Невостребованная земля сельхозназначения

Содержание

Откуда берутся и как поступают с невостребованными земельными долями

Невостребованная земля сельхозназначения

Невостребованные земельные доли? Вопрос о невостребованных земельных долях или по-другому паях регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В нем прописаны вопросы о причинах того, почему какие-либо участки земли могли стать невостребованными и каким образом можно восстановить нужную значимость.

Понятие не востребованного пая

Начиная с 1991 года, в нашей стране началось выделение прав на владение земельными участками, то есть их передача сотрудникам колхозов и сельскохозяйственных предприятий. Такие выделяемые доли стали называться земельными паями или долями.

Доли выделялись из общего массива земли на бесплатной, то есть безвозмездной основе, и такой процесс проходил всего один раз. Однако человеку не давался в пользование какой-то определенный надел со своими границами, а по факту он обладал правами на владение долей участка.

То есть граждане получили некоторые определенные размеры его будущего участка, которые располагались на какой-либо территории, и обязательно указывалась сумма его оценки в денежном эквиваленте.

Использовать такие участки и право на них можно было только в сельскохозяйственных целях, и в процессе этого должны были учитываться интересы всех пайщиков.

Те доли участков земли в праве коллективной собственности, которые в течение какого-либо отрезка времени были пустыми и их владельцы никак их не эксплуатировали, и называются невостребованными земельными паями.

В настоящее время

Используется не термин невостребованный пай земли, а были введены определенные правила, по которым земельная доля причисляется к такой категории земель.

Важно! Согласно действующему закону земельный пай не может по факту быть невостребованным, а только считаться таким, когда владелец его никак не использовал сам и также не сдавал в аренду в течение трех лет с того времени, когда были получены права на пего.

Земельный пай может считаться невостребованным при следующих условиях

  • Если владелец земельной доли умер, и у него не осталось наследников, и также нет завещания;
  • если собственника земельного пая уже нет в живых, а его наследники не принимают пай, то есть отвергают наследство, однако не передают его другим наследникам;
  • если в случае смерти владельца земельной доли наследники признаются по закону отстраненными от права наследования;
  • если при приватизации сельскохозяйственных земель в решении местного самоуправления нет информации о собственнике такого земельного пая, то есть он неизвестен и о нем нет никакой информации.

Также в том случае, если земельный пай был сдан в аренду, ее владелец умер, при этом наследники не торопятся вступать в права наследования, по закону такой пай можно считать невостребованной землей.

Этапы

Есть определенные правила по признанию земельных долей невостребованными, проходит официальная процедура. Такую процедуру можно условно разбить на некоторые этапы:

  • администрация населенного пункта или региона составляет официальный список с указанием лиц, чьи именно земельные доли будут отнесены к невостребованным. Основанием для этого служит тот факт, что владельцы земельных паев никак не пользовались и не распоряжались ими в течение трех лет;
  • также формируется дополнительный список земель, которые могут быть отнесены к невостребованным паям по дополнительным условиям, указанным в законе;
  • составленные списки невостребованных земельных долей должны быть опубликованы в местном СМИ, на сайте администрации. Список участков следует разместить на общественное обозрение не менее чем за три месяца до того, как будет проведено совещание или собрание остальных участников долевой собственности;
  • на собрании долевых собственников следует обсудить и утвердить список.

Вступление в законную силу

Если по каким-либо причинам список невостребованных земельных паев не будет утвержден на совещании владельцев долей земли в период четырех месяцев с того момента, как его опубликовали, то в законную силу список вступит после разрешения администрации населенного пункта.

Можно ли вернуть земельной доле статус востребованной?

Часто встречаются ситуации, когда владелец земельного пая не согласен с тем, что его долю хотят признать невостребованной. Для того чтобы было возможно решить подобный вопрос, есть процедура оспаривания, которая следует из закона «об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Согласно этому закона, владелец земельной доли должен в течение трех месяцев с момента опубликования списка, должен выразить свое возражение касательно применения термина невостребованный к его земельному паю.

Человек может возразить и на собрании долевых собственников, когда происходит утверждение списка невостребованных земель. В большинстве случаев на этом основании вашу долю земли исключат из списка невостребованных земельных паев.

Если на этом этапе владелец не заявил протест, то можно написать заявление о своем несогласии со статусом не востребованного и адресовать его администрации региона, где расположен земельный надел.

Важно! В некоторых случаях, чтобы вопрос был решен положительно в вашу пользу, можно выступить против статуса не востребованного земельного пая и на собрании собственников, и написать в письменном виде в администрацию на опровержение статуса.

Если вдруг собственник земельной доли пропустил установленный срок для оспаривания признания его пая невостребованным, то нужно обратиться в суд. В большинстве случаев пайщик выигрывает судебное дело и получает обратно свой земельный пай.

Как распоряжаются невостребованными долями

С того момента, когда список паев был официально признан невостребованным, местные органы власти могут обратиться в судебные органы для того, чтобы им было передано право собственности на данные доли земли. Если судом будет вынесено положительное решение, то муниципалитет станет владельцем и зарегистрирует земельные доли, в дальнейшем эти земельные паи можно будет выставлять на продажу.

Также после того, как были оформлены права собственности на невостребованные паи, муниципалитет должен будет в течении месяца довести до населения информацию о таких участках земли, их можно купить себе во владение. Информацию о продаже невостребованных земельных долях нужно опубликовать в средствах массовой информации, чтобы возможные покупатели узнали об этом.

Также информацию можно разместить на официальном интернет-сайте, разместить на досках объявлений. Преимущество при покупке невостребованных земельных долей будет у фермерских, сельскохозяйственных организаций, которые используют землю, находящуюся в долевой собственности.

Таким образом, вопросом о признании земельных долей невостребованными, занимаются органы местного самоуправления и процесс регулируется законодательными актами.

Муниципалитет создает список невостребованных долей и перечень лиц, чьи участки попадают под это определение. Далее на общем совещании владельцев происходит утверждение списка. Те, кто не согласен со сменой статуса земельной доли, может выразить свой протест и устно и письменно.

Источник: https://iuristonline.ru/zhilishnie_prava/nevostrebovannye-zemelnye-doli.html

Невостребованные земельные доли и паи

Невостребованная земля сельхозназначения

Перед тем, как признать земельный надел такой долей, нужно определить, соответствует ли он требованиям законодательства для определения соответствующего правового статуса. Основными критериями для начала такой процедуры служат следующие моменты:

  • участок не использовался по назначению и не был передан в аренду в срок от трёх лет и более, то есть фактически пустовал или использовался с нарушением законодательства;
  • владелец надела неизвестен, сведения о нём отсутствуют в регистрационных документах;
  • собственник умер и не оставил наследников ни по завещанию, ни по закону;
  • наследники не могут воспользоваться своим правом по какой-то причине;
  • наследники изначально имелись, но были .

Большая часть причин сводится к тому, что претенденты на использование земли попросту отсутствуют или информации о них нет.

Невостребованной долей признаётся лишь участок, который является частью сельскохозяйственных земель, которые ранее принадлежали колхозам или совхозам. Законодатель не распространяет подобных требований на наделы прочих категорий.

Например, если участок был переведён в единоличную собственность в соответствии с ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”, то собственник может вовсе не использовать его и не сдавать в аренду, это его прямое право.

Горе молчунам

В 1990-х годах в России прошла масштабная операция по наделению народа землёй.

Трудяги колхозов и совхозов, а также социальные работники получили тогда ещё непонятное, аморфное достояние под названием «земельная доля в праве общей собственности на земельный участок».

Свалившееся на голову селянину счастье обозначалось в виде тысячной дроби или в виде определённого количества баллогектаров.

Что следовало делать с этой «общей собственностью», в самом начале реформы люди плохо себе представляли. Но время шло, законодательство совершенствовалось, появлялись Росреестр и кадастровая служба. В 2002 году был принят закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Он стал своеобразной библией для тех, кто хотел стать полноправным собственником земли.

Самые расторопные пайщики начали потихоньку выделять из общих земельных массивов участки в счёт своих земельных долей. Те, кому размер доли (или долей) позволял, становились полноправными владельцами участков.

Те, чьи доли были недостаточно большими, межевались группками, кружками единомышленников – и получали в результате участки, находящиеся в долевой собственности.

Эти люди сегодня могут вздохнуть с облегчением: их земля уже никуда не денется.

Но существовала и существует другая категория пайщиков – назовём их «молчунами», – которые не предпринимали никаких действий, чтобы выделить доли. Понять людей можно: не хотелось оплачивать из собственного кармана работу кадастрового инженера, а может, здоровье не позволяло ввязываться в бюрократические процедуры.

Государство давно пыталось стимулировать этих молчунов к выделу. В 2010 году в закон «Об обороте земель сельхозназначения» был даже включён специальный пункт (пункт 3 статьи 19.

1), который обязывал органы местного самоуправления поторопить земельных пайщиков.

Сельские администрации должны были, начиная с 2013 года, созывать общие собрания и ставить вопрос о межевании участков и проведении кадастровых работ.

Но, видимо, это не помогло до конца избавиться от «общей собственности» на земельные массивы. Минсельхоз счёл, что те, кто не выделил доли и не зарегистрировал право собственности на землю, не особенно-то и нуждаются в земле – а значит, угодья можно сделать сначала «ничейными», а потом государственными.

Ответственность за надлежащее использование

Иметь в собственности земельный пай – очень ответственное законное право владения.

Также такие организации несут ответственность перед владельцем земли за неправильное либо ненадлежащее использование его собственности (ст. 183 Гражданского Кодекса РФ). Перед государством сельхозкомпании несут обязанность выплаты соответствующих налоговых сборов: на полученную прибыль, земельный налог.

Положения ФЗ № 101 от 27 июля 2002 г. направлены на регулирования отношений в сфере оборота земель между собственниками и местными органами исполнительной власти.

Госучреждения, занимающиеся земельным контролем, обязаны проводить постоянную проверку состояния обрабатывания земли сельхозназначения. В случая неправильного и противозаконного использования земледельческих долей, реагировать на это незамедлительно.

Данные мероприятия проводятся с целью охватить для целевого прибыльного использования как можно большего количества земельных площадей и дать возможность сельхозкомпаниям заниматься обработкой невостребованной и, как следствие, запущенной земли.

За кем закрепляется право распоряжения

Как оформить невостребованный земельный участок? Муниципальные образования подают исковое заявление в суд о признании право оформления в собственность муниципалитета данных паев. После вступления в силу судебного решения о признании владельцем такой земельной площади муниципальные образования, наступает право на регистрацию полученной собственности.

Пройдя весь процесс узаконивания недвижимого имущества, администрация сельского совета имеет право распорядиться им следующим образом:

  1. выставить невостребованные земельные паи на продажу по цене не менее 15% от кадастровой стоимости земли;
  2. отдать в аренду сельскохозяйственным предприятием с целью обработки и получения прибыли.

Первый путь предусматривает обязательное информационное оповещение о возможности приобрести землю умерших, неимеющих наследников, или граждан, нежелающих ответственно распоряжаться своим имуществом.

Преобладающим правом выкупа такого участка могут воспользоваться сельхозорганизации либо крестьянские (фермерские) хозяйства, занимающиеся более полугода обработкой земельной долевой площади, в которую входила данная невостребованная земельная доля.

ВНИМАНИЕ! В случае повторного выставления на продажу земельных участков из категории «невостребованных», стоимость их уменьшается в половину. Но перед выставлением на продажу «ничейных» долей земли, муниципальное образование проводит оценку этой территории по баллогектарам для полного уточнения стоимости.

Все эти манипуляции администрация с/с проделывает за свой счет. Только потом выставляет имущество на торги.

Но перед выставлением на продажу «ничейных» долей земли, муниципальное образование проводит оценку этой территории по баллогектарам для полного уточнения стоимости. Все эти манипуляции администрация с/с проделывает за свой счет. Только потом выставляет имущество на торги.

По результатам проведенных исследований плодородность земельной доли окажется низкой, то следовательно и цена этого участка будет снижена на 20% от первоначально выдвинутой стоимости. Если и на повторных торгах после снижения цены земельный надел не был приобретен, то потом его стоимость составляет 50% (не менее) от ранее заявленных расценок.

Обо всех вариантах изменения цены на продаваемый недвижимый объект орган местного самоуправления извещает орган вышестоящей исполнительной власти.

Немного истории как получали земельные паи и как паи превратились в земельные доли

Земельные паи родились в 1991 г. Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1991 г.

N 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» предусмотрело, что всем колхозникам и работникам совхозов, действующим и пенсионерам, положены земельные паи.

Когда на эти паи выделялась земля, гражданам выдавали свидетельство, в котором указывалось какую долю от общей площади колхозных земель составляет пай.

Так земельные паи стали земельными долями. Действующий закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» в 2002 г. указал, что все земельные доли – это доли в праве общей собственности на земельный участок (и вовремя, т.к. понять, что такое есть земельные доли, до этого момента никто не мог).

Долгие годы паи представляли собою огромную массу неоформленных прав на самовольно используемую третьими лицами землю.

Законодатель решил этот вопрос. Каждый собственник земельного пая (доли) должен распорядиться своим правом в течение 3-х лет с момента получения такового. В противном случае доля будет признана невостребованной. Местные власти в судебном порядке признают право собственности на такие доли.

Но как распорядиться этим странным объектом, представляющим собою долю в праве на участок, иногда даже не имеющий конкретных границ, оставшийся от колхозных земель?

Способ распорядиться паем первый: продажа и дарение земельной доли

Земельный пай можно продать ограниченному кругу лиц:

  • колхозу или фермеру, который обрабатывает землю;
  • сособственнику (гражданину, у которого доля в том же участке, что и у продавца).

Если участок совсем маленький (сособственников не более 5), то ограничения закона «Об обороте…» не действуют, а применяются правила ГК РФ о преимущественном праве покупки. Владелец доли сначала должен предложить ее сособственникам, а если те промолчат или откажутся купить, тогда можно продать и посторонним.

Чтобы избежать ограничений, куплю-продажу земельного пая иногда маскируют сделкой дарения. Дарить долю можно, кому угодно. Однако здесь нужно осознавать риск: покупатель может просто не заплатить.

Способ распорядиться паем второй: выделить в натуре

Выделить пай можно индивидуально для себя или группой пайщиков (даже в несколько сотен человек). В первом случае гражданин станет собственником не доли, а земельного участка, определенного на местности, с адресом и кадастровым номером.

Во втором – гражданину будет принадлежать доля в праве на вновь образованный участок. Это уже не размытые границы колхозных земель, а большой участок в долевой собственности, которым можно совместно с сособственниками распорядиться.

Образуется участок путем установления его границ и подготовки межевого плана.

Читайте так же:  Как получить кадастровый план земельного участка

Плюсы индивидуального межевания:

  • участок определен на местности, собственник может контролировать, не использует ли кто самовольно его землю;
  • участок дороже, чем доля, и более ликвиден;
  • распоряжаясь участком, не нужно договариваться с сособственниками.

Минусы индивидуального межевания:

межевание сельхозучастка небольшого размера чрезвычайно дорого, особенно, если участок далеко от контрольных точек координат, на основе которых геодезисты формируют новый участок;

выдел участка в счет доли из земель сельхозназначения – долгий и сложный процесс, предусматривающий общее собрание собственников, публикацию объявления о выделе и т.п.;

законодательные ограничения на распоряжение наложены не только на доли, но и на участки. В Московской области власти имеют право преимущественной покупки участков для сельхозпроизводства.

Плюсы межевания большого участка на нескольких сособственников:

  • можно отдать в аренду сельхозпроизводителю (договоры аренды паев заключать нельзя, а маленькие индивидуальные участки, чересполосицу, фермерам неудобно обрабатывать);
  • установить границы выйдет дешевле, чем для маленького участка. Некоторые арендаторы за свой счет межуют земли под аренду.

Минусы межевания большого участка:

  • все вопросы решаются на общем собрании под протокол (иногда непросто собрать кворум на собрании, т.к. все собственники живут в разных регионах, приходится оформлять доверенности на земельный пай);
  • невовремя умерший сособственник помешает провести сделку с общей землей, т.к. придется ждать, пока его наследники смогут вступить в наследство (6 месяцев) и подписать договор.

Таким образом, как бы вы ни собрались распорядиться земельным паем, простым этот процесс точно не будет. Может, лучше оставить пай себе и, переоформив землю на использование «под строительство дач», возвести на своей земле семейную усадьбу?

Особенности правового статуса невостребованных земель

особенность таких наделов заключается в том, что они могут быть признаны невостребованными только если относятся к определённой категории. Это всегда сельскохозяйственные участки, которые ранее использовались в колхозах и совхозах и после их упразднения были переданы гражданам.

Не всегда такие земли оформляются в соответствии с правилами регистрации недвижимости. Наделы, считаясь долевой собственностью, длительное время могут находиться в “подвешенном” состоянии. Это не лишает их собственников и арендаторов прав, но вызывает противоречия.

Новый закон о государственной регистрации позволяет внести чёткие данные в ЕГРН, после чего претензии муниципальных образований будут невозможны.

Невостребованная земля фактически считается ничейной. Муниципалитет принимает её в свою собственность для того, чтобы обеспечить её использование по прямому назначению.

Невостребованные земельные доли — это особая категория участков, которые ранее являлись частью колхозов или совхозов. Их владельцы либо неизвестны, либо не используют их в соответствии с прямым назначением сроком более трёх лет.

Это порождает возможные претензии со стороны муниципальных образований, которые направлены на обеспечение использования таких участков.

Собственники и арендаторы вправе защищать свои права через подачу возражения в администрацию или в судебном порядке.

Источник: https://landeri.ru/nevostrebovannye-zemelnye-doli/

Что такое невостребованная земельная доля из состава земель сельхозназначения. Как вернуть принадлежность земельного пая

Невостребованная земля сельхозназначения

Понятие невостребованная земельная доля использовалось законодательством до конца 2010 года (фактически – до начала 2011, когда новый закон «Об обороте земель сельхоз назначения» вступил в силу). Так называются земли, которые были переданы государством в частные руки, но новый владелец не стал осваивать и оформлять право владения.

Введение порядка перехода прав от владельца к органам местного самоуправления было обусловлено реалиями: переданные в частные руки земли, которые не использовались по назначению, простаивали. Это недопустимо, так как земля – ценный для государства ресурс, который должен осваиваться максимально эффективно.

Признаки невостребованных земельных участков и правила их освоения прописаны в законодательстве.

История явления невостребованных земельных долей

После распада Советского Союза и образования в 1991 году нового государства Российская Федерация правительство распределило часть земель сельскохозяйственного назначения работникам сельхозпредприятий. Выделялись права на владение земельными наделами, а не сами фактические площадки с определёнными границами.

Земельный надел, право на который предоставлялось, назывался земельный пай. Передача участков из общего земельного массива происходила безвозмездно. Работник получал бумагу с указанием:

  • размеров планируемого участка;
  • информацию о категории земли и её назначения: для сельскохозяйственных работ;
  • его стоимости.

Не все доли были освоены. Те, которые простаивали в течение трёх и более лет, попали в категорию невостребованная земельная доля из земель сельхоз назначения.

Новое законодательство

Закон «Об обороте земель с/х назначения» ввёл правила, в соответствии с которыми доля относится к землям, невостребованным в сельхоз целях. Под этот закон попали участки:

  • которые не эксплуатировались три и более лет;
  • не были переданы в аренду в этот период;
  • нет информации о владельце в момент, когда земельный пай приватизируется;
  • некому унаследовать право на участок после смерти получателя ни по завещанию, ни по закону;
  • наследники отказались принимать пай после умершего;
  • наследники официально признаны недостойными, а других не имеется.

Примечание: если при жизни владелец сдал землю в аренду, потом умер, а наследников нет, пай так же признаётся невостребованным, несмотря на наличие договора аренды.

Таким образом, земельный пай попадает в категорию невостребованных сельхозземель, если владелец прав на него отсутствует, и нет никакой информации о нём или наследниках после его смерти. До нового закона не было чёткого понимания, что делать с земельным участком в этой ситуации. Сейчас есть правила, которые помогают не допустить простаивания ценного земельного ресурса и его обеднения.

Как участок признаётся невостребованным

Попасть в эту категорию земля может только после официальной процедуры причисления, которая происходит по регламентированному алгоритму:

  1. Муниципальные власти составляют список лиц, владельцев земельных паёв, чьи земли рискуют попасть в категорию невостребованных. Главный и единственный признак: земли не были освоены, хотя со дня получения пая прошло минимум три года.
  2. Кроме того, этот же орган создаёт список земель, которые планируется наделить статусом невостребованных.
  3. Список размещается в средствах массовой информации: бумажных (официальные издания) и электронных (сайт ведомства, которое создавало список).
  4. Минимум через три месяца созывается собрание участников долевой собственности. Списки обсуждаются, а затем утверждаются на этом собрании.
  5. Если по каким-либо причинам список утвердить не удалось посредством собрания, то через 4 месяца после официального опубликования администрация вправе утвердить его самостоятельно. Это тоже предусматривает законодательство.

Дальнейшая судьба земельных участков в статусе «невостребованный»

С момента публикации списка прошло 4 месяца, и он утверждён муниципалитетом или участниками собрания. Далее муниципальные власти:

  • подают иск в суд. Исковое требование: вернуть право распоряжения на земли из списка администрации, то есть, государству;
  • решение суда в пользу истца становится основанием для регистрации муниципалитетом права собственности на земли в регистрационном органе;
  • в течение месяца после факта регистрации вновь публикуются данные в средствах массовой информации: оповещение населения о судьбе бывших земельных паев;
  • участки подлежат продаже. При этом цена будет существенно ниже, чем кадастровая стоимость – примерно 15% от стоимости, указанной в кадастровом паспорте. Информация о продаже вновь попадает в официальные СМИ, а так же специальные доски объявлений, принадлежащие муниципалитету.

Преимущественное право приобретения невостребованных паёв государство оставляет за организациями, которые:

  • ведут сельскохозяйственную или фермерскую деятельность;
  • пользуются землёй, которая относится к долевой собственности.

Если в период полугода после оформления прав собственности администрацией землю никто не выкупит, тогда она окончательно и полностью переходит в распоряжение муниципалитета. В этом случае действует принцип минимальных размеров территории. В этом случае участок можно будет купить за его полную стоимость.

Как вернуть принадлежность земельного пая, перешедшего в категорию невостребованного

Бывают случаи, когда владельцы паев отказываются признавать факт причисления имущества к невостребованному. Законодательство предусматривает процедуру оспаривания (п.9 ст.12.1).

Алгоритм оспаривания:

  • на собрании, утверждающем список наделов, попадающих в категорию невостребованных, либо в период три месяца после его публикации владелец должен в письменной форме высказать возражения. Для наибольшего эффекта допускается выражение мнения и на собрании, и путём подачи письменного заявления;
  • подать возражение в муниципалитет, который инициировал создание списка;
  • если это не возымело действия, либо если трёхмесячный срок упущен, владелец пая вправе обратиться в суд. Исковые требования – исключить участок из категории невостребованных и вернуть право долевой собственности истцу. Процедура судебного разбирательства несложная и обычно заканчивается положительным решением по иску.

Помимо самого собственника сделать это могут его законные правопреемники, если они приняли наследство. Доказательством перехода права становится свидетельство о наследстве, полученное от нотариуса, или заявление на принятие наследства, если шестимесячный срок вступления ещё не истёк.

Заключение

Правила признания территорий невостребованными существенно облегчило оборот земель как таковых. Владелец может оспорить решение муниципалитета в период вплоть до продажи участка третьим лицам.

Однако, собственнику, который смог вернуть право на надел себе, следует помнить: землю необходимо осваивать, чтобы она не потеряла сельскохозяйственной значимости.

Признание земли невостребованной направлено на поддержку сельского хозяйства и на регулирование целевого использования ценного ресурса.

Источник: https://pravorf24.ru/zemelnoe-pravo/nevostrebovannaya-zemelnaya-dolya/

Оборотная сторона земли: почему в России остаются невостребованными сельхозугодья

Невостребованная земля сельхозназначения

Проблему возвращения в оборот заброшенных сельскохозяйственных земель в последнее время активно обсуждают в России. В начале февраля решить вопрос с их статусом правительству поручил президент страны.

В понедельник, 17 февраля, этой теме было посвящено заседание профильного комитета Госдумы. На этом фоне с собственными инициативами выступают и в регионах.

«Известия» поговорили с экспертами и фермерами о том, что сегодня мешает вернуть земли в оборот, почему «возвращать» участки нужно выборочно и как вообще узнать, сколько земли в России.

Земельный вопрос

В конце прошлого декабря вопрос возвращения в оборот заброшенных земель сельскохозяйственного назначения подняли на заседании Госсовета, посвященном развитию сельского хозяйства. Перечень поручений президента по итогам заседания был опубликован 13 февраля. Тема заброшенных земель в нем стала одной из ключевых.

В частности, правительству поручено подготовить изменения в законодательство, которые бы упростили возвращение в оборот угодий, находящихся в долевой собственности, а также утвердить государственную программу «эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации». Госпрограмма должна в том числе включать сбор и систематизацию данных о землях сельскохозяйственного назначения, проведение землеустроительных и кадастровых работ.

Вскоре после этого, 17 февраля, комитет Госдумы по аграрным вопросам провел парламентские слушания «О мерах по совершенствованию оборота, рационального использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения».

В обсуждение включились и регионы. В Брянской области рассказали о готовности ввести в оборот все заброшенные земли за два года.

В Счетной палате Самарской области отчитались об итогах недавно проведенной проверки, в ходе которой выяснилось, что из нескольких десятков выборочно осмотренных сельскохозяйственных участков по назначению использовалась половина — остальные или не использовались вовсе, или (реже) использовались в других целях. В Ивановской области рассказали, что уже с 22 февраля вступает в силу региональный закон, по которому участки такой земли должны предоставлять фермерам безвозмездно.

Экономическая нецелесообразность

Проблему начали обсуждать в России в середине 2010-х. Тогда же их впервые за долгое время попытались посчитать. Но точной информации о том, сколько именно земли пустует, до сих пор нет.

Так, по данным Росреестра, за организациями и гражданами числится 193,2 млн га сельхозугодий, при этом всего в России 222 млн га таких земель. Получается, что не используется из них почти 100 млн га, рассказывает «Известиям» директор научно-исследовательского центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Шагайда.

— Но это расчеты, основанные на данных, актуальность которых очень давно не проверяли. За исключением того, что проверила сельскохозяйственная перепись 2016 года. За сельхозпредприятиями, которые нашли переписчики, числится 142,7 млн га. Из них не используется 17,7 млн га, — рассказывает эксперт.

В большинстве случаев, по ее словам, это участки, оставленные в силу естественных причин. В том числе большие массивы пастбищ пустеют из-за сокращения поголовья скота (по данным, опубликованным РБК в феврале 2020-го, поголовье крупного рогатого скота в стране с 2013 по 2018 год сократилось почти на 6%).

Выведение из оборота части земель — естественный экономический процесс. Если какая-то земля не используется, это говорит о том, что она просто не востребована в современных экономических условиях, уверена директор по аграрной политике НИУ ВШЭ, принимавшая участие в подготовке доклада к заседанию Госсовета, по итогам которого были сформулированы поручения, Евгения Серова.

— Всегда есть маргинальные земли, которые выводятся из обращения, когда их становится невыгодно использовать. В советское время существовала установка, в рамках которой старались распахать всё вплоть до Полярного круга.

Когда страна перешла к рыночной модели, естественно, много такой земли оказалось маргинальной (то есть неэффективной при существующих ценах и прочих экономических параметрах) и выбыло из обращения. Так, в Саудовской Аравии одно время ввели программу собственного производства пшеницы.

Через какое-то время поняли бесперспективность этой программы и прекратили сеять пшеницу в песках. Получается, мы можем сказать, что у них образовалось много «заброшенной сельскохозяйственной земли», — отмечает эксперт.

Возросшая эффективность отечественного сельского хозяйства — еще один фактор, который приводит к тому, что часть участков остается невостребованной, подчеркивает она. Об этом, по ее словам, свидетельствует тот факт, что в традиционно сельскохозяйственных регионах урожайность отмечается высокая.

— На наиболее эффективных землях сегодня урожайность кратно превысила показатели советских времен — это значит, что часть земель просто не нужна для производства. Это же отличный результат с точки зрения устойчивости развития, то есть развития, ассоциированного с ростом эффективности использования ресурсов, — рассуждает Евгения Серова.

На современном этапе больший прирост производства дает интенсификация, применение инноваций, а не вовлечение новых площадей земли, согласна Наталья Шагайда. Последнее, по ее мнению, может быть актуально только в одном случае — если это даст реальную возможность обеспечить работой жителей конкретных поселений и увеличить их достаток.

При этом вовлечение в оборот большого количества земель, по мнению Евгении Серовой, может привести к перепроизводству и к снижению внутренних цен на сельскохозяйственную продукцию. В то же время, когда рынок потребует расширения производства, многие сегодня заброшенные земли могут оказаться вновь востребованными. «Но стимул должен идти от рынка, а не от регулятора», — уверена эксперт.

Массовый ввод сельхозземли в оборот неизбежно будет иметь также и последствия для экологии, предупреждает Евгения Серова.

Во-первых, это приведет к резкому разовому выбросу СО2, который нужно будет как-то компенсировать в рамках обязательств по Парижскому соглашению.

Во-вторых, такие участки нужны для сохранения биоразнообразия: они естественным образом служат резервными территориями, на которых сохраняется генетический потенциал.

Ранее о необходимости прояснить статус бывших сельскохозяйственных земель, которые за время запустения поросли лесным массивом, также говорили экологи.

Хозяйство за миллион

Земли будут вовлекаться в оборот естественным путем, если для тех, кто их возделывает, будут созданы необходимые условия, полагает большинство экспертов.

Пока же наличие большого количества «свободной» земли — это не проблема земли как таковой, а результат других проблем, с которыми сталкиваются современные фермерские хозяйства, рассказывает заместитель председателя Московского крестьянского союза, член Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России (АККОР), фермер Сергей Балаев.

— Давайте посмотрим на это с другой стороны. В стране резко сократилось количество фермерских хозяйств. Почему люди бросают хозяйства? Основная причина — фермерам недоступны деньги. Кредиты им не то чтобы не дают, но количество одобренных заявок по сравнению с заявками поданными несравнимо. При этом агрохолдингам, конечно, кредиты дают на раз, — рассуждает он.

Отсутствуют и доступные точки сбыта: сельскохозяйственных рынков недостаточно, на те, которые остались, попасть можно только через перекупщиков, но продажи там, скорее всего, не будут покрывать издержек, уверен собеседник издания: «Основные продажи идут через торговые сети, но вход туда для фермеров пока закрыт по целому ряду причин. От незаинтересованности в сотрудничестве со стороны сетей до сложностей с обращением со свежей продукцией — ее нужно хранить особым образом, реализовать в короткие сроки и так далее».

Сократить издержки можно, если развивать сельское хозяйство на землях, расположенных поблизости от крупных городов, где есть возможность наладить сбыт и обеспечена инфраструктура. Однако такие участки сегодня чаще всего рассматриваются как предназначенные под ИЖС, рассуждает глава Ассоциации крестьянских (фермерских) подсобных хозяйств и кооперативов Михаил Шконда.

— Это в том числе позиция муниципалитетов. В Ленинградской области есть прецеденты, когда такие земли фермерам предлагают в аренду за миллион рублей в год — понятно, что никакое хозяйство они там вести не смогут, — объясняет собеседник издания.

Кроме того, до сих пор сложно бороться с недобросовестными собственниками такой земли. По закону сельскохозяйственные земли могут использоваться только по прямому назначению. Если этого не происходит, земля застраивается или не возделывается вовсе, участок у владельца может быть изъят.

Однако для этого земли должны быть оформлены должным образом, объясняет фермер. Этого многие не делают — умышленно или просто потому, что получили их почти случайно в 1990-е и никогда не планировали ими заниматься.

Отследить таких владельцев, чтобы изъять у них участки для возвращения в оборот, сегодня крайне сложно.

Тем временем бесхозная земля зарастает лесом, а процесс ее рекультивации в сегодняшних условиях требует не только больших затрат, но и дополнительных согласований.

— В первую очередь нужно вырубить лес. Если земля государственная, вы не можете сделать это просто так. Вы должны разработать проект. Потом вы должны получить разрешение на вырубку.

Потому что иначе вам могут предъявить претензию за то, что вы вырубили лес. Если вы не вырубили лес, то вам тоже предъявят претензии.

Просто это будут разные органы — если лес стоит, вам предъявит претензии Россельхознадзор, а если лес срублен — накажет лесничество, — говорит Михаил Шконда.

Неучтенные миллионы

В первую очередь необходимо разобраться с тем, какая земля и в каком количестве имеется в России, уверена Наталья Шагайда.

— Все запутались с неиспользуемыми землями.

Но как их можно использовать, если миллионы гектаров и не представлены в пользование? И какие это могут быть сельхозугодья, если ими не пользуются? Если только сенокосы или пастбища, — рассуждает собеседница издания.

— Около 90% земли сегодня находится в государственной собственности, но участки не оформлены и не сформированы (без этого предоставлять их в собственность нельзя. — Прим. ред.).

Будет логично, если землю будут изымать у тех, кто ее не использует по назначению, и передавать государству, которое, в свою очередь, передаст землю фермерам, полагает Михаил Шконда.

Но с выделением земель уже сегодня есть проблемы на уровне муниципалитетов. По закону процесс находится в их ведении, и позиции местных властей сильно отличаются, говорят фермеры.

Где-то участки аграриям выделяются легко, где-то приходится действовать через суд.

В данной ситуации, если в оборот начнут возвращаться земли, остававшиеся в запустении, выиграть могут прежде всего крупные агрохолдинги, а не отдельные фермерские или крестьянские хозяйства.

Сегодня именно в собственности крупных игроков сконцентрирована большая часть сельскохозяйственных угодий, при этом потенциал дальнейшего увеличения земельного банка для них уже исчерпан.

Поэтому компании будут особенно заинтересованы в том, чтобы получить от государства новые участки — особенно если дорогостоящая рекультивация будет проведена за государственный счет, полагают и Наталья Шагайда, и Евгения Серова.

При этом небольшие хозяйства законом практически не защищены. В том числе нет никаких ограничений в отношении арендной платы, которую могут назначать крупные собственники небольшим хозяйствам, желающим воспользоваться их участками. Хотя постепенное возвращение земли в оборот должно осуществляться именно их силами.

— Для вовлечения земель в сельхозиспользование нужна общая благоприятная среда, позволяющая развиваться малому бизнесу в сельском хозяйстве.

Это защита собственности, низкие барьеры для выполнения государственных требований, доступ к субсидиям, хорошие дороги, низкие тарифы, налаженные каналы взаимодействия с крупным бизнесом. Именно от малого бизнеса в первую очередь зависит устойчивость сельского развития.

Главы этого бизнеса живут в селе в отличие от глав крупных агрохолдингов. Для первых это жизнь, для вторых — просто бизнес, — резюмирует Наталья Шагайда.

Источник: https://iz.ru/978156/evgeniia-priemskaia/oborotnaia-storona-zemli-pochemu-v-rossii-ostaiutsia-nevostrebovannymi-selkhozugodia

Правительство определило признаки неиспользуемых сельхозземель

Невостребованная земля сельхозназначения

Сейчас только в Центральной России не используется около половины всей площади сельскохозяйственных земель. Но теперь вопрос их изъятия будет решаться быстрее и проще.

Правительство четко определило признаки неиспользуемых сельхозземель.

Их активный ввод в оборот позволит дать новые рабочие места сельским жителям, увеличить поступление налогов в бюджет и существенно нарастить производство агропродукции.

Новые признаки неиспользуемых земельных участков утверждены правительством 18 сентября 2020 года. В сравнении с предыдущими от 2012 года, новые содержат более четкие и жесткие определения.

Так, раньше неиспользуемым считался участок, если на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы.

А сейчас, даже если на площади до четверти участка не ведется сельхоздеятельность, он все равно будет считаться неиспользуемым.

О плодородии сельхозземель позаботятся их собственники Кроме того, признаками неиспользуемых земель будет считаться наличие на половине (и более) площади участка зарастания сорными растениями, а на особо ценных продуктивных сельхозугодьях – более чем на 20%.

Нарушениями законодательства будут являться наличие на земельном участке постройки, имеющей признаки самовольной; загрязнение земельного участка химическими веществами; захламление земельного участка на площади 20 и более процентов и многое другое.

По состоянию на начало прошлого года общая площадь земель сельхозназначения Росреестр оценивал в 382,5 млн га, в том числе сельхозугодий – 197,7 млн га, говорится в госдокладе о состоянии и использовании земель в России в 2018 году. При этом, по разным оценкам, неиспользуемых сельхозземель в России насчитывается от 40 до 80 млн га.

В России насчитывается до 80 миллионов гектаров неиспользуемых сельхозземель – это пятая часть всех сельхозугодий

В Центральной России – Смоленской, Тверской, Вологодской, Ярославской, Кировской областях – не используется до половины площади пашни, подсчитывает первый заместитель председателя аграрного комитета Госдумы Владимир Плотников. “Это государственная задача – сделать так, чтобы земля работала – давала урожай, обеспечивала село дополнительными рабочими местами, а бюджет – налогами”, – считает он.

До 2030 года государство планирует ввести в оборот 12 млн га земель.

Как ранее поясняла заместитель председателя правительства Виктория Абрамченко, для этого предстоит провести масштабную инвентаризацию земель, выявить конкретные земельные участки, наиболее подходящие для сельского хозяйства.

Вкупе с другими мерами это поможет выполнить задачу по увеличению производства и экспорта продукции АПК к 2024 году почти в два раза – до 45 млрд долларов.

Инфографика “РГ” / Леонид Кулешов / Татьяна Карабут

В 2019 году самообеспеченность страны зерном, рыбой и рыбной продукцией превысила показатели доктрины продовольственной безопасности в полтора раза, напомнила Виктория Абрамченко. Она также отметила, что Россия достигла значений продовольственной безопасности практически по всем ключевым направлениям.

Дальнейшее увеличение производства сельхозпродукции в стране необходимо прежде всего для закрепления позиций России на мировом продовольственном рынке. Это позволит государству регулировать ситуацию с продовольствием и внутри страны.

Даже если возникнет чрезвычайная ситуация (погодные аномалии, коронавирус и т.д.), у государства всегда будут возможности “отщипнуть” недостающий объем продовольствия от поставок за рубеж.

Таким образом, дефицит продовольствия в России будет невозможен ни при каких вариантах.

Минсельхоз дополнительно поддержит фермерские хозяйства

И постановление правительства – часть этой работы. Более четкое определение признаков неиспользуемых сельхозземель позволит приступить к решению следующего этапа задачи – изъятию неиспользуемых сельхозземель, уверен Владимир Плотников. По его мнению, из-за расплывчатых формулировок закон об изъятии земель до этого момента не работал.

“И люди есть, и земля есть, а мы не можем ее взять, потому что некоторые “предприимчивые” люди вложили на момент приватизации в 90-х годах деньги в землю как в депозит. И теперь ждут, когда спекулятивным образом смогут обогатиться”, – категоричен депутат.

По его мнению, количество неиспользованных земель с момента начала земельной реформы в 1990-х годах только увеличивается. Тогда землю покупали по бросовым ценам, чтобы потом продать.

В итоге она либо не используется вовсе, либо задействована совсем не под сельское хозяйство, поясняет Плотников.

В подтверждение он приводит данные Росстата: в 1990 году засевалось 116 млн га, а в 2020 году (даже с учетом увеличения) чуть более 80 млн га.

Поэтому Плотников считает, что вести работу по вовлечению в оборот неиспользуемых сельхозземель надо жестче. Так, по его мнению, было бы справедливо, помимо прочего, ввести повышенный налог на землю в случае ее неиспользования – в пять-десять раз больше. Это будет стимулировать собственников либо обрабатывать землю, либо продавать.

Он считает также, что ввод в оборот земель могло бы отчасти снять проблему пожаров, которая в последние годы приобретает колоссальный масштаб. “Бурьян отлично горит. Была бы засеяна земля, проблем бы не было”, – поясняет он.

Полноценный ввод сельхозземель в оборот мог бы отчасти снять проблему пожаров – бурьян отлично горит

Между тем директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Наталья Шагайда считает, что неиспользуемых земель нет там, где они востребованы.

Не используются они лишь в тех регионах, где агробизнесу эти земли не принесут никакой прибыли. В этом смысле государству целесообразнее действовать не при помощи карательных мер, а, скорее, по заявительному принципу, считает она.

Если где-то на востребованных территориях человек обнаруживает заброшенный участок, он может обратиться в соответствующие органы, чтобы найти хозяина и при необходимости изъять его под сельхозпроизводство.

А повсеместно вводить контроль за неиспользованными сельхозземлями, по мнению эксперта, особого смысла нет. Да и найти собственников участков не всегда удается, добавляет Шагайда.

Фермерам станет проще строить жилье на сельхозземлях

Она напоминает, что в ходе сельхозпереписи 2016 года нашли сельхозпроизводителей, за которыми было закреплено 142,7 млн га сельхозугодий из 193 млн га. “Потерянными” оказались почти 50 млн га. Из тех земель, которые были закреплены за найденными во время сельхозпереписи производителями, использовалось 125 млн га. То есть не использовалось еще около 18 млн га.

“Задача по вводу в оборот сельхозземель поставлена президентом. И нам вполне по силам с этим разобраться и навести порядок”, – уверен, в свою очередь, Владимир Плотников.

Источник: https://rg.ru/2020/09/24/pravitelstvo-opredelilo-priznaki-neispolzuemyh-selhozzemel.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.