Невостребованные паи земель ксп с х назначения

Содержание

Как оформить в собственность земельный пай сельхозназначения

Невостребованные паи земель ксп с х назначения

При использовании сельскохозяйственных земель может возникнуть необходимость оформить на такие земли права собственности – для продажи, разделения на отдельные наделы земли и т.д. В ряде случаев для оформления прав необходимо сначала выделить участок из общей собственности и уточнить его границы.

Понятие сельскохозяйственных земельных участков

К сельскохозяйственным землям принято относить участки, которые предназначаются для занятия сельским хозяйством и находящиеся при этом за чертой городских поселений, согласно п. 1 ст. 77 ЗК РФ.

Сельскохозяйственные участки могут быть предназначены как для целей:

  • Индивидуального хозяйствования;
  • Садоводства, огородничества;
  • Производства сельскохозяйственной продукции;
  • Выпаса скота и сенокошения.

Земельный пай – это доля сельскохозяйственного земельного участка, принадлежащая одному физическому или юридическому лицу.

Выдача земельных паёв проводился после распада СССР с целью приватизации земель колхозов их бывшими работниками. Земельный пай не имеет натурального выражения в виде границ, он даёт право на обладание указанной в документе о наличии пая доли на землю в праве общей собственности.

Земельный участок, находящийся в общей долевой собственности нескольких пайщиков, управляется общим собранием таких пайщиков.

Законодательное регулирование

Если участок для сельского хозяйства находится в собственности государственных органов власти, то оформление прав на такой участок осуществляется в рамках приватизации и регулируется:

  • Ст. 39.5 Земельного кодекса;
  • Ст. 3 закона № 137 «О введении в действие ЗК».

Оформление прав на собственности на земельный пай, находящийся в составе сельскохозяйственного земельного участка, регулируется положениями ст. 13 и ст. 13.1 закона № 101 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Процедура оформления

Способ получения сельскохозяйственного земельного участка в собственность зависит от вида права, на основании которого землепользователь претендует на участок. К таким правам могут относиться:

  • Право на пай, находящийся в составе надела общей собственности;
  • Право бессрочного пользования или пожизненного владения государственным участком.

Для перехода прав на участок из государственной собственности в частную необходимо написать заявление земельному собственнику (местному органу исполнительной власти) о предварительном согласовании приватизации, а при наличии земельного пая необходимо подать объявление в СМИ о желании выделить надел из общей собственности в натуре.

Предварительный этап

После предварительного согласования предоставления или публикации объявления о выделе в СМИ землепользователю необходимо организовать геодезические работы по определению границ сельскохозяйственного надела.

Геодезические работы осуществляются кадастровыми инженерами, состоящими в федеральном реестре кадастровых работников, или межевыми компаниями, организующими работу таких инженеров.

Работы проводятся непосредственно на участке и включают в себя:

  • Топографическую съёмку территории;
  • Измерительные работы;
  • Определение координат граничных точек;
  • Оценка состояния почвы.

Согласно п. 6 ст. 13.1 ФЗ № 101, проект плана утверждается не ранее, чем через 30 дней после ознакомления с ним всех заинтересованных лиц (соседей, будущего собственника и других пайщиков участка).

Если все участники общей долевой собственности намерены выделить свои доли и получить права собственности на отдельные участки земли, то они утверждают на общем собрании проект межевания общего участка и определяют границы будущих наделов.

Решения общего собрания оформляется в протокол, к которому прилагается проект межевания, в соответствии с которым происходит образование отдельных участков, и дополнительное согласование границ с участием кадастрового инженера в таком случае не требуется (п. 3 ст. 13 ФЗ № 101).

Необходимые документы

Для оформления в собственность земельного пая потребуются следующие документы:

Документ о праве на земельный пай является основанием, по которому пайщик может выделить свой участок в натуре, а указанная в данном документе доля участка позволяет кадастровому работнику вычислить площадь образуемого участка и определить его границы.

Право на пай выдаётся при разделе коллективных участков каждому пайщику бесплатно или может приобретаться на рынке ценных бумаг как земельный капитал, его стоимость зависит от категории земли и её кадастровой ценности.

Межевой план необходим для оформления кадастрового паспорта участка, его изготавливает кадастровый специалист на основе проведённых измерений, стоимость его изготовления зависит от площади участка и его доступности для измерений и может составлять до 15000 рублей для участков площадью не более 1 Га. Изготовление межевого плана составляет 1-3 недели.

Справка из правового реестра необходима для того, чтобы исключить возможные притязания на образуемый надел со стороны третьих лиц и убедиться в том, что на землю не наложен арест. Заказать такую справку можно в многофункциональном центре или в разделе сайта Росреестра.

При предоставлении земли из муниципальной собственности необходимо писать заявление по стандартной форме.

В заявлении необходимо указать:

  • ФИО и адрес заявителя;
  • Адрес расположения участка;
  • Кадастровый номер участка;
  • Категорию земли и вид использования участка.

Текст начинается с указания органа подачи бумаги с указанием ФИО и должности принимающего заявления сотрудника, после чего следует просьба предоставить право собственности на участок с изложением его характеристик.

Порядок действий

Оформление прав на земельный пай для случая, когда участок выделяет один из пайщиков, осуществляется в следующем порядке:

  • Подача объявления в СМИ о желании выделить пай в натуре;
  • Организация межевых работ на местности;
  • Получение кадастровых документов;
  • Регистрация права собственности в Росреестре.

Перечень СМИ, в которые публикуются объявления о выделе пая, утверждается местным законодательством.

Изготовленный межевой план подлежит согласованию с другими пайщиками и соседними землепользователями. Важно учитывать, что площадь образуемого участка может отличаться от расчётной из-за особенностей рельефа или почвы, но не более, чем на 10 процентов (п. 16 ст. 13.1 ФЗ № 101).

После изготовления кадастровых документов землепользователю необходимо зарегистрировать своё право на участок, для этого в местное отделение Росреестра подаётся заявление на регистрацию, к которому прилагаются следующие бумаги:

  • Кадастровый паспорт;
  • Документ о праве на земельную долю (пай);
  • Квитанция об оплате госпошлины.

Если выдел участка в натуре происходил на основании проекта межевания, утверждённого общим собранием пайщиков, то к заявлению необходимо приложить выписку из протокола собрания.

При нахождении земли в собственности органов власти, регистрация прав на участок после оформления кадастровых документов осуществляется на основании заявления, поданного в уполномоченный орган, о предоставлении земли в собственность.

Стоимость и сроки

Общий срок регистрации права при выделе пая в натуре из общей долевой собственности складывается из следующих составляющих:

  • Ожидания возможного отказа других пайщиков (месяц);
  • Проведения кадастровых работ (до трёх недель);
  • Оформление кадастрового паспорта (5 дней);
  • Регистрация права собственности в Росреестре (2 недели).

Таким образом, получение права собственности может составлять до трёх месяцев с учётом времени на подачу заявлений и заключения договора с кадастровой компанией.

Стоимость всех работ включает в себя расходы на межевание (до 15000 рублей), публикацию объявлений в СМИ и оплату госпошлины за регистрацию – 2000 рублей.

Если сельскохозяйственный участок предназначен для садоводства, огородничества или полевого подсобного хозяйства, то госпошлина за его регистрацию составит 100 рублей.

Итак, для оформления сельскохозяйственных участков в собственность нужно заказать межевые работы по выделению границ надела для его образования из общего участка, получить кадастровый паспорт и зарегистрировать право собственности. Если земля оформляется в собственность из числа муниципальных земель, то кадастровые работы оплачиваются муниципалитетом.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/oformlenije/oformit-v-sobstvennost-selskoxoz.html

Невостребованные земельные доли оформление в муниципальную собственность

Невостребованные паи земель ксп с х назначения

Многих читателей интересует, что такое невостребованные земельные доли?

С изменением системы экономики была прекращена деятельность колхозов и совхозов. Бывшие члены стали пайщиками и дольщиками, оказавшись в условиях совместной собственности сельскохозяйственных участков.

Неиспользованные земли, предназначенные для ведения сельского хозяйства, через 3 года попали под категорию спорных и в дальнейшем приобрели статус невостребованных земель, накладывая на собственников некоторые ограничения.

Законные основания

В 1991 году государство начало на безвозмездной основе передавать работникам колхозов права на владение земельными участками из общего земельного массива. Новые владельцы становились собственниками прав на владение наделом.

Если такие долго участки пустовали на протяжении определенного времени и не подвергались эксплуатации, то их начали переводить в разряд невостребованных земельных паев.

Эти участки не всегда оформлялись согласно правилам регистрации недвижимости, долгое время находясь в неопределенном статусе. Чтобы не лишать владельцев и арендаторов прав, новый закон позволяет внести данные в ЕГРН, чтобы претензии муниципалитета стали невозможны.

Правовое регулирование основано на Конституции РФ, Земельном и Гражданском кодексе РФ, а также других нормативных правовых актах Российской Федерации.

Действующий Федеральный закон Российской Федерации направлен на регулирование отношений, связанных с владением и распоряжением участков земельных объектов сельскохозяйственного назначения.

Согласно Закону, по отношению к земельным участкам установлены правила и ограничения, которые распространяются на доли владения общей собственности, на возникновение или прекращение прав, а также изъятие земель сельскохозяйственного назначения в государственную или муниципальную собственность.

Согласно Земельному кодексу РФ N 354-ФЗ и N 447-ФЗ, действие закона не распространяется на садовые и огородные земельные участки, наделы для строительства гаражей и ведения личного подсобного хозяйства, а также на участки, где расположена недвижимость. Не подлежит приватизации земля в государственной или муниципальной собственности, которая занята отгонными пастбищами и оленьими пастбищами на Крайнем Севере.

Понятие невостребованных земель

В соответствии с Законодательством, земельная доля не может быть признана неиспользуемой, если зарегистрирована согласно правилам Федерального Закона «О государственной регистрации недвижимости».

Участок считается невостребованным, если права не были перерегистрированы, надел не был передан в аренду или не использовался в течение 3 лет. То есть, это доля общей собственности, которая не используется по назначению.

Оборот земельных участков основывается на:

  • сохранении целевого использования земли сельскохозяйственного назначения;
  • установлении максимального размера общего размера сельскохозяйственных территорий;
  • установлении предоставления земель юридическим лицам, лицам без гражданства, иностранным гражданам;
  • преимущественном праве субъекта РФ на продажу угодий, кроме случаев продажи с публичных торгов;
  • преимущественном праве иных претендентов на земельный участок, который находится в долевой собственности.

Если надел был оформлен как единоличная собственность, то владелец имеет право не сдавать его в аренду или вообще никак не использовать.

Порядок признания земель невостребованными

Перед признанием земельного надела невостребованным, необходимо определить, соответствует ли он требованиям законодательства для придания такого правового статуса.

Основными критериями для порядка признания земельных долей невостребованными являются следующие факты:

  • надел пустовал, не использовался по назначению, использовался с нарушением законодательства, не был передан в аренду сроком от 3 лет;
  • владелец умер, не оставив наследников по закону или завещанию;
  • собственник участка неизвестен, в регистрационных документах отсутствуют сведения о личности владельца;
  • наследники были отстранены от наследования или по какой-то причине не могут воспользоваться своим правом.

В основном причины сводится к тому, что о претендентах на земельный надел нет никакой информации или они попросту отсутствуют. Как выявить невостребованные земельные доли?

Список неиспользованных участков земли в общей долевой собственности представляется органом местного самоуправления по месту его расположения.

Порядок оформления

Чтобы признать участок земли невостребованным, необходимо пройти процедуру оформления, выполняя последовательные действия. Признание надела невостребованным происходит по воле муниципалитета, на территории которого располагается земельный участок.

Для этого администрации муниципального образования следует пройти порядок оформления невостребованных земельных долей:

  1. Подготовить перечень угодий, которые подходят под статус невостребованных на основании имеющихся данных и документов.
  2. Утвердить окончательный список и опубликовать его в местных СМИ или на официальном сайте администрации не менее чем за три месяца до общего собрания пайщиков.
  3. Организовать собрание владельцев земельных объектов и объявить о намерении признать некоторые угодья невостребованными. Если соглашения достичь не удается, оформляется соответствующее постановление.
  4. Подготовить и подать исковое заявление о признании права собственности на невостребованный участок за муниципальным образованием.
  5. Принять участие в судебном слушании и получить заверенную копию решения суда, которую затем необходимо передать в Росреестр.
  6. Провести регистрацию земельного объекта на администрацию образования.

Если список невостребованных наделов не утвержден собранием владельцев в течение 4 месяцев после официальной публикации, то он будет иметь законную силу действия.

Как распоряжается муниципалитет невостребованными долями

После признания земельных долей невостребованными, местные органы самоуправления имеют право обратиться в суд с иском об изъятии пая и передаче им в право собственности на эти участки. Целью оформления невостребованных земельных долей в муниципальную собственность является признание права собственности для использования надела в дальнейшем по прямому назначению.

После вынесения положительного решения и регистрации земли, органы местного муниципалитета могут выставить наделы на продажу. После оформления прав собственности муниципалитет обязан в течение 30 дней предоставить населению сведения об этих землях, чтобы пайщики могли приобрести их в частное владение.

Для оповещения потенциальных покупателей, информация о выставлении на продажу невостребованных земель должна быть размещена в СМИ или другим способом, например, порядок продажи может быть выложен на официальном сайте или распечатан на специальных стендах.

Продажа невостребованных земельных долей органом местного самоуправления осуществляется по закону. Стоимость устанавливается законодательством и остается неизменной, составляя 15% от ее кадастровой цены.

Предпочтение отдается сельскохозяйственным или фермерским организациям, которые уже находятся в долевой собственности на протяжении полугода после перехода невостребованного пая в распоряжение муниципальной администрации.

Как вернуть востребованность

Не всегда владельцы земельных участков согласны, что их доли оказываются в числе невостребованных. Любой несогласный собственник вправе выразить несогласие в течение 3 месяцев после оглашения перечня. Для этого можно воспользоваться процедурой оспаривания, согласно п. 6 ст. 12.1 закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Владелец вправе высказать возражения на общем собрании, на этапе утверждения перечня невостребованных долей. Зачастую этого достаточно для вывода спорного пая из списка невостребованных.

Также он может написать заявление о возражении администрации своего территориального региона. Лучше одновременно использовать оба способа, выразив возражение на собрании, а также подав опровержение статуса в органы администрации в письменном виде.

Действия владельцев

Так как изъятие земли производится в пользу муниципалитета, собственникам рекомендуется выполнить такие действия:

  1. Ознакомиться со списком объектов участков, которые могут быть признаны невостребованными.
  2. Подготовить возражение, если в перечень включен надел, который находится в собственности или аренде.
  3. Проконтролировать ответ на поданное возражение. Оно может быть подано на общем собрании собственников или заранее.

Бывают ситуации, когда владелец пая пропускает срок, установленный для оспаривания. В таком случае лучше обратиться в судебные органы, которые обычно становятся на сторону пайщика. Передачу земли в свою собственность муниципалитет также может требовать только через суд. Если владелец подал возражение, то он будет вызван в суд в качестве ответчика.

Если сведений о проведении судебного заседания не было и решение суда было вынесено, то можно попытаться потребовать отмены судебного акта и восстановить срок для обжалования, а также добиться нового рассмотрения дела.

В суде следует обосновать суть претензий и доказать, что участок земли использовался по прямому назначению. Для этого можно приложить к делу нужные документы или использовать свидетельские показания.

Исковое заявление и документы

Иск может быть составлен отдельно по умершим гражданам и по живым дольщикам. Документы по умершим гражданам запрашиваются в органах ЗАГСа или у нотариуса.

Примерное составление иска в 2019 году:

В районный суд (город, область)

Истец: Администрация муниципального образования (название, адрес)

Ответчик: Территориальное управление по управлению государственным имуществом (город, область)

Третьи лица:

Управление государственной регистрации, кадастра и картографии (адрес)

Департамент имущественных и земельных отношений (адрес)

Исковое заявление

Органом местного самоуправления (наименование) было принято постановление (название нормативного правового акта, номер и дата), в соответствии с которым на правах общей долевой собственности членам коллектива был предоставлен земельный участок, площадью (га) для использования в сельскохозяйственном производстве (адрес). На основании постановления (ФИО владельца) было выдано свидетельство о праве собственности на земельную долю общей площадью (га) без выдела в натуре в праве общей долевой собственности на земельный пай (адрес).

Согласно 5 п. ст. 79 ЗК РФ, использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, регулируется ФЗ N 101. Положениями Закона предусмотрены основания и порядок признания земельной доли, принадлежащей на праве собственности гражданину, невостребованной.

Источник: https://erstezaden.com/nevostrebovannye-zemelnye-doli-oformlenie-v-munitsipalnuyu-sobstvennost/

Невостребованные земельные доли

Невостребованные паи земель ксп с х назначения

Невостребованные земельные доли

В ходе приведения договоров аренды земельных долей в соответствие с требованиями законодательства, выделения собственниками земельных долей земельных участков в счет долей и передачи их в аренду выявляются невостребованные земельные доли.

Впервые правовое понятие невостребованных земельных долей было определено в постановлении Правительства Российской Федерации «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев», согласно пункту 36 которого невостребованными признавались земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями. в соответствии

Дальнейшее развитие это понятие получило в Указе Президента Российской Федерации «О реализации конституционных прав граждан на землю», в котором невостребованная земельная доля определялась как доля, на которую не поступило заявление от гражданина на получение соответствующего свидетельства, подтверждающего права собственности на земельную долю. Такая доля передавалась (сохранялась) за сельскохозяйственной организацией для использования по целевому назначению в течение трех лет. Если по истечении этого срока собственник доли так и не подал заявления на получение свидетельства и не принял решения об использовании земельной доли, то она оставалась в пользовании хозяйства еще три года.

В настоящее время определение невостребованных земельных долей дано в Федеральном законе от 01.01.2001 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Это земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю.

Согласно пункту 5 статьи 13 вышеуказанного Закона невостребованные земельные доли подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости.

Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования.

Общее собрание участников долевой собственности вправе принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей.

Сообщение о невостребованных земельных долях с указанием их собственников опубликовывается в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

В Ростовской области данные положения нашли отражение в Областном законе Ростовской области от 01.01.2001 «О регулировании земельных отношений в Ростовской области».

В соответствии с подпунктом 121 пункта 2 статьи 6 и статьей 21 Областного закона образование земельного участка, выделяемого в счет невостребованных земельных долей, осуществляется на основании соответствующего решения органа местного самоуправления поселения. Орган местного самоуправления поселения вправе направить в суд заявление о признании права собственности муниципального образования на указанный земельный участок.

При проведении этой работы возникает ряд проблем, связанных с длительностью судебной процедуры признания права собственности, отсутствием информации о местонахождении собственников невостребованных долей или их наследников.

На специалистов поселений возлагается обязанность по представлению в суд сведений о месте постоянного пребывания указанных граждан, в том числе выбывших за пределы района, или по представлению информации от государственных органов об отсутствии указанных сведений.

Значительную часть невостребованных земельных долей составляют выморочные земельные доли.

Согласно статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования, либо никто из наследников не принял наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника, имущество умершего считается выморочным. Российская Федерация является единственным наследником выморочного имущества.

Выделение таких долей в земельные участки с последующим признанием права собственности муниципального образования в порядке статьи 13 Федерального закона от 01.01.2001 «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в настоящее время не представляется возможным.

В соответствии с частью 3 статьи 1151 Гражданского кодекса Российской Федерации порядок наследования и учета выморочного имущества, переходящего в порядке наследования по закону в собственность Российской Федерации, а также порядок передачи его в собственность субъектов Российской Федерации или в собственность муниципальных образований определяется законом. Однако указанный закон до настоящего времени не принят.

Источник: https://pandia.ru/text/78/478/8685.php

Земельный пай сельхозназначения: как купить или продать

Невостребованные паи земель ксп с х назначения

Термин «земельный пай» объединил в себе как реализованное право граждан на приватизацию земли, так и приобретение доли в общем праве собственности на участок земли сельскохозяйственного назначения в результате сделки.

Само понятие владения или пользования землей на паях было введено в оборот в 1990-е годы, когда ранее принадлежавшие совхозам и колхозам земли передавались в руки частных лиц.

Затем понятие «земельный пай» было заменено на другое — земельная доля, доля в праве общей собственности на земельный участок.

Однако в быту понятие «земельный пай» к долям в праве на сельхозучастки применяется до сих пор.

Важным в понятии земельного пая является то, что это только доля в праве на земельный участок сельскохозяйственного назначения.

То есть собственник пая / земельной доли владеет вместе с другими такими же собственниками неким полем (в зависимости от размера — частью поля, несколькими полями) и (или) пастбищем. Но своего надела в этом общем участке у собственника земельной доли нет. Ему принадлежит идеальная доля в праве на большой участок, а не конкретная земля.

Определение земель сельхозназначения можно найти в Земельном кодексе РФ: это земли за чертой поселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства или предназначенные для этих целей. Любое нецелевое использование таких земель ведет к изъятию объекта собственности и лишению его владельца имущественных прав.

Как известно, отношения в сфере сельскохозяйственного землепользования регулируются Земельным кодексом РФ, законом «Об обороте земель сельхозназначения» от 24.07.2002 № 101-ФЗ (далее — закон № 101-ФЗ) и соответствующими законами субъектов РФ.

Обратите внимание! Действие закона № 101-ФЗ не распространяется на садовые, огородные, дачные земельные участки, а также земельные участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства и т. д. (п. 1 ст. 1 закона № 101-ФЗ).

Что можно сделать с земельным паем

Как правило, решение о том, как использовать земельный участок сельхозназначения, находящийся в общей долевой собственности, принимается совместно на собрании всеми сособственниками. В большинстве случаев земельные наделы сдают в аренду или передают в доверительное управление.

Но иногда закон № 101-ФЗ разрешает владельцам земельных долей самостоятельно распоряжаться своей собственностью. Вопросы пользования долями в участке сельхозназначения регулирует ст. 12 закона № 101-ФЗ.

 Приведенный перечень является закрытым и расширительному толкованию не подлежит.

Если владелец земельного пая захочет распорядиться им иным образом, например продать или сдать в аренду третьим лицам (не являющимся сособственниками), то в большинстве случаев потребуется выделить пай в натуре, т. е. сформировать земельный участок, соответствующий этому паю.

Выдел земельной доли в натуре означает, что владелец пая становится собственником образовавшегося земельного надела и одновременно утрачивает право долевой собственности на общий земельный участок. После государственной регистрации собственник выделенного надела сможет распорядиться им по своему усмотрению в рамках разрешенного использования земли и с учетом требований закона № 101-ФЗ.

 Еще больше информации по теме есть в системе КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа, получите бесплатный доступ на 2 дня

Далее рассмотрим, как продать земельный пай сельхозназначения, поскольку данная сделка имеет определенные особенности. Их необходимо знать и учитывать как продавцу, так и покупателю.

Кому можно продать земельный пай сельхозназначения

Круг лиц, имеющих право принимать участие в сделках с земельными паями из земель сельхозназначения, напрямую зависит от количества сособственников земельного участка (п. 1 ст. 12 закона № 101-ФЗ).

Указанные правила применяются и в случае отчуждения доли путем заключения договора мены земельных долей сельхозназначения.

Обратите внимание! При регистрации перехода права собственности в результате отчуждения земельной доли стороны должны будут представить в регистрирующие органы документы, подтверждающие соблюдение упомянутых выше правил (об этом ниже).

Как продать пай земли сельхозназначения в 2020 году

Каких-либо изменений в правилах продажи такого имущества по сравнению с предшествующими периодами не произошло.

Участник долевой собственности, пожелавший распорядиться своей земельной долей, должен иметь документ, свидетельствующий о его праве на эту земельную долю. В ст. 18 закона № 101-ФЗ указано, что такими документами являются:

Исходя из положений гражданского законодательства, право собственности на земельную долю (ст. 131 ГК РФ) и переход этого права (п. 1 ст. 551 ГК РФ) подлежат обязательной государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ЕГРН).

Распорядиться неоформленными (не зарегистрированными в установленном порядке) земельными паями сельхозназначения закон № 101-ФЗ позволяет только в строго ограниченных случаях.

Так, не требуют предварительной регистрации права собственности на земельную долю следующие сделки: передача доли в уставный капитал, в доверительное управление, завещание или выделение земельного участка. Эти сделки могут быть осуществлены на основании удостоверяющих документов (документов о приватизации и пр., абз. 3 п. 1 ст. 12 закона № 101-ФЗ).

Важно! Для продажи земельной доли необходимо, чтобы право продавца на нее было предварительно зарегистрировано в установленном законом порядке.

Как оформить земельный пай сельхозназначения в собственность

Для оформления (регистрации или перерегистрации ранее выданных свидетельств) земельной доли в собственность, согласно п. 1 ст. 47 закона «О госрегистрации недвижимости» от 13.07.2015 № 218-ФЗ, достаточно заявления владельца земельной доли.

Риски! Однако если у регистрирующих органов отсутствуют данные о земельном участке, права на которые возникли до 1998 года (например, нет сведений, индивидуализирующих земельный участок в целом и (или) доли участников долевой собственности), высока вероятность, что владелец пая не сможет зарегистрировать свое право на земельную долю.

Полагаем, что если в процессе регистрации возникла необходимость в проведении кадастровых работ, то целесообразно сразу оформлять земельную долю в собственность путем выделения самостоятельного земельного участка. Правила проведения процедуры формирования земельного участка в счет земельной доли определены в ст. 13 закона № 101-ФЗ.

Рекомендуем! Независимо от намерений владельца земельной доли в отношении своего имущества, необходимо осуществить процедуру регистрации права собственности на земельную долю.

Это связано с тем, что земельные паи, сведения о собственниках которых отсутствуют в ЕГРН (даже в случае приватизации земельного участка), могут быть признаны в установленном порядке невостребованными долями земель сельхозназначения (ст. 13.1 закона № 101-ФЗ).

Как купить пай земли сельхозназначения у собственника

Процедура покупки земельного пая сельхозназначения — сделка стандартная, без каких-либо особенностей для покупателя. Однако напоминаем, что купить долю может только один из сособственников участка или сельхозорганизация, арендующая участок.

Для совершения этой сделки стороны должны в письменной форме заключить соответствующий договор, то есть достичь согласия по всем существенным условиям. К таким условиям относятся сведения о продаваемой земельной доле и ее цене.

Сведения о земельной доле включают в себя:

  • Идентифицирующие данные общего земельного участка: месторасположение, кадастровый номер, площадь, категорию земель и вид разрешенного использования надела.
  • Информацию о размере реализуемой доли. Размер может быть указан в виде простой правильной дроби, или в гектарах, или в баллах (п. 2 ст. 15 закона № 101-ФЗ).

Важно! Кроме договора, паспортов и документов продавца на долю для регистрации перехода права собственности в МФЦ или Росреестр нужно представить документы о том, что покупатель имеет право купить долю. То есть договор аренды сельхозорганизацией или документ о наличии доли у покупателя в том же участке, что и приобретаемая доля.

Для определения стоимости пая земли сельхозназначения можно воспользоваться услугами профессионального оценщика. Также продавец вправе установить цену самостоятельно, но она должна соответствовать средней цене земли данной категории в регионе. В качестве одного из ориентиров можно использовать кадастровую стоимость земли в соответствующей местности.

Кроме того, в договоре необходимо отобразить порядок расчетов, сроки передачи имущества, сведения о существующих обременениях (например, об аренде) земельного надела.

Договор продажи земельной доли не требует нотариального удостоверения (п. 1 ст. 42 закона № 218-ФЗ, письмо Минэкономразвития России от 19.04.2017 № ОГ-Д23-4562). Однако если продаваемая земельная доля принадлежит несовершеннолетнему лицу или лицу, признанному ограниченно дееспособным, то в силу п. 2 ст. 54 закона № 218-ФЗ такая сделка должна быть заверена у нотариуса.

Передача земельного пая, как правило, оформляется передаточным актом (ст. 556 ГК РФ).

Образец договора купли-продажи земельного пая сельхозназначения можно посмотреть здесь: Договор продажи земельной доли.

Регистрация перехода права собственности по договору

Сделка по отчуждению земельной доли сопровождается обязательной государственной регистрацией перехода права собственности на земельную долю от продавца к покупателю (п. 1 ст. 551 ГК РФ). Если договор был удостоверен нотариально, то регистрацию можно осуществить через нотариуса.

При регистрации перехода права собственности в результате сделки уплачивается госпошлина в размере 100 руб. (подп. 26 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

 Подробнее об оплате госпошлины можно прочитать в системе КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа, получите бесплатный доступ на 2 дня.

Для регистрации потребуется представить пакет документов, включая:

  • Документы, удостоверяющие личности продавца и покупателя.
  • Документ, удостоверяющий личность представителя и нотариально удостоверенную доверенность, если продажа осуществляется через представителя.
  • Заверенное у нотариуса согласие супруга на распоряжение общим имуществом, если земельный пай был получен в браке.
  • Документы, подтверждающие, что продавец доли письменно оповестил всех участников долевой собственности о продаже, а также документы (при наличии), свидетельствующие об отказе совладельцев от покупки этой доли (п. 4 ст. 42 закона № 218-ФЗ), если совладельцев общего земельного участка меньше 5 лиц и доля продается постороннему лицу.
  • Документы, свидетельствующие о праве на покупку, если совладельцев земельного участка больше 5 лиц. Это могут быть документы о праве собственности на долю в составе того же земельного участка или о праве на использование этого участка (например, договор аренды, п. 3 ст. 47 закона № 218-ФЗ).

Напоминаем, что в последнем случае для продажи земельной доли земли сельхозназначения постороннему лицу эту долю необходимо выделить в натуре и совершать сделку с сформированным в результате выделения земельным участком.

***

Таким образом, оборот земельных долей весьма специфичен и подчиняется строгим правилам. Это связано в первую очередь с тем, что земли сельхозназначения обладают особой экономической ценностью и являются основой важнейшей отрасли экономики — сельского хозяйства.

Владелец пая, будучи участником долевой собственности на земельный участок, может как получать пассивный доход от использования (совместно с другими участниками) всего земельного участка, так и самостоятельно распоряжаться своей земельной долей в рамках закона № 101-ФЗ. При этом следует помнить о том, что владелец пая обязан оформить свое право в установленном порядке, то есть зарегистрировать его в ЕГРН.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Источник: https://rusjurist.ru/nedvizhimost/zemelnye_uchastki/chto-mozhno-delat-s-zemelnym-paem-selhoznaznacheniya/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.