Нерациональное использование сельскохозяйственных земель

Содержание

Нецелевое использование земли: как решить проблему ?

Нерациональное использование сельскохозяйственных земель

Штрафы за нецелевое использование земли

Пользование земельными наделами должно осуществляться с соблюдением основных законодательных актов – Гражданского, Земельного кодексов, Федеральных, Региональных законов, постановлений и указов.

А за нарушение данных норм предусмотрена административная ответственность.

Так, за нецелевое использование земли граждане и организации могут не только заплатить штраф, но и потерять право пользования своей или арендованной землей.

В статье мы объясним, что значит нецелевое использование, как действовать в случае, если вы узнали о таком нарушении. А также расскажем о том, какой штраф предусмотрен за использование земли не по назначению и что делать, если вы получили «письмо счастья».

Нецелевое использование земли: что это и каковы последствия ?

В России земли разделены на категории, закрепленные в ст. 7 ЗК РФ. Там же указано, что они должны использоваться по их целевому назначению.

* О категориях земель и видах их разрешенного использования читайте в нашей статье https://prokadastr.com/kategorii-zemel/.

Данное положение содержится и в ст. 42 ЗК РФ, где сказано, что как собственники, так и прочие пользователи участков обязаны использовать земли в соответствии с их назначением способом, не причиняющим вред природе.

Так, например, пользователь земли сельхозназначения обязан ее обрабатывать, засеивать, скашивать или использовать для нужд сельского хозяйства, соблюдая законодательство в области землепользования и природоохраны.

Однако практически в каждом регионе встречаются случаи, когда частная или арендованная государственная земля:

  • не используется и фактически заброшена;
  • предназначена для индивидуального строительства, а построены гостиницы или многоквартирные дома;
  • предназначена для ведения сельхоздеятельности, а на ней расположены промышленные объекты.

Эти примеры и есть прямое нарушение земельного законодательства – нецелевое использование земель.
Ответственность за нарушение правил целевого использования предусмотрена Административным кодексом в ст. 8.8 КоАП.

Как проверить назначение земли ?

Если у вас возникают сомнения по поводу назначения земли, то посмотреть эту информацию можно в документах, например в свидетельстве о праве собственности, в выписках из ЕГРН или ЕГРП (выдавались до 2017 г.), а также онлайн на публичной кадастровой карте.

Выявление нарушений

Увидеть нарушения в использовании ЗУ может любой гражданин. А установить этот факт официально только инспектор по использованию и охране земель Росреестра. При этом ему потребуется провести проверку, составить акт обследования и вынести соответствующее постановление.

Проверка осуществляется по решению уполномоченного органа, а также при поступлении заявлений от любых лиц. Предварительно нарушителю направляется уведомление о планируемой проверке с указанием даты и времени ее проведения.

Проводить проверку может не любой инспектор. Его назначает только Управление Росреестра и выдает соответствующее распоряжение, в котором указываются данные инспектора, данные ЗУ, дата проверки и основание для ее проведения.

В ходе проверки инспектор вправе запрашивать любые документы, которые будут являться подтверждением прав на владение, пользование ЗУ, а также документы на объекты капитального строительства.

Штрафы за нецелевое использование земли

Административным кодексом предусмотрены штрафы, размер которых варьируется от 2 тысяч до 700 тысяч рублей. Сумма зависит от следующих факторов:

  1. Категория нарушителя (физ. лицо, ИП или организация).
  2. Категория земель и ее назначение.
  3. Площадь.
  4. Кадастровая стоимость.

Напомним, что кадастровая стоимость (КС) значительно отличается от рыночной, а определить ее может только представитель бюджетного учреждения, созданного в каждом субъекте РФ.

Узнать КС можно непосредственно в Росреестре, заказав соответствующую выписку из ЕГРН, а также на сайте Кадастровой палаты, воспользовавшись электронным сервисом «Выписка из ЕГРН о кадастровой стоимости» или публичной картой. Для последних 2 вариантов необходимо знать кадастровый номер участка и заполнить необходимые поля.

*Все о кадастровой стоимости: почему важно ее знать и как добиться пересмотра читайте здесь https://prokadastr.com/kak-snizit-kadastrovuju-stoimost/.

Размер штрафа для участков с КС считается в процентном соотношении, минимальный 0,1 %, а максимальный 10%. А если КС не определена, то платить придется фиксированную сумму, назначенную уполномоченным лицом.

Пример

Иванов владеет ЗУ, предназначенным для строительства индивидуального дома. Однако в течение 7 лет никаких действий, направленных на целевое использование участка, он не совершал.

Согласно ст. 8.8 КоАП РФ размер штрафа составляет 1-1,5 % от КС, но не меньше 20 тыс. рублей, а если КС не определена – от 20 т. р. до 50 т. р.

Если КС составит, например, 350 000 р. то штраф согласно процентному соотношению будет от 3 500 до 5 250 рублей. Но он не может быть меньше 20 т. р.

Таким образом Иванов должен заплатить штраф в размере 20 тысяч р.

Размеры штрафов для каждой категории земель и землепользователей

В таблицах ниже представлены размеры штрафных санкций для каждой категории земли и землепользователей.

1) За неиспользование или нецелевое использование сельхоз. земель (п. 2 ст. 8.8 КоАП РФ):

2) За неиспользование или нецелевое использование сельхозземель, полученных по результатам аукциона или решению суда о его изъятии из-за неиспользования по назначению (п. 2.1 ст. 8.8. КоАП РФ):

3) За неиспользование или нецелевое использование земель под ИЖС, садоводство и огородничество (п. ст. 8.8. КоАП РФ):

4) За неиспользование или нецелевое использование земель иной категории (п. 1 ст. 8.8 КоАП РФ):

При обнаружении нарушений в использовании земельного участка орган местного самоуправления, в лице инспектора по земельным делам, может наложить соответствующий штраф. А в случае неоплаты он вправе подать иск в суд с целью изъятия земли.

Что делать, если пришел штраф ?

После получения такого штрафа землепользователь должен оплатить его в течение 2 месяцев и устранить нарушения, т.е. начать строительство, засеять поля или другим образом использовать участок согласно его категории и назначению.

Также закон допускает перевод земли из одной категории в другую. Т.е. если, например, на участке для сельскохозяйственного использования построен завод по производству моющих средств, то следует изменить назначение на «Земли промышленности».

Однако, даже если вы устраните нарушения любым способом, то оплатить штраф все равно придется. Иначе он увеличится в 2 раза, и вместо 10 тысяч будет 20 тыс. рублей.

Если предписание уполномоченного органа было проигнорировано, то участок могут изъять. И не важно каким образом он был получен – куплен, приватизирован или унаследован. Если не по назначению используется арендованная земля, то договор аренды расторгается досрочно.

Обжалование штрафа

Безусловно, любые действия должностных лиц и вынесенные ими постановления можно обжаловать. Не исключение и штраф за нецелевое использование ЗУ. Но не стоит сразу, получив постановление, бежать в суд с иском. Скорее всего вы получите отказ в удовлетворении требований.

В первую очередь, стоит внимательно ознакомиться с выявленными нарушениями и обдумать правомерность ваших действий или бездействия. Ели вы считаете, что размер штрафа значительно превышен или, что исполнять предписания закона было невозможно, то тогда пишите заявление в Росреестр и при необходимости в Администрацию поселения.

Полученные ответы можно предоставить в суд вместе с иском. Это будет свидетельствовать о том, что вы не намеренно нарушили закон и пытались урегулировать вопрос без судебного разбирательства.

Пример

Примером может послужить дело, рассмотренное в 2017 г. в одном из районных судов Республики Башкортостан. Получив участок под ИЖС, гражданин А. на протяжении 6 лет ничего не строил. Участок пустовал, но был огорожен.

Инспектором была проведена плановая проверка и он вынес постановление об административном нарушении и назначил штраф в размере 10 тыс. р. Гражданин А. был не согласен, поскольку строительство не производилось из-за отсутствия коммуникаций и подъезда к участку.

Он написал 2 заявления с обоснованием причины (в Росреестр и Администрацию).

Получив два отказа, гражданин А. обратился в суд, предоставил документы на участок, межевой план, ситуационный план и письменные отказы.

Суд, проанализировав доводы участников дела, материалы дела, и опираясь на Российское законодательство установил, что проведение коммуникаций и подъезда обязанность администрации, согласно договора купли-продажи. И учел тот факт, что участок не был заброшен – территория ограждена и облагорожена. Заявление было удовлетворено, а Администрация была обязана исполнить свои обязательства.

Как избежать штрафа за нецелевое использование земли ?

Чтобы инспектор по земельным вопросам не выписал вам штраф, необходимо всегда соблюдать предписанные законом нормы:

  • Использовать участок по назначению или своевременно перевести его в другую категорию;
  • При эксплуатации земли не наносить вред природе и окружающей среде;
  • На сельхозземлях хотя бы раз в 3 года скашивать траву или осуществлять другую разрешенную деятельность.

Если вам нужна помощь квалифицированных инженеров, чтобы перевести ваш участок из одной категории земли в другую, решить вопросы, связанные с нецелевым использованием земли, тогда оставьте заявку на сайте Центрального кадастрового бюро. Мы свяжемся с вами в самые короткие сроки, ответим на интересующие вопросы и решим поставленные задачи.

Источник: https://prokadastr.com/necelevoe-ispolzovanie-zemli-kak-reshit-problemu/

Механизм ввода в оборот нерационально используемых земель сельскохозяйственного назначения

Нерациональное использование сельскохозяйственных земель

Черепанова, В. О. Механизм ввода в оборот нерационально используемых земель сельскохозяйственного назначения / В. О. Черепанова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 14 (252). — С. 206-208. — URL: https://moluch.ru/archive/252/57742/ (дата обращения: 24.10.2020).



За годы реформирования земельных отношений категория земель сельскохозяйственного назначения в РФ претерпела самые значительные изменения. При этом сформировавшаяся в советское время система рационального использования земель нарушена, а новый учет и система рационального и эффективного их использования не разработаны.

Выявлены огромные площади, которые по официальной статистике Росреестра числятся пашней, а на деле давно не пашутся и стали залежью. Перепись выявила, что фермеры используют 43,3 млн га земли, а не 28,8 млн, как показывает Росреестр; и наоборот, за хозяйствами населения, согласно данным Росреестра, закреплено 77,3 млн га земли, а переписчики нашли только 14,3 млн [1].

Общая площадь неиспользуемых сельхозугодий составляла в 2016 году 97,2 млн га или 44 % всех сельскохозяйственных угодий страны. В ходе переписи не удалось найти собственников и пользователей примерно 50 млн га, хотя официально эти земли числятся за сельхозпроизводителями [1].

Краснова И. О. считает: «В первую очередь состояние земель сельскохозяйственного назначения остается неудовлетворительным из-за отсутствия нормативно правовой базы в области охраны земель сельскохозяйственного назначения.

Проводимые в стране преобразования земельных отношений, не привели к улучшению использования земель, снижению неблагоприятных антропогенных воздействий на почву, вызывающих развитие процессов деградации почв или процессов, способствующих этому» [2].

Основные недостатки нерационального использования обусловлены различными причинами, Сёмочкин В. Н. выделяет следующие:

− отсутствие экономически и научно обоснованного, утвержденного проекта и последовательности практической реализации его комплексного решения, связанного с разработкой мелиоративных мероприятий;

− отсутствием систематизированных требований к выбору объектов освоения и установлению очередности их проведения, а также рекомендаций по учету этих требований на каждой стадии проектирования использования земель;

− недостаточная классификация условий и причин неиспользования земель в процессе формирования земельных массивов неиспользуемых земель;

− недостаточной разработкой методов и предпроектных решений по распределению государственных финансовых и материальных ресурсов на цели освоения и использования земель как на высшем (региональном) уровне, так и на уровне муниципальных районов и отдельных хозяйств [2];

Из вышесказанного становится ясно, что разработка комплекса мер, связанных с освоением неиспользуемых земель и вовлечением их в сельскохозяйственный оборот невозможна без планово-прогнозных документов (государственных целевых программ, субсидий, комплексных схем землеустройства).

На сегодняшний день существенным недостатком нерационального использования земель является то, что разработка мероприятий по освоению и вводу в оборот земель сельскохозяйственного назначения ведется обособленно от других мероприятий. А именно нет единого проектирующего документа, который определял бы последовательность методики как для региональных, так и для муниципальных органов власти, который мог бы решить многие вопросы данной сферы.

Анализируя данное положение нерационально используемых земель сельскохозяйственного назначения, была выведена следующая методика вовлечения неиспользуемых земель изображена на рисунке 1:

Рис. 1. Меры по улучшению ситуации нерационального использования земель с/з назначения

С учетом вышесказанного следует сделать выводы что, из-за малого финансирования и недостающей заинтересованности органов государственной власти мероприятия по охране и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения уменьшаются. Вследствие чего площадь сельскохозяйственных угодий значительно сокращается или используется не по назначению.

На данный момент мероприятий по охране и рациональному использованию земель сельскохозяйственного назначения недостаточно, а действующие меры не эффективны.

Проведение и обновление государственной политики в сфере, направленной на ввод земель сельскохозяйственного назначения, поможет рационально использовать земельные ресурсы данной категории и в целом поднять уровень агропромышленного комплекса страны.

Принимая во внимание действующие нормативно правовые документы по охране и рациональному использованию земель, по статистике приведенной в данной статье недостаточно эффективны, на сегодняшний день механизм улучшения ситуации нерационального использования земель сельскохозяйственного назначения требует доработки в законодательстве.

Литература:

  1. Ляшок, В. Тенденции и вызовы социально-экономического развития / Ляшок В., Узун В., Хромов М., Цухло // Мониторинг экономической ситуации в России. — 2017. — № 21 (59). — С 3–5.
  2. Краснова, И. О. Земельное право. Элементарный курс: моногр. / И. О. Краснова. — М.: Юристъ; Издание 2-е, перераб. и доп., 2015. — 270c.
  3. Сёмочкин, В. Н. Территориальные особенности организации рационального землепользования в условиях освоения неиспользуемых земель / В. Н. Сёмочкин, П. В. Афанасьев, М. Е. Анисимова // Московский экономический журнал. — 2019. — № 1. — С. 87–92.

Основные термины(генерируются автоматически): сельскохозяйственное назначение, рациональное использование земель, нерациональное использование земель, га земли, земля.

Рассмотрены рациональноеиспользованиеземель как фактор правового обеспечения охраны земель

Ключевые слова: землисельскохозяйственногоназначения, правовая охрана

К подтоплению земель также может привести нерациональная деятельность человека, в…

Рациональноеиспользованиеземельсельскохозяйственногоназначения имеет огромную социально-экономическую роль в развитии Республики Саха (Якутия). Аграрный сектор является составляющей экономики Якутии.

Например, права и обязанности субъектов, использующихземлисельскохозяйственногоназначения отличаются от прав и

Государственное управление в сфере использования и охраны земель осуществляется как в отношении всех категорий земель, так и в отношении…

Дана характеристика нецелевого использованияземельсельскохозяйственногоназначения.

Согласно статье 77 Земельного кодекса Российской Федерации землямисельскохозяйственногоназначения признаются земли, находящиеся за границами…

Ключевые слова: почва, земля, законодательство, охрана земель, рациональноеиспользование, землисельскохозяйственного

Площадь несельскохозяйственных угодий в структуре земельсельскохозяйственногоназначения составляет 186 млн. га.

Рациональноеиспользованиеземельсельскохозяйственногоназначения будет служить основным критерием оценки эффективности управления на государственном, региональном и муниципальном уровне. Основным критерием эффективности сельскохозяйственного

охрана земель, сельскохозяйственноеназначение, экономический механизм обеспечения охраны земель, действенный экономический механизм, обеспечение охраны земель, земля, Украина, рациональноеиспользование

сельскохозяйственноеиспользование, сельскохозяйственноеназначение, РФ, земля, сельскохозяйственное производство

Соответственно, рациональноеиспользованиесельскохозяйственныхземель, с точки зрения реализации системного подхода, имеет целью…

Если земельныйучасток используется с нарушением установленных земельным законодательством требований рациональногоиспользованияземли, повлекшим за собой существенное снижение плодородия земельсельскохозяйственногоназначения или…

Источник: https://moluch.ru/archive/252/57742/

Фото Олега Спивака

Земля – это ценный государственный актив, то есть точно такой же инвестиционный ресурс, как углеводороды, сырьевые запасы, ценные металлы. Говоря на языке бизнеса, земля – это товар. С 1 июля 2016 года стартует её продажа. Цель продажи – рациональное использование.

Но уже сейчас в обществе высказываются различные опасения, которые вызваны больше незнанием нового земельного законодательства. На сайте Службы центральных коммуникаций при Президенте РК опубликованы наиболее актуальные вопросы, волнующие всех казахстанцев, и ответы на них из официальных источников.

Иллюстрация СЦК

Иллюстрация СЦК

Иллюстрация СЦК

Нерациональное использование сельскохозяйственных земель означает, что земля используется способами, которые ведут к значительному снижению плодородия почвы либо земля вообще не используется.

Рациональное использование земель сельхозназначения регулируется Правилами рационального использования земель сельскохозяйственного назначения, утверждёнными приказом и.о. Министра национальной экономики РК от 27 марта 2015 года № 268.

Факты нерационального использования земель сельхозназначения устанавливаются при проведении работ по госконтролю за использованием и охраной земель.

При выявлении таких фактов на лиц, допустивших нарушения, применяются меры административного воздействия, вплоть до изъятия.

Если в течение года землепользователь нерационально использует земельный участок, то ему выписывается предписание об устранении нарушений. Если за год ситуация не изменится, то местные исполнительные органы направляют исковое заявление в суд об изъятии данного земельного участка.

В аукционе имеют право участвовать все граждане и юридические лица Республики Казахстан, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РК.

Иностранцы, лица без гражданства,иностранные юридические лица, не могут участвовать на аукционах по продаже земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Зарубежные инвесторы, а также иностранные граждане могут принять участие лишь в конкурсах, где будет реализовываться земельный участок сельхозназначения с предоставлением права аренды на срок до 25 лет.

На приграничных территориях какая-либо продажа земель иностранцам вообще запрещена.

Фото Олега Спивака

Потому что сельское хозяйство является капиталоёмким производством, зависимым от природных факторов, и имеет сезонный характер воспроизводства.

В отличие от промышленного производства работа на земле даёт меньшую отдачу на вложенный капитал и первые 15 лет пойдут на то, чтобы окупить затраты. Поэтому срок аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения определён до 25 лет.

Стоимость конкретного земельного участка определяется в соответствии с базовыми ставками платы за земельные участки.

К базовым ставкам применяются поправочные (повышающие или понижающие) коэффициенты в зависимости от качественного состояния земельного участка, его местоположения, водообеспечения, удалённости от центров обслуживания и т.д.

К примеру, чем дальше земельный участок от населённого пункта, объекта инфраструктуры, тем ниже понижающий коэффициент.

Расчёт производится индивидуально по каждому земельному участку.

Цена земельного участка при реализации через аукцион будет определяться, в первую очередь, через аукцион, предусматривающий повышение кадастровой (оценочной) стоимости земельного участка.

При этом, если по итогам двух аукционов участок не будет реализован, то он будет выставлен на аукцион, предусматривающий понижение цены участка от кадастровой стоимости до установленного минимального порога (50 % от кадастровой стоимости).

Фото Олега Спивака

Средства, поступающие от продажи государством земельных участков сельскохозяйственного назначения в частную собственность, зачисляются в Национальный фонд и используются в установленном законодательством Республики Казахстан порядке, то есть в соответствии с бюджетным законодательством.

Земли сельхозназначения передаются в аренду казахстанцам на 49 лет. Если арендатор захочет выкупить арендуемый участок, то он имеет первоочередное право на покупку этой земли. При этом продажа осуществляется без аукциона – по льготной цене (на 50%) и с рассрочкой на 10 лет. Но это только при добросовестном использовании земли.

Местными исполнительными органами запланирована в текущем году реализация в частную собственность посредством торгов 1,7 млн. гектар сельскохозяйственных земель по всей республике.

Исключение составляют города Астана и Алматы, поскольку генеральными планами указанных городов развитие сельского хозяйства не предусматривается.

В настоящее время во всех регионах ведутся подготовительные работы для реализации с 1 июля сельскохозяйственных земель по новым поправкам в земельное законодательство.

Приобретение иностранным гражданином земельных участков сельскохозяйственного назначения в частную собственность исключено.

В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Земельного кодекса Республики Казахстан, иностранцы, а также юридические лица, в уставном капитале которых доля иностранцев составляет более чем пятьдесят процентов, могут обладать земельными участками сельскохозяйственного назначения только на праве временного землепользования на условиях аренды сроком до двадцати пяти лет.

Иллюстрация СЦК

Источник: https://www.facebook.com/notes/informburokz/%D0%B2%D1%81%D1%91-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%82%D1%8C-%D0%BE-%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BC-%D0%B7%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%BC-%D0%BA%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BA%D1%81%D0%B5/1906137396279264/

Правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения

Нерациональное использование сельскохозяйственных земель

Рациональное использование земель – неотъемлемая часть законодательства на сегодняшний день, включающий в себя требования как по охране природы, так и по максимальной нагрузке производства в сельском хозяйстве.

При этом такие требования законодательства не имеют краткосрочного характера и направлены на получение эффекта в течение десятков лет.

Потому текущим распорядителям земельных участков они могут показаться слишком иррациональными, но, тем не менее, их неукоснительное соблюдение очень важно для общего состояния земель и природы.

Рациональное использование земли: понятие и цели

Многие авторы, определяя рациональность в землепользовании, отмечают, что данное понятие включает в себя как экономическую рентабельность, так и охрану эксплуатируемой земли и прилегающих природных объектов в целом. Таким образом, можно выделить две составляющие данного понятия:

  • экономическая;
  • экологическая.

К сожалению, правила рационального использования земель сельскохозяйственного назначения в законодательстве, направленные на регулирование указанных составляющих, представляют их как нечто взаимно не связанное. Это вызывает сложности в применении права в указанной сфере. Между тем обеспечение обеих составляющих на практике также не представляется возможным полностью.

Использование земли, как и любого другого природного ресурса, сопряжено с нагрузками на природу и с причинением ей вреда. Полностью безвредное производство на сегодняшний день считается невозможным.

Из-за этого определены цели, которые устанавливают рациональность землепользования. К таким целям относятся:

  1. Учёт природных условий и экономических показателей на соответствующей территории.
  2. Обеспечение интересов общества в целом.
  3. Эффективность производственного процесса.
  4. Охрана качественных характеристик земель и их воспроизводство.

Указанные цели всегда неизменны и их обеспечение зависит от технологической развитости производства, экономического уровня, потребностей общества.

Мероприятия по обеспечению рациональности в землепользовании

Для обеспечения рационального землепользования владельцы земельных наделов либо предприятия, занимающиеся сельскохозяйственным производством, осуществляют определенные мероприятия. Такие мероприятия условно принято подразделять на следующие виды:

  1. Мероприятия по землеустройству. Они направлены на специализацию земельных наделов в зависимости от их экономических возможностей.
  2. Агротехнические приёмы ведения хозяйства. К ним относятся применение удобрений и прогрессивных технологий в культивировании растений.
  3. Инженерно-технические приёмы. Примером таких мер могут послужить осушение или разведение лесополос.

Такие мероприятия подлежат оценке согласно нормам местного и федерального законодательства, а также плана землеустройства, который разрабатывается местными администрациями на определённый период времени.

Однако улучшение качества сельскохозяйственного производства не является достаточной мерой для обеспечения рационального использование земель сельскохозяйственного назначения.

Для разгрузки имеющихся в использовании земельных наделов регулярно осуществляется восстановление запущенных и ставших непригодными к сельскому хозяйству угодий, а также осваивание нетронутых земельных участков.

Вместе с тем расширение ресурсной базы для сельского хозяйства не является основанием для предельных нагрузок уже имеющихся земель. Причиной, по которой могут быть расширены земли под сельхозпроизводство, является лишь потребность населения.

Освоение новых земельных угодий

Помимо потребностей населения в сельскохозяйственных продуктах, сельхозугодья подлежат расширению за счёт целинных земель различных неиспользуемых фондов лишь при наличии следующих условий:

  1. Расширение вызвано необходимостью восполнения фонда сельхозугодий вследствие отбора их части для иных нужд (расширение границ городов, создание могильников и т. д.).
  2. Развитие промышленного производства, требующего большего количества сельскохозяйственной продукции.
  3. При консервации земель сельхозугодий вследствие истощения почвы, создание лесных угодий в пределах населённых пунктов.

Освоение новых земель под нужды сельского хозяйства не может являться спланированным или разовым мероприятием. Это происходит постепенно и неравномерно по территории России. Основным критерием являются нужды отдельных хозяйствующих субъектов.

Чем быстрее происходит технологическое обновление производства, тем больше природных ресурсов оно начинает потреблять. Именно в этой ситуации необходимо применение норм экологического контроля, которые направлены на недопущение ухудшения экологического состояния, что в дальнейшем ведёт к снижению экономической рентабельности земли.

Мониторинг и охрана земель

Для предварительной, текущей или же итоговой оценки состояния земельных угодий сельского хозяйства проводиться мониторинг. Помимо самого наблюдения и оценки, сущность мониторинга заключается в прогнозировании состояния земли в будущем при текущей нагрузке.

Целью мониторинга является выявление данных для снижения нагрузки на земельный ресурс или наоборот, смещения действующего стандарта в пользу большей эксплуатации. Обычно такой мониторинг проводится специальными государственными службами в составе местных администраций.

Мониторинг за состоянием земель является неотъемлемой частью охраны земель. Охрана земель представляет собой целый комплекс мероприятий агротехнического, экономического и правового характера, без которых осуществление рационального землепользования представляется невозможным.

Основными признаками, по которым определяется нерациональное землепользование, являются:

  • различные виды эрозии;
  • засоление;
  • засорение промышленным мусором;
  • иссушение;
  • затопление;
  • засорение горной почвой.

В зависимости от наличия тех или иных признаков усталости земельных угодий и применяются меры по охране земель.  Оценка эффективности таких мер производится исходя из непосредственного улучшения состояния почвы, повышения урожайности и качества сельскохозяйственной продукции.

Методы охраны земель

По своему характеру методы охраны земель подразделяются на следующие виды:

  1. Методы правовой охраны, которые заключаются в разработке и внедрении законодательства, в том числе экологических стандартов, обязательных для всех владельцев земельных угодий.
  2. Методы экономического воздействия на распорядителей земель, которые заключаются в компенсировании нанесённого земле ущерба в денежном выражении.
  3. Методы по устройству землепользования направлены на определение режима эксплуатации ресурсов, разработку программ и стандартов предельно допустимых норм нагрузки на те или иные земельные участки.
  4. Разработка инженерных решений в качестве метода охраны земель заключается в создании гидротехнических сооружений, методов экономии воды и улучшения состояния почвы.
  5. Биологические методы стали интегрироваться и применяться сравнительно недавно. Они направлены на улучшение качества почвы путём внедрения в её состав различных биоэлементов, восстанавливающий естественное плодородие земли.

Однако наличие подобных мер не считается достаточным. Главным условием обеспечения охраны земель является непрерывный контроль над деятельностью как отдельных граждан, так и производственных предприятий.

Контроль над рациональным землепользованием

Подобный контроль осуществляется на многоуровневой основе, и первым звеном является сам субъект хозяйственной деятельности. Ведь будь то человек или юридическое лицо, главным для него при эксплуатации земельных ресурсов является экономическая целесообразность. Но контрольные функции государства всё-таки остаются неотъемлемым и обязательным условием такого контроля.

На данный момент в Российской Федерации функцию по осуществлению учёта и мониторинга за состоянием земельных угодий осуществляет служба кадастра. Именно на это учреждение возложены полномочия по осуществлению контроля над соблюдением субъектами использования земельных ресурсов законодательства.

Однако их полномочия ограничены лишь административными методами, когда как в законодательстве имеются положения об имущественной и уголовной ответственности виновных лиц. В подобных случаях в качестве контролирующих органов выступают учреждения юстиции и прокуратура.

В основном деятельность таких органов направлена на пресечение и предупреждение нарушений в сфере рационального использования земель путём проведения периодических проверок, привлечения виновных лиц к ответственности.

Помимо контрольных полномочий, кадастровая служба ответственна за периодические проверки качества почвы. Главным образом проводятся геоботанические обследования, целью которых является оценка экономической выгодности использования того или иного земельного участка. Таким образом определяется, обеспечивается ли должное рациональное землепользование в том или ином конкретном случае.

Значение рационального землепользования

Меры по охране земель дают возможность обеспечить наиболее экономически выгодную эксплуатацию при минимальных нагрузках на природу.

Вместе с тем они  позволяют повысить продуктивность земель, тем самым обеспечить удовлетворение большего количества потребностей населения.

Такие меры способствуют повышению эффективности не только землепользования в сельском хозяйстве, но и в сфере добычи полезных ископаемых.

В целом, рациональное землепользование дает обществу:

  • эффективное экономическое производство;
  • оптимальный расход природных ресурсов;
  • охрану земель от негативного воздействия производственного процесса;
  • постепенное освоение новых ресурсных баз;
  • интенсивное землепользование.

Указанные цели достигаются путем мероприятий охраны земель и обеспечения рационального землепользования. Однако применение таких методов и осуществление мероприятий должно быть исключительно правовым, то есть соответствовать требованиям законодательства.

Требования законодательства в сфере рационального землепользования

Основным законодательным актом в сфере обеспечения рациональности эксплуатации земельных ресурсов является Федеральный Закон РФ «Об охране окружающей природной среды».

Данный закон устанавливает обязательный характер рационального пользования природными ресурсами, в том числе и земельными участками.

Так, согласно статье 3 указанного закона все субъекты производственного процесса обязаны соблюдать принцип рационального использования природных ресурсов и охраны природы.

Таким образом, законодатель выделяет данный процесс в категорию самостоятельной деятельности хозяйствующих субъектов.

Кроме того, установленная уголовная ответственность, административные санкции и имущественные обязательства хозяйствующих субъектов, определённые в законодательстве, также подчеркивают важность и значимость обеспечения рациональности расхода ресурсов для хозяйствующих субъектов.

В законодательстве не содержится конкретного определения понятия рационального пользования. Имеются лишь цели, методы обеспечения, которые и воспринимаются на практике как обязанность хозяйствующих субъектов. Указанные цели и методы представляют собой лишь практическое выражение обязанностей лиц. То есть конкретно установить, обеспечивает ли тот или иной комплекс мер необходимый результат.

По этой причине оценку можно дать лишь по следующим характеристикам:

  • экономическая прибыльность;
  • сохранение земельного фонда.

К сожалению иных характеристик оценки деятельности хозяйствующих субъектов на данный момент не разработано.

Источник: https://ZhiloePravo.com/zemlya/ratsionalnoe-ispolzovanie.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.