На чем строятся земельные отношения

Содержание

На чем строятся земельные отношения – Юрист Владислав Анохин

На чем строятся земельные отношения

Закон 24 июня 2014

Земельно-имущественные отношения заключаются в правильном использовании природных ресурсов, которые в юридическом поле считаются недвижимостью.

Суть

Разберемся подробнее, что же представляет собой этот термин. Итак, земельные отношения, которые контролируются законодательством, предусматривают особенности использования ресурсов природы, имеющих охранный статус. Также они контролируют деятельность людей, которые проживают на указанной территории.

Что касается имущественных отношений, то они управляются Гражданским кодексом. Он предусматривает законодательный контроль использования и распоряжения теми землями, которые находятся во владении граждан. То есть Кодекс разграничил понятия земельных отношений (государственные и охранные территории) и имущественные (участки, которые находятся в частном владении).

Особенности регулирования отношений

Для того чтобы в государстве был порядок, необходимо иметь определенные рычаги контроля, которые позволят упорядочить все действия, связанные с природным фондом. Процесс регулирования фиксируется в Конституции страны, а также в других правовых документах.

Земельно-имущественные отношения являются достаточно сложными:

1. Они могут регулироваться несколькими правовыми документам. Например, распоряжение территорией, ее продажа и использование контролируются нормами Гражданского и Земельного кодекса.

2. При использовании участка в качестве недвижимого имущества учитывайте, что он обладает приоритетом охраны.

3. Земля и то строение, которое находится на ней, — это единый объект, поэтому если происходит продажа здания, то вместе с ним уходит и участок, на котором оно стоит.

Земельно-имущественные отношения контролируются федеральными законами (например, «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Принципы регулирования отношений

Перед тем как производить какие-либо операции с определенной территорией, необходимо обязательно изучить нормативные документы, при помощи которых производится контроль этих действий. Регулирование земельно-имущественных отношений строится на таких принципах:

— приоритетность экологической безопасности;

— многообразие форм равноправного использования земель всеми гражданами государства;

— рациональность использования территорий;

— устойчивость городских поселений, которая отражает гарантии страны на право земельной собственности;

— платность использования территории;

— равная ответственность за эксплуатацию земель;

— право на получение необходимой информации о землепользовании;

— оптимальность и научно-техническая обоснованность использования территорий.

Основной целью регулирования отношений является обеспечение нормального функционирования земельно-имущественного комплекса заданной территории в период становления современной рыночной системы, ведь участок всегда является объектом коммерции.

Особенности управления имущественно-земельными отношениями

Естественно, для того чтобы заниматься регулированием использования территорий, нужны специалисты, которые знают, как это делать. Для контроля всех шагов, связанных с участками в городах или поселениях, существует управление имущественных и земельных отношений. Эта организация выполняет определенные функции.

1. Контроль документооборота, который утверждает право на срочное или бессрочное использование земель на определенной подведомственной территории.

2. Проведение консультаций с гражданами и юридическими лицами по поводу законного применения имущества.

3. Анализ бумаг, которые утверждают схему размещения земельных участков на подведомственной территории (кадастровой карте).

4. Подготовка проектов для органов местного самоуправления, а также формулировка отказов в предоставлении участков в аренду или собственность.

5. Оформление договоров, которые фиксируют возможность применения территории, принадлежащей муниципалитету.

Это только часть обязанностей, которые возложены на данный орган. Полный перечень можно узнать в местном отделении.

Особенности деятельности Министерства имущественных и земельных отношений

Естественно, для того чтобы управление производилось качественно, необходим центральный орган, который будет координировать деятельность всех соответствующих организаций. Для этого существует Министерство земельных и имущественных отношений. Именно данный орган занимается управлением государственными территориями, а также теми участками, которые были отчуждены в процессе приватизации.

Основными функциями Министерства являются следующие:

— разработка нормативной базы, которая будет регулировать земельно-имущественные отношения;

— контроль деятельности подведомственных управлений;

— ответственность за осуществление государственной политики в области земельных и имущественных отношений;

— управление всеми процессами, касающимися приватизации;

— осуществление оценочной деятельности.

Чем должен заниматься специалист по земельным и имущественным отношениям?

Без квалифицированных сотрудников осуществление контроля невозможно. Многие высшие учебные заведения готовят работников по специальности «Земельное право». Теперь разберемся, с чем же имеет дело такой сотрудник. Это, прежде всего:

— оценочная деятельность по определению стоимости недвижимости;

— осуществление кадастровых отношений (учет объектов недвижимости, их съемка, оценка и техническое описание);

— регулирование деятельности земельно-имущественного комплекса (в этом случае в обязанности специалиста входит составление земельного баланса, подготовка соответствующей документации, мониторинг государственных территорий);

— картографическое и геодезическое сопровождение представленных отношений.

Именно этот сотрудник должен суметь проконсультировать граждан по соответствующим вопросам. Специалист по земельно-имущественным отношениям обязан качественно выполнять свою работу, так как она связана с государственными документами.

Источник: .ru

Источник: http://monateka.com/article/77305/

Профессия земельно- имущественные отношения | Про профессии.ру

Такой профессии, как земельно-имущественные отношения, не существовало как таковой. Земля считалась государственной и к рынку не имела никакого отношения. Только после того, как была проведена реформа, земля становится капиталом, частной собственностью.

С этого момента она может приносить доход. Для этого стали необходимы специалисты. В СССР таких не готовили, о них ничего не слышали. Но это было ошибочное мнение.
 

Источник: http://vlad1.ru/na-chem-stroyatsya-zemelnye-otnosheniya/

Земельные отношения в 2019 году: основные понятия, порядок образования земель, использование земельных участков, меоды регулирования, зарубежный опыт | Земельный эксперт

На чем строятся земельные отношения
4636

Понятие земельные отношения включает в себя совместное функционирование государства, региональных и местных органов власти, а также частных предприятий и граждан по вопросам, касающимся землепользования и охраны земель. Земельные правоотношения – это предмет всего земельного права.

Природные зоны и территории распределены по субъектам РФ и муниципальным образованиям. В связи с этим определяются участники и объекты данной правовой сферы. Прежде всего, в сделках и процессах могут принимать участие непосредственно государство, субъекты РФ, муниципалитеты, юридические и физические лица.

Также участниками земельных отношений являются граждане других государств, но на условиях, прописанных в действующем земельном законодательстве. Объекты земельных правоотношений – это сами территории и все права, которые возникают у участников при оформлении сделок с землей.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Законодательством РФ предусмотрена классификация земельных правоотношений в зависимости от определенных параметров. Виды земельных правоотношений бывают следующие:

  1. По характеру правового регулирования:
  2. В зависимости от категории земли. Отношения в сфере эксплуатации земель:
    • сельскохозяйственного назначения;
    • населенных пунктов;
    • водного и лесного фонда;
    • промышленности и спецназначения.
  3. По функциональному назначению выделяются регулятивные и охранительные правоотношения.

Образование земельных участков

В Земельном кодексе РФ описаны способы образования новых участков:

Каждый из вариантов имеет свои особенности и нюансы. Во время объединения из нескольких участков получается один. При разделе совершается обратная процедура: начальный надел разграничивается на отдельные территории.

  Во время выдела из состава земельной площади выделяется часть, а начальная территория остается в измененных границах.

Перераспределение земельных участков может коснуться только смежных участков и используется для организации рационального использования земель.

Новообразованные территории должны отвечать обязательным требованиям закона:

  1. Участок должен находиться в пределах допустимых минимальных и максимальных размеров, установленных государством.
  2. Границы должны быть правильной геометрической формы, без наложений и острых углов.
  3. Каждый новый участок обязан пройти регистрацию и идентификацию в Росреестре.
  4. От участка должен иметься доступ к проезжей части.

Владельцы изначальных участков получают права на все новообразованные земли и, соответственно, могут их официально зарегистрировать.

Новые земли могут быть использованы только в рамках целевого назначения изначальной территории.

В том случае, если новые площади появились из арендованных, то землепользователи имеют преимущественное право на заключение аренды. Сервитуты на новые участки также сохраняются.

Действия по отношению к земельным участкам

Стандартными процедурами в рамках земельных отношений являются межевание земельного участка и приватизация.

Межевание – это комплекс кадастровых работ, направленных на определение границ конкретного земельного участка и включающих составление необходимых документов. Эта процедура является обязательной при образовании новых участков или уточнения границ старых. Процесс межевания включает в себя такие этапы, как:

  • сбор документации;
  • геосъемка;
  • оформление межевого дела и составление плана;
  • согласование границ участка;
  • получение кадастрового паспорта;
  • регистрация права собственности на землю.

Вся процедура занимает порядка двух месяцев. Необходимость межевания обусловлена тем, что граждане не всегда имеют представление о границах собственной земли, а эти данные являются обязательными для регистрации площади в законном порядке. Осуществляют геодезическую съемку и оформляют документацию специалисты — кадастровые инженеры.

Под приватизацией понимается переход земельных участков из разряда государственной собственности в частную.

Данным правом обладают лица, имеющие в своем распоряжении земли на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Как правило, необходимость в данном действии возникает только тогда, когда собственники построек, расположенных на земельном участке, хотят совершить с ними какие-либо юридически значимые сделки.

Процедура не отличается сложностью. Гражданин подает заявление в администрацию, после чего выносится решение о проведении приватизации. В дальнейшем, на основании данного решения определяется проект границ, схема расположения площади и составляется договор о переходе имущества в личное распоряжение заявителя.

Собственность на землю

Право регулирования земельных отношений имеется у органов разного уровня власти. Разграничение государственной собственности подразумевает и разделение прав на распоряжение земельными зонами.

Все территории принадлежащие РФ и располагающиеся в рамках суверенных границ являются государственной собственностью.

Данными площадями может распоряжаться только государственный аппарат, планировать порядок их дальнейшей эксплуатации и передавать территории в собственность регионов и муниципалитетов.

В свою очередь, государственная собственность может быть разделена на федеральные участки и региональные земли. Первые находятся в собственности РФ, а вторыми распоряжаются исключительно субъекты РФ в лице соответствующих исполнительных органов.

Территории муниципалитетов РФ представляют собой земельные наделы, расположенные в пределах границ соответствующего населенного пункта и которыми могут распоряжаться местные власти.

Граждане и юридические лица в основном используют свои земли на праве частной собственности. Данное право возникает на основании стандартных юридических сделок: купли-продажи, мены, дарения или в порядке наследования.

Использование чужих земельных участков

Не все располагают земельными участками и имеют возможность беспрепятственно ими распоряжаться. В законодательном порядке определены следующие способы использования чужих земель:

  • аренда участков землепользования;
  • эксплуатация наделов в порядке сервитута;
  • использование территорий на основании постоянного бессрочного или безвозмездного пользования;
  • право пожизненного наследуемого владения.

В первом случае заключается договор аренды земельного участка (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец договора аренды земельного участка]). Владелец площади передает ее землепользователю на конкретный срок за определенную плату.

Вид договоренности зависит от срока действия акта. Если период не превышает одного года, то необходимости в регистрации нет.

Арендатор имеет право на эксплуатацию земли по своему усмотрению, включая предоставление его в залог или в качестве взноса в уставной капитал, за исключением сделок правового характера.

О том, что такое сервитут на земельный участок, рассказывает ст. 23 ЗК РФ.

Это еще один вид использования земли, подразумевающий эксплуатацию ее части с целью обеспечения свободного доступа, прохода, выполнения различных обязательных работ (дренажа, прокладывания коммуникаций),  разработки природных недр и в других случаях.

Порядок применения определяется в законодательном порядке и прописывается в соответствующем договоре (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец соглашения об установлении сервитута на земельный участок]). Владелец земли имеет право взимать плату со всех, кто пользуется его площадью в рамках сервитута.

Безвозмездное пользование земельных зон подразумевает под собой предоставление площадей во временную эксплуатацию гражданам, юридическим лицам и государственным органам.

Порядок передачи определяется законодательством РФ.

Подобные правоотношения подтверждаются стандартным договором (посмотреть и скачать можно здесь: [Образец договора безвозмездного пользования земельным участком]).

Права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения являются постепенно отмирающими правовыми институтами в земельном законодательстве, а участки, оформленные в рамках данных правовых режимов можно приватизировать в упрощенном порядке.

Регулирование земельных отношений

Единого мнения насчет методов правового регулирования земельных правоотношений нет, однако, в теории права выделяются следующие:

  • законодательное регулирование – представляет собой законотворческую деятельность уполномоченных государственных органов, направленную на упорядочение эксплуатации земель;
  • контроль использования территорий с учетом происхождения земель и их значимости. Данная методика основывается на категорировании земель, в зависимости от целевого применения;
  • договорное регулирование, в рамках которого устанавливаются размеры оплаты, стоимости и других показателей землепользования;
  • методика обязательного госконтроля и надзора в сфере рациональной эксплуатации земель – подразумевает постоянный мониторинг и контроль со стороны государственных органов.

В зависимости от методики регулирования определяются и полномочия каждого органа власти.

Земельное законодательство в зарубежных странах

В разных государствах существует собственный порядок организации земельных правоотношений. Можно отметить, что германское и французское земельное право имеют существенные сходства и строятся на понятии «частная собственность».

Граждане этих стран имеют перед государством только одно обязательство – своевременную уплату земельного налога. Французы и немцы имеют право распоряжаться землей, проживать на ней, застраивать территорию, а также использовать площадь в качестве залога и заключать договоренность о сервитуте.

Как и в РФ, оформлением и предоставлением необходимой документации занимается специальное кадастровое бюро.

В США земельное право выглядит несколько иначе. Прежде всего, формируется общефедеральное право, и только затем определяются полномочия отдельных штатов. Также, как и в европейских странах, в Америке широко распространен институт частного права.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефону: 8 800 350-83-46 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/

Земельно-имущественные отношения. Регулирование земельно-имущественных отношений

На чем строятся земельные отношения

Земельно-имущественные отношения заключаются в правильном использовании природных ресурсов, которые в юридическом поле считаются недвижимостью.

Особенности и правила земельных отношений

На чем строятся земельные отношения

Общественные взаимоотношения – множественные связи, регулярно образующиеся между субъектами в процессе различной деятельности. Речь идет о социальной, политической, экономической, и культурной жизнедеятельности общества. Под субъектами стоит понимать отдельно взятую особу, классы, различные социальные группы и, конечно, нации.

Земля выступает объектом земельных отношений (один из видов общественных взаимоотношений) не потому, что это часть природы, а вследствие использования ее человечеством. Человек присваивает результаты многолетнего труда на почвах, результата ее плодородия и богатства недр.

Земля — вечное незаменимое средство производства. Характерная особенность этого ресурса заключена в ее ограниченности одновременно со стабильностью местонахождения. Последнее подразумевает необходимость использовать данные ресурсы в рамках, предоставленных самой природой.

Формулировка понятия и его суть

Понятие словосочетания «земельные отношения» — особый вид официальных публичных взаимоотношений, основу которых составляет использование плюс управление частью территории суши. Подобные связи возникают между членами общества, предприятиями, разными государственными органами и, конечно, субъектами хозяйственной и других видов деятельности.

Характеристика (особенности) отношений подобного рода:

  • связывают и отражают объективные законы развития общества наряду с общественным производством;
  • относятся к своеобразному роду имущественных отношений, формирующихся касательно земного пространства;
  • чрезвычайно многообразные связи, регулирующиеся правовыми нормативами разных отраслей законодательства (земельного, непременно гражданского, экологического, а также административного).

Характерные черты подобных отношений

Урегулированные с помощью закона о земле, они получают статус правоотношений относительно аграрных участков. Таким образом, экономические отношения землепользования фиксируются юридически.

Землеустроительные правоотношения регулируют часть контактов, касающихся приобретения (приватизация, покупка или продажа), использования (эксплуатации), охраны земельных ресурсов между самими органами власти, физическими и юридическими лицами.

Статья 3 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3 дает четкое пояснение понятия «земельных отношений». Руководствуясь определением, прописанным в законе, под такими связями подразумевают взаимоотношения, касающиеся эксплуатации, охраны аграрных ресурсов государства, лежащих в основе самого понятия жизнедеятельности того народа, который проживает в данной местности.

Внимание! Следует знать: все имущественные вопросы, относящиеся к владению, пользованию, управлению площадями поверхности плюс все совершаемые с ними контракты контролируются Гражданским кодексом страны.

А если другое не предусмотрено, то законодательствами, касающимися земельных, водных, лесных ресурсов, законодательством о природных ресурсах земли, об охране, защите окружающей среды и другими специальными федеральными законами.

Современная литература выделяет некоторые важнейшие элементы современных земельных правоотношений, его понятие и виды.

  1. Формы собственности: общинная, частная, городская, государственная и тому подобное.
  2. Отношения, касающиеся хозяйственной эксплуатации участка.
  3. Формы управления аграрными запасами: система политических, правовых плюс социально-экономических и, конечно, правовых мер, задача которых — грамотная организация эксплуатации наделов.
  4. Способы, методика регулирования взаимоотношений, касающихся наделов.

Элементы земельных взаимоотношений

  1. Субъекты правоотношения. Они указаны как участники земельных отношений в ст. 5 ЗК РФ, и их состав — это:
  • обыкновенные граждане;
  • само государство (РФ);
  • городские образования;
  • юридические лица.

Следует понимать, что к субъектам относится такая группа участников:

  1. Собственник (владелец) аграрного участка.
  2. Землепользователь – особа, владеющая и эксплуатирующая участок на правовой основе постоянного (непрерывного, без срока) или срочного, но неоплачиваемого пользования.
  3. Землевладелец – особа, которая владеет и использует аграрную площадь по праву будущего наследства на неограниченный период (равный своему жизненному сроку).
  4. Арендатор – особа, наделенная правом владеть и использовать надел благодаря договору аренды (допустимо субаренды).
  5. Обладатели сервитута – лица, обладающие ограниченным правом распоряжения чужим участком (сервитут).

ГК РФ (ст.124—125) дает право РФ (распространяется на субъекты РФ, городские власти, сельские поселения, другие муниципальные образования) выступать на равных правах в имущественных делах с другими участниками подобных отношений – гражданами или юридическими лицами. Например, такими правами обладают органы самоуправления.

  1. Объект правоотношения. Руководствуясь ст. 6 ЗК РФ, объектами аграрных взаимоотношений становятся:
  • почва, прежде всего как объект природы и, соответственно, природный ресурс;
  • территориальные площади;
  • отдельные части аграрных наделов.
  1. правоотношения (субъективные права плюс обязанности). На самом деле это сопоставимые права и возлагаемые на участника обязанности в правоотношениях о земле, которые руководствуются в своих действиях исключительно правовыми нормами. Последнее время интенсивно развивается институт частной собственности на наделы. Вводится платное землепользование, поэтому отношения, касающиеся поверхностных площадей, изменили свое содержание. Они стали имущественными, а сам участок получил кадастровый номер в соответствии с потребностями развивающегося рынка относительно аграрного ресурса.

Классификация подобных правоотношений

Структура земельно-правовых отношений и классификация весьма разнообразна.

  1. Классификация по главным институтам права на участок:
  • государственное регулирование ресурсов поверхности;
  • собственность на земли;
  • землепользования;
  • в области защиты и охранных мероприятий на надел;
  • самое главное — юридической ответственности.
  1. Классификация по признаку основного назначения потенциала планеты в отношении хозяйственной деятельности:
  • населенные пункты;
  • сельскохозяйственные работы;
  • промышленность, энергетика, транспорт, работа системы связи, телевидения, радиовещания; информационные системы, участки для обеспечения деятельности, связанной с исследованием космоса, обеспечения безопасности и другого спецназначения;
  • территория, относящаяся к особо охраняемым зонам и объектам;
  • лесной и водный фонд;
  • запас.
  1. Классификация относительно субъекта. Участниками выступают граждане страны, юридические лица, само государство, субъекты страны, муниципальные образования.
  2. Классификация по выполняемым функциям:
  • правоохранительные;
  • регулятивные.
  1. Классификация по правовым нормам, лежащим в основании возникновения аграрных отношений:
  • материальные (возникают на основе нормативов материального права);
  • процессуальные (появляются вследствие процессуальных норм).
  1. Классификация по показателям правомерности:
  • правомерные (правомочные);
  • неправомерные.
  1. Классификация уровней взаимной обязанности всех участников отношений:
  • равноправные партнерские отношения (между пользователями наделов);
  • взаимоотношения, в которых одна сторона обязательно подчиняется другой.

Законодательные нормативы

Земельный кодекс РФ определяет, что главная цель законодательства заключена в процессе контроля, управления земельно-имущественными отношениями. Такие понятия, как сущность и содержание (смысл) аграрных отношений прописаны в ст.

3 ЗК РФ. Поэтому особый интерес представляют земельно-имущественные связи, проявляющиеся при пользовании участков. Акцент делается на охране территории, являющейся основой жизнедеятельности народов, коренных жителей данных площадей.

На законодательном уровне приоритетом выступает эксплуатация аграрных угодий как объекта недвижимого имущества.

Особенности земельных отношений в современной России

После проведения земельной реформы (1990 г.) в стране начал формироваться новый порядок, касающийся земли. Результатом проведенной реформы стала ликвидация государственной монополии на данный вид ресурса. Итогом стал переход на разные виды землепользования, появление большого количества разновидностей аграрной собственности.

Эффективно прошло введение платного землепользования. Стало возможным разделение государственной собственности, что повлекло развитие рынка аграрных территорий.

Как следствие, наземная поверхность стала востребованным объектом недвижимости (хотя ее традиционные особенности при этом никуда не исчезли), активным участником правоотношений граждан.

Основой земельных отношений, продолжающих формироваться в стране, должны стать законы, прописанные в Земельном кодексе.

цель ЗК не просто отражать политику, внедряемую государством, но руководствоваться теорией о роли наземных угодий для общественного производства, стремиться к рациональной организации землевладения и прежде всего землепользования, опираться на концепцию землеустройства по последним научным разработкам.

Подобная позиция может привести к некоторым нежелательным последствиям. Например, когда формирующийся земельный рынок станет рассматривать наземную территорию как элемент только товарных взаимоотношений.

Нарастающие темпы рыночного оборота послужат поводом к потере главного достоинства земли как основного природного ресурса, как главного средства для производства сельскохозяйственной продукции. Разрешение свободного приобретения территорий приведет к покупке площадей со скрытой сверхприбылью.

Например, покупка пригородных участков с целью возведения новых коттеджей (например, для многодетных семей), колледжей или производственных помещений.

Другой вариант — участки с запасом полезных ископаемых для их дальнейшей разработки, для размещения сооружений из области прибыльной инфраструктуры. Причем даже общественный запрет на изменение цели пользования землей не может их защитить от приобретения для несельскохозяйственных действий. Не могут заставить владельцев прекратить вырубать лесные массивы с целью переработки древесины.

Мировое сообщество в последнее время все больше склоняется к тому, что введение частной собственности на наземный ресурс было большой исторической ошибкой.

Земля – это объект хозяйствования, поэтому разумно, целесообразно государством ограничить права частного собственника в пользу самого общества, арендатора, любого, кто эту почву будет возделывать.

Положение нашло отражение в перспективах развития экономики государства до 2020 года.

Особенности и правила земельных отношений Ссылка на основную публикацию

Источник: https://ZaZemlyu.ru/zemelnoe-pravo/osobennosti-i-pravila-otnoshenij.html

Земельные отношения (понятие и особенности). Земельные правоотношения, их классификация

На чем строятся земельные отношения

Общественные отношения — это многообразные связи, возникающие между индивидуумами, социальными группами, классами, нациями (а также внутри них) в процессе их экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности.

Земля становится объектом земельных отношений (как разновидности общественных отношений) не из-за того, что она — объект природы, составная часть окружающей среды, а вследствие ее использования людьми, присвоения продуктов земли и использования ее полезных свойств. Это важное обстоятельство определяет экономическое, социальное и экологическое значение земельных отношений.

Тем не менее, земля как объект общественных отношений продолжает оставаться объектом природы даже тогда, когда к ней прикладывается человеческий труд. В этом одна из основных особенностей земли в качестве объекта общественных отношений и соответственно самих земельных отношений.

Особенности земельных отношений:

    1. непосредственно связаны с объективными закономерностями развития человеческого общества и общественного производства;
    2. являются особым видом имущественных отношений, которые возникают, изменяются и прекращаются по поводу земли;
    3. являются сложными, комплексными отношениями, при этом регулирование их осуществляется нормами как земельного, так и гражданского, административного, экологического и иных отраслей законодательства.

 Земельные правоотношения

Земельные правоотношения – это урегулированные нормами земельного права общественные отношения по поводу приобретения (приватизации, купли-продажи), ис­пользования и охраны земель, складывающиеся между органами власти, физическими и юридическими лицами. 

Ст. 3 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ дает легальное определение земельных отношений:

    • отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

При этом имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками, а также по совершению сделок с ними регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным, лесным, водным законодательством, законодательством о недрах, об охране окружающей среды, специальными федеральными законами.

 Элементы земельных правоотношений:

    1. субъекты правоотношения;
    2. объект правоотношения;
    3. содержание правоотношения (субъективные права и обязанности).

Субъекты земельных правоотношений – это участники земельных отношений, состав которых определен ст. 5 ЗК РФ и к которым относятся:

    • граждане,
    • юридические лица,
    • Российская Федерация,
    • субъекты Российской Федерации,
    • муниципальные образования.

Вышеуказанные субъекты могут выступать в роли:

    1. собственников земельных участков;
    2. землепользователей – лиц, владеющих и пользующихся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
    3. землевладельцев – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненного наследуемого владения;
    4. арендаторов земельных участков – лица, владеющие и пользующиеся земельными участками по договору аренды, договору субаренды;
    5. обладателей сервитута – лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками (сервитут).

В соответствии со ст. ст.

124-125 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в имущественных отношениях на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами.

От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные права и обязанности органы государственной власти, от имени муниципальных образований – органы местного самоуправления.

Объектами земельных отношений являются (ст. 6 ЗК РФ)

    • земля как природный объект и природный ресурс;
    • земельные участки;
    • части земельных участков.

земельных правоотношений – корреспондирующие права и обязан­ности их участников (совершающих свои действия в точном соответ­ствии с нормами права).

В настоящее время с введени­ем института частной собственности на землю и платного землеполь­зования земельные отношения приобрели новое содержа­ние, поскольку они признаны имущественными, а земля перестала быть объектом администрирования, получила кадастровую оценку с учетом потребностей развивающегося земельного рынка.

Классификация земельных правоотношений:

1) по основным институтам земельного права:

  • собственности на землю;
  • землепользования;
  • государственного земельного управления;
  • в области охраны земель;
  • юридической ответственности.

Правоотношения собственности имеют место в случаях установления той или иной формы собственности на земельный участок.

Они возникают при приватизации государственных или муниципальных земель, при купле-продаже или иных сделках, связанных с отчуждением земель, при конфискации, реквизиции земель.

Правоотношения собственности на землю занимают основополагающее место, так как во многих случаях определяют содержание других видов правоотношений.

Правоотношения землепользования являются составной частью правоотношений собственности, поэтому для собственника они возникают одновременно с отношениями собственности и не требуют для этого особых дополнительных оснований.

Одновременно правоотношения землепользования могут выделяться из правоотношений собственности и приобретать самостоятельное значение в силу того, что не во всех случаях собственник сам использует свой земельный участок, а заинтересован в передаче прав пользования другим лицам.

В этом случае между собственником и таким заинтересованным лицом возникают правоотношения землепользования, в рамках которых обе стороны принимают на себя взаимные права и обязанности.

Для возникновения правоотношений землепользования требуются дополнительные фактические и юридические условия, закрепляющие такие взаимные права и обязанности.

Правоотношения землепользования можно подвергнуть более детальной классификации.

Так, в зависимости от категории земель правоотношения землепользования можно разделить на правоотношения по использованию земель сельскохозяйственного назначения, земель поселений, промышленности и иного специального назначения, земель особо охраняемых территорий и объектов, земель лесного и водного фондов, земель запаса. По условиям возникновения права землепользования можно выделить правоотношения общего и специального землепользования, по времени реализации – правоотношения срочного и бессрочного землепользования.

Правоотношения государственного земельного управления имеют место в случаях, когда государственные и местные органы (если им делегированы государственные полномочия) выполняют возложенные на них функции управления.

Они включают предоставление земель в собственность либо пользование с выдачей и регистрацией необходимых документов, учет земель и ведение земельного кадастра, землеустройство и лицензирование землеустроительных работ, контроль за использованием и охраной земель и привлечение нарушителей к юридической ответственности.

Правоотношения в области охраны земель охватывают общественные отношения, урегулированные теми нормами земельного права, которые нацелены на сохранение полезного потенциала земли как основы хозяйственной деятельности и элемента окружающей природной среды. Их содержание составляют права и обязанности собственников и пользователей по охране земель, включая мероприятия по мелиорации, рекультивации земель, консервации земель и восстановительные мероприятия на загрязненных и деградированных землях.

Правоотношения юридической ответственности возникают при нарушении норм земельного права, субъективных прав и обязанностей собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земель.

Данные правоотношения в отличие от других, упомянутых выше, реализуются на основании норм как земельного, так и иных отраслей права.

Соответственно структуре этих отраслей можно выделить правоотношения уголовной, административной, гражданско-правовой, материальной и дисциплинарной ответственности.

В реальных ситуациях земельные правоотношения проявляются как сложное сочетание различных видов.

Скажем, ведение фермерского хозяйства на земельном участке реализуется через правоотношения собственности, когда для этих целей приобретается земельный участок; через правоотношения государственного управления, когда государственные органы контролируют состояние земельного участка или проводят учетные действия, правоотношения охраны земель, когда фермеры проводят мелиоративные мероприятия, и т.д.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/zemelnie-otnosheniya-ponyatie-i-osobennosti--zemelnie-pravootnosheniya-ich-klassifikatsiya

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.