Незаконный оборот земли

Уголовно-правовая защита оборота земель в РФ

Незаконный оборот земли

Лунина Анастасия Олеговна Студент Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева, Россия, г. Самара

E-mail: nastushamoon1996@mail.ru

Научный руководитель: Назарцев Евгений Игоревич,

старший преподаватель. Кафедра государственного и административного права Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева,

Россия, г. Самара

В соответствии с п. 3 ст. 129 ГК РФ земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах.

Принимая в расчет специфику земельных правоотношений, под оборотом земель следует понимать совокупность сделок с земельными участками или их долями, совершенными субъектами гражданского оборота, а также совокупность административных актов органов государственной власти и местного самоуправления по распоряжению земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности.

В земельном законодательстве содержатся специальные требования, предъявляемые к обороту земельных участков. В случае, если земельный участок является объектом имущественных отношений вместе с иными природными ресурсами, следовательно, такая группа правоотношений будет регулироваться не только земельным, но и лесным, природоохранным и иным законодательством.

Вопросы обеспечения законности в сфере оборота земельных ресурсов должны являться приоритетными в деятельности правоохранительных органов и обеспечиваться необходимыми правовыми средствами. Так, в ч. 1 ст. 74 ЗК РФ помимо административной, предусмотрена также уголовная ответственность для лиц, признанных виновными в совершении земельных правонарушений.

На практике существует два основных способа, при помощи которых можно незаконно вовлечь земельный участок в гражданский оборот.

Во-первых, когда уполномоченное должностное лицо органа государственной власти или органа местного самоуправления выносит незаконный акт о переводе земель.

Во-вторых, когда предоставляются заведомо подложные документы в соответствующие государственные органы, осуществляющие регистрацию и кадастровый учет прав на недвижимость, в том числе на земельные участки.[1, c. 34]

При проведении процедуры незаконного перевода земель из одной категории в другую происходит вовлечение в гражданский оборот земельных участков с нарушением порядка установленной законом процедуры, при этом может происходить посягательство на законные права и интересы собственника, как гражданина, так и органа государственной или муниципальной власти, в зависимости от формы собственности.

Следовательно, под незаконным оборотом земли понимают совершение юридических актов, результатом которых является возникновение или прекращение имущественных прав на земельные участки, несмотря на законодательный запрет, либо с нарушением условий ограничения их оборотоспособности, установленных ст. 27 ЗК РФ.

А.Ф. Ивлева в своей диссертационной работе [2, c. 98] приводит следующий перечень преступлений, связанных с земельными правоотношениями:

1. Противоправные деяния, нарушающие правила использования земель и их охраны;

2. Противоправные деяния, нарушающие право собственности и иные права на землю («имущественные преступления»);

3. Противоправные деяния, нарушающие порядок управления землями.

Особенностью совершаемых земельных преступлений в сфере оборота земли заключается в том, что основная масса деяний относится одновременно и к корыстной, и к экономической, и к экологической преступности.

Официальной статистики, касающейся конкретно преступлений в сфере земельного оборота, в РФ не ведется. Этот вид преступности является частью преступлений против собственности и преступлений в сфере экономической деятельности, вычленить ее из общего массива совершенных преступлений затруднительно.

Наибольшее число среди посягательств в сфере оборота земли на сегодняшний день составляют посягательства, связанные с незаконным завладением землей: самозахваты и завладение земельными участками в результате мошеннических действий. Анализ динамики преступлений, касающихся регистрации незаконных сделок с землей, свидетельствует о росте посягательств, связанных с незаконным владением и регистрацией, а также коррупцией.[3, c. 3]

К преступлениям, формально связанным с уголовно-правовой охраной земли, у которых законодатель выделил земельные отношения в качестве объекта посягательства, относятся деяния, предусмотренные ст. 170 УК РФ («Регистрация незаконных сделок с недвижимым имуществом»), где субъектом преступления является должностное лицо.

Так как земельные участки относятся к недвижимому имуществу, сделки с которыми подлежат государственной регистрации, незаконной является сделка с землей, совершенная с нарушением положений ГК РФ (п. 3 ст. 129, ст.ст. 168, 171, 172) и норм ЗК РФ, Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

На практике много раз предлагалось усовершенствовать уголовное законодательство за преступления в сфере оборота земель. Например, В.В. Кунц предлагал ввести в УК РФ новый состав преступления: ст. 170.1. “Незаконное владение, пользование и распоряжение земельными участками при отягчающих обстоятельствах”.[4, c. 14]

Также М.А. Плешков в своей диссертации предложил применить ст. 170 УК РФ в новой редакции — “Незаконный оборот земли«.[5, c. 43]

По моему мнению, действительно, было бы уместно добавить в УК РФ ст.170.1* под названием «Регистрация незаконных сделок с ЗЕМЛЕЙ».

Следовательно, справедливо будет привлекать к уголовной ответственности по данному составу не только специальных субъектов — должностных лиц, но и граждан — физических лиц, в противном случае в нынешней редакции диспозиции ст.

 170 УК РФ указанные составы относятся скорее к преступлениям против государственной службы и службы в органах местного самоуправления.

Схожей по составу со ст. 170 УК РФ, является ст. 174 УК РФ («Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем»).

Регистрация сделки с земельным участком, незаконно включенным в гражданский оборот, в том числе путем искажения государственного кадастра недвижимости, одновременно является ее легализацией, совершенной в целях придания правомерного вида владению, пользованию, распоряжению данным недвижимым имуществом.

Преступным деянием будет считаться противоправное присвоение права собственности на земельный участок путем использования подложных документов. В этом случае ответственность лиц, завладевших участком, будет наступать по ст. 159 УК РФ («Мошенничество»).

Таким образом, во-первых, в УК РФ есть ряд норм, которые регламентируют уголовно-правовую защиту оборота земель в РФ, многие теоретики приводят классификации преступлений по земельным правонарушениям, но нет точной формулировки понятия «незаконного оборота земли».

На мой взгляд, для правильного и точного применения норм уголовного и земельного законодательства необходимо дать легальное толкование понятию «оборот земли» в земельном праве.

В таком случае появится возможность вычленить перечень конкретных действий, которые будут связаны впоследствии с правонарушениями в сфере оборота земли субъектами земельных правоотношений.

Во-вторых, особое место в уголовном законодательстве отводят ст. 170 УК РФ, однако все чаще ученые приходят к выводу о том, что необходимо доработать диспозицию данной нормы: добавить квалифицированные составы, связанные с посягательствами на землю, в частности, должностных преступлениях.

Проведение таких реформ в уголовном законодательстве могут поспособствовать совершенствованию норм не только уголовного права, но и неразрывно связанных с ним норм земельного, гражданского, лесного и других отраслей права, такая конкретизация отдельных положений в УК РФ существенно упростит работу правоприменителю.

Библиографический список

  1. Плешков М.А. Некоторые аспекты обеспечения экономической безопасности в сфере оборота земли уголовно-правовыми средствами (статья). // «Бизнес в законе», 2013. — № 2. — С. 34.
  2. Ивлева А.Ф.

    Земельные отношения, как объект уголовно-правовой охраны по законодательству РФ: теоретические и правоприменительные аспекты: дисс. к.ю.н. — Н. Новгород, 2007. — С. 98.

  3. Соловьев И.Н.

    Некоторые вопросы повышения эффективности уголовно-правовой охраны земельных отношений в РФ. // «Закон и право», — 2008. — № 1. — С. 3.

  4. Кунц В.В. Регистрация незаконных сделок с землей: уголовно-правовой и криминологический аспекты: Автореф. дисс. к.ю.н.

    — Челябинск, 2004. — С. 14.

  5. Плешков М.А. Уголовная ответственность за незаконный оборот земли: дисс. к.ю.н. — Москва, 2012. — С. 43.

Источник: http://journalpro.ru/articles/ugolovno-pravovaya-zashchita-oborota-zemel-v-rf/

Уголовная ответственность за незаконный оборот земли Плешков, Максим Алексеевич

Незаконный оборот земли

к диссертации

Введение

Глава I. Уголовно-правовая защита оборота земли в России 15

1.1 Исторические аспекты уголовно-правовой защиты оборота земли в России

1.2 Понятие и содержание незаконного оборота земли 32

1.3 Характеристика уголовного законодательства в сфере противо- действия незаконному оборот земли

Глава 2. Особенности уголовно-правовой квалификации деяний, связанных с незаконным оборотом земли

2.1 Объективные признаки деяний, связанных с незаконным оборотом земли

2.2 Субъективные признаки деяний, связанных с незаконным оборотом земли

Глава 3. Уголовно-правовые средства противодействия незаконному обороту земли

3.1 Криминализация деяний, связанных с незаконным оборотом земли

3.2 Противодействие незаконному обороту земли как часть борьбы с коррупцией

3.3 Совершенствование уголовно-правовых норм в сфере незаконного оборота земли: технико-юридические аспекты

Заключение 159

Список источников и использованной литературы

Введение к работе

Актуальность темы диссертационного исследования. Вопрос о вещных правах на землю всегда являлся одним из важнейших и ключевых в политике российского государства. В немалой степени это обусловлено тем, что на протяжении многих веков Россия развивалась преимущественно как аграрная страна.

Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ)1 рассматривает землю как основу жизни и деятельности человека, при этом регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется, исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю (ст.1 ЗК РФ).

Согласно ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Вместе с тем, анализ научных исследований, а также сообщений средств массовой информации, позволяет сделать вывод о том, что в 1990-2000 г.г.

государством не были созданы условия для формирования эффективной системы землевладения и землепользования, а также оформления прав на землю.

В указанный период государство фактически утратило функцию управления земельными ресурсами, не осуществляя должным образом учета и инвентаризации земель, планирования развития землепользования, землеустройство, а также контроля над использованием земель и их охраной. Нельзя не согласиться с Б.В.Тайлашевым, 1 Собрание законодательства Российской Федерации (далее – С”3 РФ). 'ЛЮ1.

№44. Ст. 4147. г СЗ НФ. 2009. №4. Ст.445. который считает, что отсутствие или недостаточность государственного управления земельным фондом страны приводит к бесхозяйственности и экономическим убыткам, а слабый государственный контроль за использованием и охраной земель порождает криминализацию земельных отношений.1

В настоящее время термин «незаконный оборот земли» прочно вошел в обиход средств массовой информации и официальных представителей правоохранительных органов. Так, например, заместитель прокурора Волгоградской области при подведении итогов работы областной прокуратуры за первое полугодие 2008 года отметил: «…

Несколько особняком стоит проблема незаконного оборота земель сельскохозяйственного назначения».2 На итоговом совещании за тот же период в Дмитровской городской прокуратуре Московской области также отмечено, что «…

возбужден ряд уголовных дел по выявленным фактам мошенничества, связанного с незаконным оборотом земли, в том числе находящейся в муниципальной собственности».

3 26 сентября 2008 года в прокуратуре Тульской области были подведены итоги выполнения постановления координационного совещания руководителей правоохранительных органов области от 13 декабря 2007 года «О работе правоохранительных органов Тульской области по противодействию незаконному обороту земли».

В решении совместного заседания коллегий Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 14 июня 2007 года «О результатах проверки исполнения законодательства, регламентирующего использование и оборот земель сельскохозяйственного назначения» также упоминается термин «незаконный оборот земель сельскохозяйственного назначения». Только по итогам прокурорских проверок в сфере оборота в 2006 –

Тайлашев Б.В. Криминализация земельных отношении// Власть: криминологические и правовые проблемы. – М.: Российская криминологическая ассоциация. 2000. – С. 80. Коррупция: у опасной черты// Интер. от 30 октября 2008 года. Борьбе с коррупцией – пристальное внимание// Дмитровский вестник, от 31 июля 2008 года.

2007 годах выявлено более 25 тыс. нарушений законодательства, в целях устранения которых внесено свыше 7 тыс. представлений, должностным лицам объявлено около 500 предостережений о недопустимости нарушений закона, принесено свыше 10 тыс. протестов на незаконные правовые акты, возбуждено 2,6 тыс. дел об административных правонарушениях.1

В своем докладе в Совете Федерации первый заместитель начальника Правового департамента МВД России генерал-майор милиции Т.Н.

Москалькова отметила: «Специфика совершаемых земельных преступлений заключается в том, что основная масса посягательств относится одновременно и к корыстной, и к экономической, и к экологической, и к организованной преступности. …

Официальной статистики, касающейся конкретно преступлений в сфере земельного оборота, в настоящее время в России не ведется. Данный вид преступности является частью преступлений против собственности и преступлений в сфере экономической деятельности, и вычленить ее из общего массива преступности очень затруднительно».2

О количественных показателях преступности в сфере незаконного оборота земли лишь отчасти можно судить по результатам анализа состояния и динамики регистрации незаконных сделок с землей, то есть преступных деяний, предусмотренных ст. 170 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ).

Наибольшее количество преступлений, связанных с регистрацией незаконных сделок с землей, выявлено в Южном, Центральном и Северо-Западном регионах России, что напрямую связано с экономической привлекательностью земель в этих регионах. Всего с 1997 по 2005 гг. в России по ст.

170 УК РФ возбуждено 106 уголовных дел в отношении 44 чело-

См.: Решение совместного заседания коллегии* Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации и Министерства сельского хозяйства Российской Федерацин от 14 июня 2007 года «О результатах проверки исполнения законодательства, регламентирующего использование и оборот земель сельскохозяйственного назначения»//[Электронный ресурс]: .

Доклад Г.Н.Москальковой в Совете Федерации Федерального Собрания России 22 нояоря 2007 года// (Электронный ресурс]: www. . век. По данным Главного информационно-аналитического центра МВД России за 2005 – 2010 г.г., зарегистрированных преступлений по статье 170 УК РФ: в 2005 г. – 1; 2006 г. – 4; 2007 г. – 6; 2008 г.

– 4; в 2009 г. – 5; в 2010 г. – 4. Всего выявлено лиц, совершивших указанные преступления: в 2005 г. – 1; 2006 г. – 5; 2007 г. – 5; 2008 г. – 0; 2009 г. – 5; 2010 г. – 4.

Вместе с тем, согласно статистике МВД РФ, только за первые девять месяцев 2011 года в стране было выявлено 9627 преступлений, связанных с операциями с недвижимостью.2

По мнению представителей средств массовой информации и практических работников, официальные данные о преступности в указанной сфере не отражают в полной мере ее состояние и динамику.

Например, по оценке представителей общественных организаций, только в Московской области в 2002-2004 г.г.

практически все сельскохозяйственные предприятия, а также используемые ими земли сельскохозяйственного назначения, находящиеся преимущественно в общей долевой собственности, захвачены рейдерами.

Массовые обращения граждан в правоохранительные органы за защитой нарушенных прав положительных результатов не приносят. Завладение землями сельскохозяйственного назначения происходило, как правило, через захват сельхозпредприятий, путем подделки некоторых документов, в том числе устанавливающих право собственности предприятий на землю.3

К сожалению, как отмечают исследователи, в настоящее время в связи с постоянными изменениями законодательной базы в области оборота земли органы внутренних дел, за редким исключением, не имеют в необходимом количестве не только специалистов, способных выявлять и своевременно пресекать преступления в сфере оборота земли, но и нормативно-

Источник: http://www.dslib.net/kriminal-pravo/ugolovnaja-otvetstvennost-za-nezakonnyj-oborot-zemli.html

Преступность в сфере оборота земли

Незаконный оборот земли

Обращаясь к современному состоянию земельных отношений в России, находящихся в стадии реформирования, автор приходит к выводу, что в настоящее время в России, обладающей огромным земельно-ресурсным потенциалом, имеет место интенсивный и массовый переход земель в частную собственность. Так, на 1 января 2006 г.

в России более трети всех земель, которые государство считает допустимым к нахождению в частной собственности, уже были приватизированы и вовлечены в рыночный оборот .

В складывающейся в настоящее время в России ситуации становления рынка земли, повсеместного вовлечения земли в рыночный оборот, формирования института частной собственности на землю на фоне несовершенства нормативно-правовой базы, значительного роста земельных правонарушений экономической направленности изучение преступности в сфере земельных отношений с учетом экономического, коррупционного характера приобретает наибольшую актуальность и криминологическую значимость.

См.: Данные о состоянии земельного фонда РФ по состоянию на 1 января 2006 г. // Официальный сайт Роснедвижимости (ранее – Росземкадастра) (www-сайт): URL:http://www.kadastr.ru от 7 сентября 2006 г.

Посягательства в сфере земельных отношений или земельные преступления подразделяются на: преступления в сфере оборота земли – это преступления, посягающие на землю как объект недвижимости; преступления в сфере землепользования – это преступления, посягающие на землю как объект экологии, среду обитания и природный ресурс.

Нередко преступления первой группы просто облегчают совершение второй группы. Например, субъект преступного посягательства может иметь умысел на получение доходов путем того или иного нецелевого использования земли.

При этом он, не имея возможности получить землю на законных основаниях, приобретает ее преступными методами .

Так как общественно опасные последствия наступают именно в ходе оборота земельных участков или в результате незаконного вовлечения их в оборот. В рассматриваемом случае для совершения общественно опасных посягательств непосредственное пользование земельным участком, на который направлено посягательство, не является необходимым условием. Более того, при осуществлении посягательства ни одного из составляющих права собственности (права владения, пользования и распоряжения) у правонарушителя по отношению к объекту посягательства, которым в данном случае является земельный участок, может и не быть. Противоправные посягательства в данном случае непосредственно связаны с пользованием земельным участком в той или иной мере, так как для рационального или нерационального использования земельного участка необходимо как минимум им пользоваться (при этом владеть и распоряжаться не обязательно, по нашему мнению, без пользования в той или иной степени земельным участком причинение ему негативных последствий было бы затруднительно).Кунц В.В. Регистрация незаконных сделок с землей: уголовно-правовой и криминологический аспекты. Дис. … к.ю.н. 12.00.08. Челябинск, 2004.

Специфика совершаемых земельных преступлений заключается в том, что основная масса посягательств относится одновременно и к корыстной, и к экономической, и к экологической, и к организованной преступности. Несмотря на то что эти посягательства в основном совершаются с использованием таких несложных на первый взгляд способов, как подделка документов, мошенничество, вымогательство и т.п.

, значительный рост в последнее время рынка недвижимости обусловил реальную возможность для криминального мира быстрого преступного обогащения.

Данное обстоятельство, в свою очередь, неизбежно привело, с одной стороны, к появлению более ухищренных, замаскированных и дерзких способов, а с другой – к распространению данных преступных посягательств, позволяющему говорить в целом о специфическом направлении преступной деятельности в рамках “криминального рынка”.

К преступлениям этой группы можно отнести: совершение незаконных сделок с землей путем фальсификации документов, необходимых для купли-продажи, аренды земельного участка; подкуп должностных лиц с целью незаконного получения земельного участка; мошеннические действия с земельными участками; принуждение к совершению сделки с земельным участком или к отказу от ее совершения; вымогательство земельного участка либо отчуждения права собственности на него; получение либо вымогательство взятки за содействие в получении земельного участка либо за ускорение процесса его получения; умышленные действия, направленные на банкротство невыгодных покупателю предприятий, с целью завладения недвижимостью, в т.ч. земельным участком; регистрация незаконных сделок с землей и т.д. Повышенную опасность представляют преступления, направленные на завладение землей, сопровождающиеся убийствами, вымогательством. Их раскрытие крайне затруднительно ввиду постоянного расширения контроля в сфере преступного бизнеса при совершении криминальных сделок с недвижимостью со стороны преступных сообществ, усиления с их стороны противодействия расследованию.

Характеризуя криминогенную ситуацию в сфере земельных отношений, напомним, что принятый сравнительно давно Государственный земельный кадастр не только до конца не сформирован в некоторых регионах, но и не содержит при этом конкретных сведений о реальной стоимости земли.

В связи с вышеизложенным в настоящее же время, пользуясь правовой неосведомленностью и информационным дефицитом о реальной стоимости земли, повсеместно на территории России земля скупается недобросовестными предпринимателями за бесценок по явно заниженным ценам.

После чего приобретенные участки некоторое время “консервируются”, а затем перепродаются по рекордно высоким ценам под строительство коттеджей, предприятий, заправок, частных домов отдыха и для других целей.

Во многих регионах России идет массированная скупка земель сельскохозяйственного назначения. При этом скупленные земли не обрабатываются и фактически выводятся из аграрного сектора. Аналогичная ситуация складывается в Карелии, Красноярском крае, Архангельской области. Похоже, в стране не осталось ни одного региона, где не было бы подобных явлений.

Иными словами, в настоящее время можно с уверенностью заявить, что в России начался новый передел собственности.

Сегодняшняя ситуация с землей во многом совпадает с “ваучеризацией”, когда за символическую стоимость были приватизированы огромные промышленные предприятия, приносящие миллионные прибыли.

В складывающейся на сегодняшний момент ситуации повсеместного вовлечения земли в рыночный оборот очевидно, что полностью избежать скупки земель уже не удастся. Задача состоит в том, чтобы придать этому процессу цивилизованный характер.

В России немало пустующих земель, и если инвестор начнет приобретать их для использования по целевому назначению и инвестиций, благосостояние государства и населения страны от этого значительно возрастет. Поэтому именно на этом этапе необходим жесткий контроль за процессами со стороны государственных структур и правоохранительных органов.

Как показывает практика, официальной статистики, касающейся конкретно преступлений в сфере земельного оборота, в настоящее время в России не ведется.

Данный вид преступности является частью преступлений против собственности и преступлений в сфере экономической деятельности, и вычленить ее из общего массива преступности очень затруднительно. Динамику развития данного вида преступности можно проследить по имеющимся данным о совершаемых преступлениях, предусмотренных ст.

ст. 170 и 254 УК РФ . Наибольшее количество преступлений, связанных как с регистрацией незаконных сделок с землей, так и с порчей земли, совершается в Южном, Центральном и Северо-Западном регионах России.

Данный факт, по нашему мнению, связан, во-первых, со значительной стоимостью (а значит, и экономической привлекательностью, в том числе и для преступных посягательств) земель в Центральном и Северо-Западном регионах, Карелии в связи с приближенностью к городам федерального значения и наличием ценных лесных угодий в обоих регионах, а также с преобладанием ценных земель сельскохозяйственного назначения и идеальных климатических условий для агробизнеса в Южном регионе. Проанализировав динамику преступлений, связанных с регистрацией незаконных сделок с землей, можно сделать вывод о том, что наблюдается тенденция увеличения количества совершаемых преступлений данной направленности и одновременно уменьшения количества лиц, совершивших преступления. Подобные показатели позволяют сделать вывод об увеличении числа лиц, совершающих от двух и более преступлений, что говорит об агрессивности и безнаказанности преступности в данной сфере.

См.: Данные ГИАЦ МВД РФ (исх. N 43/25-297 от 31 января 2006 г.).

Состояние и структура преступности в сфере оборота земли по России в целом свидетельствуют, что в настоящее время криминогенную ситуацию, сложившуюся в стране в данной области, характеризует рост посягательств, связанных с незаконным завладением и регистрацией незаконных сделок с землей, коррупцией.

Самую значительную часть посягательств в сфере оборота земли на сегодняшний день составляют посягательства, связанные с незаконным завладением землей – это самозахваты и завладение земельными участками в результате мошеннических действий.

Имеет место тенденция роста причиненного ущерба по всем зарегистрированным посягательствам.

К сожалению, в настоящее время с принятием нового Земельного кодекса РФ и формированием новой законодательной базы в области оборота земли ОВД зачастую не имеют в необходимом количестве не только специалистов в данной области, способных выявлять и своевременно пресекать преступления в сфере оборота земли, но и нормативно-методической базы, способствующей как подготовке таких специалистов, так и повышению эффективности их деятельности по выявлению преступлений в данной сфере. В связи с чем данный вид преступности продолжает оставаться высоколатентным, так как попросту не выявляется. Имеют место многочисленные ошибки и неточности при определении ущерба от преступлений в сфере оборота земли, которые допускаются, во-первых, вследствие отсутствия у следователей необходимого уровня знаний и специальной подготовки в данной области, в результате чего ряд сотрудников просто не в состоянии в достаточной мере проанализировать и оценить достоверность документов о стоимости земельных участков, предоставляемых соответствующими органами и определить реальную сумму ущерба, а во-вторых, вследствие отсутствия нормативной базы, четко формулирующей конкретную стоимость того или иного участка земли. При этом при исследовании автором материалов уголовных дел в ряде следственных подразделений г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, в том числе ГСУ г. Санкт-Петербурга и Ленинградской области, а также аналогичных следственных подразделений Ростовской области, выяснилось, что ни в одном из указанных подразделений, несмотря на специфичность и актуальность преступности в сфере оборота земли, в настоящее время нет каких-либо методических указаний либо рекомендаций по поводу расследования уголовных дел данной направленности.

В настоящее время, исходя из состояния и темпов роста преступности в сфере оборота земли в России, по нашему мнению, специально-криминологические меры предупреждения преступности в данной сфере, не говоря уже о мерах противодействия, имеют более важное значение и более эффективны, чем общепревентивные меры, и на данном этапе развития земельного рынка просто необходимы, так как они направлены непосредственно на устранение причин посягательств в этой сфере и дают возможность наблюдать эффект сдерживания и снижения преступности уже непосредственно после их реализации на практике. К специальным мерам экономического характера, направленным на улучшение криминогенной ситуации на земельном рынке, устранение условий, способствующих росту преступных посягательств, связанных с оборотом земли, по нашему мнению, следует отнести меры, ставящие приобретение и использование земель с нарушением установленного законом порядка, экономически невыгодные и нецелесообразные. Очевидно, что предупреждение посягательств в сфере земельных отношений немыслимо без должного учета земельных ресурсов, контроля за их распределением и целевым использованием.

Важным элементом организации предупредительной деятельности в сфере оборота земли являются организационно-управленческие меры, выражающиеся в том числе в координации действий органов, осуществляющих как учет и распределение земель, так и контроль за ними, природоохранных, правоохранительных структур и их взаимодействие.

Под взаимодействием в данном случае понимается согласованная по целям, месту, времени и формам совместная деятельность указанных и других заинтересованных органов для предупреждения правонарушений и привлечения нарушителей к ответственности.

По нашему мнению, в настоящее время в России преступность в сфере оборота земли имеет высокие показатели роста, которые правоохранительные органы контролировать не в состоянии.

В целях пресечения и сдерживания данного явления необходимо срочно разработать и применять экстренные меры противодействия преступности в данной сфере до ее стабилизации на уровне, при котором правоохранительные органы смогут контролировать ее динамику, после чего меры противодействия следует подменять мерами профилактического воздействия, поскольку меры противодействия являются вынужденной мерой, “реакцией” государства на значительный рост преступности в той или иной сфере, они отличаются от мер профилактики жесткостью и быстротой реагирования, вследствие чего не годятся для постоянного применения в том числе в профилактических целях.

Источник: https://WiseLawyer.ru/poleznoe/14855-prestupnost-sfere-oborota-zemli

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.