Не дают земельный участок

Как получить землю от администрации — отвечает юрист

Не дают земельный участок
Pixabay.com

Купить землю для бизнеса или строительства своего дома можно по бесплатным объявлениям. Но сколько случаев, когда даже внимательные покупатели попадаются на удочку мошенников. Зачем испытывать судьбу, если участок можно взять в аренду у администрации, а обойдется это в разы дешевле. Плюсом ко всему, его можно потом оформить в собственность за смешные деньги.

Рассказываем, как можно легко это сделать…ну почти легко.

Принять участие в аукционе

Начнем с того, что в пределах населенного пункта есть участки разной формы собственности: принадлежащие муниципалитету, региону и федеральные земли. Каждой категорией распоряжается соответствующий орган — администрация, управление или министерство региона, Росимущество.

В каждой категории есть участки под различные нужды. Но для постройки домов, т.е. с видом разрешенного использования ИЖС, только в муниципальной собственности. Поэтому и получать землю для этого нужно в администрации.

Стандартный способ — участие в торгах

Время от времени на официальном сайте муниципалитета администрация выставляет объявления об аукционах на право аренды земельного участка.

Какие участки выставляются на аукцион:

  • находящиеся в пределах муниципального образования;
  • поставленные на учет;
  • с официально оформленными границами.

Их выдают гражданам на 49 лет для строительства дома с возможностью последующего оформления в собственность.

Сам аукцион проходит по принципу: кто больше предложил, тот и забирает лот. При этом начальная цена около 2% от кадастровой стоимости, каждый шаг обычно не более 0,5% кадастровой стоимости.

Принцип участия в аукционе, простыми словами:

  • отправляем заявку и прикладываем документы;
  • предлагаем стоимость;
  • ждем результатов.

Побеждает тот, кто предложил больше. Если победитель отказывается и в течение 30 дней не предпринимает действия по оформлению договора, лот передается предпоследнему участнику по величине ставки.

Таким образом, можно взять в аренду любой участок, главное, обязательно перед этим нужно его посмотреть, так как часто землю дают в аренду на отшибах или в не особо привлекательных районах.

Самому инициировать аукцион

Если все участки, которые выставлены на аукционе, не подходят, можно самому инициировать торги. Действовать нужно по следующей схеме.

  • Ищем на публичной кадастровой карте участок, находящийся в муниципальной собственности с ВРИ «для ИЖС», который нам подходит.
  • В режиме онлайн узнаем ограничения, наложенные на участок. Для этого прямо в карточке объекта нажимаем на кнопку получения справочной информации и формируем запрос.
  • Если есть ограничения в виде аренды или ипотеке, такой вариант нам не подходит. Ищем дальше.
  • Когда мы нашли нужный участок, свободный от обременений, заказываем на него выписку из ЕГРН. Это обязательно, так как публичная кадастровая карта не всегда содержит актуальную информацию. За выписку придется заплатить, придет она не позднее трех дней с даты направления запроса.
  • Если все нас устраивает, подаем заявление в администрацию на проведение аукциона. Ответ поступит в течение 30 дней. При этом обязательно нужно указать цель использования участка и представить копию паспорта и квитанцию о внесении задатка.
  • При положительном решении муниципалитета выигрываем торги и забираем уже понравившийся нам участок.

Этот способ сложнее, но позволяет выбрать именно тот участок, который подходит вам. Но есть риск, что по аукциону не вы станете победителем и лот уйдет другому.

Важно знать! Независимо от способа получения земельного участка в аренду, строительство нужно начать в течение 3-х лет. В ином случае вас могут привлечь за неиспользование участка, что влечет прекращение договора аренды.

Можно ли получить участок без торгов

Да, можно. Без торгов земельные участки предоставляются отдельным категориям граждан:

  • многодетным и молодым семьям;
  • инвалидам, пенсионерам, ветеранам боевых действий;
  • отдельным льготным категориям.

Список может меняться в зависимости от муниципальных правовых актов и действующих программ, например, земля выдается при участии в программе Дальневосточный гектар.

Другой способ, это соответствовать требованиям, предусмотренным ч.2 ст. 39.6 Земельного кодекса. Они связаны с назначением земельного участка и порядком его использования.

Вот только несколько случаев:

  • для КФХ;
  • для развития территории;
  • при изъятии земли;
  • для сенокошения и выпаса скота.

Но чтобы не тратить время, можно приобрести участок в рассрочку в рамках проекта «Мой гектар». Участок площадью 1 гектар можно получить по стоимости всего от 100 000 рублей. При этом все юридические нюансы решает компания, а вы только наслаждаетесь своей покупкой.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/id/5ca49620d677b400b3b8a98b/kak-poluchit-zemliu-ot-administracii--otvechaet-iurist-5e40f640bf8d3263221b44cb

Основания для отказа в предоставлении земельного участка

Не дают земельный участок

Законодательство в отношении отказов в предоставлении земельных участков является достаточно неясным. Существует множество несоответствий и неточностей. Так, к примеру, Земельный кодекс Российской Федерации в отношении оснований отказа во многом противоречит как федеральному законодательству, так и большинству законов регионального уровня.

При подаче заявления следует изучать испрашиваемый участок, не находится ли он в пределах природной зоны или особо охраняемой территории, нет ли на нем каких-либо ограничений в обороте, не включен ли он в генеральные планы администрации по использованию подведомственной территории.

В любом случае, администрация обязана дать мотивированный отказ с ссылкой на федеральное или местное законодательство. Любой отказ можно будет в дальнейшем обжаловать в судебном порядке.

Законодательство

Основания для отказа в предоставлении земли государством или муниципалитетом перечислены в статье 39.16 Земельного кодекса РФ.

К примеру, участок может быть ограничен в обороте либо на землю могут быть исключительные права покупки у других лиц.

Также земельный надел может быть изъят для государственных и муниципальных нужд, что должно быть подтверждено документацией по территориальному планированию, инвестиционными программами и так далее.

Еще одно основание для отказа в предоставлении земли содержится в части 1-ой статьи 34 Закона № 171-ФЗ, по которому земельный участок, принадлежащий государству или муниципалитету и в отношении которого до 1 марта 2015 года было принято решение о предварительном согласовании месторасположения объекта, на протяжении 3-ех лет с момента принятия такого решения не предоставляется без проведения торгов лицу, если оно отсутствует в указанном решении.

До 1 января 2020 года у субъектов РФ есть право отказывать в предоставлении земельного надела без проведения торгов по основаниям, предусмотренным законодательными актами данных субъектов РФ, которые обязательно необходимо было принять не позже 1 января 2016 года (пункты 31, 32 статьи 34 Закона № 171-ФЗ).

Основания для отказа в предоставлении земли

Государственный или муниципальный орган может отказать в предоставлении земельного участка без проведения торгов, если есть одно из оснований, определенных статьей 39.16 Земельного кодекса РФ.

Приведем несколько первых:

  • Если заявление о предоставлении земельного участка подало лицо, не имеющее по земельному законодательству права на покупку земельного участка без организации торгов;
  • Если указанный в заявлении надел предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, кроме ситуаций, когда заявление подал обладатель таких прав или было подано заявление о предоставлении земли, включенной в перечень для нужд оборонной промышленности и безопасности;
  • Если указанный участок по заявлению предоставлен организации с некоммерческими целями, сформированной гражданами в целях ведения огородничества, садоводства, дачного хозяйства либо комплексного изучения земли для строительства жилья;
  • Если указанный участок содержит здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, принадлежащие физическим и юридическим лицам, муниципалитету и государству.

Наиболее популярные отказы в предоставлении земли, которые являются необоснованными:

  • Испрашиваемый участок находится в красных линиях. Красные линии – это существующие или планируемые границы зон общего использования, границы земельных наделов с линиями электропередач, линиями связи (также линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автодороги, железнодорожные пути и прочие такого плана сооружения.
  • Расположение земли в пределах границ природного комплекса. Данное основание не будет являться причиной отказа в предоставлении земли в собственность.
  • Нахождение земли в границах территории, которую планируют объявить особо охраняемыми природными зонами. Земли в пределах таких территорий не ограничиваются в обороте по федеральному законодательству, но не по ЗК РФ. По российским законом такие земли следует резервировать.
  • Расположение земли в рамках производственной территории, которая подлежит реорганизации. Только, если государство или муниципалитет для своих нужд примет решение о резервировании таких земель.

Согласно таким договорам земельные участки допускается использовать по-разному:

  • В целях размещения объектов инфраструктуры, постройка которых необходима для лица, заключившего договор – земли, предназначенные для строительства таких объектов должны быть предоставлены указанному гражданину или организации;
  • В целях размещения объектов инфраструктуры, обеспечить строительство которых обязуется орган государственной власти или местный муниципалитет, заключивший договор. Земли, предназначенные для строительства таких объектов должны быть выделены уполномоченному на строительство лицу (к примеру, по государственному или муниципальному контракту).

Помимо всего сказанного, на подлежащей развитию застроенной земле может быть здание, сооружение, которым владеют на праве собственности другие лица, а также земли, ранее выделенные другим лицам.

14 пункт рассматриваемой статьи 39.16 ЗК РФ предусматривает отказ в случае указания в заявлении целей использования участка, которые не являются разрешенными для данного земельного участка. Рассматривая такой заявление, государственный орган учитывает все возможные виды разрешенного использования земли, определяемые для территориальной зоны градостроительными регламентами.

Важно отметить, что в перечисленном списке оснований отсутствует такое основание, как необходимость образования земельного участка. Суть в отсутствии земельного участка, как объекта права, в случае, если он не был образован, то есть его границы не были очерчены, ему не были присвоены собственные характеристики, которые позволяют его выделить в индивидуально определенную вещь.

Решение об отказе

Отказ оформляется постановлением администрации муниципального образования или государственного органа:

  • В «шапке» постановления: слева дата вынесения решения, населенный пункт по центру и номер постановления справа;
  • По центру ниже указывается «Об отказе в предоставлении земельного участка, расположенного по адресу…»;
  • Далее фабула постановления, в которой прописывается, как правило, следующая информация: на основании публичных слушаний, проведенных уполномоченным органом – комиссией по землепользованию и застройке администрации (указывается наименование администрации), протокол № 1 от (дата), по заявлению (ФИО заявителя), о предоставлении разрешения на выдачу земельного участка, расположенного по адресу (адрес земельного участка), в соответствии с Земельным кодексом РФ, Градостроительным кодексом РФ, Правилами землепользования и застройки (наименование населенного пункта), утвержденными Решением Совета (наименование местного муниципалитета) от (дата и номер решения), Генеральным планом (название населенного пункта), утвержденным решением (наименование населенного пункта) от (дата и номер решения), руководствуясь Уставом (название населенного пункта) п о с т а н о в л я ю: “Отказать в предоставлении разрешения на выдачу земельного участка, расположенного по адресу (указывается адрес земельного участка) для целей, указанных в заявлении на предоставление земельного участка. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы (название местного муниципалитета) и ФИО.”
  • Постановление вступает в силу со дня его подписания.

Внизу постановления слева прописывается глава (название местного муниципалитета), а справа ФИО главы муниципалитета, ставится печать и подпись.

Порядок обжалования отказа в предоставлении земли

Процедура представляет собой стандартную подачу искового заявления в суд.

От имени гражданина или организации составляется и подается иск «о признании незаконным отказ в предоставлении земельного участка» на администрацию района, отказавшую в предоставлении земельного участка.

В исковом заявлении истец указывает и разъясняет суду весь процесс подачи заявления на предоставление земельного участка, излагает цели предполагаемого использования земли.

В просительной части истец на основании изложенного, считая данный отказ незаконным, просит обязать администрацию предоставить испрашиваемый участок.

Далее суд либо отказывает в удовлетворении иска, либо удовлетворяет его. Если же суд решит удовлетворить иск за отсутствием законных оснований в предоставлении земли, администрация будет вынуждена принудительно выделить участок гражданину.

Отказ же суда в удовлетворении исковых требований будет основан на законности и абсолютной обоснованности принятия решения об отказе в предоставлении земельного участка администрацией.

Решение может быть обжаловано в суде апелляционной инстанции по гражданским делам в течение 30 дней со дня принятия мотивированного решения.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/predostavleniye/osnovaniya-dlya-otkaza.html

Основания для отказа в предоставлении участка из государственных и муниципальных земель без проведения торгов

Не дают земельный участок

Согласно ст. 39.16 ЗК РФ определены основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.

Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;

2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);

3.1) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен некоммерческой организации для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, за исключением случаев обращения с заявлением члена этой организации либо этой организации, если земельный участок является земельным участком общего пользования этой организации;

4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации; 5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства; 6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;

7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;

8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;

9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном освоении территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;

10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном освоении территории или договор о развитии застроенной территории, предусматривающие обязательство данного лица по строительству указанных объектов;

11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.

11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.

11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;

13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;

14) разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования такого земельного участка, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории;

14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;

15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса;

17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;

18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;

19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;

20) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, не установлен вид разрешенного использования;

21) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок не отнесен к определенной категории земель;

22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;

23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции;

24) границы земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом “О государственной регистрации недвижимости”;

25) площадь земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, превышает его площадь, указанную в схеме расположения земельного участка, проекте межевания территории или в проектной документации лесных участков, в соответствии с которыми такой земельный участок образован, более чем на десять процентов;

26) с заявлением о предоставлении земельного участка, включенного в перечень государственного имущества или перечень муниципального имущества, предусмотренные частью 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”, обратилось лицо, которое не является субъектом малого или среднего предпринимательства, или лицо, в отношении которого не может оказываться поддержка в соответствии с частью 3 статьи 14 указанного Федерального закона.

Других оснований для отказа, законодательством не предусмотрено. 

Вы имеете право обжаловать Отказ в предоставлении земельного участка в судебном порядке.Вашу ситуацию надо рассматривать по Вашим конкретным документам. Рекомендую обратиться на консультацию к нашим специалистам. Юридическая группа МИП составит для Вас все необходимые документы. Скидка по промокоду «МИП». Если Вы находитесь в другом городе, то Вы можете отправить сканы или фото документов на электронный адрес: nm@advokat-malov.ru . По стоимости услуг, Вам ответят в письме или обратитесь по телефону +7 (499) 229-84-53 г. Москва, Старопименовский переулок 18 nm@advokat-malov.ru http://advokat-malov.ru/kontakty.html

Внимание! Скидки по промокоду больше не актуальны

Сайботалов Вадим Владимирович29.07.2019 19:34

Источник: https://advokat-malov.ru/zemleustrojstvo/osnovaniya-dlya-otkaza-v-predostavlenii-uchastka-iz-gosudarstvennyh-i-municipalnyh-zemel-bez-provedeniya-torgov.html

Закон есть, а толку — нет. Почему многодетные не могут получить участки?

Не дают земельный участок
В 2011 году Дмитрий Медведев на посту президента России подписал закон №138 ФЗ, по которому многодетные семьи могли безвозмездно получать земельные участки для строительства жилья.

С реализацией его в Краснодарском крае возникли трудности — земли на всех, по уверениям властей, не хватает. А тем, кому повезло получить участки, достаются голые куски земли без необходимой инфраструктуры: электричества, газа, воды и дорог.

«АиФ-Юг» решил разобраться в ситуации при помощи специалистов.

Земля без инфраструктуры

Закон, по которому многодетным должны предоставлять земельные участки под индивидуальное жилищное строительство, существует. И по нему землю должны выдавать с уже готовой инженерной инфраструктурой: возможностью подключить воду, газ, электричество, с проложенными дорогами. Но по факту происходит вовсе не так — даже если семьи получают земли, построить дом на них практически невозможно: без дорог не подъедешь, без воды не замесишь раствор, без электричества не поставишь бытовку. Значит, стройматериалы и инструменты попросту разворуют. В Краснодаре несколько крупных массивов для многодетных стояли без коммуникаций долгие годы, в 2018 году появился просвет — в хуторах Копанском, Октябрьском, Новом, посёлке Лазурном и станице Старокорсунской разработана и прошла государственную экспертизу проектно-сметная документация по строительству дорог, сетей электро-, газо-, водоснабжения и канализации. Кое-где уже успели подвести коммуникации, остальные — ждут. Но землю многодетным дают не только в краевом центре.

«Нам предоставили земельные участки под строительство в 2012 году, — рассказывает Екатерина Бражникова из Туапсинского района. — 24 надела находятся на окраине, дороги — даже гравийной — нет, добраться можно только на «Ниве».

Электричества тоже нет — нам говорят, что мощностей не хватает, хотя рядом проходит линия электропередач на 10 кВ. Сколько раз обращались к местным властям — уже руководители много раз поменялись, а толку нет.

Последний ответ: «Кубаньэнерго» выставили счёт за подключение по 1,5 млн рублей, неужели сами собрать не можете?».

По словам женщины, во всех инстанциях к многодетным отношение хамское, мол, государство и так на вас потратилось, участки выделило, а вы ещё инфраструктуру требуете.

Ирина Аксёнова из станицы Гостагаевской города-курорта Анапы четыре года наблюдала из окна своего дома, как многодетные семьи пытались строить дома на выделенных участках.

«Ни воды, ни света, ни газа — ничего, — рассказывает женщина.

 — Четыре года люди стройматериалы тачками возили. Жалко мне людей стало — обратились во все инстанции, написали письма. И только после того, как о проблеме рассказали по федеральному телеканалу, дело сдвинулось с мёртвой точки.

Уже у четырёх семей свет есть, подключают воду».

В 2014 году в станице Гостагаевской выделили земельные участки для многодетных семей.

Через год на них построили 1,6 км водопроводных линий, 1,2 км осветительной линии, километр ЛЭП, дорога длиной 1,4 км, газопровод протяжённостью 2,3 км, насосная станция второго подъёма, ливневые канализации, трансформаторная подстанция, проложили тротуары. Но местные власти не смогли сдать инженерные сети Госстройнадзору, в итоге 50 млн бюджетных рублей оказались потраченными впустую.

Власти Анапы уверяют, что попали в замкнутый круг — Госстройнадзор, чтобы принять инженерные сети в эксплуатацию, требует, чтобы всё работало — горели уличные фонари и т.д. А «Кубаньэнерго», в свою очередь, не включает, пока не сдадут в эксплуатацию.

Необеспеченные необходимой инфраструктурой земельные участки выдают многодетным семьям в Славянске-на-Кубани, других городах и районах Краснодарского края.

Что делать?

С 2011 года в Краснодарском крае муниципалитеты предоставили многодетным семьям более 15 тысяч земельных участков под строительство индивидуальных жилищных строений, но только небольшая часть из них имеет инженерную инфраструктуру. В итоге построить дома и сдать их в эксплуатацию сумели лишь 1,4% получивших землю. Почему так происходит и как всё-таки разрешить проблему, обсудили на круглом столе в региональном штабе Общероссийского народного фронта.

По поводу коммуникаций на выделяемых участках для многодетных семей у местной власти ответ один: «Рады бы, да денег нет». Глава Славянского городского поселения Александр Коновалов рассказал, что в массиве, где выделены участки для многодетных, для обеспечения инфраструктурой нужны более полумиллиарда рублей по ценам 2012 года.

На данный момент освоены 254 млн, других свободных земель в городе нет.

На круглом столе привели пример — годовой бюджет Вельяминовского сельского поселения Туапсинского района составляет 11 млн рублей. Это на всё про всё. Здесь составили проект массива на 50 семей, посчитали стоимость подведения коммуникаций — вышло 400 млн руб.

, по восемь млн на семью.

Начальник отдела соцзащиты семьи, материнства и детства министерства труда и социального развития Краснодарского края Вера Голыба рассказала, что сейчас на Кубани живут 74 302 семьи, в которых воспитываются 245 тысяч детей.

Каждый год количество многодетных в крае увеличивается на 10%, а в очереди на земельные участки стоят почти 23 тысячи семей. При этом выдавать получается не больше тысячи участков в год.

И с каждым годом проблема становится всё острее — земли просто не хватает, особенно в краевом центре и курортных городах».

Сертификат вместо участка

По подсчётам Законодательного собрания края, чтобы одним разом обеспечить земельными участками с инфраструктурой всех, кто сейчас стоит в очереди, необходимо около 80 млрд рублей — огромные по меркам краевой казны деньги.

Сейчас законодатели рассматривают возможность выделения вместо земли жилищного сертификата, пока идут только расчёты, но если сумма выдачи составит 620 тысяч рублей, то бюджет израсходует на решение вопроса 16,5 млрд рублей.

«Проект закона мы разослали вице-губернаторам, — рассказал заместитель председателя Законодательного собрания Краснодарского края Сергей Усенко. — И почти от всех получили положительный ответ. Но где взять на это деньги? Без федерального финансирования этот вопрос в крае не решить».

В региональном Минфине сообщили, что готовы рассмотреть вопрос о сертификатах в случае, если предоставят расчёты. Сейчас же в крае беспрецедентные средства направляют на строительство школ и детских садов.

Отчасти краевые власти сами поставили себя в сложные условия в 2013 году, когда приняли закон, по которому многодетной семья считается по младшему ребёнку. То есть пока младшему из трёх и более детей не исполнится 18, можно претендовать на участок. И во всей России такие условия только на Кубани.

К тому же сейчас земельные участки многодетным отдают в аренду — сначала на десять лет, потом её продлили на 20 лет. Одно из предложений — сразу предоставлять землю в собственность.

Тогда вопросами создания инфраструктуры должны будут заниматься не муниципальные органы власти, а естественные монополии — по закону они обязаны подводить коммуникации к сформированным посёлкам.

Правда, без недовольных в любом случае не обойтись — если власти придут к решению выдавать денежные сертификаты вместо земли, в выигрыше окажутся те, кто получил земельные участки в крупных городах. В отдалённых районах края десять соток часто стоят гораздо меньше 620 тысяч рублей, а в Краснодаре, Сочи, Геленджике, Анапе — больше.

Проблема ясна — есть закон, по которому многодетным положены определённые льготы, но фактически он почти не работает — и тому, наверное, есть объективные причины.

Но виноваты в этом не люди, которые годами стоят в очередях, а получают в итоге кусок земли, где не то что строиться, проехать к нему сложно.

Раз законодатели придумали закон, значит, должны найти способ его реализации — это их работа, за которую они получают хорошие зарплаты из наших налогов.

«Если мы создали закон, то он должен работать, — сказал глава регионального исполкома ОНФ в Краснодарском крае Сергей Костылев. — Если же он не работает, давайте его пересматривать, но открыто, понятно и прозрачно для всех».

Компенсация как альтернатива

«Большинство муниципалитетов признаются, что не могут выполнить обязательства перед многодетными семьями из-за высокой стоимости затрат по обустройству самих участков и подъездов к ним, — комментирует ситуацию депутат Государственной Думы Светлана Бессараб. — Стоимость подключения одного участка колеблется от 2,4 до восьи млн рублей, что, конечно, несоизмеримо с размером муниципальных бюджетов.

Даже при поддержке края районные бюджеты не справляются с поставленной задачей. Вместе с тем проблема требует решения. В настоящее время Законодательное собрание разрабатывает региональный законопроект, который предполагает введение в крае «семейного капитала» для многодетных семей как возможной альтернативы предоставления земельных участков.

Эксперты ОНФ считают, что сегодняшние меры поддержки и сроки движения в очереди по обеспечению земельными участками не решают реальные жилищные проблемы. Кроме того, земельные участки в Краснодаре и в северных районах края не сопоставимы по стоимости. По результатам обсуждения активом ОНФ будут подготовлены соответствующие общественные предложения».

«Закон есть, но он практически не работает, — говорит мама четверых детей, президент межрегионального союза общественных объединений многодетных семей Светлана Недилько. — И денежная компенсация вместо земельных участков — один из вариантов, который предложили сами многодетные семьи.

Если в отдалённых районах земля есть, её просто не хотят брать, то в Краснодаре, курортных городах нужна альтернатива — чтобы человек мог выбрать, ждать положенной земли — возможно до второго пришествия, либо сразу получить сертификат, добавить к нему федеральный или региональный материнский капитал и сразу же улучшить жилищные условия своей семьи. Когда мы обсуждали размер выплаты, речь шла о 650 тысячах рублей — это средняя стоимость по кадастру участка в Краснодарском крае. На мой взгляд, это справедливо, в противном случае в Сочи надо давать по миллиону рублей, а, например, в Кущёвском районе — 300 тысяч.

Что касается предложения сразу выдавать участки многодетным в собственность, мол, это позволит заставить естественные монополии подводить коммуникации — не думаю, что это существенно изменит ситуацию.

Все энергетические, газовые и водоснабжающие компании находятся в частных руках, вряд ли их можно обязать делать то, что они не хотят.

В Краснодаре сейчас есть шесть территорий, где многодетные готовы начинать строить дома, но когда проходят проектирование и экспертиза подключения инфраструктуры, требуемые суммы просто не помещаются в экран калькулятора.

Если таких денег не находит муниципалитет, откуда они возьмутся у многодетных семей? Пока только в хуторе Копанскоми и посёлке Лазурном люди сумели построить и сдать в эксплуатацию дома, таким образом, переведя землю в свою собственность. Остальные участки находятся в аренде на 20 лет.

Есть лукавство и в том, что власти считают многодетными по младшему ребёнку — эта норма действует только в очереди на земельный участок.

Статус многодетной предоставляют по старшему — то есть, если сын или дочка окончили школу и поступили в вуз не на бюджет, то семья теряет все льготы для многодетных, кроме места в очереди на землю.

Поэтому мы третий год живём в ожидании федерального закона о многодетных семьях, который разъяснит всё и объединит нас под одной гребёнкой.

Самое большое позитивное изменение для многодетных семей в крае — по решению губернатора нам будут выдавать бессрочные удостоверения многодетных родителей, то есть не надо будет каждый год брать подтверждающие справки. Ещё один плюс — возможность использовать региональный материнский капитал до того момента, когда ребёнку исполнится три года».

Источник: https://news.rambler.ru/other/42953661-zakon-est-a-tolku-net-pochemu-mnogodetnye-ne-mogut-poluchit-uchastki/

Верховный суд: Как получить землю, на которую нет никаких документов

Не дают земельный участок

Если родители годами гнули спину на семейных грядках, то эти сотки для детей становятся практически родными. Но вот беда – положенных документов на огород может не оказаться, и нотариус наследнику в оформлении грядок – откажет.

Желание получить в наследство ставший родным огород заставило нашу героиню пройти не только кабинет нотариуса, но несколько судов. Причем не только местных, но и Верховный суд страны. В итоге упорная женщина победила.

Наша история началась с иска гражданки к муниципальной власти в одном из районов Ленинградской области. Истица просила суд признать за ней право собственности на участок в шесть соток в Приозерском районе области.

Суду гражданка рассказала, что землю под огород получил ее отец по решению исполкома сельского совета еще в 1991 году. Как раз под огород. Спустя 16 лет он все свое имущество завещал дочери, а еще через год – умер.

При оформлении наследства его дочь столкнулась с тем, что нотариус в оформлении прав на отцовский огород ей отказал, объяснив это отсутствием правоустанавливающих документов на землю. Областной суд с таким решением согласился. Пришлось истице дойти до Верховного суда.

Зачем нужно переводить загородную недвижимость в другую категорию

Там дело изучили и отменили оба решения местных судов – и районного, и областного.

По материалам суда видно, что спорными оказались шесть соток, имеющих кадастровый номер. Земля огорода относится к землям населенных пунктов с разрешенным использованием – под огород.

Сельский совет в 1991 году выделил участок отцу истицы, как сказано в документах, под огород и без права возведения каких-либо строений. Истица, имея завещание, не смогла оформить у нотариуса огород на себя из-за отсутствия документов.

Районный суд, отказывая гражданке, исходил из того, что участок дали ее отцу во временное пользование. Значит, у нее не возникло постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения. Поэтому и оснований закрепить за ней участок в порядке наследования – нет.

Апелляция с этим согласилась. А вот Верховный суд сказал, что эти решения приняты “с нарушением норм морального права и согласиться с ними нельзя”.

Судебные решения были приняты “с нарушением норм морального права”

Вот аргументы высокого суда. По 1112-й статье Гражданского кодекса в состав наследства входят вещи, принадлежащие наследодателю на день открытия наследства. В 1181-й статье того же кодекса сказано, что принадлежащие наследодателю на праве собственности участок или право пожизненного наследуемого владения участком входит в состав наследства и наследуется на общих основаниях.

Когда мужчине предоставляли землю под огород, действовал Земельный кодекс РСФСР. В нем есть 6-я статья, в которой сказано, что земли, находящиеся в государственной собственности, могут передаваться гражданам советами народных депутатов в пользование, пожизненное наследуемое владение и собственность, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Есть Закон “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации” (N137 от 25 октября 2001 года). Там сказано, что если участок до введения в действие Земельного кодекса был выделен для личного подсобного хозяйства или садоводства с огородничеством, то человек, обладающий таким участком, вправе зарегистрировать право собственности на него.
Как изменится жизнь дачников в 2019 году

Если в акте или другом документе, удостоверяющем право человека на участок, предоставленный ему для личного хозяйства до введения в действие Земельного кодекса, не указано право, по которому этот участок предоставлен, то он считается предоставленным гражданину на праве собственности. Исключение – если по закону землю вообще не могут отдать в собственность.

Из нашего дела видно, что сельский совет в 1991 году гражданину дал участок, но никаких сведений о виде права, по которому дали сотки, – нет. В таком случае, как заявил Верховный суд, следует считать, что участок предоставлялся гражданину на праве собственности, если по федеральным законам нет ограничений для того, чтобы предоставить такие сотки в частную собственность.

По мнению Верховного суда РФ, местному суду для правильного решения спора следовало установить, есть или нет предусмотренные законом ограничения, чтобы отдать участок в частную собственность.

Но в нарушение Гражданского процессуального кодекса РФ (статья 56) это обстоятельство не было определено как юридически значимое.

Хотя именно от этого зависело применение к нашему спору статей 1112 и 1181 Гражданского кодекса.

Верховный суд решил – спор должен быть пересмотрен в соответствии с его разъяснениями.

Источник: https://rg.ru/2019/01/31/verhovnyj-sud-kak-poluchit-zemliu-na-kotoruiu-net-nikakih-dokumentov.html

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.