия в соответствии с программами, утвержденными на национальном и региональном уровнях.

Главными задачами руководства являются следующие виды деятельности:

  1. Функции по организации продуктивного развития социума в рамках страны.
  2. Осуществление организации исполнения решений, вынесенных на федеральном уровне.
  3. Деятельность по управлению финансовой и природоохранной составляющей в отношении владельцев наделов регулируется с помощью государственных нормативных актов.
  4. Обеспечение защиты в правовой и социальной сфере субъектов, владеющих земельными наделами.
  5. Формирование соответствующих условий для продвинутого развития общественного сознания и деятельности предпринимателей, а соответственно и страны в целом.
  6. Обеспечение безопасного землепользования и охранных мероприятий в отношении соответствующего фонда РФ.
  7. Улучшение возделывания ЗР и сохранность наделов в разных сферах землеустройства.
  8. Предоставление и совершенствование показателей в области права и экономики для всех форм и видов деятельности, проводимой с использованием ресурсов земли.

Структура контроля и регулирования

Управление ресурсами земли выполняется на государственном уровне. Регулируется с помощью рычагов экономики и организации, влияющие на все виды деятельности, проводимых на наделах в стране.

Предметом государственного регулирования является контроль, проводимый в целях целесообразного использования ЗР в РФ. Главным управляющим является Президент России, контролирующий и координирующий работу нижестоящих звеньев управленческого сегмента.

В целях наиболее экономически обоснованного и экологически безопасного применения природных ресурсов страны, по цепочке воздействия, находится Федеральное собрание РФ и Правительство России.

Соответственно президент регулирует и контролирует эту систему, получает необходимую информацию по вопросам землепользования у Федерального собрания и Правительства.

При этом уполномоченные инстанции и должностные лица обладают возможностью воздействовать на объекты хозяйствования в этой области.

Осуществляются такие действия органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Далее, следует ступень системы управления, представителями которых являются:

  • муниципалитеты;
  • исполнительные инстанции;
  • территориальные ведомства.

Последним этапом этого широкого спектра управленческого регулирования по использованию земельных ресурсов страны выступают граждане РФ и юридические лица.

Структура управления на муниципальном уровне

Местное самоуправление ЗР включает в себя соблюдение и соответствие форм хозяйствования, осуществляемые на вверенной территории. Деятельность гражданского населения и предприятий основана на сохранении и приумножении географических, экономических и социальных показателей деятельности.

Качество таких показателей напрямую зависит от:

  1. Вверенной органам территории, трудоспособности населения проживающего в районах.
  2. Правовых полномочий.
  3. Типов ведения хозяйственной деятельности, проводимой на территориях, находящихся в юрисдикции муниципалитетов.

Местные органы,в пределах страны, обладают единым термином – муниципалитеты. Виды деятельности разделены на следующие группы:

  1. Города, поселки, села.
  2. Районы сельских поселений и территориальные округа.
  3. Администрации населенных районов Крайнего Севера, так как проживающее там население ведет кочевой образ жизни, никаких постоянных поселений на вверенных участках не существует.

Это обусловлено тем, что земля относится к общему достоянию страны и становится важным фактором продуктивного экономического развития. Объектом регулирования на муниципальном уровне являются участки земли.

Субъекты этого вида представлены местными органами самоуправления, в состав которых включены:

  1. Городская Дума, координирующая возникшие вопросы по администрированию и распоряжению имущества в правовом русле. Дополнительно, должностные лица разрешают или запрещают проводить программу приватизации.
  2. Администрация населенного пункта ведет управленческую и распорядительную работу, на основе действующих уставов, входящих в юрисдикции владений муниципалитета и числящихся на балансе населенного пункта.
  3. Отдел по контролю за имуществом – исполняющий орган, осуществляющий надзор за использованием наделов на вверенной территории.
  4. Управленческие отделы, регулирующие деятельность:
  • местных унитарных организаций;
  • утверждают уставы компаний, опираясь на действующее Законодательство РФ.

Типы руководства земельных ресурсов

Деятельность по координации угодьями возложена на власть законодательной и исполнительной сферы:

  1. Здравоохранения России, курирующее и контролирующее санитарную и эпидемиологическое состояние ресурсов земли.
  2. Минэкологии и природы Российской Федерации.
  3. Минсельхоз, контролирующий ветеринарный осмотр животных, находящихся на вверенных территориях. Дополнительно проводит фитосанитарный надзор.
  4. Жилстроительства России.
  5. Минэкономразвития и Росреестр.

Виды управления земельными участками РФ:

Координация на уровне ПравительстваОбщее: государственные органы власти

По отраслям: министерства, комитеты, службы федерального значения

Управление местного порядкаМуниципальное: административные районные организации, службы по регулированию имуществом

Внутрихозяйственное: собственники наделов

Частный вид контроля  владельцы земли

Приоритетными точками руководства ресурсами земли является правовая база всех действий, осуществляемых в этой области. Соответственно каждая из ветвей власти выполняет возложенные на них функции. Эти обязанности имеют два типа: общие и специальные.

цель управления ЗР, это обеспечение всех возможных потребностей общества, которые могут быть удовлетворены благодаря использованию земельных угодий РФ.

Влияние Департамента землеустройства в общей системе контроля над ресурсами земли

Административный департамент по ЗР наделен рядом функций. Учреждение подчиняется главному административному управленцу города, а также заместителю. Следующий аспект относится к тому, что Департамент обладает полномочиями юридического характера, а именно является самостоятельным юрлицом, в распоряжении которого – лицевой счет, печать, штамп и соответствующие бланки.

Выполняя прямые обязанности, госорган, опирается на Конституцию России, ФЗ и указы Главнокомандующего Российской Федерации.

К главным задачам и целям относятся:

  1. Управлять и распоряжаться участками земли, в соответствии с действующими законами.
  2. Представлять интересы администрации населенного пункта по вопросам регулирования отношений в сфере землепользования.

Назначение работы госоргана:

  1. Целесообразное применение сельскохозяйственных участков.
  2. Оформление прав на собственность.
  3. Подтверждение и создание схем наделов на кадастровой публичной карте.
  4. Регулирование вопросов размещения нестандартных объектов торговли.
  5. Проверка корректности уплаты бюджетных взносов.

Управленческий орган имеет такие отделы, как:

  • информация и организация;
  • договорной;
  • местный контроль над землей;
  • отдел, проводящий аналитические заключения;
  • административный и платежный;
  • бухгалтерия;
  • правовая консультация.

Департамент по регулированию земельных отношений оказывает соответствующее влияние на управление ресурсами вверенных территорий.

Специфика регулирования ЗР

Земельные наделы – достояние русского народа и, соответственно, используются с целью получения максимальных благ. Но при этом любая деятельность, проводимая на таких землях, не должна вести к загрязнению ресурсов и ухудшению экологии.

Управление ЗР в Российской Федерации еще полностью не достигло высокого сознательного уровня, которого ожидает мировое сообщество. Поэтому управленческая деятельность в этой сфере хозяйствования находится на стадии совершенствования.

Ученые и эксперты в области природопользования проводят исследования на тему сохранения и увеличения качества экологии. Образование оказывает большую роль как для самого человека, так и для государства в целом.

Ввиду этого можно надеяться на рациональные нововведения в этой области. Презентации, диссертации и научные работы при первом чтении не остаются оставленными без внимания.

Авторы работ становятся сотрудниками управления земельных ресурсов.

Эти изыскания и умозаключения не пройдут даром, так как научные проекты попадают часто в поле зрения чиновников. За счет этого совершенствуется и пополняется нормативно правовая база. С каждым годом вводятся в действие законы, регулирующие работу этой отрасли хозяйствования.

По причине проводимых исследований учеными и студентами академий наук, усовершенствовать теоретические и методические законы в отношении ресурсов, сегодня стало возможным. За счет чего также увеличивается налогообложение, и привлекаются зарубежные инвестиции.

Чтобы ознакомиться с основными законами и нормативно-правовой базой вопроса, следует посетить официальный сайт управления земельными ресурсами. На портале предоставлена полная информация о работе законодательного органа.

Адрес сайта у каждого региона собственный, доступ к которым имеет каждый интересующийся человек. На интернет-площадках пользователь получает информацию о графике работ, запланированных мероприятиях и полномочиях органа государственной власти. Наряду с этим, можно узнать права и обязанности граждан и собственников земли при эксплуатации наделов.

С целью получения максимальной прибыли не стоит забывать, что при этом деятельность не должна наносить вред окружающей среде экологии и, соответственно, ресурсам России.

Именно для этого существует и работает на благо родины орган законодательной власти по управлению сельскохозяйственными ресурсами. Прямым помощников и зеркальным отражением является Департамент земельных отношений.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/ohranal/upravlenie-resursami.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.