Невостребованные земли сельхозназначения

Содержание

Новости аграрного рынка и сельского хозяйства → Не выделил земельную долю? Можешь с ней попрощаться!

Невостребованные земли сельхозназначения

Правительство России решило больше не церемониться с пайщиками-молчунами. В 2020 году они останутся без земли: их доли могут отойти государству.

Минсельхоз РФ разработал законопроект, который завершит выдел земельных долей. Произойдёт это в духе современной России, под лозунгом: “Всё ничейное станет государственным”. Так что если вы попадаете в число “потенциальных обездоленных”, начинайте действовать сегодня же.

Кому грозят лишения?

В 1990-х годах в России прошла масштабная операция по наделению народа сельскохозяйственной землёй.

Работники колхозов и совхозов получили в подарок от государства непонятное тогда ещё, аморфное достояние под названием «земельная доля в праве общей собственности на земельный участок».

Это свалившееся на голову селянину счастье обозначалось как тысячная дробь или определённое количество баллогектаров. Что делать с щедрым подарком, представляли смутно.

Со временем земельные пайщики поделились на две категории: тех, кто был порасторопнее, и тех, кто жил по инерции.

Те, кто был порасторопнее, свои земельные доли выделили в натуре.

Участки, образованные из общего земельного массива, были поставлены на кадастровый учёт, а их владельцы получили зарегистрированное право собственности – либо на обыкновенные земельные участки (где 1 участок = 1 хозяин), либо на земельные участки в долевой собственности (в случаях, когда участок в счёт своих долей выделяла группа единомышленников). Эти люди могут вздохнуть с облегчением: их земля уже никуда не денется.

Те же, кто жил по инерции, особенно в земельные вопросы не вникали, межеванием предпочитали не заниматься (недешёвое удовольствие!) и довольствовались уже тем, что регулярно получают арендную плату. Так в России образовались огромные земельные массивы с сотнями собственников (часть из которых всё ещё жива, часть – отошла в разряд “мёртвых душ”).

Так вот.

Тем, кто, получив земельную долю, никогда ничего не межевал и до сих пор состоит в так называемом общем земельном массиве, как раз и стоит беспокоиться.

За них-то и примутся наши доблестные чиновники. Вернее, не за них, а за их земли, которые до сих пор не поставлены на учёт.

Согласно законопроекту Минсельхоза, 1 января 2020 года органы местного самоуправления (ОМС) получат право:

а) заказать кадастровые работы на эти земельные массивы;

б) уточнить местоположение и границы участков;

в) зарегистрировать землю.

Таким образом, органы местного самоуправления проделают всю ту работу, которую в своё время не провели собственники земли. И проделают, конечно, не без пользы для себя: участок будет зарегистрирован в качестве бесхозного и через год сельская администрация (или муниципальный район) сможет получить его в собственность. 

Земле давно нужен был порядок

В том, что правительство России решило «пригосударить» землю, нет ничего удивительно. Давно к этому шло.

Лет десять, если не больше, власти призывают собственников земельных паёв навести порядок, выделить доли и оформить свою собственность, как полагается.

Последняя попытка была предпринята в 2010 году, когда ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» был дополнен пунктом 3 ст. 19.1.

Этот пункт обязал местные администрации организовывать собственников-молчунов: помочь им провести общее собрание и протолкнуть вопрос о межевании и проведении кадастровых работ.

Эту работу сельские чиновники должны были активизировать ещё в 2013 году. Предполагалось, что за пару лет выдел земельных долей в России будет завершён.

Но, видимо, что-то пошло не так. То ли собственники не находились, то ли не хотели скидываться на кадастрового инженера – короче, федеральное правительство решило, что дальше это терпеть нельзя. Землю будут межевать в принудительном порядке – и забирать. У земли должен быть хозяин.

Кстати, по этой же причине муниципалитеты могут больше не церемониться с невостребованными земельными долями.

Раньше им приходилось долго и нудно судиться за доли “потеряшек”, а суды постоянно норовили отказать в иске: то ответчик не надлежащий, то хозяин доли умер, то невозможно найти его наследников…

Законопроект облегчит жизнь сельским администрациям: теперь судиться ни с кем не нужно. Дождался 2020 года – и межуй в своё удовольствие любые бесхозные доли.

Что делать?

Выход для пайщиков есть один: как можно быстрее организовываться и выделять долю в натуре, ставить её на кадастровый учёт, регистрировать в Росреестре право собственности. Пока не поздно.

Крепко задуматься о своём будущем стоит и сельхозтоваропроизводителям, которые обрабатывают не отмежеванные ещё поля. На месте таких аграриев я бы донесла до реальных, живых пайщиков опасность потерять землю и призвала бы их выделять участки в счёт своих долей. В противном случае земля станет государственной — и может быть сдана в аренду или продана другому сельхозпроизводителю.

Минсельхоз пишет, что по состоянию на 1 января 2016 года общая площадь невостребованных земельных долей составила 16,8 млн. га. С учётом земельных долей, чьи хозяева до сих пор не провели межевание не выделили землю в натуре, эта площадь может быть значительно больше. 

Источник: https://agrobook.ru/blog/user/aleksandra-koreneva/ne-vydelil-zemelnuyu-dolyu-mozhesh-s-ney-poproshchatsya

Оборотная сторона земли: почему в России остаются невостребованными сельхозугодья

Невостребованные земли сельхозназначения

Проблему возвращения в оборот заброшенных сельскохозяйственных земель в последнее время активно обсуждают в России. В начале февраля решить вопрос с их статусом правительству поручил президент страны.

В понедельник, 17 февраля, этой теме было посвящено заседание профильного комитета Госдумы. На этом фоне с собственными инициативами выступают и в регионах.

«Известия» поговорили с экспертами и фермерами о том, что сегодня мешает вернуть земли в оборот, почему «возвращать» участки нужно выборочно и как вообще узнать, сколько земли в России.

Земельный вопрос

В конце прошлого декабря вопрос возвращения в оборот заброшенных земель сельскохозяйственного назначения подняли на заседании Госсовета, посвященном развитию сельского хозяйства. Перечень поручений президента по итогам заседания был опубликован 13 февраля. Тема заброшенных земель в нем стала одной из ключевых.

В частности, правительству поручено подготовить изменения в законодательство, которые бы упростили возвращение в оборот угодий, находящихся в долевой собственности, а также утвердить государственную программу «эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации». Госпрограмма должна в том числе включать сбор и систематизацию данных о землях сельскохозяйственного назначения, проведение землеустроительных и кадастровых работ.

Вскоре после этого, 17 февраля, комитет Госдумы по аграрным вопросам провел парламентские слушания «О мерах по совершенствованию оборота, рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения».

В обсуждение включились и регионы. В Брянской области рассказали о готовности ввести в оборот все заброшенные земли за два года.

В Счетной палате Самарской области рассказали об итогах недавно проведенной проверки, по итогам которой выяснилось, что из нескольких десятков выборочно осмотренных сельскохозяйственных участков по назначению использовалась половина — остальные или не использовались вовсе, или (реже) использовались в других целях. В Ивановской области рассказали, что уже с 22 февраля вступает в силу региональный закон, по которому участки такой земли должны предоставлять фермерам безвозмездно.

Экономическая нецелесообразность

Проблему начали обсуждать в России в середине 2010-х. Тогда же их впервые за долгое время попытались посчитать. Но точной информации о том, сколько именно земли пустует, до сих пор нет.

Так, по данным Росреестра, за организациями и гражданами числится 193,2 млн га сельхозугодий, при этом всего в России 222 млн га таких земель. Получается, что не используется из них почти 100 млн га, рассказывает «Известиям» директор научно-исследовательского центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Шагайда.

— Но это расчеты, основанные на данных, актуальность которых очень давно не проверяли. За исключением того, что проверила сельскохозяйственная перепись 2016 года. За сельхозпредприятиями, которые нашли переписчики, числится 142,7 млн га. Из них не используется 17,7 млн га, — рассказывает эксперт.

В большинстве случаев, по ее словам, это участки, оставленные в силу естественных причин. В том числе большие массивы пастбищ пустеют из-за сокращения поголовья скота (по данным, опубликованным РБК в феврале 2020-го, поголовье крупного рогатого скота в стране с 2013 по 2018 год сократилось почти на 6%).

Выведение из оборота части земель — естественный экономический процесс. Если какая-то земля не используется, это говорит о том, что она просто не востребована в современных экономических условиях, уверена директор по аграрной политике НИУ ВШЭ, принимавшая участие в подготовке доклада к заседанию Госсовета, по итогам которого были сформулированы поручения, Евгения Серова.

— Всегда есть маргинальные земли, которые выводятся из обращения, когда их становится невыгодно использовать. В советское время существовала установка, в рамках которой старались распахать всё вплоть до Полярного круга.

Когда страна перешла к рыночной модели, естественно, много такой земли оказалось маргинальной (то есть неэффективной при существующих ценах и прочих экономических параметрах) и выбыло из обращения. Так, в Саудовской Аравии одно время ввели программу собственного производства пшеницы.

Через какое-то время поняли бесперспективность этой программы и прекратили сеять пшеницу в песках. Получается, мы можем сказать, что у них образовалось много «заброшенной сельскохозяйственной земли», — отмечает эксперт.

Возросшая эффективность отечественного сельского хозяйства — еще один фактор, который приводит к тому, что часть участков остается невостребованной, подчеркивает она. Об этом, по ее словам, свидетельствует тот факт, что в традиционно сельскохозяйственных регионах урожайность отмечается высокая.

— На наиболее эффективных землях сегодня урожайность кратно превысила показатели советских времен — это значит, что часть земель просто не нужна для производства. Это же отличный результат с точки зрения устойчивости развития, то есть развития, ассоциированного с ростом эффективности использования ресурсов, — рассуждает Евгения Серова.

На современном этапе больший прирост производства дает интенсификация, применение инноваций, а не вовлечение новых площадей земли, согласна Наталья Шагайда. Последнее, по ее мнению, может быть актуально только в одном случае — если это даст реальную возможность обеспечить работой жителей конкретных поселений и увеличить их достаток.

При этом вовлечение в оборот большого количества земель, по мнению Евгении Серовой, может привести к перепроизводству и к снижению внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию. В то же время, когда рынок потребует расширения производства, многие сегодня заброшенные земли могут оказаться вновь востребованными. «Но стимул должен идти от рынка, а не от регулятора», — уверена эксперт.

Массовый ввод сельхозземли в оборот неизбежно будет иметь также и последствия для экологии, предупреждает Евгения Серова.

Во-первых, это приведет к резкому разовому выбросу СО2, который нужно будет как-то компенсировать в рамках обязательств по Парижскому соглашению.

Во-вторых, такие участки нужны для сохранения биоразнообразия: они естественным образом служат резервными территориями, на которых сохраняется генетический потенциал.

Ранее о необходимости прояснить статус бывших сельскохозяйственных земель, которые за время запустения поросли лесным массивом, также говорили экологи.

Хозяйство за миллион

Земли будут вовлекаться в оборот естественным путем, если для тех, кто их возделывает, будут созданы необходимые условия, полагает большинство экспертов.

Пока же наличие большого количества «свободной» земли — это не проблема земли как таковой, а результат других проблем, с которыми сталкиваются современные фермерские хозяйства, рассказывает заместитель председателя Московского крестьянского союза, член Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), фермер Сергей Балаев.

— Давайте посмотрим на это с другой стороны. В стране резко сократилось количество фермерских хозяйств. Почему люди бросают хозяйства? Основная причина — фермерам недоступны деньги. Кредиты им не то чтобы не дают, но количество одобренных заявок по сравнению с заявками поданными несравнимо. При этом агрохолдингам, конечно, кредиты дают на раз, — рассуждает он.

Отсутствуют и доступные точки сбыта: сельскохозяйственных рынков недостаточно, на те, которые остались, попасть можно только через перекупщиков, но продажи там, скорее всего, не будут покрывать издержек, уверен собеседник издания: «Основные продажи идут через торговые сети, но вход туда для фермеров пока закрыт по целому ряду причин. От незаинтересованности в сотрудничестве со стороны сетей до сложностей с обращением со свежей продукцией — ее нужно хранить особым образом, реализовать в короткие сроки и так далее».

Сократить издержки можно, если развивать сельское хозяйство на землях, расположенных поблизости от крупных городов, где есть возможность наладить сбыт и обеспечена инфраструктура. Однако такие участки сегодня чаще всего рассматриваются как предназначенные под ИЖС, рассуждает глава Ассоциации крестьянских (фермерских) подсобных хозяйств и кооперативов Михаил Шконда.

— Это в том числе позиция муниципалитетов. В Ленинградской области есть прецеденты, когда такие земли фермерам предлагают в аренду за миллион рублей в год — понятно, что никакое хозяйство они там вести не смогут, — объясняет собеседник издания.

Кроме того, до сих пор сложно бороться с недобросовестными собственниками такой земли. По закону сельскохозяйственные земли могут использоваться только по прямому назначению. Если этого не происходит, земля застраивается или не возделывается вовсе, участок у владельца может быть изъят.

Однако для этого земли должны быть оформлены должным образом, объясняет фермер. Этого многие не делают — умышленно или просто потому, что получили их почти случайно в 1990-е и никогда не планировали ими заниматься.

Отследить таких владельцев, чтобы изъять у них участки для возвращения в оборот, сегодня крайне сложно.

Тем временем бесхозная земля зарастает лесом, а процесс ее рекультивации в сегодняшних условиях требует не только больших затрат, но и дополнительных согласований.

— В первую очередь нужно вырубить лес. Если земля государственная, вы не можете сделать это просто так. Вы должны разработать проект. Потом вы должны получить разрешение на вырубку.

Потому что иначе вам могут предъявить претензию за то, что вы вырубили лес. Если вы не вырубили лес, то вам тоже предъявят претензии.

Просто это будут разные органы — если лес стоит, вам предъявит претензии Россельхознадзор, а если лес срублен — накажет лесничество, — говорит Михаил Шконда.

Неучтенные миллионы

В первую очередь необходимо разобраться с тем, какая земля и в каком количестве имеется в России, уверена Наталья Шагайда.

— Все запутались с неиспользуемыми землями.

Но как их можно использовать, если миллионы гектаров и не представлены в пользование? И какие это могут быть сельхозугодья, если ими не пользуются? Если только сенокосы или пастбища, — рассуждает собеседница издания.

— Около 90% земли сегодня находится в государственной собственности, но участки не оформлены и не сформированы (без этого предоставлять их в собственность нельзя. — Прим. ред.).

Будет логично, если землю будут изымать у тех, кто ее не использует по назначению, и передавать государству, которое, в свою очередь, передаст землю фермерам, полагает Михаил Шконда.

Но с выделением земель уже сегодня есть проблемы на уровне муниципалитетов. По закону процесс находится в их ведении, и позиции местных властей сильно отличаются, говорят фермеры.

Где-то участки аграриям выделяются легко, где-то приходится действовать через суд.

В данной ситуации, если в оборот начнут возвращаться земли, остававшиеся в запустении, выиграть могут прежде всего крупные агрохолдинги, а не отдельные фермерские или крестьянские хозяйства.

Сегодня именно в собственности крупных игроков сконцентрирована большая часть сельскохозяйственных угодий, при этом потенциал дальнейшего увеличения земельного банка для них уже исчерпан.

Поэтому компании будут особенно заинтересованы в том, чтобы получить от государства новые участки — особенно если дорогостоящая рекультивация будет проведена за государственный счет, полагают и Наталья Шагайда, и Евгения Серова.

При этом небольшие хозяйства законом практически не защищены. В том числе нет никаких ограничений в отношении арендной платы, которую могут назначать крупные собственники небольшим хозяйствам, желающим воспользоваться их участками. Хотя постепенное возвращение земли в оборот должно осуществляться именно их силами.

— Для вовлечения земель в сельхозиспользование нужна общая благоприятная среда, позволяющая развиваться малому бизнесу в сельском хозяйстве.

Это защита собственности, низкие барьеры для выполнения государственных требований, доступ к субсидиям, хорошие дороги, низкие тарифы, налаженные каналы взаимодействия с крупным бизнесом. Именно от малого бизнеса в первую очередь зависит устойчивость сельского развития.

Главы этого бизнеса живут в селе в отличие от глав крупных агрохолдингов. Для первых это жизнь, для вторых — просто бизнес, — резюмирует Наталья Шагайда.

Источник: https://www.zol.ru/n/30621

Проблемы неиспользования сельскохозяйственных земель будут решать изъятием и штрафом

Невостребованные земли сельхозназначения
Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения

Земли сельскохозяйственного назначения занимают особое место в структуре земельного фонда.

В соответствии со статьей 47 Земельного кодекса такими признаются земли, предназначенные для нужд сельского хозяйства. В числе их главных характеристик – качество почвы. Но значительные площади таких земель не используются для сельскохозяйственного производства. Одна из причин неиспользования земель по назначению – они находятся в частной собственности.

Признаки неиспользования земель сельскохозяйственного назначения

Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 N 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах РФ» гласит о том, что в число нарушений при эксплуатации земельных участков входят следующие признаки неиспользования земель:

  • на пашне не производятся работы по возделыванию с/х культур и обработке почвы;
  • на сенокосах не производится сенокошение;
  • на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30 процентов площади земельного участка;
  • на пастбищах не производится выпас скота;
  • на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений;
  • залесенность, закустаренность составляет на пашне свыше 15 процентов площади земельного участка;
  • залесенность, закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30 процентов;
  • закочкаренность, заболачивание составляет свыше 20 процентов площади земельного участка.

Причины, потребовавшие наведения порядка с землей сельскохозяйственного назначения

Во время приватизации земельные наделы совхозов и колхозов скупали инициативные люди. С тех пор они используются в качестве долгосрочного вклада.

При этом затраты на такие участки были минимальны, так как размер земельного налога – 0,3% от кадастровой стоимости земельного участка.

Но кадастровая стоимость меняется каждые 3 года, последний раз стоимость участков повысили более чем в 40 раз в некоторых областях, налоги резко возросли. Узнайте подробности о том, как выполняют переоценку земли для снижения налогов.

Неиспользуемые в сельскохозяйственном производстве земли зарастают сорной травой, кустарниками и даже деревьями. По кадастровой стоимости продавать их часто нецелесообразно. Брать в аренду такие участки невыгодно, поскольку арендатор становится полностью зависимым от собственника.

Федеральный закон № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» предусматривает возможность принудительного изъятия у собственника в судебном порядке участка, не используемого по назначению в течение трех и более лет.

Сейчас существует спрос на землю для индивидуальной застройки (ИЖС). Его, в большинстве случаев, можно удовлетворить только за счет перевода сельскохозяйственных земель в земли населенных пунктов.

Одно из условий этого – включение участка в границы населенного пункта при утверждении или изменении генерального плана.

В результате большие площади земель сельскохозяйственного назначения выбывают из оборота. Это отрицательно сказывается на развитии сельского хозяйства.

Ситуацию с длительным неиспользованием земель хотят в корне менять

В июле 2016 года Госдумой был принят Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия земельных участков и земель сельхозназначения при их неиспользовании по целевому назначению или использованию с нарушением законодательства России».

Этот документ сократил до одного года срок освоения земель и предоставил надзорному органу осуществлять проверку без участия представителя юридического лица или предпринимателя. В своем послании Федеральному собранию РФ президент Владимир Путин дал понять, что ситуацию с длительным неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения надо в корне менять.

Работу по изъятию неиспользуемых земель у нерадивых хозяев было предложено вести активнее. Правительство, основываясь на предложениях Россельхознадзора, подготовило проект закона о внесении изменения в законодательные акты, введенные в действие в 2015 году.

Штраф за неиспользование сельскохозяйственных земель

В числе мер – увеличении штрафа за невыполнение установленных требований земельного законодательства РФ. Размер штрафа за неиспользование земли сельхозназначения изменен. Для физических лиц размер штрафа увеличен с тысячи до 2 тысяч рублей, для юридических – 40 тысяч до 400 тысяч рублей.

К тому же меру административной ответственности за неиспользование участка земли сельскохозяйственного назначения увязали с площадью участка и его освоенностью.

Следует напомнить, что в апреле 2015 года кадастровая стоимость была увеличена более чем в 3 раза (данные разнятся по регионам). К примеру, в Курганской области сейчас стоимость гектара составляет от 37 до 45 тысяч рублей.

В среднем по стране налог с гектара может составлять 111 – 500 рублей в год в зависимости от региона.

В настоящее время для земель сельскохозяйственного назначения срок освоения сокращен до одного года. Более того, этот срок освоения входит в трехлетний период, по истечении которого в случае дальнейшего неиспользования земельного участка он будет изыматься в принудительном порядке.

Еще одно основание для принудительного изъятия участка земли – его неиспользование в течение 3-х и более лет.

Участок можно изъять в том случае, если он используется так, что происходит снижение плодородия земли или окружающей среде причиняется вред.

Одно из условий для изъятия участка в судебном порядке – неисполнение предписания, которое выдано надзорным органом и предусматривающее устранение нарушений в течение года.

Новый закон позволит навести порядок с земельными долями

В 2019 году вступил в силу новый порядок изъятия земельных участков. Он также требует наличия оснований и соблюдения соответствующих процедур. Это предусмотрено в законе «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения».

Новый документ позволяет государству навести порядок с земельными долями, в том числе, с невостребованными, которые были розданы колхозникам и работникам совхозов. В собственность муниципалитетов перейдут неоформленные и невостребованные доли.

Важно знать: Как оформить выдел и межевание доли земельного участка из общей долевой собственности.

В настоящее время, как следует из данных Комитета Госдумы по аграрным вопросам, остаются юридически не оформленными 80% земель сельскохозяйственного назначения. В эту категорию входят земли дачников и огородников, организаций и дольщиков. Государственную регистрацию собственных долей осуществили собственники долей только на 18 миллионов гектаров из 115 миллионов.

проблема легитимности использования сельскохозяйственной земли у организаций. У них оформлены лишь 3,5 миллиона гектаров. Все остальное – это доли, используемые на правах аренды с госрегистрацией договоров и без нее, на правах представительства без документов, оформленных на землю. То есть, фактически речь идет о самозахвате невостребованных земельных долей.

Новый законодательный акт, как уверены эксперты, позволит восполнить пробелы, существующие в законодательстве. Тем самым будет обеспечена возможность провести госрегистрацию прав 9-и миллионов земельных долей, а также сформировать участки на 95 миллионах гектаров. При этом, если собственники долей не будут сами приводить все в порядок, этим займутся муниципалитеты.

Получив дополнительные полномочия, местная власть стала заинтересованной стороной. Через непродолжительное время после принятия закона на сайтах муниципалитетов появились обращения к гражданам и организациям по поводу нового порядка.

В Комитете Госдумы по аграрным вопросам пришли к мнению, что в собственности муниципалитетов могут перейти земельные доли общей площадью почти 22 миллионов гектаров.

В случае их продажи по цене в 15% кадастровой стоимости (это максимальная, установленная законом цена) в местные бюджеты поступят 55 миллиардов рублей.

Участок можно изъять лишь на основании решения суда

Существует несколько оснований для изъятия земель сельскохозяйственного назначения. Такая процедура применяется тогда, когда участок используется с нарушением земельного законодательства, в результате чего снижается плодородие или ухудшается экологическое состояние.

Правда, конкретные критерии правительством пока не определены. Изъять участок можно и в том случае, если он не используется в течение трех лет подряд со времени возникновения на него собственности.

Такой же срок предусмотрен и на случай, если участок используется не по назначению.

Интересно: Как получить землю под фермерское хозяйство? Получение земли сельхозназначения поэтапно.

Однако закон обеспечивает возможность собственнику устранить выявленные нарушения. Тем самым он может сохранить участок за собой. Но если нарушения не будут устранены, начнется процесс изъятия. В таком случае органы исполнительной власти субъектов РФ должны обращаться в суд по поводу изъятия участка и его продажи с публичных торгов.

Закон предусматривает, что реализация земельного участка, который изъят путем наказания в принудительном порядке, должна осуществляться в течение шести месяцев со дня вступления в силу решения суда.

Проводится она только с публичных торгов и в соответствии с правилами, определенными Гражданским кодексом РФ.

Если торги будут признаны недействительными, участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене торгов.

Источник: https://promdevelop.ru/problemy-neispolzovaniya-selskohozyajstvennyh-zemel-budut-reshat-izyatiem-i-shtrafom/

Изъятие заброшенных участков вернет в сельхозоборот 4,8 млн га – нюансы процедуры

Невостребованные земли сельхозназначения

Упрощение правил отъема неиспользуемых сельхозземель позволит Минсельхозу РФ выполнить поручение Президента РФ о наращивании экспорта аграрной продукции, а бывшему владельцу участка выплатят сумму, полученную от продажи изъятой на торгах земли

До 2024 года Минсельхоз планирует ввести в оборот 4,8 млн га земель сельхозназначения. Это произойдет в том числе за счет отъема участков, которые находятся в собственности предпринимателей, но простаивают более трех лет, сообщили «Известиям» в ведомстве. Подробности рассказывает Виталий Воловатов в своем материале на портале iz.ru.

Ранее министерство подготовило проект изменений в ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения», который позволяет Россельхознадзору не откладывать обращение в суд по поводу изъятия неиспользуемого участка.

Эксперты отмечают, что в стране много простаивающих земель, которые можно снова ввести в оборот, но необходимо проработать четкий механизм арбитража, иначе может появиться мощная коррупционная схема.

Как собака на сене

Основная проблема сегодня заключается в том, что ряд коммерсантов, которые в перестроечное время выкупили участки по бросовым ценам, используют их как пассивный актив и не ведут хозяйственной деятельности. Чаще всего они просто ждут, пока земля подорожает, чтобы затем перепродать ее, пояснил «Известиям» академик-секретарь отделения сельскохозяйственных наук РАН Юрий Лачуга.

 – Стратегия развития зернового комплекса России подразумевает выход на производство 140–160 млн т зерна в год. Этого можно добиться как повышением урожайности, так и вводом в оборот брошенных земель.

Но для этого надо упростить вопросы изъятия участков, которые десятки лет не используются, — подчеркнул он. — После 1990-х годов, когда был спад в промышленности и сельском хозяйстве, мы потеряли порядка 40 млн га пашни.

Сегодня использовать их уже невозможно — сказались 25 лет запустения. Однако есть участки, которые еще можно вернуть в оборот, — отметил эксперт.

Процедура отъема неиспользуемых сельхозземель у собственника давно нуждалась в упрощении, заключил собеседник «Известий».

Кроме того, введение новых посевных площадей поможет увеличить объемы сельхозпродукции как для внутреннего рынка, так и внешнего.

Что будет особенно актуально в свете поручения, данного президентом аграриям: к 2024 году нарастить экспорт отечественной продукции до $45 млрд.

Три года не ждут

В Минсельхозе рассчитывают, что в ближайшие пять лет в оборот удастся вернуть 4,8 млн га земель сельхозназначения. В том числе и за счет изменения процедуры изъятия неиспользуемой земли у собственника и дальнейшей ее реализации.

«Законопроект позволит сократить сроки изъятия земельных участков, неиспользуемых по целевому назначению, за счет исключения необходимости органами Россельхознадзора подтверждать факт неиспользования таких земельных участков в течение трех лет с момента выявления такого факта», — говорится в поправках в федеральный закон.

Исключение составят лишь те случаи, когда собственник земли изменился до того, как проверка установила факт неиспользования участка. Тогда у нового владельца остается год на его освоение.

В Минсельхозе подчеркнули, что, согласно действующей редакции закона, Россельхознадзор при выявлении неиспользуемых участков обязан последующие три года подтверждать, что земля все еще не используется — и лишь потом материалы можно передать в суд и потребовать изъятия земли.

 – Предлагаемый механизм позволит сократить на три года срок вовлечения в сельскохозяйственный оборот заброшенных земельных участков, которые в течение длительного периода неиспользования заросли древесно-кустарниковой растительностью, — заявили «Известиям» в пресс-службе министерства.

Критерии, по которым можно будет определить, использовалась земля или нет, должно утвердить правительство. Бывшему собственнику участка выплатят сумму, полученную от продажи изъятой земли на торгах.

Также в Минсельхозе подчеркнули, что эта норма не относится к садовым, огородным участкам, землям, предназначенным для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства, а также к участкам, на которых расположены объекты недвижимости.

То есть закон не затронет простых дачников.

Однако стоимость участка может оказаться значительно ниже рыночной.

Если он пришел в негодность и для его использования нужно срубить деревья, убрать кочки, осушить болото и так далее, то снизить его цену за счет этих работ можно будет до 85% от изначальной.

Также если земля не была продана на повторных открытых торгах, то фермер, владеющий соседним участком, может купить ее со скидкой в 10% от суммы, заявленной на вторые торги.

Сегодня площадь сельскохозяйственных земель в России составляет 385 млн га, из них порядка 12% не используется, сообщили «Известиям» в пресс-службе Россельхознадзора.

Только за последние три года выявлено более 2,3 млн га брошенных участков. При этом за тот же срок удалось вернуть в оборот лишь 748,6 тыс.

га, то есть только треть от выявленных объемов и чуть более 1,5% от общей площади неиспользуемых земель.

«Страховочный пояс»

Сами аграрии также признают необходимость отъема участков у тех, кто рассчитывал просто перепродать их, дождавшись лучшей цены. Однако к идее ускоренного изъятия земли относятся настороженно. Хотя сама идея полезная, в этом вопросе необходим некий «страховочный пояс» для фермеров, считает вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут.

 – Есть опасность, что процедура станет очень субъективной. А в сельском хозяйстве использование земли не всегда очевидно: если там не колосится рожь, вовсе не обязательно, что участок заброшен.

Земля может отдыхать, например, или участок готовится под масштабный инвестпроект. Например, если я заложил землю, а на полученные под нее деньги готовлюсь создавать там сельскохозяйственное производство или обустраивать инфраструктуру — дороги, электричество.

Пока идет вся подготовка, земля может выглядеть заброшенной, — пояснил эксперт.

Помимо простого недопонимания или неверной оценки ситуации здесь возможны и откровенно коррупционные схемы, уверен Александр Корбут. Например, если недобросовестный предприниматель решит «подсидеть» своего ближайшего конкурента и соседа по полю.

Вопрос цены

Еще одна проблема возвращения сельхозземель в оборот — зарастание участков сорняками, кустарниками и деревьями или образования на их месте болот.

Чтобы снова можно было сеять полезные культуры на такой земле, необходимы серьезные подготовительные работы по мелиорации и расчистке участка. А это дело затратное.

Поэтому возможность снижения цены участка на величину до 85% от изначальной — хорошее подспорье, однако эта «скидка» не должна быть фиксированной для всей страны, считает Юрий Лачуга.

 – Стоимость гектара земли везде разная. В Краснодарском крае гораздо проще расчистить участок, чем под Омском.

А часто земля бывает в таком состоянии, что стоимость мелиоративных и других необходимых работ почти равна кадастровой стоимости участка.

Поэтому в любом случае инициатива Минсельхоза должна представлять собой рамки, внутри которых регионы могли бы устанавливать собственный размер «скидки» в зависимости от местных условий, — подчеркнул академик.

Что же касается возможности фермера приобрести соседний участок, невостребованный после второго тура торгов, на 10% дешевле заявленной стоимости, такое предложение вряд ли будет интересно землевладельцам, отмечает Александр Корбут.

– Если участок не оказался востребованным на двух турах торгов — значит он просто никому не нужен по запрашиваемой стоимости, и 10% роли тут не сыграют, не такая это большая сумма, — сказал вице-президент Российского зернового союза.

По его словам, более актуальным решением было бы предложить аграрию, чей участок находится по соседству с предлагаемой землей, взять ее в аренду на 10 лет с правом выкупа. И заключить договор таким образом, чтобы в течение этого срока участок нельзя было забрать. В этом случае у землевладельца появится стимул расширяться, осваивать землю и развивать инфраструктуру.

(Источник: iz.ru. Виталий Воловатов).

Источник: https://www.AgroXXI.ru/stati/izjatie-zabroshennyh-uchastkov-vernet-v-selhozoborot-4-8-mln-ga-nyuansy-procedury.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.