Невостребованные земельные доли оформление в муниципальную собственность

Как оформить муниципальную землю в собственность в 2020 году

Невостребованные земельные доли оформление в муниципальную собственность

Время чтения 5 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Оформление невостребованных земель в муниципальную собственность происходит при неиспользовании земельных наделов их законными владельцами. В таком случае местные власти вправе перевести такие земли в муниципальные владения на основании судебного решения.

Понятие невостребованных земель

К невостребованным землям можно отнести только доли земельного надела сельскохозяйственного назначения. Сельскохозяйственные наделы часто не разделены на отдельные участки и находятся во владении группы граждан, каждый из которых имеет право распоряжения определённой долей.

Согласно положениям п.п. 1,2 ст. 12.1 Закона № 101, к невостребованным землям можно отнести доли сельскохозяйственных участков при наличии следующих оснований:

  • Земли не были использованы по назначению в течение 3-х лет;
  • Земли не были переданы в аренду третьим лицам в течение 3-х лет;
  • Земли являются выморочным имуществом;
  • О собственниках земель отсутствуют сведения в едином реестре недвижимости.

Выморочным имуществом называются участки, собственники которых умерли и не оставили законных наследников или завещания, или данные наследники отказались принять наследство.

Процедура оформления

Порядок оформления земли в муниципальную собственность осуществляется следующим образом:

  1. Исполнительные органы власти составляют список владельцев долей, которые могут считаться невостребованными;
  2. Список вывешивается по адресу нахождения общего земельного надела и на сайте городской администрации;
  3. Через 90 дней после опубликования списков созывается собрание владельцев долей сельскохозяйственного надела, чтобы решить судьбу невостребованных земель;
  4. На собрании принимается решение об использовании невостребованных долей;
  5. Если в течение 30-ти дней после созыва собрания, но не позднее, чем через 4 месяца после вывешивания списков, владельцы неиспользуемых долей не объявляются, городские власти признают такие доли невостребованными;
  6. Городские органы власти обращаются в суд с требованием перевести невостребованные доли в муниципальную собственность.

Список неиспользуемых земель составляется по основаниям, приведённым выше. Во время ожидания созыва собрания (90 дней) владельцы неиспользуемых земель могут обратиться с письменным заявлением о желании продолжить хозяйствование на своих долях.

Согласно п. 6 ст. 12.1 Закона № 101, обращение владельцев долей с заявлением может стать основанием для исключения таких долей из списка невостребованных земель.

Собрание дольщиков инициируется земельным департаментом местного муниципалитета путём подачи извещения через средства массовой информации, включённые в региональный список СМИ для официальных объявлений.

На собрании избирается председатель, после чего происходит зачтение списка невостребованных долей, составленного администрацией города. Если на собрании присутствуют собственники долей, которые могут быть признаны неиспользуемыми, такие собственники могут подать председателю собрания письменное заявление о желании оставить доли во владении.

Вместе с заявлением владельцы должны предъявить следующие документы:

Как правило, присутствия владельцев невостребованных долей на собрании достаточно, чтобы принадлежащие им доли были исключены из списка невостребованных земель, за исключением случаев, когда участки были использованы с нарушениями правил природопользования, приводящими к обеднению почвы.

После рассмотрения заявлений собрание дольщиков принимает одно из следующих решений:

  1. Признать все земли из списка востребованными;
  2. Утвердить список неиспользуемых долей;
  3. Утвердить список неиспользуемых долей частично.

Решение принимается простым большинством . В первом и во втором случае копия протокола собрания направляется в земельный департамент местной администрации, который инициирует обращение в судебные органы.

Суд признаёт невостребованные земли муниципальной собственностью по итогам рассмотрения протокола собрания дольщиков и заявлений собственников невостребованных земель.

Участвовать в судебных прениях или оспорить принятое решение суда могут не только собственники долей, но и их наследники по закону или по завещанию.

Как предотвратить признание доли невостребованной?

Владельцы неиспользуемых долей, как и их наследники, могут предотвратить изъятие своих земель на нужды муниципалитета, обратившись с заявлением:

  • В земельный департамент местного самоуправления;
  • К общему собранию дольщиков.

Заявление должно быть составлено на бумаге формата А4 и начинаться с наименования места обращения в верхнем правом углу титульного листа. Далее посередине листа пишется слово «Заявление», ниже следует информация об использовании земель с доказательствами такого использования. К доказательствам могут относиться:

  • Свидетельства соседних землепользователей;
  • Копия арендного соглашения;
  • Свидетельство о наследственном праве;
  • Квитанции об оплате земельного налога (или иных обязательных платежей) в течение последних трёх лет.

Свидетельство о наследственном праве могут подавать объявившиеся наследники выморочного имущества. В качестве доказательства родства им необходимо взять справки из органов ЗАГС.

Если у заявителя имеются свидетели в том, что он появлялся регулярно на используемом участке в течение последних трёх лет и осуществлял на нём хозяйственную деятельность, то показания данных свидетелей необходимо оформить в виде отдельного документа, который прикладывается к заявлению. При доведении дела до суда свидетелей необходимо пригласить на слушание.

Когда судебное решение о признании невостребованной земли принято, собственник доли участка из списка может оспорить решение в областном или верховном суде, если он не смог убедить суд в ответственном хозяйствовании на участке или не мог присутствовать на заседании по уважительным причинам.

Итак, невостребованные собственниками земельные участки могут быть переданы в муниципальную собственность, если после объявления списков таких земель их владельцы не обратятся с письменным заявлением в администрацию или к собранию дольщиков. Решение собрания или постановление местных властей можно оспорить в судебном порядке.

Источник: https://law03.ru/land/article/kak-oformit-municipalnuyu-zemlyu-v-sobstvennost

Невостребованные земельные доли

Невостребованные земельные доли оформление в муниципальную собственность

Невостребованные земельные доли

В наше время очень много земель граждан остались невостребованными, а следовательно, эти земли не могут использоваться надлежащим образом.

В этой связи важной задачей муниципальных органов власти является работа по надлежащему оформлению прав собственности муниципального образования на земельные участки, образованные в счет невостребованных земельных долей и дальнейшая передача земельного участка в пользу эффективного собственника.

Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2010 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» с 01 июля 2011 года предоставлено право органам местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, обращаться в суд с требованиями о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные невостребованными.

Какие земельные участки считаются невостребованными?

Федеральный закон от 01.01.01 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» дает однозначный и понятный порядок признания доли невостребованной – ст. 12.1.

Первый признак. Невостребованной может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд (за исключением земельных долей, права на которые зарегистрированы).

Второй признак. Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу федерального закона № 000 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий.

Считается невостребованной земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию.

Или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства, и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.

Что делать?

Орган местного самоуправления поселения или городского округа по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц, при их наличии, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. В общем и целом принципиально важно понимать, что при оформлении невостребованных земельных долей составляется два списка – в зависимости от оснований, по которым земельные доли могут быть признаны невостребованными.

В целях составления таких списков орган местного самоуправления получает сведения о гражданах, наделенных земельными долями, которые могут быть получены путем направления соответствующего запроса:

–  в государственный фонд данных Управления Росреестра по Республике
Карелия, полученных в результате проведения землеустройства;

–  в районный архив в виде копии решения органа местного самоуправления
о бесплатной передаче таких земель в общую долевую собственность граждан;

–  в государственном кадастре недвижимости, в виде кадастровой выписки
на земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, содержащей, в том числе информацию о правообладателях данного земельного участка.

Орган местного самоуправления исключает из списка граждан, которые распорядились, принадлежащими им земельными долями. Такую информацию можно получить:

–  в Управлении Росреестра по Республике Карелия, запросив выписку из
ЕГРП на земельный участок, о переходе прав на земельный участок;

–  в сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок.

Орган местного самоуправления составляет окончательный список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными.

Этот список невостребованных земельных долей должен быть опубликован в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации – газета «Карелия» (Закон Республики Карелия от 01.01.

01 ода «О некоторых вопросах оборота земель сельскохозяйственного назначения на территории Республики Карелия»). А также размещен на официальном сайте в сети Интернет (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности.

Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования.

После обнародования списка невостребованных земельных долей, орган местного самоуправления созывает общее собрание собственников земельного участка, в границах которого определяются невостребованные земельные доли, для утверждения этого списка.

В случае если в течение четырех месяцев со дня официального опубликования списка земельных долей, которые могут быть признаны невостребованными, общим собранием собственников земельных долей не будет принято решение об утверждении списка, орган местного самоуправления утверждает этот список самостоятельно.

Примечательно, что законодатель не определяет, по каким причинам общим собранием не принято решение об утверждение списка: в силу отсутствия кворума или просто собранием не принято решение.

С момента утверждения, земельные доли, указанные в нем признаются невостребованными.

После признания земельных долей невостребованными, орган местного самоуправления вправе обратиться в суд с требованием о признании права собственности на невостребованные земельные доли в порядке гражданского судопроизводства.

Вступившее в законную силу решение суда о признании права собственности органа местного самоуправления на невостребованные земельные доли, является основанием для государственной регистрации. И не забываем что в соответствии со ст. 8 Гражданского кодекса РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента такой регистрации.

Порядок распоряжения невостребованными земельными долями после возникновения права муниципальной собственности.

После государственной регистрации права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, орган местного самоуправления обязан в течение месяца опубликовать извещение о возможности приобретения в собственность земельных долей по цене 15% от кадастровой стоимости.

Обратите внимание, федеральный законодатель в императивной форме установил стоимость земельной доли, не дав возможность субъектам РФ определять ее самостоятельно в рамках установленного максимуму или минимума. Итак, цена покупки невостребованных земельных долей составляет 15% от кадастровой стоимости.

Извещение о возможности приобрести невостребованные земельные доли должно быть опубликовано в СМИ, определенных субъектом РФ как официальный источник информации и размещено на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» (если есть), а также на информационных щитах на территории муниципального образования по местоположению земельного участка.

Преимущественным правом покупки невостребованных земельных долей, перешедших в собственность органа местного самоуправления на основании решения суда, по цене 15% кадастровой собственности обладают организации или крестьянские (фермерские) хозяйства, использующие земельный участок, находящийся в долевой собственности в течение 6 месяцев со дня возникновения у органа местного самоуправления права собственности на земельные доли.

Если в течение установленного срока договор купли-продажи земельных долей не будет заключен, орган местного самоуправления обязан в течение года выделить земельный участок в счет собственных земельных долей с соблюдением принципа минимальных размеров земельных участков.

После выдела земельного участка в счет земельных долей, к продаже может быть предложен только земельный участок, но, уже на совершенно иных условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 01.01.01 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

При этом не следует также забывать, что работа по регистрации права муниципальной на земельные доли, признанные невостребованными – это не только привлечение средств в бюджет (в результате их последующей продажи или передачи в аренду), но и в первую очередь борьба со скупщиками земельных долей, первоочередная задача которых получить контроль над земельными участками, а также вывести их из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Для сведения: в результате ранее проведенных работ Государственным комитетом Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению для государственных нужд, в соответствии с ранее действующей процедурой, в собственность Республики Карелия зарегистрирован земельный участок с кадастровым номером, расположенный в Кондопожском районе общей площадью 1039,7 га, сформированный из земель сельскохозяйственного назначения в счет невостребованных земельных долей членов бывшего АОЗТ «Кончезерское». В настоящее время по заявлениям заинтересованных лиц отдельные контуры из состава этого многоконтурного земельного участка площадью 101 га и 71 га формируются как отдельные объекты недвижимости, подлежащие передаче по сделке, путем проведения аукциона.

Источник: https://pandia.ru/text/78/466/52098.php

» Правовое регулирование оформления невостребованных земельных долей в муниципальную собственность | Фин Эксперт Групп

Невостребованные земельные доли оформление в муниципальную собственность

Правовая конструкция «невостребованные земельные доли» существует около двадцати пяти лет, прошедших с момента начала проведения земельной реформы, на протяжении которых государство стремится выработать механизм по передаче сельскохозяйственных земель эффективному землепользователю.

Тем не менее, среди основных направлений государственной политики по управлению земельным фондом отсутствуют положения, связанные с наиболее результативным переходом неиспользованных земельных долей в муниципальную собственность. Вместе с тем, неиспользованные земельные доли остаются одним из элементов оборота земельных долей.

Об этом свидетельствуют статистические данные.

По данным Министерства сельского хозяйства общая площадь земельных долей, включенных в списки невостребованных земельных долей составляет 16 799, 349 тыс. га1, а общая площадь земельных долей, признанных по решению суда муниципальной собственностью – 4 415, 269 тыс.

га. В Саратовской области общая площадь земельных долей составила 376, 024 тыс. га, при этом по решению суда лишь 40, 848 тыс. га признаны муниципальной собственностью. Это не вписывается ни в какие логические и правовые рамки.

Причин, по которым оформление невостребованных земельных долей в собственность муниципальных образований производится недостаточно активно, может быть несколько.

Необходимо констатировать, что сельские поселения не имеют достаточных кадровых и финансовых ресурсов для проведения работ с невостребованными долями.

В некоторых сельских поселениях эти работы могут осуществлять крупные сельскохозяйственные организации, работающие на территории этих сельских поселений, с использованием собственного коммерческого потенциала. Однако, по объективным причинам, данная практика не может быть распространена повсеместно.

Поскольку от развития данной сферы реальной экономики зависит благосостояние всего Российского государства, необходимо разработать государственную стратегию, целью которой станет повышение эффективности управления землями сельскохозяйственного назначения посредством реализации комплекса правовых и экономических мер по оформлению невостребованных земельных долей в собственность муниципальных образований. Наиболее целесообразно, утвердить индивидуально- определенную программу на региональном уровне в зависимости от особенностей субъекта. Однако основные положения, на наш взгляд, должны иметь схожее содержание по общим вопросам. Задачи региональной Программы должны заключаться в создании нормативной и методической базы; рациональном использовании сельскохозяйственных

земель; в создании земельного фонда областного и муниципального уровня. Для удовлетворения поставленных задач необходимо обеспечить проведение работ про инвентаризации земель сельскохозяйственного назначения.

На основе данных, полученных в результате инвентаризации, необходимо обеспечить выполнение процедур по оформлению прав собственности на земельные доли муниципальным образованием, а затем реализации земельных участков наиболее эффективным землепользователям, как это установлено, например, в Ставропольском крае 1 .

Помимо этого, необходимо осуществить следующие мероприятия: 1. Предоставление дополнительных субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации. 2.

Сельским сельхозтоваропроизводителям, крестьянским (фермерским) хозяйствам предоставить субсидии на проведение кадастровых работ при оформлении в собственность земельных участков. 3.

Проведение образовательных программ для должностных лиц муниципальных образований по вопросам оформления прав на невостребованные земельные доли, ввода в законный оборот земель. 4. Проведение работ по мониторингу сельскохозяйственных земель, создание графических материалов, формирование базы данных для муниципальных образований. 5. Проведение профилактических бесед с собственниками земель сельскохозяйственного назначения по вопросам ответственности за их неиспользование.

В ходе указанных встреч могут быть сформированы списки собственников, готовых передать землю в аренду. 6. Проведение плановых мероприятий с целью профилактики нарушений земельного законодательства. Однако проведения данных мер будет недостаточно, поскольку проблему нужно решать и на правотворческом уровне, путем внесения поправок в действующее законодательство.

Федеральный закон от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»2 (далее – Закон об обороте) закрепил два основания для признания земельной доли невостребованной: 1) основание нераспоряжения( не сдача в аренду) гражданином земельной долей в течение трех и более лет подряд.

2) если собственник земельной доли умер, отсутствуют наследники, как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников по ряду причин не вступил в права наследства.

Однако земельная доля может принадлежать также и юридическому лицу, а из смысла статьи следует, что земельные доли, находящиеся в собственности юридических лиц не могут быть отнесены к невостребованным земельным долям, что требует внесения корректировок относительно данного вопроса.

Представляется, что, срок, по истечении которого земельный участок может быть изъят у собственника, может быть сокращен до двух лет, поскольку это позволит упростить процедуру изъятия земельных долей, неиспользуемых по целевому назначению.

Не понятны также и критерии, по которым законодатель из числа всевозможных сделок выделил именно аренду. В целях обеспечения принципа законодательной экономии, необходимо не конкретизировать действия потенциального собственника.

Если обращаться к вопросу о признаках невостребованности земельной доли, то их перечень утверждается Правительством РФ3.

Однако они обеспечивают лишь техническое подтверждение неиспользования земельного участка, поэтому доказательную базу необходимо дополнить констатацией наличия оборудования, рабочей силы, технической документации, документально подтвержденных сделок по купле-продаже сельскохозяйственной продукции и т.д.

Помимо этого, нет необходимости использовать в п.2 ст.12.1 Закона об обороте столь громоздкую конструкцию, поскольку положения ст.1151 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) распространяются также и на невостребованные земельные доли.

В связи с этим такие земельные доли должны приобретаться муниципальным образованием в порядке части III ГК РФ, как выморочное имущество.

При наличии указанных оснований орган местного самоуправления (далее – ОМС) составляет список лиц, доли которых могут быть признаны невостребованными, причем даже «при наличии» таких лиц.

То есть ОМС может попытаться «забрать» долю гражданина в его присутствии1, злоупотребить правом. ОМС обязан опубликовать список невостребованных земельных долей в СМИ не менее чем за три месяца до созыва общего собрания.

В целях эффективности реализации государственной политики в этой сфере необходимо сократить срок до двух-четырех недель, в зависимости от площади муниципального образования и гектаров невостребованных земельных долей. Возможно также объединить в п.4 положения, отраженные в п.5 ст. 12.1 Закона об обороте, поскольку они имеют схожую правовую природу и, по сути, дополняют друг друга.

В случае, если лица считают, что принадлежащие им доли необоснованно включены в список, они могут возразить в письменной форме в ОМС и заявить об этом на собрании».

Если общим собранием участников долевой собственности в течение четырех месяцев со дня опубликования списка не принято решение, ОМС вправе утвердить такой список самостоятельно. Необходимо уменьшить срок принятия решения общим собранием до одного месяца.

Данная норма позволит в дальнейшем наиболее оперативно проводить мероприятия по признанию права собственности на невостребованные земельные доли муниципальным образованием.

Необходимо отметить, что в ходе парламентских слушаний «О концепции развития земельного законодательства РФ» стало известно, что Министерство сельского хозяйства РФ подготавливает проект закона, который упростит порядок признания права собственности на невостребованные земельные доли. Насколько нововведения в действительности решат проблему – покажет время.

Лёвочкина Дарья Александровна , Королёв Станислав Юрьевич

Источник: http://www.finexg.ru/pravovoe-regulirovanie-oformleniya-nevostrebovannyx-zemelnyx-dolej-v-municipalnuyu-sobstvennost/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.