Муниципальное управление земельными ресурсами

Управление земельными ресурсами муниципальных образований

Муниципальное управление земельными ресурсами

Управление земельными ресурсами муниципальных образований 

 

     Сегодня местные органы власти придают огромное значение возрастающей роли земельных отношений в общем комплексе экономических реформ и системе управления муниципальной собственностью.

Наделенные определенными полномочиями в области земельных отношений, органы местного самоуправления планируют использование земли, организуют проведение работ по землеустройству, оформляют права собственности на землю, участвуют в осуществлении контроля, а так же взимают плату за землю.

     Однако в нашей стране земельные платежи в общей структуре доходов местных бюджетов составляют незначительную часть, хотя в других странах земельные налоги традиционно являются одним из главных источников бюджета. Проблемой исследования является несовершенство управления земельными ресурсами.

     Цель исследования: разработка программы совершенствования управления земельными ресурсами.

     Объектом исследования являются земельные ресурсы в муниципальном образовании.

     Предметом исследования – управление земельными ресурсами.

     В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования в курсовой работе необходимо было решить следующие задачи:

  1. Теоретическая оценка основных понятий «земельные ресурсы», «управление»;
  2. Анализ теоретических подходов к управлению земельными ресурсами в городах;
  3. Анализ отечественного и зарубежного опыта совершенствования управления земельными ресурсами в городах;
  4. Анализ управления земельными ресурсами в муниципальном образовании.

     Методы исследования: сбор информации, сравнительный анализ, статистический анализ, SWOT-анализ.

     В ходе написания данной курсовой работы использовались учебники и учебные пособия.

     Земля представляет собой поверхностный слой земной коры, включающий голую материнскую породу, поверхность дна водоемов, почвы и другие элементы. Земля обеспечивает основное пространство и сырьевые ресурсы, необходимые во всех видах производства [20].

     Земельные ресурсы — земли, которые находятся в границах территории государства, за исключением территориального моря.

     В настоящее время сложилось несколько подходов к рассмотрению земельных ресурсов (см. таблица 1).

Таблица 1 – Подходы к понятию «земельные ресурсы» 

Подход Определение
ЭкологическийЭто природный  объект, составная часть природной среды, взаимодействующая с другими объектами природы – лесами, недрами, водами, а в широком смысле – охватывающая все природные ресурсы
ЭкономическийКак объект хозяйственной  и иной деятельности – является материальной базой всякого производства. Она – источник (ресурс – для удовлетворения самых разнообразных потребностей человека
СоциальныйЭто объект собственности. При капитализме решающее значение земли для регулирования земельных  отношений имеет социальная функция  земли. При социализме земля является в одних странах исключительной собственностью государства, в других – наряду с государственной, кооперативной, частной и личной собственностью

 

     На основе этих трех подходов определяются свойства земельных ресурсов: свойства и особенности, присущие всем землям (природный характер происхождения земли, единственное место обитания всех человеческих поколений, ограниченность, неподвижность); на присущие определенным категориям земель; на присущие определенным земельным участкам [16,с.62].

     Когда земельные ресурсы выступают объектом управления, вводят еще одно свойство: земельные ресурсы являются источником дохода для субъекта их управления.

В системе государственного устройства земельные ресурсы составляют экономическую основу государственных муниципальных бюджетов, поэтому на государственном и муниципальном уровне осуществляется управление земельными ресурсами.

В таблице 2 приведены основные подходы к определению управления.

Таблица 2 – Подходы к понятию «управление» [11,с.55] 

Подход Определение
ФункциональныйКак функция  системы, управление направленно на выживание этой системы посредством  координации, организации, упорядочения элементов данной системы, как между  собой, так и с внешней средой.
Субъектно-объектныйВоздействие субъекта на объект с целью изменения состояния объекта и (или) субъекта (в том числе и себя), по заранее продуманному плану действий в соответствии с располагаемыми ресурсами; это деятельность по приведению объективного процесса к субъективно выбранной цели, так как в основе любого управления непременно лежит целеполагание.

 

     Функциональный подход подчеркивает то, что управление присуще любой системе как целому, а не отдельным ее элементам и жизненно необходимо ей. Управление как деятельность субъекта подчеркивает субъективность управления, т.к. происходит влияние субъекта на объект, и исключает наличие только одной цели в управлении – выживания системы.

     Таким образом, можно говорить о том, что под управлением будет пониматься целенаправленное воздействие субъекта на объект управления, а относительно земельных ресурсов, надо отметить, что в рамках государственного и муниципального управления три подхода к определению земельных ресурсов не являются взаимоисключающими.

     Управление любой системой состоит в обеспечении сохранности, устойчивости развития этой системы, входящих в нее элементов или связанных с ней других интересов систем в общих интересах.

Муниципальное управление земельными ресурсами – это целенаправленная деятельность муниципальных органов власти по организации рационального использования земли с учетом удовлетворения интересов всего общества, так и отдельного человека и по обеспечению устойчивого развития поселения [16,с.63].

     Объектом управления земельными ресурсами в муниципальном образовании выступает земельный участок в установленных границах, с фиксированной площадью и правовым режимом в пределах границ поселения.

При этом объектом муниципального управления будут являться не только исключительно муниципальные земельные участки, но и земли, находящиеся в государственной собственности (неразграниченные земли).

Управляющее воздействие муниципалитета направлено и на земли, находящиеся в частной собственности, например, при установлении ставок земельного налога.

     Субъектами местного управления земельными участками являются органы местного самоуправления, а субъектами внутрихозяйственного управления – собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы. Предметом управления является формирование механизма регулирования земельных отношений и использования земельных участков в границах муниципального образования.

     Цели и задачи органов власти по управлению земельными ресурсами в основном совпадают, но с учетом того, что земельные платежи представляют собой источник пополнения местного бюджета, в муниципальном управлении отмечается ярко выраженный экономический уклон [7,с.49].

     Управление землями на территории поселения включает в себя принятие нормативно-правовых актов в виде решений, программ, правил и раскрывается через внедряемые мероприятия.

В соответствии с этим органы местного самоуправления могут активно влиять на становление и развитие рынка земли, при этом в основу общего регулирования земельно-имущественных отношений положена федеральная и региональная нормативно-правовая база.

     Муниципальное образование по своей природе является сложной системой, и соответственно, подвержено влиянию внешних и внутренних факторов, представленных на рис. 1, которые оказывают влияние и на управление земельными ресурсами [13,с.102].

     Рисунок 1 Основные факторы, влияющие на систему муниципального управления земельными ресурсами

     Принципы муниципального управления земельными ресурсами.

  1. Многообразие форм собственности на землю и землепользование. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частное, муниципальной и иных формах собственности [16,с.65].
  2. Сочетание интересов общества и законных интересов граждан при использовании земель. Регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при условии обеспечения гарантий для каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
  3. Научный подход к регулированию земельных отношений. Земельные отношения должны регулироваться с использованием научно-обоснованных методик и положений, которые базируются на детальном изучении объекта управления.
  4. Участие граждан, общественных организаций и религиозных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю.
  5. Приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий. В основу данного принципа положено разделение земель по целевому назначению, ограничение их использования не по целевому назначению, изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, лесного фонда, земель особо охраняемых территорий.
  6. Приоритет охраны земель как важнейшего компонента окружающей природной среды и средства производства.
  7. Платность землепользования.
  8. Устойчивость развития городского землепользования.
  9. Единство судьбы земельных участков и прочносвязанных с ними объектов недвижимости.
  10. Принцип информативности. Любые участники земельно-имущественных отношений должны иметь возможность получить всю информацию о земельном участке и расположенных на нем объектов недвижимости.
  11. Принцип ответственности за нарушение земельного законодательства.

     Муниципальное управление земельными ресурсами может преследовать различные цели:

  1. Повышение эффективности использования земли на территории муниципального образования.
  2. Увеличение доходной части местного бюджета от земельных платежей и операций, связанных с землей.
  3. Максимальное удовлетворение потребностей в земельных участках как граждан, так и предприятий различных отраслей хозяйствования на территории города.
  4. Предельное вовлечение земли в оборот и создание необходимых условий для реализации инвестиционного потенциала земель (развитие территории муниципального образования).

     Как видно из набора возможных целей управления земельными ресурсами, при грамотно проводимой земельной политике органы местного самоуправления способны решить насущные вопросы, тем или иным путем повысить качество жизни населения. Земельная политика – это сильный инструмент местной администрации [15,с.51].

     Система муниципального управления земельными ресурсами включает:

  1. Планирование и прогнозирование использования земельных ресурсов (формализация целей и задач, а также средств их достижения в соответствии с реальными ресурсными возможностями).
  2. Экономическое стимулирование рационального использования земельных ресурсов (регулирование механизмов платежей за землю).
  3. Информационное обеспечение системы управления земельными ресурсами (изучение, оценка, систематизация и учет земельных ресурсов).
  4. Нормативно-правовое обеспечение системы управления земельными ресурсами.
  5. Мониторинг земель (своевременное выявление изменений состояния земель и выработка рекомендаций).
  6. Организация землеустройства (организация и реализация управленческих решений) [16,с.58].
  7. Муниципальный контроль за использованием и охраной земель.

     Особую роль в муниципальном управлении земельными ресурсами  играют способы предоставления земельных участков. Способы предоставления земельных участков, их цели, преимущества и недостатки представлены  рис. 2 [20].    

1. Цели
  • Быстрая продажа земли
  • Максимальная цена
  • Продажа при соблюдении местных цен
  • Более высокая цена
Инвестирование  в развитие объекта
2. Преимущественное  назначение для:
Небольших участковМелких и  средних объектовКрупных массивов
3. Обязательства потенциальных  инвесторов:
  • Участие в торгах
  • Внесение залога
  • Отправление своих предложений по почте
  • Принятие указанных условий
  • Назначение первоначальной цены или более высокой
  • Принятие особых условий
4. Преимущества:
  • Быстрый, несложный
  • Гласность
  • Присутствие всех потенциальных покупателей
  • Немедленное достижение результатов
  • Соревнование
  • Возможность устанавливать условия
  • Возможность повышения цены
  • Нет необходимости в специальном помещении
  • Возможность устанавливать условия
  • Целенаправленная рассылка приглашений
  • Вероятность более высоких цен
5. Недостатки
  • Потребность помещения
  • Невозможность устанавливать условия
  • Возможность сговора
  • Длительная процедура
  • Медленнее других способов
  • Больше затрат на проведение

Источник: https://student.zoomru.ru/municpravo/upravlenie-zemelnymi-resursami-municipalnyh-obrazovanij/48678.379205.s1.html

Государственное и муниципальное управление земельными ресурсами

Муниципальное управление земельными ресурсами

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ

Понятие государственного и муниципального управления земельными ресурсами

Государственное и муниципальное управление земельными ресурсами представляет собой деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по организации использования и охраны земель как важнейшего природного объекта, а в некоторых случаях – как объекта государственной и муниципальной собственности.

Государственное и муниципальное управление земельными ресурсами – сложное и многообразное явление.

С одной стороны органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют государственное и муниципальное управление земельными ресурсами как представители власти, с другой стороны применительно к землям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, указанные органы осуществляют управление как представители собственника.

Нормы федеральных законов о государственном и муниципальном управлении земельными ресурсами, не связанных с титулом собственности, имеют приоритет над нормами федеральных законов о государственном и муниципальном управлении земельными ресурсами, в которых реализуются правомочия государства, вытекающие из его титула собственника.

Функции государственного и муниципального управления земельными ресурсами

Функциями государственного и муниципального управления земельными ресурсами являются виды деятельности, осуществляемые в целях организации охраны и рационального использования земель, а также в целях реализации права государственной и муниципальной собственности на землю.

К числу функций государственной и муниципального управления земельными ресурсами можно отнести:

1) Ведение государственного мониторинга земель.

2) Ведение государственного земельного кадастра.

3) Осуществление государственного регулирования проведения землеустройства.

4) Осуществление государственного земельного надзора. Осуществление муниципального земельного контроля.

5) Осуществление зонирования территорий.

6) Проведение резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.

7) Осуществление государственного регулирования в области охраны земель.

8) Отнесение земель к категориям в зависимости от их целевого назначения и их перевод из одной категории в другую

9) Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.

10) Изъятие у граждан и юридических лиц земельных участков для государственных и муниципальных нужд.

Органы государственного и муниципального управления земельными ресурсами

Государственное и муниципальное управление земельными ресурсами принято разделять на два вида: общее и специальное.

Общее управление осуществляется Президентом РФ, Правительством РФ, высшими органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в переделах, переданных им государством полномочий.

Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия и выполнят другие функции, установленные законодательством.

Субъекты РФ осуществляют общее управление в соответствии с полномочиями не отнесенными к полномочиям Российской Федерации или к полномочиям органов местного самоуправления.

Специальное управление в области использования и охраны земель осуществляют федеральные органы государственной власти, уполномоченные на управление всеми землями, расположенными на территории РФ, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченные на управление землями, расположенными на территории субъекта РФ.

На федеральном уровне такими органами являются Министерство экономического развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство природных ресурсов РФ, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и др.

На уровне Самарской области такими органами являются Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области.

Государственный мониторинг земель

Государственный мониторинг земель – система наблюдений за состоянием земель для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

мониторинга: сбор информации о состоянии земель, ее обработка и хранение; непрерывное наблюдение за использованием земель, исходя из их правового режима; анализ и оценка качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель установлено Положением Правительства 28.11.2002 № 846 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного мониторинга земель».

Мониторинг включает в себя:

а)сбор информации о состоянии земель в Российской Федерации, ее обработку и хранение;

б)непрерывное наблюдение за использованием земель исходя из их целевого назначения и разрешенного использования;

в)анализ и оценку качественного состояния земель с учетом воздействия природных и антропогенных факторов. Мониторинг осуществляется Федеральной службой земельного кадастра России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Землеустройство

В соответствии с ст.

68 ЗК РФ землеустройство – это мероприятия по изучению состояния земель, планированию и организации рационального использования земель и их охраны, описанию местоположения и (или) установлению на местности границ объектов землеустройства (территориальное землеустройство), организации рационального использования гражданами и юридическими лицами земельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, а также по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации(внутрихозяйственное землеустройство).

Источник: https://revolution.allbest.ru/law/00728009_0.html

Управление земельными ресурсами в муниципальном образовании

Муниципальное управление земельными ресурсами

Определение 1

Управление земельными ресурсами в муниципальном образовании – это целенаправленная деятельность органов публичного управления муниципального уровня, опосредующая мероприятия нормотворческого, организационного, контрольного и другого характера, направленные на учреждение и функционирование в муниципальном образовании системы эффективного пользования и распоряжения земельными ресурсами в соответствии с требованиями земельного и иного законодательства.

Управленческие процессы в отношении земельных ресурсов – это сложная система правоотношений, опосредующая управленческое воздействие на земельные ресурсы со стороны органов публичного управления федерального, регионального и местного уровней и населения.

Система управленческих отношений земельными ресурсами включает в себя следующие элементы:

  • предмет управления, то есть земельный фонд государства (Федерации и регионов), различных видов муниципалитетов, а также участки земли конкретных участников земельных правоотношений, отличающиеся правовым основанием предоставления и правовому положению, участки земли, на которые распространяется право общего пользования;
  • субъекты управления, к которым относятся публично-правовые образования – государство, регион, муниципалитет, осуществляющие публично-правовое управление земельными участками, и частные лица – организации и физические лица, которые реализуют внутрихозяйственное управление участками земли;
  • объект управления, то есть общественные отношения, опосредующие процессы организации распоряжения и использования земельных участков соответствующих территорий для удовлетворения потребностей населения.

Необходимо отметить, что публично-правовое управление землей реализуется:

  • органами публичного управления общей и специальной компетенции. Такое управление реализуется в отношении всех земель соответствующего публично-правового образования без привязки к назначению земли или правовому статусу ее правообладателя;
  • ведомственными органами. Такое управление реализуется профильными министерствами, службами, отделами в отношении подведомственных им организаций, в пользовании или распоряжении которых находятся земельные участки. Соответственно, в рассматриваемом случае управление происходит не по территориальному, а по ведомственному принципу.

Публично-правое управление землей на уровне муниципальных образований осуществляется органами местной власти в рамках, установленных специальным законодательством. Внутрихозяйственная управленческая деятельность реализуется непосредственно правообладателями земельных участков.

Цели и задачи управления земельными ресурсами в муниципальном образовании

Важно подчеркнуть, что главная цель управленческой деятельности в отношении земельных участков – это удовлетворение интересов соответствующей территории за счет использования и распоряжения землей как объектом, характеризующимся высокой ценностью, при соблюдении требований экологической безопасности.

Названная цель определяет задачи, принципы и направления публичного управления земельными ресурсами муниципального образования.

Итак, эффективное управление земельными ресурсами муниципального образования предполагает также соблюдение таких условий, как:

  • рациональность в использовании земельных ресурсов;
  • реализация охранных мероприятий в отношении земельных ресурсов.

Названные условия предполагают использование земельных ресурсов в соответствии со стратегическими целями социально-экономического и экологического развития территории муниципального образования, когда земля рассматривается в качестве ценнейшего природного ресурса, использование которого требует ее сохранения и восстановления для использования будущими поколениями. Иной подход к управлению в отношении земельных ресурсов не отвечает требованиям разумности, экологической безопасности, которые ставит сегодня перед обществом и государством крайне тяжелая экологическая обстановка, как внутри страны, так и в мире.

Необходимо отметить, что муниципалитеты, как и публично-правовые образования других уровней, выступают в правоотношениях по управлению муниципальными земельными ресурсами в двух ипостасях:

  • как управомоченная сторона (властный субъект), которая определяет положения и алгоритмы управленческого воздействия на правообладателей земельных ресурсов, обеспечивает исполнение установленных требований правообладателями земельных ресурсов, в том числе экологических требований, уплаты налогов и иных взносов и пр.;
  • как обязанная сторона – правообладатель земельных ресурсов, который функционирует наравне с другими субъектами в гражданских правоотношениях. Муниципальное образование как правообладатель решает специфические задачи, в отличие от частных субъектов: извлечение дохода при использовании земельных ресурсов – не первоочередная задача, прежде всего, использование должно удовлетворять интересы местного населения, решать социально-экономические и экологические проблемы.

Местное публичное управление землями должно решать следующие задачи:

  • обеспечение роста поступлений, как налогового, так и неналогового характера, в бюджет муниципального образования посредством вовлечения в гражданские правоотношения неиспользуемые земли;
  • разработка и применение оптимальных показателей эксплуатации и содержания муниципальной земли;
  • рационализация структуры муниципальной земли;
  • выстраивание эффективной инфраструктуры управления муниципальными земельными ресурсами;
  • повышение эффективности контрольных процедур, реализуемых местными органами публичного управления, в отношении соблюдения условий передачи и использования земельных участков и пр.

Источник: https://spravochnick.ru/gosudarstvennoe_i_municipalnoe_upravlenie/upravlenie_zemelnymi_resursami_v_municipalnom_obrazovanii/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.