Недостатки кадастрового способа уплаты налога

Проблемы определения кадастровой стоимости земли при имущественном налогообложении

Недостатки кадастрового способа уплаты налога


В статье проводится анализ проблем определения кадастровой стоимости при налогообложении имущества. Предложены направления решения обозначенных проблем.

Ключевые слова: имущество, налог, налогообложение, земля, кадастровая стоимость.

Одним из главных элементов современной экономики считается недвижимое имущество. Не имея недвижимости, субъекты рыночных отношений не могут осуществлять предпринимательскую, и иную хозяйственную деятельность.

В последние годы интерес к недвижимости постоянно возрастает, поскольку данный сегмент экономики стал стремительно развиваться и набирать обороты.

Одним из видов недвижимого имущества считаются земельные участки, которые также являются и объектом гражданского оборота.

Проведение адекватной и обоснованной оценки земли — это одно из важных условий для нормального развития экономики страны, поскольку земля является основой для экономической и производственной деятельности.

Кадастровая стоимость — это довольно специфическая стоимость, которая выступает альтернативой рыночной стоимости, в случаях, когда не существует возможности проведения оценки индивидуально для каждого земельного участка и учета всех его особенностей.

Поскольку концепция кадастровой оценки неразрывным образом связана с концепцией государственной системы налогообложения, то налоговая система должна быть приведена в состояние, когда решающую роль будет играть кадастровая оценка.

В настоящее время в Налоговом Кодексе Российской Федерации предусмотрены следующие имущественные налоги: налог на имущество физических лиц, налог на имущество юридических лиц и налог на землю. Налогооблагаемой базой по каждому из данных налогов являются различные стоимости, это: инвентаризационная стоимость, балансовая стоимость и кадастровая стоимость [3].

Отсутствие определенного системного подхода ведет к тому, что затрачиваемые на проведение кадастровой оценки информационные, финансовые и кадровые ресурсы используются, как правило, без должной ответственности и малоэффективны. Поэтому в настоящее время российское государство остро нуждается в реальной и достоверной экономической оценке ее активов, которыми оно располагает.

Кадастровая стоимость формируется в результате проведения оценки большого массива объектов.

Сущность массовой оценки проявляется в формировании результатов проведения анализа рынка недвижимости, то есть анализа достаточно большого количества реальных сделок, перечня различных факторов, оказывающих влияние на стоимость объектов и учета с использованием специальных формул их влияния в количественном выражении.

Данная задача считается из области прикладной математической статистики. Поэтому для того, чтобы определить кадастровую стоимость земельных участков законодательно был выбран сравнительный метод оценки, когда один участок оценивается по аналогии с иными, рыночная стоимость которых уже известна. Очевидно, что такая методология может использоваться только при развитом рынке.

В Российской Федерации более 90 % земель являются государственными и муниципальными, значительная часть из них не может принимать участие в обороте, а площадь земельных участков, которые проданы из них, составляет лишь тысячные доли процента [4]. Кроме того, у нас в стране не принято декларировать цены уже коммерческих сделок, которые уже состоялись.

Для того, чтобы выйти из такой ситуации, в процессе проведения оценки для формирования исходной базы было предложено использовать:

– существующие на рынке недвижимости цены предложений, причем из любых доступных источников;

– субъективные мнения оценщиков — экспертов;

– рыночную оценку объектов, проведенную специально приглашенными для этого профессиональными оценщиками.

Однако данная методика приводит к нарушению системности и целостности методологии проведения кадастровой оценки, в том числе снижает ее качество и достоверность.

Используя некорректные исходные данные, можно получать значения кадастровой стоимости земельного участка, которое плохо поддается экономическому обоснованию: или очень далекое от его рыночной стоимости, или превышающие ее в несколько раз.

Дело в том, что кадастровая оценка земельного участка не должна быть ни завышенной, ни заниженной, так как объект оценки может потерять, в первом случае, — своего инвестора, во втором случае, — стимулы к его рациональному использованию, и тогда утвержденные кадастровые цены на земельные участки можно использовать только в фискальных целях, то есть для исчисления земельного налога, а не для управления недвижимостью.

В связи с этим расчет кадастровой стоимости проводится с использованием специального программного обеспечения, алгоритмы программ которого являются закрытыми даже для специалистов, которые занимаются земельными вопросами.

А, следовательно, ответить на вопрос налогоплательщиков о том, из каких параметров формируется цена на объект, насколько эта цена достоверна, непредвзята, сопоставима, справедлива и насколько она соответствует рынку, просто некому.

При этом землепользователям довольно проблематично обжаловать уже утвержденные результаты кадастровой оценки.

Таким образом, проблемой является то, что поскольку кадастровая стоимость регулирует важнейшие имущественные, правовые, финансовые, а также и налоговые отношения, то проведение ее следует оптимизировать.

Для этого необходимо процедуру кадастровой оценки сделать более открытой и публичной, а также понятной для населения. Также следует разработать более ясные и экономически обоснованные методики для проведения расчетов с привлечением профессиональных оценщиков.

И еще довольно значимым моментом является то, что для использования кадастровой оценки в других целях, например, для территориального планирования, необходимо создать единую юридическую основу понятия «зонирование территории», при этом необходимо сформулировать довольно четкие требования к исходным данным, в том числе и по обязательному набору исходных данных, которые обеспечивают градостроительную ценность земельных участков [4].

Следует также отметить, что итоги кадастровой оценки земельных участков, причем всех категорий касаются интересов всех пользователей и собственников в России. После того, как был введен налог на недвижимое имущество, количество лиц, которые заинтересованы в данной информации, возросло.

Население страны имеет личный интерес в объективности и достоверности результатов проведенной оценки, в том числе в справедливости налоговой нагрузки для всех категорий граждан страны. Для решения данных проблем необходимо качественно подготовить и обработать исходную информацию об объектах недвижимости.

Земельный налог, который уплачивается гражданами в бюджет, используется на восстановление или обновление местной инфраструктуры, а также он составляет довольно существенную долю бюджета.

Следовательно, население страны видит, куда направляются выплаченные средства и могут контролировать данный процесс через свои выборные органы.

Политика государства, которая направлена на увеличение сборов от земельного налога, должна основываться на принципах справедливости в распределении сборов между социальными группами или слоями населения в стране, кроме того, очень важно учитывать и тяжесть налогового бремени. Собираемость земельного налога в последние годы растет, но проблемы с базой их начисления по-прежнему остаются. Отсюда и растет количество собственников земли, арендаторов и пользователей ее, которые недовольны результатами оценки земли.

С целью решения представленных проблем можно предложить мероприятия, направленные на совершенствование проведения государственной кадастровой оценки земли:

1. Процедуру кадастровой оценки сделать более публичной и открытой, а также понятной для землепользователей, поскольку использование закрытого программного обеспечения приводит к недоверию со стороны населения и потере стимула для собственников недвижимого имущества;

2. Провести уточнения и экономически обосновать методику проведения расчета кадастровой стоимости земли.

Для реализации этого, необходимо привлекать как профессиональных оценщиков, так и российских научных организаций, которые занимаются теорией оценки;

3. Выявить все конкретные заявленные цели при проведении кадастровой оценки, решение которых связано с кадастровой стоимостью земельных участков;

4. Уточнить сроки исполнения работ, чтобы у оценщиков появилась возможность более качественно проводить оценку и соответственно предоставлять и более точные результаты;

5. Систематизировать исходные данные, а также сформировать конкретные требования к набору исходных данных об объектах недвижимости.

В заключении следует сказать, что актуализация результатов проведения кадастровой оценки земель разных категорий является довольно важным мероприятием.

Методика проведения оценки, также требует совершенствования, которое должно быть направлено на увеличение достоверности и качества проведения земельно-оценочных работ, и также адекватное распределение налогового бремени между землепользователями.

Литература:

Источник: https://moluch.ru/archive/263/61099/

Актуальные вопросы по имущественным налогам — Audit-it.ru

Недостатки кадастрового способа уплаты налога

Гусаров Д. Ю., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Ранее мы уже не раз обращались к теме имущественных налогов – налогу на имущество (уплачиваемому исходя из кадастровой стоимости по объектам недвижимости) и земельному налогу (см., например, материалы А. А. Суркова «Об уплате земельного налога по участку с более чем одним видом разрешенного использования», О. П.

Гришиной «Уплата налога на имущество организациями и ИП в рамках УСНО»). И это не случайно, поскольку «упрощенцы» платят данные налоги наравне с плательщиками налога на прибыль.

В консультации мы также проанализируем ряд вопросов, связанных с исчислением и уплатой названных налогов: эти нюансы нужно учесть при составлении налоговой отчетности в текущем, 2018 году.

Законодательные новации 2019 года

Вначале несколько слов скажем о законодательной новации, которая будет действовать с 1 января 2019 года в отношении и налога на имущество, и земельного налога. Федеральным законом от 03.08.

2018 № 334-ФЗ «О внесении изменений в статью 52 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» внесены поправки в ст. 378.2 и 391 НК РФ: в первой – в новой редакции изложенп. 15, во второй – добавленп. 1.1.

Эти поправки касаются налоговой базы – кадастровой стоимости налогооблагаемых объектов недвижимости и являются идентичными. Их суть такова.

1. Если изменились количественные и (или) качественные характеристики объекта налогообложения, повлиявшие на его кадастровую стоимость, – изменения учитываются при определении налоговой базы, начиная со дня внесения в ЕГРН соответствующих сведений.

2.

Если кадастровая стоимость объекта налогообложения изменилась в результате выявления в ЕГРН технической ошибки (а также при исправлении ошибок, допущенных при ее определении (при уменьшении кадастровой стоимости), на основании решения комиссии, рассматривающей споры, или суда (если при определении кадастровой стоимости использовались недостоверные сведения)) – изменения учитываются с даты начала применения измененной стоимости для целей налогообложения.

3. Если кадастровая стоимость изменилась на основании установления рыночной стоимости объекта налогообложения (по решению комиссии по рассмотрению споров или суда) – изменения учитываются при определении налоговой базы с даты начала применения для целей налогообложения спорной кадастровой стоимости.

Как разграничить движимое и недвижимое имущество?

Разграничение имущества на движимое и недвижимое – острый вопрос для плательщиков налога на имущество (поскольку четких критериев законодательством не установлено). «Упрощенцы» в данном случае не являются исключением.

В связи с этим заслуживает внимания Письмо от 02.08.2018 № БС-4-21/14968@, в котором специалисты ФНС указали, на наш взгляд, на универсальный критерий для отнесения того или иного объекта к недвижимому имуществу, подлежащему налогообложению по кадастровой стоимости.

Как пояснили авторы письма, при разрешении обозначенного вопроса налогоплательщикам следует руководствоваться положениями гражданского законодательства. В частности, согласно ч. 2 ст. 130 ГК РФ вещи, не относящиеся к недвижимости, признаются движимым имуществом. В свою очередь, исходя из ч.

1 названной статьи к недвижимым вещам относятся земля, недра и все, что тесно связано с землей. При этом право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи фиксируются в ЕГРН (ч. 1 ст. 131 ГК РФ, Федеральный закон от 13.07.

2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ)).

К сведению: к недвижимым вещам также относятся жилые и нежилые помещения и предназначенные для размещения транспортных средств части зданий или сооружений (машино-места), если границы таких помещений, частей зданий или сооружений описаны в установленном порядке. Федеральным законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Таким образом, запись в ЕГРН об объекте имущества, по мнению налоговиков, имеет определяющее значение для квалификации вида объектов имущества (движимое или недвижимое). Соответственно, если такой записи в реестре нет, но имущество отвечает требованиям Гражданского кодекса, то оно признается недвижимым при условии, что данный факт подтверждают:

  • проектная или иная документация на создание объекта и (или) о его характеристиках;
  • документы технического учета или технической инвентаризации;
  • разрешение на строительство или введение в эксплуатацию.

Помимо разъяснений, приведенных в Письме ФНС России № БС-4-21/14968@, полагаем, «упрощенцам» стоит обратить внимание на Письмо от 21.12.2017 № БС-4-21/26114@, в котором специалисты налогового ведомства, анализируя вопрос о налогообложении инженерных сетей, входящих в состав здания, облагаемого налогом исходя из кадастровой стоимости, отметили следующее.

Источник: https://www.audit-it.ru/articles/account/tax/a37/962968.html

Объясните способы уплаты налогов в бюджет

Недостатки кадастрового способа уплаты налога

⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒

В налоговой практике существует 3 способа уплаты налогов: кадастровый, уплаты у источника, уплаты по декларации.

1.Кадастровый предполагает использование кадаства, т.е. реестра который содержит перечень типичных объектов обложения классифицируемых по внешним признакам и устанавливает среднюю доходность объекта обложения. В зависимости от объектов налогообложения кадастры подразделяются на домовые, промысловые, земельные. Особенности этого способа:

-доходность объектов обложения определяет государство

– сумма налога для физических лиц рассчитывают налоговые органы, поэтому отчетность по налогам для физ.лиц не устанавливается. Юр.лица сами рассчитывают величину налогового оклада и отчитываются по налогу в установленные сроки.

– перечисление налога производят сами плательщики при этом физ.лица могут вносить платежи наличными деньгами.

– уплата налога не связывается с фактом получения дохода и его величиной, даже если налогоплательщик не получил доход от эксплуатации объекта обложения, обязан уплатить налог.

– сроки уплаты налога не зависят от момента получения дохода, поэтому установлены фиксированные даты платежей. Недостатки кадастрового способа:

– уровень доходности объекта обложения установлены в кадастре по внешним признакам часто не соответствует реальному доходу.

– составление кадастра и его обновление является трудоемкими процессами, что увеличивает издержки по сбору налогов.

– твердой ставки налога приводят к регрессивности обложения

Преимущества:

– Простота налоговой техники при расчете суммы налога

– невозможность для налогоплательщика уклонится от уплаты налога или занизить объект обложения

2.Уплата у источников наз. Так потому, что все операции по оценке, учету и расчетом налогов осуществляющие без участия налогоплательщика у источника получения доходов.

Особенности:

1.Наряду с основными субъектами налоговых отношений появляется третий субъект посредник сборщик налогов, который называется налоговым агентов. В качестве налогового агента выступает физ. и юр. лицо предоставляющее возможность налогоплательщику получить доход.

2.начисление, удержание из дохода налогоплательщика перечисление налогов в бюджет, составление налоговой отчетности осуществляет налоговый агент.

3. обязательство по уплате налогов возникают только при получении дохода

4.сроки уплаты налога связаны с моментом получения дохода, причем изъятие налога осуществляется до получения налогоплательщиком своего дохода.

Преимущество:

1.обязанности налоговых органов ограничиваются налоговым контролем, поэтому не требуется большая численность налоговых работников, а следовательно издержки по сбору налогов данным способом относительно не велики.

2.исключает возможность уклонения налогоплательщика от уплаты налогов

3.уплата налогов предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, т.е. официального заявления о полученных доходах.

3. Особенности уплаты по декларации

1. налоговую базу определяет сам налогоплательщик

2. оклад налога устанавливают налоговые органы на основании данных декларации о доходах. На практике сумма налога рассчитывает сам налогоплательщик, а налоговый инспектор проверяет и вносит изменения в расчет при необходимости.

3.налогоплательщик самостоятельно перечисляет налоги в бюджет и предоставляет отчет ы в налоговые органы в установленные сроки.

4.возникновение обязательств по уплате налогов может быть связано или не связано с фактом получения доходов, второй случай имеет место при налогообложении по твердым ставкам предпринимателей функционирующих без образования юр.

лица налогоплательщика обязаны внести в бюджет установленные суммы налогов в независимости от того получен ли доход и в каком размере.

В остальных случаях если налогоплательщик не получен доход, то не возникает обязанностей по внесению налогов в бюджет.

5. в отличии от изъятия налога у источника в данном случае сначало налогоплательщика получения дохода а затем уплачивает налог, кроме случаев обложения по твердым ставкам ИП.

Недостатки:

Возможность уклонения налогоплательщика от уплаты налогов через сокрытие объектов обложения и занижение налоговой базы.

⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒Дата добавления: 2016-11-02; просмотров: 313 | Нарушение авторских прав | Изречения для студентов

Источник: https://lektsii.org/8-88362.html

Методы налогообложения и способы уплаты налогов

Недостатки кадастрового способа уплаты налога

Способы взимания налогов. Существует три способа уплаты налога. Налоги могут взиматься следующими способами: кадастровый; «у источника»; по декларации.

Кадастровый способ уплаты налогов. Кадастровый способ подразумевает разбивку объектов налогообложения на группы по определенному признаку. Перечень этих групп и их признаки заносятся в специальные справочники.

Для каждой группы установлена индивидуальная ставка налога. При этом методе считается, что признаки, по которым классифицируются объекты, могут являться показателями доходности объекта или служить показателем уровня доходов владельца.

В кадастре устанавливаются признаки, по признакам назначаются разряды обложения, объекты разносятся по этим разрядам.

Такой метод характеризуется тем, что величина уплачиваемого налога не зависит от реальной доходности объекта, а момент уплаты налога не привязан к моменту получения дохода. Примером такого налога может служить транспортный налог.

Способ уплаты налога -«у источника»-.Такой способ уплаты налога предполагает, что обязанность по исчислению налога, его удержанию из начисленного дохода и перечисление в соответствующий бюджет лежит на лице, выплачивающем доход. Поэтому уплата налога производится до получения дохода.

Налогоплательщик сам не рассчитывает сумму налога, он получает доход за вычетом налога. Например, налог на доходы физических лиц. Этот налог выплачивается предприятием или организацией, на которой работает физическое лицо, т. е. до выплаты, например, заработной платы из нее вычитается сумма налога и перечисляется в бюджет.

Остальная сумма выплачивается работнику.

Способ уплаты налогов по декларации.Налоговая декларация представляет собой документ в виде письменного заявления от налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах.

В налоговой декларации указываются источники полученных доходов, налоговые льготы и исчисленная сумма налога, а также другие данные, связанные с исчислением и уплатой налога.

Характерной чертой такого метода является то, что выплата налога производится после получения дохода лицом, получающим доход. Примером может служить налог на прибыль организаций.

Методы налогообложенияпредставляют собой установление зависимости между величиной ставки налога и размером объекта налогообложения. Существует четыре метода налогообложения:равный; пропорциональный;прогрессивный;регрессивный.

Метод равного налогообложенияПри методе равного налогообложения все налогоплательщики уплачивают одинаковую сумму налога, эта сумма не зависит от имеющегося в их собственности имущества или от величины полученного ими дохода.

Налоговая ставка совпадает с налоговым окладом.

Такой метод налогообложения используется достаточно редко, так как не учитывает платежеспособности налогоплательщика и считается несправедливым, примером применения метода равного налогообложения могут быть некоторые местные налоги и сборы, например сбор за уборку территорий и т. д.

Пропорциональный метод налогообложения.Пропорциональный налог забирает одинаковую часть от любого дохода, т. е. предусмотрена единая ставка для доходов любой величины. Налоговая ставка при этом может быть как в долевой, так и в твердой форме.

Метод прогрессивного налогообложения.Прогрессивный налог — это такой налог, в котором с увеличением объекта налогообложения растет ставка налога. Налог возрастает быстрее, чем прирастает доход.

Такая ситуация складывается в тех случаях, когда имеется несколько шкал налоговых ставок для разных по величине доходов. Величина ставки зависит от размера объекта налогообложения (дохода или имущества).

Например, чем больше доход, тем выше ставка налога и тем больше сумма налога, подлежащая уплате в бюджет.

Метод регрессивного налогообложения.Суть метода регрессивного налогообложения заключается в том, что для более высоких доходов устанавливаются пониженные ставки налога.

Регрессивный налог характеризуется взиманием более высокого процента с низких доходов и меньшего процента с высоких доходов. Это такой налог, который возрастает медленнее, чем доход.

Например, таким налогом в Российской Федерации является единый социальным налог (ЕСН).

7. Понятие налоговой политики, ее цель, задачи и основные направления.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Три типа налоговой политики государства1)Политика максимальных налогов. При этом повышение налогов тем не менее обычно не сопровождается ростом государственных доходов.2)Политика разумных налогов.

Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.3)Налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите.

При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Налоговая стратегия преследует следующие задачи:

экономические – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

социальные– перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

фискальные – повышение доходов государства;

• международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Налоговая тактика государства ежегодно реализуется в законе о бюджете на год и представляет собой реализацию налоговой стратегии государства в текущем периоде, основанную на тех же принципах, но на краткосрочном этапе.

Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета.

Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном итоге – к экономическому кризису.

Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов.

Источник: https://cyberpedia.su/4x9bd0.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.