Невостребованные доли земель сельхозназначения

Содержание

Как земельные паи признать невостребованными в 2020 году

Невостребованные доли земель сельхозназначения

Время чтения 7 минутСпросить юриста быстрее. Это бесплатно! Размер шрифта: A+ | A−

Невостребованные земельные паи признаются таковыми на основании изменений, внесенных в Федеральный Закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2011 году. Закон освещает ситуации, по причине которых доли земли могут обрести подобный статус и оговаривает моменты, когда участку можно вернуть утраченную значимость.

Что такое невостребованный пай

В 1991 году правительство страны приступило к выделению прав на владение земельными участками, передавая таковые работникам колхозов и иных сельскохозяйственных предприятий. Подобные доли и получили название земельных паев.

Процедура проводилась всего один раз, и передача паев осуществлялась на безвозмездной основе из общего земельного массива. При этом гражданин не получал в пользование надел, обозначенный границами, а фактически становился обладателем прав на владение таковым.

Иными словами, людям вручались определенные размеры будущего участка, расположенного на конкретной территории, а также его оценка в денежном эквиваленте.

Использовать подобное право, так же как и эксплуатировать участки, предполагалась в сельскохозяйственных целях, учитывая при этом интересы и желания других пайщиков.

Что касается невостребованных земельных паев, здесь речь идет о тех долях в праве коллективной собственности на конкретный участок, которые на протяжении определенного времени пустовали и не подвергались эксплуатации со стороны владельцев.

Основания для признания земельного пая невостребованным

На данный момент самого термина о невостребованной земельной доле не существует, поскольку он исчез из законодательства после внесения изменений в закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2011 году. Вместо термина о невостребованности пая, появился свод правил, согласно которому долю можно причислить к землям данной категории.

Важно уточнить – новая редакция закона предупреждает о том, что земельный пай не может являться невостребованным, он может лишь считаться таковым, в случае если он никоим образом не эксплуатируется и не передается в аренду долевым собственником в течение 3-х лет подряд с момента получения прав на владение землей.

Кроме того, земельная доля обозначается как невостребованная в следующих дополнительных случаях:

  1. Если собственник доли земли умер, а наследники отсутствуют, также как и завещание.
  2. Если после смерти собственника земельный пай отвергается и не признается наследниками, при этом не передается ими другим наследникам.
  3. Если возможные наследники отстранены от права наследования в порядке, установленном Законодательством.
  4. Если в момент приватизации сельхозугодий в решении, принятом органами местного самоуправления, будет отсутствовать информация о собственниках этого земельного пая. Иными словами, если владелец земельного пая неизвестен и о нем не найдено никакой информации.

На основании предыдущей редакции упомянутого закона, признать земельный пай невостребованным было невозможно, поскольку владелец, он же наследодатель, так или иначе, распоряжался принадлежащей ему собственностью. После внесения поправок возможность признания пая невостребованным стала реальной.

Кроме того, в случае если земельная доля передана в аренду, ее собственник скончался, а наследники тянут со вступлением в права наследования, пай на законных основаниях можно причислить к невостребованным землям.

Процедура признания земельного пая невостребованным

На основании существующих правил для признания земельных паев невостребованными, производится процедура официального причисления земель к таковым.

Процесс включает следующие этапы:

  1. Составление администрацией конкретного региона официального списка лиц, чьи земельные паи можно отнести к невостребованным на основании того, что указанные граждане не распорядились таковыми на протяжении 3-х лет.
  2. Формирование отдельного списка всех земель, подходящих под категорию невостребованных согласно дополнительным правилам, прописанным в законе.
  3. Публикация списка невостребованных паев земли в СМИ местного значения либо на официальном сайте администрации в сети интернет, если таковой имеет место быть. Предоставление списка на всеобщее обозрение должно быть осуществлено не менее чем за 3 месяца до сборана совещательное собрание всех партнеров долевой собственности.
  4. Обсуждение и утверждение списка на общем сборе долевых собственников.

В случае если перечень невостребованных земельных паев не будет утвержден собранием владельцев долей земли в течение 4-х месяцев с момента его официальной публикации, он получит законную силу с разрешения органов местной администрации.

Как вернуть востребованность земельной доле

Далеко не во всех ситуациях владельцы земельных паев согласны с тем фактом, что принадлежавшие им доли вдруг оказываются в числе невостребованных. Для разрешения подобных ситуаций существует отдельная процедура оспаривания, основанная на п. 6 ст. 12.

1 закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Здесь указывается, что любой владелец, несогласный с применением определения «невостребованный» в отношении его земельного пая, может и должен выразить имеющиеся возражения в течение 3-х месяцев с момента оглашения перечня.

Прежде всего, стоит уточнить, что гражданин вправе высказать несогласие еще на этапе утверждения списка невостребованных земель, а именно, на собрании долевых собственников. Подобное нередко является весомым аргументом для вывода спорного объекта из перечня невостребованных.

Также владелец земельного пая, признанного невостребованным, может написать заявление о несогласии, адресованное администрации того территориального региона, где расположен надел.

Для удачного решения спорного вопроса рекомендовано использовать оба метода одновременно – выразить несогласие на собрании собственников и подать опровержение статуса невостребованности в письменном виде в органы администрации.

Нередки случаи, когда собственник пропускает период, установленный для оспаривания признания его земельной доли невостребованной. В подобных ситуациях отчаиваться не стоит, а следует нанести визит в судебные органы. Как показывает практика, такого рода споры чаще всего выигрывает пайщик, потерявший земельную долю, поскольку суд становится именно на его сторону.

Как невостребованными долями распоряжается муниципалитет

Земельные паи официально признаются невостребованными со дня утверждения соответствующего перечня.

После чего местные органы самоуправления вправе обратиться в судебную инстанцию с требованием передать им право собственности на указанные земли.

В случае положительного решения и последующей регистрации наделов в качестве владений муниципалитета, последний вправе выставить земельные доли на продажу.

После оформления прав собственности на паи, вошедшие в категорию невостребованных, органы местного муниципалитета обязаны в течение 30 дней ознакомить население с информацией относительно данных земель, поскольку последние могут быть приобретены гражданами в частное владение. Цена земли данной категории будет составлять около 15% от ее кадастровой стоимости, при этом сумма остается неизменной, поскольку устанавливается законодательством.

Сведения о том, что невостребованные доли выставлены на продажу, должны быть размещены в СМИ для оповещения потенциальных покупателей. Вариант огласки информации может быть любым – распечатка на специальных щитах, расположенных на территории муниципалитета либо выкладка объявлений на официальном сайте, если таковой запущен в работу.

В данном случае преимуществом в приобретении наделов обладают фермерские, сельскохозяйственные и иные организации, пользующиеся землей, находящейся в долевой собственности на протяжении 6 месяцев после момента перехода невостребованной доли в распоряжение местной администрации.

Если по истечении полугода покупатель не будет согласован, участок должен быть определен органом местной власти как часть собственных земельных долей на основании принципа о минимальных размерах земельных площадей. После завершения процедуры, участок полностью выставляется на продажу.

Признание земельных паев невостребованными осуществляется на основании правил, изложенных в законодательстве.

Процедуру активируют органы местного самоуправления посредством создания перечня невостребованных долей, а также списка лиц, чьи земли подходят под такого рода определение.

Утверждение списка происходит на общем собрании владельцев, при этом несогласные со статусом земельной доли вправе выразить опровержение как устно, так и письменно.

Источник: https://law03.ru/land/article/nevostrebovannye-zemelnye-doli

Прощай, земельная доля!

Невостребованные доли земель сельхозназначения

В 2020 году земельные паи, не ставшие участками, отойдут государству

Минсельхоз России намерен окончательно избавить страну от такого понятия, как «земельная доля». Тот, кто не успел выделить участок из общего земельного массива, с 1 января 2020 года лишится своего надела: государство самостоятельно отмежует и заберёт плодородные гектары.

Министерство сельского хозяйства подготовило поправки в закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Проект ФЗ опубликован на Федеральном портале проектов нормативных актов, до 17 июля будут продолжаться общественные обсуждения и, как пишут разработчики, в январе 2018 года закон будет принят и вступит в силу.

Горе «молчунам»!

В 1990-х годах в России прошла масштабная операция по наделению народа землёй.

Трудяги колхозов и совхозов, а также социальные работники получили тогда ещё непонятное, аморфное достояние под названием «земельная доля в праве общей собственности на земельный участок».

Свалившееся на голову селянину счастье обозначалось в виде тысячной дроби или в виде определённого количества баллогектаров.

Что следовало делать с этой «общей собственностью», в самом начале реформы люди плохо себе представляли. Но время шло, законодательство совершенствовалось, появлялись Росреестр и кадастровая служба. В 2002 году был принят закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Он стал своеобразной библией для тех, кто хотел стать полноправным собственником земли.

Самые расторопные пайщики начали потихоньку выделять из общих земельных массивов участки в счёт своих земельных долей. Те, кому размер доли (или долей) позволял, становились полноправными владельцами участков.

Те, чьи доли были недостаточно большими, межевались группками, кружками единомышленников – и получали в результате участки, находящиеся в долевой собственности.

Эти люди сегодня могут вздохнуть с облегчением: их земля уже никуда не денется.

Но существовала и существует другая категория пайщиков – назовём их «молчунами», – которые не предпринимали никаких действий, чтобы выделить доли. Понять людей можно: не хотелось оплачивать из собственного кармана работу кадастрового инженера, а может, здоровье не позволяло ввязываться в бюрократические процедуры.

Государство давно пыталось стимулировать этих молчунов к выделу. В 2010 году в закон «Об обороте земель сельхозназначения» был даже включён специальный пункт (пункт 3 статьи 19.

1), который обязывал органы местного самоуправления поторопить земельных пайщиков.

Сельские администрации должны были, начиная с 2013 года, созывать общие собрания и ставить вопрос о межевании участков и проведении кадастровых работ.

Но, видимо, это не помогло до конца избавиться от «общей собственности» на земельные массивы. Минсельхоз счёл, что те, кто не выделил доли и не зарегистрировал право собственности на землю, не особенно-то и нуждаются в земле – а значит, угодья можно сделать сначала «ничейными», а потом государственными.

Администрация сделает всё за собственника

Если законопроект примут, пункт 3 статьи 19.1 ФЗ «Об обороте земель сельхозназначения» будет изложен в новой редакции.

В соответствии с поправками, 1 января 2020 года органы местного самоуправления получат право заказать кадастровые работы по уточнению границ земельного участка, находящегося в общедолевой собственности, зарегистрировать местоположение границ участка и поставить его на учёт в качестве бесхозяйной недвижимой вещи. По истечении года такой «бесхозяйности» муниципалитет станет законным собственником участка.

Аналогичную процедуру органы местного самоуправления будут проводить в отношении невостребованных долей.

Раньше сельским администрациям приходилось долго разыскивать «потерянных» собственников или их наследников, подавать иски в суд, чтобы признать право муниципалитета на невостребованную долю.

Судебная практика, как пишет Минсельхоз, складывалась не в пользу муниципалитета: суды зачастую отказывали в исках по формальным основаниям – то муниципалитет вызвал ненадлежащего ответчика, то ответчик на найден, то в качестве ответчика должен выступать давно умерший человек.

Из-за этого списки невостребованных долей не уменьшались, а земля по факту оставалась бесхозной.

Законодатели решили избавить сельские администрации от хождения по судам: теперь им достаточно дождаться 2020 года и, если собственники долей так и не обнаружатся, начать выделять участки в счёт всех невостребованных долей.

Подготовленный Минсельхозом России законопроект должен стать для всех «последним китайским пре­дупреждением»: осталось чуть больше двух лет, чтобы выделить участки. Напомним, что проект межевания можно утвердить двумя путями: через общее собрание или через публикацию извещения в уполномоченных СМИ.

Впрочем, задуматься о своём будущем стоит не только пайщикам, но и сельхозпроизводителям, чья техника сегодня работает на не отмежёванных участках. Если им не удастся уговорить арендодателей до 2020 года провести выдел и оформить собственность как полагается, земельные угодья впоследствии могут уйти в аренду или даже в собственность другому хозяйству.

Источник: https://www.krestianin.ru/articles/58246-proshchay-zemelnaya-dolya

Правительство предлагает вовлекать в оборот невостребованные земельные доли — Агроинвестор

Невостребованные доли земель сельхозназначения
Площадь невостребованных земельных долей оценивается в 17 млн гектаров Т.

Кулистикова

Для развития экспортного потенциала российского АПК и достижения цели вывоза продукции на $45 млрд к 2024 году, в первую очередь, нужно вовлекать в оборот неиспользуемые сейчас земли сельхозназначения. Об этом в ходе совещания президента Владимира Путина с членами правительства сказала вице-премьер Виктория Абрамченко.

В частности, она предложила вовлекать в оборот невостребованные земельные доли, общая площадь которых оценивается в 17 млн га, наделив муниципалитеты правом сдавать их в аренду заинтересованным сельхозпроизводителям.

«Это те земли, у которых есть титульный собственник, однако в течение 25 лет этот собственник не распорядился своей долей никак. Мы таких собственников называем молчаливыми дольщиками, — уточнила Абрамченко (цитата по сайту Кремля).

— При этом до 1 января 2025 года необходимо дать право такому «молчаливому дольщику» зарегистрировать свои права в установленном порядке.

Иначе с 1 января 2025 года мы предлагаем запускать механизм приобретения права муниципальной собственности на такие земли в порядке, установленном для «бесхозяинного» имущества». Реализация этих мер позволит достичь быстрых реальных результатов, уверена вице-премьер.

Это вопрос уже «перезрел», и с невостребованными земельными долями давно пора что-то сделать, согласился глава государства. «Я вас прошу как можно быстрее доводить эти вопросы до логического завершения», — сказал Путин.

Также Абрамченко обратила внимание на проблему перевода земель сельхозназначения в другую категорию. По ее словам, площадь сельхозземель в стране в 20 раз больше площади всех населенных пунктов.

Они не только являются средством производства в сельском хозяйстве, но и обеспечивают продовольственную безопасность, а также играют роль «донора» для развития населенных пунктов.

Однако построить на этих землях ферму, склад для готовой продукции, дом для фермера или организовать ярмарку невозможно без их перевода в другую категорию. А эта процедура непрозрачна, содержит коррупциогенные факторы и требует коренного пересмотра, подчеркнула вице-премьер.

При этом она уточнила, что речь идет не о сельхозугодьях или особо ценных сельхозземлях, а о прочих землях, которые сейчас не нужны для развития растениеводства. Их площадь Абрамченко оценила в 190 млн га.

«Считаю, что при установлении жестких ограничений по параметрам такого строительства законодательное решение о возможности размещения на прочих землях объектов, необходимых для производства, переработки и реализации сельхозпродукции, позволит привлечь в АПК новых инвесторов, что также очень важно в текущей ситуации», — отметила она.

При этом важно защитить угодья и особо ценные сельхозземли от застройки и выбытия, для этого, по словам Абрамченко, нужно внести изменения в Земельный кодекс и закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». В частности, нужно дать новое определение особо ценным сельскохозяйственным землям, обязать регионы установить их границы, включить сведения о таких землях в Единый государственный реестр недвижимости.

Треть земель сельхозназначения — это пастбища, поэтому очень важно разграничение и выделение земель, которые «должны использоваться для ведения сельского хозяйства в прямом смысле этого слова», подчеркнул президент.

Он согласился, что сейчас перевод земель из одной категории в другую является непрозрачным и там присутствует большая коррупционная составляющая.

«Мы с вами хорошо понимаем: берут земли за копейки, как земли сельхозназначения, потом в течение нескольких лет ничего не делают, потом чиновники какие-то подписывают необходимые бумажки и переводят из земель сельхозназначения в земли поселений, для строительства, — прокомментировал Путин. — Цена вырастает не на проценты, а в десятки раз, за одну подпись только, в десятки раз. Нужно это немедленно прекратить, нужно, безусловно, этим заняться».

Также Абрамченко обратила внимание, что вовлечение в оборот неиспользованных сельхозземель требует развития и поддержки мелиоративного комплекса, культуртехнических работ, работ по агролесомелиорации, осушения и орошения, известкования кислых почв. «Такие работы без поддержки со стороны государства для наших аграриев будут непосильны», — признала она, добавив, что эти мероприятия должны выполняться на системной и постоянной основе.

«По моему поручению должен быть подготовлен проект государственной программы эффективного вовлечения земель сельхозназначения в оборот и развитие мелиоративного комплекса Российской Федерации, — уточнил Владимир Путин. — Надеюсь, что эта работа будет завершена как можно быстрее».

О том, что Минсельхоз разработал госпрограмму эффективного вовлечения в оборот земель сельхозназначения и развития мелиоративного комплекса сообщалось в январе. Согласно проекту постановления правительства, срок реализации госпрограммы — 2021-2030 годы, ее стоимость превышает 1,41 трлн руб., в том числе около 887,9 млрд руб. из федерального бюджета.

Источник: https://www.agroinvestor.ru/regions/news/33477-pravitelstvo-predlagaet-vovlekat-v-oborot-nevostrebovannye-zemelnye-doli/

Применение невостребованных земельных долей

Невостребованные доли земель сельхозназначения

В жизни имеют место, по сути, бесхозные земельные участки, находящиеся в городских и пригородных местностях. К этой категории относятся невостребованные земельные доли, владельцы которых фактически не используют их по назначению длительное время.

Законом установлено, что непередача собственником участка земли в течение трех лет подряд в аренду, а равно нераспоряжение им иным способом влечет признание этой земли невостребованной.

К указанной категории относится и участок, не имеющий собственника, что подтверждается отсутствием соответствующих сведений в официальных документах местной администрации.

Понятие невостребованных паев земли

В 90-х годах двадцатого века руководством страны осуществлялось выделение гражданам прав на владение земельными наделами. Указанные доли передавались без исключения труженикам колхозов и совхозов. Все это происходило единожды и на бесплатной основе. Доля выделялась из общего массива имеющейся земли. При этом передаваемый гражданину участок не обозначался какими-либо четкими границами.

Суть процедуры состояла во вручении человеку ограниченного размера будущего надела, который находился на определенной местности. Помимо этого, определялся его финансовый эквивалент. Практическое использование права владения земельным наделом планировалось реализовывать исключительно в интересах сельского хозяйства, принимая во внимание права иных землепользователей, что и было осуществлено.

Невостребованными земельными долями явились территории, оставшиеся бесхозными и заброшенными на длительный промежуток времени. Причинами указанного обстоятельства явились как отсутствие невозможности, так и нежелание некоторых граждан обрабатывать свои земли.

Причины для признания земли бесхозной

Согласно статье 12.1 ФЗ «Об обороте земель…» поводом для определения земельного пая в качестве бесхозного, является факт нераспоряжения физическим лицом своим участком в течение 3 лет, а также отсутствия у администрации надлежащих данных о собственнике выдела, который на практике является необрабатываемым и заброшенным. Земельная доля считается невостребованной в следующих ситуациях:

  1. Землевладелец «покинул этот мир», а наследники и письменное завещание отсутствуют.
  2. После наступления смерти гражданина — землевладельца наследники не желают принять это недвижимое имущество.
  3. Потенциальные наследники не могут быть таковыми в связи с нормами действующего закона, например, в случае совершения умышленных преступных действий, направленных против жизни и здоровья наследодателя.

Помимо вышеизложенного? в ситуациях, при которых земельный пай передан гражданину в аренду, при этом собственник участка умер, а наследники затягивают с процедурой вступления в наследство, доля может перейти к категории невостребованных выделов. Указанное действие по переходу земли к бесхозной осуществляется в судебном порядке.

Процесс признания надела земли невостребованным, включает в себя нижеприведенные этапы:

  1. Определение администрацией муниципального органа официального перечня граждан, чьи земли следует считать невостребованным ввиду того, что они ничего не предприняли действий с участком в течение 3 лет.
  2. Подготовка списка всех невостребованных земельных долей, которые подходят под эту категорию исходя из дополнительных правил, отраженных в законе.
  3. Размещение данного списка в СМИ (газетах) и на интернет-сайте местной власти для всеобщего обозрения. Это действие осуществляется за 3 месяца до сбора совещания совладельцев долевой собственности.
  4. Анализирование составленного списка на собрании собственников земли с целью принятия решения о его утверждении.
  5. При неутверждении перечня владельцами долей по истечении 4 месяцев со дня официального опубликования этот список вступает в законную силу в соответствии с позволением администрации.

Наглядно процесс признания земли бесхозной отражена в нижеприведенной таблице.

п/нЭтап 1: Подготовка администрацией местной власти списка граждан, земельные паи которых планируется признать бесхознымиЭтап 2: Опубликование составленного списка в СМИ и на интернет-сайте администрации
1Документ готовится органом местного самоуправления по месту фактического расположения участка земли.Орган местной власти должен опубликовать напечатанный документ.
2До подготовки и оформления документа осуществляется анализ данных архива, направляются специальные запросы в органы Росреестра и ЗАГСа (процедура осуществляется в течение 2 месяцев)Документ должен быть опубликован не позднее чем за 3 месяца до созыва на собрание членов долевой собственности

Способ возврата востребованности земельному паю

Нередко имеют место ситуации, при которых землевладельцы полагают, что их участки безосновательно вошли в список невостребованных территорий, в связи с чем права их землепользования нарушены. Эта проблема регулируется частью шестой ст. 12.1 ФЗ РФ «Об обороте земель…».

В соответствии с нормами указанной части граждане, полагающие, что их земельные права нарушены, имеют право на составление и предоставление рукописного обращения в администрацию сельского или городского округа, расположенного по месту нахождения участка.

В этом заявлении они вправе отразить свои мотивированные возражения по поводу включения их земель в рассматриваемую категорию. Срок для подачи указанного заявления составляет три месяца с момента оглашения и опубликования перечня.

Также они вправе заявить о своем несогласии на собрании земельных собственников, что явится основанием для их исключения из «нежелаемого» списка.

Для наиболее успешного разрешения этой проблемы представляется целесообразным прибегнуть к использованию обоих вышеописанных способов одновременно. Образец обращения в администрацию можно скачать в интернете.

В ситуациях, при которых землевладелец в силу объективных причин пропускает 3-месячный срок, установленный для оспаривания обстоятельств обозначения принадлежащего ему земельного пая, как невостребованного, не следует впадать в отчаяние, полагая, что эта проблема неразрешима.

В этом случае необходимо обратиться с заявлением в суд с целью восстановления нарушенного земельного права и востребования участка. В большинстве случаев судебный орган принимает решение в пользу собственника, права которого нарушены.

С образцом заявления в суд можно ознакомиться в интернете на специализированном юридическом сайте, а также получить его у квалифицированного специалиста после оказания консультации.

Распоряжение невостребованными паями муниципалитетом и их оформление

Участки земли признаются бесхозными в официальном порядке с момента утверждения соответствующего перечня.

После этого местная власть получает возможность обратиться с требованием в суд на предмет передачи в их собственность земельных наделов.

При вынесении судом решения в пользу местной администрации последняя после регистрации участков в установленном порядке имеет возможность выставить их на продажу.

В процессе реализации земли органам власти предписано проинформировать об этом факте через СМИ местное население поселения или иного населенного пункта, имеющее право на приобретение земель в свое владение. При этом расценка на выделы составляет не более пятнадцати процентов от кадастровой стоимости земли, общая же сумма является неизменной, так как устанавливается на законодательном уровне.

Преимущественное право на получение рассматриваемых земель в свое владение имеют крестьянские хозяйства, которые пользуются по прямому назначению землей (обрабатывают ее, выращивают различные сельскохозяйственные культуры), входящей в долевую собственность не менее половины года после перевода бесхозного куска земли в ведение администрации.

Если по прошествии шести месяцев покупатель не определен, то надел переводится местной властью в собственные земельные доли. При этом руководствуются принципом минимального размера земельных площадей. После этого земля целиком реализовывается через сделку, заключающуюся в процедуре купли-продажи.

Нюансы процедуры

Нюансом рассматриваемой процедуры выступает право утверждения администрацией единолично списка бесхозяйственных долей при условии непроведения собрания собственников в течение 4 месяцев после обнародования перечня.

Кроме того, проведение собрания хозяев земли может быть перенесено на более поздний срок. При этом законодатель не устанавливает причин, служащих основанием для переноса указанного срока. На практике к ним относятся:

  • нехватка надлежащего кворума на собрании;
  • несогласие некоторых собственников с решением собрания о признании земель бесхозными.

Утверждение данного перечня собранием или администрацией выступает, как основание для признания земель бесхозными.

В случае единоличного решения администрации о признании земельных выделов невостребованными и при отсутствии фактов обжалования этого решения их собственником на основании соответствующего судебного решения становится орган местной власти, который распоряжается землей в последующем. При этом условия продажи наделов могут регулироваться с учетом специфических законодательных норм, регулирующих земельные отношения отдельных субъектов России.

Признание определенных земельных территорий бесхозяйственными проводится в соответствии с правилами, отраженными в законодательстве.

Процедура начинается по инициативе органа местной власти посредством подготовки перечня невостребованных земельных паев, в который, в частности, включаются и списки лиц, земли которых подпадают под рассматриваемое определение. Утверждается перечень на общем собрании землевладельцев.

В ходе его проведения граждане, несогласные с решением о признании конкретных паев бесхозными, имеют право выразить свое мнение как в устной, так и в письменной форме, а также обратиться в судебные органы с целью разрешения возникшего спора.

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/na-zemlyu/nevostrebovannye-doli.html

Невостребованные земельные доли из земель сельскохозяйственного назначения

Невостребованные доли земель сельхозназначения

Невостребованные земельные доли – не значит ничьи
Активизировавшийся оборот сельскохозяйственных земель в нашем регионе заставляет органы местного самоуправления все чаще задумываться о наполнении бюджетов и возможности эффективного распоряжения невостребованными земельными массивами. Однако «видит око, да зуб неймет».

Возможна ли консолидация невостребованных земельных долей в собственности области или района, рассуждает эксперт «Призыва» по обороту земель сельхозназначения Георгий САВЕНКО.- Закон «Об обороте земель сельхозназначения» ввел в современное земельное право ранее не существовавшее понятие «невостребованные земельные доли». Что это такое?- П. 5 ст.

13 Закона «Об обороте земель сельхозназначения» затрагивает вопрос, не нашедший пока единообразного решения в правоприменительной практике, в том числе в судебной. Ранее, с постановления Правительства от 01.02.1995 г.

, невостребованными признавались земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на них, либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями.

Невостребованные земельные доли с указанием их собственника должны были передаваться по решению внутрихозяйственной комиссии по приватизации земли образованным в ходе реорганизации сельскохозяйственным коммерческим организациям с их согласия для осуществления ими представительства в отношении указанных долей в соответствии со ст.

183 ГК РФ, а в случае отказа сельскохозяйственной коммерческой организации от использования невостребованных земельных долей они зачислялись в фонд перераспределения земель района.Указ Президента от 7 марта 1996 г.

N 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» уточнил, что невостребованные земельные доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности, передаются сельскохозяйственным организациям, которые используют их в течение трех лет.

Если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решения об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года.Пункт 5 ст.

13 Закона «Об обороте земель сельхозназначения» под невостребованными земельными долями понимает такие земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю. Если сказать проще, то невостребованными в строгом смысле слова, являются, во-первых, доли тех лиц, которые были включены в 1992 г.

в списки на приватизацию, но умерли до момента выдачи свидетельств на право собственности. Во-вторых, доли тех лиц, кто по каким-то причинам не получил свидетельства (например, выехали за пределы района).

– Да, но закон, по сути, под невостребованные доли подводит и доли тех граждан, которые, образно говоря, держат при себе многие годы свидетельства и не выделяют в счет них земельные участки. А раз так, то и право собственности на них может перейти к Владимирской области или к муниципальным образованиям районов. Насколько это реально?- Напомню, что согласно ч. 2 ст.

35 Конституции «каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами». Право распоряжаться имуществом включает в себя право собственника (сособственника) самостоятельно решать: распоряжаться им или нет. Это положение Конституции исключает отъем невостребованных долей вне рамок закона.

– Таким образом, отнять земельную долю у собственника вообще невозможно?- Это невозможно сделать даже по чисто техническим причинам. Закон «Об обороте земель сельхозназначения» предусматривает сложные процедуры по выделению в счет невостребованных земельных долей земельных участков.

Во-первых, для образования земельного участка в счет невостребованных долей Владимирская область или районная администрация сначала принимают соответствующее решение.

Во-вторых, общему собранию участников долевой собственности необходимо принять решение об определении местоположения части находящегося в долевой собственности земельного участка, площадь которой равна сумме площади невостребованных земельных долей.

В-третьих, Владимирская область или районная администрация публикуют сообщение о невостребованных земельных долях, в котором указывают фамилии лиц, не распорядившихся ими. В-четвертых, Владимирская область или районная администрация устанавливают границы этого земельного участка, ставят его на кадастровый учет.

В-пятых, следующий шаг – обращение в суд с заявлением о признании выделенного участка бесхозяйной вещью. В-шестых, на основании решения суда в отделе ФРС происходит регистрация участка как бесхозяйной вещи. Наконец, в-седьмых, Владимирская область или районная администрация должны обратиться в суд с заявлением о признании права собственности на участок – бесхозяйную вещь.

И только после вступления в законную силу решения суда и регистрации права собственности Владимирской области или районной администрации на земельный участок, выделенный в счет невостребованных земельных долей в отделе ФРС, можно говорить о том, что право собственности граждан на невостребованные земельные доли прекратилось.

– После запуска описанных вами процедур граждане не могут уже повернуть процесс вспять и распорядиться земельными долями?- Думаю, граждане, включая наследников, не оформивших права на земельные доли, на любом этапе могут заявить о своих правах: и тогда, когда процедуры только запускаются и идут (публикация списков, выделение участка, подготовка землеустроительной документации, постановка его на кадастровый учет), и даже тогда, когда участок переходит в собственность области или района. В последнем случае гражданин (наследник) обращается в суд с заявлением о пересмотре по вновь открывшимся обстоятельствам решения суда о признании права собственности области или района на земельный участок, выделенный в счет невостребованных долей.- Получается, что Владимирской области и районным администрациям нет смысла заниматься процедурам выделения земельных участков в счет невостребованных долей, если граждане могут обжаловать в суде их любые действия?- Я уверен, что областным и районным властям особо рассчитывать на успешное применение п. 5 ст. 13 Закона «Об обороте земель сельхозназначения» не стоит. Даже весьма беглый анализ положений Закона показывает их непоследовательность и противоречивость и, по сути, невозможность реализации на практике без существенных нарушений Конституции и гражданского законодательства.Кроме того, на любой стадии образования участка в счет невостребованных долей, оформления на него прав публично-правовыми образованиями гражданин, заявивший право на невостребованную долю, по сути, обесценивает запущенные процедуры. Например, если он восстановил свое право, то Владимирской области или районной администрации необходимо заказывать новое межевое дело (делить участок или участки); ставить на кадастровый учет; регистрировать в ФРС право собственности на измененный земельный участок. А вслед за первым наследником объявятся второй, третий и т.д.

Наконец, насколько мне известно, в тех регионах, где раньше начали решать эту проблему, суды в подавляющем большинстве случаев встают на сторону собственников невостребованных земельных долей. Так стоит ли вообще заниматься невостребованными долями, тратить время, силы и средства?

Савенко Г.В. Невостребованные – не значит ничьи //Призыв (Владимирская обл.). № 123 (26474) от 5 августа 2008 г., подготовила Ольга РОМАНОВА.

Источник: http://www.kuzin-partners.ru/node/472

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.